Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Анализ рнзупьтатов экспериментов позволяет предполо жить, что трещины на поверхности листа, появившиеся в результате знакопеременного пластического изгиба, на ока зывают существенного влияния на мапопикповую долговеч ность образцов. Скорость роста таких трещин значительно меньше скорости роста усталостных трещин, возникших при испытаниях. При испытании образцов в условиях одноосно го изгиба возникновение разрушения, как правило, не было связано с поверхностными трещинами, образовавшимися при правке. Однако следует отметить, что испытания образцов на одноосный изгиб не -отражают работы листового метал ла в реальной конструкции (например, в сосуде давления). Поэтому были проведены исследования образцов на двухос ный изгиб, так как они наиболее полно отражают условия работы реальной конструкции. Испытания проводились на
образцах <р 510 |
мм в 3%-ном растворе Мй.CL при |
уровне |
средних рабочих |
напряжений 0,78 do,а по методике, |
разра |
ботанной на кафедре "Оборудование и технология свароч ного производства' РИСХМа. Перед испытаниями с помо щью дюшшёюцентного контроля определялись зоны залега ния трещин, образовавшихся при правке.
Результаты испытаний показали, что подавляющее боль шинство разрушений образцов протекает независимо от по верхностных трещин, возникших при правке. На отдельный образцах разрушение начиналось от поверхностных трещин правки, но развивалось весьма медленно в длину с преиму щественным ростом в глубину листа. Так, на одном из об разцов, прошедшем правку, зарождение разрушения произо шло из-за дефекта в виде царапины, а также от трещины, возникшей при правке. Причем тоещина в царапине росла быстрее, чем трещина, возникшая от дефекта правки. Так, за 1000 циклов нагружений первая трещина выросла с 2ь до 90мм, т.е. на 62 мм, а вторая трещина с 7 до 10мм; т.е. на Змм. Такой характер развития разрушения, вероят но, связан с появлением остаточных напряжений сжатуга в вершине трещин, возникших при правке^
139
Таким образом, проведенные исспедования не выявили существенного влияния дефектов правки на циклическую Прочность титанового сплава в 3%-ном растворе Жг. 02 . Од нако в тех случаях, когда в процессе изготовления конст рукции металл нагревается, что может вызвать релаксацию остаточных напряжение (например, при сварке), подобные трещины существенно могут снизить долговечность конст рукции при мапоцикловых нагружениях в коррозионной сре де. Так, подобные трещины вызвали разрушение двух об - разцов таврового соединения, испытанных в 3%-ном раство ре Aka на двухосный изгиб, причем, разрушенйе про шло по основному металлу в стороне от шва.
140
Д.М. П а х а н ь я н ,
Л.А. Д о б р о к э а ш и н
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ РАЗНОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ (ЧУГУН +СТАЛЬ) ПОСРЕДСТВОМ СВАРКИ ПРОБКОВЫХ
ШВОВ
В лаборатории сварки электрозаклепками РИСХМа разработан способ соединения разнородных материалов, исключающий наличие общей зоны кристаллизации сваривае мых элементов. Полученное соединение свободно от недо- с татков, имеющихся при непосредственной сварке различ ных по свойствам пар металлов.
Сущность способа заключается в следующем. Соединяе мые элементы располагаются внахлест. В одном из них (в дальнейшем будем условно называть его "верхним") под
готавливается отверстие и затем производится заплавление последнего без оплавления верхнего элемента. Наплавлен
ный металл сплавляется с нижним элементом. Исследования проводились в двух направлениях; а) изу
чали особенности формирования корня пробкового швец б) исследовали характер термического влиянии процесса сварки на металл верхнего элемента.
Работа проводилась с использованием сварки в среди углекислого газа тонкой электродной проволокой ( d * i . * 1,2-1,6 мм) марки СвОЗГ2С на постоянном токе обратной полярности.
Исследования формирования корня шва производились в зависимости от изменений сварочного тока,, напряжения на
141
дуге и времени ее горения. Завис имость изменения диамет ра корня от двух последних факторов аналогична извест ным зависимостям N . Однако формирование корня шьа в зависимости от тока сварки происходит по законам, отлич ным от тех, которые описывают изменение диаметра при сварке электрозаклепок. В частности,нами установлено, что с ростом тока диаметр корня шва уменьшается.
Нет сомнения, что отмеченное изменение в характере формирования корня шва связано с влиянием на сварочные свойства дуги металла, окружающего ее. Можно предполо жить, что на формирование корня пробкового шва влияет либо магнитное взаимодействие дуги с металлом верхнего элемента, либо охлаждающий эффект стенок отверстия на ванну расплавленного металла.
Изучение магнитного взаимодействия дуги с металлом верхнего элемента (ковкий чугун марки КЧ 33-8) произво дилось путем изменения напряженности магнитного поля че рез изменение сопротивления магнитопровода.
Анализ результатов экспериментов показал, что на на пряженность сооствеиного магнитного поля дуги наличие ферромагнитной массы верхнего элемента не влияет. Оче видно, эффект настолько мал, что с учетом достаточной жесткости дуги, горяшей в среде COg, им можно пренеб речь.
- Охлаждающее действие стенок отверстия на ванну рас плавленного металла проверяли, отклоняя дугу, а следова тельно, и ванну в сторону от оси отверстия. Установлено, что, соприкасаясь со стенками отверстия, расплавленный металл частично охлаждается и предохраняет нижний эле мент соединения от дальнейшего расплавления. С увеличе нием количества наплавляемого металла, т. е. с ростом тока сварки, предохраняющий эффект проявляется более яр ко.
Из анализов результатов исследований формирования корня пробкового шва следует, что для получения наиболь шего диаметра провара необходимо производить свайку на
возможно низком токе и высоком напряжении: ы |
150- |
110 a, U i = 36-40 в. |
|
142
Влияние режима сварки (напгавки) на конечную струк туру металла верхнего чугунного элемента исследовали с помощью метода факторного эксперимента. Это позволи -
ло значительно сократить количество экспериментов и по лучить математическую модель процесса в виде уравнения регрессии.
За параметр оптимизации принималась максимальная температура в чугунном образце в непорредственной близо сти к наплавленному металлу.
В качестве факторов, определяющих качество соедине ния, рассматривали сварочный ток, напряжение на дуге и диаметр отверстия. Был реализован полный факторный экс перимент типа 23.
В результате получена математическая модель процес
са зал давления |
отверстия, |
которая после анализа приняла |
|||
вид: |
|
|
|
|
|
У |
« 918,875-i29,125xj |
+ 180,625х2 + 51,825 xjx^ - |
|||
- 23,875 х^х^ ? |
|
|
|||
где |
у |
_ |
параметр оптимизации (температура):, |
||
|
xj |
- |
кодтока сварки:, |
||
|
Х2 |
- |
код |
напряжен® на дуге:, |
|
|
Xq |
- |
код |
диаметра отверстия. |
Коэффициенты регрессии 129,125 и 130,825 характери зуют долю участия соответственно тока и напряжения: ко эффициенты 51,825 и 23,875 учитывают парное взаимодейст вие тока и напряжения, напряжения и диаметра отверстия. Остальные коэффициенты статистически незначимы. Получен ное уравнение регрессии позволяет рассчитывать режим запдавления пробкового шва в случае, если з адаваться макси мально допустимыми значениями температур в верхнем элементе. Рекомендуется следующая область для электрод
ной проволоки d9П. |
” 1,2 мм - lei. » 350 a, U9 < ЗОв. |
Таким образом, |
сварку необходимо вести на сложном |
двойном режиме. Первый обеспечивает надежное сплавление в корне шва, второй - гарантирует верхний элемент соеди нения от термического влияния сварки. .
143
По результатам исследований была спроектирована и изготовлена автоматическая установка для сварки мостов, электрическая схема которой обеспечивает автоматическую смену двух режимов без гашения дуги.
Условногодовой экономический эффект от внедрения но вой технологии на ТКЗ составляет 43500 рублей.
Ли т е р а т у р а
1.В а й н б о й м Д. И. Автоматическая дуговая точечная сварка, М ., '-Машиностроение', 1966.
144
В.Н .Будник, Ю .Ф.Ткан,
А.В .Л етн ев , Л .И .П етренко,
А.Л .В н хр ов
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ НАПЛАВКИ В ВАКУУМЕ СТЕЛЛИТА ВЗК НА СТАЛЬ Х18Н10Т
Процессы наплавки занимают одно из важных мест в современной технике. Осногными требованиями, предъявляе мыми к процессу наплавки, являются:
а) получение прочного и надежного соединения основно го и наплавляемого материалов;
б) надежная защита расплавленного металла от атмо сферы воздуха;
в) сохранение специфических свойств наплавляемого металла;
г ) высокая производительность процесса наплавки. Существующие в настоящее время способы наплавки
( ацетилено-кислородный, аргоно-дуговой, плазменной стру^
ей, токами |
высокой частоты и ар) |
не могут полностью |
обеспечить |
исключительно высокие требования К качеству |
наплавленного слоя таких ответственных бимета ллическнх изделий, как детали запорной арматуры. Увеличение глуби ны проплавления, степени перемешивания и переход элемен тов основного металла: в метали нацлавки ухудшает свойст ве металла наплавки. Поэтому для изготовления ответствен^-
145
ных изделий необходимо применять способы наппавки, обе спечивающие минимальное проплавление основного металла. Разработка таких способов является важным направлением развития современной наплавочной техни-'.и.
Из новых способов наппавки наиболее полно удовлетво ряет требованиям получения биметаллических изделий с ми нимальной глубиной проплавления основного металла способ дуговой наппавки с использованием вакуума как защитной среды. Кроме этого, использование вакуумно-дугового пе реплава наплавляемого материала в процессе наппавки по зволяет получать плотный, без пор,наплавленный спой по вышенной химической чистоты с минимальной загазованно стью.
Настоящая работа посвящена исследованию процесса и разработке технологий дуговой наппавки в вакууме уплотни тельных поверхностей деталей запорной арматуры - деталей ответственных, работающих в условиях агрессивных сред, высоких температур и давлений.
Целесообразность применения вакуумной защиты при сварке и наплавке определяется не только повышением фи зико-механических показателей сварных и наплавленных со единений, но также и тем, что затраты на создание ваку умной защиты значительно ниже, чем при сварке и наплав ке в инертных газах.
Проведенные исследования по изучению дугового разря да в вакууме, предназначенного для целей сварки и наплав ки, позволили установить ряд особенностей этого процесса.
По данной схеме дуговой разряд горит при пониженном давлении окружающей среды ( Р** 1 • Ю- * _ \. 1Сг мм.рт.ст) между неплавящимся охлаждае-иям молибденовым катодом и анодом (изделием) на прямой полярности. Стабилизация горения дуги и фиксация катодного пятна на торне катода осуществляется при помощи аксиального магнитного поля, создаваемого соленоидом.
Основным условием горения электрической дуги являет ся наличие в межэпектродном пространстве заряженных час тиц, Для дуг, горящих при повышенном и нормальном давле ниях, это условие выполняется за счет газовой среды, за-
148