Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
О.А. Полущкин
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРОВ СЕЛЬХОЗМАШИН
НА НАДЕЖНОСТЬ ИХ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ
Повышение эффективности производства, улучшение ка чества и повышение конкурентоспособности на мировом рынке изделий отечественного машиностроения и,в частно сти, сельскохозяйственного машиностроения,является пер - воочередной задачей, стоящей перед советскими машино - строителями. При современном уровне развития машино - строения необходимо учитывать эти требования как при конструировании, так и при производстве и эксплуатации новой техники.
Одним из основных этапов конструирования новых ма шин является назначение точности изготовления отдельных узлов, агрегатов, деталей машины и их сопряжений. В на стоящее время для этой цепи применяются различные ме тодики расчета размерных цепей узлов машины, где ис пользуются понятия точности составляющих звеньев це пей и замыкающих звеньев [ 1 ] ,
Общие методы теории размерных цепей могут быть использованы и для исследования инерционных цепей ро торов сельскохозяйственных машин, цепей, которые опре деляют в качестве замыкающего размера эксплуатацией - нуто неуравновешенность per. ора.
Поскольку все реальные роторы имеют смешанную не уравновешенность, то эксплуатационная неуравновешенность
должна представляться векторно посредством четырех ко ординат: ( Ыд , Ыв , Z , оС ) (рис. 1).
30
Рис. 1. Схема неуравновешенного ротора
Однако число координат, описывающих эксплуатацион ную неуравновешенность ротора, зависит в каждом частном случае от способа организации технологического процесса его балансировки.
Бели ротор балансируется в сборе статически, то его эксплуатационная неуравновешенность контролируется толь ко в одной плоскости корреляции по одному параметру - остаточной статической неуравновешенности . В этом случае инерционная размерная цепь ротора состоит только из одного замыкающего звена £ J (рис. 2,а).
В случае, когда ротор уравновешивается в сборе ди намически, его эксплуатационная неуравновешенность опре
деляется указанным ранее четырехмерным вектором £ A/j , Nfi> С , ]• (рис. 2,б). Но и в этом случае инерцион
37
ная размерная цепь ротора состоит только из одного за мыкающего звена.
Рис. 2. Схемы роторов с деталью, уравновешиваемой
в сборе с валом статически (а ) |
и динамически (б ) |
Наконец ^рассмотрим ротор (рис. l ), |
имеющий на сво |
ем валу И отдельно уравновешиваемых статически и ди |
намически деталей и узлов, которые устанавливаются на вал ротора. Остаточная неуравновешенность всей совокуп
ности деталей (узлов) |
сводится к единой — зкслП"атанион |
|
ной неуравновешенности, |
определяемой четырехмерным.век |
|
тором { W l, Njr , € |
, |
o t j . В 8тсм спучде инерпион- |
88
ная размерная депь состоит уже из множества составляю™ ших звеньев, влияющих на конечное значение замыкающего звена.
Составляющими звеньяш1 инерционной размерной, цепи рассматриваемого ротора (рис. 1') будут неуравновешенно сти, возникающие в роторе после установки да его вал каждой из монтируемых деталей, узлов. В свою очередь, эти составляющие звенья будут являться замыкающими звеньями инерционных размерных целей деталей ротора. Составляющими звеньями инерционных размерных лелей деталей ротора будут функциональные погрешности его из готовления, являющиеся причиной возникновения неуравно вешенности.
Для того чтобы произвести анализ и синтез размерных цепей, необходимо знать законы распределения составляю щих звеньев как случайных величин.
В размерной цепи деталей ротора составляющими звень ями являются: биение посадочного места детали на валу ротора, остаточная неуравновешенность детали после ее ба лансировки, зазор посадки сбалансированной детали на вал ротора.
Исследованиями, проведенными на кафедре "Теории ме ханизмов и машин" РИСХМа, установлено, что зазоры, бие ния и остаточная неуравновешенность распределены по нормапьному закону Гаусса. Фазы относптепышго распопожения указанных случайных величин распределены по закону равной плотности в интервале 0 - 2 Л .
Рассмотрим инерционную раэмерпую цеп_> детали рото ра, установленной на его вал (рис. 3 ). Векторное уравне ние инерционной размерной дели делали ротора имеет вид:
f i - |
S t |
+ 5°С , |
где S r t- смещение центра |
масс детали относительно |
оси вращения за счет биения посадочного мес та на валу ротора. За ось вращения принята ось подшипников ротора;
39
&3i - смешение центра масс детали относительно оси вращения ротора за счет зазсра посадки;
4- смещение центра масс детали относительно оси вращения ротора за счет остаточной неуравно
вешенности детали.
Рис. 8. К анапиау инерционной цепи детали ротора
В свою очередь, <5о<: моясно представить(как
_ |
Sai = &гс' |
у |
где |
— собственная |
остаточная неуравновешенность де~ |
—тали;
О/г - остаточная неуравновешенность, имеющая место в детали пр причине наличия погрешности балан сировочного оборудования.
Учитывая, что
40
S'sc |
=у |
|
|
|
|
~ |
/ |
где |
О |
|
x |
j |
- |
биение иосвдочнпго места вала; |
|
|
4 ; n t ' |
Zi ^2/ne*,;- |
зазор посадки? |
|
|||
|
0 |
< |
|
|
- |
собственная остаточная неурав- |
|
|
|
|
|
|
|
новешенность детали? |
|
|
|
|
[6 |
] |
- |
предельная точность бапашснро— |
|
|
|
|
|
|
|
вечного оборудования, |
|
на основании метода расчета размерных цепей на максимум и минимум [ 2 ] можно получить выражения для расчета максимального [д/т 4 х?1 и минимального значения замыкаю
щего размера инерционной размерной цепи |
L - й детали |
|||||||
ротора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Matin; |
|
|
|
Gi ~ |
+ |
) |
) |
|
где Cm ext' |
im |
|
|
- соответственно максимальное и ми |
||||
|
|
|
|
|
нимальное'значения зазора посад |
|||
[ X |
t ] и |
[ t |
f |
j |
ки детали на валу ротора; |
|
||
- допустимые значения биения поса |
||||||||
|
|
|
|
|
дочного места детали на валу рото |
|||
|
|
|
|
|
ра и допустимый остаточный дисба |
|||
|
|
|
|
|
ланс детали соответственно; |
|
||
- |
вес |
|
L |
- |
й детали ротора. |
|
|
|
Вели в состав ротора входят узлы, ’уравновешиваемые |
||||||||
динамически (деталь |
Л-1 на рис. |
l ) , то такие узлы |
и дета |
|||||
ли балансируют |
в сборе с валом, |
так, что их остаточный |
дисбаланс-составпяющее звено инерционной размерной пени ротора - непосредственно приводится к опоре и нормирует ся по плоскостям приведения ротора, совпадающим с otto рами (пример - узел молотильного барабана зернокомбай нов СК—4 и С К -б ). Тогда статическим приведением неурав новешенностей от детали ротора к плоскостям опор может быть получено выражение максимальной (Ыатак , М втах ) и минимальной ( N . . 4 W тся ) возможной неуравновешен—
41
яостей ротора в делом. Эти расчеты сводятся к анализу инерционной размерной дели ротора на максимум и мини мум, которые могут быть произведены на основании ме тодики, изложенной в работе С 3 3 .
В работе f 4 ] представлено уравнение, позволяющее найти степень влияния неуравновешенности, приведенной к опоре, на надежность Н подшипника качения, установи пенного на этой опоре
н1
р |
—- |
* W |
|
|
Kg — GonI |
где Гоt o |
статическое усилиесш ш |
на ОПОра p o r o p a j |
|||
|
— долгов ечность |
подшипника при отсутствии ди |
|||
|
|
намических нагрузок от неуравновешенности; |
|||
*1 |
— |
д о л г о в е ч н о с т ь |
подш ипника при н али ч и и н е у р а в - |
||
^ |
|
в о в е ш е н н о с т и |
Kl |
, |
п р и в еден н ой к п л о с к о с т и |
К - |
р а с с м а т р и в а е м о г о |
подш ипника; |
|||
жесткость опор ротора; |
(j)- угловая скорость; - ускорение сипы тяжести;
w и1вес ротора, приходящийся на подшипник.
По приведенным формулам был произведен расчет сте пени влияния точности изготовления н балансировки узла
молотильного |
барабана зернокомбайна СК-5 'Нива' |
на на |
|||
дежность его |
опорных подшипников, для которого; |
Ро |
■ |
||
350кГ; Мдох -2 ,9 5 кГсм; N min. |
- 0 ; |
&оп-130кГ; |
К |
- |
|
4000кГ/см^ (л) •« 128рад/сек; |
g |
-08Осм/сек^. |
|
|
Врезультате получено, что погрешности изготовления
ябалансировки этого узла могут до 15% снижать надеж - ность его опорных подшипников.
Полученные зависимости можно использовать для даль
нейшего анализа и выявления главного источника неурав новешенности ротора.
Ли т е р а т у р а
1.Дунаев П.Ф. Размерные пепи. М.,Машгиз, 1963.
2.Бражников В.А. Методы расчета допусков. М„
Оборсшгиз, 1941.
42