Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
схема д в и ж е н и я информации по одной из |
задач (см. |
||
к 53). |
|
|
|
Н а р я д у |
с обычными средствами технологического кон |
||
троля, осуществляемого при вводе и |
выводе |
информа |
|
ции, д л я |
работников вычислительного |
центра |
разработ |
чиками подготовлена специальная инструкция по логи
ческому контролю достоверности вьіході-юй |
информации |
||||||||||||||
по з а д а ч а м |
блока |
оперативного |
анализа |
подсистемы. |
|||||||||||
.Поскольку |
автоматизированная |
система |
управления |
||||||||||||
финансами |
р а с с м а т р и в а е т с я |
|
как |
р а з в и в а ю щ а я с я |
си |
||||||||||
стема, о б щ а я |
организация |
математического |
(програм |
||||||||||||
много) |
обеспечения |
д о л ж н а |
|
быть |
ориентирована |
на |
|||||||||
возможность |
|
ввода, |
исключения |
и |
замены |
|
отдельных |
||||||||
з а д а ч или алгоритмов их решения. Следовательно, |
ма |
||||||||||||||
шинная |
п р о г р а м м а |
д о л ж н а |
быть гибкой, а ее органи |
||||||||||||
з а ц и я — приспособленной |
к |
возможной |
реконструкции. |
||||||||||||
Необходимо |
|
предусматривать |
т а к ж е |
возможность |
нара |
||||||||||
щивания |
объемов |
памяти |
и |
|
мощности |
вычислителя, |
а |
||||||||
т а к ж е увеличения |
пропускной |
способности |
и |
изменения |
|||||||||||
направлений |
|
каналов |
связи. |
|
В |
соответствии |
с |
этими |
требованиями и строилось п р о г р а м м н о е обеспечение
первой очереди |
«АСУ-финансы», |
выполненное |
специали |
||
с т а м и Института электронных |
у п р а в л я ю щ и х |
машин |
|||
Мпнприбора под руководством |
доктора физико - матема |
||||
тических наук А. Л . Брудно . |
|
|
|
||
Результаты |
машинной |
обработки |
данных |
выдаются |
|
Э В М в виде отпечатанных |
таблиц, не |
требующих даль |
нейших преобразований, т. е. полностью пригодных д л я
представления потребителям |
информации . |
|
З а д а ч и первой |
очереди |
подсистемы решаются на |
Э В М «Минок-22». |
В дальнейшем предполагается пере |
вести решение задач «АСУ-прибор» на машины третьего
поколения. Намечается |
т а к ж е в р а м к а х |
второй |
очереди' |
||||||||||
«АСУ-прибор» создать |
банк |
данных. |
Р е а л и з а ц и я |
этих |
|||||||||
в а ж н ы х общесистемных |
мероприятий |
позволит |
|
сущест |
|||||||||
венно |
улучшить |
информационное, |
техническое |
и |
про |
||||||||
г р а м м н о е обеспечение |
функциональных |
подсистем, в |
|||||||||||
том числе и «АСУ-финансы». |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
- |
Особую |
сложность |
при |
создании |
АСУФ |
представ |
|||||||
л я е т организация |
информационной |
базы. П о сравнению |
|||||||||||
с |
АСУ |
предприятия |
ОАСУ в |
период |
ее |
проектирования |
|||||||
р а с п о л а г а е т |
значительно |
меньшей |
информационной |
||||||||||
базой. |
Предприятие |
строит |
информационное |
обеспече- |
Блок-схема движения информации по задаче
„Оперативный анализ выполнения плана реализации"
Входная |
информация |
|
Подсистема |
T rk T R M |
т к д |
.Оперативное |
|
|
управление" |
Т/к Тм |
Т^ |
|
овц
Блок
Блок преоб хранения разова
ния
Предприятия
—>
Выходная информация |
|
|||
A T R |
A T R |
|
|
Финансовое |
|
|
Министерства |
||
A T R ( Д Т ) A T R ( Д Т ) |
|
управление |
||
і = дм |
||||
A T R [ A T R ] |
A T R [ A T R ] |
по |
объединениям |
|
л Т я д - к |
[R(D] |
д-к |
|
отделы |
|
A T R |
|
|
|
A T R в- |
A T R C |
|
Финансовые |
|
|
объединений |
|||
|
|
|
х = А -М |
|
|
|
|
по |
предприятиям |
тіне А С У П на основе имеющейся у него первичной до кументации, в которой фиксируются практическивсе хозяйственные операции, тогда как в основе информа ционного обеспечения отраслевой АСУ л е ж и т ограни ченное число документов, периодичность, сроки и формы представления которых строго регламентированы .
Руководители некоторых главков -и министерств |
д л я |
|||
.преодоления этих ограничений вводят -иногда |
без согла |
|||
сования с |
Ц С У дополнительные ф о р м ы |
отчетности |
или |
|
показатели |
в действующих ф о р м а х . Н а |
это не |
в ы х о д |
из |
положения . |
Во-первых, н ер егламен тиров энная |
информа |
ция недостаточно устойчива: она. может быть в любой
момент отменена. |
Во-вторых, т а к а я и н ф о р м а ц и я |
неред |
||||||||
ко бывает неполной и недостоверной. |
В а ж н ы м |
фак |
||||||||
тором, |
препятствующим |
расширению |
|
информации, |
||||||
получаемой от |
предприятий, |
является отсутствие |
у по |
|||||||
следних |
достоверных |
и регламентированных |
источников |
|||||||
исходной |
информации |
для |
дополнительной |
отчетности. |
||||||
Д е й с т в у ю щ а я |
на |
предприятиях |
система |
учета |
приспо |
|||||
соблена |
к существующей системе |
отчетности. С а м а |
тех |
|||||||
нология |
учета |
не |
единообразна . |
Унифицировано |
|
глав |
ным образом оформление результатов учета. Первичные документы и формы их обработки на разных предприя
тиях различны . Изменение сложившейся |
технологии уче |
||
т а — |
процесс |
длительный . Поэтому практические работ |
|
ники |
г л а в к о в |
и министерств с большой |
осторожностью |
подходят к требованиям разработчиков АСУ о введении
дополнительной |
отчетности, к возможности |
ее |
получе |
||||
ния и, наконец, |
к оценке достоверности |
нерегламентп - |
|||||
р ой а нно и її і н фор м ации. |
|
|
|
|
|||
Таким образом, вопрос об отборе информации и о |
|||||||
•критериях |
отбора при |
р а з р а б о т к е |
отраслевой |
автомати |
|||
з и р о в а н н о й |
системы у п р а в л е н и я |
имеет особую |
остроту. |
||||
Р а з р а б о т к а |
А С У Ф |
приборостроения |
в е л а с ь |
п а р а л |
л е л ь н о д в у м я известными методами: «от фотографии» и
-«от задачи» . Это позволило одновременно |
завершить ра |
||||
б о т ы по |
описанию существующей |
информационной |
б а з ы |
||
и определению |
с о с т а в а .информации для |
автоматизиро |
|||
ванного |
у п р а в л е н и я ф и н а н с а м и |
отрасли. После |
этого |
||
сопоставлением |
перечней н е о б х о д и м о й 1 |
(НИ) и |
имею- |
' Необходимой будем для краткости называть информацию, необходимую и достаточную для принятия решений.
щенся информации (ИИ) |
б ы л |
определен |
«перечень |
от |
|||||||||||
сутствующей информации |
(ОИ). |
ОИ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Д л я |
характеристики |
величины |
введем |
п о н я т и е |
|||||||||||
«информационный |
|
люфт» |
(ИЛ). |
Его величина |
|
опреде |
|||||||||
ляется разностью |
между информацией, |
необходимой д л я |
|||||||||||||
принятия решения, и информацией, имеющейся |
в |
распо |
|||||||||||||
р я ж е н и и |
лица, |
принимающего |
р е ш е н и е |
(ЛПР), |
|
т. |
е. |
||||||||
ИЛ —НИ |
— ИИ. |
В |
зависимости от |
целей |
анализа |
ИЛ |
|||||||||
•измеряется в показателях |
или |
байтах . |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Кроме того, ИЛ |
«можно |
определять |
и как |
отношение |
|||||||||||
между необходимой и имеющейся информацией |
(относи |
||||||||||||||
тельный |
ИЛ). |
В |
сущности |
ИЛ |
характеризует |
и н ф о р м а |
|||||||||
ционную обеспеченность системы. При |
Я Л п т н — 1 |
систе |
|||||||||||||
ма полностью обеспечена информацией . Чем в ы ш е |
ин |
||||||||||||||
формационный |
люфт, тем н и ж е |
обеспеченность |
системы |
||||||||||||
информацией . Так, |
д л я |
задачи |
« Р е а л и з а ц и я » |
н а ч а л ь н ы й |
|||||||||||
Я Л п т н (без учета |
справочных |
показателей) |
б ы л |
равен |
3„ |
||||||||||
т. е. количество |
п о к а з а т е л е й |
необходимой |
и н ф о р м а ц и и |
в т р о е превышало числопоказателей имеющейся «инфор
мации. |
Д л я |
задачи |
«Финансовое состояние» |
|
ИЛпта |
с о |
|||||||
ставил |
1,57 |
(НИ—11 |
|
показателей, |
ИИ |
— 7 |
п о к а з а т е |
||||||
лей) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Существующая система информационного обеспече |
|||||||||||||
ния, к а к |
правило-, имеет значительный ИЛ |
д л я |
оператив |
||||||||||
ного управления . Этот ИЛ |
преодолевается |
|
опытом |
и- |
|||||||||
умением ЛПР, |
и, следовательно1 , обоснованность п р и н и |
||||||||||||
маемых решений существенно - колеблется . |
|
|
|
|
|||||||||
Значения |
И Л от, |
|
меньше |
единицы, |
свидетельствуют |
||||||||
об избыточности информации . По некоторым |
опублико |
||||||||||||
ванным данным, большая часть информации, |
|
с о д е р ж а |
|||||||||||
щейся «в регламентированной |
(бухгалтерской |
и |
|
статисти |
|||||||||
ческой |
отчетности, |
'управляющим |
органом |
не |
исполь |
||||||||
зуется. |
Такой вывод |
не абсолютен |
|
и |
требует |
уточне |
|||||||
ния. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После составления |
перечня отсутствующей |
и н ф о р м а |
|||||||||||
циинадо проверить, есть ли |
она в -готовом виде н а пред |
||||||||||||
приятии |
в первичных |
доку мен тал. |
При |
|
ее .наличии |
О И |
|||||||
условно |
переносится |
разработчиками |
/в |
|
ИИ |
и |
одновре |
менно от и м е н и управляющего органа, подготавливаются,
директивные |
указания о п о |
р я д к е |
ее представления . За |
||
тем перечни |
имеющейся и |
необходимой |
и н ф о р м а ц и и |
||
вновь |
тщательно рассматриваются |
совместно р а з р а б о т |
|||
чиками |
и потребителями' системы. |
После |
этого з а д а ч е й |
р а з р а б о т ч и к о в является |
изыскание способов |
получения |
||||
сведений, |
оставшихся |
в |
пересмотренном |
перечне |
ОИ. |
|
Следует |
заметить, что |
внедрение АСУ в |
отраслевое |
уп |
||
р а в л е н и е |
н е и з б е ж н о приводит к существенному |
увеличе |
нию массы циркулирующей информации . Значительная часть дополнительной выходной информации может из влекаться системой из имеющейся информации путем,
различных преобразований . Это |
относится п р е ж д е всего |
|||||||
к п о к а з а т е л я м , |
и з м е р я е м ы м |
относительными |
величина |
|||||
ми, к справочным п о к а з а т е л я м , |
о т р а ж а ю щ и м |
изменение |
||||||
какого-то |
процесса |
в о времени, |
и |
плановым |
показате |
|||
л я м , вводимым |
їв систему однократно. Но, безусловно, в |
|||||||
информационный м а с с и в ОАСУ |
д о л ж н а войти |
и |
извест |
|||||
н а я часть |
сведений, |
ранее не |
с о о б щ а в ш а я с я |
предприя |
||||
тиями в |
о р г а н ы управления . |
Это |
в особенности |
отно |
сится к оперативной отчетности, под которой в данном случае понимаются все сведения, представляемые ранее сроков, установленныедля бухгалтерской п статистиче ской отчетности.
Объективная база для расширения состава входной информации в ОАСУ — внедрение АСУ на предприятиях .
В связи |
с |
этим возникает з а д а ч а |
согласования м а к е т о в |
||
выходной |
|
информации |
АСУ предприятия с |
м а к е т а м и |
|
входной |
информации |
ОАСУ. По - видимому, в |
принципе |
||
д о с т и ж и м о |
совмещение процесса |
фиксации |
д а н н ы х в |
АСУ предприятия с процессом передачи части из них в
единый накопитель ОАСУ. Однако |
з а д а ч а повсеместного |
|||||||||||||
внедрения |
АСУ |
будет |
решена |
еще не |
окоро. |
Коренное |
||||||||
и к |
тому |
ж е |
быстрое |
изменение |
системы |
учета — т о ж е |
||||||||
практически |
нереально. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
К а к |
ж е получить |
необходимые |
сведения при их |
от |
||||||||||
сутствии в первичном учете? М о ж н о в |
административ |
|||||||||||||
ном |
порядке |
обязать |
предприятие |
представлять |
необхо |
|||||||||
д и м ы е сведения, |
предоставив |
ему |
с а м о м у найти способы |
|||||||||||
их получения |
или самостоятельно получать нужные све |
|||||||||||||
дения |
путем |
превращения |
отсутствующей |
информации |
||||||||||
в расчетную |
информацию |
(РИ). |
|
|
|
|
|
|||||||
П р и разработке «АСУ-финансы» в приборостроении |
||||||||||||||
были |
рассмотрены |
оба в а р и а н т а . |
Из - за |
отсутствия |
на |
предприятиях оперативного учета фактической себестои
мости |
реализованной |
продукции |
невозможно |
контроли |
р о в а т ь |
в оперативном |
порядке |
в а ж н е й ш и е |
показатели |
финансовой деятельности — прибыль и рентабельность .