Файл: Харчева Л.И. Концентрация производства и эффективность ее современных форм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 2i

Изменение профессионально-квалификационной структуры производственного персонала в объединении «Заря»

Группы по уровню

1970 -

1971

1972

квалификации

в %

к итогу

 

 

 

 

Общая

численность

 

 

 

работающих

100

100

100

Занятые

высококвали­

67,7

 

 

фицированным т р у д о м

50,1

50,2

Квалифицированным

7,1

38,8

38,8

Малоквалифицированным

0,7

1,1

1,3

Неквалифицированным

24,5

10,0

9,7

разгрузочное производство, подсобное, складское и упаковочное хозяйства.

Изучение квалификационно-профессиональной струк­ туры коллектива предприятия помогает определить конк­ ретные меры по изменению пропорций квалифицирован­ ного и неквалифицированного труда. Производственные потребности предприятия или объединения определяют

возможность

дальнейшего совершенствования

техники

и технологии,

разработки научно обоснованных

реко­

мендаций по совершенствованию структуры промышлен­ но-производственного персонала и тенденциям общей численности работающих.

В плане социального развития коллектива предусмат­ ривается повышение тарифно-квалификационных разря­ дов по профессиям. Средний тарифно-квалификацион­ ный разряд рабочих наиболее массовых профессий с 1971 до 1975 г. должен возрасти на 0,3 разряда. Ре­ шение этого вопроса непосредственно зависит от темпов технического прогресса, масштабов совершенствования производства.

Важным фактором роста производительности обще­ ственного труда, всестороннего развития личности, уси-

182


ления общественной и политической активности масс яв­ ляется повышение культурно-технического и общеобра­ зовательного уровня работающих.

Изменения в социальной структуре производственно­ го коллектива приводят к необходимости практического решения вопросов повышения культурно-технического и общеобразовательного уровня трудящихся.

В нашей стране из года в год повышается уровень об ­ разования, сокращается число лиц с начальным и неза­ конченным средним образованием (25% в 1970 г.). Уро­ вень образования на отдельных передовых предприяти­ ях страны высок и постоянно возрастает. Так, в объеди­ нении «Светлана» 82,1 % всех рабочих имели образова­ ние не ниже семилетнего.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

 

Уровень

образования рабочих объединения «Заря»

 

 

 

в 1970—1972

гг.

 

 

 

 

 

Удельны!

DO С В %

Уровень

 

образования

1970

1972

 

 

 

 

О б щ е е

число

рабочих

100

100

Число

рабочих

с образованием:

 

 

до

А классов

3,8

1,9

5—7

классов

4,8

4,8

8—9

классов

46

34

10—11 классов

44

58

Сзаконченным средним

специальным образованием

1,4

1,2

С высшим образованием

0,1

Тенденции роста общеобразовательного уровня наб­ людаются в приморском объединении «Заря». Число ра­ бочих, имеющих среднее, среднеспециальное и высшее образование составляет 6 1 , 1 % , неполное среднее обра­ зование 34,1%, и 4,8% всех рабочих имеет начальное и незаконченное семилетнее образование,

133


К 1972 году в объединении «Заря» уменьшилось ко ­ личество рабочих с образованием до 7 классов на 1,9% и возросло количество рабочих, имеющих неполное среднее и среднее образование на 2% против 1970 г. Процесс повышения уровня образования идет непре­ рывно. Планом социального развития объединения «За­ ря» предусматривается к 1975 г. довести число обучаю­ щихся в школах рабочей молодежи до 155 человек, в техникумах до 35 человек, в вузах до 40 человек.

Создание производственных объединений устраняет многие недостатки в организации и структуре управле­ ния, обеспечивает повышение уровня руководства. Кон­ центрация средств техники и соответствующих специали­

стов,

унификация

исходной

документации,

внедрение

единых форм и методов планирования и учета

производ­

ства

создают наиболее благоприятные условия для

ме­

ханизации и автоматизации

управленческого

труда

на

базе

применения

современных технических

средств.

В Ленинградском

оптико-механическом объединении

создан крупный вычислительный центр, оснащенный сов­ ременной техникой, в том числе четырьмя электронны­ ми машинами. Вычислительный центр насчитывает 200 ин­ женеров по электронике, программистов, инженеровпроектировщиков, технологов и экономистов. Вычисли­ тельным центром освоено решение большого количества задач по технической подготовке, планированию, учету и материально-техническому снабжению производства. Накопленный опыт позволил перейти к созданию комп­ лексной автоматизированной системы управления произ­ водством (АСУП).

Возможность широкого применения полупроводнико­ вых приборов и средств автоматизации электронно-вычи­ слительных и управляющих машин требует повышения профессионально-квалификационного состава работни­ ков и способствует росту общеобразовательного уровня.

Использование ЭВМ и других технических средств обеспечивает значительную экономию инженерного и

184


управленческого труда при одновременном улучшении его качества. Так, только за 1965 год условногодозая экономия от механизации инженерного и управленческо­ го труда в Ленинградском оптико-механическом объеди­ нении составила 90 тыс. руб., а за период 1963—1965 гг. экономия на механизации управленческого труда и сок­ ращении аппарата составила 265 тыс. рублей.

Широкое использование вычислительных машин и средств передачи первичной информации существенно изменило организацию труда инженерно-технических ра­ ботников и служащих — резко уменьшились затраты руч­ ного труда. Так, на составление ручным способом квар­ тального плана производства и расчетов загрузки обору?- дования на изделие, состоящее из 19 тыс. производствен­ ных операций, требовалось 60 человеко-дней, после ме­ ханизации он выполняется за 9—11 дней.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что кон­ центрация производства, расширившая возможности комплексной механизации и автоматизации процессов производства и управления, способствует изменениям в структуре квалификационного состава работников, повы­ шает их культурно-технический уровень, существенно улучшает организацию труда работающих, что способ­ ствует повышению производительности труда.

Так, организация единого ремонтно-механического цеха в Л О М О в значительной степени изменила условия труда ремонтных рабочих. Рабочие места оснащены не­ обходимым оборудованием: инструментальными тумбоч­ ками, стеллажами, инструментом, приспособлениями, верстаками. Создана тепловая завеса у въездных ворот, оборудована душевая, обеспечена должная вентиляция. Архитектурно-строительное и художественно-конструк­ торское бюро занимаются вопросами рационального оборудования рабочих мест.

Однако возрастающие требования по эффективному ведению хозяйства и повышению культуры производства в условиях роста его концентрации выдвигают на повест-

135

ку дня все новые и новые вопросы в организации произ­ водства, труда и управления.

Возникает необходимость комплексного решения всех вопросов, связанных с концентрацией, специализацией, механизацией и автоматизацией производства, с совер­ шенствованием систем и методов управления, улучшени­ ем условий труда, что требует совместных усилий конст­ рукторов, технологов, экономистов, математиков и ху­ дожников.

Это и вызывает необходимость координировать уси­ лия коллектива, разрабатывать комплексные планы соци­ ального развития. Так, в комплексном плане объединения «Светлана» по-новому ставятся задачи охраны труда и техники безопасности. Намечается полная ликвидация профессиональных заболеваний, специфичных для дан­ ного производства. Профессиональные заболевания бу­ дут ликвидированы при внедрении автоматических ли­ ний, гальванических покрытий, замене пескоструйной тех­ ники химическим травлением, парортутных насосов паромасляными и рядом других технических мероприятий.

С организацией крупных производственных объеди­ нений потери рабочего времени несколько сократились, однако еще существуют и представляют собой один из резервов повышения эффективности производства. Улуч­ шение условий труда, комплекс экономических и админи­ стративных мер способствует сокращению потерь рабо­ чего времени.

Основные непроизводственные потери рабочего вре­ мени происходят в конце I и начале II смены. Они могут быть ликвидированы путем лучшей организации труда. Например, образование бригадной системы сменщиков, переход инструментальных и материальных кладовых на начало работы за 15—20 минут до звонка и т. д.

Между экономическими и социальными процессами действует, как известно, прямая и обратная связь. С од­ ной стороны, развитие производства ведет к совершен­ ствованию социальных процессов, а с другой — любое

186


отставание социальных процессов замедляет развитие общественного производства.

Одной из важных социальных проблем, необходи­ мость и возможнсть решения которой возникает в усло­ виях концентрированного производства, является проб­ лема обеспечения производства постоянными кадрами. Повышение эффективности общественного производства также требует наличия на предприятиях относительно постоянных кадров. Поэтому закрепление кадров на ос­ нове принципа материальной заинтересованности явля­

ется не только социальной, но и важной

экономической

проблемой.

 

 

Дело в том, что текучесть кадров вызывает

целый

ряд отрицательных последствий, которые

по

своему

влиянию на экономику предприятий можно подразделить на следующие группы:

а) потери, связанные с перерывом в работе выбыв­ ших в результате текучести. Это вносит путаницу в пла­ нирование;

б) недополучение предприятием продукции в резуль­ тате недовыполнения норм выработки рабочими, наме­ ревающимися уволиться и вновь принятыми взамен уво­ ленных.

Эти потери возникают, прежде всего, от снижения вы­ работки рабочими, которые за две недели до ухода по­ дают заявление об увольнении. У них резко понижается интерес к работе, расходуется время на оформление документов об увольнении. Естественно, что это снижа­ ет выработку.

Рост производительности труда сдерживается также невыполнением норм выработки вновь принятыми рабо­ чими, независимо от того, работает ли вновь пришедший по прежней специальности, или при поступлении он ме­ няет ее. Даже имея квалификацию, равную квалифика­ ции ушедших рабочих, новые работники в течение како­ го-то времени затрачивают большее время, чем затра­ чивалось ранее работавшими, так как на каждом пред-

117

приятии имеются различия в характере

выполняемых

операций, в видах выпускаемой продукции,

в типах обо­

рудования и т. д. Результаты обследования

показывают,

что работник, вновь пришедший на предприятие, при вы­ полнении работы по прежней специальности достигает среднего уровня выработки по участку, цеху только про­

работав на предприятии 2—4 недели, а рабочие,

кото­

рые при поступлении

на новое

место

меняют профес­

с и ю ,

через 6—3

недель;

 

 

 

 

е)

кроме того, текучесть кадров приводит к тому,

что

предприятия затрачиЕают средства на обучение

или

пе­

реобучение работников, пришедших

на смену

выбыв­

ш и м . Масштабы затрат можно

представить, если

учесть,

что з среднем примерно 70—

75% лиц, переходящих с

одних

предприятий на другие,

меняют

специальность.

 

Немалый ущерб предприятиям приносит увольнение учеников, затраты нз обучение которых повышают себе­ стоимость продукции. Экономический ущерб от увольт кения учеников связан с двумя видами выплат. С одной стороны, ученику выплачивают определенный процент о- тарифа, кроме того, за изготовленную учениками год­ ную .продукцию начисляется заработная плата по дейст­ вующим расценкам. За обучение учеников квалифици­ рованные рабочие, не освобожденные от основной рабо­ ты, получают дополнительное вознаграждение.

Помимо этого, текучесть замедляет подъем культур­ но-технического уровня основной массы рабочих, так как затраты на переквалификацию, связанную с текучестью кадров, снижают возможности предприятий по перепод­ готовке и повышению квалификации работающих.

Работники, пришедшие на предприятия вместо выбыв­ ших в связи с текучестью, чаще выпускают бракованную продукцию из-за нарушения технологии.

В свою очередь все это отрицательно влияет на рост производительности труда. Как показывает анализ, чем больше текучесть, тем меньше процент выполнения норм.

•JE8