Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п л а на

(объемом

реализуемой

продукции,

суммой

при­

б ы л и ,

объемом

к а п и т а л ь н ы х .вложений)

д о л ж н ы

уста­

н а в л и в а т ь с я экономические нормативы

 

длительного

действия,

дифференцированные

по

г о д а м

пятилетки:

.норматив

части

прибыли,

к о т о р а я остается

в распоря ­

ж е н и и

объединения д л я

обеспечения

производственно-

хозяйственной деятельности.; н о р м а т и в определения об­ щего фонда заработной платы по объединению в целом (в настоящее время нормативный метод распределения

прибыли и п л а н и р о в а н и я фонда, заработной

платы в

по­

р я д к е

эксперимента

начинает

применяться

в^ двух

объ­

единениях) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о в ы ш е н и е ' оперативно-хозяйственной

самостоятель ­

ности

всесоюзных объединений, на

н а ш

взгляд,

м о ж е т

быть

достигнуто

т а к ж е созданием

новых

и

некоторого

преобразования

действующих

.централизованных

фон­

дов и

резервов. Так,

с л е д о в а л о

б ы п р е о б р а з о в а т ь

резерв

финансовой помощи в резервно -страховой

фонд; создать

централизованные ф о н д ы технического

прогресса

и

ва­

лютных отчислений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Целесообразность

п р е о б р а з о в а н и я

резерва

ф и н а н ­

совой

п о м о щ и в

резервно -страховой

фонд

обусловли ­

вается необходимостью усиления экономической ответ­ ственности объединения как -единого производственно-

хозяйственного комплекса .

Ц е л е в о е

н а з н а ч е н и е

этого

фонда м о ж е т

б ы т ь расширено п о сравнению с р е з е р в о м

д л я

оказания

(финансовой

помощи.

Из средств

у к а з а н ­

ного

фонда могли б ы в ы д а в а т ь с я в о з в р а т н ы е ссуды за ­

водам, временно и с п ы т ы в а ю щ и м финансовые з а т р у д н е ­ ния; компенсироваться потери предприятия, образовав ­ шиеся в результате изменения объединением его плана в течение года; оплачиваться счета поставщиков, когда подведомственное предприятие оказалось н е п л а т е ж е ­

способным

по

вине

объединения;

перечисляться

сред­

ства в б ю д ж е т

(или

министерству)

п р и

условии,

что

какое - либо

предприятие в д а н н о е

.время

не

имеет

средств на

плановые

п л а т е ж и в

установленные

сроки.

Р а з м е р ы

резервно-страхового

ф о н д а объединений»

вероятно-, д о л ж н ы быть несколько

б о л ь ш е

по

с р а в н е н и ю

с резервом

д л я о к а з а н и я финансовой помощи.

 

 

 

Ц е н т р а л и з о в а н н ы й

ф о н д технического

прогресса

нам

представляется

к а к единый фонд,

образуемый за.

счет

отчислений

от п р и б ы л и по стабильным нормативам .

И з


н е го м о г л и ібьі производиться есе расходы на

научно-

исследовательские и опытно - конетрукторшие

. работы

(кроме хоздоговорных), на освоение новой техники, разработку и внедрение АСУ, осуществляемые в настоя ­

щ е е в р е м я из

трех источников:

за счет прибыли, цен­

трализован ното

фонда

освоения

новой

техники и отчис­

лений

от себестоимости.

 

 

 

О б р а з о в а н и е

единого ф о н д а

технического

прогресса

д а л о

бы возможность

объединениям

лучше

маневриро ­

вать п более рационально использовать финансовые ре­

сурсы

для

научных 'Исследований,

проектно-конструк­

торских р а б о т

и их внедрения

в производство..

 

Источником

'Образования

этого

фонда,

будет

при­

б ы л ь , получаемая

п р е д п р и я т и я м » объединения и отчис­

л я е м а я

в

централизованный

ф о н д

согласно долгосроч­

ным н о р м а т и в а м ,

предусмотренным

.на

к а ж д ы й

год

пятилетки.. Использование (Нормативов при планирова ­

нии р а с х о д о в

на научно-исследовательские, опытно-

конструкторские

р а б о т ы , освоение и внедрение - новой

техники, несомненно, улучшит перспективное планиро ­ вание технического прогресса в объединениях.

В н а с т о я щ е е

время право

централизации

в а л ю т н ы х

•отчислений,

поступающих от

предприятий,

предостав­

л е н о непосредственно

министерству. Д у м а е т с я ,

что сле­

д о в а л о бы

часть

этих

средств

сосредоточить

в

центра­

лизованных фондах валютных отчислений всесоюзных объединений. -В этом с л у ч а е объединения смогут заку­

пать д л я

подведомственных предприятии

(через орга­

низации'

Минвнешторга) необходимое

оборудование,

техническую документацию, материалы, которые нельзя приобрести на внутреннем рынке, и тем самым стиму­

лировать р а с ш и р е н и е

экспортных

поставок.

Одним

из с л о ж н ы х вопросов

р а з в и т и я

хозрасчета- в

о р г а н а х

управления

является усиление

экономической

ответственности всесоюзных объединений . В условияіх

хозрасчетного

ф и н а н с и р о в а н и я отрасли объединения

д о л ж н ы нести

экономическую

ответственность к а к

п е р е д

министерством — за полноту

взносов

в б ю д ж е т

и. пе­

речислений н а

централизованные мероприятия,

так и

• перед п р е д п р и я т и я м и — за выполнение

функций

управ ­

ле н и я .

На практике нередки факты, когда предприятия

ТерПЯТ убытки ИЛИ НЄ ВЫПОЛНЯЮТ ПЛаі-Ibt В 'СВЯЗИ с не-


обоснованными действиями

(•или бездействием) аппа­

рата объединении,

например:

установление нереального

планового задания,

з а д е р ж к а

финансирования, н а р у ш е ­

ние связей по кооперации и т. д. В таких случаях, по

нашему

мнению, д о л

ж н а быть обеспечена экономическая

з а щ и т а

предприятий

— объединение обязано возместить

заводу нанесенный ущерб. Компенсация потерь по при­

были и фондам экономического

стимулирования м о ж е т

производиться из резервно-страхового

фонда,

а т а к ж е

из централизованного

фонда материального

поощрения.

П р и м е р н о на,

такой

ж е основе

могут

быть

построены

экономические

взаимоотношения

между

всесоюзными

объединениями . и министерство*!.

3.Хозрасчетные принципы планирования

ифинансирования отрасли

•Расширение п р а в и оперативно-хозяйственной само* стоя тел ьноісти всесоюзных промышленных объединений н а р я д у с усилением их ответственности способствовало повышению организационного и экономическогоуровня

руководства заводами . Это положительно

сказалось

на

р е з у л ь т а т а х

работы

отдельных

 

подотраслей

и

отрасли

в целом . Вместе

с тем п р а к т и к а

 

п о к а з а л а ,

что д л я

д а л ь ­

нейшего

повышения

эффективности

-производства

и

уп­

р а в л е н и я

с л е д о в а л о

осуществить

р я д

мероприятий

по

углублению хозяйственной р е ф о р м ы и усилению

 

аконо>-

мнческих

«методов управления

в

 

м а с ш т а б е

всего

мини­

стерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод

на

хозрасчет всего

 

промышленн-о-экояоми-

ческого комплекса

министерства

связал все

звенья

от­

р а с л и единой системой хозрасчетных • отношений,

повы­

сил

заинтересованность

в достижении

высоких

 

произ­

водственных

результатов

к а ж д о г о

предприятия,

объеди­

нения и отрасли в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы п л а н и р о в а н и я и .финансирова­

ния

отрасли

приборостроения

м о ж н о

свести

к

следую ­

щим :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

министерству

предоставлена,

широкая

самостоятель ­

ность в планировании и, управлении финансовыми

ре­

сурсами,

с о к р а щ е н о

количество

директивных

п о к а з а т е ­

лей,

у т в е р ж д а е м ы х

Министерству

приборостроения

в


годовом плане

(большинство

таких

п о к а з а т е л е й

уста­

н а в л и в а е т с я министром);

 

 

 

 

 

 

 

 

основные

п о к а з а т е л и годовых

 

планов

определяются

в п о р я д к е

уточнения

з а д а н и й

пятилетнего<плана, но они

не могут

б ы т ь н и ж е

р а н е е запланированных

на

соот­

ветствующий

год

пятилетки;

 

 

 

 

 

 

 

министерство

 

в

течение

года

 

м о ж е т

увеличивать

планы

п о

объему

производства

и

прибыли,

используя

определенную

часть

('согласно

нормативу)

дополнитель­

ной прибыли по своему усмотрению;

 

 

 

 

одновременно

• с

пятилетним

 

планом

^министерству

у т в е р ж д а ю т с я

экономические

н о р м а т и в ы длительного

действия:

н о р м а т и в

прибыли,

оставляемой

в р а с п о р я ­

ж е н и и отрасли;

н о р м а т и в

общего,

фонда

з а р а б о т н о й

платы;

нормативы

отчислении

в

фонды экономического

стимулирования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в с е з а т р а т ы

отрасли,

к а к

текущие, так и перспек­

тивные

(включая

 

финансирование

 

к а п и т а л ь н ы х

вложе ­

ний, н ау чнонесл едо в атель ск і їх, on ы ти о - кон стр укгороких

ра,бот), полностью осуществляются з а

счет

собственной

прибыли, амортизационных

отчислений

и

частично з а

счет отчислений

о т себестоимости;

 

 

министерство

гарантирует

полноту

плановых плате ­

ж е й в государственный ібюджет независимо о т выпол ­

нения

п л а н а прибыли .

Расчеты с бюджетом осуществ­

ляются

в централизованном порядке, однако платежи из

п р и б ы л и производятся

непосредственно предприятиями

« а месте;

 

министерству предоставлено п р а в о в п р е д е л а х общей суммы р а с х о д о в изменять направление денежных средств

по отдельным

видам з а т р а т (за исключен и ем капиталь ­

ных вложений

и фондов экономического стимулирова­

н и я ) ;

 

при недостаточности собственных средств на ф и н а н ­

сирование

капитальных

вложений

министерство

м о ж е т

п р и в л е к а т ь долгосрочные

кредиты

Стройбанка С С С Р

и

Госбанка

С С С Р ;

 

 

 

 

 

 

 

 

в случае временных финансовых затруднений у пред­

приятий и

организаций

о т р а с л и

и

з а д е р ж к и

перечисле­

н и я прибыли, предназначенной

на

ф и н а н с и р о в а н и е цен­

т р а л и з о в а н н ы х расходов,

министерство,

и м е е т

п р а в о

пользоваться ссудами

Госбанка

С С С Р

под

п р и к а з ы

и

поручения на. изъятие прибыли .


О с т а н о в и м ся на некоторых

из

этих положений, и

п р е ж д е всего на, экономических

н о р

м а т и в а х длительного

действия. Применение таких н о р м а т и в о в усиливает за ­

интересованность всех звеньев

отрасли

в р а з р а б о т к е

более н а п р я ж е н н ы х п л а н о в ы х

заданий,

создает уверен­

ность министерства, и всесоюзных объединений, что по ­ лученный ими эффект от рациональной деятельности будет использован в интересах отрасли, в интересах от­

дельных предприятий н а протяжении

всего

периода

 

дей­

ствия нормативов и не повлечет за

собой

 

автоматиче­

ского

изменения

п л а н о в ы х

показателей

по

принципу

«достигнутого

уровня». Нормативный

 

п о р я д о к

планиро ­

в а н и я

на

длительный

срок

создает

 

предпосылки

 

д л я

р а с ш и р е н и я сферы применения экономических

методов

хозяйственного,

руководства

и. б о л е е

 

полного

иопользо-

івания внутренний резервовповышения

эффективности

производства .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н о р м а т и в

отчислений

прибыли

в

р а с п о р я ж е н и е

 

ми­

нистерства у т в е р ж д а е т с я

в пятилетнем

п л а н е

дифферен ­

цированно

н а

к а ж д ы й

год

пятилетки

 

и м о ж е т

 

уточ­

няться

только

в

случае

 

изменения

оптовых

цен,

ставок

н а л о г а

 

с

оборота, с т а в о к процента

з а

кредит,

условий

оплаты

труда

и

других

 

объективны*

 

факторов,

не

за­

в и с я щ и е

от деятельности

отрасли. Этот

норматив

 

опре­

деляется

таким

о б р а з о м ,

что, с

одной

стороны,

учиты­

вается

потребность

министерства

в д е н е ж н ы х

ресурсах

на текущие з а т р а т ы

и

расширенное

воспроизводство, а

•с другой — обеспечивается

ежегодный

рост

доли

дохо­

дов государственного б ю д ж е т а в

общей

сумме

прибыли

Минпрнбора .

Н а п р и м е р ,

в

1971

г. в

р а с п о р я ж е н и и

 

ми ­

нистерства согласно нормативу оставалось 54%

 

 

при­

были,

в

197-2

г. — около

48%- Н а последующие годы

пя ­

тилетки предусматривается дальнейшее снижение (в со­

поставимых

ценах

и условиях)

д о л и прибыли,

направ ­

л я е м о й н а

н у ж д ы

отрасли, хотя абсолютные

суммы

расходов, разумеется, возрастают . '

 

Одновременно с

изменением

методов п л а н и р о в а н и я '

производственно-хозяйственной деятельности Минпри - бора на основе пятилетних планов и применения эко­ номических нормативов длительного действия сущест­

венным 'изменениям подверглась и система

финансиро ­

в а н и я

отрасли . В п е р в ы е в практике работы

промышлен ­

ности

н а ч и н а я с 1970 г. все текущие затраты, а т а к ж е