Файл: Алексеев А.С. Определение производственной мощности строительной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
процессы, непосредственно оказывающие влияние на сроки завершения объектов (процессы, находящиеся на «критическом пути»);
процессы, находящиеся на критическом пути, но вы полнение которых в течение суток ограничено опреде ленными условиями (например, «работа в окно» при про изводстве работ на действующих линиях железных до рог);
процессы, выполняемые крупными уникальными ме ханизмами;
процессы, сроки выполнения которых не влияют на срок строительства объекта п на которых не заняты ос новные машины.
Анализ удельного веса отдельных технологических процессов и возможности нх выполнения в одну, две или
три смены показывает реальную возможность |
достиже |
ния в строительстве коэффициента сменности, |
равного |
1 ,’55—1,6. |
|
По аналогии с промышленностью коэффициент смен ности принят как отношение общего количества рабочих к количеству рабочих, занятых в первую смену.
Повышение сменности должно сопровождаться в пер вую очередь мероприятиями по ликвидации внутрисмснных потерь рабочего времени.
Ликвидация внутрисменных потерь времени использо вания машин, которые, как указывалось в I (главе книги, составляют 23,7%, равносильно повышению коэффици ента сменности машин на 31 %.
Таким образом, повышение сменности — один из важнейших факторов улучшения использования произ водственных мощностей. Оптимальная сменность долж на определяться каждой строительной организацией ис ходя из конкретных условий с учетом характера строя щихся объектов.
Важное значение для повышения уровня использова-
щ( ния производственной мощности имеют также совершен- I ствование технологии производства, улучшение структу
ры и организационных форм управления строительст вом, укрупнение и развитие специализации строительноімонтажных организаций.
Строительная площадка благодаря широкому приме нению сборных индустриальных конструкций, крупных панелей и объемных элементов стала, по существу, сбо рочным цехом большого строительного конвейера,
160
Внедрение поточных методов производства работ со специализацией управлений, участков, бригад, а в ряде случаев и звеньев обеспечивает высокую производитель ность труда, ускорение сроков строительства и улучше ние использования производственных мощностей.
Так, поточная организация бетонирования на строительстве Волжского автомобильного завода фундаментных стоек объемом овыше '32 тыс. м3 была осуществлена специализированными звенья ми с применением наиболее эффективных механизмов и приспособ лений, в результате чего выработка возросла на 80% , а коэффи циент использования кранов увеличился с 0,55 до 0,74.
Улучшению использования производственных мощно стей строительно-монтажных организаций в значитель ной степени способствует внедрение диспетчеризации и автоматизированных систем управления строительством (АСУС).
Применение прогрессивной техники управления, включая средства автоматизации и современный матема тический аппарат, позволяют решать задачи оптималь ного управления, обеспечивать комплекснуюпостаівкуне обходимых материально-технических ресурсов по часо вым графикам. Применение АСУС позволяет оптимально управлять производством, направляя имеющиеся ресур сы на наиболее важные объекты (управление централи зованными перевозками раствора и товарного бетона).
Создаваемые и частично действующие автоматизиро ванные системы управления строительством в Главмос строе, Главленинградстрое и в строительных министер ствах будут способствовать значительному повышению уровня использования производственных мощностей.
Прямое воздействие на величину производственной мощности строительно-монтажных организаций оказы вают состав и мощность 'Производственной базы.
Ликвидация узких мест на отдельных участках про изводственной базы будет способствовать улучшению использования производственной мощности.
Так, недостаточная емкость бункеров-накопителей на .раствор ном узле или неблагоустроенный подъезд для автомашин может задержать доставку раствора, сказаться на работе всей технологи ческой линии по монтажу конструкций или кирпичной кладке, вызвать простои рабочих и плохое использование строительных машин.
Наряду с перечисленными мероприятиями на исполь зование производственной мощности оказывает большое
161
влияние хорошо налаженная система материально-тех нического снабжения. Значительная часть потерь време ни работы машин (10%) происходит в результате несво евременного и некомплектного обеспечения материаль ными ресурсами. Основным недостатком является не столько дефицит тех или иных материальных ресурсов, хотя в ряде случаев это имеет место, сколько неудовлет ворительное состояние системы снабжения, когда на од ной стройке не хватает одного вида материалов при из лишках другого, а на другой стройке наблюдается обрат ная картина.
Проводимая перестройка системы материально-тех нического снабжения будет способствовать улучшению использования мощностей. На смену традиционной си стеме материально-технического снабжения пришла но вая форма снабжения через систему управлений произ водственно-технологической комплектации (У.ПТК) тре стов и домостроительных комбинатов. Преимущества и эффективность деятельности УПТК подтверждаются быстрыми темпами распространения этих новых форм: к 1973 г. было создано свеше 600 УПТК. Четко налажен ная система деятельности УПТК обеспечивает экономи ческий эффект в размере 2—3% годовой сметной стои мости строительно-монтажных работ.
Большие перспективы упорядочения материально-тех нического снабжения открывает создание вневедомствен ной территориальной системы, предусматривающей обе спечение строительных организаций материалами по их заказам через территориальные органы Госснаба СССР.
Опыт внедрения этой системы в 1971—1972 пг. в ряде строительных организаций — Главволговятскстрое Мин строя СССР, Главцѳнтротяжстрое Минтяжстроя СССР,
Минстрое и Минсельстрое Латвийской ССР и др. — по казывает ее высокую эффективность.
Важным фактором улучшения использования произ водственной мощности является развитие специализации строительно-монтажных организаций.
Специализация в строительстве обеспечивает повы шение производительности труда за счет более быстрого накопления производственного опыта по отдельным специальностям и профилям строительства, повыше ния квалификации рабочих и производственно-техни ческого персонала строек, лучшего использования п по стоянного совершенствования орудий труда.
162
Результаты исследования показывают, что использо вание ліроизводствелпых мощностей в специализирован ных организациях выше, чем в общестроительных.
Развитие специализации обеспечивает улучшение и других техипко-эконамическііх показателей строительно монтажных организаций, в частности в результате кон центрации. в специализированных организациях однород ных .работ и совмещения во времени различных производ ственных процессов сокращаются сроки строительства. Эти обстоятельства (повышение производительности труда, сокращение сроков строительства) обеспечивают снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
іКіоицеіщрация строительства (укрупнение строитель-' И'О-монтажных организаций) имеет первостепенное зна чение для повышения коэффициента использования про изводственной мощности.
Эффективность деятельности крупных строительно монтажных организаций заключается в первую очередь в возможности осуществлять строительство силами мощ ных технически вооруженных организаций; при этом ■отпадает необходимость в сохранении многочисленных мелких нерентабельных подсобных производств, ремонт ных мастерских и создаются условия для организации крупных районных и межрайонных промышленных пред приятий, вспомогательных производств и хозяйств.
Укрупнение строительных организаций создает бла гоприятные возможности для совершенствования техно логии строительного производства, резкого снижения по терь строительных материалов и электроэнергии, ликви дация простоев .механизмов и других непроизводитель ных затрат.
Анализ технико-экономических показателей деятельности 1000 первичных строительных организаций показал значительные преи мущества крупных организации по сравнению с мелкими.
Так, в крупных организациях с годовым объемом работ в 2— 3 мли. руб. и более накладные и административно-хозяйственные
расходы, а также численность |
рабочих, ИТР и служащих на |
|
1 млн. руб. сметной стоимости |
строительно-монтажных работ в |
|
1,5— 2 |
раза меньше, чем в мелких организациях с объемом работ |
|
1— 1,5 |
млн. руб., а фактическая |
себестоимость строительно-монтаж |
ных работ значительно ниже. |
|
|
В |
трестах е годовым объемом работ до 7,5 млн. руб. фактиче |
ская себестоимость по отношению к сметной стоимости составляет
105— 102%, в |
трестах |
с |
|
годовым |
объемом работ |
от 7,5 |
до |
|||
10 мли. |
руб.— 99% , |
от |
10 |
до 15 |
млн. |
руб.— 97% , а |
в трестах |
с |
||
объемом |
работ |
от |
15 до |
25 |
млн. |
руб. |
и выше — 94— 91% . |
|
163
Эффективное использование производственной мощ ности в немалой степени зависит также от структуры уп равления строительством и сокращения числа структур ных звеньев.
Традиционная структура управления строительством, существующая почти с момента становления и развития строительной индустрии в нашей стране (министер ство — главк — трест — строителыноі-монтажное упраізление), уже не оправдывает себя и затрудняет успешное выполнение возрастающих объемов подрядного строи тельства. За последнее десятпление указанная структура еще больше усложнилась.
Укрепление и развитие материально-технической ба зы строительства, создание условий для освобождения строительных организаций от несвойственных им функ ций привели к выделению из состава строительных ор ганизаций основных предприятий по изготовлению детаілей и конструкций для строительства и сосредоточению их в системе главных строительных управлений или рес публиканских министерств строительства.
В результате повышения технического уровня строи тельства резко изменились организационные формы эк сплуатации строительных машин и механизмов. Появле ние и широкое применение в строительстве мощных вы сокопроизводительных машин — мобильных кранов грузоподъемностью 100 тс, экскаваторов с ковшом боль шой емкости, бульдозеров с мощностью двигателя свыше 100 л. с. и т. д. — сделали нерентабельной во многих слу чаях деятельность служб механизации .в строительных трестах. Это вызвало необходимость создания в районах концентрации строительства централизованных служб механизации, организации специальных трестов и уп равлений механизации с выделением этих служб из структуры строительных трестов.
Организационные формы эксплуатации автотранспор та также претерпели изменения. Автотранспортные орга низации, ранее представлявшие собой лишь вспомога тельные службы в составе строительных трестов, стали основным связующим звеном между предприятиями строительной индустрии, поставщиками и строительны ми организациями. Это потребовало выделения тран спортных служб из структуры строительных трестов, создания самостоятельных автотранспортных организа ций с обеспечением ими централизованных перевозок
164
строительных материалов, деталей и конструкций на строящиеся объекты-
Зависимость строительных организаций от смежни ков, непосредственно связанных с «ими в едином техно логическом процессе, затрудняет определение величины производственной мощности и эффективное ее использо
вание.
'Соівершѳн'ствованіие -организационных форм управле ния -строительством в значительной мере -обусловлива лось также процессом кон-центрации и специализации -строительно-монтажных организаций, созданием в си стеме строительных министерств и их главных управле ний широкой сети территориальных етроительнонмонтажиых трестов и управлений, -специализированных по различным отраслям (промышленности « народного хо зяйства, а также по отдельным технологическим видам и комплексам общестроительных, монтажных и -спе циальных строительных работ.
-Все эти мероприятия способствовали улучшению дея тельности указанных структурных подразделений стро ительства, но и в то же время значительно усложнили ру ководство и управление строительством.
іВ настоящее время система органов управления под рядным строительством в стране состоит из 9 общесоюз ных и ооюзнанрвС'публиканекнх -строительных мини стерств, 33 строительных министерств в союзных респуб ликах (без республиканских министерств водного хозяй ства, которые наряду с эксплуатацией оросительных' и осушительных систем ведут и их строительство), более 100 главных территориальных и специализированных строительных управлений, около 1-20 строительных ком бинатов и территориальных управлений строительства, около 2500 трестов и свыше 20 000 первичных строитель
но-монтажных управлений и приравненных к ним |
орга |
||
низаций. |
|
|
|
Несмотря на проведенные мероприятия по концентра,- |
|||
ции строительства |
и укрупнению строительно-монтаж |
||
ных организаций |
в |
1965— 1970 гг., темпы роста |
числа |
строительно-монтажных организаций превышали |
темпы |
||
роста объемов |
строительно-монтажных -работ. |
Так, |
|
в 1960—ІІ9Ѳ5 гг. |
при росте объемов подрядных |
-работ |
на 48% количество первичных подрядных организаций (СМУ) возросло всего на 19%, а трестов — на 28%. Од нако за период с 19-65 по 1970 гг. примерно при таком
165