Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
— горящие, главным образом, по внутренним поверхностям (поверхности, горение которых надо предотвратить, покрыты бронирующим составом);
— горящие с торца.
Поперечное сечение камеры РДТТ, свободное для прохода газов, может быть разнообразным по форме (круглым, звездо образным и др.) и иметь площадь, переменную по длине двига теля. Газовый тракт в камере с зарядом нецилиндрической фор мы целесообразно представить в виде нескольких цилиндриче
ских участков |
(с постоянной |
на |
каждом |
участке |
площадью |
||||||||
проходного сечения) |
и |
местных сопротивлений на |
стыках этих |
||||||||||
|
|
|
|
|
участков |
|
(с |
резким |
изменением |
||||
|
V- |
|
|
|
площади |
|
проходного |
|
сечения). |
||||
|
|
|
|
В |
этих |
случаях |
газодинамический |
||||||
0 |
|
|
|
|
расчет |
РДТТ |
проводится |
последо- |
|||||
|
|
|
,^ А. вательно |
по выделенным |
участкам |
||||||||
' ' ‘--У/ / >/ .• |
|
|
|
в направлении |
от сопла |
к перед |
|||||||
|
|
|
|
|
нему дну, так как параметры крити |
||||||||
|
г 1к- |
|
|
|
ческого |
сечения |
являются |
опреде |
|||||
|
|
|
|
ляющими |
граничными |
условиями. |
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
Рис. |
21. Схема |
РДТТ |
с |
заря- |
|
К зарядам твердого топлива, го |
|||||||
дом, |
имеющим |
переменную |
рящим по внутренним поверхностям, |
||||||||||
площадь проходного |
сечения |
относится, |
в частности, |
щелевой за |
ряд: толстосводная трубчатая шаш ка с продольными пропилами, относительная длина которых по рядка ~ 0,3. Такой заряд можно представить в виде двух участ ков с постоянными площадями проходных сечений (щелевая часть и часть с круглым каналом) и внезапным сжатием (если щели обращены к переднему дну) пли внезапным расширением (если щели обращены к сопловой крышке). В случае щелевого заряда имеем (сечения 1— 1 и 2—2 проходят вблизи внезапного
изменения площади |
проходного сечения, |
рис. 21) |
|
|
|
С о |
2 (хг) |
|
|
|
о о |
|
|
|
<ПК)=<ПК)Ш |
|
-C /o (*,)), |
|
|
|
Роі г I |
-с 1 |
|
|
где коэффициент местных потерь |
|
|
|
|
_іСсж — 0,5(1— |
— щели обращены |
к переднему дну; |
||
I ^расш—{Fi/Fi— 1)— щели обращены |
к сопловой крышке; |
|||
Si, S2 и SL — площади горящих |
поверхностей на |
участках от |
||
х — 0 до сечений 1—1, 2—2 и L — L соответственно. |
|
|||
В ракетных двигателях с высокими характеристиками целесо |
||||
образно иметь повышенную плотность заряжания. |
Увеличение |
58
плотности заряжания РДТТ может быть осуществлено путем уменьшения площади проходного сечения канала, в частности, в передней части порохового заряда. Для сохранения постоян ной толщины свода наружный диаметр заряда, имеющего канал с переменной площадью проходного сечения, должен быть пере менным при круговой форме проходного сечения или постоян ным — при фигурной.
Увеличение плотности заряжания при допустимых скоростях потока в камере (и, следовательно, допустимом эрозионном го рении пороха) в работе [21] рассмотрено на примере заряда с одним скачкообразным изменением площади проходного сечения в некотором сечении заряда. Распределение скоростей газового потока в канале с внезапным расширением потока определяется системой уравнений неразрывности и количества движения:
[°іѴ + Plf l)={0 \°\ + |
PiFi)+Pi (f l- Л ); |
G l = G i + |
G i l - |
Здесь Fi и Fl — площади проходных сечений узкой и широ кой частей канала соответственно; Gi, GL — количества газа, проходящие через эти сечения; G1L— количество газа, выделяе мое с поверхности горения S1L на участке между сечениями 1— 1
иL — L.
Спомощью газодинамических функций z(X) и у(Х) уравне ние полного импульса (76) можно представить в виде
0L |
z (*t ) = * W |
+ |
П |
1 . |
(77) |
— |
/крУPi) |
||||
G\ |
|
|
Fi |
|
|
|
Gl ^ |
|
__ j _j_ Su |
|
|
|
Gi |
Si |
' Si |
' |
|
Приведенная скорость иа выходе из широкой части канала XL определяется по уравнению неразрывности (59). Уравнение (77) отличается от обычного уравнения сохранения импульса в слу чае внезапного расширения без подвода массы через боковые стенки (39) множителем в левой части GJGi>\, приводящим при фиксированном XL к увеличению г(?ч) и, следовательно, к уменьшению
Результаты расчета Хь по уравнению (77) в зависимости от приведены в табл. П при GL/Gi = 2, FL/Fі= 2 и 6=1,25. При известном Хь приведенная скорость на выходе из узкой части канала Яі определяется графически как корень трансцендент ного уравнения (77). Коэффициент восстановления полного дав ления в широкой части канала определяется по уравнению не
разрывности
Р0!._Gl4 (7i) Fj |
(78) |
|
Poi g M 1 l ) f l |
||
|
59
Значение коэффициента восстановления полного давления по всему каналу определяется соотношением
p O L __ |
P 0L |
Pol |
GLq (At ) F! |
(79) |
|
Рк |
All |
Рк |
° 1 ? ( Аі ) /Гі / ( Хі) |
||
|
Значения коэффициентов poJpoi (78) и роьІРк (79) также при ведены в табл. 11.
|
|
|
|
|
|
|
Таблица II |
h |
h |
Ткр |
Ап |
Pql |
Pol |
1 |
h |
Fi |
Рк |
Роі |
Pk |
|
|||
|
|
|
|
||||
0,20 |
0,21 |
0,31 |
0,98 |
0,99 |
0,97 |
0,98 |
0,29 |
0,30 |
0,32 |
0,49 |
0,96 |
0,94 |
0,90 |
0,95 |
0,48 |
0,40 |
0,45 |
0,66 |
0,93 |
0,91 |
0,84 |
0,91 |
0,75 |
0,50 |
0,62 |
0,72 |
0,90 |
0,86 |
0,77 |
0,86 |
— |
0,55 |
0,72 |
0,77 |
0,88 |
0,81 |
0,72 |
0,82 |
— |
Из данных, приведенных в табл. 11, видно, что повышение плотности заряжания за счет уменьшения площади проходного сечения канала в передней части приводит к увеличению потерь полного давления; например, при Ал,= 0,45 коэффициент восста новления полного давления в ступенчатом канале, где FJFi = 2, равен 0,84, а в цилиндрическом канале (F=FL= const) г] = 0,91. Увеличение плотности заряжания за счет уменьшения площа ди проходного сечения по всему каналу до величины
/і, Si, Пі — длина, площадь горящей поверхности и периметр сечения узкой части ступенчатого канала приводит к существен ному увеличению скорости на выходе из канала и, следователь но, к увеличению эрозионного горения и потерь полного давле ния; например: 7ь/= 0,48 вместо Іл = 0,32 в ступенчатом канале.
Однако в опытах, проведенных с зарядами двух типов (ци линдрический канал звездообразного сечения и ступенчатый ка нал с такой же формой поперечного сечения) при одинаковых плотности заряжения и начальной поверхности горения, суще ственного различия начальных давлений не наблюдалось [21].
В современных двигателяхна твердом топливе иногда при меняют заряды с плавно меняющейся по длине площадью про-
60
ходиого сечения канала (F увеличивается по направлению от дна к соплу) [9, 13]. В этом случае распределение характери стик газового потока определяется в общем случае методами численного интегрирования системы уравнений (11), в которой уравнение энергии представлено в конечном виде:
J-[0pF) = Qtu ~ |
; j - [{p+ Q V ^F }^/} - ^ - ; |
||
dx |
cfx |
dx |
dx |
^ |
= |
c o n s t ;/j = |
qP(T. |
Уравнение количества движения в канале с переменной пло щадью проходного сечения, записанное с помощью газодинами ческих функций (32), близко по виду к уравнению в полных дифференциалах:
— Ог(Х) = -°*-(Х)^ Х) —
dx |
F |
dx |
ИЛИ |
_ г . j 1dF |
|
dGz(k) |
|
|
Gz (к) |
F |
' |
где |
G= qvF'. |
|
Полагая r(Â )=rcp на некотором участке течения от X до XL, получим
Gz (к) |
, _F_Yср |
(80) |
|
UJ |
|
G L Z ( 1 l ) |
|
При известных зависимостях площади проходного сечения канала F (х) и расхода газа G(x) m S (х) [где S (x ) — текущая площадь горящей поверхности канала] уравнением (80) прибли женно определяется изменение приведенной скорости потока по каналу Х(х). Так как
Oz (X)/IGcz (Xl )] = pFr(kL)l[pLF Lr[\)\ = Pof (l)F/[p0Lf |
(Â JFJ, |
|||||||||
то из уравнения (80) получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
р _ |
г (к) i F L \i-rcp |
р0 _ |
/ ( XJ |
. |
у |
1 Гсі> |
(81) |
|||
Pl |
F ) |
|
P L |
|
f(K ) |
\ |
F |
) |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Результаты |
расчета X, p |
и p0 в коническом канале с полууг- |
||||||||
лом раствора а=1°26', длиной 8d0 и отношением |
площадей |
|||||||||
FJF0=l,96 представлены |
в |
табл. |
12 |
при |
А,ь = 0,25; |
|
гср=0,97, |
|||
n= const и /г= 1,25; там же |
приведены |
результаты |
численного |
|||||||
интегрирования исходной системы уравнений |
(11). |
|
|
Как видно из табл. 12, приближенное решение обладает до статочной для практических целей точностью. Соотношения (81) могут быть использованы для определения перепада давления и потерь полного давления на участке канала- с переменной пло щадью проходного сечения по известным граничным значениям
61