Файл: Экономика эксплуатационной работы в примерах и задачах учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
Прибыль |
станции от перевозок определяется как разница |
между |
доходами |
и расходами |
по каждому хозрасчетному измерителю. Так, |
величина |
прибыли |
на один отправленный транзитный вагон с переработкой рассчитывается сле
дующим |
образом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
р а с х о д ы — |
|
54,5-267,0=145,5 |
тыс. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
д о х о д ы - |
|
70,4-267,0=188,0 |
|
» |
|
; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
прибыль — 188,0— 145,0= 42,5 |
|
» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Общая величина |
доходов |
и |
прибыли |
станции |
определяется |
суммированием |
||||||||||||||||
этих |
показателей |
по |
отдельным |
измерителям |
эксплуатационной |
работы. |
|
|
|||||||||||||||
|
128. Определить плановые расчетные цены работы |
сортировоч |
|||||||||||||||||||||
ной |
станции, |
установленные |
на |
хозрасчетные |
измерители |
(продук |
|||||||||||||||||
ция |
станции), |
если |
количество |
отправленных |
вагонов |
равно |
|||||||||||||||||
605 |
тыс. |
(техническая |
работа), |
|
выгруженного, |
|
погруженного |
и |
|||||||||||||||
рассортированного |
|
груза — 460 |
тыс. т (грузовая |
работа), а размер |
|||||||||||||||||||
эксплуатационных |
|
расходов |
приведен |
в табл. 43. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Э к с п л у а т а ц и о н н ы е р а с х о д ы |
|
|
|
Т а б л и ц а |
43 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Показатель |
|
|
|
|
|
|
Величина |
показателя, |
тыс. |
руб. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по технической I по грузовой |
всего |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работе |
| |
работе |
|
|
|||||
Основные прямые |
расходы |
|
|
|
|
|
|
110,0 |
|
|
60,0 |
|
170,0 |
|
|||||||||
В том числе заработная плата |
. . . . |
|
|
ю о ; о |
|
|
29!0 |
|
129,0 |
|
|||||||||||||
Основные общие и накладные расходы |
|
|
34,0 |
|
|
12,0 |
|
46,0 |
|
||||||||||||||
Амортизация |
|
грузовых |
вагонов |
. . . . |
|
|
58,0 |
|
|
JL |
|
|
58,0 |
|
|||||||||
Содержание |
|
маневровых |
локомотивов |
|
|
63,0 |
|
|
20,0 |
|
83,0 |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Всего |
|
расходов |
. . . . |
|
|
|
|
|
|
|
|
486,0 |
|
|||||
|
Удельный вес локомотиво-часов, связанных |
с |
технической |
|
ра |
||||||||||||||||||
ботой, |
составляет |
76 и с грузовой |
24%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Общая |
|
сумма |
плановой |
прибыли |
станции |
составит |
195,0 |
тыс. |
|||||||||||||||
руб., в том |
|
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
на |
образование |
фонда |
материального |
поощрения |
- |
14,0 |
тыс. |
||||||||||||||||
РУб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
образование |
|
фонда |
социально-культурных |
|
мероприятий |
и |
||||||||||||||||
жилищного строительства — 4,0 тыс. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
плата |
за |
производственные |
|
фонды |
и банковский |
кредит |
— |
||||||||||||||||
59,0 тыс. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сводный |
остаток |
прибыли - |
118,0 тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Решение. |
Сортировочная |
станция |
|
составляет |
калькуляцию |
себестоимости |
единицы эксплуатационной работы, представляющую собственные затраты пред приятия и калькуляцию расчетной цены, включающую величину плановой при были.
В форму калькуляции расчетных цен, приведенную в табл. 44, вносятся данные от объема работы станции, эксплуатационные расходы и величина пла новой прибыли.
Для |
калькуляции |
расчетной цены |
плановые |
эксплуатационные |
расходы |
|||
станции |
и плановая |
прибыль |
распределяются |
по видам |
эксплуатационной ра |
|||
боты в следующем порядке: |
|
|
|
|
|
|
||
все |
основные прямые расходы станции по |
хозяйству |
движения |
относятся |
||||
непосредственно на измеритель |
«Один |
отправленный |
вагон», а расходы грузо |
вого хозяйства на измеритель «Одна тонна погруженного, выгруженного и рас сортированного груза» (по данным табл. 44).
89
|
Объем |
|
Наименование |
работы |
|
по |
||
измерителя |
||
плану, |
||
|
||
|
тыс. |
|
1 |
2 |
К а л ь к у л я ц и я р а с ч е т н о й ц е н ы на и з м е р и т е л и
|
|
Расходы по плану, тыс. руб. |
|||
|
|
основные об |
|
|
|
основные |
|
щие |
для всех |
накладные |
|
прямые |
|
отраслей |
|
|
|
|
|
хозяйства |
|
|
|
в том чис ле зара ботная плата |
|
в том чис ле зара ботная плата |
|
в том чис ле зара ботная плата |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
О |
т |
>> |
О. |
с- |
к ей |
:= О |
амортизац пых вагон |
9 |
та Si ю т « = ш ? -
сч<оплатапользовашлокровых 10
Техническая |
605,0 |
110,0 |
ю о , о |
20,7 |
9,7 |
15,0 |
9,7 |
58,0 |
63,0 |
|
работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20,0 |
Грузовая |
работа |
460,0 |
60,0 |
29,0 |
6,0 |
0,5 |
4,3 |
0,5 |
|
|
Итого по |
стан |
|
170,0 |
129,0 |
26,7 |
10,2 |
19,3 |
10,2 |
58,0 |
83,0 |
ции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме |
основных прямых |
расходов, в |
калькуляции |
определяется |
сумма |
основных общих для технической и грузовой работы, а также накладных рас ходов.
Основные общие для всех отраслей хозяйства и накладные расходы рас пределяются на хозрасчетные измерители пропорционально фонду заработной платы производственных рабочих, включенному в сумму основных прямых рас
ходов |
(графа 5) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В примере сумма заработной платы, входящей в основные расходы, состав |
|||||||||||||||||||||
ляет 129,0 тыс. руб., в |
|
том |
числе |
100,0 тыс. руб., или |
77,5%, отнесено |
на |
техни |
||||||||||||||
ческую |
и |
29,0 |
тыс. руб., |
или 22,5%, - н а грузовую |
работу |
станции. |
Сумма |
||||||||||||||
общих |
для |
всех |
отраслей |
хозяйства |
расходов |
станции |
равна |
26,7 тыс. руб., |
|||||||||||||
а накладных — 19,3 тыс. руб. В |
соответствии |
с принятыми методами распреде |
|||||||||||||||||||
ления из суммы основных общих для всех |
отраслей |
хозяйства |
расходов |
на |
|||||||||||||||||
измеритель |
«Один отправленный |
вагон» |
надо |
отнести 26,7-0,775=20,7 тыс. руб., |
|||||||||||||||||
а на измеритель |
«Одна |
тонна погруженного, |
выгруженного |
и |
рассортированного |
||||||||||||||||
г р у з а » - 2 6 7-0 225 = 6 0 |
тыс |
руб |
Из |
суммы накладных расходов на измеритель |
|||||||||||||||||
«Один |
отправленный вагон» |
следует |
отнести |
19 3-0 7 7 5 = 1 5 0 |
тыс |
руб |
и |
на |
из |
||||||||||||
меритель «Одна |
тонна |
|
погруженного |
выгруженного |
и рассортированного |
груза» |
|||||||||||||||
193-0,225 = 4 3 тыс. руб. |
|
|
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Расходы |
станций |
на |
содержание |
|
маневровых |
локомотивов |
определяются |
||||||||||||||
затратами локомотивных депо. В калькуляции станций эти затраты |
предусмат |
||||||||||||||||||||
риваются общей суммой (оплата счетов |
депо) |
и распределяются |
на техническую |
||||||||||||||||||
(измеритель — «Один |
отправленный |
вагон») |
и |
грузовую |
(измеритель — «Одна |
||||||||||||||||
тонна |
погруженного, |
выгруженного |
и рассортированного груза») работу про |
||||||||||||||||||
порционально |
количеству |
маневровых |
локомотиво-часов, |
предусмотренных |
на |
||||||||||||||||
эти виды работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
По условию удельный вес локомотиво-часов, связанных с технической ра |
|||||||||||||||||||||
ботой |
станции, |
составляет |
|
76% |
и с |
грузовой |
работой — 2 4 % , |
следовательно, |
доля расходов на содержание маневровых локомотивов, приходящихся на изме ритель «Один отправленный вагон», будет составлять 83-0,76 = 63,0 тыс. руб. и на измеритель «Одна тонна погруженного, выгруженного и рассортированного груза» 83-0,24=20,0 тыс. руб.
Амортизация грузовых вагонов (графа 9) полностью связана с технической
работой и |
относится на |
измеритель «Один |
отправленный вагон» |
в |
сумме |
58,0 тыс. руб. |
|
|
|
|
|
Фонд материального поощрения (графа 13) |
и фонд социально-культурных |
||||
мероприятий |
и жилищного |
строительства (графа 14) распределяются |
на |
техни- |
90
эксплуатационной работы по станции
|
чистомв зарале ботная плата |
Прибыль |
по |
плану, тыс |
руб. |
расходовВсегои приб отнесенолина измер1 планупотель |
|
|
образованиена фонда материальногопоощ рения |
образованиена |
иСКМ |
производзаплата фондыственные банковскийи кредит |
свободный прибыли |
||
Итого |
|
фонда |
|
|
|
|
|
|
|
|
же |
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
265,0 |
119,4 |
11,2 |
3,0 |
43,5 |
87,0 |
409,5 |
|
92,0 |
30,2 |
2,8 |
1,0 |
15,5 |
31,0 |
142,5 |
|
357,0 |
149,6 |
14,0 |
4,0 |
59,0 |
118,0 |
552,0 |
3 ч прибсверхп
ирасходовоплатыработы
ли Всегодляновой
18
221,0
96,0
Т а б л и ц а 44
Расчетная цена, коп.
на измеритель по плану |
на измеритель сверх плановой работы |
19 |
20 |
67,6 |
36,5 |
31,0 |
20,9 |
ческую и грузовую работу станции пропорционально общему плановому фонду заработной платы. Фонд развития производства, плата за основные производ
ственные фонды и за кредиты |
банка, а |
также |
свободный |
остаток |
прибыли |
|||||
распределяются |
по отдельным |
видам работ пропорционально суммарной вели |
||||||||
чине эксплуатационных расходов (графа 12). |
|
|
|
|
|
|||||
|
Так, на образование фонда материального поощрения |
планом |
предусмот |
|||||||
рено |
14,0 тыс. |
руб. |
Общая |
плановая сумма заработной платы составляет |
||||||
149,6 тыс. руб., |
в том |
числе на |
техническую работу — 119,4 тыс. руб., или 80,0%, |
|||||||
и на грузовую — 30,2 тыс. руб., |
или 2 0 % . Следовательно, |
из |
суммы фонда мате |
|||||||
риального поощрения надо отнести на измеритель «Один |
отправленный |
вагон» |
||||||||
14,0-0,80=11,2 тыс. руб. и на |
измеритель |
«Одна |
тонна |
погруженного, |
выгру |
|||||
женного и рассортированного груза» 14-0,20 = 2,8 тыс. руб. |
|
|
|
|
||||||
|
Также распределяется фонд социально-культурных мероприятий и |
жилищ |
||||||||
ного |
строительства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммы платы за основные производственные фонды и оборотные средства, уплаты процентов за банковский кредит, а также свободный остаток прибыли распределяются аналогичным способом. При этом берется соотношение не сумм
заработной платы, а сумм эксплуатационных |
расходов (графа |
12). |
|
|
|
||||||||||||
Расчетная цена |
(графа |
19) |
определяется делением |
суммы расходов |
и при |
||||||||||||
были, |
отнесенной |
на |
измеритель |
по плану (графа 11), на плановый объем ра |
|||||||||||||
боты |
(графа |
1). В примере |
величина |
расчетных |
цен |
на |
плановый |
объем |
работы |
||||||||
будет |
составлять: |
|
|
|
|
409,5-Юз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
один |
отправленный вагон - |
^ |
1 Q 3 = |
0,676 руб.; |
|
|
|
|
|
||||||||
одна |
тонна |
погруженного, |
выгруженного |
и |
рассортированного |
груза — |
|||||||||||
да-*»»* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Помимо |
расчетной |
цены |
на |
измеритель |
по |
плану, |
определяется |
расчетная |
|||||||||
цена на измеритель сверхплановой работы. В нее |
не |
включаются |
амортизаци |
||||||||||||||
онные |
отчисления |
по |
грузовым |
вагонам, плата |
за |
производственные |
фонды, |
||||||||||
плата за банковский кредит и |
свободный |
остаток |
прибыли (графа 20). Так, |
||||||||||||||
расчетная цена на измеритель «Один отправленный |
вагон» |
за |
сверхплановую |
||||||||||||||
работу будет |
составлять |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
221,0-103 |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
605-103 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
91
и на измеритель «Одна тонна погруженного, |
выгруженного |
и рассортирован |
|||
ного груза» |
|
|
|
|
|
96,0-10з _ n |
9 |
n |
q |
|
|
460,0-108 - 0 , |
2 |
0 |
9 р |
у б - |
|
Все расчеты по калькуляции сортировочной |
станции приведены в табл. 44. |
||||
129. Определить сумму доходов |
|
|
сортировочной |
станции, если |
она выполняет план |
по отдельным видам работ за год на уровне, |
приведенном в табл. |
45. |
|
Т а б л и ц а 45 |
Уровень выполнения плана
|
|
Показатель |
|
План |
Выполнение |
% выполнения1 |
|
Количество |
отправленных |
вагонов, |
|
|
|
||
вагон |
|
|
|
|
61 157 |
62 625 |
102,4 |
Среднечасовое наличие вагонов рабо |
|
1 537 |
103,7 |
||||
чего парка, вагон |
|
1 482 |
|||||
Расчетная |
цена |
за один отправленный |
|
|
|
||
вагон, |
коп |
|
|
96,5 |
96,5 |
100,7 |
|
Расходы, |
всего, |
р у б |
|
60 055 |
60 475 |
||
В том числе амортизационные отчисле |
|
12,5 |
104,1 |
||||
ния на |
вагоны |
рабочего |
парка, руб. |
12,0 |
130. Определить плановые расчетные цены работы пассажир ской станции, установленные на хозрасчетные измерители. Расчет выполнить на основе планового объема работы станции и норм времени на обработку поездов, установленных технологическим процессом, эксплуатационных расходов и величины плановой при были (табл. 46 и 47).
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 46 |
|
|
Показатели |
|
эксплуатационной работы |
станции |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Количество |
Норма |
времени |
|
Показатель |
|
на обработку |
|||||
|
|
по плану |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
одного |
поезда |
|
Пассажирские поезда |
|
|
|
|
|||
Один |
сформированный |
и |
отправленный |
пассажир |
|
|
|
|
ский поезд местного и дальнего сообщения . . . |
1 200 |
120 |
||||||
Один |
сформированный |
и |
отправленный |
пригород |
|
|
|
|
ный |
поезд: |
|
|
|
|
|
|
|
паровой тягой |
|
|
|
|
720 |
|
20 |
|
Один отправленный транзитный пассажирский |
12 600 |
|
10 |
|||||
3 400 |
|
30 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
И т о г о |
|
17 920 |
|
|
|
Багаж |
и |
грузы |
|
|
|
|
|
1 т переработанного груза |
и багажа |
|
2 000 |
|
— |
92