Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
мости при всех q Ç (0,1). Этим условиям |
удовлетворяет |
зависимость |
|
P»^Pl-q. |
(1.20) |
Логарифмируя (1.20), получим для глубины контро
ля
( 1 ' 2 1 >
Глубина контроля q есть отношение логарифма на дежности контролируемых элементов системы к лога рифму надежности всей системы.
Рассмотрим первоначальную систему из п элементов, состоящую из т<п контролируемых элементов:
m п
Подставляя значения |
Рк |
и Рс в выражении |
(1.21), |
||
получим |
|
|
|
|
|
m |
|
m |
|
|
|
ІпПР,- |
|
Д] In/>, |
|
||
q= |
|
|
= - ^ - |
• |
(1.22) |
/ |
- I |
|
/-1 |
|
|
При экспоненциальном законе распределения отказов |
|||||
Я г = е _ Ѵ - выражение |
для |
|
глубины |
контроля |
примет |
вид |
|
m |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
q |
= |
^ |
. |
|
(1.23) |
Из (1.23) следует, что глубина контроля определяет ся отношением суммы интенсивностей отказов контроли руемых элементов к сумме интенсивностей отказов всех элементов системы.
Следует обратить внимание, что надежность системы Р с и глубина контроля q позволяют по формулам (1. 20) оценить вероятности трех состояний системы.
30
1. |
Вероятность исправного состояния |
|
||||
|
|
|
Р* = РС. |
|
(1.24) |
|
2. |
Вероятность |
контролируемого |
отказа |
(при кото |
||
ром формируется сигнал неисправности) |
|
|||||
|
|
|
7 V = 1 - P? . |
|
(1-25) |
|
3. |
Вероятность |
неконтролируемого |
отказа |
(при кото |
||
ром нет сигнала |
неисправности) |
|
|
|||
|
|
|
р = і - Р І ~ * . |
|
(1.26) |
|
|
|
* |
|
J |
N |
|
|
Pi.Qi |
Р2>Яг |
-CZZI |
CZZb |
||
|
pj,<lj |
p»<% |
||||
Рис. 1. 14. Схема |
контроля |
нерезервированного |
комплекса |
|||
Принципиальным отличием второго и третьего состоя |
||||||
ний является наличие или отсутствие |
сигнала неисправ |
|||||
ности. При втором |
состоянии возможен ручной или авто |
матический переход на резервную систему. Вероятность третьего состояния характеризует вероятность эксплу атации неисправной системы.
Рассмотрим нерезервированный комплекс, состоящий из N последовательно включенных систем ( / = 1 , 2,..., N). Надежность и глубину контроля каждой системы обозна чим соответственно Pj и Çj (рис. 1.14).
Определим глубину контроля комплекса. Каждую систему можно представить состоящей из двух частей: охваченную контролем, ее надежность РКІ; не охвачен ную контролем, ее надежность РНКІ-
Рк jP нк j — Pj-
Согласно (1.21) глубина контроля системы
v
InPj |
к і |
i |
По аналогии с (1.21) глубиной контроля комплекса можно назвать
|
|
In Як |
|
Ѵ к |
in я |
где Р к — вероятность |
безотказной работы контролируе |
|
мых частей |
комплекса; |
31
Р — вероятность |
безотказной работы всего комплек |
|||
са. |
|
|
|
|
Вычислим РК и Р. Сгруппируем |
части |
систем, под |
||
вергнутые контролю, |
и части |
систем, не |
подвергнутые |
|
контролю: |
|
|
|
|
N |
N |
|
N |
|
у = 1 |
у = 1 |
|
;_1 |
|
Тогда |
|
|
|
|
|
N |
|
|
|
|
in п |
р у |
|
|
|
7 = 1 |
|
(1.27) |
|
|
N |
|
||
|
|
|
||
|
In П Р] |
|
|
|
|
7=1 |
|
|
|
Выражение (1-24) |
может |
быть |
записано и в другом |
виде:
N
1.27')
В частном случае при Я ; = е Х '( '«>
(1 . 28)
7-1
Глубина контроля комплекса qK позволяет оценить важный параметр оценки комплекса — вероятность его эксплуатации в неисправном состоянии. Действительно, если <7к<1, то возможно такое неисправное состояние комплекса, которое воспринимается оператором как ис правное. Это явление возникает из-за неконтролируемых отказов в системах комплекса.
Вероятность их появления
_ N
Рцк 1 ^нк 1 П Р»к ) •
32
Так как надежность неконтролируемой части системы
НК J ' J |
J1 |
|
ТО |
|
|
Л « = І - П |
ріГ"]- |
(1.29) |
|
Из (1.27') следует, что
N N
(1.30)
|
|
|
К2 |
0 |
0,2 Ofi |
0,6 0,6 q |
|
|
|
|
Pz,qz |
Рис. |
1. 15. |
Зависимость |
Рис. 1.16. Схема контро |
вероятности |
безотказной |
ля резервированных сис |
|
эксплуатации |
неисправ |
тем НК |
ного комплекса от q
Подставляя (1.27) в (1. 26), получим
N
Так как надежность всего комплекса ^ = 2 |
^і' |
j |
- i |
то |
|
|
(1.31) |
Таким образом, вероятность эксплуатации неисправ ного комплекса определяется его надежностью и глуби ной контроля (рис. 1. 15).
Рассмотрим систему, состоящую из двух резервиро ванных каналов К\ и К2, обладающих соответственно на дежностью Р\ и Р2 и глубиной контроля q\ и qi (рис. 1.16).
2 |
2912 |
33 |