Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более, что иногда инструмент заменяется даже без остановки шпин­ деля.

Все навесные и прицепные орудия к тракторам, расширяющие область их "применения, изготавливаются взаимозаменяемыми. Для эксплуатации предметов вооружения должна быть гаранти­ рована полная взаимозаменяемость боеприпасов соответствующего калибра .по стволу оружия. Все это означает обеспечение прин­ ципа взаимозаменяемости в сфере эксплуатации изделий.

Большое практическое значение имеет взаимозаменяемость при ремонте машин. Действительно, при износе или поломке взаи­ мозаменяемых деталей ремонт машины сводится к замене пришед­ шей в негодность детали или узла одноименной частью, взятой из числа запасных. При установке взаимозаменяемых запасных ча­ стей, как и при сборке новых машин, нет надобности в индиви­ дуальной пригонке и обработке по месту. Если бы составные части машин не обладали свойством взаимозаменяемости, то цикл ре­ монта неизбежно удлинялся бы не только вследствие необходи­ мости пригонки заменяемой части, но во многих случаях из-за изготовления ее заново.

Взаимозаменяемость составных частей машин создала также предпосылки для организации прогрессивного метода обезличен­ ного ремонта. При этом методе на ремонтных предприятиях ма­ шины собирают из деталей и частей, принадлежащих ранее раз­ ным машинам.

Выше мы отметили, что различают два способа организации производственного процесса: способ, основанный на индивидуаль­ ной пригонке деталей, и способ, основанный на взаимозаменяе­ мости частей.

Как правило, на большинстве современных предприятий нахо­ дят применение оба способа одновременно. Вопрос только в том, какой из них преобладает. Чем больше массовость выпускаемой продукции, чем выше техническая оснащенность предприятия и чем лучше организация производственного процесса, тем более преобладает метод взаимозаменяемости. И наоборот, на заводах мелкосерийного производства, оснащенных универсальным обо­ рудованием, доминирующим будет метод индивидуальной при­ гонки. Поэтому практически возникает необходимость в оценке степени (уровня) взаимозаменяемости продукции. Оценка этого может осуществляться двумя разными показателями, один из кото­ рых носит количественный характер, а второй — качественный.

При количественной оценке обычно указывают, какая доля деталей обладает свойствами взаимозаменяемости. Пусть, напри­ мер, по техническим условиям для обеспечения нормальной работы узла, изображенного на рис. 1, требуется выполнение осевого зазора z в пределах от 0,1 до 0,2 мм. Если выполнение этого тре­

бования достигается

соответствующей

точностью изготовления

всех деталей узла, то

значит, что все

детали взаимозаменяемы.

Но для этого точность осевого размера каждой детали должна быть

8


в среднем не ниже 0,015 мм, что экономически не всегда оправдано. Поэтому может быть и иное решение: выполнять детали узла с меньшей точностью, а требуемый зазор достигать путем пригонки торца детали 7, для чего последняя первоначально изготавливается с припуском на пригонку по длине. Значит, в данном случае только шесть деталей являются взаимозаменяемыми, т. е. коли­ чественный показатель взаимозаменяемости равен 85% . .

При наличии опиловки или других обработок по месту отдель­ ных деталей употребляется термин «неполная» или «частичная» взаимозаменяемость г .

Качественное снижение уровня взаимозаменяемости оцени­ вается не по соотношению числа взаимозаменяемых деталей к об­ щему числу деталей объекта, а по необходимости выполнения не­

которых дополнительных работ

перед сборкой или в

процессе

ее, качественно ограничивающих

взаимозаменяемость,

а также

по некоторому снижению эксплуатационных качеств объекта при замене частей.

1 Интересно обратить внимание на такое обстоятельство.- Если новая машина изготовлена по методу неполной взаимозаменяемости, т. е. не все детали машины (или узла, как, например, на рис. 1} взаимозаменяемы., то при ремонте количественный уровень взаимозаменяемости может суще­

ственно

уменьшиться.

Так, например, при

ремонте

узла, изображенного

на рис

1, надобность

в пригонке детали 7

может

возникнуть не только

при замене самой детали 7, но также и при замене любой другой из деталей 4—6, ибо требуемый зазор 2 был достигнут в новой машине при каких-то вполне конкретных значениях всех сопрягаемых деталей узла. Замена лю­ бой из этих деталей может вызвать необходимость повторной пригонки или, наоборот, наращивания шайбы.

9


К числу дополнительных

работ, качественно ограничивающих

взаимозаменяемость

частей,

могут

быть

отнесены следующие:

а) подбор деталей;

б) селективная

сборка;

в) регулирование от­

носительного положения деталей при сборке, т. е. применение конструктивных компенсаторов.

Для пояснения приведенных условий обратимся к тому же приме ру.

Допустим, что точность изготовления деталей узла не обеспе­

чивает безусловного

получения зазора z в

заданных

пределах

 

 

при любом сочетании соби­

 

 

раемых

экземпляров

 

дета­

 

 

лей. Но вместо припиловки

 

 

одной

из

деталей

техно­

 

 

логический

процесс

сбор­

 

 

ки предусматривает

допу­

 

 

стимость замены

деталей

 

 

в процессе сборки из числя

 

 

поступивших

на

сборку

 

 

партий

изготовленных

де­

 

 

талей вплоть до получения

 

 

требуемого

значения

 

зазо­

 

 

ра z. Такой метод органи­

 

 

зации

сборочного процес­

Рис. 2. Схема зазора (г) между призмати­

са называется

с в о б о д ­

н ы м п о д б о р о м д е ­

ческим пазом ) п

выступом (В).

т а л е й .

В

 

конечном

 

 

 

 

 

итоге при

свободном

под­

боре деталей формально требования взаимозаменяемости вы­ полняются — отсутствует пригонка и сохраняется требуемое качество сопряжения. Но, конечно, длительность сборочного процесса несравненно больше, чем при неограниченной взаимо­

заменяемости.

Ритм

сборочного процесса

также

нарушается.

Значит, качественно преимущества взаимозаменяемости здесь

сни­

жаются.

 

 

 

 

 

Метод с е л е к т и в н о й с б о р к и предусматривает

уско­

рение сборочного процесса за счет предварительной

разбраковки

сопрягаемых

деталей

на определенное число

групп.

Взаимозаме­

няемость сохраняется только в пределах одноименной группы.

Рассмотрим сущность селективной сборки на следующем при­ мере. Допустим, что в призматических направляющих (рис. 2) должен быть зазор z = 0,01 -f- 0,02 мм. Номинальная ширина паза и ползуна А — В = 20 мм.

Для достижения заданного зазора z методом неограниченной взаимозаменяемости сопряженные детали должны быть выполнены

в таких, например, пределах: А =

20-^-20,005 мм, а В =

19,985-^

~ 19,990 мм. Тогда наибольший

зазор z6 =

Аб — Вы

=

20,005—

—19,985 = 0,020 мм, наименьший зазор z„ = Ам

— Вс =

20—19,990 =

= 0,010 мм.

 

 

 

 

10


Как видим, требуемая точность зазора будет в этом случае достигнута, но весьма дорогой ценой, так как обработка паза и пол­ зуна с точностью до 0,005 мм являетсятрудоемкой операцией. Поэтому на практике применяется и другое решение задачи. Точ­ ность размеров деталей понижается, например, в четыре раза,

так,

чтобы

А = 20-^20,020;

В = 19,985-^20,005. Сборка

та­

ких

деталей

не дает требуемой

точности

зазора.

Действительно:

 

 

гй = -Аб — Вл

= 20,020 - 19,985 = 0,035

мм;

 

 

 

zM = А* -Вб

= 20 — 20,005 =

- 0 , 0 0 5 мм.

 

Поэтому

для получения при

сборке

зазора в пределах z =

= 0,01—0,02 мм детали

предварительно

разбраковывают на

че­

тыре группы в зависимости от действительных значений разме­ ров А и В. Применительно к данному примеру принцип разбра­ ковки деталей приведен в табл. 1.

 

 

 

Таблица 1

 

Разбивка детален на группы при селективной сборке

Номера

Диапазон де йствитель-

Диапазон действитель­

Предельные значения

групп

ных значений ширины

ных значений толщины

зазора z в каждой

 

паза. Размер А, мм

ползуна. Размер В, мм

группе, лип

I

20—20,005

19,985—19,990

0,01—0,02

I I

20,005-20,010

19,990—19,995

0,01—0.02

I I I

20,010-20,015

19,995-20,000

0,01—0,02

I V

20,015—20,020

20,000-20,005

0,01—0,02

Лели теперь собирать между собой детали только одноимен­ ных групп, то, как показывает расчет, предельные величины за­ зора во всех случаях будут соответствовать заданным.

Таким образом, преимущества селективной сборки заклю­ чаются в возможности понижения точности изготовления сопря­ женных деталей при сохранении требуемой точности сборочных размеров.

Недостатками метода являются: а) необходимость дополни­ тельных операций по разбраковке деталей; б) взаимозаменяемость деталей только в пределах одноименных групп и в) возмож­ ность осуществления этого метода только при наличии большого числа деталей, т. е. в условиях массового или крупносерийного производства.

Метод селективной сборки широко применяется в шарикопод­ шипниковой промышленности. Так, фактическая погрешность изготовления тел вращения (шариков и роликов), а также диа­ метров дорожек качения наружного и внутреннего колец подшип­ ников в несколько раз превышает допустимую неоднородность

11


этих размеров в пределах одного экземпляра подшипника. По­ этому до сборки указанные детали с помощью специальных автома­ тов сортируются на группы.

Примерами селективной сборки может также служить соеди­ нение поршневого пальца с поршнем и поршневого пальца с верх­ ней головкой шатуна в автомобильных и тракторных двигателях. Принятая на производстве точность выполнения наружного диа­ метра пальца и отверстий в поршне и шатуне не отвечает требу­ емой точности соединения этого весьма ответственного узла машины. Поэтому перед сборкой детали узла (поршень, палец, шатун) раз­ браковываются на группы с последующей сборкой деталей в пре­ делах одноименных групп.

К о н с т р у к т и в н ы м и к о м п е н с а т о р а м и назы­ ваются специальные устройства, предусмотренные в машине (на­ боры прокладок, регулировочные винты, клинья, эксцентрики и др.), позволяющие с помощью регулировки относительного поло­ жения деталей при сборке (или автоматически) достигать требу­ емых значений сборочных размеров. Так, например, если в рас­ сматриваемом ранее редукторе (см. рис. 1) деталь 7 заменить на­ бором прокладок или двумя деталями, соединенными резьбой, то необходимое значение зазора z вместо пригонки будет достигаться регулировочными операциями. Необходимость выполнения регу­ лировок качественно снижает уровень взаимозаменяемости. Вместе с тем в конструкциях машин находят применение также компен­

сирующие устройства, действующие автоматически

(карданные

и телескопические соединения, пружины, эластичные

прокладки

и др.). В таких случаях качественный уровень взаимозаменяемости соединений сохраняется.

По отношению к объектам, состоящим из отдельных частей (узлам, механизмам, различным сборочным единицам, целиком приборам или машинам), различают понятия «внутренняя» или «внешняя» взаимозаменяемость.

В н у т р е н н е й называется взаимозаменяемость частей, из которых состоит данный объект; в н е ш н е й — взаимозаменя­ емость объекта целиком с подобным им одноименным объектом. Например, внутренней взаимозаменяемостью двигателя является взаимозаменяемость деталей, из которых состоит двигатель. Внеш­ ней взаимозаменяемостью двигателя является свойство его, по­ зволяющее заменить весь двигатель целиком другим экземпляром. По отношению к деталям, изготовленным из одного куска, ма­ териала, различие в понятиях «внешняя» и «внутренняя» взаимо­ заменяемость отсутствует. Естественно, здесь можно говорить только о внешней взаимозаменяемости. Вообще во всех случаях, когда термин «взаимозаменяемость» йе снабжен уточняющим поня­ тием, следует иметь в виду возможность замены объекта целиком, т. е. внешнюю взаимозаменяемость.