Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
опытная партия многопостовых источников питания ИДГМ-1000/1601. Источник питания данной системы состоит иа двух выпрямителей; ВДГТЛ-1001 и ВДГМг-1601, стабили зированное напряжение которых — соответственно 26 и 40В. В зависимости от режима сварки сварочные песты подключаются к шинопроводу того или иного выпрямителя. Выпря мители выполнены на кремниевых вентилях и имеют жест* кие внешние характеристики. В цепь каждого поста вклю чены дроссели с двумя ступенями индуктивности и неболь шой балластный реостат для регулирования напряжения на дуге. Система обеспечивает довольно широкий диапазон регулирования напряжения на постах. Однако в производст венных условиях трудно обеспечить рациональную аагрузку обоих выпрямителей, так как для этого необходимо иметь Строго определенное количество сварочных постов с низкими и высокими режимами.
Тем же ВНИИЭСО предложено применять в качестве регулирующих элементов вольтодобавочные трансформаторы
ВДТ, включаемые в цепь каждого поста. |
При этом у в а |
рочные посты включаются в одно -плечо |
так называемого |
"расщепленного выпрямительного блока" многопостового |
|
сварочного выпрямителя. Регулирование |
рабочих режимов |
осуществляется изменением 'коэффициента трансформации ВДТ и плавным регулированием их первичного напряжения автотрансформаторами или схемами на тиристорах. Кроме того, в качестве регулирующих элементов рабочих режимов на постах предложено использовать регулируемые дроссели насыщения или тиристоры. Для расширения дипазонов регу лирования рабочих режимов может быть использована комбинированная схема, в которой регулирование осущест вляется групповыми ВДТ и дросселями насыщения. В цепь каждого поста во всех случаях предусмотрено включение стабилизирующего дросселя. Напряжение многшостовых выпрямителей должно быть стабилизировано.
Все вышеназванные схемы обеспечивгцот автономное регулирование режимов сварки на постах в широких преде лах при обеспечении м ен !лего расхода активных материа лов на изготовление общего трансформатора мяогопоставо-
128
го выпрямителя по сравнению с однопостовой сваркой. К недостаткам схем следует отнести высокий расход мате риалов на изготовление четырехжильного общего шинопро вода.
Система питания ВНИИЭСО с общим шиноприводом постоянного тока включает в себя многопостовой свароч ный выпрямитель, выполненный по шестифазной схеме с уравнительным реактором, шинопровод постоянного тока, к которому через индивидуальные маломощные вольтодоба вочные выпрямители и стабилизирующие дроссели подклю чены сварочные посты.
Вольтодобавочные постовые выпрямители могут быть реверсивными и нереверсивными. Нереверсивными выпря мителями производится настройка напряжения на постах вверх от напряжения основного источника питания, ревер сивными - вверх и вниз от напряжения основного источни ка питания. Вольтодобавочные выпрямители управляются специальными блоками управления, исполнительными эле - ментами которых являются тиристоры, включенные в цепь первичной или вторичной обмотки трансформатора выпря мителя. Вольтодобавочные выпрямители обеспечивают широ кий диапазон автономного регулирования напряжения на постах, а также и дополнительную его стабилизацию. Пре имуществами данной схемы являются высокая степень обеспечения независимой работы постов и широкий диапа зон регулирования напряжения на постах. К недостаткам следует отнести повышенный расход активных материалов и полупроводниковых вентилей на постовые устройства,
Мгагопостовая система питания института электросвар ки им. Патона с реостатной развязкой постов включает: выпрямитель ВМГ-5000, шинопровод и постовые балластные реостаты. Для уменьшения взаимного влияния сварочных постов во время работы и сокращения расходов дефицитных цветных металлов применена специальная схема шинопродода. Электрическая развязка и регулирование режима сварки осуществляются специальными балластными реоста тами РБГ-502. К достоинствам схемы относится наличие общего шинопровода постоянного тока и простота регули
рующих устройств. Недостатки: ограниченный диапазон регу лирования напряжения на постах и непроизводительные по тери электроэнергии в балластных реостатах.
Другая многопостовая система ИЭС им, Патона вклю чает в себя понижающий трансформатор или генератор пе ременного напряжения, к которому подключен трехфазный шинопровод переменного тока. Линейное напряжение на шн~ нопроводе составляет 30 В. К шинопроводу подключены малогабаритные постовые выпрямители, состоящие из про ходного автотрансформатора с коэффициентом траг.сформа - ции 1,5 и выпрямительного блока. Напряжение выпрямите лей регулируется переключением отпаек обмотки автотран сформатора. В цепь каждого поста включено регулируемое сопротивление для создания пологопадающей характеристики цепи каждого поста.
Вторая система отличается от предыдущей тем, что линейное напряжение на шинопроводе составляет 40 В, а к шинопроводу поде оединены выпрямители на тиристорах. В цепь каждого поста в целях обеспечения устойчивого горе ния дуги при глубоком регулировании напряжения включены стабилизирующие дроссели.
Преимуществами обеих систем являются меньшая уста новочная мощность общего понижающего трансформатора и высокая степень обеспечения независимой работы постав.
К недостаткам следует отнести повышенный расход актив ных материалов на трехфазный шинопровод и полупровод никовых вентилей на постовые выпрямители.
На кафедре сварки РИСХМа разработаны два типа ста билизаторов напряжения выпрямителей BKCM-100Q и ВДМ-1601. В качестве исполнительных органов стабилиза торов использованы магнитные и тиристорные усилители. Стабилизатор напряжения дроссельного типа обеспечивает регулирование и стабилизацию выпрямленного напряжения выпрямителей ВКСМ-1000 и ВДМ-1601 в пределах 20-ЗОВ и 40-50В. Тиристорный стабилизатор напряжения обеспечивает стабилизацию выходного напряжени I выпрямителей BKCM-ltitO и ВДМ-1801 в пределах 30-36В. Габаритно-весг-
131
вые показатели тиристорного стабилизатора напряжения зна чительно меньше, чем у стабилизатора напряжения дроссель ного типа* Кроме того, тиристорный стабилизатор обладает меньшей инерционностью.
Анализ существующих многопостовых систем показыва ет, что целесообразность применения той или иной систе мы определяется конкретными условиями производства (в первую очередь, количеством сварочных постов и их ре
жимами). Причем наиболее экономичной является система, обеспечивающая питание группы постов (от 5 и более) с одинаковыми или незначительно отличающимися друг от друга режимами.
132
Ю.Г. Л ю д м и р с х н й , В.И. Б в р-е &у « жя й, А.П; С. у п е д к о
ПОВЫШЕНИЕ МАЛОЦИКЛОВОЙ УСТАЛОСТИ СВАРНЫХ СТЫКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПУТЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ
ГАЛГБЛЬНЫХ ВАЛИКОВ
В настоящее время для изготовления ответственных толь столистовых сварных конструкций все более ширско применя ются высокстрочные стали с пределом прочности 8ft0-- 220,0 кг/мм . Высокая прочность таких сталей достигается в пропеосе термообработки, которая аахпхжаетря в аакапхе и низком отпуске, поэтому для получении качественных свар ных соединений со свойствами, равноценными свойствам ос новного металла, после сварки необходимо производить тер*? мообработку* Однако часто размеры конструкций не поавоплЮГ выполнять их термообработку. В этом случае для nonysчення равнопрочного стыкового с'^едивения сварной шов вы- ^попняюг со значительным усвоением напнчиехоггорого уыднивает хондентрашпо напряжений в месте перехода ионного металла к металлу шва. Кроме того, в ет0** мёртв после сварки возникают?-остаточные напряжения растяжения, а механические свойства металле околошоаной аоньг н£же, /' чем основного металла. Все эти фелггорм снижают долговая ность конструкций, особенно при работе и условиях маподлоновых чагружеяий, г раарущенне^как правят», происходит до
.193
пинии сплавления металла шва с основным металлом. Цепью данной работы являлось определение влияния тех
нопогии выполнения гантельного валика на мапопикповую усталость сварного стыкового соединения. Исследовались три способа выполнения галтепьных валиков. Первый способ
заключался в оплавлении Гранины сварного шва дуговой свар кой поперечнокопебпющимся нёппавящимся электродом в сре де аргона без присадочной проволоки. В этом случае дости галось уменьшение концентрации напряжений в месте перехо да от основного металла к металлу шва. Аналогично перво му способу выполнялся гантельный валик по второму спосо бу, но оплавление производилось с добавлением присадочной проволоки ВНС-2 /Х15Н5Д2Т/, дилатометрические свойства которой способствуют созданию в окопошовной зоне остаточ ных напряжений сжатия. Третий способ выполнения галтельного валика состоял в оплавлении границ шва аналогично первому способу, с последующей обкаткой между роликами. Обкатка обеспечивала в окопошовной зове создание благопри ятных остаточных напряжений сжатия и получение заданного радиуса кривизны гаптеПьного валика. Следует отметить, что в пенях уменьшения зоны термического влияния я улуч шения качества выполнения гантельного валика вышеописан ными способами движение дуги при поперечном колебании осуществлялось по заданной программе, обеспечивающей за медленное перемещение сварочной дуги по металлу шва н
ускоренное - по основному металлу. |
2 |
Исследования проводились на стали с |
” 90кг/мм . |
Из листа с фрезерованной поверхностью толщиной 20 мм были изготовлены образцы в виде баночек равного сопротивления со сварным швом. Гантельный валик выполнялся одним нз вышеописанных способов. Кроме того, подготавливались об разны, имитирующие граничный валик шва по серийной тех нологии. Шов располагали параллельно плоскости заделки об разца. Образцы испытывались при повторно-статических на гружениях с стнупевым циклом в условиях консольного одно осного изгиба на установке, разработанной на кафедре 'Технология н оборудование сварочного производства'
РИСХМа.
134
Испытания проводились в 3%-ном растворе JJaCt с частотой нагружения 10 циклов з минуту. Амплитуда напря
жений на |
поверхности образца была равна 0,7(уох • Р е |
зультаты |
испытаний приведены в таблице. |
Тип образцов
Сварной шов выпол нен по серийной тех нологии
Число цик |
Число цик |
Число цик |
лов до по- |
лов до |
лов на раз |
явпения тре |
разрушения |
витие раэг- |
щин |
образца |
руш. |
790-800 |
6000-7600 |
5200-8700 |
Гантельный валик вы |
26000-43000 |
48000-58000 |
15000-22000 |
полнен по 1-му спо |
|
|
i |
собу |
|
|
|
Гаптепьный валик вы |
|
|
|
полнен по 2-му спо |
73000-75000 |
91000-104000 |
18000-29000 |
собу |
|
|
|
Гаптепьный валик вы |
|
|
|
полнен по 3-му спо |
53000-70000 |
I01000-12400C |
48000 |
собу |
|
|
|
Результаты испытания показывают, что наибольшую долго вечность имели обраацы с гантельными валиками, выполнен ными вторым и третьим способами. Обращает на себя внима ние тот факт, что создание в окопошовной зоне остаточных напряжений сжатия в 2-3 раза повышает число циклов нагру жения до появления трещин на сварном соединении. Кроме того, пластическое деформирование металла шва и околгшов ной зоны при обкатке между узкими роликами в 1,7-8 раза повышает число циклов нагружения, ушедших на развитие раз рушения. Однако выполнение гантельного валика с доследую щей обкаткой между узкими роликами имеет ряд существен ных недостатков: громоздкость оборудования для обкатки,ус-
133
Пожвеине технологического яроцесса, ухудшений работы пла стнческх Деформированного металла в успоиних низких темпе ратур к т.д. Поэтому наиболее целесообразно для повышения Мапониклевой усталости сварных стыковых соединений исполь зовать способ выполнения гапгельного вапнкд путем оплавле ния гранил сварного шва поперечно-^*олебпюшейся электри ческий дугой в среде аргоца с добавлением в сварочную ванну материала типа ВНС-2.
198
С .Д .К осов , В .Я .Х а р ч ен к о
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ТРЕШИН ПРИ ПРАВКВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ ТИТАНОВОГО СПЛАВА В КОРРОЗИОННОЙ СРЕДЕ
Одной из oneрадий нюхнологического процесса производ ства конструкций явпяется правка пистового метаппа. В про цессе правки метапп на поверхности листа испытывает зна копеременные пластические деформации, повторяемость кото рых достигает нескольких десятков циклов, что может при вести к появлению поверхностных трещин. Такие трещины в определенных условиях могут являться причиной врзннкно — вения разрушения, а следовательно, оказывать влияние на долговечность конструкции.
В связи с этим необходимо было оценить В О З М О Ж Н О С Т Ь появления трещин при правке и их влияние на воэдикнове - ние разрушения. Исследовались листы из титанового сплава толщиной 20мм. Из листа вырезались плоские образцы, ко торые испытывались на повторно статический изгиб при жестком нагружении с симметричным знакопеременным цик лом. Такая схема испытаний наиболее полно отражает ус г ювия деформирования метаппа при правке, Различное напря женное состояние на поверхности листа имитировалось ив - менением соотношения б/t , где В и t соответственно 1 ширина и толщина образца. Так, для получения на поверх-* ности образца двухосного напряженного состояняя(££>шО,бб/)
137
образцы изготавпивапись с-састношением б / t = 5. Для по лучения одноосного напряженного состояния ( СЭэ = 0) об разны изготавпивапись с соотношением 8/£ ш 1. Испыта- ЫИЯ проводили при различных значениях размаха амплиту ды пластической деформации ( &£ ) до появления на по верхности образца трещин.
Результаты испытаний представлены в таблице. Видно, что с увеличением размаха амплитуды пластической дефор мации уменьшается число циклов до появления поверхност ных трешин. Причем переход от одноосного напряженного
состояния ( |
= О) к двухосному ( |
С$2 “ 0,5 б/ ) снижает |
сопротивляемость титанового сплава |
знакопеременному |
пластическому изгибу, что увеличивает вероятность появ ления трещин при правке.
и/ обр. |
&м |
|
л/ |
||
1 |
- |
1 |
1 <ог шо |
0,01 |
93 |
1 |
- |
2 |
0,02 |
24 |
|
1 |
- |
3 |
|
0,04 |
12 |
1 |
- |
4 |
|
0,063 |
6 |
1 |
- |
5 |
|
0,134 |
1.6 |
2 |
- |
1 |
5 |
0,01 |
48 |
2 - 2 |
|
( 6 ; = о,5 в ; ) |
0,04 |
5 |
Для опенки характера и скорости развития поверхност ных трещин, возникающих при правке, были проведены ус талостные испытания образцов, имеющих поверхностные трещины. Образцы представляли собой балку равного со - противления и изготавливались таким образом, чтобы в рабочей части образна находилось максимальное количест во исходных трещин. Испытания проводились при повторно статических нагружениях с отнупевым циклом в условиях консольного одноосного изгиба на установке, пазработанной на кафедре 'Оборудование и техно!.огия сварочного производства' РИСХМа, в 3%-ном растворе jfa.С£, при уров не средних рабочих напряжений 0,78 (5о,2. •
138