Файл: Грачева К.А. Экономические расчеты при проектировании прокатного оборудования и производстве проката.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
1. По сметной калькуляции и ориентировочной вели чине затрат на транспортировку и монтаж оборудования (затраты на монтаж могут быть приняты в размере ~15—20% затрат на изготовление оборудования).
2.Исходя из массы вновь создаваемого оборудования
ибалансовой стоимости 1 т действующего оборудова ния \ сходного по конструкции и назначению с вновь со здаваемым оборудованием. Умножая стоимость 1 т ука занного оборудования на массу вновь создаваемого обо рудования, определяют укрупненно капитальные вложе ния в него. Справочные материалы, характеризующие массу прокатного оборудования, приводятся в приложе нии (табл.28).
Расчет массы оборудования производится с учетом эмпирических зависимостей. Учитывается зависимость массы оборудования от его габаритов, мощности элек троприводов, скорости прокатки, характера исходных за готовок и методов изготовления деталей и узлов, вели чины эксплуатационных нагрузок и т. д. Затраты на 1 т массы прокатного и трубного оборудования определяют ся на основе сметных и отчетных калькуляций полной заводской себестоимости их изготовления в определен ных производственных условиях.
3. Исходя из структуры затрат на производство про катного оборудования. В данном случае определяют за траты на основные материалы и полуфабрикаты, требуе мые для изготовления создаваемого оборудования. Остальные затраты определяют в целом исходя из удель ного веса их в стоимости прокатного оборудования.
4. На основе сравнительного анализа конструктив-- ных элементов вновь создаваемого оборудования и дей ствующего, сходного с ним. При этом выявляется увели чение или уменьшение образующих станы элементов, возрастание или снижение их конструктивной и техноло гической сложности и т. д. На основе полученных из та кого анализа данных вносятся соответствующие коррек тивы в балансовую стоимость действующего стана, кото рая может быть принята в качестве ориентировочной величины капитальных вложений во вновь создаваемое оборудование.
К а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я |
в с и л о в о е |
о б о |
р у д о в а н и е в тех случаях, когда |
они не входят |
в це- |
1 Балансовая стоимость учитывает затраты на сооружение фун даментов, монтаж и транспортные расходы.
2 |
2429 |
33 |
ну приобретаемого производственного оборудования, мо гут быть рассчитаны по формуле (48). Наибольшая ве личина капитальных вложений приходится обычно на главные электродвигатели станов.
Сказанное подтверждается стоимостью электродвига телей, приведенной в прейскурантах оптовых цен, спра вочниках, а также в табл. 27 приложения.
Значительная величина капитальных вложений в электродвигатели характерна и для станов, изготов ленных за последние годы, хотя, как это следует из ука занной таблицы, удельная стоимость 1 кВт установлен ной мощности по новым станам существенно ниже соот ветствующих величин по действующему оборудованию.
Удельная стоимость 1 кВт установленной мощности может служить базой для укрупненных расчетов капи
тальных |
вложений |
в энергетическое |
оборудование. |
В ряде |
случаев, при |
наличии соответствующих данных, |
капитальные вложения в силовое оборудование прини маются в размерах, пропорциональных капитальным вложениям в производственное оборудование. Так, по данным ГИПРОМЕЗа, капитальные вложения в элек
трооборудование |
составляют примерно 16% |
капитальных |
|
вложений в производственное оборудование. |
|||
К а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я |
в |
т р а н с п о р т |
|
н ы е с р е д с т в а |
о п р е д е л я ю т |
расчетным путем ис |
ходя из количества этого вида оборудования и оптовой цены на него или укрупненно по заводским данным.
Ориентировочно капитальные вложения в транспорт ные средства 1 могут быть определены на основе данных
ГИПРОМЕЗа |
из |
расчета, |
что капитальные |
вложения в |
||
1 т транспортных |
средств составляют |
» 5 0 0 |
р. |
|
||
К а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я |
в д о р о г о с т о я |
|||||
щ и е и н с т р у м е н т ы |
и п р и с п о с о б л е н и я |
опре |
||||
деляются на основе количественной потребности |
в них |
|||||
прокатных и трубных цехов и оптовых цен |
за единицу |
|||||
инструмента |
или |
приспособления определенного |
типо |
|||
размера 2 . |
|
|
|
|
|
|
1 В тех случаях, |
когда затраты на транспортные |
средства учте |
ны в затратах на производственное оборудование, расчет их от
дельной статьей не |
производится. |
2 Капитальные |
вложения в малоценные приспособления, прибо |
ры, валки и т. д., |
первоначальная стоимость одного комплекта кото |
рых не превышает 50 р., а срок службы не свыше одного года, со ставляют часть капитальных вложений в оборотные средства и учи тываются как оборотные средства прокатных и трубных цехов.
34
Наибольшую часть затрат в данном случае составля ют капитальные вложения в прокатные валки Квал- Ве личина их определяется по следующей формуле:
Я В а л = С „ а л е Д в а л ( 1 + О і ) , |
|
( 5 0 ) |
||
где С в а л — количество прокатных валков |
определенного |
|||
типоразмера на годовую программу |
в шт., т/год; |
G — |
||
масса одного валка в т; ЦВал |
— цена |
1 т валков в р.; |
Ь\— |
|
коэффициент, учитывающий |
транспортные |
расходы. |
|
Укрупненно количественная потребность прокатных и трубных цехов в валках может быть определена на ос нове заводских данных о фактическом расходе валков в кг на 1 т проката.
Цена 1 т валков определяется по прейскурантам или же укрупненно по заводским данным об удельном весе расходов на валки в общей сумме затрат на сменное обо рудование прокатных и трубопрокатных станов.
В качестве справочных материалов в приложении (табл. 50) приведены ориентировочные данные по удель ному весу затрат на валки в общей сумме затрат по ста
тье «Износ сменного |
оборудования». |
|
|
|||||||
Капитальные вложения в дорогостоящие приспособ |
||||||||||
ления / ( П р |
определяются |
по формуле |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
^"Р |
^ |
^пр^/цр' |
|
(51, |
|
где |
С п р |
— количество приспособлений |
данного |
вида (ти |
||||||
поразмера) |
в |
шт.; |
Д п р — цена |
одного |
приспособления |
|||||
данного |
вида |
(типоразмера) |
в р.; н |
— число видов |
||||||
типоразмеров |
дорогостоящих |
приспособлений. |
|
|||||||
В свою очередь, количество приспособлений |
данного |
|||||||||
вида |
(типоразмера) |
определяется по формуле |
|
где N—количество |
продукции, обрабатываемой с при |
||||
менением |
данного |
вида |
(типоразмера) приспособления |
||
в т, шт., |
м; |
/пр — время |
занятости приспособления |
при |
|
изготовлении единицы продукции в ч. |
|
||||
Стоимость |
приспособления определяется исходя |
из |
|||
затрат на его проектирование и изготовление. |
|
2* |
35 |
Затраты на проектирование приспособлений того или иного типоразмера определяются по нормативам трудо емкости конструкторских работ и всех затрат, приходя щихся на один час этих работ (в виде средневзвешенной величины с учетом группы сложности приспособления).
Затраты на изготовление приспособления могут быть определены исходя из полной заводской себестоимости Ц с п и процента плановой прибыли предприятия-изгото вителя Яп. п :
( 5 3 )
Наиболее точно затраты на изготовление приспособ лений определяют на основе составления сметной каль куляции.
При укрупненных расчетах этих затрат пользуются средней величиной себестоимости аналогичных по конст рукции и назначению приспособлений, изготовляемых передовыми заводами, или же укрупненными норматива ми себестоимости изготовления приспособлений, установ ленными в зависимости от группы сложности их и коли чества оригинальных деталей и узлов.
Капитальные вложения в дорогостоящий инвентарь определяют обычно по заводским данным исходя из удельного веса их в общей сумме капитальных вложе ний в основные средства проектируемых прокатных и трубных цехов.
Укрупненно капитальные вложения в производствен ный инвентарь можно принять в размере 2% стоимости всего производственного оборудования.
Капитальные вложения в хозяйственный инвентарь укрупненно принимаются в размере 15—20 р. на одного производственного рабочего и 40—60 р. па одного слу жащего.
Капитальные вложения на санитарно-технические устройства определяют в % от стоимости здания:
Вентиляция |
. 2 , 5 |
Отопление |
3,0 |
Водопровод |
1,8 |
Канализация |
1,7 |
Электросеть |
1,4 |
Осветительная |
арматура |
36
Состав и величина затрат на производство продукции прокатных и трубных цехов
Расчет массы и стоимости основных |
материалов, |
задаваемых в производство |
|
Масса материала, задаваемого в производство, опре деляется по формуле
(54)
где бгод — количество годного (т. е. масса годного про ката) в т; Др—расходный коэффициент, представляю щий собой отношение массы материала, задаваемого в производство, к массе годного проката (/Ср >1).
Величина расходного коэффициента зависит главным образом от марки и сортамента стали и характера техно логического процесса. Ориентировочные величины рас ходного коэффициента применительно к наиболее часто
используемым в |
прокатном |
производстве маркам стали |
|||||||
приведены |
в табл. 14, а также в приложении (табл. 29— |
||||||||
32). Так как количество годного |
G r o a |
соответствует |
го |
||||||
довой производительности |
стана |
Я г , |
равной |
часовой |
|||||
производительности его Пч, |
умноженной |
на |
годовой |
||||||
фактический фонд времени |
(в часах), то масса |
материа- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
14 |
Расходные коэффициенты металла при прокатке на блюмингах |
|
||||||||
|
|
|
|
|
Расходный |
коэффициент |
|
||
|
Сталь |
|
|
плановый |
|
фактический |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Криворожский |
блюминг |
|
|
|
|
|
|
||
Кипящая обыкновенного |
качества |
1,140 |
|
1,154 |
|
||||
Спокойная |
обыкновенного |
качества |
1,250 |
|
1,228 |
|
|||
Макеевский |
|
металлургический, |
|
|
|
|
|
||
|
завод |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кипящая |
обыкновенного |
качества |
1,115 |
|
1,121 |
|
|||
Спокойная |
обыкновенного |
качества |
1,217 |
|
1,203 |
|
|||
Конструкционная |
кипящая . . . . |
1,132 |
|
1,137 |
|
||||
Конструкционная спокойная . . . . |
1,233 |
|
1,242 |
|
|||||
Легированная |
|
|
|
1,232 |
|
1,246 |
|
||
Рельсовая |
|
|
|
|
1,215 |
|
1,198 |
|
|
Трубная |
|
|
|
|
1,250 |
|
1,261 |
|
37
ла, задаваемого в производство, может быть рассчита на по формуле
|
|
|
|
0зад = Я ч / Г фД р . |
|
(55) |
|||
Из данных табл. 14 видно, что отходы при |
прокатке |
||||||||
на блюмингах составляют от 12 до 26%. |
В состав таких |
||||||||
отходов |
входят: |
обрезь |
( « 8 — 2 0 % ) , брак ( — 1,4%) |
и |
|||||
угар ( - 2,6 - 3,6%) . |
|
|
|
|
|
||||
Отходы металла в виде обрези по видам и маркам |
|||||||||
стали и нормы отходов приведены в табл. 15 |
и в при |
||||||||
ложении |
(табл.33—35). |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
15 |
|
|
|
Нормы головной и донной обрези |
|
|
||||
|
|
|
Сталь |
|
Норма обрези в % |
|
|||
|
|
|
|
головная |
донная |
всего |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Кипящая |
обыкновенного качества |
5,0 |
2,5 |
7,5 |
|
||||
Спокойная |
обыкновенного |
качества |
12,0 |
1,5 |
13,5 |
|
|||
Низколегированная |
арматурная |
|
|
|
|
||||
(25Г2С, |
35ГС) |
|
|
13,0 |
1,0 |
14,0 |
|
||
Конструкционная |
углеродистая и |
|
|
|
|
||||
низколегированная трубная |
|
13,0 |
2,75 |
15,75 |
|
||||
Для тросов |
|
|
14,0 |
1,0 |
15,0 |
|
|||
Исходными данными для определения затрат на ос |
|||||||||
новные |
|
материалы (заготовки, |
блюмсы, |
слитки), расхо |
|||||
дуемые |
|
на запланированный |
годовой |
выпуск |
проката |
Ко. м, являются: масса задаваемого в производство ма
териала |
G3 A F L , цена 1 т этого материала |
Ц0, |
величина |
реа |
||
лизуемых отходов G O T X |
и цена 1 т этих отходов Д 0 т х - |
Рас |
||||
чет ведется по следующей формуле: |
|
|
|
|||
|
m |
m |
|
|
|
|
|
^ о . м = 2 |
^ а д ^ / о - 2 |
G - ^ o |
X' |
|
( 5 6 ) |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
где m — количество типоразмеров |
(наименований) |
мате |
||||
риалов (заготовок, блюмсов, слитков). |
|
|
|
|||
Цена |
1 т материала складывается |
из |
себестоимости |
производства слитков (заготовок) и расходов на транс
портировку от цеха, изготовившего данный слиток |
(заго |
товку), до цеха, где этот слиток или заготовка |
дол- |
38 |
|