ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Если генераторное торможение происходит на реостатных ха рактеристиках, электромеханическая постоянная времени
где sx — скольжение на линии номинального момента, но на рео статной характеристике, причем время переходного процесса
t = 0 In ■Srp + ScT- .
1 + sCT
10.ПЛАВНЫЙ РАЗГОН ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОВОРОТНОГО МЕХАНИЗМА КРАНА
ИВЕЛИЧИНА АМПЛИТУДЫ ОТКЛОНЕНИЯ ГРУЗА
Впредыдущих параграфах рассмотрены системы электропри вода, где связи между движущимися массами были абсолютно жесткими. Это дало возможность уточнить некоторые основные зависимости, однако в реальных двух-, трех- и многомассовых си стемах упругими связями между движущимися массами прене брегать нельзя. В. И. Ключев [11] и другие авторы показали вли
яние упругих звеньев на режимы работы электропривода. Однако они не рекомендуют применять плавный разгон и замедление как обязательные, чтобы избежать ударных нагрузок и механических колебаний, воздействующих на механизм и электропривод при выходе на заданную скорость.
Многочисленные рекомендации по применению обратных свя зей (иногда весьма сложных в наладке и эксплуатации) базируют ся на положениях, что только с обратными связями можно обес печить оптимальный рывок и соответствующую скоростную диа грамму. Однако ввиду специфических условий работы кранов количество обратных связей должно быть минимальным, сами схемы управления просты в решении, а система управления дол жна обеспечить плавный разгон и замедление.
Время достижения рывком максимума при плавном нараста нии сигнала tM= Т<д/(Т— ©) In Г/0. Из анализа этой формулы следует, что время достижения максимума для ,р зависит от со отношения Я = Г/0 и оно будет тем больше, чем больше Я. Таким образом, максимальное значение рм при а = 0 будет равно
где ty — время нарастания задающего сигнала от 0 до ty. Оче видно, что с увеличением ty величина рм снижается. Время на ступления максимума р для .а > 0 будет при tM= 0. Анализ за висимости р = f (а) показывает, что наименьшее значение рм бу дет при а = 0 и при относительно больших значениях Г и 0 (Т = = 1,5 и 2 с, 0 = 0,2 с ) .
58
Для абсолютно жесткой системы с обратными отрицательны ми связями р имеет меньшие значения, чем при системах без об ратных связей. Однако при определенных соотношениях пара метров появляются в начале пуска или замедления быстрозату
хающие автоколебания скорости и ее производных, |
однако при |
t = 0 р Ф 0. Для системы с учетом упругих связей |
(двух-, трех- |
и многомассовых при а = 0) р нарастает от нуля, но очертания
кривой р = f (t) носят характер затухания |
колебаний, |
причем |
для двухмассовой системы (например, для |
Т = 0 и 0 = |
0,09 с) |
коэффициент жесткости упругого звена с = 98 Н-м/рад, момен ты инерции h — h = 0,266 кг-м2, постоянная соотношения момен
тов инерции q = 0,5, максимальное значение рм в |
случае и = 1 |
||||
наступит при t |
= 0, причем рм в 17 раз больше рм, когда а = |
0. |
|||
При" 0 < а < 1 |
значения рм лежат между р (а = 1 ) |
и р (а = |
0). |
||
Таким образом, |
при учете влияния упругих связей, но когда а = |
||||
= 0, имеем незначительную по сравнению с |
рм и |
а = 1 |
пику |
||
рывка. |
|
крана |
при |
ао = 0 |
|
Разгон или замедление электроприводов |
обеспечивает почти полное демпфирование колебаний. Макси мальные нагрузки привода при этом будут аналогичны нагруз кам, когда в системе отсутствуют упругие связи. При а = 1 демп фирование резко снижается и ударная нагрузка наступает в мо мент t = 0, причем такой режим аналогичен режиму разгона при внезапном полном приложении напряжения к двигателю.
Одним из важных параметров, влияющих на работу самоход ного крана, является амплитуда раскачивания груза. В исследо ваниях, посвященных этому вопросу, рассматривается процесс раскачивания груза с тем электроприводом, который установлен в настоящее время на кранах (Г — Д без обратных связей с пя тиступенчатым разгоном или асинхронный двигатель с реостат ным пуском и тоже с пятиступенчатым разгоном), и поэтому предлагаемые различные способы уменьшения амплитуды не да ют оптимального результата из-за неудовлетворительного каче ства привода.
М. С. Комаров указывает, что максимальное отклонение гру за получается при oMi = 0 (где wMi — промежуточная скорость), если скорость сразу переходит на повышенную (омг). Таким об разом, средством уменьшения раскачивания груза является уменьшение перепада скоростей при переходе на повышенную скорость. Доказано, что оптимальное количество ступеней сопро тивления в цепи обмотки возбуждения генератора системы Г—Д, установленной на стреловых самоходных кранах, должно быть 10— 12, для систем переменного тока (реостатного пуска) 7— 8. Однако и это количество ступеней не может уменьшить первона чального толчка. В связи с этим амплитуда раскачивания груза достаточно велика, что резко снижает производительность крана, так как машинист не может при значительном раскачивании по ставить груз в заданную точку.
59
Кран и механизм вращения можно представить в виде двух масс, соединенных упругим звеном, причем груз совершает коле бания в плоскости, проходящей через касательную к окружности, описываемой конечной точкой .. _________________
стрелы. Схема движения эле ментов крана при разгоне элек тропривода крана изображена на рис. 31.
|
|
|
1-Л |
|
|
|
|
|
2 \ |
/ |
3 |
|
|
О |
1 |
2 |
t,c |
Рис. 31. Схема |
движения элементов Рис. 32. |
Зависимость х = f(t) |
|
||
крана при разгоне электропривода |
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
= |
Для динамического (избыточного) момента МД, когда |
|||||
= const, М. С. Комаров предлагает выражение |
|
|
|||
х = |
Л4Д/ |
1 — cos |
|
|
|
|
|
|
|
Л + Д /
glо т3 +
где I — длина каната от верхней части стрелы до груза; 1о — вы лет крюка; т3— масса груза; Д — приведенный момент инерции крана или вращающихся его частей относительно оси вращения; J%— приведенный момент инерции вращающихся частей двига теля.
Для крана К-255 (грузоподъемностью 25 т, k = 4,5 м, I = = 15 м) на рис. 32 показана зависимость х = f (t). Как видно из рис. 32 (кривая 1), колебания груза происходят по монотонной кривой.
При движении груза
60
Для уменьшения амплитуды колебаний груза х необходимо подобрать такой закон изменения скорости, ускорения и рывка электропривода, при котором амплитуда х колебания груза бу дет на один-два порядка меньше х при Мд = const. Рывок дол жен при этом плавно нарастать.
Оптимальным по сравнению с другими (параболическим, си нусоидальным) законом разгона электропривода является раз гон, изображенный на рис. 17. При достижении силы статическо го тока / с ручка аппарата управления электроприводом с равно мерной скоростью за время ty доходит до предельного
положения, |
а скорость через |
заданное время |
станет v0. |
При |
отсутствии |
обратных связей |
для системы Г — Д, например |
для |
кранов грузоподъемностью 25 т и более, ускорение электропри вода может быть выражено формулой (20). В связи с тем, что Мд здесь не постоянная величина, дифференциальное уравнение движения груза в системе координат, имеющей начало на вер тикальной оси, проходящей через центр свободно висящего груза, имеет вид
I |
d2x , |
g |
1 + |
тА ' X |
ЛУо |
= /о®, |
(49) |
|
dt2 |
/ |
|
д + д |
■Л4- Д |
|
|
где ш = 2ял/60 — угловая скорость в с; п — число оборотов по воротной платформы крана в минуту, задаваемое по ГОСТу, по этому в правую часть формулы (49) необходимо подставить пра вую часть уравнения (20). Решение уравнения (49) при условии,
что
где
" У о |
= А > 0 и t < ty, запишется так: |
||||
J\+ 7; |
|||||
|
|
|
|
||
хобщ1 = Фс-os Y A t + Q sinj/Л ^ — M e |
t/T+ Ne |
1/в + Ь, (50) |
|||
J3 |
03 |
Г—0 |
£ = ■ |
/об) |
|
Ф |
1 + 02А |
||||
+ Т2А |
|
М Г - 0 ) |
61
0 2 |
7*2 |
вт3 |
|
Q = В |
М: |
1 + 744 |
|
КЛ(1 + 0 2Л) |
У"л (1 + 744) |
|
|
N = - ВО3 |
L 5 (Г— 0) |
|
|
+ 02Л |
л |
|
|
При t > ty |
|
|
|
хобщ2 = В cos V I t + В s in ]/A t + Р e~i / |
T |
(51) |
где
Ж V a cos у A ty— 3sin V a ty
D:
Va
JK = <Pcos Y A t y + Q sin Y A ty — {M + B)e“ V 7' + (N + B)e“ V e;
3 = — Ф ]/Л sin Y~A ty + Q V A cos ]/Л f + — (M + P) e“ *y/7 —
— 1 -(Я + Я)е -(/0.
B = 3 cos КЛ z'y + Ж К л sin V A tу .
V a
BT3( t у / Г — l )
1 + Г 2Л
503 (efye_ i )
Я =
1+ 0M
Как видно из рис. 32 (кривая 2), при работе электропривода, описываемой формулами (50) и (51), резко снижается амплиту да отхода груза от вертикали. Это показывает, что предложен ный закон разгона электропривода достаточно оптимален и осу ществим (в системах Г — Д, в тиристорном приводе постоянного тока, частотном управлении асинхронного двигателя), что под тверждается осциллограммами скорости разгона для этих систем электропривода.
Обратные связи в системах управления электроприводом да ют возможность еще больше снизить амплитуду ухода груза от вертикали.
С учетом выражения (30) и плавного нарастания задающего импульса
2у
-------- Ь Ах = a = Ll(1 + L2e“if + L3 cos $t |
+ L4 |
sin $t)H(t) — |
|
dt2 |
|
|
|
— Lx[1 + L 2 ea' |
+ L3 eaj('~'y) cos P(f— *y) + |
||
+ L4sin p(f— g e a3(i_'y)] H(t— ty) . |
(52) |
62