Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

условия для понижения порядка идентичны

для всех

рассматриваемых

случаев.

 

 

 

 

 

§ 5.

МАТРИЦА

СИСТЕМЫ

ГИБКИХ ОБЛОПАЧЕННЫХ

ДИСКОВ,

СВЯЗАННЫХ УЧАСТКАМИ

ОБОЛОЧКИ

 

Матричное

уравнение

перехода через

гибкий

об

лопачен­

ный диск

в

системе

оболочка

—диск —

оболочка.

 

Переход

через гибкий

облопаченный

диск

в

системе

оболочка — диск —

оболочка

производится

с помощью

Рис. 67. Расчет­ ная схема системы оболочка — диск — оболочка.

матрицы П* (6 X 6), связывающей шесть параметров деформированного состояния в сечении оболочки, подкреп­

ляющей диск

слева,

и в

сечении оболочки, подкрепляю­

щей диск справа

(рис.

67):

 

 

 

 

Рх

 

 

 

Рх

 

 

 

My

 

 

 

My

 

 

/Икр

 

 

 

M кр

 

 

 

и

=

п *

и

(163)

 

 

d\V

 

 

 

dW

 

 

 

dx

 

 

 

dx

 

 

 

0

l'+l

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица

П*

получена

из

условия

равновесия сило­

вых и равенства геометрических параметров в узлах сопряжения оболочек с диском, аналогично тому, как это было сделано в случае изгибных колебаний диска с узловыми диаметрами. Матрица учитывает характер

подкрепления

диска оболочками.

При / j , U „ > / - 2 ,

оп (рис. 38,6).

167


 

 

 

I T

-

/

в

 

 

-

/

H*'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

/

D 2

О

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПрН

Г\,

оп < /'2, оп

(рис.

38,

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П* = 70

IH* '

 

 

 

7

ß*~

 

 

 

 

 

 

I

 

0

 

/ _

 

 

где

D 2

•матрица

кольцевого

участка

диска,

располо­

 

 

 

женного

между

опорами,

определяется

соглас­

 

 

 

но выражению (156);

 

 

 

 

 

 

 

H

•матрицаi

динамической

 

жесткости

наружной

 

 

 

облопаченной

(154)

 

или

 

необлопаченной

части

 

 

 

диска;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-матрица динамической жесткости внутренней

 

 

 

части

диска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрицу В*

получаем

следующим

 

образом.

Запишем

(рис. 39) матричное уравнение

 

внутренней

кольцевой

пластины

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рх

 

*

 

*

 

Рх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

My

LI I

U 2

 

My

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Икр

 

 

 

M кр

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dU

 

 

 

 

dU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dr

 

 

 

 

dr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

6 dl

 

d\

 

G

 

 

 

 

П о л а г а я

внутренний контур

 

диска

свободным

 

 

 

 

 

 

РХі

6 =

My,

б =

/ И к р , б =

о,

 

 

находим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" Рх

'

 

 

г U - i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

My

 

 

 

 

dU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

„мк р _ о

 

 

 

0

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В'

=d\

Ѵ 2 .

 

 

 

 

Аналогично получается матрица В* для других гранич­ ных условий на внутреннем контуре диска.

Иные варианты подкрепления диска участками обо­ лочек являются частными случаями рассмотренных.

168


Матричное

уравнение

перехода через систему

дисков,

связанных

участками

оболочки.

 

 

Если участок оболочки подкрепляется гибкими дис­

ками,

переход

через такой

участок

осуществляется мат­

рицей

шестого

порядка

с

помощью

матричного

соот­

ношения

(160).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 68. Конструкция .узла ротора

 

 

Д л я

системы,

состоящей

из

нескольких

участков

оболочки

и

гибких

облопаченных дисков, матрица пере­

хода

определяется

как

произведение

матриц

С

(160)

и П*

(163)

с

учетом

порядка

следования

элементов.

 

Например, для системы, представленной на рис. 67,

матрица

перехода

5

имеет

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S = СѵП.СіГѴ

 

 

 

 

Если

система

расположена

между

участками

вала

или

жесткими

на

аксиальные

колебания

дисками,

то

после

получения

матрицы

5

необходимо

понизить

по­

рядок матричного уравнения перехода, используя выра­

жение (162) и заменяя

при этом коэффициенты

матрицы

С* соответствующими

коэффициентами матрицы

5.

П р и других граничных условиях

системы понижение

порядка выполняется

аналогичным

образом.

 

169



Использование полученных выше матриц перехода позволяет определить матрицу любого узла рассматри­ ваемой системы.

Подчиняя матричное уравнение колебаний узла граничным условиям, получаем частотное уравнение узла.

При составлении матричного

уравнения

конструкции

винт — редуктор — компрессор — турбина

следует

иметь

в виду, что непосредственная связь

продольных

колеба­

ний при переходе через редуктор

нарушается.

 

Матричное уравнение системы с редуктором

может

быть

получено

следующим

образом.

 

 

 

Разобьем

систему

на

три

подсистемы.

 

 

Первая

 

подсистема

от

левого

 

крайнего

сечения

исходной

системы

до

редуктора,

вторая

— редуктор,

третья — от

редуктора

до

крайнего

правого

сечения

исходной

системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишем

матричное

уравнение

 

части

системы до

редуктора

в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Рх

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мкр

=

а

мкр

 

 

 

(164)

 

 

 

 

 

и

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѳ

•2

 

0

 

1

 

 

соответственно

матричное уравнение

крутильных коле­

баний

редуктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кр

 

г

 

 

 

 

(165)

 

 

 

 

 

. 0

.4

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и части системы за

редуктором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

р х

-

-

Рх

"

 

 

 

 

 

 

 

 

м к р

=

b

мкр

 

 

 

(166)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

6

 

Ö

 

 

 

 

Индексами 1—6 обозначены вектор-столбцы деформиро­ ванного состояния в крайних сечениях соответствующей подсистемы.

Условия

к р -

К р"

"Мкр"

"Мкр"

о 2

. 0

0 !

0

170