Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.

Составляется д л я финансового

отдела к а ж д о г о

все ­

 

союзного

объединения

министерства.

 

2.

Представляется

е ж е к в а р т а л ь н о

(индекс к

опус­

 

кается, т.

е. ГС*

= J t ) .

 

 

 

3.

П о р я д о к

заполнения

граф .

 

 

3.1.В графе 1 указываются шифры предприятий в по­ рядке их возрастания .

3.2. В графе 2 перечисляются все предприятия

д а н н о г о

объединения

в

соответствии с общесистемным слова ­

рем. После перечня предприятий в

этой

г р а ф е

д е ­

лается запись

«Всего»,

а затем

у к а з ы в а ю т с я

« П р е д ­

приятия, не выполнившие план» .

 

 

 

 

3.3. Г р а ф а 3:

Р.

 

 

 

Р.

 

 

 

 

 

 

В строке «Всего» имеем

 

 

 

 

 

 

(далее формулы д л я

строки

«Всего» о п у с к а ю т с я ;

если =

 

—,

то тг =

— ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

7U

 

.

ТС/

 

 

 

 

 

 

 

, Строка

«Предприятия,

не

выполнившие

план»

р а с ­

считывается

по

тем

ж е

п р а в и л а м ,

что

и

строка

«Всего»

,

но

в

подсчет

включаются

только

строки,

в которых

результат

по

г р а ф е 5

отрицательный

(ДР <С 0) . Это

относится

и

ко всем

нижеследующим,

гр а ф а м .

3.4.Графа 4: Рф.

3.5.Графа 5: /<Р = Рф — Р.

3.6.

Графа

6:

АР =

- ~ - Х Ш .

 

 

 

3.7.

Графа

7:

Д Р ( T R )

=

R*

~

X

PR -

PR-

3.8.

Графа

8:

AP(TR)

=

Л

P {

p T R

) X

100-

 

 

3.9.

Графа

9:

АР (SR) = SR& -

SR^.

 

 

3.10.

Графа

10:

aP(SR)

=

 

& P

^ S

R ) X

100.

 

 

3.11.

Графа

11:

&P(Ra)

=

SR

-

SR*

X f '

l

v •

3.12.

Графа

12:

д Р ( і ? а . ) =

-

^

^

Х

Ю0.

 

 

3.13.

Графа

13:

AP(Rv)

=

Л£

-

-

( Д в

- Л д .

. 3.14. Графа 14: aP(Rv)

= * P ( R v ) X 100.


3.15. Графа

15:

Д Р = Д Р — Д Р ( T R ) - Д Р ( S R ) -

— AP(Ro)

- ЛР(Р-и) -

Д Р ( ± и).

•3.16. Графа

16:

Д Р ( і и ) = и

- ц * .

Ф о р м а 08.02.04

1.Составляется дл я Финансового управления мини­ стерства.

2.

Представляется

е ж е к в а р т а л ь н о .

 

 

 

 

 

 

3. Порядок заполнения граф .

 

 

 

 

 

 

 

 

•3.1. В

графе

1 указываются

шифры

объединений

в

по­

 

рядке их возрастания, причем после ш и ф р а объеди­

 

нения даются шифры предприятии объединения, у

 

которых

в

графе

5 стоит

отрицательный

результат

 

( Д Р < 0 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.3.2.

В графе

2

перечисляются

все

объединения

мини­

 

стерства

в соответствии

с общесистемным

словарем,

 

причем

после

наименования

объединения

указы ­

 

ваются

наименования

предприятий,

 

у

которых

в

 

графе

5

формы

08.02.03 стоит отрицательный резуль­

 

тат

(Д Р <

0) . После перечня объединений в этой гра­

 

фе делается запись «Всего», а

затем

 

перечисляются

 

«Предприятия, не выполнившие план».

 

 

 

3.3. В

г р а ф ы

3—12

переносятся

данные

одноименных

 

граф

форм

08.02.03.

Строка

 

«Всего»

настоящей

 

формы

является

суммой

строк

«Всего»

форм

 

08.02.03,

причем

если в некоторой графе

показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тс,

"

 

 

 

я,

 

 

 

относительный,

т. е.ТС= — : — ,

то

ТС =

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..

 

 

 

 

Строка «Предприятия, не выполнившие план» яв­

 

ляется суммой одноименных строк форм 08.02.03.

 

 

3. Развернутый анализ финансового состояния

 

 

Развернутый анализ финансового состояния произ­

водственного

предприятия,

хозяйственной

организации

или промышленного комплекса (объединения, министер­ ства) складывается из анализа отдельных сторон его финансовой деятельности. Однако изолированное изу­ чение этих сторон не дает полной характеристики объ­

екта

в целом, ибо часть, взятая

сама по себе, представ­

л я е т

нечто иное по сравнению

с той ж е частью, рас -


о м а т р и в а е м ой

в системе.

 

Только

имея

в ы х о д н ы е

п а р а м е т р ы

асах

элементов

системы, м о ж н о

п р о а н а л и ­

зировать

связи

между

ними,

и

получить

представление

о финансовом

состоянии

р а с с м а т р и в а е м о г о

объекта в

«целом. Если, например, предприятие допустило

просро­

ченную

з а д о л ж е н н о с т ь

.бюджету, необходимо

искать

причины

в

невыполнении

плана

р е а л и з а ц и и ,

 

прибыли,

состоянии оборотных

средств,

дебиторской

з а д о л ж е н ­

ности и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как

у ж е

отмечалось,

в

литературе

и

на

практике,

говоря об анализе финансового состояния, имеют в виду общий анализ финансов ого состояния. Часто н а р я д у с термином «финансовое состояние» употребляют термин «финансовое положение», не д е л а я между ними р а з л и ­ чия. В пр'ннщипе эти понятия адекватны, но под «фи­

нансовым положением» обычно подразумевается

финан ­

совое состоящие объекта не в динамике, а на

опреде­

ленную д а т ) - — д а т у

анализа..

 

У развернутого

анализа общего финансового поло­

жения в «АСУ-финансы» есть свои особенности, обус­

ловленные тем,

что финансовое положение

предприя ­

т и я — результат

совокупного действия всех

. ф а к т о р о в ,

определяющих его финансовое состояние. В отличие от

других задач б л о к а развернутого анализа

результаты

решения

данной

задачи

представляются

у п р а в л я ю щ е м у

органу

не

е ж е к в а р т а л ь н о ,

 

а

ежемесячно .

Но

при

этом

в

формы

выходной

информации,

поступающей

объединению, включаются не

все

предприятия, а л и ш ь

те из

них,

финансовое

положение которых

вызывает

тревогу.

 

Соответственно

 

и

Финансовому

у п р а в л е ­

нию

министерства н а п р а в л я ю т с я

сведения

только

об

объединениях с неблагоприятным финансовым положе ­ нием.

Д л я

выявления таких

предприятий

(объединений) в

Э В М вводятся

сведения

о

всех

предприятиях . Б ы л о

бы,

видимо,

целесообразно

и

выкодную и н ф о р м а ц и ю иметь

по всем

з а в о д а м . Н о эти

сведения дойдут до

у п р а в л я ю ­

щего органа л и ш ь через

3—4

недели

после

д а т ы ,

на

которую проводится анализ, ценность -информации

бу­

дет

потеряна.

В то ж е

время

необходимость

ежемесяч ­

ного

решения

данной з а д а ч и для тех

предприятий,

фи­

нансовое состояние которых -неблагоприятно, оправды ­ вается более глубоким, чем оператив'ный, анализом п-ри-



чин такого

положения, что

позволяет принять

более

обоснованные меры по оказанию помощи.

 

 

 

П о м и м о таблицы, характеризующей общее финан­

совое

положение

«плохих»

предприятий,

у п р а в л я ю ­

щ и й

орган д о л ж е н получать таблицы,

с о д е р ж а щ и е

развернутый

анализ

выполнения планов

по

реали ­

з а ц и и

и прибыли,

а т а к ж е

состояния

оборотных

средств .

 

 

 

 

 

 

 

 

При анализе общего финансового положения на

квартачПьные д а т ы в формы выходной

информации

включаются

все предприятия .

 

 

 

 

 

•С

позиций методологиифинансовой науки

наиболь­

шую

сложность

в реализации

изложенной

схемы

ана­

лиза представляет выявление предприятий с действи­ тельно плохим финансовым положением . П о существу,

речь

идет

о критериях, определяющих

это

состояние.

И в литературе, и в разного рода методических

указа ­

ниях

и инструкциях

говорится, что в результате

анализа

выясняется,

имеет

или не имеет

предприятие

финансо­

вые трудности, если имеет — в чем они

состоят

и соот­

ветственно

что н у ж н о

сделать,

чтобы

их

устранить.

Д а ж е

в инструкциях

Госбанка,

обычно

весьма

деталь ­

ных, при определении условий применения санкций к

«плохо р а б о т а ю щ и м » предприятиям,

лишь

называются

те

показатели, которые с точки зрения Госбанка следует

при этом

учитывать (наличие

просроченной

з а д о л ж е н ­

ности по

ссудам, невыполнение

планов по

реализации

и

прибыли,

сохранность

оборотных

средств,

состояние

з а п а с о в и т.

д . ) . Таким

образом, и в

этом случае реко­

мендуются только качественные критерии оценки и от­

несение

предприятия

к

числу «плохо»

пли

«хорошо»

р а б о т а ю щ и х определяется

в конечном

счете

опытом и

к в а л и ф и к а ц и е й

кредитного

инспектора,

курирующего

предприятие .

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная

теория

системного

анализа

достаточно

л о я л ь н о

относится

к

неформальному,

«человеческому»

анализу

больших

систем,

считая

вполне допустимым,

в частности, и метод экспертных оценок во всех его модификациях . Однако электронно-вычиелителыная ма ­ шина, к счастью, не м о ж е т «думать» неформально1 . По ­ этому, п р е ж д е чем передать н а Э.ВМ анализ общего финансового положения, необходимо найти однозначные решения следующих двух з а д а ч :