Файл: Сушкова Н.Д. Бумажные мешки. Производство, свойства и применение мешочной бумаги и мешков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
и через теплообменник направляется в нижнюю часть сушильной
камеры.
В каналы 4 воздух нагнетается с торцов и распределяется че рез отверстия, направленные попеременно в противоположные от общей оси стороны, чтобы избежать увеличения натяжения бумаж ного полотна в машинном направлении. Бумажное полотно дви жется над каналами 4 на определенном расстоянии (около 2 мм) при скорости воздуха, выходящего из отверстий, 20—36 м/с. По стоянное натяжение полотна на выходе из сушилки обеспечивается
Рис. 22. Схема камеры для сушки бумаги на воздушной подушке
■сбалансированным маятниковым валиком и контролируется через телевизионную установку.
Заправка бумаги на сушильные цилиндры осуществляется при
помощи канатиков, а в камере — при |
помощи |
двух транспортер |
ных лент, двигающихся вдоль лицевой |
стороны. |
С верхнего яруса |
внижний бумага поступает через поворотные приводные валики, ■скорость которых должна соответствовать величине усадки бумаги
впроцессе сушки.
Несоответствие скорости валиков и скорости усадки бумаги приводит к образованию складок, боковых смещений полотна, об рывов. Колебания усадки могут вызываться колебаниями сухости бумажного полотна перед сушильной камерой.
К недостаткам сушилки «Флект» следует отнести сложность за правки бумаги при обрывах, высокую чувствительность к неболь шим колебаниям влажности бумаги перед сушилкой, сложность
регулирования скорости поворотных валиков в соответствии со скоростью сушки бумаги.
Результаты испытаний мешочной бумаги, высушенной на воз душной подушке, приведены в табл. 11. В этой же таблице для сравнения приведены показатели отдельных образцов других ви
дов мешочной |
бумаги, выработанной на |
разных предприятиях. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 11 |
|
Характеристика мешочной бумаги повышенной растяжимости |
|
||||||
Наименование |
показателей |
Бумага после |
Микрокрепиро* |
Обычная |
|||
воздушной |
ванная бумага |
бумага . |
|||||
|
|
сушки |
|||||
Масса 1 ж2, г |
|
7 0 |
|
71 |
|
7 0 |
|
Объемная масса, г/см2 |
0 |
,6 0 |
0 ,6 4 |
0 , 6 0 |
|||
Разрывное усилие, кгс: |
|
|
|
|
|
|
|
в машинном направлении |
8 |
, 2 |
7 , 3 |
8 , 6 |
|||
в поперечном направлении |
4 |
, 4 |
4 , 7 |
4 ,1 |
|||
Удлинение, °/о: |
|
|
|
|
|
|
|
в машинном направлении |
4 |
, 7 |
8 |
, 3 |
2 |
, 9 |
|
в поперечном направлении |
8 |
, 3 |
6 |
, 2 |
5 |
, 8 |
|
Сопротивление раздиранию, гс: |
|
|
|
|
|
|
|
в машинном направлении |
9 0 |
|
8 0 |
|
8 6 |
|
|
в поперечном направлении |
104 |
|
1 00 |
|
9 0 |
|
|
Сопротивление излому: |
|
|
|
|
|
|
|
в машинном направлении |
3 3 0 0 |
|
3 3 0 0 |
|
2 7 0 0 |
|
|
в поперечном направлении |
2 6 0 0 |
|
2 0 0 0 |
|
1 7 0 0 |
|
|
Сопротивление продавливанию, |
2 , 9 |
2 , 8 |
2 |
, 4 |
|||
кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
Воздухопроницаемость, мл/мин |
2 1 0 |
3 5 0 |
|
2 9 0 |
|
Благодаря воздушной сушке и свободной усадке удлинение и сопротивление раздиранию мешочной бумаги увеличиваются, но разрывная длина несколько снижается. Поверхность бумаги ста новится более шероховатой, чем после сушки только на цилинд рах. Прочность мешков из такой бумаги повышается.
Г Л А В А IV
БУМАГА, ОБРАБОТАННАЯ БИТУМОМ
СВОЙСТВА И ПОДГОТОВКА БИТУМА
Существует несколько видов мешочной бумаги, обработанной битумом и используемой главным образом для мешков под мине ральные удобрения и цемент. Это пропитанная, лакированная,.
5S
дублированная и армированная бумага, защитные свойства кото рой соответственно характеризуются паропроницаемостью более
200; 20; 4—8 и 4—10 г/ж2 за 24 ч.
Широкое применение битума обусловлено его хорошими плен кообразующими и склеивающими свойствами, низкой стоимостью и недефицитностью. Битум повышает паро- и водонепроницаемость бумаги и придает ей водоотталкивающие свойства. Наибольший
эффект достигается |
при дублировании (склеивании), наимень |
ший при пропитке |
бумаги. |
В зависимости от условий применения к битуму предъявляются разные требования и поэтому стандартные битумы перед употреб лением подвергаются предварительной обработке. К основным не достаткам битума относятся хрупкость на морозе и непригодность для контакта с пищевыми продуктами.
В связи с развитием промышленности полимеров и усовершен ствованием техники нанесения их на бумагу значение битумов в повышении защитных свойств бумаги постепенно уменьшается. Однако в ближайшие годы намечается ввод в эксплуатацию но вого, более совершенного оборудования для дублирования бумаги на отечественных предприятиях и увеличение выпуска мешков с дублированными слоями для минеральных удобрений и гигро скопических химикатов.
Нефтяные битумы представляют собой коллоидную систему, подразделяющуюся на три основные группы веществ: масла, смолы, асфальтены. Химический состав битумов меняется в зави симости от месторождения нефти и условий ее переработки и до сих пор недостаточно изучен.
Использование смеси гудронов разных месторождений на неф теперерабатывающих заводах вызывает значительные колебания ■свойств готовых битумов, и они зачастую не удовлетворяют требо ваниям бумажной промышленности.
Легкоплавкие битумы с температурой размягчения до 45° С по методу «кольцо—шар» (КиШ) обладают очень высокой липко стью и используются в смеси с маслом для битумирования бу маги, либо для получения тугоплавких марок битума.
Битумы с высокой температурой размягчения, необходимые для лакирования и дублирования (склеивания) бумаги, получаются при окислении гудронов или легкоплавкого битума за счет изме нения компонентного состава. В табл. 12 приведена характеристика различных битумов, используемых в бумажной промышленности.
Приготовление битумно-масляной смеси для битумированной бумаги. Битумно-масляная смесь состоит из легкоплавкого битума с температурой размягчения по КиШ 45° С и 35—45% индустри ального масла марки 45 вязкостью 38—52 сСт. Температура вспышки масла не ниже 180° С.
Легкоплавкий битум, поступающий по железной дороге в спе циальных емкостях, выгружается в битумоприемник, где плавится при температуре 90—100° С и перекачивается насосом в обогревае мые резервуары для хранения в жидком состоянии.
-56
Т а б л и ц а 12
Характеристика битумов, используемых для производства мешочной бумаги
Наименование показателей
Глубина проникания иглы, ммт1:
при 25° С (100 г, 5 с) при 0° С (200 г, 60 с)
Растяжимость при 25° С, см Температура размягчения, °С Температура хрупкости, °С Глубина проникания иглы в остаток
после прогрева в течение 5 ч при 160° С, % от первоначального зна чения
Содержание водорастворимых ве ществ, °/о
Температура вспышки, °С Потеря в массе при 160° С через 5 ч,
%
Содержание влаги, °/о Применение
|
|
|
Битумы |
|
|
|
|
БНД 60/90 |
11954-66) |
БН-Ш |
1544-52) |
БН-1Ѵ |
6617-56) |
БН-Ѵ |
6617-56) |
марки |
(ГОСТ |
марки |
(ГОСТ |
марки |
(ГОСТ |
марки |
(ГОСТ |
|
|
|
' |
|
|
|
|
61-90 |
41-80 |
21-40 |
5 -2 0 |
||||
|
20 |
|
— |
|
— |
— |
|
>50 |
> 40 |
|
> 3 |
> 1 |
|||
>48 |
> 45 |
|
> 7 0 |
> 90 |
|||
< |
- 1 5 |
|
— |
Не нормируется |
|||
|
80 |
|
60 |
|
40 |
40 |
|
€ 0 ,3 |
< 0 ,3 |
>230 |
>230 |
||||
>200 |
>200 |
||||||
|
— |
< 1 ,0 |
< 1 ,0 |
< |
1,0 |
||
|
_ |
|
_ |
|
Сле:ды |
|
|
|
Пропитка |
|
Дублиро- |
Лакиро- |
|||
|
|
|
|
вание |
вание |
Масло через мерники закачивается в бак, снабженный мешал кой, и нагревается до 100—110° С. В горячее масло из битумохра нилища подается насосом битум и перемешивается при 100—110° С в течение 30 мин. Готовая смесь самотеком сливается в обогревае мый резервуар с постоянной циркуляцией, откуда при помощи на соса распределяется по расходным бачкам пропиточных машин. Температура смеси поддерживается на постоянном уровне 100—• (110° С.
Масло добавляется в битум -для снижения его вязкости и липкости до требуемого уровня. Содержание масла в битумной смеси можно контролировать по объемной массе смеси при темпе ратуре 60° С или условной вязкости при 120° С [84].
Окисление битума для лакированной и дублированной бумаги.
Легкоплавкий битум из битумохранилища подается насосом при 80° С в аккумуляторы, где происходит обезвоживание и нагрев битума до 95° С. Из аккумуляторов битум через трубчатые печи, обогреваемые мазутом, при 150° С направляется в конверторы, в которых он нагревается или охлаждается при помощи масла, циркулирующего в змеевике, и окисляется воздухом, подаваемым при давлении 2 кгс/см2 через барботер.
57
При окислении битум разогревается до 180—250° С. Образую щиеся при этом легколетучие вещества отсасываются вентилято ром и через скруббер выбрасываются в атмосферу. При окислении битума в зависимости от условий и природы сырья возможны пре вращения масел непосредственно в асфальтены или переход ма сел в смолы с дальнейшим окислением их до асфальтенов.
Увеличение расхода воздуха по отношению к битуму приводит к преимущественному расходованию спирто-бензольных смол, а по вышение температуры процесса — к активному окислению масел (табл. 13). Благодаря окислению изменяется природа компонен тов [85].
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
||
Компонентный состав битумов, |
окисленных до |
температуры размягчения 90° С |
|||
|
|
Температура окисления |
°с |
||
|
Исходный |
|
275 |
|
225 |
Наименование компонентов |
состав |
Расход воздуха, |
л/ман |
кг |
|
(КиШ |
|||||
|
34° С) |
|
|
|
|
|
|
2,5 |
6,2 |
10 |
6,2 |
Углеводороды (масла), %: |
53,4 |
37,5 |
40,4 |
42,5 |
43,0 |
парафино-нафтеновые |
21,6 |
19,8 |
19,9 |
20,2 |
21,0 |
моноцикло-ароматические |
14,1 |
9,7 |
11,0 |
11,3 |
11,0 |
бицикло-ароматические |
17,7 |
8,0 |
9,5 |
11,0 |
11,0 |
Смолы, °/о: |
38,4 |
32,9 |
31,3 |
30,3 |
18,0 |
бензольные |
18,3 |
18,9 |
19,5 |
19,8 |
19,0 |
спирто-бензольные |
20,1 |
14,0 |
11,8 |
10,5 |
9,0 |
Асфальтены, % |
8,2 |
29,6 |
28,3 |
27,2 |
29,0 |
В случае окисления при температуре ниже 200° С кислород на капливается в органической массе битума, а при повышении тем пературы окисления до 250° С происходит дегидрирование битума и 80—90% кислорода расходуется на образование воды. Окисле
ние |
битума |
всегда |
сопровождается выделением тепла |
(50— |
250 |
ккал/кг) |
и летучих кислородсодержащих продуктов. |
в боль |
|
|
Регулируя расход |
воздуха и температуру окисления, |
шинстве случаев можно получить битум с требуемыми свойствами из различного сырья.
Для лакирования бумаги необходимы битумы, содержащие ас фальтены с разветвленной или нитеобразной пространственной структурой и сравнительно немного масел. Асфальтены такого типа повышают температуру размягчения, но сохраняют эластичные свойства битума.
С целью снижения липкости битум окисляют до более высокой температуры размягчения (90—100°С), а затем для снижения вязкости и хрупкости к такому тугоплавкому битуму добавляют
58
парафин (CnH2n+2). Парафин уменьшает температуру размягчения и увеличивает глубину проникания иглы, или пенетрацию смеси:
Состав смеси, "/V. |
|
|
|
|
|
битум |
...................................... |
. |
100 |
85 |
80 |
парафин .................................. |
|
0 |
15 |
20 |
|
Температура размягчения, °С . . . |
. |
91,5 |
66,5 |
65-68 |
|
Глубина |
проникания иглы, мм~1 . |
. |
14 |
... 19 |
20-22 |
При значительных добавках парафина (15—20%) начинается коагуляция асфальтенов, так как они в парафине не растворяются.
При |
длительном |
|
нагревании |
|
||||||
битумно-парафцновой смеси при |
|
|||||||||
высокой |
|
температуре |
|
(159— |
|
|||||
200° С) происходит частичное ис |
|
|||||||||
парение |
парафина |
и |
окисление |
|
||||||
битума кислородом воздуха, в ре |
|
|||||||||
зультате чего выделяются газо |
|
|||||||||
образные |
продукты |
|
и |
свойства |
|
|||||
смеси |
|
меняются: |
повышается |
|
||||||
температура размягчения, снижа |
|
|||||||||
ется пенетрация (рис. 23). |
|
|||||||||
Для |
|
дублирования |
|
бумаги |
|
|||||
желательно иметь битум, содер |
|
|||||||||
жащий минимум парафинов, но |
|
|||||||||
значительное |
количество |
смол, |
|
|||||||
чтобы обеспечить прочное и эла |
|
|||||||||
стичное склеивание бумаги. Для |
|
|||||||||
получения такого битума Д. А. |
|
|||||||||
Розенталь рекомендует при оки |
|
|||||||||
слении использовать хлорное же |
|
|||||||||
лезо, |
являющееся катализатором, |
|
||||||||
ускоряющим |
процесс |
в |
3—4 ра |
Время, V |
||||||
за [85]. Хлорное железо |
взаимо |
Рис. 23. Влияние термообработки на |
||||||||
действует |
с битумом и быстро раз |
|||||||||
свойства битумно-парафиновой смеси: |
||||||||||
лагается |
|
на хлористый |
водород и |
1 — битум БН-ІѴ; 2 — битум БН-Ѵ; 3 — 80% |
||||||
окись железа. |
При этом |
не исклю |
битума БН-Ѵ+20% парафина; 4 — парафин |
|||||||
чена |
возможность |
образования |
|
металлоорганических соединений, входящих в состав асфальтенов. Битум, окисленный в присутствии хлорного железа, содержит ас
фальтенов меньше, |
но молекулярная масса |
этих |
асфальтенов |
|
в два раза выше, чем обычно. |
железа (около 0,5% к массе |
|||
Небольшое количество хлорного |
||||
битума) позволяет |
получить более |
пластичный |
битум |
с лучшими |
клеящими свойствами и повышенной пенетрацией при меньшей температуре хрупкости. Добавки свыше 1% хлорного железа вы зывают уже довольно резкое изменение качества битума, неже лательное для бумажной промышленности.
59