Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ю

 

*

 

 

в

 

 

■Ж

V,

6

1

 

4

 

Л %

а

ЧГ

0

I 1 __1А %i

л

 

Графики величины ускорения:

а) - переднего колеса’

б) - переднего моста; в) — перед­

ней платформы КУН-10

при переезде через одиночные пре­

пятствия

Ли т е р а т у р а

1.П р о с к у р; я к о в В.Б. Динамика а прочность рам и корпусов транспортных маши». Л.,'Машиностроение*',

1972.

 

 

2.

Г е л ь ф г а т

Д.Б., О ш н о к о в В.А. Рамы

грузовых автомобилей. М., Машгиз, 1958.

3.

Ш а б а н о в

Б.М. Исследование динамики крано­

вого режима фронтального сельскохозяйственного погрузчи­ ка (на примере стогометателя — погрузчика СНУ—0,5).Канд. диссертация, Ростов-на-Д^ну, 1989.

51

А.И. Б араненков

К ВОПРОСУ О КОЛЕБАНИЯХ ФУРАЖИРА

При аналитических исследованиях динамической нагруженности фуражира с помощью дифференциальных уравнений движения, рассмотренных в работе 1 , необходимо знать колебательные параметры механической системы. К основ­ ным колебательным параметрам системы, используемых при динамическом расчете, относятся: положение центра тяжести и моменты инерции, жесткости упругих элементов, характе­ ристики затухания колебаний.

Для определения этих параметров использовались как аналитические, так и экспериментальные методы; расхожде­ ние результатов, полученных двумя различными методами, не превышали 5%.

Моменты инерции относительно поперечной и продольной осей, проходящих через центр тяжести агрегата, найдены методом колебания фуражира на качагошейся платформе. Для этих цепей использовался стенд, выполненный в виде плат­ формы, которая с одной стороны укреплена на осях, вра - щаклцихся в подшипниках качения на неподвижном основа­ нии, с другой - опирается на несколько пружин, распопо - женных параллельно оси касания платформы .Зная жесткость пружин, геометрические параметры фуражира и его распо - поженив на платформе, можно с помощью дифференциального уравнения, описывающего колебания платформы стенда,оп­ ределить моменты инерции фуражира. Относительные коэф - фипяенты затухания колебаний определялись по осциллограм­ мам, полученным при экспериментальных исследованиях.

62


В результате проведенных экспериментальных работ и

расчетов для технически исправного фуражира ФН—1,2,

на­

вешенного на колесный трактор МТЗ-50, выпущенный

в

1870 г.

и соответствующий техническим условиях

завода,

получены следующие колебательные параметры:

 

 

 

1)

база

и колея трактора -

соответственно

 

« 237см,

£/«

150 см;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

координаты центра тяжести агрегата;

 

 

 

 

 

а -

горизонтальная, от оси задних колес

 

«68 ем ,

 

б -

горизонтальная,

от

оси передних колес

2/«174см,

 

в -

вертикальная от

поверхности земли

h «7 8 см,

 

г

-

боковой

выпет центра тяжести трубопровода

с

барабаном

 

^ =

160 см,;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?) моменты инерции относительно осей, пюоходятцл* че­

рез центр

тяжести

агрегата:

 

поперечной

 

 

 

45 300 кг*см.сек^,

продольной

Jx ~ 18 100 кг-см-сек2;

 

4) масса

агрегата

М

4,16____кг*сек“ /см;

масса трубр —

провода с

барабаном

ГГ р* 0,36 кг«сек2/см.

 

 

 

 

Приведенные массы: /77* *

М -

 

=1 ;09кг-сех.2/см,

/77г «

 

Р*

Рг

 

 

л

 

 

/77, «

М

рр

 

_ рг

 

М

0L

= 3,04кг-сек2/см;

 

 

 

■ »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

L*

 

0,03 кг-сек^/см,;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)

 

жесткости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а -

передних шин

 

320кг/см,

 

 

 

 

 

б -

рессор

передней подвески 5 С, *

440 кг/см,

 

 

в

-

передней подвески

 

-2Се-С0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Сг

Ср^ Си.

18Б кг/см,

 

 

г

-

шин задних колес 2 Сг «

460 кг/см,

 

 

 

 

Д -

механизма подъема т р у б о п р о в о д а

^ 3

« И З д р / с м ;

б)

коэффициенты затухания колебаний:

 

 

 

 

 

 

а -

в передней подвеске

h*t « 1,56 V cex*

 

 

 

 

б -

в шинах задних копес

 

ha. ■ 1.83 1/сек,

 

 

в -

в

механизме подъема

/г3« 1.84 1/сек,

 

 

 

Г - При КОПебаНИЯХ ВОКРУГ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

3,78 1/сек.

В качестве величин, оценивающих влияние указанных выше параметров на интенсивность колебания механической системы, приняты вертикальные перемещения н ускорения

53


трактора и фуражира, а также угловое перемещение и уско­ рение центра тяжести агрегата вокруг продольной оси. Имея исходные колебательные параметры и задавшись возмуща - жяцей функцией, систему дифференциальных уравнений движе­ ния фуражира ;решапи на ЭВМ ' Odra-21204' с помощью метода Рунге-Кута.

Л и т е р а т у р а

1. Т е р л и к о в В.А., Б а р а н е н к о в А.И. Дифференци­ альны© уравнения движения трактора с навешенным фура­ жиром» Сб. 'Проектирование рабочих органов машин для животноводческих хозяйств*. Вып. Ш. Ростов-на-Дону, 1972.

2. Р о т е н б е р г Р.В. Подвеска автомобиля. М., ' М а ­ шиностроение', 1972.

54

сиденье.

В.В, Спиченков

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ СИДЕНЬЯ ВОДИТЕЛЯ САМОХОДНОГО ШАССИ

Условия труда водителя самоходного шасси во многом зависят от обоснованного подбора параметров сидения. Рас­ смотрим влияние выбора параметров сиденья на интенсив­ ность низкочастотного спектра колебаний водителя. Выде­ лим "внешние", по отношению к человеку, динамические системы и найдем реакцию систем на входное воздействие, С этой точки зрения при движении самоходного шасси по проселочной дороге для системы "машина" входным воз­ действием будет случайная высота микронеровностей, дня системы "сиденье" - колебания кабины, а для системы 'человек' - колебания человека на сиденье. Считая систе­ мы "машина" н 'сиденье' линейными, определяем метода­ ми статической динамики зависимости среднеквадра­ тических значений входных величин системы 'сиденье' от ее параметров. В качестве основных параметров сиденья примем частоту собственных колебаний водителя & и

коэффициент затухания колебаний Iff .

В

качестве выход­

ных характеристик примем вертикальные перемещения S

c ko d o c te перемещений в ( и ускорения

£

водителя нй

55

На рисунке представлены графики зависимостей сред­ неквадратических значений перемещений, скоростей пере­ мещений и ускорений водителя самоходного шасси при движении машины по проселочной дороге со скоростью 8 м/сек от частоты собственных копебаний вопитеЛя

( Si *=■2 - 30* /сек.) при низкой интенсивности затухания копебаний У =*0,05 (пружинное сиденье) средней У * 0,15 (поролоновое сиденье) и высокой у = 0,25 ( с и ­ денье со специальным демпфирующим устройством).

Из графиков следует, что минимальные колебания во­ дите пн по отношению к резонансной частоте колебания кабины ( «$» 8 V een ) могут находиться в дорезонансной или зарезонансной зонах. В дорезонансной зоне минимума копебаний водителя (перемещений и скоростей перемеще­ ний) можно достичь только при наличии надежного Высос коэффективного демпфера. В противном случае (как обыч­ но и бывает на практике) будут наблюдаться интенсивные' перемещения водителя. В зарезонансной зоне перемещение водителя стабилизируются, скорость перемещений водите­ ля несколько снижается с увеличением частоты и интен­ сивности затухания копебаний. Ускорения водителя име­ ют минимум в диапазоне частот 16-20 ^/сек. Причем, с увеличением коэффициента затухания копебаний интенсив­ ность ускорений водителя уменьшается.

В диапазоне собственных частот копебаний водите­ ля основным критерием оптимальности можно считать минимум среднеквадратических значений ускорений води­ теля при минимуме его перемещений.

Таким образом, сиденье водителя самоходного шасси., будет эффективно снижать интенсивность копебаний при средней характеристике затухания копебаний поропоново—• го сиденья, если жесткость сиденья обеспечит частоту собственных копебаний водителя J2 *» 16-20 V cex, т*е» при среднем весе водителя, приходящемся на подушку си­ денья 60 кг - жесткость 16-24 кг/см.

57


А. И. М и х а л ё в

КОЛЕБАНИЯ ПОДКРЕПЛЕННЫХ ПЛАСТИН ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ

Рассмотрим для определенности прямоугольную пластин­ ку переменной жесткости, поперечное сечение которой в любом направлении меняется плавно, без скачков. Пластин­ ка подкреплена произвольно расположенными ребрами, в общем случае с переменной изгибной и крутильной жестко­

стями 3

*

И Ск

и ПОГОННОЙ ПЛОТНОСТЬЮ

( р )

Хбсткость пластины переменной жесткости можно пред­

ставить в следующем виде:

 

 

 

 

 

£)(х,у) = Л

* Д fyy) 7

(1)

где

-

цилиндрическая жесткость рассматриваемой

Do

 

пластиньк,

 

 

 

-

цилиндрическая жесткость пластинки постоян­

 

 

ной толщины

гЪо

, занимающей симметрич­

 

 

ную относительно срединной плоскости цент­

$ ,(*# )-

ральную часть заданной пластинки;

 

пилищцическая жесткость накладок переменной

 

 

жесткости, расположенных симметрично отно­

 

 

сительно срединной плоскости.

 

Ребра и накладки могут быть и односторонними относи­ тельно срединной плоскости центральной части пластинки.

При таком разбиении-будем рассматривать вынужден­ ные гармонические колебания центральной части пластинки, подкрепленной введенными выше ребрами жесткости и на —

58