Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
п р и я т ия |
в |
п о р я д к е |
перераспределения |
финансовых |
|||
ресурсов |
-и |
на |
централизованные |
мероприятия |
по фи- |
||
н аін сир ов ани ю |
и а у ч і-го-і несл едов ате л ьскнх и |
он ы тно -кои - |
|||||
структор.ских |
работ, |
капитальных |
в л о ж е н и й , |
прироста |
|||
н о р м а т и в а |
собственных оборотных |
средств, |
социально- |
культурных мероприятий, операционных и прочих расхо дов.^
Как показал опыт, указанный порядок расчетов с госуд арственным бюджетом и внутри отрасли способствует укреплению принципов хозяйственного расчета как во взаимоотношениях между предприятиями и объедине ниями, так и м е ж д у объединениями и министерством, поскольку усиливается в з а и м н а я экономическая зависи мость.
Д л я полноты |
характеристики |
хозрасчетных принци |
пов управления |
следует сказать |
о системе материаль |
ного поощрения в |
Министерстве приборостроения, по |
||||
которой |
работники |
а п п а р а т а премируются |
(депрамп- |
||
руются) |
в зависимости |
от конкретных достижении |
(упу |
||
щений) |
за выполнение |
основных показателей |
плана, а |
||
т а к ж е дополнительных |
показателей, установленных |
для |
к а ж д о г о подразделения . Установление прямой зависи мости размеров премий работникам объединений и цент рального а п п а р а т а от общих результатов деятельности подведомственных предприятий и организации обеспечи вает единство интересов всех работников отрасли в по
вышении эффективности |
производства. |
|
|
Таким образом, в деятельности отрасли приборостро |
|||
ения проявляются все основные черты |
хозрасчета: |
||
самоокупаемость |
и |
рентабельность |
в ы р а ж а е т с я в |
полном возмещении |
затрат, связанных |
с производством |
и реализацией продукции, и получении прибыли в раз
мерах, обеспечивающих расчеты с государством |
(соглас |
||
н о ' э к о н о м и ч е с к и м |
нормативам) |
и расширенное |
воспро |
изводство-отрасли*,' |
|
— |
|
оперативно - хозяйственная |
самостоятельность |
дости |
|
гается з а счет |
расширения |
прав министерства в |
области планирования и управления финансовыми ресур сами;
экономическая ответственность проявляется в двух аспектах: во-первых, в гарантиях полноты плановых взносов в б ю д ж е т (ответственность министерства перед государством) и, во-вторых, посредством материальных
санкций, предусмотренных системой премирования |
(от |
|||||||
ветственность |
работников); |
|
|
|
|
|||
.материальная заинтересованность аппарата управле |
||||||||
ния |
обеспечивается |
через |
систему |
поощрения |
за |
луч |
||
шие |
результаты работы, |
которые |
оцениваются |
по |
об |
|||
щини пріонзводствеино-зкоіі-юімичеокнм |
показателям |
ми |
||||||
нистерства; |
|
|
|
|
|
|
|
|
контроль |
рублем |
пронизывает |
всю |
хозяйственную |
||||
деятельность |
отрасли и входящих в |
ее |
состав объедине |
ний, предприятий и организаций, причем эффективность
•контроля с переходом отрасли на |
хозрасчетные принци |
||||
пы финансирования существенно возросла. |
|
|
|||
Управление |
финансами отрасли — весьма |
сложный и |
|||
разносторонний |
процесс, требующий от |
финансового ап |
|||
п а р а т а многих |
качеств: высокой |
квалификации, |
серьез |
||
ной экономической подготовки, |
широкого |
кругозора, |
|||
гибкости, оперативности и предельной |
четкости |
в ра |
боте. В условиях полного хозрасчета отрасли финансо вые работники в большей мере д о л ж н ы проявлять ини циативу, творческий подход к дел)', способность прогно зировать . Всестороннее изучение вопроса, трезвый экономический расчет — основа успешного руководства финансами .
Все более широкое применение системы «АСУ-финан сы» в управлении финансами отрасли позволит более ра ционально попользовать финансовые ресурсы и тем са мым повысить эффективность производства.
Г Л А В А I I
П Р И Н Ц И П Ы ПОСТРОЕНИЯ И О Р Г А Н И З А Ц И Я РАЗРАБОТКИ «АСУ-ФИНАНСЫ»
1.Принципы построения «АСУ-финансы»
Вусловиях быстро возрастающего объема производ
ственно-финансовой деятельности сложившиеся формы |
||
и методы |
финансовой работы, основанные на ручной |
пе |
р е р а б о т к е |
информации., оказываются недостаточно |
эф |
фективными и малопроизводительными . Работники фи
нансового аппарата во всех |
звеньях управления народ |
||||
н ы м хозяйством |
вынуждены основную |
часть |
рабочего |
||
времени |
з а т р а ч и в а т ь на оперативно-техническую |
работу: |
|||
выписку |
и оплату |
счетов, |
составление |
и согласование |
многочисленных расчетов, планов, отчетов, кредитных и
прочих |
з а я в о к и |
т. д. Хозяйственная реформа,, которая |
усилила |
действие |
экономических рычагов, вместе с ' т е м |
существенно усложнила финансовый механизм и значи тельно увеличила нагрузку на финансовый аппарат .
В этих условиях у финансовых работников не всегда остается достаточно времени д л я глубокого анализа и прогноза результатов финансово-хозяйственной деятель ности предприятий. Все возрастающий объем финансо
вой работы в |
условиях систематического сокращения |
управленческого |
а п п а р а т а не м о ж е т сопровождаться |
увеличением численности финансовых работников . По этому р а з р ы в между требованиями к объему и качеству финансовой работы и возможностями ее выполнения д о л ж е н быть преодолен путем внедрения в финансовую практику новейших средств и методов управления . Н а и
лучшим способом решения этой задачи, |
на |
н а ш |
взгляд, |
|||||
является автоматизация |
системы |
управления |
финансами . |
|||||
•В |
межотраслевом |
аспекте |
«АСУ-финансы» |
может |
||||
б ы т ь |
представлена к а к |
автоматизированная |
система |
|||||
у п р а в л е н и я |
центральных |
ведомств, |
осуществляющих |
|||||
финансовое |
управление |
общественным |
производством. |
П о - в и д и м о м у, в общегосударственную автоматизиро ванную систему управления «АСУ-финансы» войдет к а к одна из подсистем с блоками «АСУ-Минфіин», «АСУ-Гос банк» и «АСУ-Стройбанк», построенными по региональ
ному |
признаку. |
|
|
|
|
|
В |
настоящей |
работе «АСУ-іфинансьі» |
рассматри |
|||
вается |
во внутриотраслевом |
аспекте — к а к подсистема от |
||||
раслевой АСУ. Сейчас в стране действует |
20 |
отраслевых |
||||
автоматизированных систем |
управления . |
О д н а к о |
только |
|||
в «АСУ-прибор» с ф о р м и р о в а н а в качестве |
самостоятель |
|||||
ной структурной части ОАСУ подсистема |
управления |
|||||
финансовой деятельностью. |
П р а в д а , во |
многих |
других |
|||
О А С У |
некоторые |
частные |
з а д а ч и финансового |
пла |
нирования и анализа выполнения финансовых показате лей решаются в составе других подсистем (технико-эко номического планирования, бухгалтерского учета, управ ления сбытом и д р . ) , что приводит к дублированию функций финансовой с л у ж б ы другими функциональными
подразделениями |
центрального |
аппарата . |
Единство |
функции финансов |
предприятий |
и отраслей |
народного |
хозяйства позволяет считать в принципе возможной ти
пизацию |
методов создания |
и функционирования «АСУ- |
||||||
финансы» |
д л я всех |
предприятий |
и отраслей |
народного |
||||
хозяйства |
с учетам |
их |
особенностей |
и |
специфики. |
|||
« А С У - ф и н а н с ы » — к о м п л е к с |
средств и методов уп |
|||||||
равления, |
посредством |
которых |
реализуются функции |
|||||
финансов . |
Подсистема |
д о л ж н а |
обеапечить |
руководство |
||||
.министерства, Финансовое и другие |
|
функциональные |
||||||
управления, объединения |
(главки) |
и |
их |
финансовые |
отделы своевременной и достоверной информацией о фи нансовом состоянии предприятий (подотраслей-, отрас л и ) , позволяющей аппарату управляющего органа сде
лать глубокий |
анализ и принять |
обоснованные решения, |
н а п р а в л е н н ы е |
на улучшение |
финансово-хозяйственной |
деятельности управляемых объектов (составление опти мальных финансовых - планов, осуществление опера тивного контроля и прогнозирование их выполнения
ид р . ) . -
Об ъ е к т о м управления «АСУ-финансы» являются фи нансы предприятий и хозрасчетных промышленно-эко-
номических |
комплексов — производственных объедине |
ний, трестов, |
комбинатов, всесоюзных промышленных |
объединений |
(производственных г л а в к о в ) , отраслей. |
В о з д е й с т в ие финансов на рост эффективности обще ственного производства осуществляется .путем обеспече
нии |
процесса, производства |
и реализации |
продукции де |
нежнымисредствами., контроля рублем |
з а экономиче |
||
ской |
целесообразностью и |
законностью |
производимых |
затрат, наиболее рациональногораспределения финансо вых ресурсов, в частности прибыли, стимулирующего повышение' рентабельности производства. Соответственно основными н а п р а в л е н и я м и финансовой работы являются:
научно обоснованное |
финансовое |
планирование; |
получение выручки от |
реализации |
продукции; |
образование прибыли, |
изыскание |
путей повышения |
рентабельности; ф и н а н с и р о в а н и е и кредитование строительства и ка
питального ремонта основных производственных фондов; нормирование, распределение, формирование и. ис пользование - собственных оборотных средств и привле
чение |
в случае |
необходимости |
заемных |
средств; |
|
|
||||||||
образование, |
распределение |
и. эффективное |
использо |
|||||||||||
вание |
фондов экономического |
стимулирования; |
|
|
||||||||||
систематическое |
улучшение |
расчетов, |
направленное |
|||||||||||
на ликвидацию |
просроченной |
д е б и т о р с к о й ' и |
кредитор |
|||||||||||
ской задолженности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
постоянный контроль за общим финансовым со |
||||||||||||||
стоянием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.Перечисленные задачи финансовой работы легли в |
||||||||||||||
основу |
принципиальной схемы |
разработки «АСУ-финан |
||||||||||||
сы», построенной |
в |
виде |
матрицы |
(см. с. |
39). |
|
|
|||||||
К а ж д ы й элемент |
матрицы |
(пересечение |
горизонталь |
|||||||||||
ной строки и вертикального столбца) |
|
представляет |
со |
|||||||||||
бой конкретную |
элементарную |
задачу, |
п о д л е ж а щ у ю |
ав |
||||||||||
томатизации . К а к видно |
из таблицы, |
в с е з а д а ч и |
«АСУ- |
|||||||||||
финансы» |
классифицированы |
по |
п о к а з а т е л я м |
финансо |
||||||||||
вой деятельности |
(направлениям |
финансовой |
работы) ra |
|||||||||||
in о функциям управления и огр-уппирова-ны: |
|
|
|
|
||||||||||
а) |
в |
функциональные |
комплексы — р е а л и з а ц и я , |
|||||||||||
прибыль, |
рентабельность, |
оборотные |
средства и |
т. |
д. |
|||||||||
( к а ж д а я |
строка |
матрицы — функциональный |
комплекс |
|||||||||||
задач |
системы); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
б) |
в подсистемы — планирование, |
|
анализ, |
регулиро |
||||||||||
вание, |
подразделенные в |
соответствии |
с функциями, |
уп |
||||||||||
р а в л е н и я |
на блоки |
( к а ж д ы й |
столбец |
м а т р и ц ы — б л о к |
||||||||||
з а д а ч , |
решаемых |
данной |
функцией |
у п р а в л е н и я ) . |
|
|