Файл: Экономика эксплуатационной работы в примерах и задачах учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибыль

станции от перевозок определяется как разница

между

доходами

и расходами

по каждому хозрасчетному измерителю. Так,

величина

прибыли

на один отправленный транзитный вагон с переработкой рассчитывается сле­

дующим

образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р а с х о д ы —

 

54,5-267,0=145,5

тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д о х о д ы -

 

70,4-267,0=188,0

 

»

 

;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прибыль — 188,0— 145,0= 42,5

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая величина

доходов

и

прибыли

станции

определяется

суммированием

этих

показателей

по

отдельным

измерителям

эксплуатационной

работы.

 

 

 

128. Определить плановые расчетные цены работы

сортировоч­

ной

станции,

установленные

на

хозрасчетные

измерители

(продук­

ция

станции),

если

количество

отправленных

вагонов

равно

605

тыс.

(техническая

работа),

 

выгруженного,

 

погруженного

и

рассортированного

 

груза 460

тыс. т (грузовая

работа), а размер

эксплуатационных

 

расходов

приведен

в табл. 43.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э к с п л у а т а ц и о н н ы е р а с х о д ы

 

 

 

Т а б л и ц а

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

 

 

 

 

 

 

Величина

показателя,

тыс.

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по технической I по грузовой

всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работе

|

работе

 

 

Основные прямые

расходы

 

 

 

 

 

 

110,0

 

 

60,0

 

170,0

 

В том числе заработная плата

. . . .

 

 

ю о ; о

 

 

29!0

 

129,0

 

Основные общие и накладные расходы

 

 

34,0

 

 

12,0

 

46,0

 

Амортизация

 

грузовых

вагонов

. . . .

 

 

58,0

 

 

JL

 

 

58,0

 

Содержание

 

маневровых

локомотивов

 

 

63,0

 

 

20,0

 

83,0

 

 

 

 

 

 

Всего

 

расходов

. . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

486,0

 

 

Удельный вес локомотиво-часов, связанных

с

технической

 

ра­

ботой,

составляет

76 и с грузовой

24%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая

 

сумма

плановой

прибыли

станции

составит

195,0

тыс.

руб., в том

 

числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

образование

фонда

материального

поощрения

-

14,0

тыс.

РУб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

образование

 

фонда

социально-культурных

 

мероприятий

и

жилищного строительства 4,0 тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

плата

за

производственные

 

фонды

и банковский

кредит

59,0 тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сводный

остаток

прибыли -

118,0 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Сортировочная

станция

 

составляет

калькуляцию

себестоимости

единицы эксплуатационной работы, представляющую собственные затраты пред­ приятия и калькуляцию расчетной цены, включающую величину плановой при­ были.

В форму калькуляции расчетных цен, приведенную в табл. 44, вносятся данные от объема работы станции, эксплуатационные расходы и величина пла­ новой прибыли.

Для

калькуляции

расчетной цены

плановые

эксплуатационные

расходы

станции

и плановая

прибыль

распределяются

по видам

эксплуатационной ра­

боты в следующем порядке:

 

 

 

 

 

 

все

основные прямые расходы станции по

хозяйству

движения

относятся

непосредственно на измеритель

«Один

отправленный

вагон», а расходы грузо­

вого хозяйства на измеритель «Одна тонна погруженного, выгруженного и рас­ сортированного груза» (по данным табл. 44).

89



 

Объем

Наименование

работы

по

измерителя

плану,

 

 

тыс.

1

2

К а л ь к у л я ц и я р а с ч е т н о й ц е н ы на и з м е р и т е л и

 

 

Расходы по плану, тыс. руб.

 

 

основные об ­

 

 

основные

 

щие

для всех

накладные

прямые

 

отраслей

 

 

 

 

хозяйства

 

 

в том чис­ ле зара­ ботная плата

 

в том чис­ ле зара­ ботная плата

 

в том чис­ ле зара­ ботная плата

3

4

5

6

7

8

О

т

>>

О.

с-

к ей

:= О

амортизац пых вагон

9

та Si ю т « = ш ? -

сч<оплатапользовашлокровых 10

Техническая

605,0

110,0

ю о , о

20,7

9,7

15,0

9,7

58,0

63,0

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,0

Грузовая

работа

460,0

60,0

29,0

6,0

0,5

4,3

0,5

 

Итого по

стан­

 

170,0

129,0

26,7

10,2

19,3

10,2

58,0

83,0

ции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме

основных прямых

расходов, в

калькуляции

определяется

сумма

основных общих для технической и грузовой работы, а также накладных рас­ ходов.

Основные общие для всех отраслей хозяйства и накладные расходы рас­ пределяются на хозрасчетные измерители пропорционально фонду заработной платы производственных рабочих, включенному в сумму основных прямых рас­

ходов

(графа 5) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В примере сумма заработной платы, входящей в основные расходы, состав­

ляет 129,0 тыс. руб., в

 

том

числе

100,0 тыс. руб., или

77,5%, отнесено

на

техни­

ческую

и

29,0

тыс. руб.,

или 22,5%, - н а грузовую

работу

станции.

Сумма

общих

для

всех

отраслей

хозяйства

расходов

станции

равна

26,7 тыс. руб.,

а накладных 19,3 тыс. руб. В

соответствии

с принятыми методами распреде­

ления из суммы основных общих для всех

отраслей

хозяйства

расходов

на

измеритель

«Один отправленный

вагон»

надо

отнести 26,7-0,775=20,7 тыс. руб.,

а на измеритель

«Одна

тонна погруженного,

выгруженного

и

рассортированного

г р у з а » - 2 6 7-0 225 = 6 0

тыс

руб

Из

суммы накладных расходов на измеритель

«Один

отправленный вагон»

следует

отнести

19 3-0 7 7 5 = 1 5 0

тыс

руб

и

на

из­

меритель «Одна

тонна

 

погруженного

выгруженного

и рассортированного

груза»

193-0,225 = 4 3 тыс. руб.

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы

станций

на

содержание

 

маневровых

локомотивов

определяются

затратами локомотивных депо. В калькуляции станций эти затраты

предусмат­

риваются общей суммой (оплата счетов

депо)

и распределяются

на техническую

(измеритель — «Один

отправленный

вагон»)

и

грузовую

(измеритель — «Одна

тонна

погруженного,

выгруженного

и рассортированного груза») работу про­

порционально

количеству

маневровых

локомотиво-часов,

предусмотренных

на

эти виды работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По условию удельный вес локомотиво-часов, связанных с технической ра­

ботой

станции,

составляет

 

76%

и с

грузовой

работой 2 4 % ,

следовательно,

доля расходов на содержание маневровых локомотивов, приходящихся на изме­ ритель «Один отправленный вагон», будет составлять 83-0,76 = 63,0 тыс. руб. и на измеритель «Одна тонна погруженного, выгруженного и рассортированного груза» 83-0,24=20,0 тыс. руб.

Амортизация грузовых вагонов (графа 9) полностью связана с технической

работой и

относится на

измеритель «Один

отправленный вагон»

в

сумме

58,0 тыс. руб.

 

 

 

 

Фонд материального поощрения (графа 13)

и фонд социально-культурных

мероприятий

и жилищного

строительства (графа 14) распределяются

на

техни-

90


эксплуатационной работы по станции

 

чис­томв зара­ле ботная плата

Прибыль

по

плану, тыс

руб.

расходовВсегои приб отнесенолина измер1 планупотель

 

образованиена фонда материальногопоощ­ рения

образованиена

иСКМ

производ­заплата фондыственные банковскийи кредит

свободный прибыли

Итого

 

фонда

 

 

 

 

 

 

 

же

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

265,0

119,4

11,2

3,0

43,5

87,0

409,5

92,0

30,2

2,8

1,0

15,5

31,0

142,5

357,0

149,6

14,0

4,0

59,0

118,0

552,0

3 ч прибсверхп

ирасходовоплатыработы

ли Всегодляновой

18

221,0

96,0

Т а б л и ц а 44

Расчетная цена, коп.

на измеритель по плану

на измеритель сверх­ плановой работы

19

20

67,6

36,5

31,0

20,9

ческую и грузовую работу станции пропорционально общему плановому фонду заработной платы. Фонд развития производства, плата за основные производ­

ственные фонды и за кредиты

банка, а

также

свободный

остаток

прибыли

распределяются

по отдельным

видам работ пропорционально суммарной вели­

чине эксплуатационных расходов (графа 12).

 

 

 

 

 

 

Так, на образование фонда материального поощрения

планом

предусмот­

рено

14,0 тыс.

руб.

Общая

плановая сумма заработной платы составляет

149,6 тыс. руб.,

в том

числе на

техническую работу — 119,4 тыс. руб., или 80,0%,

и на грузовую — 30,2 тыс. руб.,

или 2 0 % . Следовательно,

из

суммы фонда мате­

риального поощрения надо отнести на измеритель «Один

отправленный

вагон»

14,0-0,80=11,2 тыс. руб. и на

измеритель

«Одна

тонна

погруженного,

выгру­

женного и рассортированного груза» 14-0,20 = 2,8 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Также распределяется фонд социально-культурных мероприятий и

жилищ­

ного

строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммы платы за основные производственные фонды и оборотные средства, уплаты процентов за банковский кредит, а также свободный остаток прибыли распределяются аналогичным способом. При этом берется соотношение не сумм

заработной платы, а сумм эксплуатационных

расходов (графа

12).

 

 

 

Расчетная цена

(графа

19)

определяется делением

суммы расходов

и при­

были,

отнесенной

на

измеритель

по плану (графа 11), на плановый объем ра­

боты

(графа

1). В примере

величина

расчетных

цен

на

плановый

объем

работы

будет

составлять:

 

 

 

 

409,5-Юз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

один

отправленный вагон -

^

1 Q 3 =

0,676 руб.;

 

 

 

 

 

одна

тонна

погруженного,

выгруженного

и

рассортированного

груза —

да-*»»*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо

расчетной

цены

на

измеритель

по

плану,

определяется

расчетная

цена на измеритель сверхплановой работы. В нее

не

включаются

амортизаци­

онные

отчисления

по

грузовым

вагонам, плата

за

производственные

фонды,

плата за банковский кредит и

свободный

остаток

прибыли (графа 20). Так,

расчетная цена на измеритель «Один отправленный

вагон»

за

сверхплановую

работу будет

составлять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

221,0-103

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

605-103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91


и на измеритель «Одна тонна погруженного,

выгруженного

и рассортирован­

ного груза»

 

 

 

 

 

96,0-10з _ n

9

n

q

 

 

460,0-108 - 0 ,

2

0

9 р

у б -

 

Все расчеты по калькуляции сортировочной

станции приведены в табл. 44.

129. Определить сумму доходов

 

 

сортировочной

станции, если

она выполняет план

по отдельным видам работ за год на уровне,

приведенном в табл.

45.

 

Т а б л и ц а 45

Уровень выполнения плана

 

 

Показатель

 

План

Выполнение

% выполнения1

Количество

отправленных

вагонов,

 

 

 

вагон

 

 

 

 

61 157

62 625

102,4

Среднечасовое наличие вагонов рабо ­

 

1 537

103,7

чего парка, вагон

 

1 482

Расчетная

цена

за один отправленный

 

 

 

вагон,

коп

 

 

96,5

96,5

100,7

Расходы,

всего,

р у б

 

60 055

60 475

В том числе амортизационные отчисле­

 

12,5

104,1

ния на

вагоны

рабочего

парка, руб.

12,0

130. Определить плановые расчетные цены работы пассажир­ ской станции, установленные на хозрасчетные измерители. Расчет выполнить на основе планового объема работы станции и норм времени на обработку поездов, установленных технологическим процессом, эксплуатационных расходов и величины плановой при­ были (табл. 46 и 47).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 46

 

Показатели

 

эксплуатационной работы

станции

 

 

 

 

 

 

 

Количество

Норма

времени

 

Показатель

 

на обработку

 

 

по плану

 

 

 

 

 

 

 

одного

поезда

 

Пассажирские поезда

 

 

 

 

Один

сформированный

и

отправленный

пассажир­

 

 

 

ский поезд местного и дальнего сообщения . . .

1 200

120

Один

сформированный

и

отправленный

пригород­

 

 

 

ный

поезд:

 

 

 

 

 

 

 

паровой тягой

 

 

 

 

720

 

20

Один отправленный транзитный пассажирский

12 600

 

10

3 400

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о

 

17 920

 

 

 

Багаж

и

грузы

 

 

 

 

1 т переработанного груза

и багажа

 

2 000

 

92