Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
3. Попушкнн О.А. Анализ инерционных размерных
цепей роторов сельхозмашин. 'Труды Ш областной конфе ренции молодых ученых и специалистов Ростовской облас
ти. |
'Сельскохозяйственные машины', Ростов-на— |
||
Дону, |
1973. |
|
|
|
4. |
Г р и н ь к о в Ю.В., Г а п ад ж ие в |
Р.С.,’ Попуш - |
кин |
О.А. Нормирование дисбалансов роторов зерноубо |
||
рочных машин. Информационный листок |
N9 637(4097)-70. |
||
Сев.-Кав. 11НТИ, Ростов-на-Дону, 1970. |
|
43
М .Р. Г а п а д ж е в а
ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ СИЛЫ НА СОБСТВЕННУЮ ЧАСТОТУ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ СПИРАЛЬНЫХ
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПРУЖИН
Во многих реальных машиностроительных конструк циях спиральные цилиндрические пружины растяжения или Сжатия испытывают изгибные деформации. Предваритель ное натяжение пружины и ее рабочая нагрузка образуют суммарную продольную сипу, которая существенно изме няет изгнбную жесткость, а следовательно, и собствен ную частоту поперечных колебаний пружины,
В настоящей статье излагается метод расчета соб ственной частоты поперечных колебаний спиральных ци линдрических пружин при действии продольной сипы для наиболее характерных конструктивных случаев закрепле ния пружины (см . таблиц^. Решения для случаев 1 и П описаны в литературе [\ J . Остальные случаи, наиболее часто встречающиеся в машиностроении, рассмотри — вы в данной работе.
При исследовании поперечных колебаний пружины, на груженной продольной силой, использован метод замены
эквивалентным брусом, изложенный в работах
Поперечные колебания пружины как эквивалентного бруса с учетом инерции поворота витка и сдвиговой жест кости при действии продольной сипы характеризуются по-
44
rt |
Cttna мярртм нл |
|
Грамиимые ifCPoSu*. |
|
|||
tanuoS пружины. |
|
|
|||||
г |
|
|
|
|
u,!ai*o; |
» o ;. |
|
|^vnsis4 |
|
f |
и* to)*o; |
u»!f/* 0 ; |
|
||
|
|
|
|||||
1 |
|
|
|
|
u/oj. a - |
dU j£ L,o: |
|
|
|
|
|
|
ibO tb o . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
н |
a |
- |
uta*o-utW, |
d u lf/ .. |
|
№ |
а |
||||||
A |
|
|
|
, . |
d* |
' |
|
|
|
|
|
г |
|
|
$ |
i T |
лki-— -t |
z |
|
lTu uV |
Д |
|||
2 |
^ |
o~ |
A |
Z |
|
||||
8 |
t A : . .:1 |
'■! |
|
|
U. |
А |
У ‘" ,ЧЛ' |
T k z |
|
|
|
|
|
ШО/*а-1ЛЮ; ЩМЬ-i-UtlHI-, d ^ L . 0 . ^ 0.
ufO/ia-tw.■ ^ l ta; ц/м/.-а-ц/Ю; ip/jfjmO.
1Ш*в'ЧЮ; uWh-б шШ!;
№ » * ( * » ' Ш ’ *%$*}'
перечным смещением JC и углом поворота сечения 2 пружины. Уравнения поперечных колебаний пружины могут быть сведены к системе обыкновенных дифферен циальных уравнений относительно амплитудных функций
U / V н U j f z j дня jt r z / ; н |
Зли ампли |
тудные функции имеют следующий вид: |
|
U,It) - С , м г г г S'nJ.% *цеЖуЗг +
U‘ , v
* * *
45
где - растягивающее усилие; £ - круговая частота поперечных колебаний пру
жины;
-масса единицы длины эквивалентного бруса;
А« - жесткость эквивалентного бруса при сдвиге;
-величины, определяющие корни характеристи- _ ческого уравнения;
-проиавопьные постоянные, определяемые гра ничными условиями.
Граничные условия для характерных случаев закреп ления концов пружины представлены в таблице. Они полу чены с помощью соответствующих расчетов деформаций эквивалентного бруса. Пои этом принималось общепринятое допущение о том, что статическая форма деформации эквивапентноро бруса соответствует его формам копеба - тельного движения.
График зависимости собственной частоты поперечных колебаний пружины от продоль
ного усилия
40
Уравнения, составленные для граничных условий, по зволяют перейти к уравнениям для определения собствен ной частоты поперечных колебаний пружины в зависимос ти от продольной сипы. Для каждого случая, представлен ного в таблице, были получены соответствующие уравне — иия для определения частоты поперечных колебаний.
Данный метод использован для определения собствен ной частоты поперечных колебаний конкретной пружины со
следующими размерами: Н* «420 мм; ^ |
-5 0 мм; ct "10мм; |
CL = 110 мм; ф «220 мм для всех перечисленных случаев |
|
закрепления пружины. Вычисления были |
проведены с |
использованием ЭВЦМ 'Наири-2'.
Результаты вычислений приведены на рисунке» Полученные данные были проверены эксперимен
тально и подтвердили приемлемость рассмотренного метода для инженерных расчетов.
Ли т е р а т у р а
1.Б и д е р м а н В.Л. Прикладная теория механически^ колебаний. М., 'Высшая школа', 1972.
2. П о н о м а р е в |
С.Д, и др. Расчеты на прочность в |
машиностроении, Т. |
Ш., М., Машгиз, 1859. |
47
В.В. Ф е д о с о в , В.В. Т е р л и к о в , Ю.Л. П а з ю к
К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ И ПРОЧНОСТИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ КОПНОВОЗА КУН-10
В работе рассматривается вопрос динамики и прочно сти несущей конструкции капновоэа КУН-10 при импульсных воздействиях.
Кроме непрерывно действующих на металлоконструкцию рамы усилий от нерсвностей дорожного полотна при движе нии. по допоге. можно выделить усилия, связанные с преодо пишем агрегатом единичных коротких препятствий,. Действи тельно, в процессе эксплуатации некоторая часть из обще го множества машин переезжает такие препятствия, как не глубокие канавы, насыпи, вспаханное поле я др. Не исклю чена возможность наезда при различных маневрах на отделы ныв камни, кочки и т.д. Все эти препятствия характеризу ются сравнительно большой высотой и малыми, по сравне нию с базой машины, линейными размерами. Они преодоле ваются водителями на малых скоростях движения £l],
. Металлоконструкция копновоза КУН-10 состоит из от дельных элементов - сварных узлов: рамы подъема (стрела^ стойки, панели, навески. Все элементы представляют собой балки переменного коробчатого сечения, конструктивно вы полненные таким образом, что сопротивляемость их изгибу выше, чем кручению. Поэтому режим переезда через пре-
48
' i* 4
Результаты динамических исследований прочности тталдоконстрчл м
копновоза КУН-10 &процессе преодоления единичных препятствии.
Q0 |
£ |
I |
|
Ъ> |
** & |
5 |
Vr$ft> ^
^ t* ts.S
1 2
|
|
|
“ T |
|
|
I |
|
t |
|
\ |
|
“ T |
t |
\D* |
|
5 |
|
|
to |
|
■*• |
|
|
, * |
м£ |
Id* |
|
Id* |
|
|
|||||
|
|
|
чЕ |
U? |
+ |
+ |
|
n, |
i КI u t* |
(оё |
L? |
|
|||||
."^ч4 |
+ |
|
is |
*i! |
|
<0to |
tf|io |
to|» |
tO|(D |
|
t- |
й|ьг |
|||||
К |
. о |
to|<g |
|
|
|
10 |
4 |
ID" |
|||||||||
|
4 |
to|S L? |
и |
и u? |
»i up |
n |
юй |
и b° |
I f |
и |
|||||||
|
|
U |
Jo |
5? |
■* |
5? |
\ |
Jo |
|
4) |
A |
io |
1£ |
to |
“г |
«? |
|
|
in |
|
Jo |
<^r |
VO |
VPU |
|
\D |
|
ж . |
|
|
jjL |
— — |
|||
'S |
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
|||
|
|
V2 3 2,3P%ac |
|
Va~5.6?& c |
|
У<=6,85Лк т |
j |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
ki*50MM |
|
hjz150Mfiht*50«n f/2=100nHh,‘IS0m,hf5Omm /fe'100пмЛз*/50м*| |
||||||||||||||
|
|
|
h2sЮОмн |
|
|
1 12 73 14 15 !6 |
17 /8 |
|
|
|
|||||||
3 |
4 |
|
5 6 |
7 |
a 9 |
10 |
79 2q 21 |
Переезд препятстбий дйчмя колесами одновременно Qnn -715кГ; Qzn,~615кг.
Umax -270 -3806.32-m 5,46-470512-4» 586-4605/22-450534-3357/6 -410 586-400 6
5в |
Lmax -220 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-2908,28-370 6,48-4Ю585 |
|||||||
|
|
|
|
-20401(8 -1130182-1740138 |
|
|
|
|||||||||||||||
26 |
Hmax |
-960 |
-//20215-wo |
9 |
-1900 |
|
-14Ю |
-1560/54-24600,97 |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
37 И20 2(4/ |
|
/?6 |
|
|
(7 |
|
|
/880/?8 |
||||||
41 |
Umax |
+360 |
690 348104023516401,46650 |
|
150016 |
|
S40 |
|
286 |
1400 |
//4 |
|||||||||||
|
t |
|
t |
|
|
|
|
i |
1770 |
|
f |
|
|
|
|
2370/ / |
||||||
47 |
Hmax |
*850 |
j/210/93150016 2290IpS 1220(97 |
1Ы0/29(250 |
|
/,92 /780 |
/ |
|||||||||||||||
|
|
175 |
|
/35 |
|
/0 |
||||||||||||||||
|
Переезд препятствий однойстороной трактора. |
Qnnr7?5кг; |
|
Оз.п~615кг. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
-------------------- 1 |
-440S45-840285t ~38o |
632 |
|
|
|
|
|
-340 |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
-370 |
|
/ |
|
|
|
^06 |
-560428 |
|
3 |
||||||||||
58 |
|
-270 |
|
|
-560429-7203/ 34 |
|
|
|
-72o |
|||||||||||||
|
648 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
||||
Р6_ и |
-960 |
42301,SS4250192 |
-73/0 |
/83 |
4450 |
(661 |
4600 *s |
-15Ю |
43(0 |
|
/83 |
/62 4290/86 |
||||||||||
|
|
|
/59 |
|
|
|
-1480 |
|
|
|
||||||||||||
|
nmax |
*360 |
660 3,34 |
950 |
253 |
96o |
26 68o |
353Ш0 2(6 |
ИЗО 9 |
|
|
279/ |
|
/ |
H4o |
|
||||||
з± |
|
t |
|
|
2/385o |
/(00 2/8 |
V |
|||||||||||||||
|
|
H5o 209/ |
|
|
t |
|
|
t |
|
|
(23o |
|
|
|
|
/25J |
(65o/45 (67o |
|||||
47 |
|
*850 |
/3/0 til |
(36o/77$ |
/(902021S7o |
/53» |
w |
|
(3oo |
|
V4 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пятствие одним колесом или движение по полям из-под раз личных культур, особенно косым курсом, и является одннм из тяжелых условий нагружения несущей конструкции, что необходимо учитывать при расчете элементов металлокон струкции - сварных узлов£ 2 }.
Программой исследований предусматривалось:
1) исследование напряженного состояния металлоконстщ рукции копновоза и трактора в процессе преодоления единичьных препятствий’^
2) исследование динамики агрегата в процессе преодо ления единичных неровностей.
Для экспериментальных исследований прочности был принят вариант агрегатирования, когда копновоз оснащен передней и задней платформами.
Для оценки напряженного состояния металлоконструкция копновоза был проведен эксперимент, во время которого агрегат преодолевал единичные неровности трапецеидальной формы высотой 50,100,150 мм, скорость передвижения
„ у ; - 2’8 км/час ^ "уС “ 5,6 |
км/час.^ |
“ 6,85км/час. |
Препятствия преодолевались как |
одновременно |
обоими пе |
редними колесами, а затем обоими задними колесами, так и поочередно передним левым, а затем задним левым колеса ми при транспортном положении платформ. Измерения про водились с помощью самоходной тензометрической лаборато рии СТИЛ с регистрацией показаний тензодатчиков на шлей фовый осциллограф одновременно 5-6 датчиков. Схема рас > клейки датчиков по элементам металлоконструкции копно воза была сделана таким образом, чтобы получить полную картину напряженного состояния по сечениям и длинам ис следуемых элементов. Уровень напряженного состояния ме таллоконструкции копновоза оценивался при максимальной нагрузке 700 кг в платформах копновоза [З]. Результаты исследований представлены в таблице.
В процессе экспериментальных исследований было от мечено появление трещин в чугунных переходниках; и на бо ковой панели спереди в месте перехода от коробчатога се чения к основному листу непосредственно по сварному шву. Появление трещип по сварному шву боковой панели проис—
49
ход_т из-за больших касательных напряжений в этом сече нии, что подтверждается теоретическим расчетом.
Для оценки динамической нагруженности агрегата за мерялись ускорения в следующих точках:
а) переднее колесо трактора - вертикальные-, б)передний мост трактора - вертикальные}
в) задний мост трактора - |
вертикальные} |
г ) передняя платформа копновоза - вертикальные попе |
|
речные, продольные} |
|
д) задняя платформа копновоза - вертикальные, попе |
|
речные, продольные, |
|
на тех же режимах для всех |
ступеней нагружения - 500кг, |
800кг, 700 кг.
Наибольшие значения во всех режимах имеют верти
кальные ускорения в момент касания колес земли после съезда с препятствий. В момент наезда на препятс тв^е продольные ускорения достигают уровня 2,0-2,5 м/сек .По
перечные ускорения |
зафиксированы на уровне 3,0-3,5м>6е^ |
при преодолении препятствий одним колесом. |
|
На рисунке представлены графики зависимостей верти |
|
кальных ускорений |
исследуемых точек для момента |
преодоления препятствия передними колесами в зависимости от высоты препятствия, положения передней платформы и скорости преодоления.
Увеличение грузоподъемности приводит к некоторому уменьшению ускорений переднего колеса и переднего мос та. Уровень ускорений передней платформы остается таким же. Изменение вылета передней платформы от максимально
го |
/ тО/ до минимального f-j гпО/ |
приводит к |
|
заметному увеличению |
ускорений передней платформы и |
||
уменьшению ускорений |
на переднем колесе |
и переднем мо |
|
сте. |
|
|
|
Экспериментальное определение ускорений позволяет вычислять значения действительных динамических нагру зок на несущую конструкцию от импульсных воздействий, что дает возможность расчет сварных узлов металлоконст рукции копновоза проводить с учетом действия этих дина мических нагрузок.
50