Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
в основе всех соглашений лежат общие принципы пульного сотрудничества, это:
устранение конкуренции между партнерами; коммерческое сотрудничество; добровольность заключения соглашения;
предоставление партнерам равных возможностей для по лучения прибылей;
независимость, равенство и взаимная выгода партнеров.
Принцип устранения конкуренции. В настоящее время свыше 170 авиакомпаний мира выполняют международные перевозки. Каждая из них стремится к наибольшей выгоде, к наивысшим доходам. Ради этого сильнейшие готовы вытес нить более слабых. Потому-то главным принципом пульных соглашений является устранение конкуренции между компа ниями на совместно эксплуатируемых участках авиалинии. Следует, правда, сразу же оговориться, что принцип этот, конечно, несколько ограничивает конкуренцию формальными рамками, но на практике конкурентная борьба не прекраща ется, а лишь принимает более скрытый характер и более утон ченные формы.
Принцип коммерческого сотрудничества. Он предусматри вает согласование между партнерами количества рейсов, рас писания полетов, емкости самолетов, а также равномерное распределение загрузки на рейсы обоих партнеров.
Провозглашая принцип взаимности, партнеры по пулу обязуются относиться к рейсам другой стороны как к собст венным (в смысле их обслуживания, рекламирования, предо ставления клиентуры и привлечения загрузки). Однако на деле многие партнеры, оставаясь прямыми конкурентами, всякими завуалированными способами стараются наиболее благоприятные условия создавать для своих рейсов, обеспе чивать их более ценной загрузкой и т. д.
Поскольку соглашением, как правило, предусматривается внесение в пул только части доходов, каждый партнер по стоянно стремится увеличить размер своего невносимого до хода.
Принцип добровольности. Пульные соглашения заключа ются по принципу добровольности. Каждый участник пула имеет право в любое время денонсировать соглашение, пред варительно уведомив об этом партнера (или партнеров). Од нако некоторые авиакомпании не всегда могут использовать это право. Ряд пулов, например пул с авиакомпаниями Эр Индия и Алиталия, обусловлен как обязательная мера при заключении межправительственных соглашений о воздушном
9
сообщении. И пока существует такое соглашение, указанная в нем авиакомпания не может выйти из пула. Конечно, для Аэрофлота, как и для авиакомпаний других социалистиче ских стран, являющихся государственными предприятиями, это положение не имеет значения. Но для многих частных компаний оно далеко не безразлично.
Нарушение принципа добровольности, вынужденное за ключение пульного соглашения бывает и в других случаях, например, как возмещение за предоставление коммерческого права 5-й свободы воздуха на каком-либо участке. Скажем, заключение Аэрофлотом пульного соглашения с фиксирован ным распределением доходов с авиакомпанией Иджипт ЭР (АРЕ) явилось условием предоставления Аэрофлоту 5-й сво боды на участке Каир—Хартум. Определенное пульное со глашение может быть условием совместной эксплуатации ка кой-либо авиатрассы, например, пульные соглашения между Аэрофлотом и авиакомпаниями БОАК (Англия), Эр Франс (Франция), ДЖАЛ и САС, связанные с правом эксплуата ции транссибирской трассы.
Следует отметить и такую закономерность. В пульных со: глашениях проявляют большую заинтересованность обычно менее сильные авиакомпании. В пуле они видят условие, даю щее возможность выстоять в конкурентной борьбе на данной авиалинии.
Сильные компании, такие как, Пан Америкэн (США), КЛіЧ (Нидерланды) предпочитают «свободную конкурен цию», ссылаясь на то, что их правительства не одобряют пуль ного сотрудничества.
Принцип равных возможностей. Один из основных прин ципов пульных соглашений. Он предусматривает на данной авиалинии для всех партнеров обязательность, равную ча стоту полетов и примерно равные емкости. Партнеры на ос нове установленных ими ставок вносят в пул равные доли доходов с каждой единицы перевозки. Распределение дохо дов также основано на едином для всех партнеров принципе.
Конечно, частота полетов в них не всегда бывает одина ковой, но если один из партнеров выполнил меньшее количе ство рейсов, он получает при этом компенсацию, например, в форме равного распределения пульных доходов при нерав ном количестве рейсов.
Все это так, но в практике пульного сотрудничества ра венство возможностей часто оказывается лишь формальным. Ведь фактические возможности в привлечении загрузки на рейсы у крупнейших и опытнейших компаний и у их менее сильных партнеров далеко не одинаковы. Более сильные
10
партнеры нередко предпочитают платить по пулу слабым, не жели передавать выгодную загрузку на их рейсы.
Принцип равных возможностей в полной мере осущест вляется только в пулах воздушнотрзнспортных предприятий социалистических стран. Пульное сотрудничество между ними базируется на прочной основе дружбы, взаимной помощи т взаимной выгоды.
Принцип независимости, равенства и взаимной выгоды.
Он означает, что авиакомпании, заключившие между собой пульное соглашение, полностью сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, отдельно каждая несут рас ходы по эксплуатации авиалинии. В большинстве случаев пульное сотрудничество выгодно для всех партнеров. Они со храняют формальное равенство, даже если резко отличаются друг от друга по экономическим и операционным возможно стям. Деление па «младших» и «старших» партнеров не до пускается. Руководство пулом осуществляется поочередно каждым партнером в течение определенного периода. Авиа компании сохраняют полную независимость во всей деятель ности, за исключением обязанности неукоснительно вносить в общий котел доходы (или часть доходов) от совместно экс плуатируемой авиалинии.
В завершение данного параграфа следует сказать, что для заключения пульных соглашений между авиакомпаниями обязательны следующие условия:
наличие межправительственного соглашения о воздуш ном сообщении между странами, авиакомпании которых хо тят вступить В пул;
наличие коммерческого соглашения между авиакомпа ниями, назначенными правительствами данных стран для экс плуатации договорных авиалиний;
совместная эксплуатация хотя бы одного участка авиали ний всеми партнерами, заключающими соглашение о пуле.
Классификация пульных соглашений
Соглашения о пуле между авиакомпаниями можно клас сифицировать по нескольким основным признакам:
по форме заключения; числу партнеров;
количеству пульных участков; условию внесения доходов в пул;
принципу распределения пульных доходов; условию платежей по пулу.
И
По форме заключения пульные соглашения могут быть двух видов: соглашение об эксплуатации авиалиний на усло виях пула как составная часть общего коммерческого согла шения между компаниями (о взаимном обслуживании, о ге неральном агенте и др.); и соглашение о пуле как самостоя тельный юридический документ.
По числу партнеров, заключающих пульное соглашение, оно может быть двусторонним и многосторонним. Двусто роннее пульное соглашение — коммерческая сделка между двумя авиакомпаниями, эксплуатирующими авиалинию. Это самые распространенные соглашения. В случае эксплуатации одной и той же авиалинии более чем двумя авиакомпаниями могут быть заключены несколько отдельных, независимых друг от друга двусторонних пульных соглашений, причем одно соглашение может в корне отличаться от другого. На пример, на авиалинии Москва—Париж—Монреаль имеются два отдельных пульных соглашения: между Аэрофлотом и Эр Франс, Аэрофлотом и Эр Канадой. На авиалинии Копен гаген—Москва—Дели—Сингапур действуют два отдельных пульных соглашения на участке Москва—Дели: между Аэро флотом и САС, а также между Аэрофлотом и Эр Индией.
Из многосторонних пульных соглашений известны трех сторонние, четырехсторонние и шестисторонние. Многосто ронние соглашения могут быть заключены как между компа ниями,. эксплуатирующими одну и ту же авиалинию (напри мер, трехстороннее пульное соглашение между Аэрофлотом, Эр Франс и ДЖАЛ по эксплуатации авиалинии Париж— Москва—Токио), так и между компаниями, эксплуатирую щими различные авиалинии.
По количеству пульных участков соглашения делятся на соглашения с одним пульным участком (авиалинией) и не сколькими. Например, в соглашении между Аэрофлотом и Алиталией, пульным является один участок — Москва—Рим, а в соглашении между Аэрофлотом и Интерфлюг — четыре пульные авиалинии: Москва—Берлин, Москва—Дрезден, Ле нинград—Берлин, Киев—Берлин.
По условиям внесения доходов в пул соглашения могут быть разделены на 2 вида: а) предусматривающие внесение средневзвешенного дохода от эксплуатации авиалиний за пе риод; б) внесение установленной части дохода от перевозки
каждого пассажира.
Делятся соглашения и по категории загрузки, доходы от которой вносятся в пул: на предусматривающие внесение в пул доходов от всех категорий загрузки (пассажиры, плат
12
ный багаж, груз, почта) 1и внесение в пул доходов только от определенной категории загрузки (например, только пасса жиры, пассажиры и груз, пассажиры и платный багаж и т. д.).
По принципу распределения доходов из пула соглашения делятся на 3 вида: а) с равным распределением; б) с зафик сированной пропорцией в распределении; в) с распределе нием пропорционально операционным показателям каждого партнера.
По условиям платежей соглашения делятся на: а) согла шения с неограниченными платежами по пулу и б) соглаше ния с ограничением платежей. В числе последних, в свою оче редь, есть соглашения, предусматривающие ограничение пла тежей, выраженное в процентах (например, не более 10 про центов от доходов, вносимых в пул платящей стороной), и соглашения, предусматривающие предельную сумму плате жей по пулу (например, 100 тыс. руб. за период).
Структура пульных соглашений
Каждое соглашение о пуле состоит из собственно соглаше ния и приложений к нему. Соглашения, как правило, заклю чаются на неопределенный срок, тогда как приложения к ним — на каждый пульный период (зимний — с 1 ноября по 31 марта и летний — с 1 апреля по 31 октября). Они имеют порядковый номер и указание периода, на который распро страняется их действие. При подписании нового приложениястарое аннулируется.
Собственно соглашение состоит из преамбулы, изложения принципов сотрудничества и других статей. В преамбуле ука зываются авиакомпании, изъявившие желание заключить данное соглашение (полное и сокращенное наименование каждой и адрес главной конторы).
Пульные соглашения различны по наименованию, количе ству и последовательности статей, но по общей структуре п содержанию их можно свести примерно к следующей схеме.
Цель соглашения. В статье отмечается, что соглашение имеет целью совместную эксплуатацию названными авиаком паниями на условиях пула воздушной линии (линий), указан ной в приложении. Определено, что условия пула, изложен ные в приложении (частота рейсов, типы самолетов, марш руты полетов, средние пульные ставки и т. д.), согласовыва ются между сторонами на каждый период не позднее, чем за
1 Внесение в |
пул доходов |
от перевозки почты предусматривается |
лишь отдельными |
соглашениями |
между иностранными авиакомпаниями |
и не принято ни одним из пульных соглашений, заключенных Аэрофлотом.
13