Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

указано, какая информация откуда исходит и куда она поступает.

Учет и обработка статистической информации состо­ ит из следующих основных этапов:

—• накопления и систематизации информации по от­ казам в методически определенном порядке;

Разрабатывающие

Эксплуатирующие

 

Ремонтные

г"н

организации

организации

 

заводы и

базы

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

ОГК

Отдел

ПроизЗод-

ОТК

ОГТ

Энсплуатаци-

 

надеж­

ственные

онно-ремонт­

 

 

ности

цехи

 

 

ный

отдел

 

 

19

 

 

 

13

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѣ

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

.

1 I

7

 

 

 

 

I——[r/U—.

 

 

 

Рис. 3. 2. Схема прохождения информации о надежности при эксплу­ атации HB:

/—карточки отказов; 2—конструктивные приказы разработчика: 3—протоколы типовых испытаний; 4—протоколы приемо-сдаточных испытаний; 5—протоколы

приемо-сдаточных испытаний заказчика; б—протоколы профилактических разбо­ рок; 7—протоколы испытаний на надежность; «—конструктивные приказы заво­ да; 9—заключения о причинах отказов в производстве; 10—протоколы результа­ тов исследований; //—технические бюллетени; 12—акты инспекторского контро­ ля; 13—технологические приказы; 14—конструктивно-технологические приказы; 15—технические акты без предъявления санкции; 16— акты износа деталей и узлов после гарантийного срока; 17—акты износа деталей и узлов после отра­

ботки ресурса; 18—рекламационные акты; 19 — отчеты и рекомендации

качественного анализа и координирования сведе­ ний об отказах в специальных карточках учета информа­ ции и хранения;

подготовки статистического материала об отказах для обработки его с помощью средств вычислительной

техники (изготовление перфокарт и т. п.) в соответствии

спринятой технологией;

определения количественных показателей надеж-

66


ности HB за определенный календарный период эксплу­ атации (для оперативной оценки надежности) ;

определения характеристик надежности HB в за­ висимости от наработки (для более подробной периоди­ ческой оценки надежности) ;

специальной статистической обработки данных с целью определения необходимого объема испытаний для подтверждения заданного уровня надежности, количест­ венной оценки влияния конструктивных доработок на по­ казатели надежности создаваемых изделий и т. п.

Поступающий поток информации группируется по ти­ пам HB. Внутри каждого типа HB устанавливаются ви­ ды отказов вследствие таких причин:

недоработки конструкции;

некачественной технологии;

несоблюдения технической документации в процес­ се изготовления;

наличия некачественных комплектующих элемен­

тов;

нарушения условий эксплуатации.

Первичная обработка сведений проводится на основе систематизации карточек учета отказов.

Способы первичной обработки статистической инфор­ мации и формы представления результатов такой обра­ ботки многообразны, и их выбор определяется конкрет­ ной целью, для которой предназначаются статистические данные.

При накоплении большого количества карточек отка­ зов ручная обработка по выделению и суммированию оп­ ределенных признаков из совокупности карточек стано­ вится трудоемкой и малопроизводительной. В этом слу­ чае применяют обработку при помощи вычислительной машины. В случае отсутствия вычислительной машины по обработке статистической информации по отказам ра­ бота в достаточной степени облегчается применением перфокарт и виброселектора.

На основании статистического анализа информации по отказам определяются:

наработка на отказ Т;

интенсивность отказов Я (для неремонтируемых

изделий) или со (для ремонтируемых изделий);

— вероятность безотказной работы P(t);

— границы доверительного интервала (ЯВерх и Рнижн) •

3*

67


Если направление доработок выбрано правильно, то типичным будет график, изображенный на рис. 3. 3, где поток отказов распределяется в зависимости от года экс­ плуатации и года выпуска изделия.

По кривой для изделий 1-го года выпуска видно, что наибольшее уменьшение параметра потока отказов про-

Ѵч

\\\ ч

\ \

 

 

 

 

 

 

\\

\

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

VV-\\

 

 

 

 

 

ю

 

\\ \ч

ч

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

Чч

 

 

 

 

 

 

 

\ ч

чч

 

 

 

 

 

\\

 

 

 

 

 

 

 

 

ч.

,5-й

год

 

 

 

 

 

 

. 1-й

-

 

 

 

 

 

 

.2-й

-

 

 

 

 

 

 

3- й

-

 

 

 

 

 

 

4- й год

1-й

 

2-й

3-й

 

4-й

5-й

 

 

 

Год

бы пуска

 

 

Рис. 3.3. График

интенсивности

отказов в

зависимости

от года

эксплуатации и года выпуска

 

исходит на 2-й год эксплуатации. Это объясняется тем, что в 1-й год эксплуатации изделия наблюдается еще много отказов, вызываемых освоением изделия в эксплу­ атации. В дальнейшем число подобных отказов уменьша­ ется, и параметр потока отказов стремится к некоторой постоянной величине в связи с тем, что в пределах срока гарантии в HB, как правило, признаков износа не наблю­ дается, так как срок гарантии значительно меньше ре­ сурса.


Г л а в а IV МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ HB

4. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Инженерные методы расчета надежности позволяют оценивать ожидаемую надежность узлов, блоков и сис­ тем на стадии проектирования аппаратуры, а также действительную их надежность в процессе эксплу­ атации.

Результаты этих расчетов используются для обеспе­ чения заданного уровня надежности аппаратуры на ста­ дии проектирования и изготовления, для оценки эффек­ тивности функционирования в процессе эксплуатации, а также для построения научно обоснованной системы организации ремонта.

Существует несколько разновидностей методов расче­ та надежности. В основу их могут быть положены сле­ дующие признаки: класс аппаратуры, характер и преоб­ ладающий вид отказов, вид закона распределения време­ ни безотказной работы элементов, способ соединения эле­ ментов в системе, степень точности и достоверности рас­ четов [36, 55].

Сущность расчета надежности в основном заключа­ ется в определении численных значений основных пока­ зателей надежности. Имея в виду, что HB является уст­ ройствами восстанавливаемыми, к таким показателям можно отнести, например, наработку на отказ Т и веро­ ятность безотказной работы P(t).

Знание количественных значений надежности дает возможность объективно сравнить надежность различ­ ных устройств, предназначенных для выполнения одно­ типных функций, оценить влияние условий работы, режи­ ма использования, срока службы и мероприятий, прово­ димых для совершенствования аппаратуры, на надеж­ ность. -

К основным количественным показателям надежнос­ ти следует отнести: . • •

69


—• вероятность безотказной работы за определенное время P(t) ;

параметр потока отказов (ù{t);

интенсивность отказов X(t) ;

наработку на отказ Т;

коэффициент готовности kr;

коэффициент технического использования &т .и-

Вероятность безотказной работы изделия за время t—

вероятность того, что ів заданном интервале времени или в пределах заданной наработки не возникнет отказ из­ делия:

P(t)=P[x>t)

= ] f(x)dx,

(4.1)

 

t

 

где f ( x ) —плотность распределения вероятности

безот­

казной работы изделия за время т.

 

Вероятность безотказной работы определяется статис­

тической оценкой

 

 

* ( 0 = = _ l W

( 4.2)

где n(t) —число элементов, не отказавших к моменту t; N0 — число исправных образцов в начале испыта­

ния.

С ростом No функция P*(t) равномерно приближает­ ся к функции Р (t) и для больших N

Вероятность безотказной работы P(t) является наи­ более распространенной количественной характеристикой надежности и обладает рядом достоинств, так как она ха­ рактеризует изменение надежности аппаратуры во вре­ мени, охватывает большинство факторов, существенно влияющих на надежность аппаратуры, и поэтому доста­ точно полно характеризует надежность. Сравнительно просто она может быть получена расчетным путем до изготовления системы, что позволяет выбрать оптималь­ ную по надежности структуру системы и ее принципиаль­ ную схему, и является удобной характеристикой как для элементов, так и сложных систем.

Интенсивность отказов %{t) — вероятность отказа неремонтируемого изделия в единицу времени после данно-

70