Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— все элементы HB разбивают на несколько групп п с примерно одинаковой интенсивностью отказов кі внут­ ри г-й группы и подсчитывают ориентировочное количест­ во элементов в каждой группе

по таблицам (см. приложение 1) находят средние значения интенсивности отказов элементов каждой груп­ пы

вычисляют произведение Ni%ù

— рассчитывают общую

интенсивность

отказов HB

по всем п группам элементов:

 

 

 

А = 2 ^ Л ;

(4.18)

— определяют наработку

на

отказ:

 

Т с р = - ^

;

(4.19)

S Ni,

І=І

— находят вероятность безотказной работы HB за время t (приложение 2):

 

-t 2 "Л-

 

P(t)=e

'=і

.

(4.20)

При малых значениях

 

для

нахождения P(t)

2 Nik,

удобно пользоваться приближенной формулой

При неизвестной реальной электрической нагрузке элементов расчет следует производить для крайних зна­ чений интенсивности отказав элементов каждой группы ^ і т і п и Àimax (см. приложение 1). Суммарную интенсив­ ность отказов подсчитывают по формулам:

 

1

= 1

\

(4.22)

Л

т а х =

2

- ^^'max - J

 

 

I - I

)

 

В этом случае получают ожидаемые пределы вероят­

ности безотказной

работы

HB за время

t:

77


- ' 2 " Л max

 

" ' S ^ V / m i n

 

e <-*

< Я ( / ) < е

.

(4.23)

При практических расчетах P(t) для любого интер­ вала времени t применяют графический метод с исполь­ зованием достаточно простых номограмм [55].

Коэффициентный метод расчета надежности. Рассмот­ ренный выше метод расчета требовал знания интенсив­ ности отказов всех элементов, входящих в HB, которые существенно зависят от режимов работы и условий экс­ плуатации. Когда такие данные отсутствуют, применяют коэффициентный метод приближенного расчета надеж­ ности аппаратуры, т. е. используют коэффициенты, свя­ зывающие интенсивность отказов элементов различных типов с интенсивностью отказов элемента с известными характеристиками. В основу метода положены следую­ щие допущения: справедлив экспоненциальный закон на­ дежности и интенсивность отказав всех элементов аппа­ ратуры изменяется в зависимости от условий эксплуата­ ции в одинаковой степени, т. е.

iL

=

k=const,

(4.24)

h

 

 

 

 

где XQ— интенсивность

отказов

элемента с достоверно

известными количественными

характеристиками

надежности;

 

 

 

 

ki — коэффициент

надежности

і-то элемента.

Последнее допущение обосновывается анализом зна­ чений интенсивности отказов элементов. При значитель­ ном изменении условий эксплуатации такое допущение было бы несправедливо. Элемент с интенсивностью отка­ зов Яо назовем основным элементом расчета системы. По­

лагая, что все элементы

имеют одинаковую

надежность,

выражения (4.18) — (4.20)

с учетом (4.24)

можно за­

писать в виде

 

 

 

 

1 ср —

1

 

 

(4.25)

m

 

 

 

 

2 Nih

 

 

 

 

 

 

 

1=1

 

P(t)=e

i

= 1

,

 

78


где Г 0 — среднее время безотказной работы основного элемента.

Из формул (4. 22) видно, что для вычисления коли­ чественных характеристик надежности аппаратуры дос­ таточно знать только коэффициент надежности число элементов аппаратуры и интенсивность отказов основно­ го элемента Яо.

Зависимость интенсивности отказов элементов от ре­ жимов их работы, квалификации обслуживающего пер­ сонала, климатических условий и т. п. определяет преде­ лы разброса значения коэффициентов k{ для одних и тех же элементов.

По данным работы [55], минимальные и максималь­ ные коэффициенты надежности для ряда элементов пред­ ставлены в табл. 4. 1. При вычислении коэффициентов надежности за базовые элементы расчета приняты ре­ зисторы.

Т а б л и ц а 4.1

Предельные значения коэффици­ ентов надежности элементов

Элементы

 

 

 

^тах

 

 

 

 

 

 

Электровакуумные

при-

19

 

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

' 1

Конденсаторы . .

 

0,25

0,83

Трансформаторы .

 

1,3'

3

Цроссели,

катушки

ин-

1

*

 

дуктивности . .

 

2

 

 

 

 

1"

 

10

Электродвигатели .

 

10

 

40

Сельсины .

.

. г.

 

4 , 3 '

3,5

Полупроводниковые

дио-

"1,3

 

30,0

Полупроводниковые

три-

 

1,3

 

75

 

 

 

 

 

Штепсельные

разъемы

1

г

6

шел

imax

Л0і

Рис. 4. 2. Зависимость веро­ ятности безотказной работы от kot при минимальных и максимальных значениях коэффициента надежности

элементов

Интенсивность отказов базового элемента расчета (в данном случае резистора) определяют как средневзве­ шенное значение интенсивности отказов резисторов, при­ меняемых в проектируемой аппаратуре, т. е.

Tit I

ut

 

 

2

.S Ч / Ч /

(4.26)

j~i

i=i

m

 

 

i i , j

 

79



где Xp,j

NPlj—интенсивность

отказов и

количество

ре­

 

зисторов і-то типа

и /-го

номинала;

 

 

m — число типов резисторов.

 

 

 

Целесообразно расчет вероятности безотказной рабо­

ты сводить к построению графиков

P(Xat).

выражению

Подобные зависимости,

построенные

по

(4. 25)

для максимальных

и минимальных

значений

ki,

показаны на рис. 4. 2. Эти

зависимости

определяют

в

первую

очередь не только

надежность

системы, но

п

ошибки в вычислении вероятности безотказной работы, которые появились за счет ошибок в определении коэф­ фициентов надежности элементов. Можно гарантировать, что ошибка в вычислении вероятности безотказной ра­ боты не будет превышать разности между максимальны­ ми и минимальными значениями P(X0t), т. е. вероятность безотказной работы будет находиться внутри заштрихо­ ванной области. При изменении условий эксплуатации на

основании

 

перечисленных

выше

допущений

можно

утверждать,

что в выражениях (4. 25)

будет

меняться

лишь интенсивность отказов

основного

элемента.

Это

означает,

что зависимости

P(Xot),

изображенные

на

рис. 4. 2,

не

изменяются, а изменяется

только

масштаб

кривых на оси абсцисс.

Величину изменения масштаба можно определить, если известны зависимости интенсивности отказов Хо ос­ новного элемента расчета от условий его эксплуатации. Таким образом, зависимости P(Xot), вычисленные для максимальных и минимальных коэффициентов надежнос­ ти, фактически строятся для широкого диапазона усло­ вий эксплуатации.

Расчет надежности системы коэффициентным мето­ дом рекомендуется вести по блокам и строить кривые P(Xot) для всех блоков системы на одном графике. Это дает возможность выяснить «слабйе места» и опре­ делить пути повышения надежности проектируемой системы.

Коэффициентный метод позволяет производить ори­ ентировочные и окончательные расчеты надежности при основном соединении элементов. При окончательном расчете коэффициенты надежности и интенсивность от­ казов Хо основного элемента уточняются по данным ис­ пытания опытных образцов систем. Метод может быть распространен на случай резервного соединения элемен­ тов. Таким образом, коэффициентный метод позволяет:

80