Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го момента времени, при условии, что отказ до этого мо­ мента не возник. Определяется она из уравнения

Х(/)= .

Р '(О

(4.3)

 

Р(()

Величина k(t) может быть определена по результа­ там испытаний. Если число образцов N0 — велико, a At мало, то

Р' (0

_

Р (t)—P(t

+ At)

Р (t)

 

MP

(t)

n(t)—n(t

+ At)

 

 

Nr,

 

An

At

n(t)

 

Atn (t)

где n(t) —число элементов, не отказавших к моменту t;

An— число отказов на участке (t, t+At).

Итак, если

достаточно мало, a An при этом велико,

то

 

 

 

 

 

 

An

(4.4)

 

Atn

(t)

 

 

Изменение интенсивности отказов системы во време­

ни изображается

кривой (рис. 4. 1), которая

имеет три

характерных участка: от 0 до U — приработка; от tx до

— нормальная

работа; от ti

и далее — старение.

Для интенсивности отказов

большинства

элементов

HB характерно свойство К=const

в периоде

нормальной

работы. Интенсивность отказов является локальной ха­

рактеристикой,

определяю­

 

 

 

 

 

 

щей надежность

элемента в

 

 

 

 

 

 

каждый

момент

 

времени.

 

 

 

 

 

 

Обычно

численное

значение

 

 

 

 

 

 

интенсивности

отказов

эле­

 

 

 

 

 

 

ментов значительно

меньше

 

 

 

 

 

 

единицы. Поэтому часто для

 

 

 

 

 

 

удобства

и наглядности ин­

 

±j1

À=const

 

I

 

тенсивность

отказов

выра- 0

_,

іг

-t

жают в

процентах

отказав­

 

 

 

 

 

 

ших элементов на 1000 ч ра-

, , т г

Г ^

 

Г

^ и

боты, пользуясь

очевидным

^

^

 

соотношением

 

 

 

 

 

от времени

 

 

 

71


Х[% на 1000 ч] = А[10-5 1/ч].

Для ремонтируемых изделий определяют среднее число отказов до наработки t:

N

2 ті ( о

N

где trii(t) —число отказов і-го изделия к моменту t; N — количество изделий.

В пределе получаем характеристику потока отказов

N

 

 

2 т і

( о

 

/ / ( / ) = lim

.

(4.5)

Параметром потока отказов a(t) называется среднее количество отказов ремонтируемого изделия в единицу времени, взятое для рассматриваемого момента времени:

<ù(t)=H'(t). (4.6)

При малом At и большом Na(t) этот параметр можно определить по результатам испытаний:

 

Ш)=Н'(t)«

+

Ä

 

 

N

N

 

 

 

2 і в , а + a o - S « / ( o

 

 

 

^ і=і

/=і

Дот

 

 

ЛГД^

 

NM

 

Таким

образом,

 

 

 

 

ш*(0 =

,

 

(4.7)

 

к '

NM

К

'

где Д т —суммарное число отказов

всех изделий Л/

на

участке ( t

і?+Д^).

 

 

 

Наработка на отказ Т является средним значением наработки ремонтируемого изделия между отказами и также средним временем безотказной работы, если на­ работка выражена в единицах времени, т. е. 7"сР:

Т=—,

(4.8)

АН

ѵ ;


где

AH = H(t+At)—H(t)—характеристика

потока отка­

зов

на промежутке (t, t+At).

 

При большом N наработку на отказ можно опреде­ лить по приближенной формуле

At

 

At

AtH

AtN

 

AH

H(t

+ At) — H (0

mcp (t + At)

— mc p (t)

Am

Итак,

 

 

 

 

 

 

 

 

AtN

 

(4.9)

 

 

 

Am

 

 

 

 

 

 

На

практике

часто после

некоторой

наработки to

функция H(t) становится линейной:

 

 

 

 

H(t)=H(to)+(ù(t—t0),

 

 

(4.10)

где со = const, тогда период до t — t0 называется периодом приработки, после которого из уравнений (4.8), (4.10) получаем

Т=—=const.

(4.11)

со

 

Если в этих условиях при испытаниях N изделий по­ лучено m отказов, то

 

 

N

 

 

 

1

'

 

 

 

Т-- т 2 ' < -

( 4 - , 2 )

где ti — наработка

і-го изделия после периода

приработ­

ки.

 

 

 

 

Наработка на отказ является хорошим и удобным

на

• практике критерием надежности восстанавливаемых

сис­

тем. Недостатком

параметра

наработки на отказ являет­

ся то, что по его величине непосредственно нельзя судить о характере изменения надежности аппаратуры во вре­ мени.

Вероятность

безотказной работы

на

промежутке

(t, t+At) определяется по формуле

 

 

P(t,t

+ At) = eiH«)-fi(t+u)]==e-w.

 

(4. іЗ)

После периода приработки из формул

(4.8), (4.11),

(4. 13) получим

 

 

 

 

P(tJ + ù,t)=e-<°At=<:*r

.

(4.14)

73


Если на отыскание и устранение m отказов было за­ трачено время tu h, h tm, то среднее время восстанов­ ления Гв , т. е. среднее время вынужденного нерегламентированного простоя, вызванного отысканием и устране­ нием одного отказа,

m

Т =

m _

Коэффициент готовности — это вероятность того, что изделие будет работоспособно в произвольно выбранный момент времени в промежутках между выполнениями планового технического обслуживания.

В установившемся режиме эксплуатации коэффици­ ент готовности определяют из уравнения

 

к

' = ^ Ь г >

( 4 Л 6 )

где Т и Г в

 

' + 1 в

 

находят из формул (4. 9)

и (4.15).

По физической сущности kT представляет собой ве­

роятность

исправного

состояния

аппаратуры в любой

произвольный момент времени. Коэффициент готовности является весьма важным и распространенным показате­ лем надежности, так как характеризует готовность аппа­ ратуры к работе.

Из уравнения (4. 16) следует, что величина kT может быть повышена за счет как увеличения наработки на от­ каз Т, так и сокращения среднего времени восстановле­ ния і в- Отсюда очевидна необходимость наряду с повы­ шением надежности аппаратуры путем повышения степе­ ни безотказности ее в работе разрабатывать мероприя­ тия, способствующие быстрой восстанавливаемости ап­

паратуры после

отказов.

 

Коэффициент

технического использования

представ­

ляет собой отношение наработки изделия

в единицах

времени за некоторый период эксплуатации к сумме этой наработки и времени всех простоев, вызванных техничес­ ким обслуживанием и ремонтами за тот же период экс­ плуатации, и определяется из уравнения

* т . , =

/

т " м т

.

(4-17)

 

' сум т

1 рем "Г ' обсл

 

 

где Гсум время суммарной

наработки системы в тече­

ние рассматриваемого времени;

 

74


Трем — время простоя на ремонт; ^обсл время простоя на обслуживание.

В суммарное время вынужденного простоя в общем случае включается время на обнаружение и устранение отказов, регулирование и настройку аппаратуры, на простои из-за отсутствия запасных элементов и на про­ ведение профилактических (регламентных) работ.

Коэффициент технического использования kTM пока­ зывает, какую долю общего времени работы и простоя аппаратура находится в исправном, готовом к практичес­ кому применению, состоянии.

Количественные характеристики параметров надеж­ ности достаточно просто могут быть рассчитаны при пра­ вильном определении закона распределения времени ме­ жду отказами.

Расчет надежности систем типа HB можно условно разделить на приближенный или ориентировочный рас­ чет и уточненный или окончательный.

Для выполнения приближенного расчета надо знать усредненные (среднегрупповые) значения интенсивности отказов типовых элементов Яг- и число элементов опреде­ ленного типа в каждой группе Ni. В группу объединяют­ ся элементы, имеющие примерно одинаковую интенсив­ ность отказов. Ориентировочный расчет надежности HB можно осуществить, если известны общее число элемен­ тов в HB и данные о надежности аналогичных HB, по­ лученные из опыта эксплуатации.

Для уточненного расчета надежности необходимо рас­ полагать данными о реальных режимах работы элемен­ тов HB и о зависимостях интенсивности отказов элемен­ тов с учетом температурных, электрических, вибрацион­ ных и других режимов и нагрузок.

4 2. ПРИБЛИЖЕННЫЙ РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ

Приближенный расчет надежности HB производится на этапе эскизного проектирования, при определении структуры электрических и кинематических схем.

Наиболее распространены следующие разновидности приближенного расчета надежности [50, 55 и др.]:

— по среднегрупповым (т. е. усредненным группам однотипных элементов) интенсивностям отказов элемен­ тов;

коэффициентный;

с использованием данных опыта эксплуатации.

75

Эти методы расчета надежности основываются на сле­ дующих предположениях:

— элементы в системе соединены последовательно; —интенсивность отказов элементов системы не зави­

сит от времени, т. е. hi — const;

— отказы элементов взаимно независимы. Проведенные исследования показали, что время без­

отказной работы для таких сложных систем, как HB, состоящих из разнородных элементов с различными ха­

рактеристиками ht, в

период нормальной

эксплуатации

системы подчиняется

экспоненциальному

закону.

При

этом законе распределения времени возникновения

отка-

З О ІВ

интенсивность отказов не зависит от

времени,

т. е.

k(t)

=À=const .

 

 

 

Таким образом, периоды приработки и износа HB при расчете перечисленными выше методами из рассмотре­ ния исключаются.

Проведение приближенного расчета надежности HB позволяет:

а) выбрать элементы, способные работать в задан­ ных условиях;

б) определить ориентировочную оценку ожидаемого уровня надежности разрабатываемого HB;

в) провести сравнительный анализ различных вари­ антов структур HB и выбрать оптимальную.

Точность приближенного расчета HB определяется в основном достоверностью исходных статистических дан­ ных по интенсивности отказов, (входящих в HB элементов.

Рассмотрим подробнее указанные разновидности при­ ближенного расчета надежности.

Расчет надежности по среднегрупповым интенсивностям отказов элементов. Для проведения расчета необхо­ димо знать: типы элементов, интенсивность отказов h элементов различных типов и количество элементов Ni каждого типа, входящих в систему. Учет эксплуатаци­ онных условий HB сводится к выбору типов элементов, способных работать в заданных условиях эксплуатации.

На этапе эскизного проектирования количество эле­ ментов, входящих в HB, обычно уже известно. Рассмат­ риваемый приближенный метод расчета надежности поз­ воляет определить наработку на отказ Тср и вероятность безотказной работы P(t) HB. Расчет выполняют в сле­ дующем порядке:

76