Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Г Л А В А IV
РА З В Е Р Н У Т Ы Й А Н А Л И З В «АСУ - ФИНАНСЫ»
1.Блок развернутого анализа
вавтоматизированной системе управления
|
Р а з в е р н |
у т ый анализ в «АСУ-финансы» |
выполняется |
|
по |
д а н н ы м |
бухгалтерской и |
статистической |
отчетности |
и, |
следовательно, отличается |
от оперативного а н а л и з а |
||
б о л ь ш е й глубиной. |
|
|
||
|
Вопросы экономического |
а н а л и з а с достаточно под |
робным описанием различных приемов и методов его
выполнения широко |
освещены |
в литературе . Д л я разра |
|||||||||
ботчиков |
«АСУ-финансы» |
это |
обстоятельство' |
создало, |
|||||||
к а к это ни странно |
на |
первый |
взгляд, определенные |
||||||||
трудности, |
так |
как |
д л я рассмотрения |
одних |
и |
тех |
ж е |
||||
показателей, д л я определения |
влияния |
одних |
и |
так |
ж е |
||||||
ф а к т о р о в |
на |
эти |
показатели |
применяются |
различные |
||||||
приемы анализа . |
В |
р я д е случаев |
использование |
р а з н ы х |
приемов дает незначительные р а с х о ж д е н и я , а иногда —
существенные. |
Практические |
работники |
привыкают |
к |
|||||||
«своей» |
методологии |
и в связи с этим |
п р е д ъ я в л я ю т |
к |
|||||||
р а з р а б о т ч и к а м |
АСУ |
требование |
оставить |
методологию |
|||||||
и формы |
представления |
результатов |
а н а л и з а при |
их ма |
|||||||
шинной |
реализации |
без |
изменений, |
что |
не |
всегда целе |
|||||
с о о б р а з н о . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д р у г а я трудность — о б с т о я т е л ь н ы й |
• а н а л и з |
резуль |
|||||||||
татов . финансово-хозяйственной деятельности на |
самих |
||||||||||
предприятиях |
и в в ы ш е с т о я щ и х |
органах |
проводится, как |
||||||||
правило, |
один |
раз в |
год — по его |
окончании. Н а |
формы |
||||||
годовой |
отчетности |
ориентированы |
главным образом |
и |
Методические у к а з а н и я Министерства финансов С С С Р и различные пособия по экономическому анализу . М е ж ду тем в условиях АСУ у п р а в л я ю щ и й орган справедли во стремится к более частому получению информации с текущей финансово - хозяйственной деятельности •—раз в квартал, а по отдельным, наиболее в а ж н ы м показа -
т е л ям — ежемесячно . Н о к в а р т а л ь н а я , а тем более ме сячная отчетность содержит значительно меньше инфор мации, чем годовая, п возможности анализа, естествен но, с у ж а ю т с я .
Требование месячной периодичности анализа создает еще одну трудность, которая овязаиа со сроками . Пред
приятия обязаны |
высылать месячные отчетные балансы |
||
15-го числа следующего месяца. |
С учетом |
неизбежного |
|
з а п а з д ы в а н и я в |
представлении |
отчетности |
отдельными |
•предприятиями и, главное, счетной проверки и коррек тировки балансов работа над ними практически з а к а н чивается спустя 23—24 дня после отчетного месяца. За тем два-три дня требуется вычислительному центру на
обработку |
информации |
и составление сводных |
форм по |
|
р е з у л ь т а т а м |
анализа . В |
итоге аналитические |
таблицы |
|
поступают |
к |
работникам |
а п п а р а т а управления |
не ранее |
25—27-го числа, когда их практическая ценность в зна
чительной мере у ж е |
утрачена . |
Р е а л ь н а я оценка |
состояния дел с бухгалтерской от |
четностью на большинстве предприятий д а е т основание
предполагать, |
что |
в б л и ж а й ш и е |
5—10 |
лет |
технология |
|||||||
составления |
месячной |
отчетности -— во |
всяком |
случае |
||||||||
на |
тех |
предприятиях, |
где не |
будет внедрена |
АСУП, — |
|||||||
не |
изменится |
столь |
радикально, |
чтобы |
существенно со |
|||||||
к р а т и т ь |
сроки |
ее |
представления . |
|
|
|
|
|||||
|
Если |
удастся |
на |
Э В М третьего поколения, |
обладаю |
|||||||
щих |
большей |
п а м я т ь ю и логическими возможностями, |
||||||||||
чем |
|
машины |
второго |
поколения, |
обеспечить |
не |
только |
|||||
свод, |
но т а к ж е |
в з а и м о у в я з к у |
и |
корректировку |
бухгал |
терской отчетности, этот срок, видимо, сможет умень
шиться на 8—10 |
дней. |
Но и тогда результаты разверну |
|||||||
того |
анализа |
будут |
представляться |
работникам |
аппа |
||||
рата |
управления |
15—20-го числа, т. е. через |
2—3 |
недели |
|||||
после |
окончания |
месяца, когда |
положение |
объекта |
ана |
||||
лиза |
у ж е изменилось |
и у п р а в л я ю щ и й |
орган |
располагает |
|||||
соответствующей |
оперативной |
информацией . |
|
|
|||||
Очевидно, в этих условиях развернутый анализ це |
|||||||||
лесообразно |
выполнять не ч а щ е чем |
на к в а р т а л ь н ы е |
да |
ты. Такое решение возникает |
еще и потому, что в усло |
|||
виях АСУ у п р а в л я ю щ и й |
орган р а с п о л а г а е т |
оперативной |
||
информацией, р а с к р ы в а ю щ е й |
общее |
положение дел на |
||
предприятии и д а ю щ е й |
возможность при |
необходи |
||
мости вмешиваться и о к а з ы в а т ь ему |
помощь. |
Методы экономического анализа производственно-хо зяйственной деятельности предприятий, обычно рекомен д у е м ы е в литературе, не вполне приемлемы в условиях отраслевой АСУ по двум причинам. Во-первых, они ос нованы на привлечении данных первичного учета пред приятий, которых нет в бухгалтерской и статистической
отчетности. У п р а в л я ю щ и й орган этими м а т е р и а л а м и |
не |
||
р а с п о л а г а е т . |
Во-вторых, анализ работы предприятий |
с |
|
позиций вышестоящего органа управления |
(всесоюзного |
||
объединения, |
главка, министерства) имеет |
свои,особен |
ности. Он должен быть не столь детальным, но обяза тельно методологически единым д л я всех предприятий .
Кроме |
того, в а ж н о выяснить |
влияние отдельных заво |
||||||
дов |
на |
общие итоги |
работы |
промышленно - экономиче - |
||||
ского комплекса, |
а т а к ж е |
влияние |
отдельных |
подотрас |
||||
лей |
на |
результаты |
р а б о т ы |
отрасли |
в целом. |
|
||
|
Остановимся еще на одном н е м а л о в а ж н о м вопросе — |
|||||||
составе |
аналитических |
таблиц |
и показателях, |
анализи |
руемых подсистемой финансов в условиях внедрения от
раслевой |
автоматизированной |
системы |
управления . |
Н а |
|
п р а к т и к е |
при проведении а н а л и з а .имеет |
место |
дублиро |
||
вание . Оно проявляется как «по |
горизонтали», |
когда |
ра |
ботники разных экономических с л у ж б (плановой, финан
совой, бухгалтерии) анализируют |
одни и те |
ж е показа |
тели и их влияние друг на друга |
и на общие |
результаты |
работы производства, так и «по вертикали», когда в зна
чительной |
степени ту ж е работу проделывают в выше |
||||
стоящем |
органе |
управления |
(заметим, что |
экономиче |
|
ским |
анализом |
деятельности |
предприятий |
з а н и м а е т с я |
|
т а к ж е |
и |
целый |
ряд других |
о р г а н и з а ц и й — о р г а н ы си |
стемы Министерства финансов, Госбанка, Стройбанка, •государственной статистики) .
Использование различной методологии подчас приво дит к различным выводам и вызывает разногласия при рассмотрении и оценке результатов работы того или иного хозяйственного органа . Очевидно, что и в усло виях обычной (неавтоматизированной) системы управле ния положение, сложившееся в результате отсутствия единого подхода к экономическому анализу, нельзя при знать удовлетворительным . Оно тем более неприемлемо в условиях интенсивного развертывания работ по внедре нию АСУ, когда многие, ведомства т р а т я т значительные средства на разработку и решение одних и тех ж е задач .
Т а к ое положение можно было бы считать о п р а в д а н
ным, |
если |
бы |
решались |
совершенно новые з а д а ч и боль |
|||||||||||
шой |
сложности. |
Однако |
на практике почти |
всюду |
при |
||||||||||
меняются |
одни |
п |
те |
ж е |
приемы |
анализа |
и |
различие |
|||||||
м е ж д у |
методами, |
избранными в разных ОАСУ, |
опреде |
||||||||||||
ляется |
в основном |
чисто |
субъективными |
ф а к т о р а м и , |
ча |
||||||||||
щ е всего привычками и |
требованиями |
конкретных |
по- |
||||||||||||
требителей |
информацин . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
П о |
нашему |
мнению, |
Министерство |
финансов |
С С С Р |
||||||||||
могло |
бы |
взять |
на |
себя |
методологическое |
руководство |
|||||||||
в этом вопросе, что принесло бы несомненную |
пользу |
||||||||||||||
делу |
и вместе |
с |
тем позволило бы |
сократить |
н е н у ж н ы е |
||||||||||
з а т р а т ы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В |
первой |
очереди |
|
«АСУ-финансы» |
была |
решена |
|||||||||
л и ш ь |
одна |
з а д а ч а |
блока |
развернутого |
а н а л и з а : |
« Р а з |
|||||||||
вернутый анализ выполнения плана прибыли». Во |
вто |
||||||||||||||
рой |
очереди решаются |
у ж е |
четыре |
задачи: |
развернутого |
анализа реализации, состояния оборотных средств, рен
табельности, |
общего финансового состояния. П р е ж д е |
||||
чем приступить к их решению, |
з а к а з ч и к |
подсистемы |
|||
(Финансовое |
управление Миипршбора) |
и ее р а з р а б о т ч и |
|||
ки ( Ц О Н И Э Л |
и В Н И П И |
ОАСУ) |
определили |
следующие |
|
основные требования к этой работе. |
|
|
|||
1. В начальной стадии |
внедрения |
АСУФ |
целесооб |
разно использование наиболее распространенных на
практике (а |
это обычно |
и наиболее |
простые) |
приемов |
|||||
анахТиза. Традиционным |
приемом |
многофакторного |
ана |
||||||
лиза |
таких |
в а ж н ы х показателей, |
как |
реализация, |
при |
||||
быль, |
рентабельность, |
является элиминирование, в |
ос |
||||||
нове |
которого |
л е ж и т |
способ цепных |
подстановок. |
Н а м |
||||
представляется, |
что в |
применении |
более тонких |
приемов |
а н а л и з а на первом этапе внедрения АСУ в большинстве
случаев нет |
необходимости. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Алгоритм |
анализа |
лучше |
всего |
строить |
на |
основе |
||||
единых Методических |
указаний . |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Методы анализа д о л ж н ы совершенствоваться |
и |
вне |
||||||||
дряться по мере апробации . Соответствующие |
измене |
||||||||||
ния |
могли |
бы |
периодически |
(раз |
в |
3—5 |
лет) |
|
вно |
||
ситься в Методические у к а з а н и я |
и в программы |
решения |
|||||||||
задач . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Периодичность |
анализа |
и сроки |
представления |
|||||||
его |
результатов. |
К а к |
известно, |
производственные |
и |
фи |
|||||
нансовые планы |
предприятиям |
устанавливаются |
|
на |
год |
споквартальной разбивкой. Распределение к в а р т а л ь
ного плана по месяцам — прерогатива предприятия . Поэтому следует установить такой порядок, при котором деятельность предприятия в течение к в а р т а л а станови л а с ь бы предметам в н и м а н и я вышестоящих или внешних
организаций л и ш ь при |
наличии |
существенных отклоне |
|||||||
ний от плана . |
К в а р т а л |
д о л ж е н служить минимальным |
|||||||
периодом, |
за |
который |
проводится |
развернутый |
ана |
||||
лиз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В о з н и к а е т |
вопрос: |
анализ |
целесообразно |
выполнять |
|||||
только за |
прошедший |
квартал |
или н а р а с т а ю щ и м |
итогом |
|||||
с н а ч а л а |
года? |
Д у м а е т с я , что |
для |
практических |
работ |
||||
ников локальный анализ |
только |
последнего |
к в а р т а л а не |
||||||
представляет интереса. Результаты |
работы |
предприятий |
з а определенный квартал в основном нужны при подве
дении итогов по Всесоюзному социалистическому |
сорев |
||||
нованию д л я определения |
классных |
мест и |
премирова |
||
ния |
коллективов предприятий (что |
д е л а е т с я |
на |
основа |
|
нии |
данных бухгалтерской |
отчетности). Д л я |
оператив |
ного управления важен ход выполнения плана с начала
года |
н а р а с т а ю щ и м |
итогом. |
|
|
|
|
|
3. |
Особенности |
анализа |
деятельности |
промышленно - |
|||
экономических |
к о м п л е к с о в — п о д о т р а с л е й |
и |
отраслей. |
||||
Аналитические |
таблицы |
д л я |
объединения |
(главка) |
|||
д о л ж н ы х а р а к т е р и з о в а т ь |
не только работу |
отдельных |
|||||
предприятий, |
но |
и их влияние |
на результаты |
деятель |
ности всего комплекса. Это позволит вышестоящему ор
гану выявить |
предприятия, |
п р е ж д е |
всего н у ж д а ю щ и е с я |
||||
в оперативной |
помощи. |
|
|
|
|
||
При |
анализе |
наличия |
и использования |
оборотных |
|||
средств |
и общего |
финансового состояния |
необходимо |
||||
обратить |
внимание на |
внутрисистемное перераспределе |
|||||
н и е оборотных |
средств |
и |
средств |
специальных фондов, |
н а х о д я щ и х с я в распоряжении органа управления . Это
особенно в а ж н о д л я |
такой отрасли, как приборострое |
|||
ние, где среднее звено управления — п р о м ы ш л е н н о е |
объ |
|||
е д и н е н и е — работает |
в условиях |
хозяйственного |
рас |
|
чета. |
|
|
|
|
Аналогичный подход д о л ж е н применяться |
и при |
ана |
||
лизе результатов работы отрасли в |
целом. |
|
|
|
4. Разграничение |
«сфер влияния» между |
отдельными |
подсистемами ОАСУ, м е ж д у отраслевыми АСУ и АСУ центральных ведомств, м е ж д у А С У П и ОАСУ.