Файл: Вопросы конструирования и технологии производства сельскохозяйственных машин материалы городской конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 50-летию образования СССР сборник статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Попушкнн О.А. Анализ инерционных размерных

цепей роторов сельхозмашин. 'Труды Ш областной конфе­ ренции молодых ученых и специалистов Ростовской облас­

ти.

'Сельскохозяйственные машины', Ростов-на—

Дону,

1973.

 

 

4.

Г р и н ь к о в Ю.В., Г а п ад ж ие в

Р.С.,’ Попуш -

кин

О.А. Нормирование дисбалансов роторов зерноубо­

рочных машин. Информационный листок

N9 637(4097)-70.

Сев.-Кав. 11НТИ, Ростов-на-Дону, 1970.

 

43

М .Р. Г а п а д ж е в а

ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ СИЛЫ НА СОБСТВЕННУЮ ЧАСТОТУ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ СПИРАЛЬНЫХ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПРУЖИН

Во многих реальных машиностроительных конструк­ циях спиральные цилиндрические пружины растяжения или Сжатия испытывают изгибные деформации. Предваритель­ ное натяжение пружины и ее рабочая нагрузка образуют суммарную продольную сипу, которая существенно изме­ няет изгнбную жесткость, а следовательно, и собствен­ ную частоту поперечных колебаний пружины,

В настоящей статье излагается метод расчета соб­ ственной частоты поперечных колебаний спиральных ци­ линдрических пружин при действии продольной сипы для наиболее характерных конструктивных случаев закрепле­ ния пружины (см . таблиц^. Решения для случаев 1 и П описаны в литературе [\ J . Остальные случаи, наиболее часто встречающиеся в машиностроении, рассмотри — вы в данной работе.

При исследовании поперечных колебаний пружины, на­ груженной продольной силой, использован метод замены

эквивалентным брусом, изложенный в работах

Поперечные колебания пружины как эквивалентного бруса с учетом инерции поворота витка и сдвиговой жест­ кости при действии продольной сипы характеризуются по-

44

rt

Cttna мярртм нл

 

Грамиимые ifCPoSu*.

 

tanuoS пружины.

 

 

г

 

 

 

 

u,!ai*o;

» o ;.

|^vnsis4

 

f

и* to)*o;

u»!f/* 0 ;

 

 

 

 

1

 

 

 

 

u/oj. a -

dU j£ L,o:

 

 

 

 

 

 

ibO tb o .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

н

a

-

uta*o-utW,

d u lf/ ..

а

A

 

 

 

, .

d*

'

 

 

 

 

г

 

 

$

i T

лki-— -t

z

lTu uV

Д

2

^

o~

A

Z

 

8

t A : . .:1

'■!

 

U.

А

У ‘" ,ЧЛ'

T k z

 

 

 

 

ШО/*а-1ЛЮ; ЩМЬ-i-UtlHI-, d ^ L . 0 . ^ 0.

ufO/ia-tw.■ ^ l ta; ц/м/.-а-ц/Ю; ip/jfjmO.

1Ш*в'ЧЮ; uWh-б шШ!;

№ » * ( * » ' Ш ’ *%$*}'

перечным смещением JC и углом поворота сечения 2 пружины. Уравнения поперечных колебаний пружины могут быть сведены к системе обыкновенных дифферен­ циальных уравнений относительно амплитудных функций

U / V н U j f z j дня jt r z / ; н

Зли ампли­

тудные функции имеют следующий вид:

 

U,It) - С , м г г г S'nJ.% *цеЖуЗг +

U‘ , v

* * *

45


где - растягивающее усилие; £ - круговая частота поперечных колебаний пру­

жины;

-масса единицы длины эквивалентного бруса;

А« - жесткость эквивалентного бруса при сдвиге;

-величины, определяющие корни характеристи- _ ческого уравнения;

-проиавопьные постоянные, определяемые гра­ ничными условиями.

Граничные условия для характерных случаев закреп­ ления концов пружины представлены в таблице. Они полу­ чены с помощью соответствующих расчетов деформаций эквивалентного бруса. Пои этом принималось общепринятое допущение о том, что статическая форма деформации эквивапентноро бруса соответствует его формам копеба - тельного движения.

График зависимости собственной частоты поперечных колебаний пружины от продоль­

ного усилия

40

Уравнения, составленные для граничных условий, по­ зволяют перейти к уравнениям для определения собствен­ ной частоты поперечных колебаний пружины в зависимос­ ти от продольной сипы. Для каждого случая, представлен­ ного в таблице, были получены соответствующие уравне — иия для определения частоты поперечных колебаний.

Данный метод использован для определения собствен­ ной частоты поперечных колебаний конкретной пружины со

следующими размерами: Н* «420 мм; ^

-5 0 мм; ct "10мм;

CL = 110 мм; ф «220 мм для всех перечисленных случаев

закрепления пружины. Вычисления были

проведены с

использованием ЭВЦМ 'Наири-2'.

Результаты вычислений приведены на рисунке» Полученные данные были проверены эксперимен­

тально и подтвердили приемлемость рассмотренного метода для инженерных расчетов.

Ли т е р а т у р а

1.Б и д е р м а н В.Л. Прикладная теория механически^ колебаний. М., 'Высшая школа', 1972.

2. П о н о м а р е в

С.Д, и др. Расчеты на прочность в

машиностроении, Т.

Ш., М., Машгиз, 1859.

47


В.В. Ф е д о с о в , В.В. Т е р л и к о в , Ю.Л. П а з ю к

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ И ПРОЧНОСТИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ КОПНОВОЗА КУН-10

В работе рассматривается вопрос динамики и прочно­ сти несущей конструкции капновоэа КУН-10 при импульсных воздействиях.

Кроме непрерывно действующих на металлоконструкцию рамы усилий от нерсвностей дорожного полотна при движе­ нии. по допоге. можно выделить усилия, связанные с преодо пишем агрегатом единичных коротких препятствий,. Действи­ тельно, в процессе эксплуатации некоторая часть из обще­ го множества машин переезжает такие препятствия, как не­ глубокие канавы, насыпи, вспаханное поле я др. Не исклю­ чена возможность наезда при различных маневрах на отделы ныв камни, кочки и т.д. Все эти препятствия характеризу­ ются сравнительно большой высотой и малыми, по сравне­ нию с базой машины, линейными размерами. Они преодоле­ ваются водителями на малых скоростях движения £l],

. Металлоконструкция копновоза КУН-10 состоит из от­ дельных элементов - сварных узлов: рамы подъема (стрела^ стойки, панели, навески. Все элементы представляют собой балки переменного коробчатого сечения, конструктивно вы­ полненные таким образом, что сопротивляемость их изгибу выше, чем кручению. Поэтому режим переезда через пре-

48

' i* 4

Результаты динамических исследований прочности тталдоконстрчл м

копновоза КУН-10 &процессе преодоления единичных препятствии.

Q0

£

I

Ъ>

** &

5

Vr$ft> ^

^ t* ts.S

1 2

 

 

 

“ T

 

 

I

 

t

 

\

 

“ T

t

\D*

 

5

 

 

to

 

■*•

 

 

, *

м£

Id*

 

Id*

 

 

 

 

 

чЕ

U?

+

+

 

n,

i КI u t*

(оё

L?

 

."^ч4

+

 

is

*i!

 

<0to

tf|io

to|»

tO|(D

 

t-

й|ьг

К

. о

to|<g

 

 

 

10

4

ID"

 

4

to|S L?

и

и u?

»i up

n

юй

и

I f

и

 

 

U

Jo

5?

■*

5?

\

Jo

 

4)

A

io

1£

to

“г

«?

 

in

 

Jo

<^r

VO

VPU

 

\D

 

ж .

 

 

jjL

— —

'S

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

V2 3 2,3P%ac

 

Va~5.6?& c

 

У<=6,85Лк т

j

 

 

 

 

 

 

ki*50MM

 

hjz150Mfiht*50«n f/2=100nHh,‘IS0m,hf5Omm /fe'100пмЛз*/50м*|

 

 

 

h2sЮОмн

 

 

1 12 73 14 15 !6

17 /8

 

 

 

3

4

 

5 6

7

a 9

10

79 2q 21

Переезд препятстбий дйчмя колесами одновременно Qnn -715кГ; Qzn,~615кг.

Umax -270 -3806.32-m 5,46-470512-4» 586-4605/22-450534-3357/6 -410 586-400 6

Lmax -220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2908,28-370 6,48-4Ю585

 

 

 

 

-20401(8 -1130182-1740138

 

 

 

26

Hmax

-960

-//20215-wo

9

-1900

 

-14Ю

-1560/54-24600,97

 

 

 

 

 

 

 

 

37 И20 2(4/

 

/?6

 

 

(7

 

 

/880/?8

41

Umax

+360

690 348104023516401,46650

 

150016

 

S40

 

286

1400

//4

 

t

 

t

 

 

 

 

i

1770

 

f

 

 

 

 

2370/ /

47

Hmax

*850

j/210/93150016 2290IpS 1220(97

1Ы0/29(250

 

/,92 /780

/

 

 

175

 

/35

 

/0

 

Переезд препятствий однойстороной трактора.

Qnnr7?5кг;

 

Оз.п~615кг.

 

 

 

 

-------------------- 1

-440S45-840285t ~38o

632

 

 

 

 

 

-340

 

 

 

 

 

 

 

 

-370

 

/

 

 

 

^06

-560428

 

3

58

 

-270

 

 

-560429-7203/ 34

 

 

 

-72o

 

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

Р6_ и

-960

42301,SS4250192

-73/0

/83

4450

(661

4600 *s

-15Ю

43(0

 

/83

/62 4290/86

 

 

 

/59

 

 

 

-1480

 

 

 

 

nmax

*360

660 3,34

950

253

96o

26 68o

353Ш0 2(6

ИЗО 9

 

 

279/

 

/

H4o

 

з±

 

t

 

 

2/385o

/(00 2/8

V

 

 

H5o 209/

 

 

t

 

 

t

 

 

(23o

 

 

 

 

/25J

(65o/45 (67o

47

 

*850

/3/0 til

(36o/77$

/(902021S7o

/53»

w

 

(3oo

 

V4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



пятствие одним колесом или движение по полям из-под раз­ личных культур, особенно косым курсом, и является одннм из тяжелых условий нагружения несущей конструкции, что необходимо учитывать при расчете элементов металлокон­ струкции - сварных узлов£ 2 }.

Программой исследований предусматривалось:

1) исследование напряженного состояния металлоконстщ рукции копновоза и трактора в процессе преодоления единичьных препятствий’^

2) исследование динамики агрегата в процессе преодо­ ления единичных неровностей.

Для экспериментальных исследований прочности был принят вариант агрегатирования, когда копновоз оснащен передней и задней платформами.

Для оценки напряженного состояния металлоконструкция копновоза был проведен эксперимент, во время которого агрегат преодолевал единичные неровности трапецеидальной формы высотой 50,100,150 мм, скорость передвижения

у ; - 2’8 км/час ^ "уС “ 5,6

км/час.^

“ 6,85км/час.

Препятствия преодолевались как

одновременно

обоими пе­

редними колесами, а затем обоими задними колесами, так и поочередно передним левым, а затем задним левым колеса­ ми при транспортном положении платформ. Измерения про­ водились с помощью самоходной тензометрической лаборато­ рии СТИЛ с регистрацией показаний тензодатчиков на шлей­ фовый осциллограф одновременно 5-6 датчиков. Схема рас > клейки датчиков по элементам металлоконструкции копно­ воза была сделана таким образом, чтобы получить полную картину напряженного состояния по сечениям и длинам ис­ следуемых элементов. Уровень напряженного состояния ме­ таллоконструкции копновоза оценивался при максимальной нагрузке 700 кг в платформах копновоза [З]. Результаты исследований представлены в таблице.

В процессе экспериментальных исследований было от­ мечено появление трещин в чугунных переходниках; и на бо­ ковой панели спереди в месте перехода от коробчатога се­ чения к основному листу непосредственно по сварному шву. Появление трещип по сварному шву боковой панели проис—

49

ход_т из-за больших касательных напряжений в этом сече­ нии, что подтверждается теоретическим расчетом.

Для оценки динамической нагруженности агрегата за­ мерялись ускорения в следующих точках:

а) переднее колесо трактора - вертикальные-, б)передний мост трактора - вертикальные}

в) задний мост трактора -

вертикальные}

г ) передняя платформа копновоза - вертикальные попе­

речные, продольные}

 

д) задняя платформа копновоза - вертикальные, попе­

речные, продольные,

 

на тех же режимах для всех

ступеней нагружения - 500кг,

800кг, 700 кг.

Наибольшие значения во всех режимах имеют верти­

кальные ускорения в момент касания колес земли после съезда с препятствий. В момент наезда на препятс тв^е продольные ускорения достигают уровня 2,0-2,5 м/сек .По­

перечные ускорения

зафиксированы на уровне 3,0-3,5м>6е^

при преодолении препятствий одним колесом.

На рисунке представлены графики зависимостей верти­

кальных ускорений

исследуемых точек для момента

преодоления препятствия передними колесами в зависимости от высоты препятствия, положения передней платформы и скорости преодоления.

Увеличение грузоподъемности приводит к некоторому уменьшению ускорений переднего колеса и переднего мос­ та. Уровень ускорений передней платформы остается таким же. Изменение вылета передней платформы от максимально­

го

/ тО/ до минимального f-j гпО/

приводит к

заметному увеличению

ускорений передней платформы и

уменьшению ускорений

на переднем колесе

и переднем мо­

сте.

 

 

 

Экспериментальное определение ускорений позволяет вычислять значения действительных динамических нагру­ зок на несущую конструкцию от импульсных воздействий, что дает возможность расчет сварных узлов металлоконст­ рукции копновоза проводить с учетом действия этих дина­ мических нагрузок.

50