Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ДОБ. Естественно, что в условиях неравномерности за грузка горки, как и любого обслуживающего устройст ва, должна быть меньше единицы. При заданных раз мерах прибытия поездов в расформирование уровень загрузки горки можно снижать сокращением горочного интервала.
Полученная зависимость (19) позволяет определять вероятность различных состояний любой однолинейной системы обслуживания с ожиданием и бесконечной оче редностью на входе. Сумма вероятностей всех возмож ных состояний как полной группы событий
liPn = 21ЯоР л = 1.
Отсюда вероятность того, что система расформирования свободна
Здесь знаменатель' представляет собой сумму членов геометрической убывающей прогрессии ( 1 + р + р 2 + р 3 + -f-...+р'1 ), которая равна 1/(1—р). Отсюда Рп=Р0рп —
=( 1 - р ) р »
Значение Ро определяет резерв мощности горки. Сор тировочная горка может быть или занята, вероятность
чего равна |
р, или |
свободна, вероятность чего равна |
1—р = Ро- |
Составы, |
поступившие в период занятости |
горки, будут ожидать расформирования, пока горка не освободится, а составы, поступившие в период свободности горки, такого простоя иметь не будут.
Из зависимости (19) следует, что распределение ве роятностей различных состояний системы расформиро вания определяется уровнем загрузки горки р и ее ре зервами мощности Ро. Чем меньше уровень загрузки горки, тем больше вероятность того, что она будет сво бодна пли в системе будет небольшое число составов. Чем больше уровень загрузки горки, тем больше веро ятности значительного числа составов в системе рас формирования, а значит и в очереди. Это особенно на глядно видно из рис. 18, где показано распределение вероятностей нахождения числа составов в системе рас формирования, как и в любой однолинейной системе-
5Г
|
|
|
|
Рис. |
18. |
Зависи |
|
|
|
|
|
мость |
вероятностей |
||
|
|
|
|
состояния |
системы |
||
|
|
|
|
от |
уровня |
загруз |
|
|
|
|
|
|
ки |
устройства |
|
обслуживания, |
при уровнях загрузки |
р = 0,6; 0,8 и 0,9. |
|||||
При р = 0,6 вероятность |
того, |
что в |
системе |
нет требо |
|||
ваний, равна |
Р = 1 — 0 , 6 = 0,4 |
и дальше |
вероятность |
||||
наличия одного, двух и т. д. требований быстро |
падает. |
||||||
Но при уровне загрузки |
р = 0,9 вероятность |
того, что в |
|||||
•системе нет требований, |
составляет только 0,1 и вероят |
ности последовательно уменьшающегося числа составов снижаются довольно медленно. Ниже в табл. 6 приведе
ны численные |
значения |
вероятностей |
различных |
состоя |
|||||||
ний системы |
обслуживания |
при различных уровнях |
|
их |
|||||||
загрузки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
||
|
Распределение вероятностей |
числа требований |
|
|
|||||||
|
|
в системе обслуживания |
|
|
|
|
|||||
|
|
Число требований в системе |
обслуживания я |
|
|
|
|||||
Уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
загрузки р |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
9 |
|
|
||||||||||
0,3 |
0,70 |
0,21 |
0,06 |
0,02 |
0,01 |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,50 |
0,25 |
0,12 |
0,06 |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
|
|
|
|
0,7 |
0,30 |
0,21 |
0,15 |
0,10 |
0,07 |
0,05 |
0,03 |
0,024 0,02 |
0,01 |
||
0,9 |
0,10 |
0,09 |
0,08 |
0,07 |
0,06 |
0,059 0,053 0,047 0,043 0,039 |
.58
Знание распределения вероятностей различных со стояний системы позволяет определить среднее числа требований в системе обслуживания, среднее число тре бований, ожидающих обслуживания, а также время на хождения в них и других показателей процесса.
Среднее число требований в системе обслуживания равно сумме произведений каждого возможного числа требований п на их вероятность Рп, т. е.
со со
|
U |
= У, пРп = Р0 ^ |
яр" = j |
~ |
• |
(20)' |
||
|
|
л = 0 |
л = 0 |
|
|
|
|
|
Здесь |
2 пРп |
= |
Р + V + 3 Р 3 + |
- = clif2 |
• |
|
||
|
п=0 |
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, |
среднее |
число составов в |
системе- |
|||||
расформирования зависит от уровня загрузки горки. |
||||||||
Среднее число |
составов, |
ожидающих |
расформирова |
ния (средняя длина очереди), определится как сумма
произведений всех возможных вероятностей Рп |
на чис |
ло составов, ожидающих расформирования |
(п—1). |
Ожидать расформирования будут все составы, кроме одного, находящегося в процессе роспуска,
со со
L 0 K = yi(ti-\)Pn |
= PoP^in-l)?"-1 |
= £ 7 . |
(21) |
л = 2 |
л = 2 |
|
|
со |
|
|
|
Здесь 2 (, г - |
^ Р " - 1 = Р + 2р2 + Зр3 + ... = |
, |
л = 2 |
V |
? ) |
как и в первом случае при определении среднего числа составов в системе расформирования.-
Среднее число составов, находящихся в системе рас формирования, равно сумме средней длины очереди и среднего числа составов, находящихся в процессе рос пуска, которое равно уровню загрузки горки, т. е.
Lc = L0 + p.
Из зависимостей (20) и (21) следует, что среднее число составов в системе расформирования и в очереди
обратно |
пропорционально резерву мощности |
горки |
(1—р). |
Если в формуле (21) уровень загрузки |
заме |
нить через интенсивности потока поездов и их расфор мирования, то она примет вид
59
Отсюда видно, что средняя очередь составов будет тем меньше, чем больше интенсивность ее «рассасыва ния», определяемая разностью между средней интенсив ностью расформирования v и средней интенсивностью прибытия поездов %. Этой же разностью определяется и темп сокращения очереди. Используя зависимость (19), можно решить и ряд других задач. Так, вероятность об разования очереди, т. е. наличия в системе больше одного требования, будет
Рп>1= |
1 - P 0 - P 1 = |
: 1 - ( 1 _ р ) _ р ( 1 _ р ) |
= р2. |
|
Вероятность того, что в системе обслуживания |
находится |
|||
.не меньше k |
требований |
|
|
|
|
pn>k = 1 - i p « = p * + i . |
|
||
|
|
л=0 |
|
|
Здесь |
У, Ра |
= 1 - |
P * + J |
|
|
л=0 |
|
|
|
вероятность |
того, что в |
системе |
находится k или менее |
требований, т. е. Р,. < п.
Если рассматривать комплекс парк прибытия—горка, то необходимо иметь в виду, что составы ожидают рас формирования на приемных путях, а при недостатке по следних в периоды сгущенного поступления и на подхо де к станции. В связи с этим целесообразно определить '.среднее число составов, ожидающих расформирования на приемных путях, а также среднее число составов, за держиваемых по неприему станцией.
Среднее число составов, ожидающих расформирова ния на путях прибытия, зависит не только от уровня за грузки, но и от числа приемных путей и может быть оп ределено из зависимости
т |
|
со |
= У,{п~\)Рп |
+ |
{т-\)ЪРп. |
л*=2 |
|
т + 1 |
Первое слагаемое представляет собой среднее число •составов в парке прибытия, образующихся при измене нии последних от 2 до числа" свободных путей т, на ко торые могут поступать поезда. Второе слагаемое выра ж а е т среднее число составов, образующихся в периоды сгущенного подхода поездов, число которых превышает число свободных путей приема. В периоды, соответству-
(60
ющие вероятности появления числа поездов, превышаю щее число приемных путей, в парке прибытия будет на ходиться все время т—1 составов. После преобразова ния предыдущее выражение получит следующий вид:
|
2 — р |
т+1 |
|
L„ = |
! |
— составов. |
(22) |
Среднее число поездов, задержанных по неприему стан цией из-за недостатка приемных путей или недостаточ ной мощности горки, определится
|
o m + 1 |
|
L3 = 2d прт+п= |
j z r r поездов. |
(23) |
Сумма среднего числа поездов, ожидающих расформи рования на путях приема, и среднего числа поездов, за держиваемых по неприему станцией, равна средней дли не очереди, т. е. L n + L 3 = L 0 J K -
Вероятность задержки поездов по неприему станци ей определится как сумма вероятностей появления числа поездов, превышающих число путей, на которые они мо гут быть приняты,
Р3 = 2 Рп = P m + 1 • |
(24) |
Из зависимостей (22) и (23) следует, что с увеличе нием числа путей возрастает среднее число составов L n , ожидающих расформирования в парке прибытия, за счет сокращения среднего числа поездов, задерживаемых по неприему станцией L 3 в пределах общего среднего числа составов Lom, ожидающих в очереди. Число приемных путей не оказывает влияния на общее среднее число со ставов, ожидающих расформирования, а влияет на пере распределение их простоя на приемных путях и на под ходе к станции.
Однако еще более важное значение имеет вторая ха рактеристика процесса расформирования, определяющая среднее время нахождения составов в системе, в очереди перед расформированием, на путях прибытия и на под ходе к станции. Определение временных показателей процесса расформирования как любого процесса об служивания позволяет через составо-час и поездо-час ожидания подойти с экономических позиций к оценке
61