Файл: Сушкова Н.Д. Бумажные мешки. Производство, свойства и применение мешочной бумаги и мешков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и через теплообменник направляется в нижнюю часть сушильной

камеры.

В каналы 4 воздух нагнетается с торцов и распределяется че­ рез отверстия, направленные попеременно в противоположные от общей оси стороны, чтобы избежать увеличения натяжения бумаж­ ного полотна в машинном направлении. Бумажное полотно дви­ жется над каналами 4 на определенном расстоянии (около 2 мм) при скорости воздуха, выходящего из отверстий, 20—36 м/с. По­ стоянное натяжение полотна на выходе из сушилки обеспечивается

Рис. 22. Схема камеры для сушки бумаги на воздушной подушке

■сбалансированным маятниковым валиком и контролируется через телевизионную установку.

Заправка бумаги на сушильные цилиндры осуществляется при

помощи канатиков, а в камере — при

помощи

двух транспортер­

ных лент, двигающихся вдоль лицевой

стороны.

С верхнего яруса

внижний бумага поступает через поворотные приводные валики, ■скорость которых должна соответствовать величине усадки бумаги

впроцессе сушки.

Несоответствие скорости валиков и скорости усадки бумаги приводит к образованию складок, боковых смещений полотна, об­ рывов. Колебания усадки могут вызываться колебаниями сухости бумажного полотна перед сушильной камерой.

К недостаткам сушилки «Флект» следует отнести сложность за­ правки бумаги при обрывах, высокую чувствительность к неболь­ шим колебаниям влажности бумаги перед сушилкой, сложность

регулирования скорости поворотных валиков в соответствии со скоростью сушки бумаги.

Результаты испытаний мешочной бумаги, высушенной на воз­ душной подушке, приведены в табл. 11. В этой же таблице для сравнения приведены показатели отдельных образцов других ви­

дов мешочной

бумаги, выработанной на

разных предприятиях.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

Характеристика мешочной бумаги повышенной растяжимости

 

Наименование

показателей

Бумага после

Микрокрепиро*

Обычная

воздушной

ванная бумага

бумага .

 

 

сушки

Масса 1 ж2, г

 

7 0

 

71

 

7 0

 

Объемная масса, г/см2

0

,6 0

0 ,6 4

0 , 6 0

Разрывное усилие, кгс:

 

 

 

 

 

 

в машинном направлении

8

, 2

7 , 3

8 , 6

в поперечном направлении

4

, 4

4 , 7

4 ,1

Удлинение, °/о:

 

 

 

 

 

 

 

в машинном направлении

4

, 7

8

, 3

2

, 9

в поперечном направлении

8

, 3

6

, 2

5

, 8

Сопротивление раздиранию, гс:

 

 

 

 

 

 

в машинном направлении

9 0

 

8 0

 

8 6

 

в поперечном направлении

104

 

1 00

 

9 0

 

Сопротивление излому:

 

 

 

 

 

 

в машинном направлении

3 3 0 0

 

3 3 0 0

 

2 7 0 0

 

в поперечном направлении

2 6 0 0

 

2 0 0 0

 

1 7 0 0

 

Сопротивление продавливанию,

2 , 9

2 , 8

2

, 4

кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

Воздухопроницаемость, мл/мин

2 1 0

3 5 0

 

2 9 0

 

Благодаря воздушной сушке и свободной усадке удлинение и сопротивление раздиранию мешочной бумаги увеличиваются, но разрывная длина несколько снижается. Поверхность бумаги ста­ новится более шероховатой, чем после сушки только на цилинд­ рах. Прочность мешков из такой бумаги повышается.

Г Л А В А IV

БУМАГА, ОБРАБОТАННАЯ БИТУМОМ

СВОЙСТВА И ПОДГОТОВКА БИТУМА

Существует несколько видов мешочной бумаги, обработанной битумом и используемой главным образом для мешков под мине­ ральные удобрения и цемент. Это пропитанная, лакированная,.

5S


дублированная и армированная бумага, защитные свойства кото­ рой соответственно характеризуются паропроницаемостью более

200; 20; 4—8 и 4—10 г/ж2 за 24 ч.

Широкое применение битума обусловлено его хорошими плен­ кообразующими и склеивающими свойствами, низкой стоимостью и недефицитностью. Битум повышает паро- и водонепроницаемость бумаги и придает ей водоотталкивающие свойства. Наибольший

эффект достигается

при дублировании (склеивании), наимень­

ший при пропитке

бумаги.

В зависимости от условий применения к битуму предъявляются разные требования и поэтому стандартные битумы перед употреб­ лением подвергаются предварительной обработке. К основным не­ достаткам битума относятся хрупкость на морозе и непригодность для контакта с пищевыми продуктами.

В связи с развитием промышленности полимеров и усовершен­ ствованием техники нанесения их на бумагу значение битумов в повышении защитных свойств бумаги постепенно уменьшается. Однако в ближайшие годы намечается ввод в эксплуатацию но­ вого, более совершенного оборудования для дублирования бумаги на отечественных предприятиях и увеличение выпуска мешков с дублированными слоями для минеральных удобрений и гигро­ скопических химикатов.

Нефтяные битумы представляют собой коллоидную систему, подразделяющуюся на три основные группы веществ: масла, смолы, асфальтены. Химический состав битумов меняется в зави­ симости от месторождения нефти и условий ее переработки и до сих пор недостаточно изучен.

Использование смеси гудронов разных месторождений на неф­ теперерабатывающих заводах вызывает значительные колебания ■свойств готовых битумов, и они зачастую не удовлетворяют требо­ ваниям бумажной промышленности.

Легкоплавкие битумы с температурой размягчения до 45° С по методу «кольцо—шар» (КиШ) обладают очень высокой липко­ стью и используются в смеси с маслом для битумирования бу­ маги, либо для получения тугоплавких марок битума.

Битумы с высокой температурой размягчения, необходимые для лакирования и дублирования (склеивания) бумаги, получаются при окислении гудронов или легкоплавкого битума за счет изме­ нения компонентного состава. В табл. 12 приведена характеристика различных битумов, используемых в бумажной промышленности.

Приготовление битумно-масляной смеси для битумированной бумаги. Битумно-масляная смесь состоит из легкоплавкого битума с температурой размягчения по КиШ 45° С и 35—45% индустри­ ального масла марки 45 вязкостью 38—52 сСт. Температура вспышки масла не ниже 180° С.

Легкоплавкий битум, поступающий по железной дороге в спе­ циальных емкостях, выгружается в битумоприемник, где плавится при температуре 90—100° С и перекачивается насосом в обогревае­ мые резервуары для хранения в жидком состоянии.

-56


Т а б л и ц а 12

Характеристика битумов, используемых для производства мешочной бумаги

Наименование показателей

Глубина проникания иглы, ммт1:

при 25° С (100 г, 5 с) при 0° С (200 г, 60 с)

Растяжимость при 25° С, см Температура размягчения, °С Температура хрупкости, °С Глубина проникания иглы в остаток

после прогрева в течение 5 ч при 160° С, % от первоначального зна­ чения

Содержание водорастворимых ве­ ществ, °/о

Температура вспышки, °С Потеря в массе при 160° С через 5 ч,

%

Содержание влаги, °/о Применение

 

 

 

Битумы

 

 

 

БНД 60/90

11954-66)

БН-Ш

1544-52)

БН-1Ѵ

6617-56)

БН-Ѵ

6617-56)

марки

(ГОСТ

марки

(ГОСТ

марки

(ГОСТ

марки

(ГОСТ

 

 

 

'

 

 

 

 

61-90

41-80

21-40

5 -2 0

 

20

 

 

 

>50

> 40

 

> 3

> 1

>48

> 45

 

> 7 0

> 90

<

- 1 5

 

Не нормируется

 

80

 

60

 

40

40

€ 0 ,3

< 0 ,3

>230

>230

>200

>200

 

< 1 ,0

< 1 ,0

<

1,0

 

_

 

_

 

Сле:ды

 

 

Пропитка

 

Дублиро-

Лакиро-

 

 

 

 

вание

вание

Масло через мерники закачивается в бак, снабженный мешал­ кой, и нагревается до 100—110° С. В горячее масло из битумохра­ нилища подается насосом битум и перемешивается при 100—110° С в течение 30 мин. Готовая смесь самотеком сливается в обогревае­ мый резервуар с постоянной циркуляцией, откуда при помощи на­ соса распределяется по расходным бачкам пропиточных машин. Температура смеси поддерживается на постоянном уровне 100—• (110° С.

Масло добавляется в битум -для снижения его вязкости и липкости до требуемого уровня. Содержание масла в битумной смеси можно контролировать по объемной массе смеси при темпе­ ратуре 60° С или условной вязкости при 120° С [84].

Окисление битума для лакированной и дублированной бумаги.

Легкоплавкий битум из битумохранилища подается насосом при 80° С в аккумуляторы, где происходит обезвоживание и нагрев битума до 95° С. Из аккумуляторов битум через трубчатые печи, обогреваемые мазутом, при 150° С направляется в конверторы, в которых он нагревается или охлаждается при помощи масла, циркулирующего в змеевике, и окисляется воздухом, подаваемым при давлении 2 кгс/см2 через барботер.

57


При окислении битум разогревается до 180—250° С. Образую­ щиеся при этом легколетучие вещества отсасываются вентилято­ ром и через скруббер выбрасываются в атмосферу. При окислении битума в зависимости от условий и природы сырья возможны пре­ вращения масел непосредственно в асфальтены или переход ма­ сел в смолы с дальнейшим окислением их до асфальтенов.

Увеличение расхода воздуха по отношению к битуму приводит к преимущественному расходованию спирто-бензольных смол, а по­ вышение температуры процесса — к активному окислению масел (табл. 13). Благодаря окислению изменяется природа компонен­ тов [85].

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Компонентный состав битумов,

окисленных до

температуры размягчения 90° С

 

 

Температура окисления

°с

 

Исходный

 

275

 

225

Наименование компонентов

состав

Расход воздуха,

л/ман

кг

(КиШ

 

34° С)

 

 

 

 

 

 

2,5

6,2

10

6,2

Углеводороды (масла), %:

53,4

37,5

40,4

42,5

43,0

парафино-нафтеновые

21,6

19,8

19,9

20,2

21,0

моноцикло-ароматические

14,1

9,7

11,0

11,3

11,0

бицикло-ароматические

17,7

8,0

9,5

11,0

11,0

Смолы, °/о:

38,4

32,9

31,3

30,3

18,0

бензольные

18,3

18,9

19,5

19,8

19,0

спирто-бензольные

20,1

14,0

11,8

10,5

9,0

Асфальтены, %

8,2

29,6

28,3

27,2

29,0

В случае окисления при температуре ниже 200° С кислород на­ капливается в органической массе битума, а при повышении тем­ пературы окисления до 250° С происходит дегидрирование битума и 80—90% кислорода расходуется на образование воды. Окисле­

ние

битума

всегда

сопровождается выделением тепла

(50—

250

ккал/кг)

и летучих кислородсодержащих продуктов.

в боль­

 

Регулируя расход

воздуха и температуру окисления,

шинстве случаев можно получить битум с требуемыми свойствами из различного сырья.

Для лакирования бумаги необходимы битумы, содержащие ас­ фальтены с разветвленной или нитеобразной пространственной структурой и сравнительно немного масел. Асфальтены такого типа повышают температуру размягчения, но сохраняют эластичные свойства битума.

С целью снижения липкости битум окисляют до более высокой температуры размягчения (90—100°С), а затем для снижения вязкости и хрупкости к такому тугоплавкому битуму добавляют

58


парафин (CnH2n+2). Парафин уменьшает температуру размягчения и увеличивает глубину проникания иглы, или пенетрацию смеси:

Состав смеси, "/V.

 

 

 

 

битум

......................................

.

100

85

80

парафин ..................................

 

0

15

20

Температура размягчения, °С . . .

.

91,5

66,5

65-68

Глубина

проникания иглы, мм~1 .

.

14

... 19

20-22

При значительных добавках парафина (15—20%) начинается коагуляция асфальтенов, так как они в парафине не растворяются.

При

длительном

 

нагревании

 

битумно-парафцновой смеси при

 

высокой

 

температуре

 

(159—

 

200° С) происходит частичное ис­

 

парение

парафина

и

окисление

 

битума кислородом воздуха, в ре­

 

зультате чего выделяются газо­

 

образные

продукты

 

и

свойства

 

смеси

 

меняются:

повышается

 

температура размягчения, снижа­

 

ется пенетрация (рис. 23).

 

Для

 

дублирования

 

бумаги

 

желательно иметь битум, содер­

 

жащий минимум парафинов, но

 

значительное

количество

смол,

 

чтобы обеспечить прочное и эла­

 

стичное склеивание бумаги. Для

 

получения такого битума Д. А.

 

Розенталь рекомендует при оки­

 

слении использовать хлорное же­

 

лезо,

являющееся катализатором,

 

ускоряющим

процесс

в

3—4 ра­

Время, V

за [85]. Хлорное железо

взаимо­

Рис. 23. Влияние термообработки на

действует

с битумом и быстро раз­

свойства битумно-парафиновой смеси:

лагается

 

на хлористый

водород и

1 — битум БН-ІѴ; 2 — битум БН-Ѵ; 3 — 80%

окись железа.

При этом

не исклю­

битума БН-Ѵ+20% парафина; 4 — парафин

чена

возможность

образования

 

металлоорганических соединений, входящих в состав асфальтенов. Битум, окисленный в присутствии хлорного железа, содержит ас­

фальтенов меньше,

но молекулярная масса

этих

асфальтенов

в два раза выше, чем обычно.

железа (около 0,5% к массе

Небольшое количество хлорного

битума) позволяет

получить более

пластичный

битум

с лучшими

клеящими свойствами и повышенной пенетрацией при меньшей температуре хрупкости. Добавки свыше 1% хлорного железа вы­ зывают уже довольно резкое изменение качества битума, неже­ лательное для бумажной промышленности.

59