Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

р а с х о ды mo р а с ш и р е н н о м у воспроизводству в системе Минприібора осуществляются за счет собственных фи­

нансовых ресурсов, т. е. .без привлечения средств

госу­

дарственного

б ю д ж е т а .

При.

этом

устранена

 

п р а к т и к а

•так н а з ы в а е м о г о встречного

финансирования,

когда

м и ­

нистерство, к примеру, вносило в

б ю д ж е т

более

300

млн .

руб . свободного остатка

прибыли

и в то

ж е

время

по­

л у ч а л о около

100 млн . руб .

ассигнований

из

бюджета...

О т к а з от

бюджетных

средств

и

переход

н а

хозрас ­

четные принципы ф и н а н с и р о в а н и я

п о в ы ш а ю т

ответст­

венность министерства и всех его звеньев за

р е з у л ь т а т ы

финансово-хозяйственной

деятельности.

З а м е н и в

б ю д ­

ж е т н ы е ассигнования собственными денежными ресур ­

сами., министерство сохранило

режим

финансирования

и контроля з а

использованием средств б ы в ш и м и .бюд­

жетными учреждениями

(отраслевые техникумы, детские

сады и я с л и ) , а т а к ж е

нормы з а т р а т на их

содержание.'

Д о перевода

отрасли н а

хозрасчетные принципы фи­

нансирования возможности

•министерства

в оперативном

маневрировании

собственными

фпнанеовыми

ресурсами

были крайне ограничены. Получив право изменять в го­

довом

п л а н е

величину отдельных

з а т р а т

и их

н а п р а в ­

ление

(в п р е д е л а х

своей

д о л и прибыли.),

министерство

может

более

рационально

распорядиться

.средствами и

в необходимых .случаях корректировать расходы,

исходя

из производственной

потребности.

 

 

 

 

 

Внесены

в а ж н ы е

изменения и

в п о р я д о к •использо­

вания прибыли. Если в п р о ш л о м в с я прибыль,

в

т о м

числе и сверхплановая, после покрытия

плановых

за ­

трат и

обязательных

отчислений

н а п р а в л я л а с ь

в

 

бюд­

жет, то в условиях хозрасчетного финансирования

часть

сверхнормативной

прибыли поступает н а

н у ж д ы

 

разви ­

тия отрасли .

Это

создает

определенную

заинтересован ­

ность министерства, объединений и предприятий в уве­ личении, п л а н о в производства и прибыли . \

Чтобы не с л о ж и л о с ь неверное представление о н е ­ достаточной заинтересованности предприятий в получе­

нии дополнительных

доходов, которые ц е н т р а л и з о в а н н о

•направляются

в

р а с п о р я ж е н и е

министерства,

следует

подчеркнуть,

что

в с е

финансовые

ресурсы, о с т а в л я е м ы е

•на н у ж д ы

отрасли, в

том числе и сверхплановые, в ко­

нечном счете

п р е д н а з н а ч а ю т с я д л я предприятий

и ис­

пользуются

ими

на

р а з в и т и е производственной

б а з ы ,


п р и р о ст н о р м а т и в а оборотных

средств,

экономическое

стам ул иіров аиие, укр еіпл еін не

фин ансового

пол ож єни я

и т. д. Таким

о б р а з о м , м о ж н о с к а з а т ь : «что хорошо д л я

министерства — хорошо д л я предприятий».

 

 

Одним 'Из

факторов,

способствующих

установлению

н а п р я ж е н н ы х

плановых

заданий, являются

экономиче­

ские санкции, применяемые к министерству пр и суще ­ ственном перевыполнении планов прибыли . Так, часть

сверхплановой

прибыли.,

полученная з а счет

перевыпол ­

нения з а д а н и я

по прибыли

более чем на 2% ,

поступает

в

распоряжение

отрасли

по сокращенным н о р м а т и в а м

зависимости

от процента

перевыполнения

н о р м а т и в ы

с о к р а щ а ю т с я

н а

30—60%). Исходя из этого положения,

министерство: в

1970—1971

гг. б ы л о

вынуждено'

допол­

нительно

внести

в б ю д ж е т

около

4

млн. руб.,

которые

при более

н а п р я ж е н н о м

п л а н е

могли

б ы т ь - н а п р а в л е н ы

в

его р а с п о р я ж е н и е .

 

 

 

 

 

 

 

 

В а ж н ы м и

принципиально

новы*! положением во

взаимоотношениях

отрасли с государственным

бюджетом

являются

г а р а н т и и

министерства

з а

полноту

платежей

в

б ю д ж е т

из

прибыли.

Выступая

в

качестве

единого

хозрасчетного производственно^-экономического комп­ лекса,, Минприбор в отличие от других министерств не ­

сет экономическую

ответственность з а

выполнение пла­

тежей

в б ю д ж е т

в

суммах п л а н а -независимо

от

выпол­

нения

годового

з а д а н и я п о прибыли .

Это значит,

что в

случае невыполнения плана прибыли

п о отрасли

в .це­

л о м ,

министерство

о б я з а н о компенсировать

недостаю­

щую сумму за. счет собственный резервов, а при их

недостаточности

сократить

долю

прибыли,

остающуюся

в распоряжении

отрасли,

если,

разумеется,

невыполне­

ние п л а н а

произошло по

причинам, з а в и с я щ и м о т дея -

тельности

министерства.

 

 

 

Новый принцип взаимоотношений с бюджетом осно­ вывается на дальнейшем укреплении основных черт хоз; расчета отрасли — ее самоокупаемости и экономической ответственности перед государством. Одновременно укрепляются и внутриотраслевые хозрасчетные отноше­

ния

м е ж д у объединениями и- предприятиями,

объеди ­

н е н и я м и и министерством, поскольку

финансирование

всех

расходов

за счет

собственных ресурсов

требует

четкой о р г а н и з а ц и и

и

своевременности

взаимных рас­

четов

во всех

звеньях

отрасли .

 

 


Т а к а я

система взаимоотношений министерства с бюд­

ж е т о м

по

сравнению с существующей в других отраслях

имеет,

своп преимущества. В подтверждение обратимся

к действующему положенню, которым регулируется р а с ­ пределение прибыли, предприятий.

В настоящее время система финансовых взаимоотно ­ шений промышленности с государственным .бюджетом построена таким образом, что предприятия, не выполня­ ющие план по прибыли, вносят в бюджет свободный ос­ таток прибыли в меньших суммах, чем это установлено планом . Так, пунктом 100 Методических указании М е ж ­

дуведомственной

комиссии при Госплане С С С Р

установ­

лено,

что

 

предприятия,

не

обеспечившие

 

выполнение

п л а н а

прибыли,

н а п р а в л я ю т

полученную

ими

прибыль

в первую очередь на плату

за

производственные

фонды,

фиксированные

п л а т е ж и ,

уплату

процентов

за

кредит,

отчисления

в

фонды экономического стимулирования, а

о с т а в ш а я с я

Ч а с т ь п р и б ы л и

распределяется

между

дру­

гими

плановыми

расходами

 

предприятия

и

свободным

остатком

прибыли., п о д л е ж а щ и м

взносу в бюджет, в

про­

порциях,

определенных

по

финансовому

плану

пред­

приятия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, наряду с сокращением плановых рас­

ходов

самого

предприятия,

не

-выполнившего план

при­

были,

потери

несет и государственный бюджет . При та­

ком порядке государство недополучает от промышлен ­ ности значительные средства, что отрицательно оказы­

вается

на

выполнении

доходной

части

бюджета,

 

а

это

в свою

очередь м о ж е т повлечь

за, собой

трудности

 

в

фи-

нансироваиии - отдельных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с тем новый порядок финансирования

предо­

ставляет

определенные

преимущества

 

и

министерству.

В частности,

Миініщріиібору разрешено

не

вносить

в

бюд­

ж е т средства,

н е израсходованные до

конца

года,

а

ис­

пользовать их на, соответствующие

з а т р а т ы

в

следующем

году, что, естественно,

расширяет

возможности маневри­

р о в а н и я финансовыми ресурсами .

 

 

 

 

 

 

 

 

О р г а н и з а ц и я р а ц и о н а л ь н о г о

управления

финансами

отрасли и постоянного контроля за обеспечением полно­

ты п л а т е ж е й

в б ю д ж е т

вызвали

необходимость центра­

лизованного

порядка расчетов с

бюджетом (за,

исключе­

нием

налога, с оборота)

при сохранении взносов денеж ­

ный

средств

предприятиями, и организациями

непосред-


ственно по месту их нахождения . С 1970 г. эти расчеты производятся между Министерствам приборостроения и

Министерствам

финансов

С С С Р

по сводным

к в а р т а л ь ­

ным и годовым

бухгалтерским

отчетам,

исходя

из

ут­

в е р ж д е н н ы х нормативов

распределения

-прибыли между

о т р а с л ь ю и бюджетом (с

учетом п о н и ж а ю щ е г о коэффи ­

циента, применяемого при перевыполнении плана

при­

были более чем на, 2 % ) .

 

 

 

 

 

 

П р и перевыполнении

плановых заданий по

прибыли

министерство определяет

по всесоюзным

объединениям,

а п о с л е д н и е — п о предприятиям

суммы

дополнительных

п л а т е ж е й . Если

ж е план

прибыли з а данный

период не

был

выполнен о т р а с л ь ю в целом, министерство' обязано

внести средства в б ю д ж е т

за счет

собственных

резервов,

а в

д а л ь н е й ш е м — л и б о

получить

возмещение

от соот­

ветствующих объединений, либо сократить расходы, пре ­

дусмотренные

их

финансовыми планами .

Аналогичным

о б р а з о м должны

поступать

объединения по

отношению

к подчиненным

предприятиям .

 

 

Однако не. следует думать, что всесоюзное

объедине­

ние при такой системе расчетов выполняет

лишь посред­

нические функции. Г л а в н а я

'идея централизованной си­

стемы расчетов — повысить

ответственность

объединений

перед министерством за деятельность всего хозяйствен­ ного комплекса и его отдельных звеньев. П р и невыпол­

нении

отдельными

предприятиями

объединения

планов

по прибыли

и отсутствии

или недостаточности

у

них

средств, причитающихся б ю д ж е т у , разница между

пла­

новым

размером взноса

и фактически

внесенной

сум­

мой компенсируется

объединением

из собственных

ре­

с у р с о в — резервных

фондов. Если средства этих

фондов

будут исчерпаны, объединение обязано получить

кредит

банка

либо

перечислить

причитающуюся

с него

сумму

з а счет сокращения плановых расходов на финансиро ­

вание различных

мероприятий деятельности подотрасли .

- 'Восполняя из централизованных ресурсов с у м м ы не-

доперечислениых каким - либо заводом средств, всесоюз­

ное

объединение, по существу, кредитует э т о предприя ­

тие.

Последнее

обязано возвратить вышестоящему ор­

гану внесенные

за него

средства в

установленный

срок.

Н а такой ж е

основе

построены

расчеты м е ж д у

объе­

динениями и министерством по всем другим видам пла­ тежей из прибыли, которые обязаны производить пред-

2 Г. С. Мергелов, С. В. Поляк

33