Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
р а с х о ды mo р а с ш и р е н н о м у воспроизводству в системе Минприібора осуществляются за счет собственных фи
нансовых ресурсов, т. е. .без привлечения средств |
госу |
||||||||
дарственного |
б ю д ж е т а . |
При. |
этом |
устранена |
|
п р а к т и к а |
|||
•так н а з ы в а е м о г о встречного |
финансирования, |
когда |
м и |
||||||
нистерство, к примеру, вносило в |
б ю д ж е т |
более |
300 |
млн . |
|||||
руб . свободного остатка |
прибыли |
и в то |
ж е |
время |
по |
||||
л у ч а л о около |
100 млн . руб . |
ассигнований |
из |
бюджета... |
|||||
О т к а з от |
бюджетных |
средств |
и |
переход |
н а |
хозрас |
|||
четные принципы ф и н а н с и р о в а н и я |
п о в ы ш а ю т |
ответст |
|||||||
венность министерства и всех его звеньев за |
р е з у л ь т а т ы |
||||||||
финансово-хозяйственной |
деятельности. |
З а м е н и в |
б ю д |
ж е т н ы е ассигнования собственными денежными ресур
сами., министерство сохранило |
режим |
финансирования |
||||
и контроля з а |
использованием средств б ы в ш и м и .бюд |
|||||
жетными учреждениями |
(отраслевые техникумы, детские |
|||||
сады и я с л и ) , а т а к ж е |
нормы з а т р а т на их |
содержание.' |
||||
Д о перевода |
отрасли н а |
хозрасчетные принципы фи |
||||
нансирования возможности |
•министерства |
в оперативном |
||||
маневрировании |
собственными |
фпнанеовыми |
ресурсами |
были крайне ограничены. Получив право изменять в го
довом |
п л а н е |
величину отдельных |
з а т р а т |
и их |
н а п р а в |
|||||
ление |
(в п р е д е л а х |
своей |
д о л и прибыли.), |
министерство |
||||||
может |
более |
рационально |
распорядиться |
.средствами и |
||||||
в необходимых .случаях корректировать расходы, |
исходя |
|||||||||
из производственной |
потребности. |
|
|
|
|
|
||||
Внесены |
в а ж н ы е |
изменения и |
в п о р я д о к •использо |
|||||||
вания прибыли. Если в п р о ш л о м в с я прибыль, |
в |
т о м |
||||||||
числе и сверхплановая, после покрытия |
плановых |
за |
||||||||
трат и |
обязательных |
отчислений |
н а п р а в л я л а с ь |
в |
|
бюд |
||||
жет, то в условиях хозрасчетного финансирования |
часть |
|||||||||
сверхнормативной |
прибыли поступает н а |
н у ж д ы |
|
разви |
||||||
тия отрасли . |
Это |
создает |
определенную |
заинтересован |
ность министерства, объединений и предприятий в уве личении, п л а н о в производства и прибыли . \
Чтобы не с л о ж и л о с ь неверное представление о н е достаточной заинтересованности предприятий в получе
нии дополнительных |
доходов, которые ц е н т р а л и з о в а н н о |
|||||
•направляются |
в |
р а с п о р я ж е н и е |
министерства, |
следует |
||
подчеркнуть, |
что |
в с е |
финансовые |
ресурсы, о с т а в л я е м ы е |
||
•на н у ж д ы |
отрасли, в |
том числе и сверхплановые, в ко |
||||
нечном счете |
п р е д н а з н а ч а ю т с я д л я предприятий |
и ис |
||||
пользуются |
ими |
на |
р а з в и т и е производственной |
б а з ы , |
п р и р о ст н о р м а т и в а оборотных |
средств, |
экономическое |
|||
стам ул иіров аиие, укр еіпл еін не |
фин ансового |
пол ож єни я |
|||
и т. д. Таким |
о б р а з о м , м о ж н о с к а з а т ь : «что хорошо д л я |
||||
министерства — хорошо д л я предприятий». |
|
|
|||
Одним 'Из |
факторов, |
способствующих |
установлению |
||
н а п р я ж е н н ы х |
плановых |
заданий, являются |
экономиче |
ские санкции, применяемые к министерству пр и суще ственном перевыполнении планов прибыли . Так, часть
сверхплановой |
прибыли., |
полученная з а счет |
перевыпол |
|||||||||
нения з а д а н и я |
по прибыли |
более чем на 2% , |
поступает |
|||||||||
в |
распоряжение |
отрасли |
по сокращенным н о р м а т и в а м |
|||||||||
(в |
зависимости |
от процента |
перевыполнения |
н о р м а т и в ы |
||||||||
с о к р а щ а ю т с я |
н а |
30—60%). Исходя из этого положения, |
||||||||||
министерство: в |
1970—1971 |
гг. б ы л о |
вынуждено' |
допол |
||||||||
нительно |
внести |
в б ю д ж е т |
около |
4 |
млн. руб., |
которые |
||||||
при более |
н а п р я ж е н н о м |
п л а н е |
могли |
б ы т ь - н а п р а в л е н ы |
||||||||
в |
его р а с п о р я ж е н и е . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
В а ж н ы м и |
принципиально |
новы*! положением во |
|||||||||
взаимоотношениях |
отрасли с государственным |
бюджетом |
||||||||||
являются |
г а р а н т и и |
министерства |
з а |
полноту |
платежей |
|||||||
в |
б ю д ж е т |
из |
прибыли. |
Выступая |
в |
качестве |
единого |
хозрасчетного производственно^-экономического комп лекса,, Минприбор в отличие от других министерств не
сет экономическую |
ответственность з а |
выполнение пла |
||||
тежей |
в б ю д ж е т |
в |
суммах п л а н а -независимо |
от |
выпол |
|
нения |
годового |
з а д а н и я п о прибыли . |
Это значит, |
что в |
||
случае невыполнения плана прибыли |
п о отрасли |
в .це |
||||
л о м , |
министерство |
о б я з а н о компенсировать |
недостаю |
щую сумму за. счет собственный резервов, а при их
недостаточности |
сократить |
долю |
прибыли, |
остающуюся |
|
в распоряжении |
отрасли, |
если, |
разумеется, |
невыполне |
|
ние п л а н а |
произошло по |
причинам, з а в и с я щ и м о т дея - |
|||
тельности |
министерства. |
|
|
|
Новый принцип взаимоотношений с бюджетом осно вывается на дальнейшем укреплении основных черт хоз; расчета отрасли — ее самоокупаемости и экономической ответственности перед государством. Одновременно укрепляются и внутриотраслевые хозрасчетные отноше
ния |
м е ж д у объединениями и- предприятиями, |
объеди |
||||
н е н и я м и и министерством, поскольку |
финансирование |
|||||
всех |
расходов |
за счет |
собственных ресурсов |
требует |
||
четкой о р г а н и з а ц и и |
и |
своевременности |
взаимных рас |
|||
четов |
во всех |
звеньях |
отрасли . |
|
|
Т а к а я |
система взаимоотношений министерства с бюд |
|
ж е т о м |
по |
сравнению с существующей в других отраслях |
имеет, |
своп преимущества. В подтверждение обратимся |
к действующему положенню, которым регулируется р а с пределение прибыли, предприятий.
В настоящее время система финансовых взаимоотно шений промышленности с государственным .бюджетом построена таким образом, что предприятия, не выполня ющие план по прибыли, вносят в бюджет свободный ос таток прибыли в меньших суммах, чем это установлено планом . Так, пунктом 100 Методических указании М е ж
дуведомственной |
комиссии при Госплане С С С Р |
установ |
|||||||||||
лено, |
что |
|
предприятия, |
не |
обеспечившие |
|
выполнение |
||||||
п л а н а |
прибыли, |
н а п р а в л я ю т |
полученную |
ими |
прибыль |
||||||||
в первую очередь на плату |
за |
производственные |
фонды, |
||||||||||
фиксированные |
п л а т е ж и , |
уплату |
процентов |
за |
кредит, |
||||||||
отчисления |
в |
фонды экономического стимулирования, а |
|||||||||||
о с т а в ш а я с я |
Ч а с т ь п р и б ы л и |
распределяется |
между |
дру |
|||||||||
гими |
плановыми |
расходами |
|
предприятия |
и |
свободным |
|||||||
остатком |
прибыли., п о д л е ж а щ и м |
взносу в бюджет, в |
про |
||||||||||
порциях, |
определенных |
по |
финансовому |
плану |
пред |
||||||||
приятия . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, наряду с сокращением плановых рас |
|||||||||||||
ходов |
самого |
предприятия, |
не |
-выполнившего план |
при |
||||||||
были, |
потери |
несет и государственный бюджет . При та |
ком порядке государство недополучает от промышлен ности значительные средства, что отрицательно оказы
вается |
на |
выполнении |
доходной |
части |
бюджета, |
|
а |
это |
|||||
в свою |
очередь м о ж е т повлечь |
за, собой |
трудности |
|
в |
фи- |
|||||||
нансироваиии - отдельных расходов. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Вместе с тем новый порядок финансирования |
предо |
||||||||||||
ставляет |
определенные |
преимущества |
|
и |
министерству. |
||||||||
В частности, |
Миініщріиібору разрешено |
не |
вносить |
в |
бюд |
||||||||
ж е т средства, |
н е израсходованные до |
конца |
года, |
а |
ис |
||||||||
пользовать их на, соответствующие |
з а т р а т ы |
в |
следующем |
||||||||||
году, что, естественно, |
расширяет |
возможности маневри |
|||||||||||
р о в а н и я финансовыми ресурсами . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
О р г а н и з а ц и я р а ц и о н а л ь н о г о |
управления |
финансами |
отрасли и постоянного контроля за обеспечением полно
ты п л а т е ж е й |
в б ю д ж е т |
вызвали |
необходимость центра |
||
лизованного |
порядка расчетов с |
бюджетом (за, |
исключе |
||
нием |
налога, с оборота) |
при сохранении взносов денеж |
|||
ный |
средств |
предприятиями, и организациями |
непосред- |
ственно по месту их нахождения . С 1970 г. эти расчеты производятся между Министерствам приборостроения и
Министерствам |
финансов |
С С С Р |
по сводным |
к в а р т а л ь |
|||
ным и годовым |
бухгалтерским |
отчетам, |
исходя |
из |
ут |
||
в е р ж д е н н ы х нормативов |
распределения |
-прибыли между |
|||||
о т р а с л ь ю и бюджетом (с |
учетом п о н и ж а ю щ е г о коэффи |
||||||
циента, применяемого при перевыполнении плана |
при |
||||||
были более чем на, 2 % ) . |
|
|
|
|
|
|
|
П р и перевыполнении |
плановых заданий по |
прибыли |
|||||
министерство определяет |
по всесоюзным |
объединениям, |
|||||
а п о с л е д н и е — п о предприятиям |
суммы |
дополнительных |
|||||
п л а т е ж е й . Если |
ж е план |
прибыли з а данный |
период не |
был |
выполнен о т р а с л ь ю в целом, министерство' обязано |
|||
внести средства в б ю д ж е т |
за счет |
собственных |
резервов, |
|
а в |
д а л ь н е й ш е м — л и б о |
получить |
возмещение |
от соот |
ветствующих объединений, либо сократить расходы, пре
дусмотренные |
их |
финансовыми планами . |
Аналогичным |
||
о б р а з о м должны |
поступать |
объединения по |
отношению |
||
к подчиненным |
предприятиям . |
|
|
||
Однако не. следует думать, что всесоюзное |
объедине |
||||
ние при такой системе расчетов выполняет |
лишь посред |
||||
нические функции. Г л а в н а я |
'идея централизованной си |
||||
стемы расчетов — повысить |
ответственность |
объединений |
перед министерством за деятельность всего хозяйствен ного комплекса и его отдельных звеньев. П р и невыпол
нении |
отдельными |
предприятиями |
объединения |
планов |
||||
по прибыли |
и отсутствии |
или недостаточности |
у |
них |
||||
средств, причитающихся б ю д ж е т у , разница между |
пла |
|||||||
новым |
размером взноса |
и фактически |
внесенной |
сум |
||||
мой компенсируется |
объединением |
из собственных |
ре |
|||||
с у р с о в — резервных |
фондов. Если средства этих |
фондов |
||||||
будут исчерпаны, объединение обязано получить |
кредит |
|||||||
банка |
либо |
перечислить |
причитающуюся |
с него |
сумму |
з а счет сокращения плановых расходов на финансиро |
||
вание различных |
мероприятий деятельности подотрасли . |
|
- 'Восполняя из централизованных ресурсов с у м м ы не- |
||
доперечислениых каким - либо заводом средств, всесоюз |
||
ное |
объединение, по существу, кредитует э т о предприя |
|
тие. |
Последнее |
обязано возвратить вышестоящему ор |
гану внесенные |
за него |
средства в |
установленный |
срок. |
Н а такой ж е |
основе |
построены |
расчеты м е ж д у |
объе |
динениями и министерством по всем другим видам пла тежей из прибыли, которые обязаны производить пред-
2 Г. С. Мергелов, С. В. Поляк |
33 |