Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

s

 

4

3

2

1

 

 

Paie. 40. Наружный электронагреватель .масла

конструкции НИИАТа :

/ — провод

для питания электронагревателя; 2 — наружный

электронагревательный э л е м е н т

ПЭ-біЮ; 3 — теплоизоляция

(асбест);

4 — защитный

кожух;

5 — лапы крепления кожуха п о я

картерпые

болты

«

 

 

 

 

ся в основном способом размещения нагревательного элемента в масляном картере.

Электронагреватель, разработанный автором в НИИАТе, обла­

дает тем преимуществом,

что он устанавливается снаружи

карте­

ра (рис. 40). Благодаря

этому исключается

необходимость

(как

это делается в транспортных предприятиях)

прорезать в картере-

отверстия для ввода электронагревателя внутрь и вывода

соеди­

нительных клемм. В случае необходимости, например при перего­

рании

спирали, электронагревательный

элемент

может

быть

лег­

ко вынут из кожуха и заменен новым. Мощность

электронагрева­

теля,

равная 500—600 вт, обеспечивает

разогрев

масла

от

*—2&

—25°С до 20—25°С в течение 15—20 мин. В качестве электронагре­ вательного элемента используется) стандартная бытовая плитка ПЭ-600 (ГОСТ 306—55) мощностью 0,6 кет при напряжении .127 и: 220 в.

Следует

иметь в виду, что разогрев масла в картере

дает нуж­

ный

эффект

только, при одновременном разогреве блока

цилинд­

ров.

Исследование процесса электроразогрева масла

по

схеме-

НИИАТа

(рис. 41) показало, что элемент мощностью 0,6 кет обе­

спечивает

повышение

температуры масла в . картере

двигателя

ЯАЗ-204 от —25 до +15°С в течение 30 мин. Этого вполне

доста­

точно для нормальной

прокачиваемое™

масла и

легкого

пуска'

двигателя. Характерно

отметить, что температура

стенок гильз ци­

линдров

(не только в верхней, но и в нижней частях)

и вклады­

шей подшипников за время подогрева

в течение 60 мин остается?

неизменной. Положение не изменилось

и при повторном экспери­

менте в более легких

температурных условиях (при —5°С)

с ис­

пользованием вдвое более мощного электронагревателя

(1,2 кет).

Температура масляной

пленки на поверхностях трения

в цилинд­

рах и в подшипниках вала не повышается даже после 60-минутно­ го разогрева масла в картере до температуры выше 60°С. Это под­ тверждает сделанный ранее вывод о том, что даже интенсивный разогрев одного только масла в картере двигателя не может об­ легчить пуск двигателей в зимнее время, так как при этом не сни-

99Ï



Р.ис. 41.

Изменение

температуры

двигателя

ЯАЗ-204і

лрн

разогреве

ма<сла

в

картере

эле іст.р он апре вател ем :

 

 

 

 

/ — нопытан-ия

при

 

температуре

окружаю ­

щего воздуха

— 5 Ч С

«

мощности

«аіпрева-

гельиого

элемента

4,2 кет; ff

— п р и

темпе­

ратуре воздуха —

1

1

мощности

Oj6 кат;

Iff—орл

температуре

—І5Ч С

н

'Мощности

0,6' кет;

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — верх стопки 3-го цилиндра; 2—

низ

стенки 3-го

цнліііідра;

3 — вкладыш

крышки

3-го

коренного

подшипника; -/ — масло

вблизи маслоприемника

 

 

 

 

 

 

 

I

жается сопротивление прокручиванию

вала при

пуске

(застывшая

смазка в узлах трения не продавливается горячей смазкой из кар­ тера) и не нагревается камера сгорания (не улучшается смесеоб­ разование) .

Поэтому разогрев масла в картере нельзя считать самостоя­ тельным средством облегчения пуска двигателя. Его можно рас­ сматривать лишь как дополнительную меру к разогреву блока дви­ гателя, как средство снижения послепусковых износов, благодаря быстрому поступлению горячей смазки к цилиндрам работающего двигателя, непосредственно после пуска.

Анализ работы средств электронагрева и проведенные исследо­ вания позволяют сформулировать их преимущества и недостатки. Внедрение методов электроподогрева в практику работы автохо­ зяйств требует меньших, чем при внедрении других групповых средств подогрева, капитальных затрат. Наибольшие затраты при­ ходятся на устройство электроразводящей сети. Большое значение имеют простота конструкции нагревательных элементов, их деше­ визна, удобства в пользовании, наличие уже организованного их промышленного изготовления. Электроподогреватели отличаются большой надежностью в работе и большим сроком службы. Внед­ рение системы электроподогрева исключает ряд трудоемких опера­ ций, выполняемых водителем (например, ежедневную заправку си­ стемы охлаждения водой). Эксплуатация электронагревательных приборов не связана с какими-либо вредными выделениями в ат­ мосферу, отражающимися на здоровье людей. Использование электроэнергии в качестве источника тепла практически доступно

каждому автохозяйству. В то

же время

электроподогрев

может

обеспечить лишь ограниченное

тепловое

воздействие (на

блок

двигателя и масло в картере),

тогда

как

воздухоподогрев

дает

возможность общего разогрева

всего

автомобиля. Использование

средств электроподогрева практически невозможно при нахожде­ нии автомобиля в отрыве от базы. За работающими электроприбо­ рами необходим постоянный контроль. Особенно важно следить за состоянием электросети и устройств, обеспечивающих безопасность

против

поражений током (при использовании напряжения

выше

60 в).

Эффективность электроразогрева и электроподогрева

также

J00


относительно мала, особенно для двигателей большого веса в свя­ зи с вынужденными ограничениями мощности нагревателей. Усложняется и аварийная система сигнализации, приборы которой приходится устанавливать на всех автомобилях ъ случае исполь­ зования воды в охлаждающей системе.

Т Р Е Б О В А Н И Я К Т Е П Л О Т Е Х Н И Ч Е С К О М У О Б О Р У Д О В А Н И Ю Б Е З Г А Р А Ж ­ НЫХ С Т О Я Н О К А В Т О М О Б И Л Е Й

В различных ведомствах страны работает большое число про­ ектных организаций, занимающихся проектированием автомобиль­ ных гаражей. Нередко в целях удешевления и сокращения сроков проектирования и строительства независимо от климатической зо­ ны предусматривается содержание автомобилей в межсменное вре­ мя на открытых площадках. Однако, как правило, вопросам осна­ щения стоянки автомобилей групповыми средствами подогрева не уделяется внимание.

Обычно ссылаются на то, что автомобильная промышленность обязана оборудовать все автомобили индивидуальными предпуско­ выми подогревателями, а на снабжении транспорта должны быть зимние сорта топлив и масел. Однако до настоящего времени в народное хозяйство поступают автомобили без нагревателей. В ре­ зультате многие автотранспортные предприятия вынуждены са­ мостоятельно без необходимых расчетных обоснований обустраи­ вать открытые площадки для автомобилей средствами группового подогрева двигателей.

Незнание ряда специфических, технических требований к тепло­ техническому оборудованию автомобильных стоянок нередко при­ водит к тому, что в автотранспортных предприятиях создаются малоэффективные неэкономичные установки. Опираясь на опыт эксплуатации и собственные исследования, автор разработал в НИИАТе технические требования к некоторым типам безгаражных стоянок автомобилей, к теплотехническому их обустройству и к на­ гревательной аппаратуре.

Наиболее перспективными для крупных автотранспортных предприятий следует считать групповые средства разогрева и по­ догрева автомобилей горячим воздухом, газовыми горелками и электроэнергией. (Поэтому целесообразно рассмотреть две группы требований: общие для всех средств и специфические, характер­ ные для каждого из них.

Общие требования к оборудованию безгаражных стоянок авто­ мобилей средствами подогрева. Под безгаражной стоянкой автомо­ билей следует понимать открытую площадку для хранения (со­ держания) автомобилей в межсменное время, оборудованную не­ обходимым комплексом средств (освещение, заправка, подогрев и пр.), обеспечивающих быструю подготовку подвижного состава к работе.

101


Безгаражная стоянка автомобилей (со всем своим строительнотехническим комплексом) должна удовлетворять следующим тре­ бованиям.

Применяемые способы подогрева автомобилей должны быть экономичными, удобными в эксплуатации и безопасными для об-

-служивающего персонала и автомобилей. Стоимость безгаражной стоянки автомобилей, оборудованной групповыми средствами меж­ сменного подогрева (например, воздухоподогревом), не должна

превышать 60—65% стоимости простейшего отапливаемого гара­ жа-стоянки для такого же количества и тех же типов автомоби­ лей.

Теплотехническое оборудование стоянки должно обеспечивать необходимый разогрев двигателей и других агрегатов и узлов ав­ томобилей, гарантирующий быстрый пуск двигателей и легкое трогаиие автомобилей с места при минимальном удельном расхо­ довании тепловой энергии*. Независимо от климатических усло­ вий все способы разогрева (подогрева) автомобилей в зимнее время должны обеспечивать следующее тепловое состояние двига­ теля: температуру охлаждающей жидкости в рубашке головки блока цилиндров порядка 25—30°С, температуру масла в картере 10—15°С, температуру воздуха у воздушного фильтра порядка 25—30°С. Все операции по межсменному подогреву автомобиля должны проводиться без участия водителя и до начала его рабо­ чего дня.

На территории безгаражной стоянки организуется только один способ группового подогрева для всего подвижного состава авто­ транспортного предприятия в целях удешевления и упрощения строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта. Оборудо­ вание для группового подогрева должно обеспечивать свободную, без маневрирования, постановку автомобилей на место и выезд на линию. Интенсивность освещения стоянки должна позволять води­ телям и другому персоналу хозяйства нормально проводить все операции по осмотру и подготовке двигателей к пуску и выезду автомобилей' на линию.

Межсмениый подогрев двигателей должен обеспечивать обяза­ тельное сохранение охлаждающей жидкости (в том числе и воды) в системе охлаждения двигателей и в системе отопления автобусов на все время стоянки. Необходима четкая организация аварийной звуковой и световой сигнализации нагревательной установки, авто­ матически включающейся при недопустимом снижении или повы­ шении температуры в зонах подогрева.

Требования к оборудованию безгаражных стоянок автомобилей средствами электронагрева. Электронагревательные приборы долж­ ны обеспечивать как режим работы с непрерывным подогревом двигателя в течение межсменной стоянки автомобилей (при ис-

 

*

Удельный р а с х о д

тепловой энергии удобно

выражать

количеством тепла

ккал),

расходуемого

« а раз'олрев ^ішдолрев) '1

кг массы

агрегатов автомоби­

ля

в

1:

ч.

 

 

 

102