Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
го момента времени, при условии, что отказ до этого мо мента не возник. Определяется она из уравнения
Х(/)= . |
Р '(О |
(4.3) |
|
Р(()
Величина k(t) может быть определена по результа там испытаний. Если число образцов N0 — велико, a At мало, то
Р' (0 |
_ |
Р (t)—P(t |
+ At) |
Р (t) |
|
MP |
(t) |
n(t)—n(t |
+ At) |
|
|
|
Nr, |
|
An |
At |
n(t) |
|
Atn (t) |
где n(t) —число элементов, не отказавших к моменту t;
An— число отказов на участке (t, t+At). |
||||
Итак, если |
достаточно мало, a An при этом велико, |
|||
то |
|
|
|
|
|
|
An |
(4.4) |
|
|
Atn |
(t) |
||
|
|
|||
Изменение интенсивности отказов системы во време |
||||
ни изображается |
кривой (рис. 4. 1), которая |
имеет три |
||
характерных участка: от 0 до U — приработка; от tx до |
||||
tï — нормальная |
работа; от ti |
и далее — старение. |
||
Для интенсивности отказов |
большинства |
элементов |
||
HB характерно свойство К=const |
в периоде |
нормальной |
работы. Интенсивность отказов является локальной ха
рактеристикой, |
определяю |
|
|
|
|
|
|
||||
щей надежность |
элемента в |
|
|
|
|
|
|
||||
каждый |
момент |
|
времени. |
|
|
|
|
|
|
||
Обычно |
численное |
значение |
|
|
|
|
|
|
|||
интенсивности |
отказов |
эле |
|
|
|
|
|
|
|||
ментов значительно |
меньше |
|
|
|
|
|
|
||||
единицы. Поэтому часто для |
|
|
|
|
|
|
|||||
удобства |
и наглядности ин |
|
±j1 |
À=const |
|
I |
|
||||
тенсивность |
отказов |
выра- 0 |
_, |
іг |
-t |
||||||
жают в |
процентах |
отказав |
|
|
|
|
|
|
|||
ших элементов на 1000 ч ра- |
, , т г |
Г ^ |
|
Г |
^ и |
||||||
боты, пользуясь |
очевидным |
^ |
^ |
|
|||||||
соотношением |
|
|
|
|
|
от времени |
|
|
|
71
Х[% на 1000 ч] = А[10-5 1/ч].
Для ремонтируемых изделий определяют среднее число отказов до наработки t:
N
2 ті ( о
N
где trii(t) —число отказов і-го изделия к моменту t; N — количество изделий.
В пределе получаем характеристику потока отказов
N |
|
|
2 т і |
( о |
|
/ / ( / ) = lim |
. |
(4.5) |
Параметром потока отказов a(t) называется среднее количество отказов ремонтируемого изделия в единицу времени, взятое для рассматриваемого момента времени:
<ù(t)=H'(t). (4.6)
При малом At и большом Na(t) этот параметр можно определить по результатам испытаний:
|
Ш)=Н'(t)« |
+ |
Ä |
|
|
N |
N |
|
|
|
2 і в , а + a o - S « / ( o |
|
|
|
|
^ і=і |
/=і |
Дот |
|
|
ЛГД^ |
|
NM |
|
Таким |
образом, |
|
|
|
|
ш*(0 = |
— , |
|
(4.7) |
|
к ' |
NM |
К |
' |
где Д т —суммарное число отказов |
всех изделий Л/ |
на |
||
участке ( t |
і?+Д^). |
|
|
|
Наработка на отказ Т является средним значением наработки ремонтируемого изделия между отказами и также средним временем безотказной работы, если на работка выражена в единицах времени, т. е. 7"сР:
Т=—, |
(4.8) |
АН |
ѵ ; |
где |
AH = H(t+At)—H(t)—характеристика |
потока отка |
зов |
на промежутке (t, t+At). |
|
При большом N наработку на отказ можно опреде лить по приближенной формуле
™ |
At |
|
At |
AtH |
AtN |
|
|
AH |
H(t |
+ At) — H (0 |
mcp (t + At) |
— mc p (t) |
Am |
Итак, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AtN |
|
(4.9) |
|
|
|
|
Am |
|
||
|
|
|
|
|
||
На |
практике |
часто после |
некоторой |
наработки to |
||
функция H(t) становится линейной: |
|
|
||||
|
|
H(t)=H(to)+(ù(t—t0), |
|
|
(4.10) |
где со = const, тогда период до t — t0 называется периодом приработки, после которого из уравнений (4.8), (4.10) получаем
Т=—=const. |
(4.11) |
со |
|
Если в этих условиях при испытаниях N изделий по лучено m отказов, то
|
|
N |
|
|
|
1 |
' |
|
|
|
Т-- т 2 ' < - |
( 4 - , 2 ) |
||
где ti — наработка |
і-го изделия после периода |
приработ |
||
ки. |
|
|
|
|
Наработка на отказ является хорошим и удобным |
на |
|||
• практике критерием надежности восстанавливаемых |
сис |
|||
тем. Недостатком |
параметра |
наработки на отказ являет |
ся то, что по его величине непосредственно нельзя судить о характере изменения надежности аппаратуры во вре мени.
Вероятность |
безотказной работы |
на |
промежутке |
(t, t+At) определяется по формуле |
|
|
|
P(t,t |
+ At) = eiH«)-fi(t+u)]==e-w. |
|
(4. іЗ) |
После периода приработки из формул |
(4.8), (4.11), |
||
(4. 13) получим |
|
|
|
|
P(tJ + ù,t)=e-<°At=<:*r |
. |
(4.14) |
73
Если на отыскание и устранение m отказов было за трачено время tu h, h tm, то среднее время восстанов ления Гв , т. е. среднее время вынужденного нерегламентированного простоя, вызванного отысканием и устране нием одного отказа,
m
Т =
m _
Коэффициент готовности — это вероятность того, что изделие будет работоспособно в произвольно выбранный момент времени в промежутках между выполнениями планового технического обслуживания.
В установившемся режиме эксплуатации коэффици ент готовности определяют из уравнения
|
к |
' = ^ Ь г > |
( 4 Л 6 ) |
где Т и Г в |
|
' + 1 в |
|
находят из формул (4. 9) |
и (4.15). |
||
По физической сущности kT представляет собой ве |
|||
роятность |
исправного |
состояния |
аппаратуры в любой |
произвольный момент времени. Коэффициент готовности является весьма важным и распространенным показате лем надежности, так как характеризует готовность аппа ратуры к работе.
Из уравнения (4. 16) следует, что величина kT может быть повышена за счет как увеличения наработки на от каз Т, так и сокращения среднего времени восстановле ния і в- Отсюда очевидна необходимость наряду с повы шением надежности аппаратуры путем повышения степе ни безотказности ее в работе разрабатывать мероприя тия, способствующие быстрой восстанавливаемости ап
паратуры после |
отказов. |
|
Коэффициент |
технического использования |
представ |
ляет собой отношение наработки изделия |
в единицах |
времени за некоторый период эксплуатации к сумме этой наработки и времени всех простоев, вызванных техничес ким обслуживанием и ремонтами за тот же период экс плуатации, и определяется из уравнения
* т . , = |
/ |
т " м т |
. |
(4-17) |
|
' сум т |
1 рем "Г ' обсл |
|
|
где Гсум — время суммарной |
наработки системы в тече |
|||
ние рассматриваемого времени; |
|
74
Трем — время простоя на ремонт; ^обсл — время простоя на обслуживание.
В суммарное время вынужденного простоя в общем случае включается время на обнаружение и устранение отказов, регулирование и настройку аппаратуры, на простои из-за отсутствия запасных элементов и на про ведение профилактических (регламентных) работ.
Коэффициент технического использования kTM пока зывает, какую долю общего времени работы и простоя аппаратура находится в исправном, готовом к практичес кому применению, состоянии.
Количественные характеристики параметров надеж ности достаточно просто могут быть рассчитаны при пра вильном определении закона распределения времени ме жду отказами.
Расчет надежности систем типа HB можно условно разделить на приближенный или ориентировочный рас чет и уточненный или окончательный.
Для выполнения приближенного расчета надо знать усредненные (среднегрупповые) значения интенсивности отказов типовых элементов Яг- и число элементов опреде ленного типа в каждой группе Ni. В группу объединяют ся элементы, имеющие примерно одинаковую интенсив ность отказов. Ориентировочный расчет надежности HB можно осуществить, если известны общее число элемен тов в HB и данные о надежности аналогичных HB, по лученные из опыта эксплуатации.
Для уточненного расчета надежности необходимо рас полагать данными о реальных режимах работы элемен тов HB и о зависимостях интенсивности отказов элемен тов с учетом температурных, электрических, вибрацион ных и других режимов и нагрузок.
4 2. ПРИБЛИЖЕННЫЙ РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ
Приближенный расчет надежности HB производится на этапе эскизного проектирования, при определении структуры электрических и кинематических схем.
Наиболее распространены следующие разновидности приближенного расчета надежности [50, 55 и др.]:
— по среднегрупповым (т. е. усредненным группам однотипных элементов) интенсивностям отказов элемен тов;
—коэффициентный;
—с использованием данных опыта эксплуатации.
75
Эти методы расчета надежности основываются на сле дующих предположениях:
— элементы в системе соединены последовательно; —интенсивность отказов элементов системы не зави
сит от времени, т. е. hi — const;
— отказы элементов взаимно независимы. Проведенные исследования показали, что время без
отказной работы для таких сложных систем, как HB, состоящих из разнородных элементов с различными ха
рактеристиками ht, в |
период нормальной |
эксплуатации |
||
системы подчиняется |
экспоненциальному |
закону. |
При |
|
этом законе распределения времени возникновения |
отка- |
|||
З О ІВ |
интенсивность отказов не зависит от |
времени, |
т. е. |
|
k(t) |
=À=const . |
|
|
|
Таким образом, периоды приработки и износа HB при расчете перечисленными выше методами из рассмотре ния исключаются.
Проведение приближенного расчета надежности HB позволяет:
а) выбрать элементы, способные работать в задан ных условиях;
б) определить ориентировочную оценку ожидаемого уровня надежности разрабатываемого HB;
в) провести сравнительный анализ различных вари антов структур HB и выбрать оптимальную.
Точность приближенного расчета HB определяется в основном достоверностью исходных статистических дан ных по интенсивности отказов, (входящих в HB элементов.
Рассмотрим подробнее указанные разновидности при ближенного расчета надежности.
Расчет надежности по среднегрупповым интенсивностям отказов элементов. Для проведения расчета необхо димо знать: типы элементов, интенсивность отказов h элементов различных типов и количество элементов Ni каждого типа, входящих в систему. Учет эксплуатаци онных условий HB сводится к выбору типов элементов, способных работать в заданных условиях эксплуатации.
На этапе эскизного проектирования количество эле ментов, входящих в HB, обычно уже известно. Рассмат риваемый приближенный метод расчета надежности поз воляет определить наработку на отказ Тср и вероятность безотказной работы P(t) HB. Расчет выполняют в сле дующем порядке:
76