Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нне объема информации при ее движении снизу вверх. Так, объем информации, получаемой Финансовым управ­ лением, меньше объема информации, поступающего в объединение, а объем информации, предназначенной д л я руководства министерства, должен быть еще меньше.

Это происходит как

за

счет

сокращения

количества

объектов

(процессов),

о

которых поступают

сообщения,

т а к и за

счет сокращения числа параметров, характери ­

зующих

состояние каждого объекта (процесса) .

Если

бы информация

о всех

предприятиях

поступала

в одинаковых объемах на, все уровни управления, то ее

объем

резко

возрос

бы, поскольку объединение

связано

с десятками

предприятий, а.

Финансовое

управление

и

РУКОВОДСТВО

МШНИСТбрСТВа —

С СОТНЯіМИ.

 

 

 

 

 

Следующий

принцип

построения «АСУ-финансы» —

принцип «селекции и интеграции информации»

в

пункте

ее

сосредоточения

и обработки

(группировка, анализ, вы­

д а ч а выходной

и н ф о р м а ц и и ) ,

в

данном

случае — в

от­

р а с л е в о м вычислительном

центре

( О В Ц ) .

Это

означает,

что

предприятия

не

сообщают

к а ж д ы й

р а з

на

О В Ц ,

н а п р и м е р ,

свои п л а н о в ы е

показатели, поскольку

они, у ж е

занесены

в

п а м я т ь машины . Предприятие сообщает на

О В Ц

только

одну

цифру,

допустим, фактическое

выпол­

нение

плана

р е а л и з а ц и я . Получив эти данные,

О В Ц

со­

поставляет

их

с

плановыми,

показателями, определяет

отклонения в абсолютном в ы р а ж е н и и и в процентах и передает эту информацию объединению .

В а ж н о е значение при формировании информацион­ ной базы имеет правильное определение перечня инфор­ мации д л я управления в к а ж д о м звене. И н ф о р м а ц и я , (Поступающая в у п р а в л я ю щ и й орган, д о л ж н а тщательно фильтроваться по критерию необходимости и достаточ­ ности, ибо избыток ее не в меньшей мере, чем недоста­ ток, затрудняет принятие оптимального решения, а сле­ довательно, и само управление .

РГспользуемые в подсистеме показатели характери ­ зуют реальные экономические процессы, которые по от­

ношению к функциям, в ы п о л н я е м ы м

финансовой служ ­

бой,

являются «управляемыми»

или

«контролируемы­

м и » 1 .

«Управляемые» п о к а з а т е л и

о т р а ж а ю т процессы,

1 Такая терминология является условной и применяется для краткости.


в х о д я щ ие в сферу управления данной

подсистемы; иа

эти показатели она м о ж е т и о б я з а н а

воздействовать .

К «контролируемым» относятся показатели, характери ­ зующие условия, в которых протекают процессы, управ­

ляемые подсистемой.

П о к а ж е м

на примере, каким обра ­

зом и с какой целью

п о к а з а т е л и

подсистемы классифи ­

цируются

на

у п р а в л я е м ы е и

контролируемые .

 

В задаче

«Оперативный

анализ выполнения

плана

прибыли»

имеются следующие

показатели:

 

отклонение прибыли от реализации товарной

продук­

ции от плана

за счет изменения

объема реализации —

управляемый показатель; отклонение прибыли, от реализации товарной продук­

ции от плана за счет изменения себестоимости реализо ­

ванной товарной продукции — • контролируемый

показа ­

тель.

 

 

 

Здесь требуется пояснить, почему показатель

«объем

р е а л и з а ц и и

товарной продукции» отнесен к числу

уп­

р а в л я е м ы х

финансовой службой . По сложившейся в

на­

стоящее время в промышленных министерствах практике планированием объема, реализации продукции зани ­

мается

Планово - экономическое управление .

Однако,

и

д л я

Финансового

управления

этот показатель очень ва ­

ж е н , поскольку

финансовое

состояние

предприятий

п р е ж д е

всего зависит

от

поступления

средств

от з а к а з ­

чиков, т. е. от реализации

продукции.

Поэтому

Финансо­

вое

управление,

естественно,

обязано

знать, как обстоит

д е л о

с

выполнением

плана

реализации

продукции,

и,

если нужно, принимать необходимые меры. Оно может в определенной степени влиять на ход реализации, напри­

мер

при

несвоевременной оплате счетов предприятиями -

покупателями воздействовать на них через вышестоящие

органы

 

этих предприятий. Таким образом, "несмотря

на

то,

что

 

Финансовое у п р а в л е н и е формально,

к а з а л о с ь

бы,

не

отвечает

за показатель реализации, он

является

все

ж е

для подсистемы «управляемым»

показателем .

 

 

П о к а з а т е л ь

реализации

становится

объектом

д а л ь ­

нейшего

анализа

в подсистеме: в р а м к а х

задачи

«Опера ­

тивный

 

анализ выполнения плана реализации» . Что

ж е

касается

контролируемого

п о к а з а т е л я ,

о т р а ж а ю щ е г о

влияние

 

себестоимости на

величину прибыли, то

з а д а ч а

подсистемы сводится к установлению самого факта влияния и его оценке. Контроль за выполнением п л а н а


по себестоимости

есть

функция

другой

подсистемы —

технико-экономического

планирования,

д л я

которой

этот

п о к а з а т е л ь

является у п р а в л я е м ы м .

 

 

 

В блоке оперативного анализа в «АСУ-финансы» со­

отношение

между

управляемыми

и

контролируемыми

•показателями с к л а д ы в а е т с я

в пользу

управляемых .

По

мере развития

системы

число

факторов, участву­

ющих в анализе, возрастает и соответственно уве­ личивается число контролируемых показателей, ха­ рактеризующих влияние смежных подсистем на подси­ стему финансов.

Таковы

основные

методические

принципы

построе­

ния «АСУ-финансы»,

которые были реализованы при

разработке

системы

д л я отрасли

приборостроения.

2. Организация разработки «АСУ-финансы»

Методическими м а т е р и а л а м и

установлены

следую­

щие стадии создания автоматизированных систем управ ­ ления: предпроектная стадия, разработка технического проекта, разработка, рабочего проекта; внедрение.

Предпроектная стадия включает в себя обследова­ ние и анализ функционирования действующей системы

управления

ф и н а н с а м и

и на этой

основе —

р а з р а б о т к у

технич-еского з а д а н и я н а

создание подсистемы.

 

Техническое

з а д а н и е

содержит:

перечень

и

очеред­

ность решения

задач, п о д л е ж а щ и х

автоматизации-; пред­

л о ж е н и я по

функционированию подсистемы

и

основные

направления ее создания; предварительные требования к обеспечивающей части, в том числе наиболее подробно к информационному, математическому и техническому обеспечению; требования к срокам и периодичности ре­ шения задач, к з а т р а т а м , эффективности и надежности подсистемы; принципы взаимодействия с другими подси­ стемами с указанием области взаимодействия; коорди­

национный п л а н и

укрупненный

сетевой

график выпол­

нения работ.

 

 

 

Р а з р а б а т ы в а е т с я

техническое

задание

на подсистему

совместно заказчиком и' организацией - разработчиком с учетом результатов обследования. Согласование и ут­ верждение технического задания на подсистему предше­ ствует утверждению сводного технического задания на


о т р а с л е в ую систему в целом, которое составляется на основе частных заданий на. функциональные подсистемы.

Поэтому

структура технического з а д а н и я на

подсистему

д о л ж н а соответствовать

структуре типового

технического

з а д а н и я

на р а з р а б о т к у

ОАСУ, хотя и

может

несколько

отличаться.

 

 

 

 

 

 

Приведем примерную структуру технического з а д а н и я

на разработку «АСУ-финансы»:

 

 

 

основание д л я р а з р а б о т а й ;

 

 

 

опр ед ел єни е подсистем ы;

 

 

 

 

•цель создания подсистемы;

 

 

 

к р а т к а я характеристика,

организации финансовой ра­

боты в отрасли;

 

 

 

 

 

 

н а з н а ч е н и е и функции подсистемы;

 

 

 

'место

подсистемы в

ОАСУ;

 

 

 

перечень задач подсистемы;

 

 

 

взаимосвязи

подсистемы

финансов

с другими подси­

с т е м а м и

(предварительно)) ;•

 

 

 

 

взаимосвязи

между

з а д а ч а м и подсистемы

(предва­

рительно;) ; требовании к информационной базе, комплексу тех­

нических

средств

и математическому

обеспечению;

определение

представителя

з а к а з ч и к а ,

головной

орга­

низации

и

организаций-соисполнителей

(если

таковые

и м е ю т с я ) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

источники и объем финансирования;

 

 

 

 

п о р я д о к

оформления и сдачи результатов работы;

этапы

и сроки

разработки

подсистемы;

 

 

з а т р а т ы

на создание подсистемы

и

ее

эффективность

(предварительно);

 

 

 

 

 

 

 

п р и л о ж е н и я :

а.) сетевой г р а ф и к

р а з р а б о т к и

техниче­

ского проекта;

б)

организационно - функциональная

схе­

ма подсистемы.

На практике обычно существует значительный (3—6

месяцев)

разрыв м е ж д у утверждением технического за­

д а н и я на

подсистему

и технического з а д а н и я на

систему

в целом.

Поэтому к

р а з р а б о т к е

технического

проекта

подсистемы следует

приступать, не

о ж и д а я утверждения

сводного техзадания, хотя потом, возможно, и потре­ буется внести в техзадание подсистемы небольшие кор­

рективы.

 

Д л я

изучения существующей

системы управления

ф и н а н с

а м и отрасли проводится

обследование. Результа -


ты его'

являются

базой для всей

последующей

работы

по созданию «АСУ-финансы».

 

 

 

 

Приступая

к

обследованию,

следует помнить,

что

действующая

система организации

финансовой

работы в

к а ж д о й

отрасли

с к л а д ы в а л а с ь

десятилетиями .

З а

это

в р е м я накоплен опыт, выработаны традиционные методы

управления

финансами, учитывающие специфику дан ­

ной отрасли.

Поэтому очень в а ж н о в ы я в и т ь и зафикси ­

ровать все положительное в организации отраслевых

финансов .

В то ж е

время необходимо выявить те формы

п методы

работы, которые не отвечают современным тре­

бованиям

и д о л ж н ы

быть изменены.

Методические материалы по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления ре­ комендуют проводить обследование непосредственно в подразделениях министерства. На наш взгляд, этого не­ достаточно,. Более правильно действующую систему уп­

равления ф и н а н с а м и

отрасли изучать на всех уровнях

хоз я йсте енной и ер архии: п редп р и яти е—п одотр асл ь—от-

расль. Д л я общего

представления об организации фи­

нансовой работы в отрасли приборостроения был состав­

лен опросный

лист,

направленный

всем

з а в о д а м .

Р е ­

зультаты

опроса

были

дополнены подробным

обследо­

в а н и е м организации

финансовой работы

 

на

нескольких

предприятиях, объединениях и в Финансовом

управлении

министерства. Кроме того, выборочные обследования

по

сокращенной

программе

проводились

еще

на

нескольких

з а в о д а х

и объединениях. Это позволило

получить

доста­

точно полную

характеристику организации

существую­

щей системы управления финансами отрасли

и

движе ­

ния информационных

потоков.

 

 

 

 

 

 

 

Обследование

следует проводить

по

з а р а н е е

подго­

товленной методике

одновременно

на нескольких объек­

тах, но не более чем на 3—4.

Д л я

проведения обследо­

вания формируется

б р и г а д а

(из

трех человек—эконо­

мист, механизатор, математик или программист) и со­

ставляется организационный

план,

примерная

форма

которого приведена на с. 48.

 

 

 

 

Н а ч и н а т ь обследование лучше с

заводов . Целесооб ­

разно, чтобы одна

и

та. ж е

бригада

проводила

обсле­

дование

сначала

на

заводе,

а

потом в объединении

(главке),

которому подчиняется

этот

завод . Д л я

обсле­

дования

Финансового

управления министерства

форми-