Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пользовании любой жидкости в системе охлаждения), так и крат­ ковременный предпусковой разогрев (в течение не более 2 ч) при использовании антифриза в системе охлаждения. Параметры электрического тока, а также вся система подводки и распределе­ ния электроэнергии между потребителями должны обеспечивать необходимую эффективность подогрева двигателя для конкретных условий данной климатической зоны. Необходима гарантирован­ ная безопасность для обслуживающего персонала и полная проти­ вопожарная безопасность. Расчет мощности электронагреватель­ ных элементов следует вести с учетом укрытия двигателей утепля­ ющими чехлами.

Электронагревательный элемент для разогрева всего объема жидкости в системе охлаждения двигателя должен устанавливать­ ся в самой нижней ее части. Габаритные размеры и конструкция электронагревательных элементов, применяемых для разогрева жидкости в системе охлаждения, должны обеспечивать удобство их монтажа (и демонтажа).

Электронагревательный элемент для разогрева жидкости в си­ стеме охлаждения двигателя следует монтировать в специальном теплоизолированном снаружи бачке. Место установки нагреватель­ ного элемента должно обеспечивать достаточно интенсивную тер­ мосифонную циркуляцию нагреваемой жидкости. Конструкция электронагревательных элементов должна быть по возможности одинаковой для всех типов двигателей. Различаться нагреватели могут только по мощности.

Разогрев масла в картере двигателей должен осуществляться с помощью закрытых нагревательных элементов. Нагреватель дол­ жен быть легкосъемным. Монтировать его следует снаружи под днищем поддона масляного картера в специальной теплоизолиро­ ванной обойме. Для крепления используются картерные болты. Монтировать нагреватель внутри картера не рекомендуется. Для всех двигателей независимо от объема масла в их картерах дол­ жен применяться один тип нагревательного элемента с монтажной

обоймой. Для питания

электронагревательных элементов

допусти­

мо использовать напряжение до 220 в

при условии выполнения

всех необходимых мер

защиты против

поражения людей

током.

В сети электронагревательных элементов как для охлаждаю­ щей жидкости, так и для масла разрешается использовать только штепсельные соединения закрытого типа. Вилка соединения снаб­ жается защитной крышкой против попадания грязи, пыли, снега, влаги. Розетка с кабелем, подводящим ток от распределительной аппаратуры к вилкам нагревателей, монтируется на распредели­ тельном щите, в шкафу или колонке. Должны быть приняты меры, обеспечивающие целостность всей электрической системы подклю­ чения на случай, если водитель выедет со стоянки, забыв вынуть вилку из розетки.

На месте стоянки каждого автомобиля должно быть предусмот­ рено стационарное защитное устройство с индивидуальными про-

•103


водами заземления и зажимами (клеммами) для обеспечения на­ дежного электрического контакта с шасси автомобиля. Наружная проводка должна быть снабжена электро- и гидроизоляцией. Срок службы электрических нагревателей, датчиков температур, ава­ рийной сигнализации и прочих электрических элементов системы подогрева должен быть не менее 5 лет.

Установленные на автомобиле электронагреватели недолжны затруднять техническое обслуживание двигателя и всех других агрегатов.

Требования к оборудованию безгаражных стоянок автомобилей средствами воздухонагрева. Установки для подогрева автомобилей горячим воздухом должны обеспечивать поддержание их нормаль­ ного теплового состояния в период межсменной стоянки, а также предпусковой разогрев за время не более 2 ч. При межсменном подогреве система охлаждения двигателей должна быть полностью заполнена антифризом или водой, при предпусковом разогреве — антифризом.

Воздухонагревательные установки, помимо постоянной готов­ ности двигателя к пуску, при межсменном подогреве должны обе­ спечивать температуру воздуха в кабине (у пола) порядка 5°С, топлива в баках (для дизельных автомобилей) в зоне у топливозаборника не ниже 5°С, электролита в аккумуляторной батарее не ниже минус 5—10°С, масла в коробке передач и заднем мосту не ниже минус 15°С. При использовании зимних сортов топлив и масел предусматривается обязательный их разогрев при температурах наружного воздуха ниже —20°С.

Должны быть приняты меры защиты от попадания вредных компонентов продуктов сгорания и сажи в отсек двигателя и в ка­ бину водителя. Все воздухораздаточные окна стояков должны располагаться на одной высоте от поверхности площадки — на уровне нижней части радиатора.

Брезентовый рукав, подводящий горячий воздух от стояка к радиатору автомобиля, должен быть соединен с раздаточным сто­ яком легкосъемной резиновой манжетой (кольцом), чтобы воспре­ пятствовать поломке стояка, если водитель забудет отсоединить рукав перед троганием автомобиля с места.

Напор горячего воздуха, подводимого снизу на двигатель, дол­ жен обеспечивать подогрев нижней части радиатора и масляного картера двигателя. Тепло должно проникать в кабину водителя, а при необходимости и в салон автобуса. При любой системе пода­ чи горячего воздуха должна обеспечиваться термосифонная цир­ куляция жидкости в системе охлаждения двигателя.

Длина и сечение воздуховода должны быть рассчитаны так, чтобы обеспечить примерно одинаковое тепловое состояние всех обслуживаемых на линии подогрева автомобилей.

Требования к обрудованию безгаражных стоянок автомобилей установками с газовыми горелками инфракрасного излучения. Ста­ ционарная установка с газовыми горелками должна обеспечивать

104


при скорости ветра до 15 м/сек поддержание двигателей и дру­ гих агрегатов в заданном тепловом состоянии в межсменное время или предпусковой разогрев двигателей и агрегатов за время не более 2 ч. Система охлаждения двигателей должна быть заполне­ на антифризом или водой при межсменном подогреве и только ан­ тифризом при предпусковом разогреве.

Горелки должны надежно работать как на природном газе, так и на сжиженном. Форма и размеры горелок для жидкостных подо­ гревателей должны допускать возможность монтажа теплообменни­ ка на месте нижнего патрубка радиатора. Конструкция и вес при­ боров должны быть такими, чтобы все монтажные работы мог вы­ полнять один человек.

Теплопроизводительность горелки должна быть рассчитана на подогрев жидкости в системе охлаждения двигателя в межсменное время и разогрев масла в картере двигателя до температуры 10— 15°С за время не более 15 мин. Температурный режим работы го­ релки, а также место ее установки (под автомобилем или на ав­ томобиле) должны быть выбраны так, чтобы предотвратить разру­ шение резиновых деталей (в том числе шин и шлангов), электро­ проводки и лакокрасочных покрытий автомобиля. Должна быть гарантирована противопожарная безопасность.

Расстояние от места установки горелок до стен зданий для об­ служивания автомобилей должно быть не менее 10 м и до ограды участка не менее 2 м. При работе на сжиженном газе баллон должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от горелок ин­ фракрасного излучения и каких-либо других отопительных или обогревательных устройств, на расстоянии не менее 1 м от рубиль­ ников, выключателей, розеток.

Запрещается эксплуатировать горелки с поврежденной керами­ кой. На линии подогрева автомобилей могут находиться не более двух подключенных баллонов со сжиженным газом; неработающие баллоны должны быть убраны в специальные складские помеще­ ния. I

Категорически запрещается: оставлять работающую установку без присмотра; пользоваться огнем вблизи баллонов или емкостей сжиженного газа, использовать установку для сушки одежды, за­ громождать места расположения установок и подходы к ней. Вблизи мест работы установок с газовыми горелками необходимо иметь пенные огнетушители не менее одного на 30 автомобилей.

Во избежание воспламенения все работы по ремонту газобал­ лонного оборудования производятся только инструментом из цвет­ ного металла. Цистерны и трубопроводы должны быть тщательно заземлены для защиты от .разрядов статического электричества при наливе и сливе газа.

При вытекании из цистерн или трубопроводов большого коли­ чества жидкого газа необходимо выключить все расположенные вблизи источники огня и искр, удалить людей, сообщить о случив-

7—461

105


шемся пожарной команде и администрации, а там, где возможно,

создать паровую завесу. Система

газопроводов должна находить­

ся под землей,

а выходящие на

поверхность узлы ее должны быть

гарантированы

от повреждения

при случайном

наезде

автомобиля

любого тоннажа. Горелки должны

работать

на таком

давлении

газа, чтобы полностью исключалась возможность их использования

в бытовых газовых системах.

 

В период, когда автомобили не находятся на

стоянке, горелки

со шлангами должны храниться в специальных

запирающихся

шкафах, гарантирующих их хранение без повреждений. Устрой­ ство для зажигания горелок в стационарных установках должно быть автоматическим (подача газа должна быть синхронной с ра­ ботой воспламеняющего устройства). В случаях индивидуального зажигания каждой горелки, например переносной зажигалкой или факелом, рука человека должна находиться не менее чем в 1 м от поверхности горелки.

Длина газовых шлангов должна позволять устанавливать го­ релки в рабочем положении под любым агрегатом автомобиля без его перемещения на месте стоянки, но не более 12 м. Шланги и другие соединительные устройства между сетью и горелкой долж­ ны изготавливаться из морозо- и масло-бензостойких материалов. Следует применять шланги с внутренним диаметром 8—12 мм при работе на сжиженном газе и 12 мм при работе на природном газе.

Рукава должны соединяться со штуцерами газопровода, редук­ тором и горелками при помощи хомутиков с винтами и гайками, обеспечивающими герметичность соединения. Редуктор, установ­ ленный на баллоне со сжиженным газом, должен быть отрегули­ рован на максимальное давление, указанное в паспорте горелки данного типа, и опломбирован. Специальной регулировки редукто­ ра для горелок, работающих на открытом воздухе, не требуется.

Устройство колодцев, в которых расположены задвижные вен­ тильные устройства для включения газа, должны исключать воз­ можность их разрушения при случайном наезде на них автомоби­ ля, исключать попадания в них воды, снега, грязи и обеспечивать удобное пользование вентилями с уровня площадки. Все пробко­ вые краны установки должны иметь риски, определяющие поло­ жение крана (открыт •— закрыт)', или ограничители, позволяющие поворачивать пробку лишь на 90°.

Перед началом монтажа все шланги и газопроводы должны быть осмотрены и при наличии глубоких царапин, трещин и вмя­ тин заменены новыми. Соединения газопроводов и шлангов долж­ ны быть испытаны воздухом на прочность и герметичность в соот­ ветствии с «Правилами безопасности в газовом хозяйстве».

Присоединение установок с газовыми горелками инфракрасного излучения к действующему газопроводу или отсоединение от него, à также первоначальный пуск газа в систему газооборудования безгаражной стоянки автомобилей производится с разрешения треста по эксплуатации газовых установок.

106


Г Л А В А VI

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДСТВ ОБЛЕГЧЕ­ НИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИМОЙ

Целесообразность применения того или иного средства облег­ чения пуска двигателей в зимнее время определяется совокуп­ ностью ряда условий. В их числе экономическая эффективность (при прочих равных условиях), условия работы и содержания ав­ томобилей (продолжительность холодного периода, средние тем­ пературы наружного воздуха, работа автомобиля в отрыве от базы или с возвратом на базу, длительность межсменной стоянки, воз­ можность установки оборудования на стоянке), типы автомобилей, энергетические и материальные возможности автотранспортного предприятия.

При определении экономической эффективности учитываются эксплуатационные затраты Сэ и приведенные капиталовложения /Спр, отнесенные к одному автомобиле-месту:

С

Сэ - j - /Сп р = СѴ.э -(-

С0 .ж -f~

Сд.м - j -

С д о п -f-

Сн .а -f-

Ст .р - j - Сл

- j -

 

 

 

+

Кщ> РУбм

 

 

 

 

 

 

где

Ст затраты

на

теплоноситель

и энергию;

С 0

: , к затраты

 

на охлаждающую жидкость

(антифриз, вода);

С д . м — <

 

зарплата

дежурным механикам; СЛОп — дополнитель­

 

ные расходы на оплату труда водителя по подготовке

 

двигателя

к

пуску

зимой;

С н . а

накладные

расходы

 

и амортизационные

отчисления;

С т . р

затраты

на

 

техническое обслуживание и ремонт пускового обору­

 

дования;

Сл

стоимость уборки

льда

с

территории

 

стоянки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 22 приведен пример

расчета

затрат

на содержание

ав­

томобилей при использовании различных средств облегчения, пу­

ска. Расчет составлен на автопарк в количестве 200

автомобилей,

продолжительность зимнего

периода пять

месяцев,

температура

наружного воздуха минус

10—20°С.

 

 

 

-

Часовая заработная плата водителя автомобиля

определяется

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

г

fel Т в •

 

 

 

 

 

 

 

Фи

 

 

 

где

k\ — коэффициент,

учитывающий

доплаты

начисления;

 

Г в — тарифная

ставка

водителя, руб.;

Ф м

— месячный

 

фонд рабочего времени,

ч.

 

 

 

7*

*

107