Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Ордена Ленина Академия гражданской авиации
Для служебного пользования Экз. №М\і I 3
4
В. Г. АФАНАСЬЕВ
ПУЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ линиях
Ленинград |
Л |
Ордена Ленина Академия гражданской авиации
Д ля служебного пользования
Экз. Л» I I I [ П- -V-fj -3
В. Г. АФАНАСЬЕВ
ПУЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ' ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ
Учебное пособие
Ленинград
1 9 7 3
COOP
ЭКЗЕМПЛЯР - jVVtMbHg^Ä
Дана общая характеристика пульных соглашений, всесто ронний анализ организационных и экономических положений пулов на воздушном транспорте. Разработаны формулы, по которым можег быть произведен расчет распределения пуль ных доходов. Рассмотрено каждое пульное соглашение Аэро флота на международных воздушных линиях. Разработана методика анализа пульных соглашений и даны рекомендации по использованию их особенностей в коммерческой работе.
Учебное пособие предназначено для слушателей курсов по подготовке представителей Аэрофлота за границей; может быть использовано в практической работе всеми сотрудни ками Аэрофлота, занимающимися вопросами коммерческой эксплуатации международных воздушных линий. Табл. 32. Илл. 2. Библ. 3 назв.
ВВЕДЕНИЕ
Аэрофлот — Советские авиалиний — под таким назва нием гражданская авиация СССР выступает на международ ной арене. Аэрофлот несет на своих крыльях флаг Советского Союза в 63 страны мира почти на всех континентах Земли.
Осуществляя международные перевозки, Аэрофлот ши роко и разносторонне сотрудничает с авиационными компа ниями большинства стран мира. Особенно тесное сотрудниче ство у нас установилось с воздушнотранспортными предприя тиями социалистических стран.
Сотрудничество Аэрофлота с зарубежными авиакомпа ниями осуществляется в рамках двухсторонних межправи тельственных соглашений о воздушном сообщении и на ос нове соглашений между авиакомпаниями.
Основными соглашениями между авиакомпаниями явля ются: соглашение о двустороннем предоставлении обслужи вания; о Генеральном агенте; о коммерческом сотрудниче стве; о свободной продаже; о пуле и др.
Соглашения о пуле являются основной наиболее тесного сотрудничества.
Пульные соглашения между компаниями широкое распро странение получили особенно в последние годы. Так, на на чало 1973 г. Аэрофлот имел 24 пульных соглашения с 20 из 28 авиакомпаний, производящих полеты в СССР. На основе этих соглашений эксплуатируются 33 пульные авиалинии.
Основная цель соглашения |
о пуле — устранение конку |
ренции между авиакомпаниями |
на совместно эксплуатируе |
мых участках авиалиний и создание равных возможностей для получения доходов. Правда, эта цель достигается не все гда и далеко не полностью. Во многих случаях конкуренция лишь отлаживается, ограничивается формальными рамками, а подспудно, завуалированно она продолжается. Но и при этом пульные соглашения все же нормализуют сотрудниче ство между авиакомпаниями и значительно способствуют раз витию международных авиационных сообщений.
1* 3
Расширение пульного сотрудничества Аэрофлота оказы вает влияние на эффективность эксплуатации не только пуль ных, но и всех его международных авиалиний.
Пульные соглашения представляют собой громадное раз нообразие как по содержанию, по форме заключения, так и по условиям эксплуатации авиалиний. От работников Аэро флота, непосредственно занятых в этой области деятельности, требуется много гибкости и умения, основанных на глубоком знании дела. Между тем сложные вопросы теории и практики пулов не нашли еще более или менее обстоятельного освеще ния в литературе.
Цель настоящей работы, состоящей из двух частей, дать общую характеристику пульных соглашений, подробно рас смотреть практику пульного сотрудничества Аэрофлота на международных авиалиниях и дать рекомендации по повы шению экономической эффективности пулов.
Первая часть работы посвящена, главным образом, во просам теории пулов. В ней раскрыто понятие о пуле, даны исторические сведения о возникновении и развитии пулов на воздушном транспорте, охарактеризованы разновидности, об щие принципы, структура пульных соглашений и дана их классификация. В ней также освещены условия, экономиче ская характеристика пулов и всесторонне рассмотрен пул как объект соглашения между партнерами.
Главное внимание уделено основным вопросам пула — способам внесения доходов в пул и методам распределения доходов из пула между партнерами. Разработаны формулы, по которым может быть произведен расчет распределения пульных доходов.
Все вопросы здесь рассматриваются, главным образом, на основе действующих пульных соглашений Аэрофлота с за рубежными авиакомпаниями, но частично использованы и по ложения из пулов, не имеющих отношения к Аэрофлоту.
Во второй части конкретно характеризуется каждое из действующих пульных соглашений Аэрофлота: вначале — со глашения с авиапредприятиями социалистических стран, а затем — с авиакомпаниями капиталистических и развиваю щихся стран. Здесь раскрывается экономическая эффектив ность пульных соглашений, намечаются пути ее повышения, а также даются рекомендации по практическому использова нию особенностей пулов в коммерческой деятельности на международных воздушных линиях.
Часть первая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Глава I
ПОНЯТИЕ О ПУЛЕ
Пульное соглашение как разновидность краткосрочной монополии
Пул в переводе с английского (Pool) означает «объеди ненный фонд», «общий котел». Это понятие появилось в конце прошлого века, когда капитализм вступал в свою по следнюю стадию — империализм, характерную образованием монополий во всех сферах производства, транспорта и сбыта.
По организационной форме монополии делятся: на долго
срочные — когда происходит полное слияние |
вошедших в |
ассоциацию предприятий или организаций, |
и краткосроч |
ные — когда те или иные организации или предприятия для достижения определенных целей на какой-то срок (иногда до 50 и более лет) объединяются в ассоциацию, но при этом со храняют полную независимость и вольны выйти из нее в лю бое время.
Разновидностями краткосрочной монополии являются:
а) Неофициальное |
(джентльменское) соглашение груп |
пы предпринимателей |
о ценах или сферах обслуживания, |
б) Формальное соглашение между конкурирующими пред принимателями, об установлении минимальных цен. Это та кие ассоциации, как например: судоходные конференции, устанавливающие фиксированные уровни фрахта на опре деленных морских линиях; международная авиатранспорт ная ассоциация (ИАТА), объединяющая около 120 авиаком паний и устанавливающая уровень тарифов по своим зонам
(Конференциям). |
выпуска |
продукции. |
в) Ассоциации по регулированию |
||
С целью поддержания уровня цен, |
особенно |
в период |
депрессии, они устанавливают уровень выпуска продукции для каждого из объединяемых ими предприятий.
г) Ассоциации по распределению контрактов и заказов. Они устанавливают очередность получения заказов фирмами дли распределяют между ними сферы влияния.
д) И, наконец, пульные ассоциации. Общий принцип та кой ассоциации состоит в том, что каждый член вносит в пул установленную, одинаковую для всех сумму с единицы про дукции. Из этих взносов образуется резервный фонд, который через определенные промежутки времени делится поровну между вкладчиками.
Пульные ассоциации широко распространены в промыш ленности, на железнодорожном, морском и воздушном транс порте. Они базируются на различных видах пула. Простей шим является пульное соглашение с условием равного рас пределения доходов из пула. Оно встречается довольно ред ко. Более сложная форма пула такая, когда каждому пред приятию определено произвести согласованный процент от всей продукции, выпускаемой участниками ассоциации. Про цент этот устанавливается исходя из опыта предыдущих лет. Если производитель превысит установленную ему долю об щего выпуска продукции, он обязан внести в пул заранее со гласованную сумму, пропорциональную излишку. Если он произведет продукции меньше установленного ему процента, то получит из пула сумму, пропорционально объему недовы пуска и исчисленную тоже на заранее определенной основе (хотя и не обязательно на той же, что применяется при из быточной продукции).
Пульные соглашения такого типа встречаются довольно часто. Это, например, Северо-Ирландская ассоциация мель ничных предприятий, Национальная ассоциация энергетиков Гастингса и др. Подобные пульные соглашения заключаются и между многими объединениями высшего типа, такими, как западно-германские картели и синдикаты.
Внекоторых случаях пульные ассоциации устанавливают
нцены.
Соглашения между железнодорожными компаниями чаще всего предусматривают распределение пульных доходов or некоторых видов перевозок в зафиксированной пропорции, независимо от доли доходов, внесенной в пул каждой компа нией.
Некоторые соглашения (чаще всего на морском транс порте) предусматривают внесение в пул всех прибылей его партнеров и разделение их в заранее согласованной пропор ции.
6
I
Краткосрочные ассоциации, хотя и не в состоянии изме нить конкурентную природу монополий, но все же различ ными своиіми организационными формами стремятся огра ничить конкурентную борьбу в рамках данной ассоциации. Это достигается ограничением уровня цен и тарифов, регу лированием выпуска продукции, установлением пула доходов или пула прибылей и т. д.
Разновидности пула на воздушном транспорте
Пульные ассоциации, как разновидность краткосрочной монополии широко распространены и на воздушном транс порте. Пульное сотрудничество между авиакомпаниями, экс плуатирующими одни и те же авиалинии или их участки, на чало зарождаться в начале 50-х годов нынешнего столетия. Особенно быстро оно стало развиваться в последние годы. Мы уже говорили выше, что Аэрофлот в настоящее время имеет пульные соглашения с 20 иностранными авиакомпа ниями. Каждое из них имеет свои особенности, но общий их характер можно сформулировать следующим образом: пуль ное соглашение — это коммерческое соглашение между двумя или несколькими перевозчиками, предусматривающее вне сение в общий фонд доходов (или расходов и доходов) от эксплуатации одного и более участков или всей авиалинии в течение определенного времени, а также распределение до ходов (или расходов и доходов) в установленной пропорции.
Практикуются следующие разновидности общего фонда:
—пул доходов;
—пул расходов и доходов;
—глобальный пул.
Пул доходов. Самый распространенный на авиатранс порте. В общий фонд вносятся партнерами только их доходы от эксплуатации пульных участков авиалиний в течение оп ределенного периода. Распределение доходов из общего фонда — в соответствии с согласованным принципом. Рас ходы по эксплуатации авиалинии каждая компания несет в отдельности.
Пул расходов и доходов. Когда один перевозчик эксплуа тирует авиалинию от имени обоих партнеров или когда парт неры договариваются вносить в общий фонд и доходы и рас ходы. Основной принцип заключается в том, что общая сум ма расходов обоих партнеров вычитается из общей суммы их доходов, а остающаяся или недостающая сумма (когда до ходы не покрывают расходов) делится между ними пропор ционально согласованной пульной доле. Примером может служить совместная эксплуатация грузовой авиалинии
7
Москва—Париж—Москва Аэрофлотом и компанией Эр Франс На этой линии курсирует самолет Аэрофлота Ан-12. Расходы по эксплуатации несут поровну обе авиакомпании, доходы гоже делятся пополам. Пул расходов и доходов предусмотрен также соглашениями между авиакомпаниями САС (Сканди навские страны) и АУА (Австрия), между САС. АУЛ и МЕА (Ливан) и другими.
Глобальный пул. Когда два перевозчика объединяют в общий фонд все доходы, получаемые каждым от эксплуата ции всех авиалиний. Такой пул. более вероятен между пере возчиками одной страны, нежели между авиакомпаниями различных стран. Чаще всего глобальный пул ведет к пол ному слиянию авиакомпаиий-партнеров.
В глобальном пуле эксплуатация авиалиний каждым партнером не обязательно должна быть однородной по ча стоте полетов, маршрутам, типу оборудования и т. д. Парт нер может произвольно изменять маршруты и частоту. Так как партнеры имеют различную сеть авиалиний и разные экс плуатационные возможности, доля каждого в пуле также не одинакова. Распределение доходов из общего фонда обычно происходит в соответствии с относительной доходной ем костью авиалиний каждой из сторон или на основе доли ее участия в пуле за прошлый период. Доходные взносы в пул чаще всего определяются исходя из среднего дохода от лет ного часа каждого типа эксплуатируемых самолетов.
. Глобальное пульное соглашение между двумя авиакомпа ниями может быть также по расходам и доходам. В этом слу чае определяется стоимость летного часа каждого типа са молетов, затем общая суммарная стоимость эксплуатации указанных в расписании авиалиний вычитается из суммы до ходов обоих партнеров, а остаток доходов делится между сторонами в согласованной пропорции.
Как уже отмечалось, наиболее распространен пул дохо дов. Именно такой характер носят, например, все пульные соглашения между Аэрофлотом и зарубежными авиакомпа пнями. Пул расходов и доходов, а также глобальный пул встречаются довольно редко. Поэтому в настоящей работе мы будем зести речь только о пуле доходов,, и в дальнейшем под термином «пульное соглашение» следует понимать «соглаше ние о пуле доходов».
Общие принципы пульных соглашений
Пульные соглашения между авиакомпаниями различны не только по форме. Практически не существует ни одного из них, которое не имело бы характерных особенностей. Однако
8