Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в основе всех соглашений лежат общие принципы пульного сотрудничества, это:

устранение конкуренции между партнерами; коммерческое сотрудничество; добровольность заключения соглашения;

предоставление партнерам равных возможностей для по­ лучения прибылей;

независимость, равенство и взаимная выгода партнеров.

Принцип устранения конкуренции. В настоящее время свыше 170 авиакомпаний мира выполняют международные перевозки. Каждая из них стремится к наибольшей выгоде, к наивысшим доходам. Ради этого сильнейшие готовы вытес­ нить более слабых. Потому-то главным принципом пульных соглашений является устранение конкуренции между компа­ ниями на совместно эксплуатируемых участках авиалинии. Следует, правда, сразу же оговориться, что принцип этот, конечно, несколько ограничивает конкуренцию формальными рамками, но на практике конкурентная борьба не прекраща­ ется, а лишь принимает более скрытый характер и более утон­ ченные формы.

Принцип коммерческого сотрудничества. Он предусматри­ вает согласование между партнерами количества рейсов, рас­ писания полетов, емкости самолетов, а также равномерное распределение загрузки на рейсы обоих партнеров.

Провозглашая принцип взаимности, партнеры по пулу обязуются относиться к рейсам другой стороны как к собст­ венным (в смысле их обслуживания, рекламирования, предо­ ставления клиентуры и привлечения загрузки). Однако на деле многие партнеры, оставаясь прямыми конкурентами, всякими завуалированными способами стараются наиболее благоприятные условия создавать для своих рейсов, обеспе­ чивать их более ценной загрузкой и т. д.

Поскольку соглашением, как правило, предусматривается внесение в пул только части доходов, каждый партнер по­ стоянно стремится увеличить размер своего невносимого до­ хода.

Принцип добровольности. Пульные соглашения заключа ются по принципу добровольности. Каждый участник пула имеет право в любое время денонсировать соглашение, пред­ варительно уведомив об этом партнера (или партнеров). Од­ нако некоторые авиакомпании не всегда могут использовать это право. Ряд пулов, например пул с авиакомпаниями Эр Индия и Алиталия, обусловлен как обязательная мера при заключении межправительственных соглашений о воздушном

9


сообщении. И пока существует такое соглашение, указанная в нем авиакомпания не может выйти из пула. Конечно, для Аэрофлота, как и для авиакомпаний других социалистиче­ ских стран, являющихся государственными предприятиями, это положение не имеет значения. Но для многих частных компаний оно далеко не безразлично.

Нарушение принципа добровольности, вынужденное за­ ключение пульного соглашения бывает и в других случаях, например, как возмещение за предоставление коммерческого права 5-й свободы воздуха на каком-либо участке. Скажем, заключение Аэрофлотом пульного соглашения с фиксирован­ ным распределением доходов с авиакомпанией Иджипт ЭР (АРЕ) явилось условием предоставления Аэрофлоту 5-й сво­ боды на участке Каир—Хартум. Определенное пульное со­ глашение может быть условием совместной эксплуатации ка­ кой-либо авиатрассы, например, пульные соглашения между Аэрофлотом и авиакомпаниями БОАК (Англия), Эр Франс (Франция), ДЖАЛ и САС, связанные с правом эксплуата ции транссибирской трассы.

Следует отметить и такую закономерность. В пульных со: глашениях проявляют большую заинтересованность обычно менее сильные авиакомпании. В пуле они видят условие, даю­ щее возможность выстоять в конкурентной борьбе на данной авиалинии.

Сильные компании, такие как, Пан Америкэн (США), КЛіЧ (Нидерланды) предпочитают «свободную конкурен­ цию», ссылаясь на то, что их правительства не одобряют пуль­ ного сотрудничества.

Принцип равных возможностей. Один из основных прин­ ципов пульных соглашений. Он предусматривает на данной авиалинии для всех партнеров обязательность, равную ча­ стоту полетов и примерно равные емкости. Партнеры на ос­ нове установленных ими ставок вносят в пул равные доли доходов с каждой единицы перевозки. Распределение дохо­ дов также основано на едином для всех партнеров принципе.

Конечно, частота полетов в них не всегда бывает одина­ ковой, но если один из партнеров выполнил меньшее количе­ ство рейсов, он получает при этом компенсацию, например, в форме равного распределения пульных доходов при нерав­ ном количестве рейсов.

Все это так, но в практике пульного сотрудничества ра­ венство возможностей часто оказывается лишь формальным. Ведь фактические возможности в привлечении загрузки на рейсы у крупнейших и опытнейших компаний и у их менее сильных партнеров далеко не одинаковы. Более сильные

10


партнеры нередко предпочитают платить по пулу слабым, не­ жели передавать выгодную загрузку на их рейсы.

Принцип равных возможностей в полной мере осущест­ вляется только в пулах воздушнотрзнспортных предприятий социалистических стран. Пульное сотрудничество между ними базируется на прочной основе дружбы, взаимной помощи т взаимной выгоды.

Принцип независимости, равенства и взаимной выгоды.

Он означает, что авиакомпании, заключившие между собой пульное соглашение, полностью сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, отдельно каждая несут рас­ ходы по эксплуатации авиалинии. В большинстве случаев пульное сотрудничество выгодно для всех партнеров. Они со­ храняют формальное равенство, даже если резко отличаются друг от друга по экономическим и операционным возможно­ стям. Деление па «младших» и «старших» партнеров не до­ пускается. Руководство пулом осуществляется поочередно каждым партнером в течение определенного периода. Авиа­ компании сохраняют полную независимость во всей деятель­ ности, за исключением обязанности неукоснительно вносить в общий котел доходы (или часть доходов) от совместно экс­ плуатируемой авиалинии.

В завершение данного параграфа следует сказать, что для заключения пульных соглашений между авиакомпаниями обязательны следующие условия:

наличие межправительственного соглашения о воздуш­ ном сообщении между странами, авиакомпании которых хо­ тят вступить В пул;

наличие коммерческого соглашения между авиакомпа­ ниями, назначенными правительствами данных стран для экс­ плуатации договорных авиалиний;

совместная эксплуатация хотя бы одного участка авиали­ ний всеми партнерами, заключающими соглашение о пуле.

Классификация пульных соглашений

Соглашения о пуле между авиакомпаниями можно клас­ сифицировать по нескольким основным признакам:

по форме заключения; числу партнеров;

количеству пульных участков; условию внесения доходов в пул;

принципу распределения пульных доходов; условию платежей по пулу.

И

По форме заключения пульные соглашения могут быть двух видов: соглашение об эксплуатации авиалиний на усло­ виях пула как составная часть общего коммерческого согла­ шения между компаниями (о взаимном обслуживании, о ге­ неральном агенте и др.); и соглашение о пуле как самостоя­ тельный юридический документ.

По числу партнеров, заключающих пульное соглашение, оно может быть двусторонним и многосторонним. Двусто­ роннее пульное соглашение — коммерческая сделка между двумя авиакомпаниями, эксплуатирующими авиалинию. Это самые распространенные соглашения. В случае эксплуатации одной и той же авиалинии более чем двумя авиакомпаниями могут быть заключены несколько отдельных, независимых друг от друга двусторонних пульных соглашений, причем одно соглашение может в корне отличаться от другого. На­ пример, на авиалинии Москва—Париж—Монреаль имеются два отдельных пульных соглашения: между Аэрофлотом и Эр Франс, Аэрофлотом и Эр Канадой. На авиалинии Копен­ гаген—Москва—Дели—Сингапур действуют два отдельных пульных соглашения на участке Москва—Дели: между Аэро­ флотом и САС, а также между Аэрофлотом и Эр Индией.

Из многосторонних пульных соглашений известны трех­ сторонние, четырехсторонние и шестисторонние. Многосто­ ронние соглашения могут быть заключены как между компа­ ниями,. эксплуатирующими одну и ту же авиалинию (напри­ мер, трехстороннее пульное соглашение между Аэрофлотом, Эр Франс и ДЖАЛ по эксплуатации авиалинии Париж— Москва—Токио), так и между компаниями, эксплуатирую­ щими различные авиалинии.

По количеству пульных участков соглашения делятся на соглашения с одним пульным участком (авиалинией) и не­ сколькими. Например, в соглашении между Аэрофлотом и Алиталией, пульным является один участок — Москва—Рим, а в соглашении между Аэрофлотом и Интерфлюг — четыре пульные авиалинии: Москва—Берлин, Москва—Дрезден, Ле­ нинград—Берлин, Киев—Берлин.

По условиям внесения доходов в пул соглашения могут быть разделены на 2 вида: а) предусматривающие внесение средневзвешенного дохода от эксплуатации авиалиний за пе­ риод; б) внесение установленной части дохода от перевозки

каждого пассажира.

Делятся соглашения и по категории загрузки, доходы от которой вносятся в пул: на предусматривающие внесение в пул доходов от всех категорий загрузки (пассажиры, плат­

12


ный багаж, груз, почта) 1и внесение в пул доходов только от определенной категории загрузки (например, только пасса­ жиры, пассажиры и груз, пассажиры и платный багаж и т. д.).

По принципу распределения доходов из пула соглашения делятся на 3 вида: а) с равным распределением; б) с зафик­ сированной пропорцией в распределении; в) с распределе­ нием пропорционально операционным показателям каждого партнера.

По условиям платежей соглашения делятся на: а) согла­ шения с неограниченными платежами по пулу и б) соглаше­ ния с ограничением платежей. В числе последних, в свою оче­ редь, есть соглашения, предусматривающие ограничение пла­ тежей, выраженное в процентах (например, не более 10 про­ центов от доходов, вносимых в пул платящей стороной), и соглашения, предусматривающие предельную сумму плате­ жей по пулу (например, 100 тыс. руб. за период).

Структура пульных соглашений

Каждое соглашение о пуле состоит из собственно соглаше­ ния и приложений к нему. Соглашения, как правило, заклю­ чаются на неопределенный срок, тогда как приложения к ним — на каждый пульный период (зимний — с 1 ноября по 31 марта и летний — с 1 апреля по 31 октября). Они имеют порядковый номер и указание периода, на который распро­ страняется их действие. При подписании нового приложениястарое аннулируется.

Собственно соглашение состоит из преамбулы, изложения принципов сотрудничества и других статей. В преамбуле ука­ зываются авиакомпании, изъявившие желание заключить данное соглашение (полное и сокращенное наименование каждой и адрес главной конторы).

Пульные соглашения различны по наименованию, количе­ ству и последовательности статей, но по общей структуре п содержанию их можно свести примерно к следующей схеме.

Цель соглашения. В статье отмечается, что соглашение имеет целью совместную эксплуатацию названными авиаком­ паниями на условиях пула воздушной линии (линий), указан­ ной в приложении. Определено, что условия пула, изложен­ ные в приложении (частота рейсов, типы самолетов, марш­ руты полетов, средние пульные ставки и т. д.), согласовыва­ ются между сторонами на каждый период не позднее, чем за

1 Внесение в

пул доходов

от перевозки почты предусматривается

лишь отдельными

соглашениями

между иностранными авиакомпаниями

и не принято ни одним из пульных соглашений, заключенных Аэрофлотом.

13