Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— горящие, главным образом, по внутренним поверхностям (поверхности, горение которых надо предотвратить, покрыты бронирующим составом);

— горящие с торца.

Поперечное сечение камеры РДТТ, свободное для прохода газов, может быть разнообразным по форме (круглым, звездо­ образным и др.) и иметь площадь, переменную по длине двига­ теля. Газовый тракт в камере с зарядом нецилиндрической фор­ мы целесообразно представить в виде нескольких цилиндриче­

ских участков

(с постоянной

на

каждом

участке

площадью

проходного сечения)

и

местных сопротивлений на

стыках этих

 

 

 

 

 

участков

 

резким

изменением

 

V-

 

 

 

площади

 

проходного

 

сечения).

 

 

 

 

В

этих

случаях

газодинамический

0

 

 

 

 

расчет

РДТТ

проводится

последо-

 

 

 

,^ А. вательно

по выделенным

участкам

' ' ‘--У/ / >/ .•

 

 

 

в направлении

от сопла

к перед­

 

 

 

 

 

нему дну, так как параметры крити­

 

г 1к-

 

 

 

ческого

сечения

являются

опреде­

 

 

 

 

ляющими

граничными

условиями.

 

 

 

 

 

Рис.

21. Схема

РДТТ

с

заря-

 

К зарядам твердого топлива, го­

дом,

имеющим

переменную

рящим по внутренним поверхностям,

площадь проходного

сечения

относится,

в частности,

щелевой за­

ряд: толстосводная трубчатая шаш­ ка с продольными пропилами, относительная длина которых по­ рядка ~ 0,3. Такой заряд можно представить в виде двух участ­ ков с постоянными площадями проходных сечений (щелевая часть и часть с круглым каналом) и внезапным сжатием (если щели обращены к переднему дну) пли внезапным расширением (если щели обращены к сопловой крышке). В случае щелевого заряда имеем (сечения 1— 1 и 2—2 проходят вблизи внезапного

изменения площади

проходного сечения,

рис. 21)

 

 

С о

2 (хг)

 

 

о о

 

 

<ПК)=<ПК)Ш

 

-C /o (*,)),

 

 

Роі г I

-с 1

 

 

где коэффициент местных потерь

 

 

 

_іСсж — 0,5(1—

щели обращены

к переднему дну;

I ^расш—{Fi/Fi— 1)— щели обращены

к сопловой крышке;

Si, S2 и SL — площади горящих

поверхностей на

участках от

х — 0 до сечений 11, 2—2 и L L соответственно.

 

В ракетных двигателях с высокими характеристиками целесо­

образно иметь повышенную плотность заряжания.

Увеличение

58



плотности заряжания РДТТ может быть осуществлено путем уменьшения площади проходного сечения канала, в частности, в передней части порохового заряда. Для сохранения постоян­ ной толщины свода наружный диаметр заряда, имеющего канал с переменной площадью проходного сечения, должен быть пере­ менным при круговой форме проходного сечения или постоян­ ным — при фигурной.

Увеличение плотности заряжания при допустимых скоростях потока в камере (и, следовательно, допустимом эрозионном го­ рении пороха) в работе [21] рассмотрено на примере заряда с одним скачкообразным изменением площади проходного сечения в некотором сечении заряда. Распределение скоростей газового потока в канале с внезапным расширением потока определяется системой уравнений неразрывности и количества движения:

[°іѴ + Plf l)={0 \°\ +

PiFi)+Pi (f l- Л );

G l = G i +

G i l -

Здесь Fi и Fl — площади проходных сечений узкой и широ­ кой частей канала соответственно; Gi, GL — количества газа, проходящие через эти сечения; G1L— количество газа, выделяе­ мое с поверхности горения S1L на участке между сечениями 1— 1

иL L.

Спомощью газодинамических функций z(X) и у(Х) уравне­ ние полного импульса (76) можно представить в виде

0L

z (*t ) = * W

+

П

1 .

(77)

/крУPi)

G\

 

 

Fi

 

 

Gl ^

 

__ j _j_ Su

 

 

 

Gi

Si

' Si

'

 

Приведенная скорость иа выходе из широкой части канала XL определяется по уравнению неразрывности (59). Уравнение (77) отличается от обычного уравнения сохранения импульса в слу­ чае внезапного расширения без подвода массы через боковые стенки (39) множителем в левой части GJGi>\, приводящим при фиксированном XL к увеличению г(?ч) и, следовательно, к уменьшению

Результаты расчета Хь по уравнению (77) в зависимости от приведены в табл. П при GL/Gi = 2, FL/Fі= 2 и 6=1,25. При известном Хь приведенная скорость на выходе из узкой части канала Яі определяется графически как корень трансцендент­ ного уравнения (77). Коэффициент восстановления полного дав­ ления в широкой части канала определяется по уравнению не­

разрывности

Р0!._Gl4 (7i) Fj

(78)

Poi g M 1 l ) f l

 

59


Значение коэффициента восстановления полного давления по всему каналу определяется соотношением

p O L __

P 0L

Pol

GLq (At ) F!

(79)

Рк

All

Рк

° 1 ? ( Аі ) /Гі / ( Хі)

 

Значения коэффициентов poJpoi (78) и роьІРк (79) также при­ ведены в табл. 11.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица II

h

h

Ткр

Ап

Pql

Pol

1

h

Fi

Рк

Роі

Pk

 

 

 

 

 

0,20

0,21

0,31

0,98

0,99

0,97

0,98

0,29

0,30

0,32

0,49

0,96

0,94

0,90

0,95

0,48

0,40

0,45

0,66

0,93

0,91

0,84

0,91

0,75

0,50

0,62

0,72

0,90

0,86

0,77

0,86

0,55

0,72

0,77

0,88

0,81

0,72

0,82

Из данных, приведенных в табл. 11, видно, что повышение плотности заряжания за счет уменьшения площади проходного сечения канала в передней части приводит к увеличению потерь полного давления; например, при Ал,= 0,45 коэффициент восста­ новления полного давления в ступенчатом канале, где FJFi = 2, равен 0,84, а в цилиндрическом канале (F=FL= const) г] = 0,91. Увеличение плотности заряжания за счет уменьшения площа­ ди проходного сечения по всему каналу до величины

/і, Si, Пі — длина, площадь горящей поверхности и периметр сечения узкой части ступенчатого канала приводит к существен­ ному увеличению скорости на выходе из канала и, следователь­ но, к увеличению эрозионного горения и потерь полного давле­ ния; например: 7ь/= 0,48 вместо Іл = 0,32 в ступенчатом канале.

Однако в опытах, проведенных с зарядами двух типов (ци­ линдрический канал звездообразного сечения и ступенчатый ка­ нал с такой же формой поперечного сечения) при одинаковых плотности заряжения и начальной поверхности горения, суще­ ственного различия начальных давлений не наблюдалось [21].

В современных двигателяхна твердом топливе иногда при­ меняют заряды с плавно меняющейся по длине площадью про-

60


ходиого сечения канала (F увеличивается по направлению от дна к соплу) [9, 13]. В этом случае распределение характери­ стик газового потока определяется в общем случае методами численного интегрирования системы уравнений (11), в которой уравнение энергии представлено в конечном виде:

J-[0pF) = Qtu ~

; j - [{p+ Q V ^F }^/} - ^ - ;

dx

cfx

dx

dx

^

=

c o n s t ;/j =

qP(T.

Уравнение количества движения в канале с переменной пло­ щадью проходного сечения, записанное с помощью газодинами­ ческих функций (32), близко по виду к уравнению в полных дифференциалах:

— Ог(Х) = -°*-(Х)^ Х) —

dx

F

dx

ИЛИ

_ г . j 1dF

 

dGz(k)

 

Gz (к)

F

'

где

G= qvF'.

 

Полагая r(Â )=rcp на некотором участке течения от X до XL, получим

Gz (к)

, _F_Yср

(80)

 

UJ

G L Z ( 1 l )

 

При известных зависимостях площади проходного сечения канала F (х) и расхода газа G(x) m S (х) [где S (x ) — текущая площадь горящей поверхности канала] уравнением (80) прибли­ женно определяется изменение приведенной скорости потока по каналу Х(х). Так как

Oz (X)/IGcz (Xl )] = pFr(kL)l[pLF Lr[\)\ = Pof (l)F/[p0Lf

(Â JFJ,

то из уравнения (80) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

р _

г (к) i F L \i-rcp

р0 _

/ ( XJ

.

у

1 Гсі>

(81)

Pl

F )

 

P L

 

f(K )

\

F

)

 

 

 

 

 

Результаты

расчета X, p

и p0 в коническом канале с полууг-

лом раствора а=1°26', длиной 8d0 и отношением

площадей

FJF0=l,96 представлены

в

табл.

12

при

А,ь = 0,25;

 

гср=0,97,

n= const и /г= 1,25; там же

приведены

результаты

численного

интегрирования исходной системы уравнений

(11).

 

 

Как видно из табл. 12, приближенное решение обладает до­ статочной для практических целей точностью. Соотношения (81) могут быть использованы для определения перепада давления и потерь полного давления на участке канала- с переменной пло­ щадью проходного сечения по известным граничным значениям

61