Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
В первой вертикальной графе представлены целочис ленные значения горочного интервала, которые являются серединами разрядов, каждый из которых равен 1. Во второй графе проставлена статистическая частота каж дого разряда. В третьей графе определяется теоретиче ская вероятность попадания в данный разряд как произ ведение величины разряда на плотность распределения вероятностей по предполагаемому нормальному закону распределения, т. е. Pv=Atf(t). Здесь Д £ = 1 , а значение плотности распределения для каждого значения t на ходится при помощи таблицы нормированного рас пределения по зависимости
/(о=4-/'^),
где / ' ( — н а х о д и т с я по таблице (например, по табл. 3
книги Вентцель Е. С. «Теория вероятностей»). Для полученных данных
/w-J-z-f-^)-
Так, для * = 6 /'(?=!?) = 0,054 и /(0=0,01 8 Р т =0,018
(см. рис. 16). Произведение объема выборки 1920 на тео ретическую вероятность дает значение теоретической часто ты каждого разряда, что и отражено в графе 4. В гра фах 5 и 6 помещены соответственно отклонения и квадраты отклонений теоретической частоты от статистической. В 7-й графе показаны отношения квадратов отклонений к теоре тической частоте. Сумма графы 7 дает значения X2 .
Число степеней свободы равно числу разрядов минус число наложенных связей, что в нашем примере опреде лится г=1—3=16—3 = 13. По специальной таблице [2] находим . Р=0,163 . Следовательно, выравнивание с по мощью нормального распределения согласуется со стати стическими данными. Это видно и по рис. 16, где на гисто грамме нанесена кривая распределения. Если по табли це получим значение Р < 0 , 0 5 , тогда принятая гипотеза отвергается. Как отмечалось выше, анализ интервалов обслуживания различных видов: расформирования, фор мирования, обработки в парке прибытия и отправления и т. д. показывает, что коэффициент вариации их чаще всего не превышает 0,4—0,5, т. е. значительно ниже, чем
51
коэффициенты вариации входящих потоков требований. Это объясняется тем, что операции обслуживания явля ются результатом определенной технологии и находятся в руках определенных исполнителей или функционирова ния определенных устройств и по сравнению с потоком требований более управляемы. Потоки требований под вержены большему влиянию различных объективных факторов с различной частотой и дальностью действия,, что и обусловливает значительно большую их неравно мерность по сравнению с потоками обслуживания.
3. ПОКАЗАТЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ПРИБЫТИЯ И РАСФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ
Успешность процесса расформирования поездов, как и любой системы обслуживания, зависит от перераба тывающей способности горки (или вытяжек формирова
ния, |
если |
станция |
безгорочиая), объема предлагаемой |
|
работы и |
степени |
неравномерности поступления |
поез |
|
дов |
и неравномерности их расформирования. При |
всех |
условиях средний горочный интервал на расформирова ние одного состава должен быть меньше среднего интер вала прибытия поездов. В зависимости от соотношения интенсивности прибытия и расформирования поездов в
различные |
периоды времени образуются простои в ожи |
|||
дании |
расформирования. Величины очередей |
зависят |
||
от степени |
неравномерности как |
потока требований (по |
||
ездов), |
так |
и их обслуживания |
(расформирования), а |
скорость устранения очередей зависит от наличия резер ва мощности обслуживающего устройства (горки). От сюда возникает задача оценки и учета степени неравно мерности прибытия и расформирования при определе нии как потребной мощности устройств, так и показа телей процесса переработки вагонов.
Для получения средних показателей процесса рас
формирования |
составов |
необходимо |
его рассматривать |
|
в стационарном |
(установившемся) |
режиме, |
которому |
|
соответствует средняя интенсивность |
прибытия |
поездов |
||
и средняя интенсивность |
их расформирования. Интен |
сивность прибытия поездов можно характеризовать па раметром потока X, равным среднему числу поездов, поступающих в час. Интенсивность расформирования
52
зависит от мощности горки и может быть охарактери зована средним числом поездов v, которое горка рас формировывает за час.
Для начала возьмем наиболее простой случай, когда интервалы между требованиями и интервалы обслужи вания независимы и имеют показательное распределе ние. В этом случае процесс обслуживания рассматрива ется как марковский процесс, при котором вероятность состояния системы в будущем зависит только от состоя ния ее в настоящий момент и не зависит от способа, ка
ким система пришла в это состояние. Под |
состоянием |
||
системы |
здесь подразумевается число поездов, находя |
||
щихся в |
системе расформирования. Процесс Марко |
||
ва А. А., |
кроме того, обладает |
свойством эргодичности, |
|
согласно |
которому существует |
предельный |
установив |
шийся режим вероятностного процесса, не зависящий от начального состояния системы. Это значит, какое бы ни было состояние системы в данный или начальный мо мент, через определенное число шагов переходного про цесса система достигает определенного стационарного состояния, определяемого соотношением интенсивности прибытия и расформирования.
Потоки прибытия поездов и их расформирования рассматриваются как простейшие со свойствами стаци онарности, ординарности и отсутствием последействия.
Для этих условий рассмотрим вероятности измене ния состояний однолинейной системы расформирования за элементарный отрезок времени dt под влиянием пото ка требований и обслуживания. Сумма вероятностей раз
личных состояний системы как полной группы |
событий |
||||
за период dt равна единице |
|
|
|||
P0(dt) |
+ Pt(dt) |
+ |
Pz(dt) + ... + |
Pa(dt) = |
1, |
где P0(dt), |
...,Pn(dt) |
— |
вероятность |
появления |
0, 1, 2, |
|
|
|
п поездов за малый промежу |
||
|
|
ток dt. |
|
|
В соответствии со свойством ординарности потока ве роятность появления двух и более событий за малый про межуток времени есть величина бесконечно малая посравнению с этим промежутком. В связи с этим практи ческое значение имеют только два слагаемых, а осталь ными можно пренебречь и написать
P0(dt) + P1(dt)=l.
53
Д ля стационарных потоков |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где X — |
|
|
P i (dt) |
= |
Mt, |
|
|
|
|
|
||
интенсивность |
потока прибытия поездов. |
|
||||||||||
С учетом |
предыдущего |
равенства |
вероятность |
того, |
||||||||
•что за период |
dt |
не прибудет |
поезд, |
определится |
|
|||||||
|
|
|
Pa(dt) |
= |
1 — Mt. |
|
|
|
|
|||
Аналогично получим вероятности |
изменения |
системы |
||||||||||
под влиянием потока обслуживания |
(расформирования). |
|||||||||||
Вероятность того, что за период |
dt |
один |
поезд |
будет |
||||||||
расформирован, т. е. в системе |
станет |
на |
один |
поезд |
||||||||
меньше, |
определится |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Р _ ! (dt) |
= |
vdt. |
|
|
|
|
|
||
Вероятность того, что |
за период dt |
не |
будет |
расформи |
||||||||
рован ни один поезд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Р _ 0 |
(dt) |
= |
1 - |
vdt. |
|
|
|
|
|
Теперь надо еще определить вероятность того, что под |
||||||||||||
влиянием |
потока |
требований |
и обслуживания |
система |
||||||||
не изменит своего состояния |
за |
элементарный |
отрезок |
времени. Это может произойти практически двумя спо собами. За это время ни один поезд не прибудет и не будет расформирован или за это время один поезд при будет и один будет расформирован, т. е.
Я п п |
(dt) = |
(1 - |
Ш) |
(1 - |
vdt) |
+ (Ш) |
(vdt). |
|
|
Вероятность |
оставшихся |
событий |
имеет |
порядок |
o(dt). |
||||
Если раскрыть скобки |
и пренебречь квадратами элемен |
||||||||
тарных отрезков времени (dt)2, |
получим вероятность то |
||||||||
го, что система не |
изменит |
своего |
состояния |
|
|||||
|
рпп |
= |
1 — \dt |
— |
vdt. |
|
|
||
Здесь определены вероятности изменения системы |
|||||||||
расформирования |
под |
влиянием интенсивности |
потока |
прибытия и интенсивности расформирования за элемен тарный отрезок dt.
Вероятности изменения состояний системы за период dt можно представить наглядно в виде графа переходов из одного состояния в другое, показанного на рис. 17. Как видно, под влиянием интенсивности прибытия поез
дов число их в системе возрастает, а под |
влиянием ин |
||
тенсивности |
расформирования — уменьшается. Под |
чис |
|
лом требований в системе подразумевается |
как |
число |
|
требований, |
находящихся в ожидании обслуживания, |
||
54 |
|
|
|
1-Ш |
t-Mt-M |
l-Adt-ki |
t-м-Ы |
H**))ttt |
Рис. 17. Граф перехода системы из одного состояния в другое
так и те, которые обслуживаются. В рассматриваемой од нолинейной системе расформирования на горке один состав может находиться в процессе роспуска, а ос тальные в очереди.
Для нахождения средних значений числа |
требований |
|||
в системе или в очереди и других показателей |
необхо |
|||
димо знать, как распределены |
вероятности |
различных |
||
состояний системы, т. е. с какой |
вероятностью в |
систе |
||
ме будет О, 1, 2,...,п требований. |
Аналитически |
состоя |
||
ние системы расформирования в момент t |
и изменения" |
|||
за период dt можно представить |
системой |
дифференци |
альных уравнений [ 7 ] . Вероятность того, что в системе расформирования в конце периода t-\-dt не будет ни од ного состава
Р0 (t + dt) |
= Я 0 ( 0 ( 1 - |
МО + Я ; (0 vdt. |
|
|
Первое слагаемое |
определяет |
одновременное |
совпаде |
|
ние вероятности того, что в момент t в системе |
было |
|||
нуль составов, и вероятности |
того, что за период |
dt ни |
один поезд не прибыл. Второе слагаемое определяет вероятность того, что в момент t был один состав и за период dt один состав был расформирован.
Вероятность того, что в системе расформирования в конце периода t-\-dt будет п составов, может образо ваться тремя способами
Pn(t |
+ dt) = Pn(t)(l—ldt—vdt) |
+ Pn-iWkdt |
+ |
Pn+xiQvdt. |
|||
Здесь первое слагаемое — вероятность |
того, |
что |
в мо |
||||
мент t в системе было ровно п поездов |
и за |
период |
dt |
||||
не |
изменилось состояние |
системы; второе слагаемое |
— |
||||
вероятность того, что в момент t в системе |
было п—1 со |
||||||
ставов, но за период dt |
поступил один |
состав; |
третье |
слагаемое — вероятность того, что в момент t в систе ме было п + 1 составов, но за период dt один состав расформирован.
55.
Если в этих уравнениях раскрыть скобки, перенести соответственно Po(t) и Pn(t) влево и разделить на dt, то получим систему дифференциальных уравнений:
^= - x p 0 ( 0 + VPI(0;
^±р- |
= _ |
(х + v) р„ |
(t) + Xря_, |
(0 + v |
( |
0 , |
л > |
1; |
при начальном |
условии: |
Р о ( 0 ) = |
1, Р п ( 0 ) |
= |
0, |
л > 1 . |
Рас |
сматривая предельный установившийся режим вероятност ного процесса, при котором в силу эргодичности процесса
Pn{t)~+PnVi -»-0 (^-»-со), и приравняв производные
нулю, получим для стационарного состояния алгебраичес кие уравнения:
ЬРо = v P i ;
(X + v)P„ = X/V-j + v/>„+„
Для упрощения разделим оба уравнения на v и получим
Л = Ро^г = Ро?1
Приняв т г = 1 , получим из второго уравнения
|
(1 + Р ) Р 1 |
= Р 2 + р Р 0 . |
|
|
|||
Подставив сюда Рг |
из первого уравнения, получим Р 2 = Я 0 |
р 2 |
|||||
и в общем |
случае |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рп = Р0?п; |
|
(19) |
|||
здесь |
р = — . = _ |
= |
_ = |
Х ^ г < 1 , |
|
||
где W — число поездов, поступающих в |
расформирова |
||||||
ние за сутки; |
|
|
|
|
|
||
/ — |
средний |
интервал |
прибытия поездов; |
|
|||
tv — |
средняя |
величина |
горочного |
интервала |
на |
||
|
расформирование |
одного |
состава. |
|
Величина р определяет уровень загрузки горки, при веденную плотность потока требований, определяющую, сколько поступит поездов за время расформирования одного состава. Эта величина определяет степень опере жения темпом расформирования темпа прибытия поез-
.56