Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п р и я т ия

в

п о р я д к е

перераспределения

финансовых

ресурсов

на

централизованные

мероприятия

по фи-

н аін сир ов ани ю

и а у ч і-го-і несл едов ате л ьскнх и

он ы тно -кои -

структор.ских

работ,

капитальных

в л о ж е н и й ,

прироста

н о р м а т и в а

собственных оборотных

средств,

социально-

культурных мероприятий, операционных и прочих расхо­ дов.^

Как показал опыт, указанный порядок расчетов с госуд арственным бюджетом и внутри отрасли способствует укреплению принципов хозяйственного расчета как во взаимоотношениях между предприятиями и объедине­ ниями, так и м е ж д у объединениями и министерством, поскольку усиливается в з а и м н а я экономическая зависи­ мость.

Д л я полноты

характеристики

хозрасчетных принци­

пов управления

следует сказать

о системе материаль ­

ного поощрения в

Министерстве приборостроения, по

которой

работники

а п п а р а т а премируются

(депрамп-

руются)

в зависимости

от конкретных достижении

(упу­

щений)

за выполнение

основных показателей

плана, а

т а к ж е дополнительных

показателей, установленных

для

к а ж д о г о подразделения . Установление прямой зависи­ мости размеров премий работникам объединений и цент­ рального а п п а р а т а от общих результатов деятельности подведомственных предприятий и организации обеспечи­ вает единство интересов всех работников отрасли в по­

вышении эффективности

производства.

 

Таким образом, в деятельности отрасли приборостро­

ения проявляются все основные черты

хозрасчета:

самоокупаемость

и

рентабельность

в ы р а ж а е т с я в

полном возмещении

затрат, связанных

с производством

и реализацией продукции, и получении прибыли в раз ­

мерах, обеспечивающих расчеты с государством

(соглас­

н о ' э к о н о м и ч е с к и м

нормативам)

и расширенное

воспро­

изводство-отрасли*,'

 

 

оперативно - хозяйственная

самостоятельность

дости­

гается з а счет

расширения

прав министерства в

области планирования и управления финансовыми ресур­ сами;

экономическая ответственность проявляется в двух аспектах: во-первых, в гарантиях полноты плановых взносов в б ю д ж е т (ответственность министерства перед государством) и, во-вторых, посредством материальных


санкций, предусмотренных системой премирования

(от­

ветственность

работников);

 

 

 

 

.материальная заинтересованность аппарата управле ­

ния

обеспечивается

через

систему

поощрения

за

луч­

шие

результаты работы,

которые

оцениваются

по

об­

щини пріонзводствеино-зкоіі-юімичеокнм

показателям

ми­

нистерства;

 

 

 

 

 

 

 

контроль

рублем

пронизывает

всю

хозяйственную

деятельность

отрасли и входящих в

ее

состав объедине­

ний, предприятий и организаций, причем эффективность

•контроля с переходом отрасли на

хозрасчетные принци­

пы финансирования существенно возросла.

 

 

Управление

финансами отрасли — весьма

сложный и

разносторонний

процесс, требующий от

финансового ап­

п а р а т а многих

качеств: высокой

квалификации,

серьез­

ной экономической подготовки,

широкого

кругозора,

гибкости, оперативности и предельной

четкости

в ра ­

боте. В условиях полного хозрасчета отрасли финансо ­ вые работники в большей мере д о л ж н ы проявлять ини­ циативу, творческий подход к дел)', способность прогно­ зировать . Всестороннее изучение вопроса, трезвый экономический расчет — основа успешного руководства финансами .

Все более широкое применение системы «АСУ-финан­ сы» в управлении финансами отрасли позволит более ра ­ ционально попользовать финансовые ресурсы и тем са ­ мым повысить эффективность производства.


Г Л А В А I I

П Р И Н Ц И П Ы ПОСТРОЕНИЯ И О Р Г А Н И З А Ц И Я РАЗРАБОТКИ «АСУ-ФИНАНСЫ»

1.Принципы построения «АСУ-финансы»

Вусловиях быстро возрастающего объема производ­

ственно-финансовой деятельности сложившиеся формы

и методы

финансовой работы, основанные на ручной

пе­

р е р а б о т к е

информации., оказываются недостаточно

эф ­

фективными и малопроизводительными . Работники фи­

нансового аппарата во всех

звеньях управления народ­

н ы м хозяйством

вынуждены основную

часть

рабочего

времени

з а т р а ч и в а т ь на оперативно-техническую

работу:

выписку

и оплату

счетов,

составление

и согласование

многочисленных расчетов, планов, отчетов, кредитных и

прочих

з а я в о к и

т. д. Хозяйственная реформа,, которая

усилила

действие

экономических рычагов, вместе с ' т е м

существенно усложнила финансовый механизм и значи­ тельно увеличила нагрузку на финансовый аппарат .

В этих условиях у финансовых работников не всегда остается достаточно времени д л я глубокого анализа и прогноза результатов финансово-хозяйственной деятель ­ ности предприятий. Все возрастающий объем финансо­

вой работы в

условиях систематического сокращения

управленческого

а п п а р а т а не м о ж е т сопровождаться

увеличением численности финансовых работников . По­ этому р а з р ы в между требованиями к объему и качеству финансовой работы и возможностями ее выполнения д о л ж е н быть преодолен путем внедрения в финансовую практику новейших средств и методов управления . Н а и ­

лучшим способом решения этой задачи,

на

н а ш

взгляд,

является автоматизация

системы

управления

финансами .

•В

межотраслевом

аспекте

«АСУ-финансы»

может

б ы т ь

представлена к а к

автоматизированная

система

у п р а в л е н и я

центральных

ведомств,

осуществляющих

финансовое

управление

общественным

производством.


П о - в и д и м о м у, в общегосударственную автоматизиро­ ванную систему управления «АСУ-финансы» войдет к а к одна из подсистем с блоками «АСУ-Минфіин», «АСУ-Гос­ банк» и «АСУ-Стройбанк», построенными по региональ­

ному

признаку.

 

 

 

 

 

В

настоящей

работе «АСУ-іфинансьі»

рассматри ­

вается

во внутриотраслевом

аспекте — к а к подсистема от­

раслевой АСУ. Сейчас в стране действует

20

отраслевых

автоматизированных систем

управления .

О д н а к о

только

в «АСУ-прибор» с ф о р м и р о в а н а в качестве

самостоятель­

ной структурной части ОАСУ подсистема

управления

финансовой деятельностью.

П р а в д а , во

многих

других

О А С У

некоторые

частные

з а д а ч и финансового

пла­

нирования и анализа выполнения финансовых показате ­ лей решаются в составе других подсистем (технико-эко­ номического планирования, бухгалтерского учета, управ ­ ления сбытом и д р . ) , что приводит к дублированию функций финансовой с л у ж б ы другими функциональными

подразделениями

центрального

аппарата .

Единство

функции финансов

предприятий

и отраслей

народного

хозяйства позволяет считать в принципе возможной ти­

пизацию

методов создания

и функционирования «АСУ-

финансы»

д л я всех

предприятий

и отраслей

народного

хозяйства

с учетам

их

особенностей

и

специфики.

« А С У - ф и н а н с ы » — к о м п л е к с

средств и методов уп­

равления,

посредством

которых

реализуются функции

финансов .

Подсистема

д о л ж н а

обеапечить

руководство

.министерства, Финансовое и другие

 

функциональные

управления, объединения

(главки)

и

их

финансовые

отделы своевременной и достоверной информацией о фи­ нансовом состоянии предприятий (подотраслей-, отрас­ л и ) , позволяющей аппарату управляющего органа сде­

лать глубокий

анализ и принять

обоснованные решения,

н а п р а в л е н н ы е

на улучшение

финансово-хозяйственной

деятельности управляемых объектов (составление опти­ мальных финансовых - планов, осуществление опера­ тивного контроля и прогнозирование их выполнения

ид р . ) . -

Об ъ е к т о м управления «АСУ-финансы» являются фи­ нансы предприятий и хозрасчетных промышленно-эко-

номических

комплексов — производственных объедине­

ний, трестов,

комбинатов, всесоюзных промышленных

объединений

(производственных г л а в к о в ) , отраслей.


В о з д е й с т в ие финансов на рост эффективности обще­ ственного производства осуществляется .путем обеспече­

нии

процесса, производства

и реализации

продукции де ­

нежнымисредствами., контроля рублем

з а экономиче­

ской

целесообразностью и

законностью

производимых

затрат, наиболее рациональногораспределения финансо­ вых ресурсов, в частности прибыли, стимулирующего повышение' рентабельности производства. Соответственно основными н а п р а в л е н и я м и финансовой работы являются:

научно обоснованное

финансовое

планирование;

получение выручки от

реализации

продукции;

образование прибыли,

изыскание

путей повышения

рентабельности; ф и н а н с и р о в а н и е и кредитование строительства и ка­

питального ремонта основных производственных фондов; нормирование, распределение, формирование и. ис­ пользование - собственных оборотных средств и привле­

чение

в случае

необходимости

заемных

средств;

 

 

образование,

распределение

и. эффективное

использо ­

вание

фондов экономического

стимулирования;

 

 

систематическое

улучшение

расчетов,

направленное

на ликвидацию

просроченной

д е б и т о р с к о й ' и

кредитор­

ской задолженности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянный контроль за общим финансовым со­

стоянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Перечисленные задачи финансовой работы легли в

основу

принципиальной схемы

разработки «АСУ-финан­

сы», построенной

в

виде

матрицы

(см. с.

39).

 

 

К а ж д ы й элемент

матрицы

(пересечение

горизонталь ­

ной строки и вертикального столбца)

 

представляет

со­

бой конкретную

элементарную

задачу,

п о д л е ж а щ у ю

ав­

томатизации . К а к видно

из таблицы,

в с е з а д а ч и

«АСУ-

финансы»

классифицированы

по

п о к а з а т е л я м

финансо­

вой деятельности

(направлениям

финансовой

работы) ra­

in о функциям управления и огр-уппирова-ны:

 

 

 

 

а)

в

функциональные

комплексы — р е а л и з а ц и я ,

прибыль,

рентабельность,

оборотные

средства и

т.

д.

( к а ж д а я

строка

матрицы — функциональный

комплекс

задач

системы);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

в подсистемы — планирование,

 

анализ,

регулиро­

вание,

подразделенные в

соответствии

с функциями,

уп­

р а в л е н и я

на блоки

( к а ж д ы й

столбец

м а т р и ц ы — б л о к

з а д а ч ,

решаемых

данной

функцией

у п р а в л е н и я ) .