Файл: Хандельсман Ю.М. Камневые опоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

электриками, в тонких граничных слоях обладают омическим сопро­ тивлением.

Ассортимент смазочных материалов. В СССР выпускается не­ сколько десятков масел и смазок, которые .используются в КО. Наличие большого ассортимента объясняется разнообразными требованиями, которые предъявляются к таким материалам. Соз­ дать смазочный материал, удовлетворяющий иногда противоречи­ вым требованиям, не представляется возможным. Разработанные масла и смазки в различной степени отвечают важнейшим требо­ ваниям, изложенным выше. Общее направление их совершенство­ вания идет по пути повышения стабильности свойств во времени при сохранении или улучшении других характеристик. Создана и быстро расширяется номенклатура смазочных материалов, удов­ летворяющих частным техническим требованиям.

Смазочные материалы по области применения делятся па масла и смазки общего и специального назначения. Указанная классифи­

кация положена в основу

табл.

18, в которой приведены сведения

о смазочных материалах.

В

ней последовательно размещены

группа масел общего назначения, далее группы низко- и высоко­

температурных

смазочных материалов и, наконец, группа масел

для применения

в условиях тропического климата. Первые 13 масел

и последние два разработаны в НИНЧаспроме.

- Подбор смазочного материала — один из наиболее ответствен­ ных этапов проектирования КО. От правильного подбора смазки

зависит надежность работы н срок

эксплуатации

узлов трения.

Современное состояние инженерной

теории смазки

не

позволяет

сформулировать универсальные рекомендации для

всех

случаев

применения КО. Соответствие смазочного материала условиям ра­ боты КО и его высокое качество необходимые, но не единственные условия обеспечения эффективной смазки. Достаточными усло­ виями являются оптимальная доза смазочного материала и обеспе­ чение его надежной фиксации в узле трепня. Поэтому при реше­ нии вопроса о смазке КО, особенно для тяжелых условий приме­ нения, в ряде случаев приходится изменять конструкцию опоры, приспосабливая ее под наиболее выгодные условия работы смазоч­

ного

материала.

смазочного

материала прежде

всего

стремятся

 

При

выборе

к наибольшему

соответствию

между условиями работы узла тре­

ния

и

физико-химическими

характеристиками

масел

и смазок.

С этой целью анализируются режим трения, конструкция, условия применения и срок эксплуатации КО.

Как уже упоминалось, КО работают в граничном, смешанном и жидкостном режимах смазки. Если для первого режима вязкость не имеет большого значения, то для последнего величина трения пропорциональна вязкости. В большинстве КО, работающих при малых и средних скоростях, имеет место граничный режим смазки.

При жидкостном режиме смазки вязкость масла определяется

расчетом по формулам гидродинамики [52]. При

этом следует

иметь в виду, что чем меньше нагрузка и больше

скорость, тем

ниже может быть вязкость масла.

 

При наличии в опорах граничного трения смазочный материал выбирают с учетом влияния четырех групп факторов, определяю­ щих условия его применения. В первую группу входят факторы, от которых зависит работа масел непосредственно в зоне трения. К ним относятся: контактные давления, скорость относительного


Соответствие между характеристиками смазочных материалов и условиями их работы в опоре

 

са

 

«

 

 

£

&

 

 

S

 

- °

 

О

 

**! Ю

Условия работы масел

«со

 

я

2

1

 

к 1

р

 

ffl

О с

 

20

 

 

О

 

 

 

сч

 

до

 

 

са

 

 

 

о

Л

Р

z>

N

Р

со СО

Ош

«о

Химическая

стабильность

;

малая

боль­ шая

Испаряемость в %

о 03 еС о

Растекае-

мость в %

 

до 0,5

СВ.

0 , 5

шая Смазочная 1малая1 способность

боль­

Срок хране-

сч

о

Xга

ес

О

и

аз

к

сч

»

CJ

Контактные давле­ ния в н/мм2

до

100

+

св.

100

 

Скорость в м/мин

до

1

 

св.

1

+

Усилие сдвига в мн

до

10

+

св.

10

 

Диаметр цапфы в мм

до 0,3

+

св.

0,3

 

Относительный ра­

диальный

зазор

до 0,1

 

св.

0,1

+

Удельная маслоем­ кость

малая

большая

Средняя температу­ H" ра применения в °С

до 22

 

св. 22

+

Динамические воз­

действия,

число

единиц g

 

до 5

 

св. 5

+

Отношение времени

работы к

време­

ни эксплуатации до 0,1 св. 0,1

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

+

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+


сдвига и характер движения (колебательное, вращение с реверсом, периодические остановы), усилия сдвига, абсолютные размеры КО, относительный зазор и удельная маслоемкость опоры (расчет опти­ мальной дозы приведен на стр. 76).

Вторая группа факторов (температурный диапазон применения, влажность, динамические перегрузки и т. д.) характеризует «внеш­ ние» условия применения смазочных материалов. Срок эксплуатации с учетом удельного времени хранения и работы, характера чередо­ вания этих состояний составляет третью, так называемую «времен­

ную» группу

факторов.

Специфические требования к смазочным

материалам

отнесены к

четвертой «специальной»

группе.

Так как связь между названными факторами

и физико-химиче­

скими характеристиками смазочных материалов сложна, а в ряде случаев не раскрыта, приходится ограничиться лишь общими рекомендациями. В табл. 19 по горизонтали расположены характе­ ристики смазочных материалов, по вертикали — основные факторы, определяющие условия их работы. Соответствие (отмеченное в табл. 19 крестиком) между характеристикой смазочного материала и уеловнем его работы в опоре следует понимать таким образом, что оно имеет место только при идентичности остальных характе­ ристик смазочных материалов, из которых подбирается смазочный материал. Например, при идентичности остальных характеристик смазочных материалов, чем выше контактные давления в КО, тем предпочтительнее более высокая вязкость масла, пли другой при­ мер: при одинаковом сроке эксплуатации опор, чем больше время работы по сравнению с временем хранения, тем, при идентичности остальных характеристик смазочных материалов, разумнее брать смазочный материал с более высокой смазочной способностью и т. д.

Во всех случаях при подборе смазочных материалов отдается предпочтение тем из них, у которых выше смазочная способность, стабильность во времени и малая зависимость вязкости от темпера­ туры. При отсутствии характеристик смазочной способности масла их можно определить по методике, описанной в работе [23]. Окон­ чательное соответствие смазочных материалов условиям работы КО устанавливается натурными испытаниями.

Ниже рассмотрены вопросы обеспечения наиболее благоприят­ ных условий работы масел в КО, т. е. достаточных условий эффек­ тивной смазки.2

2. НАДЕЖНОСТЬ ФИКСАЦИИ МАСЛА В КАМНЕВЫХ ОПОРАХ

Как уже упоминалось, поверхностные свойства масел оценива­ ются растекаемостыо. Зависимость растекаемости от состава масла очень сложна, но в общем можно сделать вывод, что чем более активно масло, тем лучше оно взаимодействует со смазываемой по­ верхностью. Такая активность обычно сочетается с высокой хими­ ческой активностью, поэтому высокостабильиые масла с низкой

химичеокой активностью плохо удерживаются в зазорах

опоры,

для них вопросы надежной фиксации приобретают особое

значе­

ние. Под надежностью фиксации понимают отсутствие самопроиз­ вольного растекания или смещения масла и его способность противостоять факторам, вызывающим такое смещение.

Очень часто одно и то же масло в одном механизме, в одина­ ковых опорах ведет себя по-разному. Например, в нижней опоре


оси баланса часов оно окислилось (загустело) или высохло, а в верхней — его состояние визуально не отличается от исходного. Если в такой опоре не обнаружены посторонние загрязнения или иные явные дефекты, могущие вызвать быстрое окисление пли высыхание масла, то причину нарушения исходного состояния масла следует искать в неправильном дозировании или невыпол­ нении условий надежной фиксации масла.

С уменьшением толщины слоя (дозы) окисляемых масел при умеренной температуре количество поглощенного кислорода и глу­ бина химического превращения масел в течение фиксированного времени возрастают (см. рис. 23) [9].

При существующих допусках на геометрические размеры элементов опор, образующих, капиллярные зазоры (расстояние между камнями в закрытых опорах, радиус сферической поверх­ ности и т. д.), и технологии дозирования объем размещаемого масла в одинаковых опорах может изменяться в 2—3 раза. Как следует из рис. 23, при этом скорость окисления и испарения масла может изменяться в 6 раз и более. Если объем дозы при заданном сроке эксплуатации меньше критического, то масло прежде­ временно выходит из строя. Таким образом, увеличение дозы в опоре способствует повышению стабильности масла во времени.

Требования увеличения дозы находятся в противоречии с на­ дежностью ее фиксации. Последняя для капли масла на рубиновой пластине (рис. 24) быстро убывает с увеличением размера капли. Аналогичная зависимость имеет место для капли масла, размещен­ ной в капиллярных зазорах опоры (рис. 25).

 

35

W

45 SO

55п,тм

Рис. 24. Зависимость допус­

Рис. 25. Зависимость допускаемого

каемого значения (кривая 1)

значения

инерционной

перегрузки

инерционной перегрузки [УѴ]

[УѴ] от зазора у периметра смачи­

и массы дозы Р (кривая 2)

вания п

закрытой ■ опоры для

от диаметра капли d масла

 

масла

МБП-12

МБП-12

 

 

 

 

Таким образом, оптимальной следует считать дозу, которая надежно фиксируется в опоре, а ее объем достаточен, чтобы вы­ полнять свои функции в течение заданного времени эксплуатации.

Положение масла в опорах. Попадая в масленку камня OTJ крытой опоры (см. п. 1, гл. V), капля масла заполняет капиллярный


зазор между цапфой и рабочим отверстием камня (рис. 26). Сма­ чивая стенки капилляра, она образует вогнутый мениск. Под ним соз-

т

Рис. 26. Открытая опора. Движение масла из мас­ ленки

дается дефект

давлений

Ар.

В

случае равновесия

уравнение

Лапласа позволяет вычислить

величину этого давления:

 

Ар = о (kn

+ Ä12) .

О)

Применим

уравнение

Лапласа

для определения

направления

и оценки величины сил, действующих на каплю внутри этого капил­ ляра '.

Здесь и ниже принимаем, что движение жидкости под дей­ ствием перепада давлений происходит медленно и поэтому описывается как стационарный процесс; ее вязкостью, а также ра­ ботой адгезии пренебрегаем.

На рис. 26 показано положение, которое занимает масло, когда оно движется по зазору Др. Воспользуемся приемом остановки движения (принципом Д’Аламбера) и рассмотрим условие равно­ весия системы.

В зоне А под мениском будет дефект давлений, определяемый уравнением (1)

а под мениском В соответственно

1 Капилляр, образуемый зазорами между деталями опор, имеет сложную конфигурацию, но к нему применимы общие соображения о действии капиллярных сил, разработанные и исследованные в ци­ линдрических, конических и плоских капиллярах.

где рл и рв — первые главные радиусы кривизны в сечении ме­ нисков, совпадающем с плоскостью чертежа, а R A и R B — вторые главные радиусы кривизны. Можно считать, что рА •< R AJ а рв < Rn. При этих условиях перепад давлений

ЛР = А рА — А рв = о ( — î -

\ Ра

Выразим радиусы кривизны через зазоры и углы смачивания (см. рис. 26). Спроектировав рА и рв на соответствующие нор­

мали

и приравняв

суммы

полученных

проекции

соответственно

от

и ЛР,

находим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лр

 

' Р

в

 

 

от

 

 

 

 

 

cos Ѳ1 + cos Ѳ2

cos g2 _|_ cos ^gi j_ Cpj

 

Подставив найденные значения pA и рв в формулу перепада

давлений,

получаем выражение

для

Ар:

 

 

 

 

А р =

а

— (cos 0! +

cos Ѳо)

[cos Ѳ2 +

cos (0, cp) i l .

 

 

 

[А р

 

 

 

т

 

 

 

)

 

Из этого выражения следует, что Ар >

0 при Др < от и равно­

весие

капли

невозможно.

 

 

 

с

гидравлическим давле­

Оценим величину Ар, сравнив ее

нием

р г,

которое

пропорционально

высоте

столба

жидкости

НГ

(в направлении действия силы

тяжести).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рг — Нг g У •

 

 

 

 

(2)

Величина

отношения

N =

А р

 

 

 

во

сколько

раз

------- показывает,

Рг

влияние поверхностных сил на движение капли больше влияния си­ лы тяжести. В рассматриваемом случае имеем

N — —- — (—-— (cos Ѳх +

cos Ѳ2) — —

[cos 0.2 +

cos (0t — ф)]} . (3)

Hsg V [ A P

 

rn

 

 

I

При

0i = 0, = 30°, cp

=

45°, от = 20Ap, He =

2от,

Ap = 0,01 мм,

у = 7,85

мн/см3, N ~ 1,5-103.

 

 

 

Уравнение (3) и проведенный расчет показывают, что сила тя­

жести капли пренебрежимо

мала по

сравнению с

капиллярными

силами. Эти силы вызывают движение масла в сторону меньшего зазора при любом положении опоры в пространстве.

По мере движения масла

из масленки к заплечику цапфы (см.

рис. 26) разность между от

и А Р будет сокращаться. Движение

прекратится,

когда

оба члена

в фигурной

скобке

формулы (3)

будут равны

между

собой, а

N = 0. Однако

формула

(3) справед­

лива только для положения масла в зазоре между цапфой и рабо­ чим отверстием камня. При переходе масла в зазор между торцом

камня

и заплечиком цапфы радиусы кривизны менисков будут ^

иметь

иные значения.

При сделанных допущениях и без учета влияния граничных слоев движение масла от масленки к зазору между заплечиком цапфы и плоскостью камня прекратится, когда давления Ар.л. у мениска А и Арв у мениска В будут равны между .собой