Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
п л а на |
(объемом |
реализуемой |
продукции, |
суммой |
при |
||||
б ы л и , |
объемом |
к а п и т а л ь н ы х .вложений) |
д о л ж н ы |
уста |
|||||
н а в л и в а т ь с я экономические нормативы |
|
длительного |
|||||||
действия, |
дифференцированные |
по |
г о д а м |
пятилетки: |
|||||
.норматив |
части |
прибыли, |
к о т о р а я остается |
в распоря |
|||||
ж е н и и |
объединения д л я |
обеспечения |
производственно- |
хозяйственной деятельности.; н о р м а т и в определения об щего фонда заработной платы по объединению в целом (в настоящее время нормативный метод распределения
прибыли и п л а н и р о в а н и я фонда, заработной |
платы в |
по |
||||||||
р я д к е |
эксперимента |
начинает |
применяться |
в^ двух |
объ |
|||||
единениях) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П о в ы ш е н и е ' оперативно-хозяйственной |
самостоятель |
|||||||||
ности |
всесоюзных объединений, на |
н а ш |
взгляд, |
м о ж е т |
||||||
быть |
достигнуто |
т а к ж е созданием |
новых |
и |
некоторого |
|||||
преобразования |
действующих |
.централизованных |
фон |
|||||||
дов и |
резервов. Так, |
с л е д о в а л о |
б ы п р е о б р а з о в а т ь |
резерв |
||||||
финансовой помощи в резервно -страховой |
фонд; создать |
|||||||||
централизованные ф о н д ы технического |
прогресса |
и |
ва |
|||||||
лютных отчислений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Целесообразность |
п р е о б р а з о в а н и я |
резерва |
ф и н а н |
|||||||
совой |
п о м о щ и в |
резервно -страховой |
фонд |
обусловли |
вается необходимостью усиления экономической ответ ственности объединения как -единого производственно-
хозяйственного комплекса . |
Ц е л е в о е |
н а з н а ч е н и е |
этого |
||
фонда м о ж е т |
б ы т ь расширено п о сравнению с р е з е р в о м |
||||
д л я |
оказания |
(финансовой |
помощи. |
Из средств |
у к а з а н |
ного |
фонда могли б ы в ы д а в а т ь с я в о з в р а т н ы е ссуды за |
водам, временно и с п ы т ы в а ю щ и м финансовые з а т р у д н е ния; компенсироваться потери предприятия, образовав шиеся в результате изменения объединением его плана в течение года; оплачиваться счета поставщиков, когда подведомственное предприятие оказалось н е п л а т е ж е
способным |
по |
вине |
объединения; |
перечисляться |
сред |
||||
ства в б ю д ж е т |
(или |
министерству) |
п р и |
условии, |
что |
||||
какое - либо |
предприятие в д а н н о е |
.время |
не |
имеет |
|||||
средств на |
плановые |
п л а т е ж и в |
установленные |
сроки. |
|||||
Р а з м е р ы |
резервно-страхового |
ф о н д а объединений» |
|||||||
вероятно-, д о л ж н ы быть несколько |
б о л ь ш е |
по |
с р а в н е н и ю |
||||||
с резервом |
д л я о к а з а н и я финансовой помощи. |
|
|
|
|||||
Ц е н т р а л и з о в а н н ы й |
ф о н д технического |
прогресса |
нам |
||||||
представляется |
к а к единый фонд, |
образуемый за. |
счет |
||||||
отчислений |
от п р и б ы л и по стабильным нормативам . |
И з |
н е го м о г л и ібьі производиться есе расходы на |
научно- |
исследовательские и опытно - конетрукторшие |
. работы |
(кроме хоздоговорных), на освоение новой техники, разработку и внедрение АСУ, осуществляемые в настоя
щ е е в р е м я из |
трех источников: |
за счет прибыли, цен |
||||
трализован ното |
фонда |
освоения |
новой |
техники и отчис |
||
лений |
от себестоимости. |
|
|
|
||
О б р а з о в а н и е |
единого ф о н д а |
технического |
прогресса |
|||
д а л о |
бы возможность |
объединениям |
лучше |
маневриро |
вать п более рационально использовать финансовые ре
сурсы |
для |
научных 'Исследований, |
проектно-конструк |
|||||
торских р а б о т |
и их внедрения |
в производство.. |
|
|||||
Источником |
'Образования |
этого |
фонда, |
будет |
при |
|||
б ы л ь , получаемая |
п р е д п р и я т и я м » объединения и отчис |
|||||||
л я е м а я |
в |
централизованный |
ф о н д |
согласно долгосроч |
||||
ным н о р м а т и в а м , |
предусмотренным |
.на |
к а ж д ы й |
год |
пятилетки.. Использование (Нормативов при планирова
нии р а с х о д о в |
на научно-исследовательские, опытно- |
конструкторские |
р а б о т ы , освоение и внедрение - новой |
техники, несомненно, улучшит перспективное планиро вание технического прогресса в объединениях.
В н а с т о я щ е е |
время право |
централизации |
в а л ю т н ы х |
|||
•отчислений, |
поступающих от |
предприятий, |
предостав |
|||
л е н о непосредственно |
министерству. Д у м а е т с я , |
что сле |
||||
д о в а л о бы |
часть |
этих |
средств |
сосредоточить |
в |
центра |
лизованных фондах валютных отчислений всесоюзных объединений. -В этом с л у ч а е объединения смогут заку
пать д л я |
подведомственных предприятии |
(через орга |
низации' |
Минвнешторга) необходимое |
оборудование, |
техническую документацию, материалы, которые нельзя приобрести на внутреннем рынке, и тем самым стиму
лировать р а с ш и р е н и е |
экспортных |
поставок. |
||
Одним |
из с л о ж н ы х вопросов |
р а з в и т и я |
хозрасчета- в |
|
о р г а н а х |
управления |
является усиление |
экономической |
ответственности всесоюзных объединений . В условияіх
хозрасчетного |
ф и н а н с и р о в а н и я отрасли объединения |
|||
д о л ж н ы нести |
экономическую |
ответственность к а к |
п е р е д |
|
министерством — за полноту |
взносов |
в б ю д ж е т |
и. пе |
|
речислений н а |
централизованные мероприятия, |
так и |
||
• перед п р е д п р и я т и я м и — за выполнение |
функций |
управ |
ле н и я .
На практике нередки факты, когда предприятия
ТерПЯТ убытки ИЛИ НЄ ВЫПОЛНЯЮТ ПЛаі-Ibt В 'СВЯЗИ с не-
обоснованными действиями |
(•или бездействием) аппа |
|
рата объединении, |
например: |
установление нереального |
планового задания, |
з а д е р ж к а |
финансирования, н а р у ш е |
ние связей по кооперации и т. д. В таких случаях, по
нашему |
мнению, д о л |
ж н а быть обеспечена экономическая |
з а щ и т а |
предприятий |
— объединение обязано возместить |
заводу нанесенный ущерб. Компенсация потерь по при
были и фондам экономического |
стимулирования м о ж е т |
|||||
производиться из резервно-страхового |
фонда, |
а т а к ж е |
||||
из централизованного |
фонда материального |
поощрения. |
||||
П р и м е р н о на, |
такой |
ж е основе |
могут |
быть |
построены |
|
экономические |
взаимоотношения |
между |
всесоюзными |
объединениями . и министерство*!.
3.Хозрасчетные принципы планирования
ифинансирования отрасли
•Расширение п р а в и оперативно-хозяйственной само* стоя тел ьноісти всесоюзных промышленных объединений н а р я д у с усилением их ответственности способствовало повышению организационного и экономическогоуровня
руководства заводами . Это положительно |
сказалось |
на |
||||||||||||||
р е з у л ь т а т а х |
работы |
отдельных |
|
подотраслей |
и |
отрасли |
||||||||||
в целом . Вместе |
с тем п р а к т и к а |
|
п о к а з а л а , |
что д л я |
д а л ь |
|||||||||||
нейшего |
повышения |
эффективности |
-производства |
и |
уп |
|||||||||||
р а в л е н и я |
с л е д о в а л о |
осуществить |
р я д |
мероприятий |
по |
|||||||||||
углублению хозяйственной р е ф о р м ы и усилению |
|
аконо>- |
||||||||||||||
мнческих |
«методов управления |
в |
|
м а с ш т а б е |
всего |
мини |
||||||||||
стерства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перевод |
на |
хозрасчет всего |
|
промышленн-о-экояоми- |
||||||||||||
ческого комплекса |
министерства |
связал все |
звенья |
от |
||||||||||||
р а с л и единой системой хозрасчетных • отношений, |
повы |
|||||||||||||||
сил |
заинтересованность |
в достижении |
высоких |
|
произ |
|||||||||||
водственных |
результатов |
к а ж д о г о |
предприятия, |
объеди |
||||||||||||
нения и отрасли в целом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Основные принципы п л а н и р о в а н и я и .финансирова |
||||||||||||||||
ния |
отрасли |
приборостроения |
м о ж н о |
свести |
к |
следую |
||||||||||
щим : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
министерству |
предоставлена, |
широкая |
самостоятель |
|||||||||||||
ность в планировании и, управлении финансовыми |
ре |
|||||||||||||||
сурсами, |
с о к р а щ е н о |
количество |
директивных |
п о к а з а т е |
||||||||||||
лей, |
у т в е р ж д а е м ы х |
Министерству |
приборостроения |
в |
годовом плане |
(большинство |
таких |
п о к а з а т е л е й |
уста |
||||||||||
н а в л и в а е т с я министром); |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
основные |
п о к а з а т е л и годовых |
|
планов |
определяются |
||||||||||
в п о р я д к е |
уточнения |
з а д а н и й |
пятилетнего<плана, но они |
|||||||||||
не могут |
б ы т ь н и ж е |
р а н е е запланированных |
на |
соот |
||||||||||
ветствующий |
год |
пятилетки; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
министерство |
|
в |
течение |
года |
|
м о ж е т |
увеличивать |
|||||||
планы |
п о |
объему |
производства |
и |
прибыли, |
используя |
||||||||
определенную |
часть |
('согласно |
нормативу) |
дополнитель |
||||||||||
ной прибыли по своему усмотрению; |
|
|
|
|
||||||||||
одновременно |
• с |
пятилетним |
|
планом |
^министерству |
|||||||||
у т в е р ж д а ю т с я |
экономические |
н о р м а т и в ы длительного |
||||||||||||
действия: |
н о р м а т и в |
прибыли, |
оставляемой |
в р а с п о р я |
||||||||||
ж е н и и отрасли; |
н о р м а т и в |
общего, |
фонда |
з а р а б о т н о й |
||||||||||
платы; |
нормативы |
отчислении |
в |
фонды экономического |
||||||||||
стимулирования; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
в с е з а т р а т ы |
отрасли, |
к а к |
текущие, так и перспек |
|||||||||||
тивные |
(включая |
|
финансирование |
|
к а п и т а л ь н ы х |
вложе |
ний, н ау чнонесл едо в атель ск і їх, on ы ти о - кон стр укгороких
ра,бот), полностью осуществляются з а |
счет |
собственной |
||
прибыли, амортизационных |
отчислений |
и |
частично з а |
|
счет отчислений |
о т себестоимости; |
|
|
|
министерство |
гарантирует |
полноту |
плановых плате |
ж е й в государственный ібюджет независимо о т выпол
нения |
п л а н а прибыли . |
Расчеты с бюджетом осуществ |
ляются |
в централизованном порядке, однако платежи из |
|
п р и б ы л и производятся |
непосредственно предприятиями |
|
« а месте; |
|
министерству предоставлено п р а в о в п р е д е л а х общей суммы р а с х о д о в изменять направление денежных средств
по отдельным |
видам з а т р а т (за исключен и ем капиталь |
ных вложений |
и фондов экономического стимулирова |
н и я ) ; |
|
при недостаточности собственных средств на ф и н а н
сирование |
капитальных |
вложений |
министерство |
м о ж е т |
|||||
п р и в л е к а т ь долгосрочные |
кредиты |
Стройбанка С С С Р |
и |
||||||
Госбанка |
С С С Р ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
в случае временных финансовых затруднений у пред |
|||||||||
приятий и |
организаций |
о т р а с л и |
и |
з а д е р ж к и |
перечисле |
||||
н и я прибыли, предназначенной |
на |
ф и н а н с и р о в а н и е цен |
|||||||
т р а л и з о в а н н ы х расходов, |
министерство, |
и м е е т |
п р а в о |
||||||
пользоваться ссудами |
Госбанка |
С С С Р |
под |
п р и к а з ы |
и |
поручения на. изъятие прибыли .
О с т а н о в и м ся на некоторых |
из |
этих положений, и |
п р е ж д е всего на, экономических |
н о р |
м а т и в а х длительного |
действия. Применение таких н о р м а т и в о в усиливает за
интересованность всех звеньев |
отрасли |
в р а з р а б о т к е |
более н а п р я ж е н н ы х п л а н о в ы х |
заданий, |
создает уверен |
ность министерства, и всесоюзных объединений, что по лученный ими эффект от рациональной деятельности будет использован в интересах отрасли, в интересах от
дельных предприятий н а протяжении |
всего |
периода |
|
дей |
||||||||||||||||
ствия нормативов и не повлечет за |
собой |
|
автоматиче |
|||||||||||||||||
ского |
изменения |
п л а н о в ы х |
показателей |
по |
принципу |
|||||||||||||||
«достигнутого |
уровня». Нормативный |
|
п о р я д о к |
планиро |
||||||||||||||||
в а н и я |
на |
длительный |
срок |
создает |
|
предпосылки |
|
д л я |
||||||||||||
р а с ш и р е н и я сферы применения экономических |
методов |
|||||||||||||||||||
хозяйственного, |
руководства |
и. б о л е е |
|
полного |
иопользо- |
|||||||||||||||
івания внутренний резервовповышения |
эффективности |
|||||||||||||||||||
производства . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Н о р м а т и в |
отчислений |
прибыли |
в |
р а с п о р я ж е н и е |
|
ми |
||||||||||||||
нистерства у т в е р ж д а е т с я |
в пятилетнем |
п л а н е |
дифферен |
|||||||||||||||||
цированно |
н а |
к а ж д ы й |
год |
пятилетки |
|
и м о ж е т |
|
уточ |
||||||||||||
няться |
только |
в |
случае |
|
изменения |
оптовых |
цен, |
ставок |
||||||||||||
н а л о г а |
|
с |
оборота, с т а в о к процента |
з а |
кредит, |
условий |
||||||||||||||
оплаты |
труда |
и |
других |
|
объективны* |
|
факторов, |
не |
за |
|||||||||||
в и с я щ и е |
от деятельности |
отрасли. Этот |
норматив |
|
опре |
|||||||||||||||
деляется |
таким |
о б р а з о м , |
что, с |
одной |
стороны, |
учиты |
||||||||||||||
вается |
потребность |
министерства |
в д е н е ж н ы х |
ресурсах |
||||||||||||||||
на текущие з а т р а т ы |
и |
расширенное |
воспроизводство, а |
|||||||||||||||||
•с другой — обеспечивается |
ежегодный |
рост |
доли |
дохо |
||||||||||||||||
дов государственного б ю д ж е т а в |
общей |
сумме |
прибыли |
|||||||||||||||||
Минпрнбора . |
Н а п р и м е р , |
в |
1971 |
г. в |
р а с п о р я ж е н и и |
|
ми |
|||||||||||||
нистерства согласно нормативу оставалось 54% |
|
|
при |
|||||||||||||||||
были, |
в |
197-2 |
г. — около |
48%- Н а последующие годы |
пя |
тилетки предусматривается дальнейшее снижение (в со
поставимых |
ценах |
и условиях) |
д о л и прибыли, |
направ |
л я е м о й н а |
н у ж д ы |
отрасли, хотя абсолютные |
суммы |
|
расходов, разумеется, возрастают . ' |
|
|||
Одновременно с |
изменением |
методов п л а н и р о в а н и я ' |
производственно-хозяйственной деятельности Минпри - бора на основе пятилетних планов и применения эко номических нормативов длительного действия сущест
венным 'изменениям подверглась и система |
финансиро |
|
в а н и я |
отрасли . В п е р в ы е в практике работы |
промышлен |
ности |
н а ч и н а я с 1970 г. все текущие затраты, а т а к ж е |