Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
указано, какая информация откуда исходит и куда она поступает.
Учет и обработка статистической информации состо ит из следующих основных этапов:
—• накопления и систематизации информации по от казам в методически определенном порядке;
~Н |
Разрабатывающие |
Эксплуатирующие |
|
Ремонтные |
|||
г"н |
организации |
организации |
|
заводы и |
базы |
||
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
ОГК |
Отдел |
ПроизЗод- |
ОТК |
ОГТ |
Энсплуатаци- |
|
|
надеж |
ственные |
онно-ремонт |
||||
|
|
ности |
цехи |
|
|
ный |
отдел |
|
|
19 |
|
|
|
13 |
15 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Ѣ |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
. |
1 I |
*Н |
7 |
|
|
|
|
I——[r/U—. |
|
|
|
Рис. 3. 2. Схема прохождения информации о надежности при эксплу атации HB:
/—карточки отказов; 2—конструктивные приказы разработчика: 3—протоколы типовых испытаний; 4—протоколы приемо-сдаточных испытаний; 5—протоколы
приемо-сдаточных испытаний заказчика; б—протоколы профилактических разбо рок; 7—протоколы испытаний на надежность; «—конструктивные приказы заво да; 9—заключения о причинах отказов в производстве; 10—протоколы результа тов исследований; //—технические бюллетени; 12—акты инспекторского контро ля; 13—технологические приказы; 14—конструктивно-технологические приказы; 15—технические акты без предъявления санкции; 16— акты износа деталей и узлов после гарантийного срока; 17—акты износа деталей и узлов после отра
ботки ресурса; 18—рекламационные акты; 19 — отчеты и рекомендации
—качественного анализа и координирования сведе ний об отказах в специальных карточках учета информа ции и хранения;
—подготовки статистического материала об отказах для обработки его с помощью средств вычислительной
техники (изготовление перфокарт и т. п.) в соответствии
спринятой технологией;
—определения количественных показателей надеж-
66
ности HB за определенный календарный период эксплу атации (для оперативной оценки надежности) ;
—определения характеристик надежности HB в за висимости от наработки (для более подробной периоди ческой оценки надежности) ;
—специальной статистической обработки данных с целью определения необходимого объема испытаний для подтверждения заданного уровня надежности, количест венной оценки влияния конструктивных доработок на по казатели надежности создаваемых изделий и т. п.
Поступающий поток информации группируется по ти пам HB. Внутри каждого типа HB устанавливаются ви ды отказов вследствие таких причин:
—недоработки конструкции;
—некачественной технологии;
—несоблюдения технической документации в процес се изготовления;
—наличия некачественных комплектующих элемен
тов;
—нарушения условий эксплуатации.
Первичная обработка сведений проводится на основе систематизации карточек учета отказов.
Способы первичной обработки статистической инфор мации и формы представления результатов такой обра ботки многообразны, и их выбор определяется конкрет ной целью, для которой предназначаются статистические данные.
При накоплении большого количества карточек отка зов ручная обработка по выделению и суммированию оп ределенных признаков из совокупности карточек стано вится трудоемкой и малопроизводительной. В этом слу чае применяют обработку при помощи вычислительной машины. В случае отсутствия вычислительной машины по обработке статистической информации по отказам ра бота в достаточной степени облегчается применением перфокарт и виброселектора.
На основании статистического анализа информации по отказам определяются:
—наработка на отказ Т;
—интенсивность отказов Я (для неремонтируемых
изделий) или со (для ремонтируемых изделий);
— вероятность безотказной работы P(t);
— границы доверительного интервала (ЯВерх и Рнижн) •
3* |
67 |
Если направление доработок выбрано правильно, то типичным будет график, изображенный на рис. 3. 3, где поток отказов распределяется в зависимости от года экс плуатации и года выпуска изделия.
По кривой для изделий 1-го года выпуска видно, что наибольшее уменьшение параметра потока отказов про-
Ѵч
\\\ ч |
\ \ |
|
|
|
|
|
|
\\ |
\ |
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
V—V-\\ |
|
|
|
|
|
||
ю |
|
\\ \ч |
ч |
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
||
|
|
|
Чч |
|
|
|
|
|
|
|
\ ч |
чч |
|
|
|
|
|
|
\\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч. |
,5-й |
год |
|
|
|
|
|
|
. 1-й |
- |
|
|
|
|
|
|
.2-й |
- |
|
|
|
|
|
|
3- й |
- |
|
|
|
|
|
|
4- й год |
|
1-й |
|
2-й |
3-й |
|
4-й |
5-й |
|
|
|
Год |
бы пуска |
|
|
||
Рис. 3.3. График |
интенсивности |
отказов в |
зависимости |
||||
от года |
эксплуатации и года выпуска |
|
исходит на 2-й год эксплуатации. Это объясняется тем, что в 1-й год эксплуатации изделия наблюдается еще много отказов, вызываемых освоением изделия в эксплу атации. В дальнейшем число подобных отказов уменьша ется, и параметр потока отказов стремится к некоторой постоянной величине в связи с тем, что в пределах срока гарантии в HB, как правило, признаков износа не наблю дается, так как срок гарантии значительно меньше ре сурса.
Г л а в а IV МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ HB
4. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Инженерные методы расчета надежности позволяют оценивать ожидаемую надежность узлов, блоков и сис тем на стадии проектирования аппаратуры, а также действительную их надежность в процессе эксплу атации.
Результаты этих расчетов используются для обеспе чения заданного уровня надежности аппаратуры на ста дии проектирования и изготовления, для оценки эффек тивности функционирования в процессе эксплуатации, а также для построения научно обоснованной системы организации ремонта.
Существует несколько разновидностей методов расче та надежности. В основу их могут быть положены сле дующие признаки: класс аппаратуры, характер и преоб ладающий вид отказов, вид закона распределения време ни безотказной работы элементов, способ соединения эле ментов в системе, степень точности и достоверности рас четов [36, 55].
Сущность расчета надежности в основном заключа ется в определении численных значений основных пока зателей надежности. Имея в виду, что HB является уст ройствами восстанавливаемыми, к таким показателям можно отнести, например, наработку на отказ Т и веро ятность безотказной работы P(t).
Знание количественных значений надежности дает возможность объективно сравнить надежность различ ных устройств, предназначенных для выполнения одно типных функций, оценить влияние условий работы, режи ма использования, срока службы и мероприятий, прово димых для совершенствования аппаратуры, на надеж ность. -
К основным количественным показателям надежнос ти следует отнести: . • •
69
—• вероятность безотказной работы за определенное время P(t) ;
—параметр потока отказов (ù{t);
—интенсивность отказов X(t) ;
—наработку на отказ Т;
—коэффициент готовности kr;
—коэффициент технического использования &т .и-
Вероятность безотказной работы изделия за время t—
вероятность того, что ів заданном интервале времени или в пределах заданной наработки не возникнет отказ из делия:
P(t)=P[x>t) |
= ] f(x)dx, |
(4.1) |
|
t |
|
где f ( x ) —плотность распределения вероятности |
безот |
|
казной работы изделия за время т. |
|
|
Вероятность безотказной работы определяется статис |
||
тической оценкой |
|
|
* ( 0 = = _ l W |
( 4.2) |
где n(t) —число элементов, не отказавших к моменту t; N0 — число исправных образцов в начале испыта
ния.
С ростом No функция P*(t) равномерно приближает ся к функции Р (t) и для больших N
"о
Вероятность безотказной работы P(t) является наи более распространенной количественной характеристикой надежности и обладает рядом достоинств, так как она ха рактеризует изменение надежности аппаратуры во вре мени, охватывает большинство факторов, существенно влияющих на надежность аппаратуры, и поэтому доста точно полно характеризует надежность. Сравнительно просто она может быть получена расчетным путем до изготовления системы, что позволяет выбрать оптималь ную по надежности структуру системы и ее принципиаль ную схему, и является удобной характеристикой как для элементов, так и сложных систем.
Интенсивность отказов %{t) — вероятность отказа неремонтируемого изделия в единицу времени после данно-
70