Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
6.3 и 6.4 построены графики этих отношений в зависимости от относительных размеров ротора. Графики, приведенные на рис. 6.3 и 6.4, показывают, что при длине средней части, равной пол ной длине ротора, т. е. при расположении грузов в опорных се чениях, первая и вторая нечувствительные скорости совпадают с соответствующими частотами ротора на жестких опорах. Вообще нижние границы значений нечувствительных скоростей разных порядков для сосредоточенных грузов всегда совпадают со зна чениями собственных частот таких же порядков и соответствуют расположению грузов в опорных сечениях. Физически это объяс-
120
няется тем, что опорные сечения являются узловыми при коле баниях по всем формам и грузы, установленные в этих сечениях, не вызывают колебаний ротора ни при каких скоростях, в том числе и при критических. При уменьшении относительной длины средней части и соответственно при уменьшении расстояния между грузами, при любых соотношениях диаметров концевых и сред ней частей интервал между нечувствительной скоростью и соот ветствующей собственной частотой расширяется. Расширение это го интервала происходит более интенсивно, чем рост величины нечувствительной скорости, что объясняется одновременным
121
уменьшением значений собственных частот в связи с уменьшением длины средней части. При нулевой длине последней, т. е. при размещении грузов в среднем сечении ротора, первой и второй нечувствительных скоростей нет вообще, как это и следует из; уравнений (6.2) и (6.3).
Почти при всех относительных размерах роторов отношение-
Я2Н •' Я2 больше, чем отношение Я1Н: Яг |
Только при относитель |
||
ной |
длине концевых частей ех > 0 ,5 и |
при разнице |
диаметров |
б < |
0,36 есть область параметров, при которых Я2н : Я2< Я1К : |
||
Уменьшение отношения между величинами диаметров конце |
|||
вых и средней частей приводит, как это видно из рис. |
6.3 и 6.4, |
в общем к расширению интервала между нечувствительными ско ростями и соответствующими собственными частотами при любой относительной длине средней части. Однако величина этого рас ширения интервала сравнительно с ротором постоянного сечения для каждого соотношения диаметров зависит от отношения длин концевых и средней частей. Так, наибольшее значение Я1И : Ях в основном имеет место при ех ÄS 0,5. При сравнительно небольшой разнице диаметров (до б ÄS 0,8) (Я1Н : Х1)тах при ех ÄS 0,4. А при значениях б « 0,25 -г~ 0,36 наибольшее расширение этого интер вала будет при ех ÄS 0,6.
В связи с тем, что при малой разнице величин диаметров пер вая собственная частота несколько повышается по сравнению с таковой ротора постоянного сечения, отношение Я1К : Ях для ступенчатого ротора мало отличается от подобного отношения для: ротора постоянного сечения. Например, при б « 0,8 отношениеЯ1П : Ях ступенчатого ротора отличается от соответствующего отношения для ротора постоянного сечения не больше чем на 5?о- Причем для ех ÄS 0,54 -f- 0,78 оно даже становится меньшим, чем у ротора постоянного сечения. При уменьшении относительной длины концевых частей ротора зона, где отношения Яіи : Ях ро торов ступенчатого и постоянного сечений отличаются друг от друга меньше чем на 5%, смещается в область меньших значе ний б. При ех = 0,28 это будет для б > 0,68; при ех = 0,2 — дли
б > 0,58; при ех = |
0,1 — для б |
0,35. При дальнейшем умень |
шении величины б, |
а также при увеличении ех величина отно |
шения Я1Н : Ях быстро возрастает.
Для отношения Я2Н : Я2 при малой разнице диаметров макси мум имеет место при относительно короткой средней части. По ме ре уменьшения величины б максимум отношения Я2и : Я2 начи нает наступать при большей относительной длине средней части.
Для б s=s 0,8 это будет при ех ÄS 0,9; для б |
= 0,64 — при sx s=s 0,8; |
|||||
для |
б = |
0,5 |
— при ех ÄS 0,67; |
для |
б = |
0,36 -н 0,25 — при |
ех Ä S |
0,5; |
для |
б < 0,16 — при ех Ä S 0,4. |
|
|
|
При малой |
разнице величин |
диаметров |
концевых и средней |
частей отношение Я2н : Я2 мало отличается от соответствующегоотношения для ротора постоянного сечения, но область парамет ров, где это имеет место, больше, чем для отношения Я1Н : Ях_
12?
Так, различие меньше 5 % имеет место уже при б Ä O, 93 (для гх = 0,9). При уменьшении относительной длины концевых час
тей |
ротора зона, в которой отношения Я,2и : Я.2 для роторов |
сту |
||||
пенчатого и постоянного сечений отличаются |
меньше чем на 5 %, |
|||||
смещается в область большей |
разницы величин диаметров. Так, |
|||||
отличие до 5% сохраняется при |
ех = 0,5 |
для |
б >= 0,87; |
при |
||
= |
0,3 — для б > 0,8; при |
ех |
= 0,2 — для |
б > 0,72, а |
при |
|
сх = |
0,1 эта зона расширяется |
до |
значений |
б > |
0,5. |
|
Для роторов современных мощных турбогенераторов, с уче том их относительных размеров, отношения первой нечувстви тельной скорости к первой собственной частоте относительно не велики и лежат в пределах значений А,1Н : Ä 1,25 ч- 3,20. Зна чит, для некоторых роторов первая нечувствительная скорость для пары симметричных грузов, установленных в торцах «бочки» рото ра, может находиться в зоне их рабочих оборотов. Это показывает необходимость расчета для роторов мощных турбогенераторов зна чений первой нечувствительной скорости с целью проверки ее положения относительно рабочих оборотов.
Сравнение коэффициентов, определяющих первую нечувст вительную скорость и вторую собственную частоту ступенчатого ротора, показывает, что в широкой области значений параметров первая нечувствительная скорость может лежать ниже второй собственной частоты. Только при ех > 0,55 первая нечувствитель ная скорость будет больше второй собственной частоты при любых отношениях диаметров концевых и средней частей ротора. Это обстоятельство очень важно, так как рабочие скорости многих роторов современных турбогенераторов расположены между пер вой и второй критическими скоростями. При этом относительные размеры роторов таковы, что А,1Н : Х2 0,33 1,10. Поэтому
проверка роторов современных генераторов на наличие в зоне их рабочих оборотов первой нечувствительной скорости является обязательной.
Это не значит, что у всех турбогенераторов первая нечувстви тельная скорость находится в зоне рабочих оборотов, так как при уменьшении отношения диаметров концевых и средней частей равенство первой нечувствительной скорости и второй собственной частоты будет наблюдаться при меньших относительных длинах концевых частей.
На рис. 6.5 по данным расчета построена кривая 1 значений параметров, при которых первая нечувствительная скорость сов падает со второй критической. Роторы, параметры которых лежат ниже кривой 7, будут иметь первую нечувствительную скорость между первой и второй критическими и, следовательно, подлежат соответствующей проверке.
Рабочая скорость некоторых турбогенераторов находится между второй и третьей критическими, поэтому интересно иссле довать отношения первой нечувствительной скорости к третьей собственной частоте. Расчеты показали, что при длине концевых
123
частей, превышающей У3 пролета (ех > 0 ,6 7 ), для любых отно шений диаметров первая нечувствительная скорость превышает третью собственную частоту. При уменьшении относительного* диаметра и длины концевых частей первая нечувствительная скорость становится равной третьей собственной частоте. Значе-; ния относительных размеров роторов, при которых имеет место это равенство, соответствуют кривой 2 на рис. 6.5. Относительные-
размеры всех роторов турбогенераторов располагаются ниже этой кривой, т. е. их первая нечувствительная скорость всегданиже третьей собственной частоты.
LJL
Р и с . 6.5. Кривые значении пара метров, при которых первая нечув ствительная скорость для пары грузов совпадает со второй (кри вая I) п с третьей (кривая 2) собственными частотами
оO.Z о.о о,е о.о Оо
Кривые 1 ж2 ограничивают область относительных размеров роторов, у которых первая нечувствительная скорость располо жена между второй и третьей собственными частотами. Если у таких роторов рабочие обороты находятся между второй и тре тьей критическими скоростями, то необходимо проверить вели чину первой нечувствительной скорости.
Кривые на рис. 6.5 позволяют легко определять по относитель ным размерам ротора, в зоне какой критической скорости нахо дится его первая нечувствительная скорость. Если в этой же= зоне лежит и рабочая скорость ротора, ее необходимо сравнить с вычисленной по уравнению (6.2) нечувствительной скоростью и попытаться так изменить размеры ротора, чтобы избежать сов падения этих скоростей. В противном случае уравновесить такой ротор грузами, установленными в торцах средней части, будеттрудно.
Вторая нечувствительная скорость расположена выше второй критической, поэтому для большинства роторов она не представ ляет опасности. Однако для роторов, рабочая скорость которых превышает вторую критическую, в некоторых случаях вторая нечувствительная скорость может создать затруднения при урав новешивании второй формы дисбаланса двумя кососимметрич ными грузами.
У роторов современных турбогенераторов относительные раз меры таковы, что отношение их второй нечувствительной скорости ко второй собственной частоте находится в пределах
1 2 4
Ä 1,35 -н 5,36. С учетом того, что рабочая скорость некоторых мощных турбогенераторов находится между второй и третьей критическими скоростями, заслуживает внимания вопрос об от ношении второй нечувствительной скорости к третьей собствен ной частоте. Расчет показал, что при длине концевых частей ротора, превышающей Ѵ3 пролета (ех> 0,36), его вторая нечув ствительная скорость превышает третью собственную частоту при любых отношениях диаметров частей.
При уменьшении диаметра концевых частей вторая нечувст вительная скорость совпадает с третьей собственной частотой
Р и с. 6.6. Кривая значении пара метров, при которых вторая нечув ствительная скорость для пары грузов совпадает с третьей собст венной частотоіі
при меньшей относительной длине этих частей. Кривая иа рис. 6.6 соответствует значениям относительных размеров роторов, для которых А.2ы = %3. Для роторов турбогенераторов отношения величин второй нечувствительной скорости к третьей критиче ской находятся в пределах Х2І[ : К3 ^ 0,63-н 1,49. Поэтому зара нее нельзя сказать, у каких машин вторая нечувствительная скорость совпадает с зоной рабочих оборотов. У роторов, пара метры которых лежат ниже кривой (рис. 6.6), вторая нечувстви тельная скорость находится между второй и третьей критиче скими. Если и рабочая скорость этих роторов совпадает с этим диапазоном, то их следует проверять на чувствительность к косо симметричным грузам.
Ступенчатый ротор с распределенными грузами
В предыдущем разделе рассмотрен вопрос о нечувствительных скоростях для сосредоточенных грузов, установленных в торцо вых частях средней части ротора. На таких нечувствительных скоростях отбалансировать ротор парой грузов, установленных в торцовых сечениях, в принципе невозможо. На практике в та ких случаях устанавливают грузы в других плоскостях, заме няют их системой из нескольких грузов или распределяют грузы по длине ротора. Причем часто распределение грузов по «бочке» ротора производят без достаточных к тому оснований, мотивируя это стремлением уменьшить величину отдельных грузов, а так-
125
же тем, что распределенные грузы в смысле нечувствительных ско ростей всегда лучше, чем сосредоточенные.
В связи с этим представляет интерес изучение нечувствитель ных скоростей для распределенных нагрузок. В работе [61] было показано, что при действии равномерно распределенной нагрузки на ротор постоянного сечения также могут иметь место нечувст вительные скорости, на которых устанавливаемые грузы прак тически не оказывают влияния на опорные реакции ротора.
Учитывая, что выводы, полученные для ротора постоянного сечения, лишь в первом приближении могут быть распространены на роторы со ступенчатым изменением сечения, здесь мы исследу ем вопрос о нечувствительных скоростях ступенчатого ротора при действии распределенной по его средней части нагрузки.
Для этой цели используем выражения (4.33) и (4.33') для оп ределения опорных реакций ступенчатого ротора при действии распределенной нагрузки. Выражения эти показывают, что реак ции зависят как от величины нагрузки, так и от ее распределе ния и параметров ротора. При этом могут иметь место такие со отношения параметров, при которых реакции от действия рас пределенной нагрузки будут равны нулю, что и определяет не чувствительные скорости.
Приравнивая нулю выражение (4.33) и учитывая (4.14), полу-' чаем уравнение, корни которого определяют значения нечувст вительных скоростей при нагрузке, равномерно распределенной
но части длины «бочки» |
ротора, |
|
|
|
|
*5 ( ß t â + V (ß3)Fc' 12 - |
и (ßi) |
П г - Т (ßä |
= |
0. |
(6.6) |
Учитывая значения функций (1.13), (1.15) и выражения для |
|||||
(4.15а), это уравнение можно записать в виде |
|
|
|
||
ch ßg{ах sh ß2 cos ß2[<S (ßi) — |
(ßx)] + sh ß2 sin |
ß2 [Ьх V (ßx) — |
— T (ßx)]} + cos ßs{ai ch ß2 sinß2 [5 (ßi) + Ъ U (ßi)] +
+ sh ß2sin ß2 {bjV (ß^ + T (ßi)]} + sh ß;{ch ß2 sin ß2 [T (ßi) -
— bi V (ß^] +ffl1chßa cos ß2 [b-JJ (ß^ — S (ßi)]} —
—sin ßg{shß2cos ß2[71(ßi)+biy'(ßi)H-aichß2cdsß2[&iZ7(ßi)+«S,(ßi)]}=0.
После ряда дальнейших преобразований уравнение (6.6) в окончательном виде можно записать так:
sh ß2{% cos ß2[<S (ß^ — b^U (ßi)] —sin ß2 [T (ßi)—bi V (ßi)]} +
+ |
sin ß2{öich ßJS (ßi) + b ,U (ßi)] + |
sh ß2 IT (ßi)+biF (ßi)]}= |
= |
0 |
(6.7) |
Корни уравнения (6.7) определяют значения нечувствительных скоростей ступенчатого ротора при грузах, равномерно распре
деленных по средней части ротора на участке длиной 222(£2< Д 2).
126