Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
П|ж наплавке аустенитных стапей стеллитом ВХН-1, существующим в промышленности ацетипено-киспородным способом ув результате перемешивания соединяемых ме - таппов в металл наплавки переходит значительная доля основного металла, изменяя тем самым свойства наппавгпенного слоя, В совокупности с неудовлетворительной за щитой расплавленного металла перемешивание ухудшает механические свойства, жаростойкость, жаропрочность, из носостойкость наплавленного слоя.
Исследования, проведенные в М ВТУ им. Н.Э. Баума*- показали, что задачу соединения разнородных ме-
таппов с их минимальным перемешиванием и получением высококачественного наплавленного слоя можно решить применением нового, перспективного способа апектродуговой наплавки в вакууме испаряющимся катодом.
Однако известная схема процесса эпактродуговой на плавки в вакууме с расплавлением присадочного прутка, подаваемого в зону дуги, обладает рядом существенных недостатков, которые не позволяют рекомендовать его для крупносерийного и массового производства ответственных биметаллических изделий, имеющих как простые, так и сложные криволинейные наплавляемые поверхности.
Лабораторией 'Новые методы сварки" при кафедре 'Оборудование и технология сварочного производства' РИСХМа проведен комплекс исследований, результатом которых явились разработка технологии и оборудования для эпектродуговой наплавки в вакууме стеллитом ВХН-1 сложных криволинейных поверхностей клапана выпуска авиационного двигателя внутреннего сгорания. Предложе на схема процесса эпектродуговой наплавки в вакууме с расплавлением присадочного материала в виде кольца на предварительно нагретом изделии и последующим прину - дигельным формированием наплавленного слоя по сложной криволинейной поверхности в специальном формующем уст ройстве.
Исследованы процессы плавления стеллита ВХН—1 в форме кольца и образования соединения стеллит-сталь,
155
предложены оптимальные термические циклы наплавляемо го изделия и системы издепие-сппав-форма в процессе на плавки.
Металлографическими исследованиями показаны преи мущества эпектродуговой наплавки в вакууме по сравнению с анетипено-киспородным способом для получения высоко? качественного наплавленного слоя. При эпектродуговой на плавке в вакууме на оптимальных режимах концентрация железа в наплавленном слое достигает 5,5—6%, т.е. на 0,5-1,0% превышает концентрацию железа в исходном спла ве в отличие от ацетилено-кислородного способа наплавки, который не позволяет получать содержание железа в на плавленном слое ниже 10%. Особенности процесса наплав ки таковы, что создаются благоприятные условия для об разования целого ряда интерметаппических соединений, уп рочняющих сплав.
Коррозионная стойкость стеллита ВХН-1, наплавленно го в вакууме, в 2-3 раза выше стойкости стеллита ВХН-1, наплавленного ацетилено-кислородным способом.
На основании проведенных исследований разработаны рекомендации по проектированию оборудования для эпектро дуговой наплавки в вакууме, спроектирована, изготовлена и внедрена опытно-промышленная установка для наплавки выхлопных клапанов авиационных двигателей.
Стендовые испытания клапанов, наплавленных по но - вой технологии, показали, что предложенный способ наплав ки ликвидирует один из главных дефектов клапана, возни кающих в процессе эксплуатации двигателя, - ручейковый прогар рабочей поверхности и позволяет получать только в сфере производства экономический эффект 128 тыс.рублей.
Ли т е р а т у р а
1.Б уд н и к В.Н. Исследование процесса дуговой на плавки в вакууме клапанов двигателей внутреннего сгорания. Канд.днсс. М ., 1971.
156
В. Я. Х а р ч е н к о , Л. Н. Н е р е т и н
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАКИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЬШЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ МАЛОЦИКЛОВОЙ УСТА
ЛОСТИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ
Развитие современной техники, характеризующееся высокими параметрами технических средств по скоростям, напряжениям и температурам, невозможно без широкого при менения высокопрочных сталей и сплавов, основным преиму
ще с т в о м которых является высокий показатель их прочности
по отношению к удельному весу.
Применительно -р. условиям работы сварных корпусных конструкций из высокопрочных сталей (корпуса судов, ре зервуары, трубопроводы и т .д .) наибольший интерес пред ставляет изучение сопротивления разрушению при малоцик ловом повторно-статическом нагружении в условиях корро зионной среды.
Установлено, что при пиклнчвскт нагрузках разруше ние материала происходит в результате протекания механи ческих и коррозионных процессов. Особую роль в формиро^ вании коррозионно-усталостной прочности материала играет его поверхностный слой. Поэтому на практике широко ис пользуются различные методы улучшения физико-механичес ких свойств поверхности путем нанесения различных покры-
157
тнй, высокочастотной закалкой, нагортовкой поверхности и т. д. Эти методы в известной степени замедляют процесс разрушения материала от действия коррозионных либо ме ханических процессов при циклических нагрузках, однако
при использовании этих методов для защиты от совместного действия обоих факторов каждый метод имеет недостатки.
С учетом высокой чувствительности к надрезу и дейст вию коррозионной среды высокопрочных сталей для повыше ния усталостной прочности целесообразно плакировать по - верхность пластичными сталями и сплавами, способными сопротивляться действию коррозионной среды при условии высокой прочности сцепления между слоями.
Следует отметить, что усталостные свойства компози ционных материалор изучены крайне недостаточно. Вопро сам усталостной прочности композиционных м агериалов , или изделий из них^освящеио очень мало работ, кроме то го , в них не отражается в достаточной степени сопротив ляемость ксррозионно-усталостным процессам в условиях работы корпусных конструкций^ и совсем нет работ, осве щающих вопросы малоцикловой устглости в коррозионной среде. Тем не менее, основываясь на общих закономерно стях развития разрушения, можно высказать некоторые
предположения относительно поведения композиционных мате риалов в условиях двухосного изгиба при циклическом на гружении.
Для подбора материала плакирующего слоя необходимо учитывать следующие свойства: антикоррозионную стойкости предел текучести, модуль упругости, коэффициент темпера турного расширения. Путем соответствующего подбора кор розионных и механических свойств плакирующего слоя мож но значительно повысить сопротивляемость металла общей коррозии и коррозионному растрескиванию. Однако в настоя щее время практически отсутствуют рекомендации по выбо ру материалу удовлетворительно работающего при малопик— лсазим нагружении в коррозионной среде. Кроме того, ма териалы с высокими • антикоррозионными свойствами, как правило, имеют низкий предел те-.учести. Анализ зак оно -
158
мерностей изменения долговечности в зависимости от карвктеристики цикла позволяет высказать предположение о том, что наличие плакирующего малопрочного слоя может оказать положительное влияние на сопротивление малоцикловой ус талости. В случае композиции с прочным основным слоем и пластичным плакирующим в процессе нагружения со сторо ны прочного слоя при изгибе наружные более мягкие слои будут деформироваться в пластической области, в то время как основной слой - в упругой; при снятии нагрузки за счет действия упругих сил прочного слоя материал вернет ся в исходное состояние, а на его поверхности появятся остаточные напряжения сжатия, которые, как известно, способствуют повышению усталостной прочности.
Важным резервом повышения усталостной прочности является создание пар металлов с разными модулями упру гости в такой последовательности, чтобы материал с мень шим модулем упругости располагался на наружной (растя нутой) поверхности. Подобное сочетание способно повысить усталостную прочность композиции вследствие лучшей де формационной способности поверхностного слоя.. При ис пользовании в композиции материалов с разными коэффици ентами температурного расширения можно искусственно создавать благоприятные достаточные напряжения сжатия на поверхности материала, работающего в условиях повторно статического нагружения.
Рассмотренные методы могут быть использованы для повышения усталостной прочности сварных соединений. Из вестно, что в сварных соединениях при повторно-статичес ком нагружении .разрушение происходит, как правило, в местах перехода от шва к основному металлу вследствие концентрации напряжений, вызванной изменением сечения, наличием остаточных напряжений растяжения и структурной неоднородностью. Предварительная наплавка матери алом, свойства которого способствуют созданию остаточ ных напряжений сжатия в околошовной зоне (например^ Х15Н5Д2Т), существенно повышает долговечность сварных соединений.
Существующие пром ышленные способы получения мно гослойных металлов позволяют варьировать подбор состав ляющих композицию материалов и получать их в необходи мых количествах. Однако отсутствие данных О работ оспособ— ности конструкций из плакированных сталей при
159
всм нагружении в коррозионной среде является сдерживакшнм фактором широкого внедрения этих материалов во многих отраслях промышленности.
180
А .П . К о в а л е в , А. Г. Ч и с т я к о в ,
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПЛАНИРОВКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОГРЕЙДЕРОМ
В последнее время резко повысились требования к ка». честву покрытия автомобильных дорог. Это вызвано ростом интенсивности движения на дорогах и повышением скорости движения автомобиля.
Качество покрытия во многом зависит от качества земляного полотна и,в первую очередь?от ровности поверх» ности земляного полотна.
Чем больше отклонение полученного продольного и по перечного профиля земляного полотна от проектных отме ток и чем больше ошибка продольного и поперечного укло на, тем больше требуется трудозатрат и материалов при сооружении основания и покрытия.
Всвязи, с этим а последнее время при строительстве
иэксплуатации дорог уделяется большое внимание точно сти планировки земляной поверхности.
Точность планировки зависит от следующих фактора»'
I)квалификации машиниста; 2) числа проходов; 3) наличии' автоматического стабилизатора положения рабочего органа планировочной машины. В Ростовском-на—Дону филиале ГидродорНИИ проведены исследования автогрейдерОв легко го типа Д-588А и тяжелого типа Д-395Б при ручном уп равлении отвалом. Испытания показали, что автогрейдер
, |
L01 |
средней квалификации (У разряд, стаж 0 лет) не обеспечи вает точности планировки, требуемой СНиП ом. При этом увеличение числа проходов дает эффект только до опреде ленного оптимального значения. В таблице приводятся дан ные испытаний.
Виды работ |
Оптимально* |
Они1бка |
|
Отклс>нение |
|||||
|
число проходОЕ |
укл*ша, |
по вьюоте. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
CN |
|
|
|
ручн. |
автом. |
ручн. |
автом. |
ручн. |
автом |
|||
Профилировка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
насыпи |
0 |
3 |
55 |
13 |
|
|
+ 0 |
|
3 |
Отделка дна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
корыта |
7 |
3 |
51 |
13 |
+ 7 |
+ |
5 |
||
Профилировка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дна корыта |
3 |
1 |
0 0 |
15 |
+ |
|
0 |
+ |
3 |
Профилировка |
|
|
|
|
|
|
|
_+ 3 |
|
обочин |
3 |
1 |
58 |
15 |
+ |
|
0 |
||
Срезка обочин |
2 |
1 |
50 |
10 |
+ |
|
8 |
+ |
4 |
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
В этой же таблице приведены данные, полученные при испытании работы автогрейдера Д-598А с автоматическим управлением отвалом. Применение в этом случае системы автоматического регулирования 'Проф иль-!' дало значитель ное улучшение точности планировки. Креме того, резко со кратилось оптимальное число проходов.
Использование системы автоматического регулирования позволяет не только получать поверхность, отвечаютую требованиям СНиПа, но и открывает возможности для по вышения этих требований.
Так, с помощью 'Профиль-1' можно производить плани ровку со следующими показателями: отклонение по высоте- +_ 3 см } ошибка поперечного уклона - 15^
При работе на ручном управлении отвалом на автогрей дере Д-598А были получены следующие показатели: откло нения по высоте - _+ 0 см} ошибка поперечного уклона - 00%.
102