Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОБ. Естественно, что в условиях неравномерности за­ грузка горки, как и любого обслуживающего устройст­ ва, должна быть меньше единицы. При заданных раз­ мерах прибытия поездов в расформирование уровень загрузки горки можно снижать сокращением горочного интервала.

Полученная зависимость (19) позволяет определять вероятность различных состояний любой однолинейной системы обслуживания с ожиданием и бесконечной оче­ редностью на входе. Сумма вероятностей всех возмож­ ных состояний как полной группы событий

liPn = 21ЯоР л = 1.

Отсюда вероятность того, что система расформирования свободна

Здесь знаменатель' представляет собой сумму членов геометрической убывающей прогрессии ( 1 + р + р 2 + р 3 + -f-...+р'1 ), которая равна 1/(1—р). Отсюда Рп0рп

=( 1 - р ) р »

Значение Ро определяет резерв мощности горки. Сор­ тировочная горка может быть или занята, вероятность

чего равна

р, или

свободна, вероятность чего равна

1—р = Ро-

Составы,

поступившие в период занятости

горки, будут ожидать расформирования, пока горка не освободится, а составы, поступившие в период свободности горки, такого простоя иметь не будут.

Из зависимости (19) следует, что распределение ве­ роятностей различных состояний системы расформиро­ вания определяется уровнем загрузки горки р и ее ре­ зервами мощности Ро. Чем меньше уровень загрузки горки, тем больше вероятность того, что она будет сво­ бодна пли в системе будет небольшое число составов. Чем больше уровень загрузки горки, тем больше веро­ ятности значительного числа составов в системе рас­ формирования, а значит и в очереди. Это особенно на­ глядно видно из рис. 18, где показано распределение вероятностей нахождения числа составов в системе рас­ формирования, как и в любой однолинейной системе-

 

 

 

 

Рис.

18.

Зависи­

 

 

 

 

мость

вероятностей

 

 

 

 

состояния

системы

 

 

 

 

от

уровня

загруз­

 

 

 

 

 

ки

устройства

обслуживания,

при уровнях загрузки

р = 0,6; 0,8 и 0,9.

При р = 0,6 вероятность

того,

что в

системе

нет требо­

ваний, равна

Р = 1 — 0 , 6 = 0,4

и дальше

вероятность

наличия одного, двух и т. д. требований быстро

падает.

Но при уровне загрузки

р = 0,9 вероятность

того, что в

•системе нет требований,

составляет только 0,1 и вероят­

ности последовательно уменьшающегося числа составов снижаются довольно медленно. Ниже в табл. 6 приведе­

ны численные

значения

вероятностей

различных

состоя­

ний системы

обслуживания

при различных уровнях

 

их

загрузки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6

 

Распределение вероятностей

числа требований

 

 

 

 

в системе обслуживания

 

 

 

 

 

 

Число требований в системе

обслуживания я

 

 

 

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

загрузки р

0

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

 

 

0,3

0,70

0,21

0,06

0,02

0,01

 

 

 

 

 

 

0,5

0,50

0,25

0,12

0,06

0,03

0,02

0,01

 

 

 

 

0,7

0,30

0,21

0,15

0,10

0,07

0,05

0,03

0,024 0,02

0,01

0,9

0,10

0,09

0,08

0,07

0,06

0,059 0,053 0,047 0,043 0,039

.58


Знание распределения вероятностей различных со­ стояний системы позволяет определить среднее числа требований в системе обслуживания, среднее число тре­ бований, ожидающих обслуживания, а также время на­ хождения в них и других показателей процесса.

Среднее число требований в системе обслуживания равно сумме произведений каждого возможного числа требований п на их вероятность Рп, т. е.

со со

 

U

= У, пРп = Р0 ^

яр" = j

~

(20)'

 

 

л = 0

л = 0

 

 

 

 

Здесь

2 пРп

=

Р + V + 3 Р 3 +

- = clif2

 

 

п=0

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

среднее

число составов в

системе-

расформирования зависит от уровня загрузки горки.

Среднее число

составов,

ожидающих

расформирова­

ния (средняя длина очереди), определится как сумма

произведений всех возможных вероятностей Рп

на чис­

ло составов, ожидающих расформирования

(п—1).

Ожидать расформирования будут все составы, кроме одного, находящегося в процессе роспуска,

со со

L 0 K = yi(ti-\)Pn

= PoP^in-l)?"-1

= £ 7 .

(21)

л = 2

л = 2

 

 

со

 

 

 

Здесь 2 (, г -

^ Р " - 1 = Р + 2р2 + Зр3 + ... =

,

л = 2

V

? )

как и в первом случае при определении среднего числа составов в системе расформирования.-

Среднее число составов, находящихся в системе рас­ формирования, равно сумме средней длины очереди и среднего числа составов, находящихся в процессе рос­ пуска, которое равно уровню загрузки горки, т. е.

Lc = L0 + p.

Из зависимостей (20) и (21) следует, что среднее число составов в системе расформирования и в очереди

обратно

пропорционально резерву мощности

горки

(1—р).

Если в формуле (21) уровень загрузки

заме­

нить через интенсивности потока поездов и их расфор­ мирования, то она примет вид

59



Отсюда видно, что средняя очередь составов будет тем меньше, чем больше интенсивность ее «рассасыва­ ния», определяемая разностью между средней интенсив­ ностью расформирования v и средней интенсивностью прибытия поездов %. Этой же разностью определяется и темп сокращения очереди. Используя зависимость (19), можно решить и ряд других задач. Так, вероятность об­ разования очереди, т. е. наличия в системе больше одного требования, будет

Рп>1=

1 - P 0 - P 1 =

: 1 - ( 1 _ р ) _ р ( 1 _ р )

= р2.

Вероятность того, что в системе обслуживания

находится

.не меньше k

требований

 

 

 

 

pn>k = 1 - i p « = p * + i .

 

 

 

л=0

 

 

Здесь

У, Ра

= 1 -

P * + J

 

 

л=0

 

 

 

вероятность

того, что в

системе

находится k или менее

требований, т. е. Р,. < п.

Если рассматривать комплекс парк прибытия—горка, то необходимо иметь в виду, что составы ожидают рас­ формирования на приемных путях, а при недостатке по­ следних в периоды сгущенного поступления и на подхо­ де к станции. В связи с этим целесообразно определить '.среднее число составов, ожидающих расформирования на приемных путях, а также среднее число составов, за­ держиваемых по неприему станцией.

Среднее число составов, ожидающих расформирова­ ния на путях прибытия, зависит не только от уровня за­ грузки, но и от числа приемных путей и может быть оп­ ределено из зависимости

т

 

со

= У,{п~\)Рп

+

{т-\)ЪРп.

л*=2

 

т + 1

Первое слагаемое представляет собой среднее число •составов в парке прибытия, образующихся при измене­ нии последних от 2 до числа" свободных путей т, на ко­ торые могут поступать поезда. Второе слагаемое выра­ ж а е т среднее число составов, образующихся в периоды сгущенного подхода поездов, число которых превышает число свободных путей приема. В периоды, соответству-

(60


ющие вероятности появления числа поездов, превышаю­ щее число приемных путей, в парке прибытия будет на­ ходиться все время т—1 составов. После преобразова­ ния предыдущее выражение получит следующий вид:

 

2 — р

т+1

 

L„ =

!

— составов.

(22)

Среднее число поездов, задержанных по неприему стан­ цией из-за недостатка приемных путей или недостаточ­ ной мощности горки, определится

 

o m + 1

 

L3 = 2d прт+п=

j z r r поездов.

(23)

Сумма среднего числа поездов, ожидающих расформи­ рования на путях приема, и среднего числа поездов, за­ держиваемых по неприему станцией, равна средней дли­ не очереди, т. е. L n + L 3 = L 0 J K -

Вероятность задержки поездов по неприему станци­ ей определится как сумма вероятностей появления числа поездов, превышающих число путей, на которые они мо­ гут быть приняты,

Р3 = 2 Рп = P m + 1

(24)

Из зависимостей (22) и (23) следует, что с увеличе­ нием числа путей возрастает среднее число составов L n , ожидающих расформирования в парке прибытия, за счет сокращения среднего числа поездов, задерживаемых по неприему станцией L 3 в пределах общего среднего числа составов Lom, ожидающих в очереди. Число приемных путей не оказывает влияния на общее среднее число со­ ставов, ожидающих расформирования, а влияет на пере­ распределение их простоя на приемных путях и на под­ ходе к станции.

Однако еще более важное значение имеет вторая ха­ рактеристика процесса расформирования, определяющая среднее время нахождения составов в системе, в очереди перед расформированием, на путях прибытия и на под­ ходе к станции. Определение временных показателей процесса расформирования как любого процесса об­ служивания позволяет через составо-час и поездо-час ожидания подойти с экономических позиций к оценке

61