Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ордена Ленина Академия гражданской авиации

Для служебного пользования Экз. №М\і I 3

4

В. Г. АФАНАСЬЕВ

ПУЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ линиях

Ленинград

Л

Ордена Ленина Академия гражданской авиации

Д ля служебного пользования

Экз. Л» I I I [ П- -V-fj -3

В. Г. АФАНАСЬЕВ

ПУЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ' ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ

Учебное пособие

Ленинград

1 9 7 3

COOP

ЭКЗЕМПЛЯР - jVVtMbHg^Ä

Дана общая характеристика пульных соглашений, всесто­ ронний анализ организационных и экономических положений пулов на воздушном транспорте. Разработаны формулы, по которым можег быть произведен расчет распределения пуль­ ных доходов. Рассмотрено каждое пульное соглашение Аэро­ флота на международных воздушных линиях. Разработана методика анализа пульных соглашений и даны рекомендации по использованию их особенностей в коммерческой работе.

Учебное пособие предназначено для слушателей курсов по подготовке представителей Аэрофлота за границей; может быть использовано в практической работе всеми сотрудни­ ками Аэрофлота, занимающимися вопросами коммерческой эксплуатации международных воздушных линий. Табл. 32. Илл. 2. Библ. 3 назв.

ВВЕДЕНИЕ

Аэрофлот — Советские авиалиний — под таким назва­ нием гражданская авиация СССР выступает на международ­ ной арене. Аэрофлот несет на своих крыльях флаг Советского Союза в 63 страны мира почти на всех континентах Земли.

Осуществляя международные перевозки, Аэрофлот ши­ роко и разносторонне сотрудничает с авиационными компа­ ниями большинства стран мира. Особенно тесное сотрудниче­ ство у нас установилось с воздушнотранспортными предприя­ тиями социалистических стран.

Сотрудничество Аэрофлота с зарубежными авиакомпа­ ниями осуществляется в рамках двухсторонних межправи­ тельственных соглашений о воздушном сообщении и на ос­ нове соглашений между авиакомпаниями.

Основными соглашениями между авиакомпаниями явля­ ются: соглашение о двустороннем предоставлении обслужи­ вания; о Генеральном агенте; о коммерческом сотрудниче­ стве; о свободной продаже; о пуле и др.

Соглашения о пуле являются основной наиболее тесного сотрудничества.

Пульные соглашения между компаниями широкое распро­ странение получили особенно в последние годы. Так, на на чало 1973 г. Аэрофлот имел 24 пульных соглашения с 20 из 28 авиакомпаний, производящих полеты в СССР. На основе этих соглашений эксплуатируются 33 пульные авиалинии.

Основная цель соглашения

о пуле — устранение конку­

ренции между авиакомпаниями

на совместно эксплуатируе­

мых участках авиалиний и создание равных возможностей для получения доходов. Правда, эта цель достигается не все­ гда и далеко не полностью. Во многих случаях конкуренция лишь отлаживается, ограничивается формальными рамками, а подспудно, завуалированно она продолжается. Но и при этом пульные соглашения все же нормализуют сотрудниче­ ство между авиакомпаниями и значительно способствуют раз­ витию международных авиационных сообщений.

1* 3


Расширение пульного сотрудничества Аэрофлота оказы­ вает влияние на эффективность эксплуатации не только пуль­ ных, но и всех его международных авиалиний.

Пульные соглашения представляют собой громадное раз­ нообразие как по содержанию, по форме заключения, так и по условиям эксплуатации авиалиний. От работников Аэро­ флота, непосредственно занятых в этой области деятельности, требуется много гибкости и умения, основанных на глубоком знании дела. Между тем сложные вопросы теории и практики пулов не нашли еще более или менее обстоятельного освеще­ ния в литературе.

Цель настоящей работы, состоящей из двух частей, дать общую характеристику пульных соглашений, подробно рас­ смотреть практику пульного сотрудничества Аэрофлота на международных авиалиниях и дать рекомендации по повы­ шению экономической эффективности пулов.

Первая часть работы посвящена, главным образом, во­ просам теории пулов. В ней раскрыто понятие о пуле, даны исторические сведения о возникновении и развитии пулов на воздушном транспорте, охарактеризованы разновидности, об­ щие принципы, структура пульных соглашений и дана их классификация. В ней также освещены условия, экономиче­ ская характеристика пулов и всесторонне рассмотрен пул как объект соглашения между партнерами.

Главное внимание уделено основным вопросам пула — способам внесения доходов в пул и методам распределения доходов из пула между партнерами. Разработаны формулы, по которым может быть произведен расчет распределения пульных доходов.

Все вопросы здесь рассматриваются, главным образом, на основе действующих пульных соглашений Аэрофлота с за­ рубежными авиакомпаниями, но частично использованы и по­ ложения из пулов, не имеющих отношения к Аэрофлоту.

Во второй части конкретно характеризуется каждое из действующих пульных соглашений Аэрофлота: вначале — со­ глашения с авиапредприятиями социалистических стран, а затем — с авиакомпаниями капиталистических и развиваю­ щихся стран. Здесь раскрывается экономическая эффектив­ ность пульных соглашений, намечаются пути ее повышения, а также даются рекомендации по практическому использова­ нию особенностей пулов в коммерческой деятельности на международных воздушных линиях.

Часть первая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Глава I

ПОНЯТИЕ О ПУЛЕ

Пульное соглашение как разновидность краткосрочной монополии

Пул в переводе с английского (Pool) означает «объеди­ ненный фонд», «общий котел». Это понятие появилось в конце прошлого века, когда капитализм вступал в свою по­ следнюю стадию — империализм, характерную образованием монополий во всех сферах производства, транспорта и сбыта.

По организационной форме монополии делятся: на долго­

срочные — когда происходит полное слияние

вошедших в

ассоциацию предприятий или организаций,

и краткосроч­

ные — когда те или иные организации или предприятия для достижения определенных целей на какой-то срок (иногда до 50 и более лет) объединяются в ассоциацию, но при этом со­ храняют полную независимость и вольны выйти из нее в лю­ бое время.

Разновидностями краткосрочной монополии являются:

а) Неофициальное

(джентльменское) соглашение груп­

пы предпринимателей

о ценах или сферах обслуживания,

б) Формальное соглашение между конкурирующими пред­ принимателями, об установлении минимальных цен. Это та­ кие ассоциации, как например: судоходные конференции, устанавливающие фиксированные уровни фрахта на опре­ деленных морских линиях; международная авиатранспорт­ ная ассоциация (ИАТА), объединяющая около 120 авиаком­ паний и устанавливающая уровень тарифов по своим зонам

(Конференциям).

выпуска

продукции.

в) Ассоциации по регулированию

С целью поддержания уровня цен,

особенно

в период


депрессии, они устанавливают уровень выпуска продукции для каждого из объединяемых ими предприятий.

г) Ассоциации по распределению контрактов и заказов. Они устанавливают очередность получения заказов фирмами дли распределяют между ними сферы влияния.

д) И, наконец, пульные ассоциации. Общий принцип та­ кой ассоциации состоит в том, что каждый член вносит в пул установленную, одинаковую для всех сумму с единицы про­ дукции. Из этих взносов образуется резервный фонд, который через определенные промежутки времени делится поровну между вкладчиками.

Пульные ассоциации широко распространены в промыш­ ленности, на железнодорожном, морском и воздушном транс­ порте. Они базируются на различных видах пула. Простей­ шим является пульное соглашение с условием равного рас­ пределения доходов из пула. Оно встречается довольно ред­ ко. Более сложная форма пула такая, когда каждому пред­ приятию определено произвести согласованный процент от всей продукции, выпускаемой участниками ассоциации. Про­ цент этот устанавливается исходя из опыта предыдущих лет. Если производитель превысит установленную ему долю об­ щего выпуска продукции, он обязан внести в пул заранее со­ гласованную сумму, пропорциональную излишку. Если он произведет продукции меньше установленного ему процента, то получит из пула сумму, пропорционально объему недовы­ пуска и исчисленную тоже на заранее определенной основе (хотя и не обязательно на той же, что применяется при из­ быточной продукции).

Пульные соглашения такого типа встречаются довольно часто. Это, например, Северо-Ирландская ассоциация мель­ ничных предприятий, Национальная ассоциация энергетиков Гастингса и др. Подобные пульные соглашения заключаются и между многими объединениями высшего типа, такими, как западно-германские картели и синдикаты.

Внекоторых случаях пульные ассоциации устанавливают

нцены.

Соглашения между железнодорожными компаниями чаще всего предусматривают распределение пульных доходов or некоторых видов перевозок в зафиксированной пропорции, независимо от доли доходов, внесенной в пул каждой компа­ нией.

Некоторые соглашения (чаще всего на морском транс­ порте) предусматривают внесение в пул всех прибылей его партнеров и разделение их в заранее согласованной пропор­ ции.

6


I

Краткосрочные ассоциации, хотя и не в состоянии изме­ нить конкурентную природу монополий, но все же различ­ ными своиіми организационными формами стремятся огра­ ничить конкурентную борьбу в рамках данной ассоциации. Это достигается ограничением уровня цен и тарифов, регу­ лированием выпуска продукции, установлением пула доходов или пула прибылей и т. д.

Разновидности пула на воздушном транспорте

Пульные ассоциации, как разновидность краткосрочной монополии широко распространены и на воздушном транс­ порте. Пульное сотрудничество между авиакомпаниями, экс­ плуатирующими одни и те же авиалинии или их участки, на­ чало зарождаться в начале 50-х годов нынешнего столетия. Особенно быстро оно стало развиваться в последние годы. Мы уже говорили выше, что Аэрофлот в настоящее время имеет пульные соглашения с 20 иностранными авиакомпа­ ниями. Каждое из них имеет свои особенности, но общий их характер можно сформулировать следующим образом: пуль­ ное соглашение — это коммерческое соглашение между двумя или несколькими перевозчиками, предусматривающее вне­ сение в общий фонд доходов (или расходов и доходов) от эксплуатации одного и более участков или всей авиалинии в течение определенного времени, а также распределение до­ ходов (или расходов и доходов) в установленной пропорции.

Практикуются следующие разновидности общего фонда:

пул доходов;

пул расходов и доходов;

глобальный пул.

Пул доходов. Самый распространенный на авиатранс­ порте. В общий фонд вносятся партнерами только их доходы от эксплуатации пульных участков авиалиний в течение оп­ ределенного периода. Распределение доходов из общего фонда — в соответствии с согласованным принципом. Рас­ ходы по эксплуатации авиалинии каждая компания несет в отдельности.

Пул расходов и доходов. Когда один перевозчик эксплуа­ тирует авиалинию от имени обоих партнеров или когда парт­ неры договариваются вносить в общий фонд и доходы и рас­ ходы. Основной принцип заключается в том, что общая сум­ ма расходов обоих партнеров вычитается из общей суммы их доходов, а остающаяся или недостающая сумма (когда до­ ходы не покрывают расходов) делится между ними пропор­ ционально согласованной пульной доле. Примером может служить совместная эксплуатация грузовой авиалинии

7


Москва—Париж—Москва Аэрофлотом и компанией Эр Франс На этой линии курсирует самолет Аэрофлота Ан-12. Расходы по эксплуатации несут поровну обе авиакомпании, доходы гоже делятся пополам. Пул расходов и доходов предусмотрен также соглашениями между авиакомпаниями САС (Сканди­ навские страны) и АУА (Австрия), между САС. АУЛ и МЕА (Ливан) и другими.

Глобальный пул. Когда два перевозчика объединяют в общий фонд все доходы, получаемые каждым от эксплуата­ ции всех авиалиний. Такой пул. более вероятен между пере­ возчиками одной страны, нежели между авиакомпаниями различных стран. Чаще всего глобальный пул ведет к пол­ ному слиянию авиакомпаиий-партнеров.

В глобальном пуле эксплуатация авиалиний каждым партнером не обязательно должна быть однородной по ча­ стоте полетов, маршрутам, типу оборудования и т. д. Парт­ нер может произвольно изменять маршруты и частоту. Так как партнеры имеют различную сеть авиалиний и разные экс­ плуатационные возможности, доля каждого в пуле также не­ одинакова. Распределение доходов из общего фонда обычно происходит в соответствии с относительной доходной ем­ костью авиалиний каждой из сторон или на основе доли ее участия в пуле за прошлый период. Доходные взносы в пул чаще всего определяются исходя из среднего дохода от лет­ ного часа каждого типа эксплуатируемых самолетов.

. Глобальное пульное соглашение между двумя авиакомпа­ ниями может быть также по расходам и доходам. В этом слу­ чае определяется стоимость летного часа каждого типа са­ молетов, затем общая суммарная стоимость эксплуатации указанных в расписании авиалиний вычитается из суммы до­ ходов обоих партнеров, а остаток доходов делится между сторонами в согласованной пропорции.

Как уже отмечалось, наиболее распространен пул дохо­ дов. Именно такой характер носят, например, все пульные соглашения между Аэрофлотом и зарубежными авиакомпа пнями. Пул расходов и доходов, а также глобальный пул встречаются довольно редко. Поэтому в настоящей работе мы будем зести речь только о пуле доходов,, и в дальнейшем под термином «пульное соглашение» следует понимать «соглаше­ ние о пуле доходов».

Общие принципы пульных соглашений

Пульные соглашения между авиакомпаниями различны не только по форме. Практически не существует ни одного из них, которое не имело бы характерных особенностей. Однако

8