ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Н. И. ВАШЕЦ
МОНТАЖ
'И ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННЫХ
КРАНОВ
ИЗДА ТЕЛЬСТВО «БУ Д ІВЕЛ ЬН И К »
Ки Е ß — 1 0 7 -1
Г о с . публ и ч н а.!
иаучно-т:<>хиѵі-.во»ля |
6С6.08 |
|||
б ,.б с :.о т з |
: а |
Г- |
||
В23 |
||||
ЧѴАТлі |
ого зл я .^ |
621.873.15 |
||
|
|
У Д К |
||
w ' - з о |
о |
в |
|
г 4 У
/ Р Д Р З
Вашец Н. И. «Монтаж и эксплуатация башенных кранов», Киев, «Будівельник», 1974, стр. 144.
В книге описаны рациональные методы использо вания башенных кранов при погрузочно-разгрузоч ных и монтажных работах в строительстве, приве дены их технические характеристики и эксплуата ционные параметры, необходимые для разработки технологических карт и проектов производства работ, примеры перебазирования, ремонта и тех нического обслуживания, а также нормативные показатели, необходимые для выбора оптималь ных вариантов механизации строительно-монтаж ных работ.
Рассчитана книга на инженерно-технических ра ботников проектных и строительных организаций, занятых проектированием технологии и организа ции строительно-монтажных и погрузочно-разгру зочных работ. Таблиц — 10, рисунков — 54, библио графия — из 29 названий.
©Издательство «Будівельник», 1974 г.
0327-006 в М203(04)—74 55-74
Николай. Иванович Вашец
МОНТАЖ и ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ
Редактор С. Н. Сотниченко
Обложка художника А. И. Пустоват Художественный редактор Н. С. Величко Технический редактор О. Г. Шульженко
Корректор Г. А. Вечеря
БФ 04973. Сдано в набор 27. VII. 1973 г. Подписано к печати 29. XI. 1973 г. Бумага типографская № 3. Формат 60Х90і/іб=4,5 бумажных, 9 физ., 9 уел. печатных, 9,48 уч.;изд. листов. Тираж 17000. Цена 48 коп. Зак. 1640.
Издательство «Будівельник», Киев, Владимирская, 24.
Киевская фабрика печатной |
рекламы, "Киев, Выборг |
ская, |
84. |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Директивами X X IV съезда КПСС по пятилетнему плану раз вития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусмот рено повышение производительности труда в строительстве на 36— 40% , в результате чего прирост объема строительно-мон тажных работ достигнет 95% .
Повышение производительности труда в решающей степени предопределяет экономический и социальный прогресс об щества.
Основной путь подъема производительности труда на совре менном этапе коммунистического строительства — ускорение научно-технического прогресса, широкое использование новой техники, а также комплексная механизация и автоматизация производственных процессов.
Современное строительное производство характеризуется резким увеличением объема строительно-монтажных работ, вы полняемых механизированным способом, что связано со значи тельным увеличением парка башенных кранов и повышением его использования.
Дальнейшее развитие и совершенствование конструкций ба шенных кранов и их узлов обусловлены требованиями строи тельства. Так, переход на индустриальные методы строитель ства вызывает необходимость освоения башенных кранов боль шой грузоподъемности и создания механизмов для плавной посадки груза при монтаже тяжелых элементов, повышение тем
пов строительства |
требует создания мобильных кранов типа |
-М.СК-5-20, К Б -100.0 |
(К Б -160.2), которые монтируются и демон |
тируются в течение одной смены и перевозятся целиком без разборки, повышение этажности требует увеличения скоростей рабочих движений
В 1967 г. ВНИИстройдормаш разработал ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типы и основные параметры», куда введены краны большой грузоподъемности (до 50 т), повышенной высоты подъема (до 60 м) и увеличен ной скорости подъема груза (до 80 м/мин). В то же время из нового ГОСТ исключен ряд кранов малой грузоподъемности, на которые в настоящее время отсутствует спрос. Кроме пере движных кранов, в Советском Союзе ведется освоение пристав ны х и самоподъемных кранов с высотой подъема до 150 м для строительства многоэтажных и.высотных зданий.
Однако повышение темпов и, следовательно, снижение стои мости строительства зависят не только от совершенствования
конструкции и монтажных качеств башенных кранов, но и от рациональной организации работы по их обслуживанию и от квалификации машиниста. Высокая квалификация машиниста снижает простои, увеличивает межремонтные сроки и является залогом надежной и безаварийной работы крана.
Эффективным путем повышения надежности кранов явля ется правильная организация их технического обслуживания, предотвращающая поломки, возникающие в процессе эксплуа тации, а также своевременно выявляющая и устраняющая не исправности.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ВЫБОР БАШЕННЫХ КРАНОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ КРАНОВ
Башенный кран — наиболее распространенный тип грузоподъемной машины, применяемой в гражданском и промышлен ном строительстве. Кран состоит из опорной конструкции, башни, стрелы, противовесной консоли, опорно-поворотного устройства, кабины с приборами управления, грузового и стрелового поли спастов, различных механизмов (подъема груза, поворота и изме нения вылета стрелы, передвижения крана). Краны перемеща ются в основном по рельсовым путям; энергопитание осуществля ется от сети переменного тока, управление — одним машинистом.
Преимущества башенных'кранов по сравнению с кранами дру гих типов следующие: расположение крановых стрел на большой высоте, в результате чего они не пересекают конструкции монти руемого объекта; возможность обслуживания с одной стоянки од ного или нескольких монтируемых объектов (пролетов), а также сборочно-складских площадок; простота перемещения кранов по подкрановым путям; хороший обзор крановщиком монтажной зо- -ны. Башенные краны отличаются простотой и надежностью в экс плуатации.
К числу недостатков многих моделей башенных кранов отно сятся значительные продолжительность и трудоемкость монтажа, демонтажа, перебазирования кранов и устройства подкрановых путей. Единовременные затраты на эти операции достигают 30— 40% общей стоимости эксплуатации кранов. В новых моделях кранов серии КБ предусмотрен ряд конструктивных решений (блочный монтаж, самоподъем и др.), снижающих эксплуатаци онные расходы и сроки подготовки машин к работе.
В настоящее время отечественными заводами освоен выпуск башенных кранов единого унифицированного ряда серии КБ. Мо дели КБ-16, КБ-60, КБ-100.0, КБ-100.1, КБ-ЮО.ОМ, КБ-160, КБ-160.1/М, КБ-160.2, КБ-306 (С-981), С-981А и КБ-160.4 выпус каются серийно.
Многообразие моделей башенных кранов, отличающихся кон структивными решениями и технологическими возможностями их использования, обусловлено характером изменения грузоподъем ности и высоты подъема крюка в зависимости от вылета стрелы, конструкцией кранового строения, способом передвижения кра нов, а также методом их монтажа и демонтажа.
По способу установки на строительной площадке башенные краны делятся на стационарные, самоподъемные и передвижные (рис. 1).
5
Стационарные краны устанавливают на фундаменте, они об служивают строительную площадку с одной стоянки. При боль шой высоте подъема эти краны дополнительно крепят к зданию.
Самоподъемные краны устанавливают на конструкциях зданий, они перемещаются вверх по мере возведения здания с помощью собственных механизмов.
Рис. 1. Классификация кранов по способу установки:
а — стационарный (приставной); б — самоподъемный; в — пе редвижной.
Стационарные и самоподъемные краны применяют при строи тельстве многоэтажных и высотных зданий.
Передвижные краны перемещаются по строительной площадке в рабочем положении.
По типу ходового устройства башенные краны согласно ГОСТ классифицируются на рельсовые, гусеничные, шагающие, автомо бильные и пневмоколесные.
Наиболее распространены рельсовые башенные краны, так как их установка на подкрановые рельсовые пути упрощает эксплуа тацию и повышает безопасность работы.
Башенные гусеничные краны отличаются сложностью конст рукции и большим весом, поэтому краны этого типа применяются пока ограниченно.
Башенные шагающие краны сочетают в себе элементы рельсо вого и шагающего ходов. Процесс шагания заключается в том, что кран, опираясь на цилиндрический башмак, поднимает над грунтом свою ходовую раму и перемещает ее вперед, затем ходо вая рама опускается на грунт, а башмак поднимается. С помощью ходовых колес кран передвигается вдоль рамы вперед на величи ну шага. Далее башмак вновь опускается на грунт, ходовая рама поднимается вверх и начинается второй шаг и т. д.
Б зависимости от места расположения опорно-поворотного уст ройства различают краны с поворотной башней и неповоротной (рис. 2).
В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено внизу, непосредственно на ходовой раме или портале. В этом случае при повороте вращается весь кран, за исключени ем ходовой части. В кранах с неповоротной башней опорно-пово
6
ротное устройство размещено наверху башни и вращается только стрела, оголовок и противовесная консоль с размещенными на ней механизмами и противовесом.
Краны с поворотной башней монтируются значительно проще, чем с неповоротной. Кроме того, в большинстве случаев их пере возят с объекта на объект, не разбирая на отдельные узлы, что
Рис. 2. Классификация кранов по типу башни:
а — с поворотной башней; б — с неповоротной |
башней; |
/ — башня; 2 — опор |
но-поворотное устройство; 3 — противовесная |
консоль; |
4 — противовес; 5 « |
оголовок; 5 — стрела. |
|
резко сокращает время, необходимое для подготовки крана к монтажу. Поэтому новые краны с поворотной башней называют мобильными в отличие от старых немобильных, к которым отно сятся краны с неповоротной башней."
По типу применяемых стрел краны делятся, на две основные группы: с подъемной стрелой и балочной стрелой. Подъемные стрелы бывают: подвесные (рис. 3, а), подвесные со стойками (рис. 3, б) и молотовидные (рис.'З, в).
На кранах с балочной стрелой груз с помощью грузовых кана тов подвешивается к грузовой тележке. Вылет стрелы изменяет ся путем перемещения грузовой тележки вдоль горизонтально расположенной стрелы.
По конструкции балочные стрелы бывают подвесные (рис. 3, г) и молотовидные (рис. 3, д).
Наиболее простыми по конструкции и способу изготовления как среди подъемных, так и среди балочных стрел являются под весные стрелы, получившие массовое распространение.
Для удобства выбора все модели кранов ію грузоподъемности разделены на три группы: краны грузоподъемностью до 5 тс с грузовым моментом до 150 тс-м; краны грузоподъемностью 7— 10 тс с грузовым моментом до 110 тс-м; краны грузоподъемнос тью 20—75 тс с грузовым моментом до 1425 тс-м.
7
Башенные краны грузоподъемностью до 5 тсявляются наиболее распространенными. До настоящего времени в основном они обес печивали выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных ра бот в жилищно-гражданском и промышленном строительстве. С ростом индустриализации строительства применение этих кра-
Рис. 3. Классификация кранов по типу стрел:
а — с подъемной подвеской; б — с подъемной подвеской со стойками; в — с подъемной молотовндной; г — с балочной подвесной; д — с балочной молотовидной.
нов резко сократилось. Большинство ранее выпущенных кранов грузоподъемностью 1,5—5 тс являются несамомонтирующимися и перевозятся с полной или частичной разборкой (БКСМ-5, М-3- 5-10, БКСМ-14 и др.). Самомонтирующиеся краны последних вы пусков (БК-215, МСК-5-20, МБТК-80, КБ-60, КБ-100 и др.) пере возятся полностью собранными либо с частичной разборкой.
Башенные краны грузоподъемностью 7— 10 тснаиболее широко используются в жилищно-гражданском строительстве. Некоторые модели кранов этой группы применяются при монтаже унифици рованных секций промышленных цехов, многоэтажных зданий за водов радиотехнической, электронной и других отраслей промыш ленности, а также при строительстве отдельйо стоящих специаль ных сооружений крупных промышленных комплексов. Краны этой группы включают в комплекты вместе с кранами большой грузо подъемности (25—75 тс) и используют в качестве специализиро ванных машин для монтажа относительно легких ограждающих и других конструкций промышленных сооружений, где примене ние тяжелых кранов экономически нецелесообразно. Широко при меняются эти краны и на погрузочно-разгрузочных работах.
Характер изменения грузоподъемности и высоты подъема крю ка в зависимости от вылета стрелы у кранов этой группы отлича ется большим разнообразием. Например, у кранов М-3-5-5П, БТК-ЮО грузоподъемность и высота подъема изменяются плав но; у кранов БТК-5/8, КТС-5-10Р грузоподъемность изменяется ступенями при постоянной высоте подъема крюка; у кранов МСК- 7,5/20, БКСМ-5-5Б, КБ-160, МСК-8-20, КБ-160-1/М грузоподъем ность постоянная.
8
По характеру кранового строения конструкции модели данной группы делят на краны с горизонтальной стрелой и грузовой те лежкой (БТК-5/8, КТС-5-10Р, БКСМ-5-5Б, БКСМ-8-5) и краны с подъемной маневровой стрелой (МБТК-75, БТК-ЮО и др.). Кон струкция стрелы решетчатая.
Краны БТК-5/8, МБТК-75, БТК-ЮО, КБ-160/М отличаются на личием поворотной башни сплошной трубчатой конструкции и нижним расположением противовеса. Модели МСК-7,5/20, КБ160, МСК-8/20 имеют поворотную решетчатую башню с нижним расположением противовеса. Все краны этой группы, кроме мо дели М-3-5-5П, не имеют портала, обеспечивающего пропуск же лезнодорожного состава.
Перемещаются краны самоходом по двухрельсовым путям на четырехопорных тележках (кроме кранов БТК-ЮО и БТК-5/8, у которых тележки трехопорные). Большинство кранов данной группы являются несамомонтирующимися, перевозятся с полной или частичной разборкой.
Грузовой момент кранов равен 84—ПО тс-м; высота подъема крюка — до 65 м; ширина колеи— 4,5—9 м. Техническая харак теристика башенных кранов грузоподъемностью 7—10 тс приве дена в табл. 1 [4, 29]^
Башенные краны грузоподъемностью 20—75 т используются в качестве монтажных машин при возведении крупных промыш ленных объектов и специальных инженерных сооружений (до менных, мартеновских, конверторных цехов, ТЭЦ, градирен, це хов тяжелого машиностроения и др.). Большая часть кранов этой группы отличается комбинированным характером измене ния грузоподъемности и высоты подъема крюка при изменении вылета стрелы. Оснащены краны подъемными маневровыми стре лами решетчатой конструкции. У некоторых моделей (БК-300, БК-1425 и др.) используются сменные стрелы различной длины,
атакже стрелы с гуськами длиной до 10 ж.
Увсех кранов этой группы, кроме БК-Ю00 и БК-1425, башня решетчатая с верхним расположением противовеса. Высота ба шен у кранов БК-25-48 (Т-1, Т-2, Т-3), БК-1425 может быть изме нена путем использования унифицированных вставок (секций) башни. Порталов для пропуска железнодорожных составов кра
ны этой группы (кроме модели БК-25-48) не имеют.
Некоторые выпущенные модели кранов этой группы (БК-25-48, БК-412 и др.) несамоходные. Краны БК-300, БК-1425, а также некоторые модернизированные модели кранов выпуска прежних лет установлены на самоходные четырехопорные ходовые тележ ки, передвигающиеся по двух- и четырехрельсрвым подкрановым путям. Все краны являются несамомонтирующимися и перевозят ся с полной разборкой.
Грузовой момент кранов равен 16—1425 тс-м; высота подъема крюка до 90 м; ширина колеи — 5—10 м.
9