Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мости при всех q Ç (0,1). Этим условиям

удовлетворяет

зависимость

 

P»^Pl-q.

(1.20)

Логарифмируя (1.20), получим для глубины контро­

ля

( 1 ' 2 1 >

Глубина контроля q есть отношение логарифма на­ дежности контролируемых элементов системы к лога­ рифму надежности всей системы.

Рассмотрим первоначальную систему из п элементов, состоящую из т<п контролируемых элементов:

m п

Подставляя значения

Рк

и Рс в выражении

(1.21),

получим

 

 

 

 

 

m

 

m

 

 

ІпПР,-

 

Д] In/>,

 

q=

 

 

= - ^ -

(1.22)

/

- I

 

/-1

 

 

При экспоненциальном законе распределения отказов

Я г = е _ Ѵ - выражение

для

 

глубины

контроля

примет

вид

 

m

 

 

 

 

 

 

 

 

q

=

^

.

 

(1.23)

Из (1.23) следует, что глубина контроля определяет­ ся отношением суммы интенсивностей отказов контроли­ руемых элементов к сумме интенсивностей отказов всех элементов системы.

Следует обратить внимание, что надежность системы Р с и глубина контроля q позволяют по формулам (1. 20) оценить вероятности трех состояний системы.

30


1.

Вероятность исправного состояния

 

 

 

 

Р* = РС.

 

(1.24)

2.

Вероятность

контролируемого

отказа

(при кото­

ром формируется сигнал неисправности)

 

 

 

 

7 V = 1 - P? .

 

(1-25)

3.

Вероятность

неконтролируемого

отказа

(при кото­

ром нет сигнала

неисправности)

 

 

 

 

 

р = і - Р І ~ * .

 

(1.26)

 

 

*

 

J

N

 

 

Pi.Qi

Р2>Яг

-CZZI

CZZb

 

pj,<lj

p»<%

Рис. 1. 14. Схема

контроля

нерезервированного

комплекса

Принципиальным отличием второго и третьего состоя­

ний является наличие или отсутствие

сигнала неисправ­

ности. При втором

состоянии возможен ручной или авто­

матический переход на резервную систему. Вероятность третьего состояния характеризует вероятность эксплу­ атации неисправной системы.

Рассмотрим нерезервированный комплекс, состоящий из N последовательно включенных систем ( / = 1 , 2,..., N). Надежность и глубину контроля каждой системы обозна­ чим соответственно Pj и Çj (рис. 1.14).

Определим глубину контроля комплекса. Каждую систему можно представить состоящей из двух частей: охваченную контролем, ее надежность РКІ; не охвачен­ ную контролем, ее надежность РНКІ-

Рк jP нк j — Pj-

Согласно (1.21) глубина контроля системы

v

InPj

к і

i

По аналогии с (1.21) глубиной контроля комплекса можно назвать

 

 

In Як

 

Ѵ к

in я

где Р к — вероятность

безотказной работы контролируе­

мых частей

комплекса;

31


Р — вероятность

безотказной работы всего комплек­

са.

 

 

 

 

Вычислим РК и Р. Сгруппируем

части

систем, под­

вергнутые контролю,

и части

систем, не

подвергнутые

контролю:

 

 

 

 

N

N

 

N

 

у = 1

у = 1

 

;_1

 

Тогда

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

in п

р у

 

 

 

7 = 1

 

(1.27)

 

N

 

 

 

 

 

In П Р]

 

 

 

7=1

 

 

Выражение (1-24)

может

быть

записано и в другом

виде:

N

1.27')

В частном случае при Я ; = е Х '( >

(1 . 28)

7-1

Глубина контроля комплекса qK позволяет оценить важный параметр оценки комплекса — вероятность его эксплуатации в неисправном состоянии. Действительно, если <7к<1, то возможно такое неисправное состояние комплекса, которое воспринимается оператором как ис­ правное. Это явление возникает из-за неконтролируемых отказов в системах комплекса.

Вероятность их появления

_ N

Рцк 1 ^нк 1 П Р»к ) •

32


Так как надежность неконтролируемой части системы

НК J ' J

J1

 

ТО

 

 

Л « = І - П

ріГ"]-

(1.29)

 

Из (1.27') следует, что

N N

(1.30)

 

 

 

К2

0

0,2 Ofi

0,6 0,6 q

 

 

 

 

Pz,qz

Рис.

1. 15.

Зависимость

Рис. 1.16. Схема контро­

вероятности

безотказной

ля резервированных сис­

эксплуатации

неисправ­

тем НК

ного комплекса от q

Подставляя (1.27) в (1. 26), получим

N

Так как надежность всего комплекса ^ = 2

^і'

j

- i

то

 

 

(1.31)

Таким образом, вероятность эксплуатации неисправ­ ного комплекса определяется его надежностью и глуби­ ной контроля (рис. 1. 15).

Рассмотрим систему, состоящую из двух резервиро­ ванных каналов К\ и К2, обладающих соответственно на­ дежностью Р\ и Р2 и глубиной контроля q\ и qi (рис. 1.16).

2

2912

33