Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
нне объема информации при ее движении снизу вверх. Так, объем информации, получаемой Финансовым управ лением, меньше объема информации, поступающего в объединение, а объем информации, предназначенной д л я руководства министерства, должен быть еще меньше.
Это происходит как |
за |
счет |
сокращения |
количества |
|
объектов |
(процессов), |
о |
которых поступают |
сообщения, |
|
т а к и за |
счет сокращения числа параметров, характери |
||||
зующих |
состояние каждого объекта (процесса) . |
||||
Если |
бы информация |
о всех |
предприятиях |
поступала |
в одинаковых объемах на, все уровни управления, то ее
объем |
резко |
возрос |
бы, поскольку объединение |
связано |
|||||||||||
с десятками |
предприятий, а. |
Финансовое |
управление |
и |
|||||||||||
РУКОВОДСТВО |
МШНИСТбрСТВа — |
С СОТНЯіМИ. |
|
|
|
|
|||||||||
|
Следующий |
принцип |
построения «АСУ-финансы» — |
||||||||||||
принцип «селекции и интеграции информации» |
в |
пункте |
|||||||||||||
ее |
сосредоточения |
и обработки |
(группировка, анализ, вы |
||||||||||||
д а ч а выходной |
и н ф о р м а ц и и ) , |
в |
данном |
случае — в |
от |
||||||||||
р а с л е в о м вычислительном |
центре |
( О В Ц ) . |
Это |
означает, |
|||||||||||
что |
предприятия |
не |
сообщают |
к а ж д ы й |
р а з |
на |
О В Ц , |
||||||||
н а п р и м е р , |
свои п л а н о в ы е |
показатели, поскольку |
они, у ж е |
||||||||||||
занесены |
в |
п а м я т ь машины . Предприятие сообщает на |
|||||||||||||
О В Ц |
только |
одну |
цифру, |
допустим, фактическое |
выпол |
||||||||||
нение |
плана |
р е а л и з а ц и я . Получив эти данные, |
О В Ц |
со |
|||||||||||
поставляет |
их |
с |
плановыми, |
показателями, определяет |
отклонения в абсолютном в ы р а ж е н и и и в процентах и передает эту информацию объединению .
В а ж н о е значение при формировании информацион ной базы имеет правильное определение перечня инфор мации д л я управления в к а ж д о м звене. И н ф о р м а ц и я , (Поступающая в у п р а в л я ю щ и й орган, д о л ж н а тщательно фильтроваться по критерию необходимости и достаточ ности, ибо избыток ее не в меньшей мере, чем недоста ток, затрудняет принятие оптимального решения, а сле довательно, и само управление .
РГспользуемые в подсистеме показатели характери зуют реальные экономические процессы, которые по от
ношению к функциям, в ы п о л н я е м ы м |
финансовой служ |
||
бой, |
являются «управляемыми» |
или |
«контролируемы |
м и » 1 . |
«Управляемые» п о к а з а т е л и |
о т р а ж а ю т процессы, |
1 Такая терминология является условной и применяется для краткости.
в х о д я щ ие в сферу управления данной |
подсистемы; иа |
эти показатели она м о ж е т и о б я з а н а |
воздействовать . |
К «контролируемым» относятся показатели, характери зующие условия, в которых протекают процессы, управ
ляемые подсистемой. |
П о к а ж е м |
на примере, каким обра |
||||
зом и с какой целью |
п о к а з а т е л и |
подсистемы классифи |
||||
цируются |
на |
у п р а в л я е м ы е и |
контролируемые . |
|
||
В задаче |
«Оперативный |
анализ выполнения |
плана |
|||
прибыли» |
имеются следующие |
показатели: |
|
|||
отклонение прибыли от реализации товарной |
продук |
|||||
ции от плана |
за счет изменения |
объема реализации — |
управляемый показатель; отклонение прибыли, от реализации товарной продук
ции от плана за счет изменения себестоимости реализо
ванной товарной продукции — • контролируемый |
показа |
||
тель. |
|
|
|
Здесь требуется пояснить, почему показатель |
«объем |
||
р е а л и з а ц и и |
товарной продукции» отнесен к числу |
уп |
|
р а в л я е м ы х |
финансовой службой . По сложившейся в |
на |
стоящее время в промышленных министерствах практике планированием объема, реализации продукции зани
мается |
Планово - экономическое управление . |
Однако, |
и |
|||||||
д л я |
Финансового |
управления |
этот показатель очень ва |
|||||||
ж е н , поскольку |
финансовое |
состояние |
предприятий |
|||||||
п р е ж д е |
всего зависит |
от |
поступления |
средств |
от з а к а з |
|||||
чиков, т. е. от реализации |
продукции. |
Поэтому |
Финансо |
|||||||
вое |
управление, |
естественно, |
обязано |
знать, как обстоит |
||||||
д е л о |
с |
выполнением |
плана |
реализации |
продукции, |
и, |
если нужно, принимать необходимые меры. Оно может в определенной степени влиять на ход реализации, напри
мер |
при |
несвоевременной оплате счетов предприятиями - |
|||||||
покупателями воздействовать на них через вышестоящие |
|||||||||
органы |
|
этих предприятий. Таким образом, "несмотря |
на |
||||||
то, |
что |
|
Финансовое у п р а в л е н и е формально, |
к а з а л о с ь |
|||||
бы, |
не |
отвечает |
за показатель реализации, он |
является |
|||||
все |
ж е |
для подсистемы «управляемым» |
показателем . |
|
|||||
|
П о к а з а т е л ь |
реализации |
становится |
объектом |
д а л ь |
||||
нейшего |
анализа |
в подсистеме: в р а м к а х |
задачи |
«Опера |
|||||
тивный |
|
анализ выполнения плана реализации» . Что |
ж е |
||||||
касается |
контролируемого |
п о к а з а т е л я , |
о т р а ж а ю щ е г о |
||||||
влияние |
|
себестоимости на |
величину прибыли, то |
з а д а ч а |
подсистемы сводится к установлению самого факта влияния и его оценке. Контроль за выполнением п л а н а
по себестоимости |
есть |
функция |
другой |
подсистемы — |
||||
технико-экономического |
планирования, |
д л я |
которой |
этот |
||||
п о к а з а т е л ь |
является у п р а в л я е м ы м . |
|
|
|
||||
В блоке оперативного анализа в «АСУ-финансы» со |
||||||||
отношение |
между |
управляемыми |
и |
контролируемыми |
||||
•показателями с к л а д ы в а е т с я |
в пользу |
управляемых . |
По |
|||||
мере развития |
системы |
число |
факторов, участву |
ющих в анализе, возрастает и соответственно уве личивается число контролируемых показателей, ха рактеризующих влияние смежных подсистем на подси стему финансов.
Таковы |
основные |
методические |
принципы |
построе |
ния «АСУ-финансы», |
которые были реализованы при |
|||
разработке |
системы |
д л я отрасли |
приборостроения. |
|
2. Организация разработки «АСУ-финансы» |
||||
Методическими м а т е р и а л а м и |
установлены |
следую |
щие стадии создания автоматизированных систем управ ления: предпроектная стадия, разработка технического проекта, разработка, рабочего проекта; внедрение.
Предпроектная стадия включает в себя обследова ние и анализ функционирования действующей системы
управления |
ф и н а н с а м и |
и на этой |
основе — |
р а з р а б о т к у |
||
технич-еского з а д а н и я н а |
создание подсистемы. |
|
||||
Техническое |
з а д а н и е |
содержит: |
перечень |
и |
очеред |
|
ность решения |
задач, п о д л е ж а щ и х |
автоматизации-; пред |
||||
л о ж е н и я по |
функционированию подсистемы |
и |
основные |
направления ее создания; предварительные требования к обеспечивающей части, в том числе наиболее подробно к информационному, математическому и техническому обеспечению; требования к срокам и периодичности ре шения задач, к з а т р а т а м , эффективности и надежности подсистемы; принципы взаимодействия с другими подси стемами с указанием области взаимодействия; коорди
национный п л а н и |
укрупненный |
сетевой |
график выпол |
нения работ. |
|
|
|
Р а з р а б а т ы в а е т с я |
техническое |
задание |
на подсистему |
совместно заказчиком и' организацией - разработчиком с учетом результатов обследования. Согласование и ут верждение технического задания на подсистему предше ствует утверждению сводного технического задания на
о т р а с л е в ую систему в целом, которое составляется на основе частных заданий на. функциональные подсистемы.
Поэтому |
структура технического з а д а н и я на |
подсистему |
|||||
д о л ж н а соответствовать |
структуре типового |
технического |
|||||
з а д а н и я |
на р а з р а б о т к у |
ОАСУ, хотя и |
может |
несколько |
|||
отличаться. |
|
|
|
|
|
|
|
Приведем примерную структуру технического з а д а н и я |
|||||||
на разработку «АСУ-финансы»: |
|
|
|
||||
основание д л я р а з р а б о т а й ; |
|
|
|
||||
опр ед ел єни е подсистем ы; |
|
|
|
|
|||
•цель создания подсистемы; |
|
|
|
||||
к р а т к а я характеристика, |
организации финансовой ра |
||||||
боты в отрасли; |
|
|
|
|
|
|
|
н а з н а ч е н и е и функции подсистемы; |
|
|
|
||||
'место |
подсистемы в |
ОАСУ; |
|
|
|
||
перечень задач подсистемы; |
|
|
|
||||
взаимосвязи |
подсистемы |
финансов |
с другими подси |
||||
с т е м а м и |
(предварительно)) ;• |
|
|
|
|
||
взаимосвязи |
между |
з а д а ч а м и подсистемы |
(предва |
рительно;) ; требовании к информационной базе, комплексу тех
нических |
средств |
и математическому |
обеспечению; |
|||||||
определение |
представителя |
з а к а з ч и к а , |
головной |
орга |
||||||
низации |
и |
организаций-соисполнителей |
(если |
таковые |
||||||
и м е ю т с я ) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
источники и объем финансирования; |
|
|
|
|
||||||
п о р я д о к |
оформления и сдачи результатов работы; |
|||||||||
этапы |
и сроки |
разработки |
подсистемы; |
|
|
|||||
з а т р а т ы |
на создание подсистемы |
и |
ее |
эффективность |
||||||
(предварительно); |
|
|
|
|
|
|
|
|||
п р и л о ж е н и я : |
а.) сетевой г р а ф и к |
р а з р а б о т к и |
техниче |
|||||||
ского проекта; |
б) |
организационно - функциональная |
схе |
ма подсистемы.
На практике обычно существует значительный (3—6
месяцев) |
разрыв м е ж д у утверждением технического за |
|||
д а н и я на |
подсистему |
и технического з а д а н и я на |
систему |
|
в целом. |
Поэтому к |
р а з р а б о т к е |
технического |
проекта |
подсистемы следует |
приступать, не |
о ж и д а я утверждения |
сводного техзадания, хотя потом, возможно, и потре буется внести в техзадание подсистемы небольшие кор
рективы. |
|
|
Д л я |
изучения существующей |
системы управления |
ф и н а н с |
а м и отрасли проводится |
обследование. Результа - |
ты его' |
являются |
базой для всей |
последующей |
работы |
|||
по созданию «АСУ-финансы». |
|
|
|
|
|||
Приступая |
к |
обследованию, |
следует помнить, |
что |
|||
действующая |
система организации |
финансовой |
работы в |
||||
к а ж д о й |
отрасли |
с к л а д ы в а л а с ь |
десятилетиями . |
З а |
это |
в р е м я накоплен опыт, выработаны традиционные методы
управления |
финансами, учитывающие специфику дан |
ной отрасли. |
Поэтому очень в а ж н о в ы я в и т ь и зафикси |
ровать все положительное в организации отраслевых
финансов . |
В то ж е |
время необходимо выявить те формы |
п методы |
работы, которые не отвечают современным тре |
|
бованиям |
и д о л ж н ы |
быть изменены. |
Методические материалы по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления ре комендуют проводить обследование непосредственно в подразделениях министерства. На наш взгляд, этого не достаточно,. Более правильно действующую систему уп
равления ф и н а н с а м и |
отрасли изучать на всех уровнях |
хоз я йсте енной и ер архии: п редп р и яти е—п одотр асл ь—от- |
|
расль. Д л я общего |
представления об организации фи |
нансовой работы в отрасли приборостроения был состав
лен опросный |
лист, |
направленный |
всем |
з а в о д а м . |
Р е |
|||||||
зультаты |
опроса |
были |
дополнены подробным |
обследо |
||||||||
в а н и е м организации |
финансовой работы |
|
на |
нескольких |
||||||||
предприятиях, объединениях и в Финансовом |
управлении |
|||||||||||
министерства. Кроме того, выборочные обследования |
по |
|||||||||||
сокращенной |
программе |
проводились |
еще |
на |
нескольких |
|||||||
з а в о д а х |
и объединениях. Это позволило |
получить |
доста |
|||||||||
точно полную |
характеристику организации |
существую |
||||||||||
щей системы управления финансами отрасли |
и |
движе |
||||||||||
ния информационных |
потоков. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Обследование |
следует проводить |
по |
з а р а н е е |
подго |
товленной методике |
одновременно |
на нескольких объек |
|
тах, но не более чем на 3—4. |
Д л я |
проведения обследо |
|
вания формируется |
б р и г а д а |
(из |
трех человек—эконо |
мист, механизатор, математик или программист) и со
ставляется организационный |
план, |
примерная |
форма |
||||
которого приведена на с. 48. |
|
|
|
|
|||
Н а ч и н а т ь обследование лучше с |
заводов . Целесооб |
||||||
разно, чтобы одна |
и |
та. ж е |
бригада |
проводила |
обсле |
||
дование |
сначала |
на |
заводе, |
а |
потом в объединении |
||
(главке), |
которому подчиняется |
этот |
завод . Д л я |
обсле |
|||
дования |
Финансового |
управления министерства |
форми- |