Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
более, что иногда инструмент заменяется даже без остановки шпин деля.
Все навесные и прицепные орудия к тракторам, расширяющие область их "применения, изготавливаются взаимозаменяемыми. Для эксплуатации предметов вооружения должна быть гаранти рована полная взаимозаменяемость боеприпасов соответствующего калибра .по стволу оружия. Все это означает обеспечение прин ципа взаимозаменяемости в сфере эксплуатации изделий.
Большое практическое значение имеет взаимозаменяемость при ремонте машин. Действительно, при износе или поломке взаи мозаменяемых деталей ремонт машины сводится к замене пришед шей в негодность детали или узла одноименной частью, взятой из числа запасных. При установке взаимозаменяемых запасных ча стей, как и при сборке новых машин, нет надобности в индиви дуальной пригонке и обработке по месту. Если бы составные части машин не обладали свойством взаимозаменяемости, то цикл ре монта неизбежно удлинялся бы не только вследствие необходи мости пригонки заменяемой части, но во многих случаях из-за изготовления ее заново.
Взаимозаменяемость составных частей машин создала также предпосылки для организации прогрессивного метода обезличен ного ремонта. При этом методе на ремонтных предприятиях ма шины собирают из деталей и частей, принадлежащих ранее раз ным машинам.
Выше мы отметили, что различают два способа организации производственного процесса: способ, основанный на индивидуаль ной пригонке деталей, и способ, основанный на взаимозаменяе мости частей.
Как правило, на большинстве современных предприятий нахо дят применение оба способа одновременно. Вопрос только в том, какой из них преобладает. Чем больше массовость выпускаемой продукции, чем выше техническая оснащенность предприятия и чем лучше организация производственного процесса, тем более преобладает метод взаимозаменяемости. И наоборот, на заводах мелкосерийного производства, оснащенных универсальным обо рудованием, доминирующим будет метод индивидуальной при гонки. Поэтому практически возникает необходимость в оценке степени (уровня) взаимозаменяемости продукции. Оценка этого может осуществляться двумя разными показателями, один из кото рых носит количественный характер, а второй — качественный.
При количественной оценке обычно указывают, какая доля деталей обладает свойствами взаимозаменяемости. Пусть, напри мер, по техническим условиям для обеспечения нормальной работы узла, изображенного на рис. 1, требуется выполнение осевого зазора z в пределах от 0,1 до 0,2 мм. Если выполнение этого тре
бования достигается |
соответствующей |
точностью изготовления |
всех деталей узла, то |
значит, что все |
детали взаимозаменяемы. |
Но для этого точность осевого размера каждой детали должна быть
8
в среднем не ниже 0,015 мм, что экономически не всегда оправдано. Поэтому может быть и иное решение: выполнять детали узла с меньшей точностью, а требуемый зазор достигать путем пригонки торца детали 7, для чего последняя первоначально изготавливается с припуском на пригонку по длине. Значит, в данном случае только шесть деталей являются взаимозаменяемыми, т. е. коли чественный показатель взаимозаменяемости равен 85% . .
При наличии опиловки или других обработок по месту отдель ных деталей употребляется термин «неполная» или «частичная» взаимозаменяемость г .
Качественное снижение уровня взаимозаменяемости оцени вается не по соотношению числа взаимозаменяемых деталей к об щему числу деталей объекта, а по необходимости выполнения не
которых дополнительных работ |
перед сборкой или в |
процессе |
ее, качественно ограничивающих |
взаимозаменяемость, |
а также |
по некоторому снижению эксплуатационных качеств объекта при замене частей.
1 Интересно обратить внимание на такое обстоятельство.- Если новая машина изготовлена по методу неполной взаимозаменяемости, т. е. не все детали машины (или узла, как, например, на рис. 1} взаимозаменяемы., то при ремонте количественный уровень взаимозаменяемости может суще
ственно |
уменьшиться. |
Так, например, при |
ремонте |
узла, изображенного |
на рис |
1, надобность |
в пригонке детали 7 |
может |
возникнуть не только |
при замене самой детали 7, но также и при замене любой другой из деталей 4—6, ибо требуемый зазор 2 был достигнут в новой машине при каких-то вполне конкретных значениях всех сопрягаемых деталей узла. Замена лю бой из этих деталей может вызвать необходимость повторной пригонки или, наоборот, наращивания шайбы.
9
К числу дополнительных |
работ, качественно ограничивающих |
|||
взаимозаменяемость |
частей, |
могут |
быть |
отнесены следующие: |
а) подбор деталей; |
б) селективная |
сборка; |
в) регулирование от |
носительного положения деталей при сборке, т. е. применение конструктивных компенсаторов.
Для пояснения приведенных условий обратимся к тому же приме ру.
Допустим, что точность изготовления деталей узла не обеспе
чивает безусловного |
получения зазора z в |
заданных |
пределах |
||||||
|
|
при любом сочетании соби |
|||||||
|
|
раемых |
экземпляров |
|
дета |
||||
|
|
лей. Но вместо припиловки |
|||||||
|
|
одной |
из |
деталей |
техно |
||||
|
|
логический |
процесс |
сбор |
|||||
|
|
ки предусматривает |
допу |
||||||
|
|
стимость замены |
деталей |
||||||
|
|
в процессе сборки из числя |
|||||||
|
|
поступивших |
на |
сборку |
|||||
|
|
партий |
изготовленных |
де |
|||||
|
|
талей вплоть до получения |
|||||||
|
|
требуемого |
значения |
|
зазо |
||||
|
|
ра z. Такой метод органи |
|||||||
|
|
зации |
сборочного процес |
||||||
Рис. 2. Схема зазора (г) между призмати |
са называется |
с в о б о д |
|||||||
н ы м п о д б о р о м д е |
|||||||||
ческим пазом (А) п |
выступом (В). |
||||||||
т а л е й . |
В |
|
конечном |
||||||
|
|
|
|||||||
|
|
итоге при |
свободном |
под |
боре деталей формально требования взаимозаменяемости вы полняются — отсутствует пригонка и сохраняется требуемое качество сопряжения. Но, конечно, длительность сборочного процесса несравненно больше, чем при неограниченной взаимо
заменяемости. |
Ритм |
сборочного процесса |
также |
нарушается. |
|
Значит, качественно преимущества взаимозаменяемости здесь |
сни |
||||
жаются. |
|
|
|
|
|
Метод с е л е к т и в н о й с б о р к и предусматривает |
уско |
||||
рение сборочного процесса за счет предварительной |
разбраковки |
||||
сопрягаемых |
деталей |
на определенное число |
групп. |
Взаимозаме |
няемость сохраняется только в пределах одноименной группы.
Рассмотрим сущность селективной сборки на следующем при мере. Допустим, что в призматических направляющих (рис. 2) должен быть зазор z = 0,01 -f- 0,02 мм. Номинальная ширина паза и ползуна А — В = 20 мм.
Для достижения заданного зазора z методом неограниченной взаимозаменяемости сопряженные детали должны быть выполнены
в таких, например, пределах: А = |
20-^-20,005 мм, а В = |
19,985-^ |
||
~ 19,990 мм. Тогда наибольший |
зазор z6 = |
Аб — Вы |
= |
20,005— |
—19,985 = 0,020 мм, наименьший зазор z„ = Ам |
— Вс = |
20—19,990 = |
||
= 0,010 мм. |
|
|
|
|
10
Как видим, требуемая точность зазора будет в этом случае достигнута, но весьма дорогой ценой, так как обработка паза и пол зуна с точностью до 0,005 мм являетсятрудоемкой операцией. Поэтому на практике применяется и другое решение задачи. Точ ность размеров деталей понижается, например, в четыре раза,
так, |
чтобы |
А = 20-^20,020; |
В = 19,985-^20,005. Сборка |
та |
|||
ких |
деталей |
не дает требуемой |
точности |
зазора. |
Действительно: |
||
|
|
гй = -Аб — Вл |
= 20,020 - 19,985 = 0,035 |
мм; |
|
||
|
|
zM = А* -Вб |
= 20 — 20,005 = |
- 0 , 0 0 5 мм. |
|
||
Поэтому |
для получения при |
сборке |
зазора в пределах z = |
||||
= 0,01—0,02 мм детали |
предварительно |
разбраковывают на |
че |
тыре группы в зависимости от действительных значений разме ров А и В. Применительно к данному примеру принцип разбра ковки деталей приведен в табл. 1.
|
|
|
Таблица 1 |
|
Разбивка детален на группы при селективной сборке |
||
Номера |
Диапазон де йствитель- |
Диапазон действитель |
Предельные значения |
групп |
ных значений ширины |
ных значений толщины |
зазора z в каждой |
|
паза. Размер А, мм |
ползуна. Размер В, мм |
группе, лип |
I |
20—20,005 |
19,985—19,990 |
0,01—0,02 |
I I |
20,005-20,010 |
19,990—19,995 |
0,01—0.02 |
I I I |
20,010-20,015 |
19,995-20,000 |
0,01—0,02 |
I V |
20,015—20,020 |
20,000-20,005 |
0,01—0,02 |
Лели теперь собирать между собой детали только одноимен ных групп, то, как показывает расчет, предельные величины за зора во всех случаях будут соответствовать заданным.
Таким образом, преимущества селективной сборки заклю чаются в возможности понижения точности изготовления сопря женных деталей при сохранении требуемой точности сборочных размеров.
Недостатками метода являются: а) необходимость дополни тельных операций по разбраковке деталей; б) взаимозаменяемость деталей только в пределах одноименных групп и в) возмож ность осуществления этого метода только при наличии большого числа деталей, т. е. в условиях массового или крупносерийного производства.
Метод селективной сборки широко применяется в шарикопод шипниковой промышленности. Так, фактическая погрешность изготовления тел вращения (шариков и роликов), а также диа метров дорожек качения наружного и внутреннего колец подшип ников в несколько раз превышает допустимую неоднородность
11
этих размеров в пределах одного экземпляра подшипника. По этому до сборки указанные детали с помощью специальных автома тов сортируются на группы.
Примерами селективной сборки может также служить соеди нение поршневого пальца с поршнем и поршневого пальца с верх ней головкой шатуна в автомобильных и тракторных двигателях. Принятая на производстве точность выполнения наружного диа метра пальца и отверстий в поршне и шатуне не отвечает требу емой точности соединения этого весьма ответственного узла машины. Поэтому перед сборкой детали узла (поршень, палец, шатун) раз браковываются на группы с последующей сборкой деталей в пре делах одноименных групп.
К о н с т р у к т и в н ы м и к о м п е н с а т о р а м и назы ваются специальные устройства, предусмотренные в машине (на боры прокладок, регулировочные винты, клинья, эксцентрики и др.), позволяющие с помощью регулировки относительного поло жения деталей при сборке (или автоматически) достигать требу емых значений сборочных размеров. Так, например, если в рас сматриваемом ранее редукторе (см. рис. 1) деталь 7 заменить на бором прокладок или двумя деталями, соединенными резьбой, то необходимое значение зазора z вместо пригонки будет достигаться регулировочными операциями. Необходимость выполнения регу лировок качественно снижает уровень взаимозаменяемости. Вместе с тем в конструкциях машин находят применение также компен
сирующие устройства, действующие автоматически |
(карданные |
и телескопические соединения, пружины, эластичные |
прокладки |
и др.). В таких случаях качественный уровень взаимозаменяемости соединений сохраняется.
По отношению к объектам, состоящим из отдельных частей (узлам, механизмам, различным сборочным единицам, целиком приборам или машинам), различают понятия «внутренняя» или «внешняя» взаимозаменяемость.
В н у т р е н н е й называется взаимозаменяемость частей, из которых состоит данный объект; в н е ш н е й — взаимозаменя емость объекта целиком с подобным им одноименным объектом. Например, внутренней взаимозаменяемостью двигателя является взаимозаменяемость деталей, из которых состоит двигатель. Внеш ней взаимозаменяемостью двигателя является свойство его, по зволяющее заменить весь двигатель целиком другим экземпляром. По отношению к деталям, изготовленным из одного куска, ма териала, различие в понятиях «внешняя» и «внутренняя» взаимо заменяемость отсутствует. Естественно, здесь можно говорить только о внешней взаимозаменяемости. Вообще во всех случаях, когда термин «взаимозаменяемость» йе снабжен уточняющим поня тием, следует иметь в виду возможность замены объекта целиком, т. е. внешнюю взаимозаменяемость.