Файл: Харчева Л.И. Концентрация производства и эффективность ее современных форм.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 2i
Изменение профессионально-квалификационной структуры производственного персонала в объединении «Заря»
Группы по уровню |
1970 - |
1971 |
1972 |
||
квалификации |
в % |
к итогу |
|||
|
|||||
|
|
|
|||
Общая |
численность |
|
|
|
|
работающих |
100 |
100 |
100 |
||
Занятые |
высококвали |
67,7 |
|
|
|
фицированным т р у д о м |
50,1 |
50,2 |
|||
Квалифицированным |
7,1 |
38,8 |
38,8 |
||
Малоквалифицированным |
0,7 |
1,1 |
1,3 |
||
Неквалифицированным |
24,5 |
10,0 |
9,7 |
разгрузочное производство, подсобное, складское и упаковочное хозяйства.
Изучение квалификационно-профессиональной струк туры коллектива предприятия помогает определить конк ретные меры по изменению пропорций квалифицирован ного и неквалифицированного труда. Производственные потребности предприятия или объединения определяют
возможность |
дальнейшего совершенствования |
техники |
и технологии, |
разработки научно обоснованных |
реко |
мендаций по совершенствованию структуры промышлен но-производственного персонала и тенденциям общей численности работающих.
В плане социального развития коллектива предусмат ривается повышение тарифно-квалификационных разря дов по профессиям. Средний тарифно-квалификацион ный разряд рабочих наиболее массовых профессий с 1971 до 1975 г. должен возрасти на 0,3 разряда. Ре шение этого вопроса непосредственно зависит от темпов технического прогресса, масштабов совершенствования производства.
Важным фактором роста производительности обще ственного труда, всестороннего развития личности, уси-
182
ления общественной и политической активности масс яв ляется повышение культурно-технического и общеобра зовательного уровня работающих.
Изменения в социальной структуре производственно го коллектива приводят к необходимости практического решения вопросов повышения культурно-технического и общеобразовательного уровня трудящихся.
В нашей стране из года в год повышается уровень об разования, сокращается число лиц с начальным и неза конченным средним образованием (25% в 1970 г.). Уро вень образования на отдельных передовых предприяти ях страны высок и постоянно возрастает. Так, в объеди нении «Светлана» 82,1 % всех рабочих имели образова ние не ниже семилетнего.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
|
Уровень |
образования рабочих объединения «Заря» |
|||
|
|
|
в 1970—1972 |
гг. |
|
|
|
|
|
Удельны! |
DO С В % |
Уровень |
|
образования |
1970 |
1972 |
|
|
|
|
|
||
О б щ е е |
число |
рабочих |
100 |
100 |
|
Число |
рабочих |
с образованием: |
|
|
|
до |
А классов |
3,8 |
1,9 |
||
5—7 |
классов |
4,8 |
4,8 |
||
8—9 |
классов |
46 |
34 |
||
10—11 классов |
44 |
58 |
Сзаконченным средним
специальным образованием |
1,4 |
1,2 |
С высшим образованием |
— |
0,1 |
Тенденции роста общеобразовательного уровня наб людаются в приморском объединении «Заря». Число ра бочих, имеющих среднее, среднеспециальное и высшее образование составляет 6 1 , 1 % , неполное среднее обра зование — 34,1%, и 4,8% всех рабочих имеет начальное и незаконченное семилетнее образование,
133
К 1972 году в объединении «Заря» уменьшилось ко личество рабочих с образованием до 7 классов на 1,9% и возросло количество рабочих, имеющих неполное среднее и среднее образование на 2% против 1970 г. Процесс повышения уровня образования идет непре рывно. Планом социального развития объединения «За ря» предусматривается к 1975 г. довести число обучаю щихся в школах рабочей молодежи до 155 человек, в техникумах до 35 человек, в вузах до 40 человек.
Создание производственных объединений устраняет многие недостатки в организации и структуре управле ния, обеспечивает повышение уровня руководства. Кон центрация средств техники и соответствующих специали
стов, |
унификация |
исходной |
документации, |
внедрение |
|
единых форм и методов планирования и учета |
производ |
||||
ства |
создают наиболее благоприятные условия для |
ме |
|||
ханизации и автоматизации |
управленческого |
труда |
на |
||
базе |
применения |
современных технических |
средств. |
||
В Ленинградском |
оптико-механическом объединении |
создан крупный вычислительный центр, оснащенный сов ременной техникой, в том числе четырьмя электронны ми машинами. Вычислительный центр насчитывает 200 ин женеров по электронике, программистов, инженеровпроектировщиков, технологов и экономистов. Вычисли тельным центром освоено решение большого количества задач по технической подготовке, планированию, учету и материально-техническому снабжению производства. Накопленный опыт позволил перейти к созданию комп лексной автоматизированной системы управления произ водством (АСУП).
Возможность широкого применения полупроводнико вых приборов и средств автоматизации электронно-вычи слительных и управляющих машин требует повышения профессионально-квалификационного состава работни ков и способствует росту общеобразовательного уровня.
Использование ЭВМ и других технических средств обеспечивает значительную экономию инженерного и
184
управленческого труда при одновременном улучшении его качества. Так, только за 1965 год условногодозая экономия от механизации инженерного и управленческо го труда в Ленинградском оптико-механическом объеди нении составила 90 тыс. руб., а за период 1963—1965 гг. экономия на механизации управленческого труда и сок ращении аппарата составила 265 тыс. рублей.
Широкое использование вычислительных машин и средств передачи первичной информации существенно изменило организацию труда инженерно-технических ра ботников и служащих — резко уменьшились затраты руч ного труда. Так, на составление ручным способом квар тального плана производства и расчетов загрузки обору?- дования на изделие, состоящее из 19 тыс. производствен ных операций, требовалось 60 человеко-дней, после ме ханизации он выполняется за 9—11 дней.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что кон центрация производства, расширившая возможности комплексной механизации и автоматизации процессов производства и управления, способствует изменениям в структуре квалификационного состава работников, повы шает их культурно-технический уровень, существенно улучшает организацию труда работающих, что способ ствует повышению производительности труда.
Так, организация единого ремонтно-механического цеха в Л О М О в значительной степени изменила условия труда ремонтных рабочих. Рабочие места оснащены не обходимым оборудованием: инструментальными тумбоч ками, стеллажами, инструментом, приспособлениями, верстаками. Создана тепловая завеса у въездных ворот, оборудована душевая, обеспечена должная вентиляция. Архитектурно-строительное и художественно-конструк торское бюро занимаются вопросами рационального оборудования рабочих мест.
Однако возрастающие требования по эффективному ведению хозяйства и повышению культуры производства в условиях роста его концентрации выдвигают на повест-
135
ку дня все новые и новые вопросы в организации произ водства, труда и управления.
Возникает необходимость комплексного решения всех вопросов, связанных с концентрацией, специализацией, механизацией и автоматизацией производства, с совер шенствованием систем и методов управления, улучшени ем условий труда, что требует совместных усилий конст рукторов, технологов, экономистов, математиков и ху дожников.
Это и вызывает необходимость координировать уси лия коллектива, разрабатывать комплексные планы соци ального развития. Так, в комплексном плане объединения «Светлана» по-новому ставятся задачи охраны труда и техники безопасности. Намечается полная ликвидация профессиональных заболеваний, специфичных для дан ного производства. Профессиональные заболевания бу дут ликвидированы при внедрении автоматических ли ний, гальванических покрытий, замене пескоструйной тех ники химическим травлением, парортутных насосов паромасляными и рядом других технических мероприятий.
С организацией крупных производственных объеди нений потери рабочего времени несколько сократились, однако еще существуют и представляют собой один из резервов повышения эффективности производства. Улуч шение условий труда, комплекс экономических и админи стративных мер способствует сокращению потерь рабо чего времени.
Основные непроизводственные потери рабочего вре мени происходят в конце I и начале II смены. Они могут быть ликвидированы путем лучшей организации труда. Например, образование бригадной системы сменщиков, переход инструментальных и материальных кладовых на начало работы за 15—20 минут до звонка и т. д.
Между экономическими и социальными процессами действует, как известно, прямая и обратная связь. С од ной стороны, развитие производства ведет к совершен ствованию социальных процессов, а с другой — любое
186
отставание социальных процессов замедляет развитие общественного производства.
Одной из важных социальных проблем, необходи мость и возможнсть решения которой возникает в усло виях концентрированного производства, является проб лема обеспечения производства постоянными кадрами. Повышение эффективности общественного производства также требует наличия на предприятиях относительно постоянных кадров. Поэтому закрепление кадров на ос нове принципа материальной заинтересованности явля
ется не только социальной, но и важной |
экономической |
|
проблемой. |
|
|
Дело в том, что текучесть кадров вызывает |
целый |
|
ряд отрицательных последствий, которые |
по |
своему |
влиянию на экономику предприятий можно подразделить на следующие группы:
а) потери, связанные с перерывом в работе выбыв ших в результате текучести. Это вносит путаницу в пла нирование;
б) недополучение предприятием продукции в резуль тате недовыполнения норм выработки рабочими, наме ревающимися уволиться и вновь принятыми взамен уво ленных.
Эти потери возникают, прежде всего, от снижения вы работки рабочими, которые за две недели до ухода по дают заявление об увольнении. У них резко понижается интерес к работе, расходуется время на оформление документов об увольнении. Естественно, что это снижа ет выработку.
Рост производительности труда сдерживается также невыполнением норм выработки вновь принятыми рабо чими, независимо от того, работает ли вновь пришедший по прежней специальности, или при поступлении он ме няет ее. Даже имея квалификацию, равную квалифика ции ушедших рабочих, новые работники в течение како го-то времени затрачивают большее время, чем затра чивалось ранее работавшими, так как на каждом пред-
117
приятии имеются различия в характере |
выполняемых |
операций, в видах выпускаемой продукции, |
в типах обо |
рудования и т. д. Результаты обследования |
показывают, |
что работник, вновь пришедший на предприятие, при вы полнении работы по прежней специальности достигает среднего уровня выработки по участку, цеху только про
работав на предприятии 2—4 недели, а рабочие, |
кото |
|||||
рые при поступлении |
на новое |
место |
меняют профес |
|||
с и ю , — |
через 6—3 |
недель; |
|
|
|
|
е) |
кроме того, текучесть кадров приводит к тому, |
что |
||||
предприятия затрачиЕают средства на обучение |
или |
пе |
||||
реобучение работников, пришедших |
на смену |
выбыв |
||||
ш и м . Масштабы затрат можно |
представить, если |
учесть, |
||||
что з среднем примерно 70— |
75% лиц, переходящих с |
|||||
одних |
предприятий на другие, |
меняют |
специальность. |
|
Немалый ущерб предприятиям приносит увольнение учеников, затраты нз обучение которых повышают себе стоимость продукции. Экономический ущерб от увольт кения учеников связан с двумя видами выплат. С одной стороны, ученику выплачивают определенный процент о- тарифа, кроме того, за изготовленную учениками год ную .продукцию начисляется заработная плата по дейст вующим расценкам. За обучение учеников квалифици рованные рабочие, не освобожденные от основной рабо ты, получают дополнительное вознаграждение.
Помимо этого, текучесть замедляет подъем культур но-технического уровня основной массы рабочих, так как затраты на переквалификацию, связанную с текучестью кадров, снижают возможности предприятий по перепод готовке и повышению квалификации работающих.
Работники, пришедшие на предприятия вместо выбыв ших в связи с текучестью, чаще выпускают бракованную продукцию из-за нарушения технологии.
В свою очередь все это отрицательно влияет на рост производительности труда. Как показывает анализ, чем больше текучесть, тем меньше процент выполнения норм.
•JE8