Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мгновенные, например, процесс распространения возмущений в пределах камеры можно считать мгновенным по сравнению с U (или временем релаксации газового объема), а последнее — весьма мало по сравнению с временем tn. Аналогично процесс релаксации теплового слоя в твердом топливе, определяющий согласно теории Я. Б. Зельдовича изменение скорости горения при изменении внешних условий, в квазистационарном прибли­ жении считается мгновенным по сравнению с процессом релакса­ ции газового объема 4- Времена тепловой релаксации газа и ре­ лаксации химических процессов на несколько порядков меньше U [60] и в дальнейшем считаются пренебрежимо малыми.

Таким образом, в квазистационарном приближении распре­ деление параметров газа вдоль двигателя в любой момент вре­ мени определяется геометрическими характеристиками в этоі же момент времени и системой уравнений (9) при пренебрежении всеми частными производными по времени:

d

(,

F ) =

dS

 

dx

dx ;

 

qv

 

uqt

 

dx

 

 

dx

( П )

d

 

 

dS ir

qvF {H

 

dx

-iiQr

 

 

 

dx

 

P = qRT.

Решение системы уравнений (11) приводится в § 1.4—1.6 при и = 0 II в гл. II при ыфО для установившегося режима ра­ боты РДТТ.

Если систему уравнений (9) проинтегрировать по длине ка­ нала (пли объему камеры), то, пренебрегая членами порядка Мг как бесконечно малыми по сравнению с единицей, получим си­ стему обыкновенных дифференциальных уравнений для измене­ ния осредненных по объему параметров газа во времени:

-^{QW) = 4Q1Su — T]ApFKt,\

I

dt

 

 

(qEW )= tpQ^SuHT— Л АpFKPH0\

( 12)

I

dt

 

 

P = qR T ;

 

)

d\V

Sn.

(13)

 

dt

Методика определения коэффициента средней скорости горе­ ния ер и коэффициента восстановления полного давления в РДТТ г] изложена в гл. II.

Уравнения (12) могут быть получены непосредственно из уравнений газового и энергетического баланса ракетной камеры

12


для осредненных по объему параметров газа. Они исследуются в гл. IV с целью расчета в квазистацнонарном приближении изменений газодинамических параметров в РДТТ при неустановнвшихся режимах работы, например — при выходе на рабочий режим или при отсечке тяги.

Из сравнения систем уравнений (11) и (12) с исходной (9) видно, что квазистационарные процессы описываются уравнения­ ми в полных производных, в то время как процессы, не удовле­ творяющие условию квазистационарности, — уравнениями в ча­ стных производных. Такая замена уравнений в частных произ­ водных «квазистационарными» уравнениями в полных производных существенно упрощает математическую формули­ ровку задачи при незначительном уменьшении точности, вполне допустимом с точки зрения инженерной практики.

Гипотеза квазистационарности используется также в модели одномерного движения, так как последняя предполагает, что лю­ бое воздействие (например, подвод вещества через стенки) мгно­ венно равномерно распределяется по всей ограниченной массе газа, протекающей по каналу, при математическом описании за­ дач прикладной газодинамики и при экспериментальном модели­ ровании газовых потоков, например, при определении структуры течения в предсопловом объеме РДТТ (гл. II).

1.4. ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЖЕНИЯ

Установившееся движение совершенного газа по каналам с непроницаемыми стенками имеет место в различных конструк­ тивных элементах двигателя: сопловом аппарате, предсопловом объеме, удлинительных газоводных трубах и газопроводах огне­ вой связи. На примере установившихся течений обнаруживается ряд общих газодинамических закономерностей, знание которых необходимо для понимания более сложных случаев движения газа.

Уравнения, определяющие установившееся движение газа в теплоизолированном канале, получаются из системы уравнений

(9) при пренебрежении всеми частными производными по вре­ мени (включая dF/dt = u(dS/dx) =0):

 

(14)

Первое и третье уравнения системы (14)

интегрируются

сразу:

 

qvF = G= const;

(15)

Н-\-— =*const.

(16)

2


Постоянную, фигурирующую в уравнении (16), удобнее все­ го вычислить в предположении, что жидкость переводится в со­ стояние покоя (у= 0). Тогда получим

Н + ^ = Н 0.

(17)

Величину Но называют э н т а л ь п и е й

т о р м о ж е н и я .

В результате полного торможения потока вся кинетическая энер­ гия газа переходит в тепловую.

Подставляя в уравнение (17) соотношение П = срТ

А

X

 

А — 1

X — = ----- г , получим другие возможные формы уравнения энергии

бА — 1

для установившегося движения:

 

 

 

 

О

Р —

с Т

к Ро _

а0

(18)

6

Р

°

А — 1 бо

А— 1

где ро, до, Т0 и а0— давление, плотность, температура затормо­ женного потока и скорость звука в нем, или п а р а м е т р ы тор- п о ж е н и я.

При решении газодинамических задач наряду с параметрами торможения используются критические параметры, которые оп­ ределяются не условием и —0, а условием о= а = а кр:

v ~ _ i _ а ~

а кр _і

д кр

к + 1 а кр

2 [ k — 1

2

А — 1 к — 1 2

Таким образом, энтальпия торможения может быть выраже­ на через критическую скорость аІф и другие критические пара­ метры:

Но

к + \

-кр

k (А + 1)

Дкр

 

Ср Т кр-

 

 

(19)

к— 1

 

2

1)

бкр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По равенствам (18) и (19)

можно установить соотношения

между параметрами торможения и критическими:

 

 

 

Z*l= _ 2 _ ;

0 к р / _ 2 _ \ г Ц

Лер

/

2

_ f K P , / _ 2 _

Tq А + 1

\А + 1/

 

Ро

\А + 1/

Со

г - А + 1

ao= VkRTo = Vkfo\

 

 

2а

RTo

2а

1

/о -

 

 

 

 

 

Ä “ Г

1

А +

 

 

Теоретически переход к параметрам торможения или крити­ ческим параметрам возможен всегда, независимо от того, реа­ лизуются они в каком-либо конкретном течении или нет. Каж­ дому сечению потока однозначно соответствуют вполне опреде­ ленные параметры торможения и критические параметры.

14


При установившемся течении совершенного (идеального) га­ за в теплоизолированном канале с непроницаемыми стенками все параметры торможения остаются постоянными во всей обла­ сти течения. При этом интеграл уравнения количества движения [второе уравнение системы (14)] совпадает с интегралом энер­ гии (18). В самом деле, используя уравнение непрерывности, уравнение количества движения можно привести к виду

^ —\-vdv = Q.

(20)

6

Теплоизолированное течение газа без трения является изэнтропическим, и для него справедливо уравнение изэнтропы.

-A- = С— const.

(21)

6ft

После подстановки равенства (21) в выражение (20) и инте­ грирования получим

Іі2

Ѵг-1 .

1/22 ‘ * — 1 ~e — ~2T Jr СрТ—

T = const. (22)

2 - +1С - ,/г — 1

 

 

7

c q

Уравнение (22) совпадает с уравнение (18); его называют также уравнением Бернулли для сжимаемой жидкости.

1.5.ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Рассмотрим приведенную скорость X, равную отношению ско­ рости потока к критической скорости [1, 86]:

f l Kj)

Приведенная скорость X играет важную роль в прикладной газодинамике в качестве безразмерной переменной, особенно удобной при расчете газовых течений в случае постоянной тем­ пературы торможения (и, следовательно, критической скорости), В частности, температура торможения не изменяется при уста­ новившемся течении газа в ракетном двигателе на твердом топ­ ливе и использование приведенной скорости для газодинамиче­ ского расчета РДТТ является весьма целесообразным.

Из уравнения Бернулли (22) получаем после подстановки

= х% - ^ д а ѵ

т_

 

к — 1 ХЯ=Т(Х);

То

 

к + 1

(23)

 

 

 

_е_= / 1 _ £ и !х аѴ -і

ео

\

к + і

I

-Р- = ( 1

 

X * V - J = n : ( X ) .

Po

\

к + \

I

15


Соотношения (23) являются определением газодинамиче­ ских функций т(А), е(£) и л (А.) и выражением этих функций через приведенную скорость А. Газодинамические функции т(А), е(А) и л. (А) называются приведенные температура, плотность и давление соответственно и служат для расчета параметров тече­ нии по известным параметрам торможения и приведенной ско­ рости, а также для решения обратных задач. С помощью газо­ динамических функций, определяемых соотношениями (23), вводятся другие газодинамические функции, позволяющие использовать в расчете непосредственно уравнения непрерывно­ сти и полного импульса.

Уравнение расхода газа через сечение F

G — qvF

с помощью соотношений (23) приводится к виду

 

 

 

 

 

V

ft +

 

/

Якр

2ft

 

RT0 у

— ЯГо /ѵ. ( 1

 

 

X3 Iй—1-

 

(ft + 1) -р0П *(Ѵ =

 

ft +

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j h l

L

/л><7 (М

 

 

 

 

 

 

ft+

1

 

 

 

 

 

 

 

1

^кр

 

 

или

О

= m PoFq_Q-)

--Ap0Fq{l),

 

 

 

(24)

 

 

 

 

 

 

yr To

где

Величина mKP равна 0,6386; 0,6581 и 0,6848 при £=1,15; 1,25

и 1,4 соответственно; коэффициент истечения А = т кРУ 1 /(RT)0 зависит только от свойств топлива (см. табл. 1).

Приведенный расход <7(А) определяется так:

д(ХУ-

1

.

1

(25)

ft + 1

1 ft— 1 2

1

 

Qk-p^Kp

ft + 1

 

 

Если в некотором сечении достигается критическая скорость и, следовательно, А=1, то <7(1) = 1, и расход через это сечение оп­ ределяется формулой

G= Ap0FKP.

(26)

При решении ряда задач требуется связать расход газа не с полным давлением, а со статическим в данном сечении. Тогда

G= m

PoFqJF)

■т

pFq

pFУ(X)

(27)

У Т0

fAXoTt (X)

■т - — = =

 

 

V То

 

16