Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
s
|
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
Paie. 40. Наружный электронагреватель .масла |
конструкции НИИАТа : |
|||||
/ — провод |
для питания электронагревателя; 2 — наружный |
электронагревательный э л е м е н т |
||||
ПЭ-біЮ; 3 — теплоизоляция |
(асбест); |
4 — защитный |
кожух; |
5 — лапы крепления кожуха п о я |
||
картерпые |
болты |
« |
|
|
|
|
ся в основном способом размещения нагревательного элемента в масляном картере.
Электронагреватель, разработанный автором в НИИАТе, обла
дает тем преимуществом, |
что он устанавливается снаружи |
карте |
|
ра (рис. 40). Благодаря |
этому исключается |
необходимость |
(как |
это делается в транспортных предприятиях) |
прорезать в картере- |
||
отверстия для ввода электронагревателя внутрь и вывода |
соеди |
нительных клемм. В случае необходимости, например при перего
рании |
спирали, электронагревательный |
элемент |
может |
быть |
лег |
ко вынут из кожуха и заменен новым. Мощность |
электронагрева |
||||
теля, |
равная 500—600 вт, обеспечивает |
разогрев |
масла |
от |
*—2& |
—25°С до 20—25°С в течение 15—20 мин. В качестве электронагре вательного элемента используется) стандартная бытовая плитка ПЭ-600 (ГОСТ 306—55) мощностью 0,6 кет при напряжении .127 и: 220 в.
Следует |
иметь в виду, что разогрев масла в картере |
дает нуж |
||
ный |
эффект |
только, при одновременном разогреве блока |
цилинд |
|
ров. |
Исследование процесса электроразогрева масла |
по |
схеме- |
НИИАТа |
(рис. 41) показало, что элемент мощностью 0,6 кет обе |
|||||
спечивает |
повышение |
температуры масла в . картере |
двигателя |
|||
ЯАЗ-204 от —25 до +15°С в течение 30 мин. Этого вполне |
доста |
|||||
точно для нормальной |
прокачиваемое™ |
масла и |
легкого |
пуска' |
||
двигателя. Характерно |
отметить, что температура |
стенок гильз ци |
||||
линдров |
(не только в верхней, но и в нижней частях) |
и вклады |
||||
шей подшипников за время подогрева |
в течение 60 мин остается? |
|||||
неизменной. Положение не изменилось |
и при повторном экспери |
|||||
менте в более легких |
температурных условиях (при —5°С) |
с ис |
||||
пользованием вдвое более мощного электронагревателя |
(1,2 кет). |
|||||
Температура масляной |
пленки на поверхностях трения |
в цилинд |
рах и в подшипниках вала не повышается даже после 60-минутно го разогрева масла в картере до температуры выше 60°С. Это под тверждает сделанный ранее вывод о том, что даже интенсивный разогрев одного только масла в картере двигателя не может об легчить пуск двигателей в зимнее время, так как при этом не сни-
99Ï
Р.ис. 41. |
Изменение |
температуры |
двигателя |
|||||
ЯАЗ-204і |
лрн |
разогреве |
ма<сла |
в |
картере |
|||
эле іст.р он апре вател ем : |
|
|
|
|
||||
/ — нопытан-ия |
при |
|
температуре |
окружаю |
||||
щего воздуха |
— 5 Ч С |
« |
мощности |
«аіпрева- |
||||
гельиого |
элемента |
4,2 кет; ff |
— п р и |
темпе |
||||
ратуре воздуха — |
1 |
1 |
мощности |
Oj6 кат; |
||||
Iff—орл |
температуре |
—І5Ч С |
н |
'Мощности |
||||
0,6' кет; |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — верх стопки 3-го цилиндра; 2— |
низ |
стенки 3-го |
||||||
цнліііідра; |
3 — вкладыш |
крышки |
3-го |
коренного |
||||
подшипника; -/ — масло |
вблизи маслоприемника |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
жается сопротивление прокручиванию |
вала при |
пуске |
(застывшая |
смазка в узлах трения не продавливается горячей смазкой из кар тера) и не нагревается камера сгорания (не улучшается смесеоб разование) .
Поэтому разогрев масла в картере нельзя считать самостоя тельным средством облегчения пуска двигателя. Его можно рас сматривать лишь как дополнительную меру к разогреву блока дви гателя, как средство снижения послепусковых износов, благодаря быстрому поступлению горячей смазки к цилиндрам работающего двигателя, непосредственно после пуска.
Анализ работы средств электронагрева и проведенные исследо вания позволяют сформулировать их преимущества и недостатки. Внедрение методов электроподогрева в практику работы автохо зяйств требует меньших, чем при внедрении других групповых средств подогрева, капитальных затрат. Наибольшие затраты при ходятся на устройство электроразводящей сети. Большое значение имеют простота конструкции нагревательных элементов, их деше визна, удобства в пользовании, наличие уже организованного их промышленного изготовления. Электроподогреватели отличаются большой надежностью в работе и большим сроком службы. Внед рение системы электроподогрева исключает ряд трудоемких опера ций, выполняемых водителем (например, ежедневную заправку си стемы охлаждения водой). Эксплуатация электронагревательных приборов не связана с какими-либо вредными выделениями в ат мосферу, отражающимися на здоровье людей. Использование электроэнергии в качестве источника тепла практически доступно
каждому автохозяйству. В то |
же время |
электроподогрев |
может |
|
обеспечить лишь ограниченное |
тепловое |
воздействие (на |
блок |
|
двигателя и масло в картере), |
тогда |
как |
воздухоподогрев |
дает |
возможность общего разогрева |
всего |
автомобиля. Использование |
средств электроподогрева практически невозможно при нахожде нии автомобиля в отрыве от базы. За работающими электроприбо рами необходим постоянный контроль. Особенно важно следить за состоянием электросети и устройств, обеспечивающих безопасность
против |
поражений током (при использовании напряжения |
выше |
60 в). |
Эффективность электроразогрева и электроподогрева |
также |
J00
относительно мала, особенно для двигателей большого веса в свя зи с вынужденными ограничениями мощности нагревателей. Усложняется и аварийная система сигнализации, приборы которой приходится устанавливать на всех автомобилях ъ случае исполь зования воды в охлаждающей системе.
Т Р Е Б О В А Н И Я К Т Е П Л О Т Е Х Н И Ч Е С К О М У О Б О Р У Д О В А Н И Ю Б Е З Г А Р А Ж НЫХ С Т О Я Н О К А В Т О М О Б И Л Е Й
В различных ведомствах страны работает большое число про ектных организаций, занимающихся проектированием автомобиль ных гаражей. Нередко в целях удешевления и сокращения сроков проектирования и строительства независимо от климатической зо ны предусматривается содержание автомобилей в межсменное вре мя на открытых площадках. Однако, как правило, вопросам осна щения стоянки автомобилей групповыми средствами подогрева не уделяется внимание.
Обычно ссылаются на то, что автомобильная промышленность обязана оборудовать все автомобили индивидуальными предпуско выми подогревателями, а на снабжении транспорта должны быть зимние сорта топлив и масел. Однако до настоящего времени в народное хозяйство поступают автомобили без нагревателей. В ре зультате многие автотранспортные предприятия вынуждены са мостоятельно без необходимых расчетных обоснований обустраи вать открытые площадки для автомобилей средствами группового подогрева двигателей.
Незнание ряда специфических, технических требований к тепло техническому оборудованию автомобильных стоянок нередко при водит к тому, что в автотранспортных предприятиях создаются малоэффективные неэкономичные установки. Опираясь на опыт эксплуатации и собственные исследования, автор разработал в НИИАТе технические требования к некоторым типам безгаражных стоянок автомобилей, к теплотехническому их обустройству и к на гревательной аппаратуре.
Наиболее перспективными для крупных автотранспортных предприятий следует считать групповые средства разогрева и по догрева автомобилей горячим воздухом, газовыми горелками и электроэнергией. (Поэтому целесообразно рассмотреть две группы требований: общие для всех средств и специфические, характер ные для каждого из них.
Общие требования к оборудованию безгаражных стоянок авто мобилей средствами подогрева. Под безгаражной стоянкой автомо билей следует понимать открытую площадку для хранения (со держания) автомобилей в межсменное время, оборудованную не обходимым комплексом средств (освещение, заправка, подогрев и пр.), обеспечивающих быструю подготовку подвижного состава к работе.
101
Безгаражная стоянка автомобилей (со всем своим строительнотехническим комплексом) должна удовлетворять следующим тре бованиям.
Применяемые способы подогрева автомобилей должны быть экономичными, удобными в эксплуатации и безопасными для об-
-служивающего персонала и автомобилей. Стоимость безгаражной стоянки автомобилей, оборудованной групповыми средствами меж сменного подогрева (например, воздухоподогревом), не должна
превышать 60—65% стоимости простейшего отапливаемого гара жа-стоянки для такого же количества и тех же типов автомоби лей.
Теплотехническое оборудование стоянки должно обеспечивать необходимый разогрев двигателей и других агрегатов и узлов ав томобилей, гарантирующий быстрый пуск двигателей и легкое трогаиие автомобилей с места при минимальном удельном расхо довании тепловой энергии*. Независимо от климатических усло вий все способы разогрева (подогрева) автомобилей в зимнее время должны обеспечивать следующее тепловое состояние двига теля: температуру охлаждающей жидкости в рубашке головки блока цилиндров порядка 25—30°С, температуру масла в картере 10—15°С, температуру воздуха у воздушного фильтра порядка 25—30°С. Все операции по межсменному подогреву автомобиля должны проводиться без участия водителя и до начала его рабо чего дня.
На территории безгаражной стоянки организуется только один способ группового подогрева для всего подвижного состава авто транспортного предприятия в целях удешевления и упрощения строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта. Оборудо вание для группового подогрева должно обеспечивать свободную, без маневрирования, постановку автомобилей на место и выезд на линию. Интенсивность освещения стоянки должна позволять води телям и другому персоналу хозяйства нормально проводить все операции по осмотру и подготовке двигателей к пуску и выезду автомобилей' на линию.
Межсмениый подогрев двигателей должен обеспечивать обяза тельное сохранение охлаждающей жидкости (в том числе и воды) в системе охлаждения двигателей и в системе отопления автобусов на все время стоянки. Необходима четкая организация аварийной звуковой и световой сигнализации нагревательной установки, авто матически включающейся при недопустимом снижении или повы шении температуры в зонах подогрева.
Требования к оборудованию безгаражных стоянок автомобилей средствами электронагрева. Электронагревательные приборы долж ны обеспечивать как режим работы с непрерывным подогревом двигателя в течение межсменной стоянки автомобилей (при ис-
|
* |
Удельный р а с х о д |
тепловой энергии удобно |
выражать |
количеством тепла |
|
(в |
ккал), |
расходуемого |
« а раз'олрев ^ішдолрев) '1 |
кг массы |
агрегатов автомоби |
|
ля |
в |
1: |
ч. |
|
|
|
102