Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

h

4(хі )

A h )

r ^ L )

1—7o(Xi )

1/(X£. )

Z7up

Q O 'l )

A h >

F

 

 

 

 

4 _

 

 

0

0

1

1

l

0

 

0

0,05

0,0800

1,0014

0,9972

0,997

0,0801

 

0,080

0 , 1 0

0,1594

1,0053

0,9891

0,989

0,1604

 

0,160

0,15

0,2379

1,0123

0,9755

0,976

0,2409

 

0,241

0 , 2 0

0,3147

1,0217

0,9572

0,957

0,3278

 

0,322

0,25

0,3895

1,0333

0,9347

0,935

0,4033

 

0,403

0,30

0,4616

1,0470

0,9083

0,909

0,4854

 

0,485

0,35

0,5308

1,0627

0,8788

0,880

0,5684

 

0,567

0,40

0,5963

1,0796

0,8467

0,850

0,6523

 

0,650

0,45

0,6581

1,0979

0,8129

0,817

0,7374

 

0,733

0,50

0,7156

1,1170

0,7778

0,784

0,8238

 

0,817

0,55

0,7683

1,1360

0,7419

0,751

0,9117

 

0,900

0,60

0,8163

1,1550

0,7059

0,719

1 , 0 0 0 0

 

0,983

2 . 6 . РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ В РАКЕТНОЙ КАМЕРЕ

Вследствие падения давления и увеличения скорости потока при движении газов по каналу скорость горения топлива пере­ менна по поверхности канала.

Эрозионный эффект (раздувание) оказывается более силь­ ным, чем уменьшение скорости горения из-за уменьшения дав­ ления, и средняя скорость горения становится больше скорости

горения у донной части канала

иір"к. Поэтому

коэффициент

Ф(XL) (74) средней по поверхности

скорости горения твердого

топлива больше единицы при

при

Он рассчитывается методом

численного

интегрирования

заданной

зависимости

Ф і И (74):

—1

________ d l _________

C0(XJ=:2

г2(Х)[/-(Х)]>! (X)

причем зависимость фі(п) определяется экспериментально.

С другой стороны, уравнение (73) может быть использовано для определения ф(^ь) по опытным значениям рІГпри известных величинах щ, FKр, 5, qt, А, F и £ [21]. Однако установление за­ висимости фі(о) = 1 +/Ö.V- — Цц) по опытным зависимостям pK{t) (особенно вследствие нарушения цилиндрической формы канала в процессе горения) является очень трудным делом.

£ 8



Зависимость cp(Л) приведена в табл. 14 для одпоканалыюго заряда и? американского баллистита JPN [79], откуда видно, что для этого топлива наи­ большее значение ф= 1,16 достигается при звуковой скорости потока на вы­ ходе из капала. При Л<1 коэффициент сруменьшается и стремится к единице.

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

А

0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

V

1

0,99

1,06

1,12

1,15

1,16

<?1

1

1,05

1,40

1,65

1,75

Приближенно для некоторых баллистнтиых топлив [21, 91]

 

 

 

¥1(X) = 1 +

0,08/>0,8

(X — Х„),

 

 

 

 

------------

 

 

 

10«

 

,.8

 

 

 

где Х„ =

0,1-4- 0,3; К х ■

0,08p1

 

 

 

-------=

■= 1,5 -к 2,8.

 

 

Р

Для того чтобы рассчитать среднюю (по поверхности) ско­ рость горения заряда твердого топлива, необходимо предвари­ тельно определить распределение газодинамических парамет­ ров р и К по всем элементам горящей поверхности dS = U(x)dx. Зависимости р(х) и Х(х) в первом приближении вычисляются по геометрическим характеристикам двигателя и заряда, без учета неоднородности скорости горения твердого топлива. В ци­ линдрических каналах (с постоянной площадью проходного сече­ ния) для произвольного сечения х х имеем

По известной зависимости X(л:) строятся р ‘(х)----- pl[r (л)]ѵ; ср^Х)—

= 1+ К\ (X — А,,) и и (х)/и0= [г (л)]ъ1 (Л-1.

На торцовых элементах неоднородностью давления и эрозион­ ной составляющей скорости горения можно пренебречь.

Газоприход с каждого элемента поверхности равен dG — еткхП (л) рч (х) (л) dx.

Коэффициент средней скорости горения

 

 

 

L

4(h) =

т“ 1PKS

4

\ п W [г (*)]'’ [1 + Кх (X - XJ] dx

6

s

Jо

для заряда с цилиндрическим каналом и горящим задним тор­ цом равен

а

5

?(^)=т о\[г(л)1’[1+а:х(Х_х,,)1^ +_? [г№ (86)

69


где Stop — площадь горящей поверхности

заднего торца.

Расчет зависимости давления

от времени с учетом пере­

менной по поверхности скорости

горения

порохового заряда н

потерь полного давления в ракетной камере проводится по сле­ дующей системе уравнений:

 

 

iQt-Sу ~ ѵ

(87)

 

.

’ІЦ'ІРкі) '

 

 

 

de

KjtiPl-

(88)

 

dt

 

 

 

Здесь

cp— коэффициент

средней скорости

горения;

 

т] — коэффициент восстановления полного давления в

 

двигателе;

 

 

Л'п — коэффициент, учитывающий систематическое рас­ хождение между скоростью горения образца твердого топлива в бомбе и порохового заряда в двигателе [38];

Со и е — начальная и текущая толщины свода.

В табл. 15 представлено сравнение результатов расчета за­ висимости р к (і) с учетом эрозионного горения пороха JPN (ѵ= 0,7) и потерь полного давления для двигателя МК-7 [79].

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 15

е

 

 

е

 

рк, МПа

 

<р=і;

4=1

 

Ч

И

Л С

 

 

во

F

Рк’ ЛІПа

t', с

 

 

 

 

 

0 , 0

0,695

0,42

1,07

0,84

1 1 ,9

0 , 0 0

5,4

0 , 0 0

0 , 1

0,597

0,37

1,06

0,87

11,7

0,05

6 , 1

0,06

0 , 2

0,524

0,32

1,04

0,90

1 1 , 0

0 , 1 1

6,9

0 , 1 2

0,4

0,417

0,26

1 , 0 1

0,93

10,7

0 , 2 0

8 , 2

0 , 2 2

0 , 6

0,346

0 , 2 2

1 , 0 0

0,95

10,7

0,30

9,1

0,32

0 , 8

0,296

0,18

1 , 0 0

0,97

1 1 , 1

0,39

1 0 , 1

0,41

1 , 0

0,256

0,16

1 , 0 0

0,97

1 1 , 8

0,47

10,7

0,51

Расчет проводился для заряда с цилиндрическим каналом при

коэффициенте

гидравлического

сопротивления

предсоплового

объема

£=1,

/г = 1,21.

В этом случае скорость на выходе из ка­

нала определяется с помощью таблиц газодинамических функ­

ций по :j(XL) ~ F Kp/F, при этом i]»/-(A,l);

коэффициент средней

скорости горения ср(А..с,) определяется

по табл. 14.

В табл. 15

приведены результаты расчета

без учета эрозионного го­

рения

и потерь полного давления (ср=1,

г| = 1 );

зависимость

Рк'(і')

существенно отличается от pK(t), рассчитанной с учетом

70


Ф и 1]. Причем в данном случае коэффициент восстановления полного давления ц более существенно отличается от единицы, чем ср.

Расчетная зависимость pK(t) при ф=?М и г|=?И согласуется с экспериментальной [79]. В случае нейтральной площади горящей поверхности (S « const, рк— const) приблизительно имеем 5 ср—- = со/(оте0) ; tn= e0/ucp', G = oi/tn и Fup= G / (Лц1;), где со — масса за­ ряда твердого топлива.

Площадь под функцией ри{і) не зависит от скорости горения твердого топлива {FKP= const):

1

^ G(t)(ü

ш

\ РА*)М

■г)с|И7'кр

О

о

 

Опытные зависимости давления рк{і) и тяги R(t) от времени могут быть использованы для оценки изменения коэффициента восстановления полного давления в РДТТ ц с помощью следую­ щего газодинамического соотношения (FKp=const):

 

yj __ F (0 + P»Fg

 

^ тДф/’к (О ;J-

где

Fa — площадь выходного сечения сопла;

 

Л’т = фс/іф2 (А,п) — коэффициент пустотной тяги сопла;

 

р — коэффициент расхода сопла.

 

Серии экспериментальных зависимостей рк(і) и их характер­

ных точек (времен задержки воспламенения и выхода на режим, максимальных и средних давлений и др.) обрабатываются мето­ дами математической статистики и теории случайных функций [65]. Влияние уноса массы в районе критического сечения сопла на рабочий процесс в РДТТ рассмотрено в книге [16].

Г л а в а III

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОПЕЛ

И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ

К целям газодинамического расчета соплового аппарата РДТТ относится определение реактивной тяги, по величине и на­ правлению при различных конструкциях соплового блока, раз­ личных режимах работы двигателя и различных воздействиях на поток. В первом приближении оценка газодинамических пара­ метров в контрольных сечениях дается на основе модели одно­ мерного равновесного течения. Для определения поправок ис­ пользуются данные изучения неравновесных, отрывных и асим­ метричных потоков.

3. 1. ПРОФИЛИРОВАНИЕ СОПЕЛ

Сверхзвуковое реактивное сопло состоит из трех основных ча­ стей: 1 ) сужающаяся (дозвуковая) часть сопла; 2 ) район крити­

 

ческого сечения (горло); 3) рас­

 

ширяющаяся

(сверхзвуковая)

 

часть сопла (раструб).

 

ракет­

 

При

профилировании

 

ного сопла, т. е.

при построении

 

контура

в меридиональном сече­

 

нии, следует учитывать требова­

 

ния, предъявляемые к расходу и

 

тяге, термодинамические свойст­

 

ва

продуктов

сгорания

пороха

Рис. 24. Дозвуковая часть сопла:

(k = d ln р/д ln q ;

Ацд = с р/с ѵ ), ха­

рактеристики внешней

среды,

а

/—профиль Вптошннского; 2 — радиус­

также

необходимость

обеспече­

ное сопло

 

ния

минимальных габаритов

и

массы сопла, потерь удельного импульса [78, 81].

 

 

 

 

Потери удельного импульса в сопле £с обусловлены отклоне­ нием действительных параметров продуктов сгорания в сопле от идеальных, соответствующих равновесному одномерному в кон­

трольных сечениях потоку, и могут быть

представлены в виде

следующей суммы потерь:

 

~

- г £-гр +

^ + С,,,,,

где £р — потерн из-за

рассеяния (неравномерности параметров

72