Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
мгновенные, например, процесс распространения возмущений в пределах камеры можно считать мгновенным по сравнению с U (или временем релаксации газового объема), а последнее — весьма мало по сравнению с временем tn. Аналогично процесс релаксации теплового слоя в твердом топливе, определяющий согласно теории Я. Б. Зельдовича изменение скорости горения при изменении внешних условий, в квазистационарном прибли жении считается мгновенным по сравнению с процессом релакса ции газового объема 4- Времена тепловой релаксации газа и ре лаксации химических процессов на несколько порядков меньше U [60] и в дальнейшем считаются пренебрежимо малыми.
Таким образом, в квазистационарном приближении распре деление параметров газа вдоль двигателя в любой момент вре мени определяется геометрическими характеристиками в этоі же момент времени и системой уравнений (9) при пренебрежении всеми частными производными по времени:
d |
(, |
F ) = |
dS |
|
dx |
dx ; |
|
||
— |
qv |
|
uqt — |
|
dx |
|
|
dx |
( П ) |
d |
|
|
dS ir |
|
qvF {H |
|
|||
dx |
-iiQr — |
|
||
|
|
dx |
|
P = qRT.
Решение системы уравнений (11) приводится в § 1.4—1.6 при и = 0 II в гл. II при ыфО для установившегося режима ра боты РДТТ.
Если систему уравнений (9) проинтегрировать по длине ка нала (пли объему камеры), то, пренебрегая членами порядка Мг как бесконечно малыми по сравнению с единицей, получим си стему обыкновенных дифференциальных уравнений для измене ния осредненных по объему параметров газа во времени:
-^{QW) = 4Q1Su — T]ApFKt,\ |
I |
|
dt |
|
|
— (qEW )= tpQ^SuHT— Л АpFKPH0\ |
( 12) |
|
I |
||
dt |
|
|
P = qR T ; |
|
) |
d\V |
Sn. |
(13) |
|
dt
Методика определения коэффициента средней скорости горе ния ер и коэффициента восстановления полного давления в РДТТ г] изложена в гл. II.
Уравнения (12) могут быть получены непосредственно из уравнений газового и энергетического баланса ракетной камеры
12
для осредненных по объему параметров газа. Они исследуются в гл. IV с целью расчета в квазистацнонарном приближении изменений газодинамических параметров в РДТТ при неустановнвшихся режимах работы, например — при выходе на рабочий режим или при отсечке тяги.
Из сравнения систем уравнений (11) и (12) с исходной (9) видно, что квазистационарные процессы описываются уравнения ми в полных производных, в то время как процессы, не удовле творяющие условию квазистационарности, — уравнениями в ча стных производных. Такая замена уравнений в частных произ водных «квазистационарными» уравнениями в полных производных существенно упрощает математическую формули ровку задачи при незначительном уменьшении точности, вполне допустимом с точки зрения инженерной практики.
Гипотеза квазистационарности используется также в модели одномерного движения, так как последняя предполагает, что лю бое воздействие (например, подвод вещества через стенки) мгно венно равномерно распределяется по всей ограниченной массе газа, протекающей по каналу, при математическом описании за дач прикладной газодинамики и при экспериментальном модели ровании газовых потоков, например, при определении структуры течения в предсопловом объеме РДТТ (гл. II).
1.4. ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЖЕНИЯ
Установившееся движение совершенного газа по каналам с непроницаемыми стенками имеет место в различных конструк тивных элементах двигателя: сопловом аппарате, предсопловом объеме, удлинительных газоводных трубах и газопроводах огне вой связи. На примере установившихся течений обнаруживается ряд общих газодинамических закономерностей, знание которых необходимо для понимания более сложных случаев движения газа.
Уравнения, определяющие установившееся движение газа в теплоизолированном канале, получаются из системы уравнений
(9) при пренебрежении всеми частными производными по вре мени (включая dF/dt = u(dS/dx) =0):
|
(14) |
Первое и третье уравнения системы (14) |
интегрируются |
сразу: |
|
qvF = G= const; |
(15) |
Н-\-— =*const. |
(16) |
2
Постоянную, фигурирующую в уравнении (16), удобнее все го вычислить в предположении, что жидкость переводится в со стояние покоя (у= 0). Тогда получим
Н + ^ = Н 0. |
(17) |
Величину Но называют э н т а л ь п и е й |
т о р м о ж е н и я . |
В результате полного торможения потока вся кинетическая энер гия газа переходит в тепловую.
Подставляя в уравнение (17) соотношение П = срТ |
А |
X |
|
|
А — 1 |
X — = ----- г , получим другие возможные формы уравнения энергии
бА — 1
для установившегося движения:
|
|
|
|
О |
Р — |
с Т |
— |
к Ро _ |
а0 |
(18) |
||||
6 |
Р |
° |
А — 1 бо |
А— 1 |
где ро, до, Т0 и а0— давление, плотность, температура затормо женного потока и скорость звука в нем, или п а р а м е т р ы тор- п о ж е н и я.
При решении газодинамических задач наряду с параметрами торможения используются критические параметры, которые оп ределяются не условием и —0, а условием о= а = а кр:
v ~ _ i _ а ~ |
а кр _і |
д кр |
к + 1 а кр |
2 [ k — 1 |
2 |
А — 1 к — 1 2 |
Таким образом, энтальпия торможения может быть выраже на через критическую скорость аІф и другие критические пара метры:
Но |
к + \ |
-кр |
k (А + 1) |
Дкр |
|
Ср Т кр- |
|
|
(19) |
|
к— 1 |
|
2(к |
1) |
бкр |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
По равенствам (18) и (19) |
можно установить соотношения |
|||||||||
между параметрами торможения и критическими: |
|
|
|
|||||||
Z*l= _ 2 _ ; |
0 к р / _ 2 _ \ г Ц |
Лер |
/ |
2 |
_ f K P , / _ 2 _ |
|||||
Tq А + 1 |
6ü |
\А + 1/ |
|
Ро |
\А + 1/ |
Со |
г - А + 1 |
|||
ao= VkRTo = Vkfo\ |
|
|
2а |
RTo |
2а |
1 |
/о - |
|||
|
|
|
|
|
Ä “ Г |
1 |
А + |
|
|
Теоретически переход к параметрам торможения или крити ческим параметрам возможен всегда, независимо от того, реа лизуются они в каком-либо конкретном течении или нет. Каж дому сечению потока однозначно соответствуют вполне опреде ленные параметры торможения и критические параметры.
14
При установившемся течении совершенного (идеального) га за в теплоизолированном канале с непроницаемыми стенками все параметры торможения остаются постоянными во всей обла сти течения. При этом интеграл уравнения количества движения [второе уравнение системы (14)] совпадает с интегралом энер гии (18). В самом деле, используя уравнение непрерывности, уравнение количества движения можно привести к виду
^ —\-vdv = Q. |
(20) |
6
Теплоизолированное течение газа без трения является изэнтропическим, и для него справедливо уравнение изэнтропы.
-A- = С— const. |
(21) |
6ft
После подстановки равенства (21) в выражение (20) и инте грирования получим
Іі2 |
Ѵг-1 . |
1/22 ‘ * — 1 ~e — ~2T Jr СрТ— |
T = const. (22) |
2 - +1С - ,/г — 1 |
|||
|
|
7 |
c q |
Уравнение (22) совпадает с уравнение (18); его называют также уравнением Бернулли для сжимаемой жидкости.
1.5.ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Рассмотрим приведенную скорость X, равную отношению ско рости потока к критической скорости [1, 86]:
f l Kj)
Приведенная скорость X играет важную роль в прикладной газодинамике в качестве безразмерной переменной, особенно удобной при расчете газовых течений в случае постоянной тем пературы торможения (и, следовательно, критической скорости), В частности, температура торможения не изменяется при уста новившемся течении газа в ракетном двигателе на твердом топ ливе и использование приведенной скорости для газодинамиче ского расчета РДТТ является весьма целесообразным.
Из уравнения Бернулли (22) получаем после подстановки
= х% - ^ д а ѵ
т_ |
|
к — 1 ХЯ=Т(Х); |
|
То |
|
к + 1 |
(23) |
|
|
|
|
_е_= / 1 _ £ и !х аѴ -і |
|||
ео |
\ |
к + і |
I |
-Р- = ( 1 |
|
X * V - J = n : ( X ) . |
|
Po |
\ |
к + \ |
I |
15
Соотношения (23) являются определением газодинамиче ских функций т(А), е(£) и л (А.) и выражением этих функций через приведенную скорость А. Газодинамические функции т(А), е(А) и л. (А) называются приведенные температура, плотность и давление соответственно и служат для расчета параметров тече нии по известным параметрам торможения и приведенной ско рости, а также для решения обратных задач. С помощью газо динамических функций, определяемых соотношениями (23), вводятся другие газодинамические функции, позволяющие использовать в расчете непосредственно уравнения непрерывно сти и полного импульса.
Уравнение расхода газа через сечение F
G — qvF
с помощью соотношений (23) приводится к виду
|
|
|
|
|
V |
ft + |
|
/ |
Якр |
2ft |
|
RT0 у |
— ЯГо /ѵ. ( 1 |
|
|
X3 Iй—1- |
|
(ft + 1) -р0П *(Ѵ = |
|||
|
ft + |
1 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
j h l |
L |
/л><7 (М |
|
|
|
|
|
|
|
ft+ |
1 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
1 |
^кр |
|
|
||
или |
О |
= m PoFq_Q-) |
--Ap0Fq{l), |
|
|
|
(24) |
|||
|
|
|
|
|
|
yr To
где
Величина mKP равна 0,6386; 0,6581 и 0,6848 при £=1,15; 1,25
и 1,4 соответственно; коэффициент истечения А = т кРУ 1 /(RT)0 зависит только от свойств топлива (см. табл. 1).
Приведенный расход <7(А) определяется так:
д(ХУ- |
1 |
. |
1 |
(25) |
ft + 1 |
1 ft— 1 2 |
1 |
||
|
Qk-p^Kp |
ft + 1 |
|
|
Если в некотором сечении достигается критическая скорость и, следовательно, А=1, то <7(1) = 1, и расход через это сечение оп ределяется формулой
G= Ap0FKP. |
(26) |
При решении ряда задач требуется связать расход газа не с полным давлением, а со статическим в данном сечении. Тогда
G= m |
PoFqJF) |
■т |
pFq (П |
pFУ(X) |
(27) |
У Т0 |
fAXoTt (X) |
■т - — = = |
|||
|
|
V То |
|
16