Файл: Экономика эксплуатационной работы в примерах и задачах учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

47

 

 

 

Эксплуатационные расходы

станции по плану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

эксплуатационных расходов, тыс. руб.

 

 

 

Наименование

по

пассажир­

по

багажу

всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ским поездам

и

грузам

 

Основные

расходы

 

 

75,3

 

 

45,0

120,3

 

в

том

числе заработная плата . . .

72

3

 

 

42

0

114,3

 

Основные общие и накладные расходы

28

9

 

 

16,8

45

7

 

Содержание

маневровых

локомотивов

17

8

 

 

 

 

п,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего расходов

 

 

 

 

 

 

 

183,8

 

Общая сумма плановой прибыли станции составляет 72,0 тыс.

руб., в том

числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

образование

фонда

материального

поощрения 7,2

тыс.

руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на образование фонда социально-культурных

мероприятий

и

жилищного строительства 1,5 тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

плата

 

за

производственные фонды

и

банковский

кредит

41,7 тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свободный

остаток прибыли 21,6 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Решение. В калькуляцию расчетных цен, приведенную в табл. 48, вносятся

объем работы пассажирской станции, нормы

времени, эксплуатационные

рас­

ходы и величина плановой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяются

общие

затраты

времени

на

обработку

поездов

(графа

4)

и

пропорционально затратам времени распределяются по видам работ основные

расходы по обслуживанию пассажирских поездов

(графы 5 и 6) .

 

Основные

общие и накладные расходы распределяются пропорционально

заработной плате, указанной в графе 6.

 

 

 

Расходы по содержанию маневровых локомотивов, показанные в графе 8,

относятся полностью на работы по формированию и

отправлению поездов и

распределяются

на каждый измеритель пропорционально вагоно-часам,

исклю­

чая пригородные поезда на электротяге.

 

 

 

Фонд материального поощрения (графа 10) и фонд социально-культурных

мероприятий и

жилищного строительства (графа

11)

распределяются по

опре­

деленным видам работ пропорционально фонду заработной платы (графа 6) . Плата за основные производственные фонды и плата за банковский кредит

(графа

12), а

также свободный остаток

прибыли (графа 13)

распределяются

на отдельные

виды работ пропорционально общим расходам (графа 9 ) .

При наличии на станции приемосдатчиков багажа расходы

по их

содержа­

нию включаются в суммы первой строки (графы 5 и 7) .

 

 

Делением

общей суммы расходов и прибыли по плану (графа 14) на ве­

личину

соответствующего хозрасчетного

измерителя определяется

расчетная

цена единицы

работы.

 

 

 

Для определения расчетной цены на измеритель сверхплановой работы пас­ сажирской станции следует пользоваться теми же положениями, которые при­ ведены в примере 128.

131. Определить фактические доходы, расходы и прибыль ли­ нейной станции, имеющей значительный объем грузовой работы, если плановые показатели она выполняет на уровне, приведенном в табл. 49.

93


 

 

 

 

 

 

 

 

 

К А Л Ь КУ

 

 

 

 

 

 

 

расчетных цен

эксплуатационной

 

 

 

 

 

 

з1

и

 

Расходы

по плану

 

 

 

 

 

работыОбъем планупо

К

3

 

 

 

 

 

 

 

 

часы,т-Вагоно гр.X2(гр. 3)

Основные расходы

числетомВ заработная плата

Основныеоб­ на­ищие рас­кладные ходы

Наименование

 

временНорма поезд,одинна

измерителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

3

4

5

6

7

А. Пассажирские

 

 

 

 

 

 

 

поезда

 

 

 

 

 

 

 

Один

сформирован­

 

 

 

 

 

 

ный

и

отправлен­

 

 

 

 

 

 

ный

пассажирский

 

 

 

 

 

 

поезд

местного

и

 

 

 

 

 

 

дальнего

с о о б щ е ­

 

 

 

 

 

 

ния

сформирован­

1 200

2,0

2 400

28,0

27,0

10,8

Один

 

 

 

 

 

 

ный

и

отправлен¬

 

 

 

 

 

 

ный

пригородный

 

 

 

 

 

 

поезд:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

паровой тягой

.

720

0,3

240

2,8

2,7

1,0

электротягой .

.

12 600

0 , 6

2 100

24,6

23,6

9,4

Один

отправленный

 

 

 

 

 

 

транзитный пасса­

 

 

 

 

 

 

жирский

поезд .

.

3 400

0,2

1 700

19,9

19,0

7,7

И т о г о . . .

 

 

6 440

75,3

72,3

28,9

Б. Багаж

и грузы

 

 

 

 

 

 

1 т переработанного

 

 

 

 

 

 

груза

и багажа .

.

20 000

 

 

45,0

42,0

16,8

В с е г о

 

по

станции

 

 

 

120,3

| 114,3

45,7

 

 

Выполнение

плановых показателей

 

Показатели

 

 

План

Выполнение

Вагоны

погруженные,

вагон

 

 

16094

16 256

Вагоны

выгруженные,

,

.

'

2150

2 250

Вагоны

транзитные,

 

 

 

14 000

14 500

Погрузка, тыс. т

 

 

 

493

503

Простой

вагона

под грузовой

опе ­

 

рацией, ч

 

вагона

 

17,4

14,3

Простой

транзитного

пе­

 

реработкой),

ч

 

 

 

4

11,0

Статическая нагрузка учетного ва­

 

гона,

т

 

 

 

;

30,7

30,8

Прибыль, тыс. руб

 

 

;

 

Т а б л и ц а 49

Процент

выполнения

плана

102,0

82,2

100,0

100,3

j

!

г

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 48

ЛЯЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

работы

пассажирской станции

 

 

 

 

в тыс. руб.

 

Прибыль по плану в тыс. руб.

 

Всего расходо! и прибыли ПО плану (гр. 9 + + гр. 10 Ц1 + •! 12 1 13)

Расчетная цен па измеритель по плану, коп

Содержание маневровых локомотивов

Всего рас­ ходов (гр. 5+ + гр. " + гр. 8)

На образова­ ние фонда ма­ териального поощрения

На образо­ вание фонда СКМ и же

Плата за про­ изводствен­ ные фонды

Свободный остаток при­ были

8

9

10

11

12

13

14

15

9,8

48,6

1,7

0,3

11,0

5,7

67,3

5608

1,0

4,8

0,2

0,1

1,2

0,7

7,0

0,972

 

34,0

1,5

0,3

7,7

4,0

47,5

3769

7,0

34,6

1,2

0,2

7,8

4,0

47,8

1405

17,8

122,0

 

 

 

 

 

 

 

61,8

2,6

0 , 6

14,0

7,2

86,2

4310

17,8

| 183,8

| 7,2

| 7,5

| 41,7

21,6

255,8

 

Для оценки работы линейной станции приняты следующие хозрасчетные показатели: общая погрузка, г; погруженный и выгруженный вагон; отправленный вагон; вагоно-часы простоя

(местных и транзитных вагонов).

 

Доходы

линейной станции исчисляют по

стабильным ценам:

за погрузку

1 г груза — 10 коп.; за 1 вагоно-ч

простоя местных и

транзитных вагонов с переработкой — 20 коп.

Расходы учитывать только те, на величину которых коллектив

станции

может оказать непосредственное

влияние (денежная

оценка

вагоно-часов простоя рабочего парка

и непроизводитель­

ные расходы).

Решение. В соответствии с установленными показателями работы по плану определим простой всех вагонов по станции:

местных -

17,4(16 094 +

2150) = 3 1 7 445 вагоно-ч;

транзитных

с переработкой

11,0-14 000=154 000 вагоно-ч;

всего по станции 471

445

вагоно-ч.

94

95


При расчетной ставке 20 коп. за 1 вагоно-ч

расходы

по содержанию

парка

вагонов составят

471 445-0,2 = 94,3 тыс.

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы за

работу с местными и

транзитными (с

переработкой)

вагонами

составят:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за погруженный

и выгруженный вагон при расчетной цене 0,2-17,4=3,48 руб.

 

 

3,48(16 094 + 2150) =63,5 тыс. руб.;

 

 

 

 

за отправленный

вагон при расчетной цене 0,2-11,0 = 2,2 руб.

 

 

 

 

 

2,2-14 000=30,8 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Следовательно, сумма плановых доходов за

погруженные,

выгруженные и

отправленные вагоны равна

стоимости

вагоно-часов

простоя

рабочего

парка.

В этом случае доходы от погрузки соответствуют плановой прибыли

и

состав­

ляют 493,0-0,1=49,3 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

При фактических показателях работы станции ее доходы за погруженные,

выгруженные и отправленные

вагоны составят

 

 

 

 

 

 

0,1-503+3,48(16

2 5 6 + 2 2 5 0 ) + 2 , 2 - 1 4 5 0 0 = 146,6

тыс.

руб.

 

 

Расход станции

при

простое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14,3(16 256-+2250) + 11,0-14 500 = 424 136

 

вагоно-ч

 

 

определяется в

сумме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

424 135-0,2=84,8 тыс.

руб.

 

 

 

 

 

Следовательно, фактическая прибыль линейной станции составит

146,6 — 84,8 = 61,8 тыс. руб.

132. Определить фонд материального поощрения, расчетную цену на измеритель работы, доходы и прибыль от перевозок ли­ нейной грузовой станции, переведенной на цеховой хозрасчет, если на планируемый год установлено:

погрузка —• 6900 тыс. г; выгрузка — 245 тыс. т;

фонд заработной платы с начислениями — 192,0 тыс. pv6., в том числе: фонд заработной платы аппарата управления и слу­ жащих без начисления 62,0 тыс. руб.; фонд заработной платы рабочих без начислений — 118,0 тыс. руб.

Нормы отчислений от фонда заработной платы принять в уста­ новленном размере.

Для расчета фонда материального поощрения установлены

следующие

нормы

отчисления

в

%: премия

аппарату

управле­

ния—21,4;

премия

рабочим — 6 ;

материальная

помощь — 0,6;

вознаграждение по итогам работы за год - 3,26.

 

 

 

Решение. Общий

объем погрузки

и

выгрузки

по

станции

6900+245 =

=7145 тыс. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина

планового

фонда материального

поощрения

рассчитывается

по

отдельным

категориям

работников по

установленным

нормам отчислений

от

фонда заработной платы:

 

 

 

 

 

 

 

 

премия

аппарату

управления предприятия

 

 

 

 

 

 

премия

рабочим

 

62,0-0,214=13,3

тыс. руб.;

 

 

 

 

 

 

118,0-0,06 = 6,1

тыс.

руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материальная помощь

180,0-0,006=10,8 тыс. руб.;

96


вознаграждение по итогам работы за год 180,0-0,0326 = 5,9 тыс. руб.

Всего плановый фонд материального поощрения на год составит 13,3 + 6,1 + 10,8+5,9=36,1 тыс. руб.

Расчетная цена за 1 т погруженного и выгруженного груза

192 000 +

36 100

3192 коп

7 145

000

 

Плановые доходы станции от перевозок за год будут равны 7 145 000-3,192=228 100 руб.

Плановая прибыль станции от перевозок составит

228100 — 192 0 0 0 = 3 6 100 руб.

133.Рассчитать для пассажирской станции величину фондов

экономического стимулирования по

установленным

нормативам

при условии выполнения плана.

 

 

 

По эксплуатации выполнение плана составило: по

росту

рас­

четной прибыли 9 , 7 % ;

по

уровню

рентабельности

1,5%

и по

производительности труда

- 5

, 0 % .

 

 

 

При расчете принять величину расчетной прибыли 65,0 тыс. руб. и нормативы отчисления: за увеличение темпа роста балансо­ вой прибыли—15,113; за каждый процент повышения уровня расчетной рентабельности 4,492 и за каждый процент роста производительности труда 3,011 %.

По плану местных доходов величину фондов экономического стимулирования определить при фактической сумме доходов в 974,9 тыс. руб. против плана 900,0 тыс. руб. и по плановому проценту отчисления в фонд материального поощрения. Величину фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи¬ тельства принять в размере 20% от фонда материального поощрения.

Решение. Фонд материального поощрения пассажирской станции рассчиты­ вается по плану эксплуатации и плану местных доходов. По плану эксплуата­ ции фонд материального поощрения начисляется по установленным нормативам за каждый процент темпа роста расчетной прибыли, за каждый процент роста

уровня расчетной рентабельности и за

каждый процент роста производитель­

ности труда.

 

В рассматриваемом примере величина фонда материального поощрения по

эксплуатации составит:

 

за объем расчетной прибыли

 

65,0-103-15,113

п о

— !

= 9,8 тыс. руб.;

за каждый процент роста уровня расчетной рентабельности

65,0-103.4,492-1,015 • = 2,9 тыс. руб.; 100

за каждый процент роста производительности труда

65,0-103.3,011-1,050

о п

. ,

:

^

= 2,0 тыс.

руб .

97


По плану местных доходов величина фонда материального поощрения опре­

деляется

следующим

образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фонд

материального

поощрения

по

годовому

плану

составляет 46 000 руб.;

план местных доходов установлен в размере 900 000 руб.;

 

 

процент

отчисления

в

фонд

материального

поощрения по

плану

составит

46 000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

900 000

~ Ь Л

%

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фактическое

выполнение

местных

доходов — 974 900 руб.:

 

 

 

начислено в фонд материального

поощрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

974 900-5,1 =

49 700 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительно

фонд

материального

поощрения

на

пассажирской

станции

может быть

начислен и

за счет сборов за хранение груза. На

рассматриваемой

станции

сумма

сборов

составила

140 000

руб.

При

установленном

норма­

тиве 0,030011

величина начисленного

фонда

составит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140 000-0,030011=4200

руб.

 

 

 

 

Общая

сумма

фонда

материального

поощрения

пассажирской

станции

составит

 

 

 

9,8+2,9 + 2,0 + 47,9 + 4,2 = 66,8

тыс.

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства опре­

деляется по установленному проценту (20%) от

фонда

материального

поощре¬

ния. В рассматриваемом

примере величина его составит

 

 

 

66,8-0,20=13,4 тыс. руб.

Производственно-финансовый план отделения дороги

134. Определить погрузочную работу отделения по каменному углю в тоннах, грузооборот в тонно-километрах, среднюю густоту по участкам и отделению в целом, среднюю дальность перевозок,

если отделение железной дороги, включающее два участка

АБ

протяженностью 200 км и Б В — 300 км выполняет следующую

перевозочную

работу по перевозке каменного угля

Станция Л

принимает 5000 тыс т угля который следует в направлении

А-Б

На станции А

этот'поток'угля увеличивается за счет погрузки

1000 тыс т а

на участке А — Б уменьшается на 200

тыс

т за

счет выгрузки

На станции Б он вновь'возрастаетза счет ПОГРУЗКИ

на 2000 тыс

т а на участке Б - Т у м е н ь ш а е т с я за счет выгрузки

на 400 тыс У

На станции В п о т о ™

уменьшается

за

счет

выгрузки на 300 тыс. т

уменьшается

за

счет

Решение. 1. Потоки каменного угля, прием, сдача, погрузка, выгрузка, сред­ няя густота по участкам показаны на рис. 5.

2. Перевозочная работа отделения равна отправлению плюс прием или при­ бытию плюс сдача

3000 + 5000 = 8000 тыс. т (или 900 + 7100=8000 тыс. г ) .

А

 

6

 

5000

-zoo

+2000

7100

+ W00

-300

Рис. 5. Схема грузовых

потоков

на линии А — В

9 8