Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- I5B 4-

ГЛАВА XI

ПРОТИВОСБЛЕДЕНКТЕЛЬНИЕ ЗСТРОЙЗТВА САИОЛЕТА

Для защиты от обледенения в полете самолет оснащ но«тепловыни (рис.36) и злегсгрогерническимипротивообледен тельными устройствами.

Горячим воздухом от компреосоров двигателей обогрев носки крыла, отабилкзатора, киля, воздухозаборники двигат маолорадиаторов воздухо-воэдушных радиаторов, лопатки вход направляющего аппарата (ВНА) и воздухозаборник РУ 19-300 дого двигателя отбирается в течение часа на обогрев тового оперения по II0O-I300 кг, на обогрев ВНА и воз ков-по 100-110 кг. воздуха.

Электро-термический обогрев применяется для защиты о денения лобовых стекол кабины пилотов, воздушных винтов телей втулок воздушных винтов и ПВД. Ток подается пер 115 в. 400 гц.

В03ДУШ0-ТЕПЛ0ВАЯ ДРОГИВООБЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ОИСТЕКА КРЫЛА И ХВОСТОВОГО ОПЕРЕНИЯ

' В этой системе применен иикроэхекторный опоооб рас ния теша с циркуляцией, отработанного воздуха, обеспечив равномерный обогрев носков крыла и оперения по размах температуру передней кромки и экономное расходование го воздуха. Горячий воздух отбирается изЬэа деоятнх отупен рессоров двигателей.

В систему входят следуйте агрегаты ;

 

» температурные шаровые компенсаторы,

в-комплектах - 2

краны отбора воздуха^ шт.

» 2;

- регуляторы абсолютного давления, шт.

- 2;

Ь обратные клапаны, шт.

- 2;

»• другие детали .

 

- 159 i

Температурные шаровые компенсаторы (12) предотвращают де­ формацию и разрушение трубопроводов при их температурном расш рении. Шаровые компенсаторы установлены на участке трубопрово­ дов от двигателей до противопоиарннх перегородок, а на других учаотках гофрированные температурные компенсаторы.

Кран отбора воздуха ( ч) по конструкции аналогичен крану отбора воздуха для высотного оборудования. Он установле! в го доле двигателя за противопожарной перегородкой. Оба крана уп равняются одним выключателем "Крыло и оперение", расположенный на правой панели приборной доски. Выключатель имеет только д положения "Обогрев" (вверх) и "Выключено" (вниз) .

При открытых кранах горят крайние зеленые лампы "Крыло и о ние", расположенные над выключателем.

Регулятор абсолютного давления 6ч4В (5") автоматически поддерживает постоянное абсолютное давление воздуха, подаваемо­ го на обогрев крыла и хвостового оперения, равное 3,2 + 0,2 а до высоты чООО м., на которой давление за компрессором стан ся равным этой'величине. Он обеспечивает отбор воздуха от дв гателя II00-1300 кг в час.

Регулятор установлен в гондоле за противопожарной перегород кой и состоит из корпуса с крышкой, вакуударованного (команд го)сильфона с 'пружиной, клапана, установленного над ним, силь­ фона -исполнителя с клапаном впуска, предохранительного клапана и тормоза.Тормоз предотвращает автоколебания подвижной системы регулятора во время его работы и обеспечивает плавное переме ние клапана впуска.

При отсутствии давления воздуха в системе (краны отбора з рыты) клапан впуска сильфономисполнителемперемещен вниз и на ходится в открытом положении. При открытии крана отбора, возд одновременно поступает: по каналу корпуса в стакан., где устан лен командный сильфон, во внутреннюю полость сильфона-исполните. ля и через открытый клапан впуска в противообледенительную си тему.


u 160 •»

i

ЧеЬез отверстия в перегородке воздух, выходящий из регуля поступает в полость,.омывая внешнюю поверхность оильфона-исп нптеля. При увеличении давления воздуха на входе в регул увеличивается и в указанных полостях.

Когда давление воздуха во внутренней полости сильфон нигеля и в стакане, где установлен командный сильфон дост 3,2 + 0,2 ата, командный сильфон сжимается и открывает клап стравливая избыток давления воздуха в атмосферу. На внешн ность сильфона-исполнитедя действует давление воздуха, посту го в крыло и оперение. За счет разности давления внутри фона-исполнителя он сжимается и прикрывает клапан впуска.

на выходе из регулятора уменьшается до 3,2 + 0,2 ата.

В случае выхода из строя командного сильфона его полняет предохранительный (аварийный) клапан. При этом давл во внутренней полости сильфона-исполнителя увеличивается до 0,;2 ата, следовательно клагтн впуска открывается больше, рас воздуха увеличивается и увеличится давление воздуха на вы регулятора.

Обратный клапан С6) предотвращает утечку воздуха в а феру при пользовании системой от одного работающего двига установлен после агр.644В в гондоле каждого двигателя.

РАБОТА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ ПРОТИВООБЛЕДЕНИГЕЛЬНОЙ СИЗГЕИЫ КРЫЛА И ХВОСТОВОГО ОПЕРЕНЙ Я

Горячий воздух от десятых ступеней компрессоров обои гателей поступает к кранам отбор., воздуха. При открытии к воздух поступает к регуляторам абсолютного давления агр.644В из них - к обратным клапанам. Затем болгшая часть воздух ляется в миквоэжекторные трубы крыла, другая меньшая часть трубу кольцевания, проложенную в носке центре :шана, а из противообл'денительнуюсистему хвостового оперения. Между шпа утами 39-40 труба разветвляется к килю и стабилизатору.

-161 »

Вносках крыла и хв'оотового оперения расположена плоская смесительная камера. Рядом с ней находится труба с насадкам введенными внутрь камеры ( эжекторы) . Горячий воздух, вытекая сопел насадков, экектирует холодный воздух из полости носка ла С оперения) , смешивается с ним в смесительной камере и, п кая по каналам гофраноока, нагревает обшивку крыла ( оперени Воздух, отдавший свое тепло выходит в полость носка круча ( ния) , частично вновь эяектируетоя, а основной поток поступает вдоль переднего лонжерона и выходит в атмооферу через жалюз концевых обтекателях крыла С оперения) .

ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИГЕЛЬНАЯ GffiTEUA ВНА И ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ

В систему входят, в шт.:

 

г краны отбора воздуха (9)

- 2 ;

- сигнализаторы давления (8)

- 2 ;

- другие детали.

 

УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ ОБОГРЕВА ВНА И ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ

Краны отбора воздуха для обогрева ВНА по конструкции а логичны кранам отбора воздуха для высотного оборудования; Упр ляются они треХ.юэвционныни переключателями, расположенными, на правой панели приборной доски. Среднее положение переключателей "Отключено", вверх - "Открыто", вниз - "Закрыто". Ёогда краны о крыты при работающих двигателях, сигнализаторы давлением воздух замыкают электроцепь и загораются зеленые лампы "ВНА лев.дв." "ВНА пр.двиг." на правой панели приборной доски. Воздух от д телей через краны поступает к входнын направляющим аппаратам гателей и к коллекторам. Из коллекторов горячий воздух попада в кольцевую полость воздухозаборников, а оттуда -годкапоты го дол и дальше в атмосферу. Чтобы закрыть краны необходимо ус вить переключатели в положение "Закрыто" и через 1-2 мин. посл погасания сигнальных ламп ВНА - в положение "Выключено".


- 162 '-

Краны перекладываются из полонения "Закрыто" в поло "Открыто" и наоборот за чО сек. На самолетах более поз пуска вместо трехпозиционных переключателей установлены дв i ионные выключатели обогрева ВНА.

На самолетах АН-2ч РВ противообледенительная система гателя РУ 19-300 обеспечивает обогрев воздухозаборника дви расположенного на левой отороне гондолы. Горячий воздух ся от десятой ступени компрессора АИ-24.Обогрев воздухоз £У 19-300 происходит при включении обогрева крыла и опер

Для обеспечения нормального запуска двигателя РУ 19

вполете, предусмотрена система его обогрева.

Система обогрева РУ 1^-300 выполнена трубопроводом в петли, охватывающей маслобак и агрегаты двигателя РУ 19-3 трубопроводе имеется большое количество мелких отверстий, ляющих горячий воздух на агрегаты РУ 19-300. Горячий воз ется из-за десятой ступеш компрессора двигателя АИ-2ч. В т проводе установлен перекрывной кран, который управляется пе

чателем, расположенным на горизонтальной панели правого пу При включении обогрева РУ 19-300 открывается перекрывной загорается зеленая сигнальная лампа, находящаяся впереди п чателя.

ПРОВЕРКА ПРОГИВООБЩЩИГЕЛЬННХ ЗСТРОПСТВ ПЕРЕД ШЛЕГОИ

Перед полетом необходимо :

1.Запитать бортсеть по переменному и постоянному то

2.Включить А8Р-6 и A3P-I5 на'щитке у радиста.

3.При неработающих двигателях переключатель "Винт" по вить в положение "Основная система" на 5-10 сек - должны ся краоные лампы "Облед.лев.дв." и "Оилед.пр.дв,", следовате сигнализаторы СО^ч-А исправны. Переключатель "Винт" установить нейтральное положение, лонпы должны погаснуть.

"роверить исправность обогрева штыря РИО-2 (РИО-Э^ , у вив: его переключатель з пол^.ение "Контроль". При исправно реве штыря сигнализатора должна загореться сигнальная лам роль РИО".

-163-

4.При работе двигателей на 0,4 номинала (22 + 2°по УПРТ) на время не более 1,5 мин. включить обогрев крыла и оперен

Ватом случае должны загореться две зелечые лампы "Крыло и рение". Выключить обогрев крыла и оперения, лампы должны пог

5.При работающих двигателях убедиться, что ГО J5 I включе выдает напряжение 115 в. Переключатель "Винт" установить в пол жение "Авар.система". Если система обогрева винтов исправна, должны загореться лампочки (горят поочередно по 24 сек.каждая) надписями "Винт лев", "Винт прав". Амперметр ГО.Л I должен ув чить свои показания на 60-65а. После проверки системы перекл тель "Винт" перевести в положение "Основная система" для отраб ки программного механизма, а затем через 2-Э мин поставить нейтральное положение, сигнальные лампы погаснут.

При проверке обогрева винтов на земле включить систему решается не более как на Iмин.

6. Проверить обогрев ВНА и воздухозаборников, для чего:

-убедиться, что на щите АЭС включены АЭС-2 с надписью "Обогрев ВНА лев.дв." и "Обогрев ВНА прав.дв.";

-поставить трехпозиционнне переключатели "Обогрев ВНА" в положение "Открыто", а на самолетах более позднего выпуска - чить выключатели "Обогрев ВНА", при этом должны загореться (

40 сек) лампы "ВНА лев." и "ВНА прав.";

- поставить трехпозиционнне переключатели в положение "Закрыто", лампы сигнализации должны погаснуть. Спустя 1-2 мин. после этого трехпозиционнне переключатели поставить в положени "Отключено". На самолетах более позднего выпуска выключатели "Обогрев ВНА" установить в положение "Выключено".

7. При работающих двигателях и выключенном ГО f I включи обогрев стекол и через форточки проверить их нагрев (на ощ рукой), Для самолетов оборудованных двухступенчатым обогревом стекол включить их обогрев на режим"ССЛАБЛ."


-164 - Зосле проверки выключись обогрев стекол.

8. Проверить обогрев ПВД по сигнальным лампвм.

ПРЕДУПРЩЕНИЯ:

- перед запуском двигателей необходимо убедиться в о вии льда на поверхности самолета;

- категорически запрещается взлет, если на поверхност лета имеются отложения льда, снега или инея.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОТШООБЛЕДЕНИГЕЛЬНЫШ ЗСТРОЙЗТВАМИ В ПОЛЕТЕ

Если 1.лет производится при температуре наружного во на земле плюс 5*^3 и вике и наличии облачности, тумана, дождя, мороси, то обогрев ВНА и воздухозаборников двигат дует включать сразу после запуска двигателей и выхода малого газа, а винтов - на рулении, не ранее чем за 1 взлета, независимо от наличия или отсутствия обледенения. дотвращения запотевания и обмерзания стекол в условиях о ния при рулении обогрев стекол должен быть включен, а тах с двухступенчатым обогревом стекол переключатель долж в режиме "Ослабл."

Шред взлетом необходимо включить: переключатель "Вин положение "Основная система", сигнализатор обледенения само РИО-2 (РЙО-З), а не ранее чем за две мин. до взлета приемников ТП-156 (ПЩ-1) и статического давления. При необ мости по метеоусловиям может быть включен отбор воздуха рев ВНА и воздухозаборников.

Обогрев крыла и хвостового оперения разрешается вкл наборе высоты только после перевода двигателей'на номинал жим работы.

Взслгвяях обледенения слабой или средней интенсивнос обогрев крыла и оперения может быть включен на постоян В условиях интенсивного обледенения обогрев крыла и опер

~ 165 -

рекомендуется использовать периодически, включая его на З-ч- мин через каждые 8-10 мин. Этим предотвращается нарост льда на не обогреваемой части крыла ("барьерный лед")

В связи с ненадежной работой сигнализаторов обледенения СО-чА установка переключателя "Винт" в положение "Основная сист ма" не обеспечивает своевременного и надежного включения против обледенителей винтов. В условиях полета в зоне обледенения пе ключатель "Винт" устанавливать только в положение "Авар.система".

На самолетах, оборудованных двухступенчатым обогревом стекол следует включать их обогрев на режим "Ослабл.", а при попада зону обледенения включать на режим "Интенсивн.", при выходе и ны обледенения - снова в режим "Ослабл."

Все полеты в условиях обледенения необходимо производить о постоянно включенными противообледенителями ВНА и воздухозаборни­ ков двигателей , воздушных винтов, стекол и с периодически или постоянно включенной (в зависимости от условий обледенения) про тивообледенительной системой крыла и оперения, а также включен ми РИО-2 ( РИО-3) и НВД ( ПЩ-1) .

Указанные противообледениаели, должны быть включены до входа в облачность, туман, снегопад или морось при температуре наруж го воздуха плюс 5°С и ниже. После выхода из зоны обледенени полной уверенности отсутствия обледенения переключатель "Винт" пе ревеоти в положение "Основная система", обогрев стекол в режим "Ослабл", обогрев ВНА - включен.

Обогрев крыла и оперения включать перед входом в зону об нения на постоянную работу, а в условиях интенсивного обледене - периодически на 3 мин., через каждые 8-10 мин., контролиро - вать сброс льда визуально. Выключать обогрев крыла и оперения после выхода из зоны обледеления при полной уверенности в ое ствии льда на защищаемых поверхностях.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запоздалое включение обогрева ВНА и воздухо­ заборников двигателей недопустимо, т.к. сброс льда во вхс ной нал двигателей может вызвать повреждения и останов двигателей.