Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

схема д в и ж е н и я информации по одной из

задач (см.

к 53).

 

 

 

Н а р я д у

с обычными средствами технологического кон­

троля, осуществляемого при вводе и

выводе

информа ­

ции, д л я

работников вычислительного

центра

разработ ­

чиками подготовлена специальная инструкция по логи­

ческому контролю достоверности вьіході-юй

информации

по з а д а ч а м

блока

оперативного

анализа

подсистемы.

.Поскольку

автоматизированная

система

управления

финансами

р а с с м а т р и в а е т с я

 

как

р а з в и в а ю щ а я с я

си­

стема, о б щ а я

организация

математического

(програм­

много)

обеспечения

д о л ж н а

 

быть

ориентирована

на

возможность

 

ввода,

исключения

и

замены

 

отдельных

з а д а ч или алгоритмов их решения. Следовательно,

ма­

шинная

п р о г р а м м а

д о л ж н а

быть гибкой, а ее органи­

з а ц и я — приспособленной

к

возможной

реконструкции.

Необходимо

 

предусматривать

т а к ж е

возможность

нара ­

щивания

объемов

памяти

и

 

мощности

вычислителя,

а

т а к ж е увеличения

пропускной

способности

и

изменения

направлений

 

каналов

связи.

 

В

соответствии

с

этими

требованиями и строилось п р о г р а м м н о е обеспечение

первой очереди

«АСУ-финансы»,

выполненное

специали­

с т а м и Института электронных

у п р а в л я ю щ и х

машин

Мпнприбора под руководством

доктора физико - матема ­

тических наук А. Л . Брудно .

 

 

 

Результаты

машинной

обработки

данных

выдаются

Э В М в виде отпечатанных

таблиц, не

требующих даль ­

нейших преобразований, т. е. полностью пригодных д л я

представления потребителям

информации .

З а д а ч и первой

очереди

подсистемы решаются на

Э В М «Минок-22».

В дальнейшем предполагается пере­

вести решение задач «АСУ-прибор» на машины третьего

поколения. Намечается

т а к ж е в р а м к а х

второй

очереди'

«АСУ-прибор» создать

банк

данных.

Р е а л и з а ц и я

этих

в а ж н ы х общесистемных

мероприятий

позволит

 

сущест­

венно

улучшить

информационное,

техническое

и

про­

г р а м м н о е обеспечение

функциональных

подсистем, в

том числе и «АСУ-финансы».

 

 

 

 

 

 

 

-

Особую

сложность

при

создании

АСУФ

представ­

л я е т организация

информационной

базы. П о сравнению

с

АСУ

предприятия

ОАСУ в

период

ее

проектирования

р а с п о л а г а е т

значительно

меньшей

информационной

базой.

Предприятие

строит

информационное

обеспече-


Блок-схема движения информации по задаче

„Оперативный анализ выполнения плана реализации"

Входная

информация

Подсистема

T rk T R M

т к д

.Оперативное

 

 

управление"

Т/к Тм

Т^

 

овц

Блок

Блок преоб­ хранения разова­

ния

Предприятия

—>

Выходная информация

 

A T R

A T R

 

 

Финансовое

 

 

Министерства

A T R ( Д Т ) A T R ( Д Т )

 

управление

і = дм

A T R [ A T R ]

A T R [ A T R ]

по

объединениям

л Т я д - к

[R(D]

д-к

 

отделы

 

A T R

 

 

A T R в-

A T R C

 

Финансовые

 

объединений

 

 

 

х = А

 

 

 

по

предприятиям


тіне А С У П на основе имеющейся у него первичной до­ кументации, в которой фиксируются практическивсе хозяйственные операции, тогда как в основе информа ­ ционного обеспечения отраслевой АСУ л е ж и т ограни­ ченное число документов, периодичность, сроки и формы представления которых строго регламентированы .

Руководители некоторых главков -и министерств

д л я

.преодоления этих ограничений вводят -иногда

без согла­

сования с

Ц С У дополнительные ф о р м ы

отчетности

или

показатели

в действующих ф о р м а х . Н а

это не

в ы х о д

из

положения .

Во-первых, н ер егламен тиров энная

информа ­

ция недостаточно устойчива: она. может быть в любой

момент отменена.

Во-вторых, т а к а я и н ф о р м а ц и я

неред ­

ко бывает неполной и недостоверной.

В а ж н ы м

фак ­

тором,

препятствующим

расширению

 

информации,

получаемой от

предприятий,

является отсутствие

у по­

следних

достоверных

и регламентированных

источников

исходной

информации

для

дополнительной

отчетности.

Д е й с т в у ю щ а я

на

предприятиях

система

учета

приспо­

соблена

к существующей системе

отчетности. С а м а

тех­

нология

учета

не

единообразна .

Унифицировано

 

глав­

ным образом оформление результатов учета. Первичные документы и формы их обработки на разных предприя­

тиях различны . Изменение сложившейся

технологии уче­

т а —

процесс

длительный . Поэтому практические работ­

ники

г л а в к о в

и министерств с большой

осторожностью

подходят к требованиям разработчиков АСУ о введении

дополнительной

отчетности, к возможности

ее

получе­

ния и, наконец,

к оценке достоверности

нерегламентп -

р ой а нно и її і н фор м ации.

 

 

 

 

Таким образом, вопрос об отборе информации и о

•критериях

отбора при

р а з р а б о т к е

отраслевой

автомати ­

з и р о в а н н о й

системы у п р а в л е н и я

имеет особую

остроту.

Р а з р а б о т к а

А С У Ф

приборостроения

в е л а с ь

п а р а л ­

л е л ь н о д в у м я известными методами: «от фотографии» и

-«от задачи» . Это позволило одновременно

завершить ра ­

б о т ы по

описанию существующей

информационной

б а з ы

и определению

с о с т а в а .информации для

автоматизиро ­

ванного

у п р а в л е н и я ф и н а н с а м и

отрасли. После

этого

сопоставлением

перечней н е о б х о д и м о й 1

(НИ) и

имею-

' Необходимой будем для краткости называть информацию, необходимую и достаточную для принятия решений.


щенся информации (ИИ)

б ы л

определен

«перечень

от­

сутствующей информации

(ОИ).

ОИ

 

 

 

 

 

 

Д л я

характеристики

величины

введем

п о н я т и е

«информационный

 

люфт»

(ИЛ).

Его величина

 

опреде ­

ляется разностью

между информацией,

необходимой д л я

принятия решения, и информацией, имеющейся

в

распо ­

р я ж е н и и

лица,

принимающего

р е ш е н и е

(ЛПР),

 

т.

е.

ИЛ —НИ

— ИИ.

В

зависимости от

целей

анализа

ИЛ

•измеряется в показателях

или

байтах .

 

 

 

 

 

 

Кроме того, ИЛ

«можно

определять

и как

отношение

между необходимой и имеющейся информацией

(относи­

тельный

ИЛ).

В

сущности

ИЛ

характеризует

и н ф о р м а ­

ционную обеспеченность системы. При

Я Л п т н — 1

систе ­

ма полностью обеспечена информацией . Чем в ы ш е

ин­

формационный

люфт, тем н и ж е

обеспеченность

системы

информацией . Так,

д л я

задачи

« Р е а л и з а ц и я »

н а ч а л ь н ы й

Я Л п т н (без учета

справочных

показателей)

б ы л

равен

3„

т. е. количество

п о к а з а т е л е й

необходимой

и н ф о р м а ц и и

в т р о е превышало числопоказателей имеющейся «инфор­

мации.

Д л я

задачи

«Финансовое состояние»

 

ИЛпта

с о ­

ставил

1,57

(НИ—11

 

показателей,

ИИ

— 7

п о к а з а т е ­

лей) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Существующая система информационного обеспече­

ния, к а к

правило-, имеет значительный ИЛ

д л я

оператив ­

ного управления . Этот ИЛ

преодолевается

 

опытом

и-

умением ЛПР,

и, следовательно1 , обоснованность п р и н и ­

маемых решений существенно - колеблется .

 

 

 

 

Значения

И Л от,

 

меньше

единицы,

свидетельствуют

об избыточности информации . По некоторым

опублико­

ванным данным, большая часть информации,

 

с о д е р ж а ­

щейся «в регламентированной

(бухгалтерской

и

 

статисти ­

ческой

отчетности,

'управляющим

органом

не

исполь­

зуется.

Такой вывод

не абсолютен

 

и

требует

уточне­

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После составления

перечня отсутствующей

и н ф о р м а ­

циинадо проверить, есть ли

она в -готовом виде н а пред ­

приятии

в первичных

доку мен тал.

При

 

ее .наличии

О И

условно

переносится

разработчиками

 

ИИ

и

одновре­

менно от и м е н и управляющего органа, подготавливаются,

директивные

указания о п о

р я д к е

ее представления . За ­

тем перечни

имеющейся и

необходимой

и н ф о р м а ц и и

вновь

тщательно рассматриваются

совместно р а з р а б о т ­

чиками

и потребителями' системы.

После

этого з а д а ч е й


р а з р а б о т ч и к о в является

изыскание способов

получения

сведений,

оставшихся

в

пересмотренном

перечне

ОИ.

Следует

заметить, что

внедрение АСУ в

отраслевое

уп­

р а в л е н и е

н е и з б е ж н о приводит к существенному

увеличе­

нию массы циркулирующей информации . Значительная часть дополнительной выходной информации может из­ влекаться системой из имеющейся информации путем,

различных преобразований . Это

относится п р е ж д е всего

к п о к а з а т е л я м ,

и з м е р я е м ы м

относительными

величина ­

ми, к справочным п о к а з а т е л я м ,

о т р а ж а ю щ и м

изменение

какого-то

процесса

в о времени,

и

плановым

показате ­

л я м , вводимым

їв систему однократно. Но, безусловно, в

информационный м а с с и в ОАСУ

д о л ж н а войти

и

извест­

н а я часть

сведений,

ранее не

с о о б щ а в ш а я с я

предприя­

тиями в

о р г а н ы управления .

Это

в особенности

отно­

сится к оперативной отчетности, под которой в данном случае понимаются все сведения, представляемые ранее сроков, установленныедля бухгалтерской п статистиче­ ской отчетности.

Объективная база для расширения состава входной информации в ОАСУ — внедрение АСУ на предприятиях .

В связи

с

этим возникает з а д а ч а

согласования м а к е т о в

выходной

 

информации

АСУ предприятия с

м а к е т а м и

входной

информации

ОАСУ. По - видимому, в

принципе

д о с т и ж и м о

совмещение процесса

фиксации

д а н н ы х в

АСУ предприятия с процессом передачи части из них в

единый накопитель ОАСУ. Однако

з а д а ч а повсеместного

внедрения

АСУ

будет

решена

еще не

окоро.

Коренное

и к

тому

ж е

быстрое

изменение

системы

учета — т о ж е

практически

нереально.

 

 

 

 

 

 

 

К а к

ж е получить

необходимые

сведения при их

от­

сутствии в первичном учете? М о ж н о в

административ ­

ном

порядке

обязать

предприятие

представлять

необхо­

д и м ы е сведения,

предоставив

ему

с а м о м у найти способы

их получения

или самостоятельно получать нужные све­

дения

путем

превращения

отсутствующей

информации

в расчетную

информацию

(РИ).

 

 

 

 

 

П р и разработке «АСУ-финансы» в приборостроении

были

рассмотрены

оба в а р и а н т а .

Из - за

отсутствия

на

предприятиях оперативного учета фактической себестои­

мости

реализованной

продукции

невозможно

контроли ­

р о в а т ь

в оперативном

порядке

в а ж н е й ш и е

показатели

финансовой деятельности — прибыль и рентабельность .