Файл: Алексеев А.С. Определение производственной мощности строительной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

процессы, непосредственно оказывающие влияние на сроки завершения объектов (процессы, находящиеся на «критическом пути»);

процессы, находящиеся на критическом пути, но вы­ полнение которых в течение суток ограничено опреде­ ленными условиями (например, «работа в окно» при про­ изводстве работ на действующих линиях железных до­ рог);

процессы, выполняемые крупными уникальными ме­ ханизмами;

процессы, сроки выполнения которых не влияют на срок строительства объекта п на которых не заняты ос­ новные машины.

Анализ удельного веса отдельных технологических процессов и возможности нх выполнения в одну, две или

три смены показывает реальную возможность

достиже­

ния в строительстве коэффициента сменности,

равного

1 ,’55—1,6.

 

По аналогии с промышленностью коэффициент смен­ ности принят как отношение общего количества рабочих к количеству рабочих, занятых в первую смену.

Повышение сменности должно сопровождаться в пер­ вую очередь мероприятиями по ликвидации внутрисмснных потерь рабочего времени.

Ликвидация внутрисменных потерь времени использо­ вания машин, которые, как указывалось в I (главе книги, составляют 23,7%, равносильно повышению коэффици­ ента сменности машин на 31 %.

Таким образом, повышение сменности — один из важнейших факторов улучшения использования произ­ водственных мощностей. Оптимальная сменность долж­ на определяться каждой строительной организацией ис­ ходя из конкретных условий с учетом характера строя­ щихся объектов.

Важное значение для повышения уровня использова-

щ( ния производственной мощности имеют также совершен- I ствование технологии производства, улучшение структу­

ры и организационных форм управления строительст­ вом, укрупнение и развитие специализации строительноімонтажных организаций.

Строительная площадка благодаря широкому приме­ нению сборных индустриальных конструкций, крупных панелей и объемных элементов стала, по существу, сбо­ рочным цехом большого строительного конвейера,

160


Внедрение поточных методов производства работ со специализацией управлений, участков, бригад, а в ряде случаев и звеньев обеспечивает высокую производитель­ ность труда, ускорение сроков строительства и улучше­ ние использования производственных мощностей.

Так, поточная организация бетонирования на строительстве Волжского автомобильного завода фундаментных стоек объемом овыше '32 тыс. м3 была осуществлена специализированными звенья­ ми с применением наиболее эффективных механизмов и приспособ­ лений, в результате чего выработка возросла на 80% , а коэффи­ циент использования кранов увеличился с 0,55 до 0,74.

Улучшению использования производственных мощно­ стей строительно-монтажных организаций в значитель­ ной степени способствует внедрение диспетчеризации и автоматизированных систем управления строительством (АСУС).

Применение прогрессивной техники управления, включая средства автоматизации и современный матема­ тический аппарат, позволяют решать задачи оптималь­ ного управления, обеспечивать комплекснуюпостаівкуне­ обходимых материально-технических ресурсов по часо­ вым графикам. Применение АСУС позволяет оптимально управлять производством, направляя имеющиеся ресур­ сы на наиболее важные объекты (управление централи­ зованными перевозками раствора и товарного бетона).

Создаваемые и частично действующие автоматизиро­ ванные системы управления строительством в Главмос­ строе, Главленинградстрое и в строительных министер­ ствах будут способствовать значительному повышению уровня использования производственных мощностей.

Прямое воздействие на величину производственной мощности строительно-монтажных организаций оказы­ вают состав и мощность 'Производственной базы.

Ликвидация узких мест на отдельных участках про­ изводственной базы будет способствовать улучшению использования производственной мощности.

Так, недостаточная емкость бункеров-накопителей на .раствор­ ном узле или неблагоустроенный подъезд для автомашин может задержать доставку раствора, сказаться на работе всей технологи­ ческой линии по монтажу конструкций или кирпичной кладке, вызвать простои рабочих и плохое использование строительных машин.

Наряду с перечисленными мероприятиями на исполь­ зование производственной мощности оказывает большое

161


влияние хорошо налаженная система материально-тех­ нического снабжения. Значительная часть потерь време­ ни работы машин (10%) происходит в результате несво­ евременного и некомплектного обеспечения материаль­ ными ресурсами. Основным недостатком является не столько дефицит тех или иных материальных ресурсов, хотя в ряде случаев это имеет место, сколько неудовлет­ ворительное состояние системы снабжения, когда на од­ ной стройке не хватает одного вида материалов при из­ лишках другого, а на другой стройке наблюдается обрат­ ная картина.

Проводимая перестройка системы материально-тех­ нического снабжения будет способствовать улучшению использования мощностей. На смену традиционной си­ стеме материально-технического снабжения пришла но­ вая форма снабжения через систему управлений произ­ водственно-технологической комплектации (У.ПТК) тре­ стов и домостроительных комбинатов. Преимущества и эффективность деятельности УПТК подтверждаются быстрыми темпами распространения этих новых форм: к 1973 г. было создано свеше 600 УПТК. Четко налажен­ ная система деятельности УПТК обеспечивает экономи­ ческий эффект в размере 2—3% годовой сметной стои­ мости строительно-монтажных работ.

Большие перспективы упорядочения материально-тех­ нического снабжения открывает создание вневедомствен­ ной территориальной системы, предусматривающей обе­ спечение строительных организаций материалами по их заказам через территориальные органы Госснаба СССР.

Опыт внедрения этой системы в 1971—1972 пг. в ряде строительных организаций — Главволговятскстрое Мин­ строя СССР, Главцѳнтротяжстрое Минтяжстроя СССР,

Минстрое и Минсельстрое Латвийской ССР и др. — по­ казывает ее высокую эффективность.

Важным фактором улучшения использования произ­ водственной мощности является развитие специализации строительно-монтажных организаций.

Специализация в строительстве обеспечивает повы­ шение производительности труда за счет более быстрого накопления производственного опыта по отдельным специальностям и профилям строительства, повыше­ ния квалификации рабочих и производственно-техни­ ческого персонала строек, лучшего использования п по­ стоянного совершенствования орудий труда.

162

Результаты исследования показывают, что использо­ вание ліроизводствелпых мощностей в специализирован­ ных организациях выше, чем в общестроительных.

Развитие специализации обеспечивает улучшение и других техипко-эконамическііх показателей строительно­ монтажных организаций, в частности в результате кон­ центрации. в специализированных организациях однород­ ных .работ и совмещения во времени различных производ­ ственных процессов сокращаются сроки строительства. Эти обстоятельства (повышение производительности труда, сокращение сроков строительства) обеспечивают снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

іКіоицеіщрация строительства (укрупнение строитель-' И'О-монтажных организаций) имеет первостепенное зна­ чение для повышения коэффициента использования про­ изводственной мощности.

Эффективность деятельности крупных строительно­ монтажных организаций заключается в первую очередь в возможности осуществлять строительство силами мощ­ ных технически вооруженных организаций; при этом ■отпадает необходимость в сохранении многочисленных мелких нерентабельных подсобных производств, ремонт­ ных мастерских и создаются условия для организации крупных районных и межрайонных промышленных пред­ приятий, вспомогательных производств и хозяйств.

Укрупнение строительных организаций создает бла­ гоприятные возможности для совершенствования техно­ логии строительного производства, резкого снижения по­ терь строительных материалов и электроэнергии, ликви­ дация простоев .механизмов и других непроизводитель­ ных затрат.

Анализ технико-экономических показателей деятельности 1000 первичных строительных организаций показал значительные преи­ мущества крупных организации по сравнению с мелкими.

Так, в крупных организациях с годовым объемом работ в 2— 3 мли. руб. и более накладные и административно-хозяйственные

расходы, а также численность

рабочих, ИТР и служащих на

1 млн. руб. сметной стоимости

строительно-монтажных работ в

1,5— 2

раза меньше, чем в мелких организациях с объемом работ

1— 1,5

млн. руб., а фактическая

себестоимость строительно-монтаж­

ных работ значительно ниже.

 

В

трестах е годовым объемом работ до 7,5 млн. руб. фактиче­

ская себестоимость по отношению к сметной стоимости составляет

105— 102%, в

трестах

с

 

годовым

объемом работ

от 7,5

до

10 мли.

руб.— 99% ,

от

10

до 15

млн.

руб.— 97% , а

в трестах

с

объемом

работ

от

15 до

25

млн.

руб.

и выше — 94— 91% .

 

163


Эффективное использование производственной мощ­ ности в немалой степени зависит также от структуры уп­ равления строительством и сокращения числа структур­ ных звеньев.

Традиционная структура управления строительством, существующая почти с момента становления и развития строительной индустрии в нашей стране (министер­ ство — главк — трест — строителыноі-монтажное упраізление), уже не оправдывает себя и затрудняет успешное выполнение возрастающих объемов подрядного строи­ тельства. За последнее десятпление указанная структура еще больше усложнилась.

Укрепление и развитие материально-технической ба­ зы строительства, создание условий для освобождения строительных организаций от несвойственных им функ­ ций привели к выделению из состава строительных ор­ ганизаций основных предприятий по изготовлению детаілей и конструкций для строительства и сосредоточению их в системе главных строительных управлений или рес­ публиканских министерств строительства.

В результате повышения технического уровня строи­ тельства резко изменились организационные формы эк­ сплуатации строительных машин и механизмов. Появле­ ние и широкое применение в строительстве мощных вы­ сокопроизводительных машин — мобильных кранов грузоподъемностью 100 тс, экскаваторов с ковшом боль­ шой емкости, бульдозеров с мощностью двигателя свыше 100 л. с. и т. д. — сделали нерентабельной во многих слу­ чаях деятельность служб механизации .в строительных трестах. Это вызвало необходимость создания в районах концентрации строительства централизованных служб механизации, организации специальных трестов и уп­ равлений механизации с выделением этих служб из структуры строительных трестов.

Организационные формы эксплуатации автотранспор­ та также претерпели изменения. Автотранспортные орга­ низации, ранее представлявшие собой лишь вспомога­ тельные службы в составе строительных трестов, стали основным связующим звеном между предприятиями строительной индустрии, поставщиками и строительны­ ми организациями. Это потребовало выделения тран­ спортных служб из структуры строительных трестов, создания самостоятельных автотранспортных организа­ ций с обеспечением ими централизованных перевозок

164

строительных материалов, деталей и конструкций на строящиеся объекты-

Зависимость строительных организаций от смежни­ ков, непосредственно связанных с «ими в едином техно­ логическом процессе, затрудняет определение величины производственной мощности и эффективное ее использо­

вание.

'Соівершѳн'ствованіие -организационных форм управле­ ния -строительством в значительной мере -обусловлива­ лось также процессом кон-центрации и специализации -строительно-монтажных организаций, созданием в си­ стеме строительных министерств и их главных управле­ ний широкой сети территориальных етроительнонмонтажиых трестов и управлений, -специализированных по различным отраслям (промышленности « народного хо­ зяйства, а также по отдельным технологическим видам и комплексам общестроительных, монтажных и -спе­ циальных строительных работ.

-Все эти мероприятия способствовали улучшению дея­ тельности указанных структурных подразделений стро­ ительства, но и в то же время значительно усложнили ру­ ководство и управление строительством.

іВ настоящее время система органов управления под­ рядным строительством в стране состоит из 9 общесоюз­ ных и ооюзнанрвС'публиканекнх -строительных мини­ стерств, 33 строительных министерств в союзных респуб­ ликах (без республиканских министерств водного хозяй­ ства, которые наряду с эксплуатацией оросительных' и осушительных систем ведут и их строительство), более 100 главных территориальных и специализированных строительных управлений, около 1-20 строительных ком­ бинатов и территориальных управлений строительства, около 2500 трестов и свыше 20 000 первичных строитель­

но-монтажных управлений и приравненных к ним

орга­

низаций.

 

 

 

Несмотря на проведенные мероприятия по концентра,-

ции строительства

и укрупнению строительно-монтаж­

ных организаций

в

1965— 1970 гг., темпы роста

числа

строительно-монтажных организаций превышали

темпы

роста объемов

строительно-монтажных -работ.

Так,

в 1960—ІІ9Ѳ5 гг.

при росте объемов подрядных

-работ

на 48% количество первичных подрядных организаций (СМУ) возросло всего на 19%, а трестов — на 28%. Од­ нако за период с 19-65 по 1970 гг. примерно при таком

165