Файл: Снижение шума методами звукоизоляции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зубьями, используемыми в деревообрабатывающей промышлен­ ности. Для устранения влияния шума двигателя и шпцнделя на результаты измерений главный привод закрывался герметич­ ным звукоизолирующим кожухом. Привод подачи разрезаемых

заготовок состоял из двигателя 7 постоянного

тока типа П21

мощностью

0,7 кет с п =

1500 об/мин,

питаемого

от специально

смонтированной системы

генератор — двигатель

(Г — Д ) ,

чер­

вячного редуктора 8 с передаточным числом

і = 68 и клиноре-

менной передачи с двумя

шкивами.

 

 

 

 

 

В червячном колесе

редуктора выполнена

винтовая резьба

с шагом 6 мм, в которую

входил винт

9 длиной

1500 мм,

сое­

диненный

с кареткой

10.

Каретка двигалась

по

направляю­

щим 11 и к ней прижимными планками крепилась

разрезаемая

Рис. 89. Конструкция лабораторной установки

заготовка. Скорость перемещения каретки (скорость подачи S) изменялась в пределах 50—300 мм/мин. Привод подачи закры­ вали звукоизолирующим кожухом 12. Над диском устанавлива­ ли защитный кожух из листа толщиной 2 мм.

Предварительные экспериментальные исследования. Шум лабораторной дисковой пилы исследовали при помощи конден­ саторного микрофона, спектрометра звуковых частот типа 2112 и самописца типа 2305 фирмы «Брюль и Къер».

Результаты измерений н расчетов показали, что для обеспе­ чения точности ± 2 дБ при 95% надежности измерений в диапа­ зоне частот 63—8000 Гц необходимо проводить не менее пяти параллельных измерений. При измерении суммарного уров­ ня звука дБ А не менее четырех параллельных измерений. Что­ бы получить сравнимые результаты, в опытах использовали пластинки, изготовленные из одной партии стального листа толщиной 3 мм.

Прежде всего было выяснено, как уровень шума дисковой пилы зависит от кривизны диска, глубины реза и от того, на


каком участке пластины по ее длине происходит рез. Кривизна диска и глубина реза не оказывают значительного влияния на уровень шума пилы. Поэтому все последующие опыты проводи­ ли на ровных дисках при постоянной глубине реза равной 30 мм и при пилении средней части пластины, где частотная характе­ ристика шума более стабильна.

Зависимость уровня шума пилы от скорости подачи разре­ заемой заготовки исследовали на диске диаметром 400 мм, тол­ щиной 4,5 мм при скоростях вращения 1000, 3000 и 6000 об/мин. Скорости подачи варьировали в пределах 50—300 мм/мин.

Частотный анализ

показал, что для исследованных скоро­

стей шум пилы имеет идентичный высокочастотный характер.

Изменение скорости

подачи от 50 до 100 мм/мин

приводит к

росту уровня звукового давления на 6—8 дБ. Дальнейшие опы­

ты

проводили

 

при

постоянной

скорости

подачи,

 

равной

100

мм/мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние

толщины

диска на уровень шума изучали

на дис­

ках

диаметром

400

и 600 мм при скорости

вращения

3000 об/мин.

При увеличении

толщины

с 2,5 до 4,5 мм

для ди­

ска

диаметром

 

400 мм

н

с 3 до 6 мм для диска

диаметром

600 мм уровень

шума возрастает на 2—-3 дБ.

 

 

 

 

Зависимость

уровня

шума пилы от окружной скорости дис­

ка исследовали на диске диаметром 400 мм и толщиной

4,5 мм.

Изменение

окружной

скорости от

10

до

124

м/сек

(скорость

вращения диска при этом варьировали

от 500 до 6000

об/мин)

приводит к незначительному

(на 2—3

дБ)

росту уровня звуко­

вого давления пилы без заметного изменения характера

частот­

ного спектра

шума.

 

10 м/сек

(500 об/мин),

 

 

 

При окружной

скорости

даже при

сравнительно

небольшой скорости

подачи

(100 мм/мин),

диск

пилы не успевает прорезать стальную пластину и под действи­ ем силы подачи начинает изгибаться. Окружная скорость диска

20

м/сек является нижней

предельной скоростью,

при которой

еще возможен нормальный

процесс резания.

 

 

Зависимость уровня шума пилы от диаметра

пильного дис­

ка

изучали как при постоянной окружной скорости

(рис.90),так

и

при постоянной скорости вращения (рис. 91). В обоих случа­

ях изменение диаметра диска от 200 до 600 мм приводит к воз­ растанию уровня шума пилы на 6—7 дБ.

Опыты показывают, что наиболее существенное влияние на уровень шума пилы оказывают толщина, диаметр и скорость вращения диска пилы, а также скорость подачи разрезаемой заготовки. В то же время исследования не дают зависимости уровня шума пилы от этих факторов при их одновременном действии, а главное не позволяют определить такие соотноше­ ния исследуемых факторов, которые обеспечивают наименьший уровень шума. Эта задача эффективно может быть решена при помощи статистических методов планирования экстремальных


экспериментов

и, в частности,

метода полного факторного экс­

перимента

[32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный факторный эксперимент. Статистические методы

планирования

экспериментов

основаны

на

представлении, что

существует

единственное

оптимальное

соотношение

факторов,

при котором функция цели имеет максимальное

(или минималь­

ное)

значение,

и что при изменении

значений факторов функция

цели

изменяется непрерывно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

 

 

Матрица

планирования и результаты эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактоп

 

Параметр оптимизации

(уровень

Наименование

 

 

 

 

 

 

 

звука в дБ А)

 

 

Л\

.V,

Л'з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-і

 

 

Основной

уровень Л'о

150

3,5

2000

400

 

_

 

 

Интервал

варьиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

вания

 

уровень

100

1,0

1000

200

 

 

 

Верхний

 

 

 

 

 

 

 

(Xi =

+1)

уровень

250

4,5

3000

600

 

 

Нижний

50

2,5

1000

200

 

 

 

 

 

№ = - 1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

№ опыта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

96

97

97,5

96

 

о

 

 

+

 

 

106

104

105

104

 

3

 

 

 

98

97

97,5

98,5

 

4

 

 

+

 

.

104

104

103,5

103,5

 

5

 

 

 

-г-

104

102

102

103

 

6

 

 

 

105

104

104

104

 

7

 

 

 

 

+

101

100

101

101

 

8

 

 

+

 

 

106

104

105

105

 

9

 

 

 

 

 

103

103

102

101

 

10

 

 

 

 

108

107,5

108

107,5

 

11

 

 

+

 

- -

104

103

103,5

103

 

12

 

 

+

--

 

-;-

112

111

ПО

ПО

 

13

 

 

 

 

-j-

1

102

101

102

101

 

14

 

 

--

+

 

-•-

4-

106

107

108

107

 

15

 

 

 

-!-

 

108

108

107

107

 

16

 

 

-І-

 

-'-

 

112

114

112

114

 

17

 

 

0

0

0

0

103

104

103

104

В полном факторном эксперименте реализуются всевозмож­

ные неповторяющиеся комбинации

уровней

факторов

(число

комбинаций N= 2К , где

k — число факторов).

Информация

представляется

в компактном

виде — в виде

уравнения регрес­

сии, которое может

быть

не только

интерпретировано

геометри­

чески,

но и подвергнуто

математическому анализу.

 

 

В качестве параметра, подлежащего оптимизации, принимаем уровень звука дБ А.


В соответствии с данными, полученными в предварительных опытах, факторами (независимыми переменными), от которых зависит изучаемый параметр, являются: Xi— скорость подачи

разрезаемой

заготовки

в

мм/мин;

Х2 толщина пильного

дис­

ка в мм; Х3

— скорость

вращения

диска

в об/мин;

Xi — диа­

метр диска в

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательная

запись

условий всех

необходимых опы­

тов — матрица планирования

эксперимента — представлена

в

табл.

9. Матрица

факторного

плана составлена по правилу: ча­

стота

смены

знака

(уровня)

каждого последующего

фактора

вдвое меньше предыдущего. Параметр оптимизации, застабилизнрованный на основном уровне (опыт № 17 в матрице), ис­ пользуется для определения свободного члена уравнения рег­ рессии. Интервал варьирования выбран таким, чтобы его вели­ чина была больше удвоенной ошибки изменения факторов, так как в противном случае значения факторов на верхнем и ниж­ нем уровне могут оказаться статистически неразличимыми.

Дисперсионный

анализ начинаем

с проверки эксперимента

на равіюточность.

Равноточность

измерений

означает,

что все

выборки принадлежат одной и той

же гипотетической

(гене­

ральной) совокупности.

 

 

 

 

Для проверки

этой гипотезы в

отношении

выборок

с одним

и тем же объемом существует простой критерий Кохрена, осно­ ванный на законе распределения отношения максимальной вы­ борочной дисперсии к сумме всех дисперсий [33]:

( 5 1 и ) м а к с

где (s2u)UaKc максимальная выборочная дисперсия; s\u — по­ строчная выборочная дисперсия u-го опыта; N — число опытов.

Эксперимент считается равноточным, если экспериментально найденное значение G — критерия меньше табличного [55].

'Расчеты дали следующие результаты:

(*и>,акс =

1 .3333;

2

= 8 > 8 5 5 1 ;

 

 

11=1

 

Q 3 = z

1/шз

= 0 1 5 0

6

 

8,8551

'

 

Для числа степеней свободы (п— 1) —3 и 95%-ной надежно- с.тн,..Ст = 0,2647 > G3 . Здесь п — число параллельных измерений в опыте.


Ошибка эксперимента

5r =

V

„^і"1 -"

і /

8,8551

л о т , А

' - ^ т — = 1 /

— — =

0,3/ 16-

і -

f7

МіNn

~ К

16-4

 

Полный факторный эксперимент предполагает линейное влия­ ние факторов на оптимизируемый параметр. В этом случае за­ висимость оптимизируемого параметра L от четырех исследуе­ мых факторов может быть представлена в виде полинома

4

А= ^0 + 2

А Ч +22

 

^і»ХіХи +

222

biukXlXuXk>

і=І

 

і < и

 

I <

u < ft

где кодированное

значение

факторов

 

 

 

 

 

-----

 

 

УЇІ натуральное значение фактора; Хо— основной уровень фактора; К — интервал варьирования.

Коэффициенты уравнения регрессии вычисляют по фор­ мулам

 

N _

N _

Л

0

N

N

N

где k — число факторов; і — порядковый номер фактора в матри­

це

планирования;

и—номер

опыта; N — число

опытов;

аы,

a-xhu — элементы соответствующей

графы. Были

получены

сле­

дующие значения:

6 0 =

104,30;

6 , = 2,7338; Ь2 =

0,9375; 6 , 2 =

=0,15625; 63 =0,92125; b1

3 = —0,6400; 62 3 =0,40625; &1 2 3 =0,18750;

Ь4 = 2,3438; Ь,4 = 0,2500;

6 8 4

« = 1,0788; bp* = 0,0776; Ь3 4 = 0,3125;

6,34 = 0,40625; 6234 =

0,57750; 6,2 з4 =

0,42Ї25.

 

 

 

Значимость коэффициента регрессии проверяется при помо­

щи

критерия Стьюдента

t.

Для коэффициента 6 ; U — критерий

находят по формуле .

 

'

 

 

 

 

 

 

li

 

I

 

 

где sj;—ошибка эксперимента.

Если при выбранном уровне значимости U > tT, где tT — таб­ личная величина критерия, то коэффициент 6,- значим. Если U < Р, то коэффициент bi незначим и член с этим коэффициен­ том в уравнении регрессии следует опустить.

При 5%-ном уровне

значимости все коэффициенты,

кроме

6124, bi2 и 6,23, оказались

значимы.

1 '