Файл: Хандельсман Ю.М. Камневые опоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

системы, позиционный перепад Мц, равный отношению

к M“

при изменении положения оси в пространстве определяется форму­ лой

(36)

М в

где Мц и Мц — соответственно моменты трения в цапфе при

горизонтальном и вертикальном положениях оси. Как следует из формулы (36), в конических опорах возможно обеспечить равенст­

во Мц =Af,® при изменении положения оси в пространстве. При уг­

ле ß=63°30' отношение (36) приблизительно равно 1.

Точность центрирования конических опор определяется смеще­ нием у оси цапфы относительно оси отверстия камня:

у= Д0 tg ß,

т.е. точность центрирования зависит от осевого зазора и быстро убывает с увеличением угла конуса центра. Поэтому опоры с углом

конуса центра ß=63°30' на практике не применяются. Обычно де­ лают (3=30°. Однако при необходимости снизить позиционный пере­ пад момента трения возможно увеличить угол ß до 45°.

Расчет контактной прочности конических опор. Из-за малой по­ верхности контакта в конических опорах возникают высокие контак­ тные напряжения, поэтому расчет таких опор ведется, как пра­ вило,не на объемную, а на контактную прочность. При необходимо­

сти объемную прочность

рассчитывают

по

тем

же

формулам,

что и прочность цилиндрических опор.

 

 

 

 

 

При действии на коническую цапфу силы в радиальном направ­

лении (см. рис. 52,

а)наибольшие давления

вточке

контакта

опре­

деляют

по формуле

(26). В этомслучаеглавные кривизны

кониче-

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

скои цапфы равны— и 0, а камня

— — и

- . Как и в цилиндри-

ческих

 

гц

кривизн

kn и

г

г4

 

угол

§=0.

опорах, плоскости

k2i

совпадают,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

 

В формулу (26)

вместо

G'подставляют

сжимающую силу-------

При действии

силы в осевом направлении (рис. 52,

cos

ß

б) контакт

конической цапфы с тороидальной поверхностью отверстия камня равномерный. Место контакта можно рассматривать как соприкос­ новение плоскости с цилиндром радиуса rt. На единицу линии со­ прикосновения будет действовать сжимающая сила

Р

Р' =

п d' sin ß

Наибольшие давления на единичной площадке контакта опреде­ ляются формулой

<7о = 1 ,0 8

Р’

Ht

(37)

При работе конических опор в условиях тряски и линейных ус­ корений расчетную нагрузку, действующую на опору, увеличивают пропорционально перегрузке.


Конические опоры на износ рассчитывают так же, как и ци­ линдрические, по наибольшим контактным давлениям. Допустимые наибольшие давления для аналогичных условии работы могут быть приняты те же, что и для опор с цилиндрической цапфой.

3.ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ КАМНЕВЫХ ОПОР СО СФЕРИЧЕСКОЙ ЦАПФОЙ

Вотличие от керновых опоры со сферической цапфой в виде сферы или полусферы для удобства названы шариковыми. Конст­ рукции и область применения тех и других опор неодинаковы, поэ­ тому рассмотрим их отдельно.

Шариковые опоры (рис. 53) конструируют с камнями формы С, О, Л и реже Уд. Обычно из камневого материала изготавливают подшипники, а сферическую цапфу — из металла. В последнее вре­ мя изготавливают шариковые опоры, все рабочие элементы которых камневые.

К достоинствам шариковых опор (рис. 53, а) следует отнести их высокую несущую способность к осевым нагрузкам, высокую изно­ состойкость, особенно опор с подвижным шариком (рис. 53, б) и малую чувствительность к перекосам оси. Низкая точность центри­

рования, зависящая от осевого зазора и разности между

радиуса­

ми сферической поверхности подпятника и радиусом

шарика

Rгш> ограничивает их применение в приборах с вертикальной осью

подвижной системы (электросчетчики, расходомеры). При

воздей-

ствин на вертикальную ось нагрузки в радиальном направлении сфе­ рическая цапфа совершает движение по сложной траектории, кото­ рое сопровождается изменением момента трения. Шариковые опо­ ры допускают значительные скорости вращения.

При проектировании шариковых опор рекомендуются следую­ щие соотношения между радиусами контактных поверхностен:

R в м м ...............

0,80

1,0

1,20

1,60

гш в м м ...............

0,60—0,70

0,75 -0,85

0,90-1,05

1,20—1,40

Чем ближе значения обоих радиусов, тем выше несущая спо­ собность опоры и точность центрирования, но при этом возрастает

момент трения.

Незакрепленный шарик (рис. 53, б, г) обеспечивает при прочих равных условиях большим ресурс работы опоры и меньший на 20— 30% момент трения, чем закрепленный (рис. 53, а, в). Незакреплен­ ный шарик изнашивается более равномерно. Если момент трения с обеих сторон шарика одинаковый (рис. 53, б), то он вращается со скоростью в 2 раза меньшей, чем скорость подвижной системы, что также повышает износостойкость. С этой точки зрения предпочти­ тельнее опора с двумя камнями формы С (рис. 53, б), чем опора, изображенная на рис. 53, г.

В известных конструкциях можно проследить стремление защи­ тить рабочие элементы опор от повреждения при монтаже и транс­

портных перегрузках.

С

этой

целью

подпятник (подшипник)

под­

пружинивается (рис.

53,

а).

Иногда

упруго закрепляется корпус

опоры (рис. 53, г).

 

 

 

 

 

 

Для предохранения от случайных радиальных нагрузок, кото­

рые могут

нарушить

функционирование опор, рабочие

элементы

снабжаются

ограничителями

(рис. 53, а, г). В конструкциях с не­

закрепленным шариком или в тех случаях, когда вторая опора

оси

не имеет ограничения

в

осевом направлении, такое

ограничение

предусматривается нерабочими элементами опор (рис. 53, а). Кор­ пусы шариковых опор обычно делают разборными, что облегчает пересмазку и при необходимости замену изношенных элементов.

Керновые опоры используются в устройствах с вертикальной и горизонтальной осью подвижной системы. Очень малая контактная поверхность опор обусловливает их применение при малых нагруз­ ках и небольших скоростях вращения. Момент трения керновых опор незначителен, однако он чувствительно зависит от угла пово­ рота, положения оси в пространстве и осевого зазора. Удельная мас­ лоемкость керновых опор несколько выше, чем шариковых. При мягких режимах они могут работать без смазки. Последнее, а так­ же простота и компактность конструкции позволили их использо­ вать в системах управления космических кораблей [58]. Наиболее

широкое применение они получили в электроизмерительных прибо­ рах.

Керновые опоры конструируются с камнями основных и допол­ нительных форм К, С, Сг, Лк, Как правило, подпятники изготавли­ вают из камня, а керн — из металла. Известны конструкции, в ко­ торых камневый керн работает с металлическим подпятником. Мо­ мент трения такой пары менее чувствителен к износу. Угол конуса керна делают на 20—25° меньше угла кратера подпятника, чаще всего он равен 60°. Радиус скругления керна должен быть на 0,03— 0,05 мм меньше радиуса сферической поверхности кратера.


Рнс. 54. Керновые опоры

Конструкции керновых опор с жестким креплением подшипника и цапфы мало чем отличаются от конструкций опор с цилиндриче­ ской н конической цапфой. В ответственных случаях применяют уп­ ругое крепление керна (рис. 54, г) или подпятника (рис. 54, е, ж, з), что предохраняет контактные поверхности от повреждения при мон­ таже и транспортировке. Упругое крепление применяют и тогда,

когда хотят повысить точность центрирования

и направления

(без­

зазорные опоры). Керны из особо твердых

материалов

(твердый

сплав,

сапфир) после изготовления закрепляют в приборе

(рис.

54, а)

или изготовляют непосредственно на

конической

оправке,

которая монтируется в прибор (рис. 54, б).

Для повышения точности центрирования опоры применяют по­ парно. В отдельных случаях (гирокомпас, микровыключатель) ис­ пользуют одиночную опору (рис. 54, и, е). В керновых опорах очень трудно устанавливать осевой зазор, от величины которого зависят фрикционные характеристики. Устройство, показанное на рис. 54, д, обеспечивает тонкую регулировку зазора.

Расчет камневых опор со сферической цапфой. Принципиально расчет шариковых опор не отличается от расчета керновых. Как в тех, так и в других всегда стремятся обеспечить минимальное тре­ ние при достаточном ресурсе. В связи с этим их расчет сводится к определению наименьшего радиуса кривизны сферической поверхно­ сти цапфы, при котором материалы пяты и подпятника во всех ра­ бочих условиях испытывали бы только упругие деформации. Воз­ никающие напряжения также не должны превосходить допустимые с точки зрения износа.

Сферические опоры работают при горизонтальном и вертикаль­ ном положениях оси. Так как расчетные формулы для этих поло-

женин различны, то опоры, работающие при произвольном положе­ нии оси, рассчитывают по тем и другим формулам. Если на опрры вертикальной оси действуют постоянные радиальные усилия, боль­ шие, чем осевые, расчет следует производить по формулам горизон­

тальной оси.

В сферических опорах, как отмечалось, затруднена установка осевого зазора. Практически его устанавливают по радиальному, который связан с осевым соотношением (49). В керновых опорах в зависимости от величины осевого зазора пята цапфы может кон­ тактировать либо со сферической, либо с конической поверхностью кратера. От места контакта, в свою очередь, зависят Мц и q0. По­ этому, если не обеспечена точная установка осевого зазора или он меняется во время эксплуатации (тепловые изменения линейных раз­ меров), то расчет следует проводить для двух крайних точек кон­ тактирования.

Р а с ч е т к е р н о в ы х о п о р с в е р т и к а л ь н о й ос ь ю. На пяту цапфы с радиусом г„ действует осевое усилие Р (рис. 55,

а, в). Для этого случая наибольшее давление определяют по фор­ муле (28). Радиус пятна контакта подсчитывают по формуле (20). Если известно [ç0] для выбранной пары материалов, то, задаваясь отношением R/rn=K, можно рассчитать минимальное значение гп- Для этого в равенство (28) подставим значение а из формулы (20) и решим его относительно гп:

г„ =

0,4399 К — 1

(38)

 

К

 

Значение величины

К берется в пределах от 3 до

10. Чем больше

К, тем меньше несущая способность опор к осевому усилию. С дру­ гой стороны, уменьшение К ведет к увеличению момента трения. Приведенный модуль упругости т|* рассчитывают по формуле (21).



При известном значении R, исходя из допустимых наибольших давлении, гп рассчитывают по формуле

г„ =

0,4399------------

............... .

(39)

 

R A * У

- ^

+ 1

 

Момент трения верчения в керновоіі

опоре

с вертикальной

осью определяют по

формуле Штотта

(19).

Однако

она дает зани­

женное значение момента трения в цапфе ЛІД. При ее выводе пред­ полагалось, что коэффициент трения f по всей площадке контакта постоянен и не зависит от скорости и давления, что не соответствует действительности (гл. III).

Анализ характера движения керна в сферическом подпятнике показал, что наличие даже незначительных сил, действующих в ра­ диальном направлении (давление спирали, магнитов, неуравновешен­

ность подвижной системы,

толчки), заставляет цапфу вкатываться

по сферической поверхности

[56]. При этом трение верчения пере­

ходит в трение качения и далее в трение скольжения. Момент этих сил непостоянен и зависит от угла поворота. Смещающая сила при движении цапфы намного меньше, чем сила, которая может смес­ тить кери в состоянии покоя. Это также одна из причин заниженно­ го значения момента, трения в цапфе Мд, получаемого расчетом по

формуле (19).

Сказанное о несовершенстве формулы (19) относится к опорам, ось которых при работе не вращается, а только поворачивается на часть оборота от нулевого положения. При постоянном вращении оси момент трения в цапфе Л4Д близок к расчетному при условии, что значение коэффициента трения определено из опыта. В этом случае в числовое значение коэффициента трения f входит поправка на несовершенство расчетной формулы.

Минимальный момент трения в опоре связан с допускаемыми контактными давлениями. Если в формулу (19) подставить значе­

ние а

из формулы

(28), то после преобразования

получим

 

 

р З / 2

 

 

 

Мц == 0,407 f -----—

(40)

 

 

яѴ

 

Из

уравнения

(40) следует, что момент трения в цапфе Мп при

вертикальном положении оси повышается в степени 3/2 при уве­ личении нагрузки и снижается в степени 1/2 при увеличении допус­ каемых контактных давлений.

Наибольшие контактные давления в статических условиях опре­ деляют по формуле

, Ѵ

P I R - Г п \ 2

, . - 0, 578* ] /

-^Г (—W7TI

< 4 | >

При работе опор в условиях вибрации происходит соударение керна и подпятника. Считая, что вся кинетическая энергия удара превращается в энергию упругих деформаций, определяем макси­ мальную силу сжатия Яд по формуле