Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первой вертикальной графе представлены целочис­ ленные значения горочного интервала, которые являются серединами разрядов, каждый из которых равен 1. Во второй графе проставлена статистическая частота каж­ дого разряда. В третьей графе определяется теоретиче­ ская вероятность попадания в данный разряд как произ­ ведение величины разряда на плотность распределения вероятностей по предполагаемому нормальному закону распределения, т. е. Pv=Atf(t). Здесь Д £ = 1 , а значение плотности распределения для каждого значения t на­ ходится при помощи таблицы нормированного рас­ пределения по зависимости

/(о=4-/'^),

где / ' ( — н а х о д и т с я по таблице (например, по табл. 3

книги Вентцель Е. С. «Теория вероятностей»). Для полученных данных

/w-J-z-f-^)-

Так, для * = 6 /'(?=!?) = 0,054 и /(0=0,01 8 Р т =0,018

(см. рис. 16). Произведение объема выборки 1920 на тео­ ретическую вероятность дает значение теоретической часто­ ты каждого разряда, что и отражено в графе 4. В гра­ фах 5 и 6 помещены соответственно отклонения и квадраты отклонений теоретической частоты от статистической. В 7-й графе показаны отношения квадратов отклонений к теоре­ тической частоте. Сумма графы 7 дает значения X2 .

Число степеней свободы равно числу разрядов минус число наложенных связей, что в нашем примере опреде­ лится г=1—3=16—3 = 13. По специальной таблице [2] находим . Р=0,163 . Следовательно, выравнивание с по­ мощью нормального распределения согласуется со стати­ стическими данными. Это видно и по рис. 16, где на гисто­ грамме нанесена кривая распределения. Если по табли­ це получим значение Р < 0 , 0 5 , тогда принятая гипотеза отвергается. Как отмечалось выше, анализ интервалов обслуживания различных видов: расформирования, фор­ мирования, обработки в парке прибытия и отправления и т. д. показывает, что коэффициент вариации их чаще всего не превышает 0,4—0,5, т. е. значительно ниже, чем

51

коэффициенты вариации входящих потоков требований. Это объясняется тем, что операции обслуживания явля­ ются результатом определенной технологии и находятся в руках определенных исполнителей или функционирова­ ния определенных устройств и по сравнению с потоком требований более управляемы. Потоки требований под­ вержены большему влиянию различных объективных факторов с различной частотой и дальностью действия,, что и обусловливает значительно большую их неравно­ мерность по сравнению с потоками обслуживания.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ПРИБЫТИЯ И РАСФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ

Успешность процесса расформирования поездов, как и любой системы обслуживания, зависит от перераба­ тывающей способности горки (или вытяжек формирова­

ния,

если

станция

безгорочиая), объема предлагаемой

работы и

степени

неравномерности поступления

поез­

дов

и неравномерности их расформирования. При

всех

условиях средний горочный интервал на расформирова­ ние одного состава должен быть меньше среднего интер­ вала прибытия поездов. В зависимости от соотношения интенсивности прибытия и расформирования поездов в

различные

периоды времени образуются простои в ожи­

дании

расформирования. Величины очередей

зависят

от степени

неравномерности как

потока требований (по­

ездов),

так

и их обслуживания

(расформирования), а

скорость устранения очередей зависит от наличия резер­ ва мощности обслуживающего устройства (горки). От­ сюда возникает задача оценки и учета степени неравно­ мерности прибытия и расформирования при определе­ нии как потребной мощности устройств, так и показа­ телей процесса переработки вагонов.

Для получения средних показателей процесса рас­

формирования

составов

необходимо

его рассматривать

в стационарном

(установившемся)

режиме,

которому

соответствует средняя интенсивность

прибытия

поездов

и средняя интенсивность

их расформирования. Интен­

сивность прибытия поездов можно характеризовать па­ раметром потока X, равным среднему числу поездов, поступающих в час. Интенсивность расформирования

52


зависит от мощности горки и может быть охарактери­ зована средним числом поездов v, которое горка рас­ формировывает за час.

Для начала возьмем наиболее простой случай, когда интервалы между требованиями и интервалы обслужи­ вания независимы и имеют показательное распределе­ ние. В этом случае процесс обслуживания рассматрива­ ется как марковский процесс, при котором вероятность состояния системы в будущем зависит только от состоя­ ния ее в настоящий момент и не зависит от способа, ка­

ким система пришла в это состояние. Под

состоянием

системы

здесь подразумевается число поездов, находя­

щихся в

системе расформирования. Процесс Марко­

ва А. А.,

кроме того, обладает

свойством эргодичности,

согласно

которому существует

предельный

установив­

шийся режим вероятностного процесса, не зависящий от начального состояния системы. Это значит, какое бы ни было состояние системы в данный или начальный мо­ мент, через определенное число шагов переходного про­ цесса система достигает определенного стационарного состояния, определяемого соотношением интенсивности прибытия и расформирования.

Потоки прибытия поездов и их расформирования рассматриваются как простейшие со свойствами стаци­ онарности, ординарности и отсутствием последействия.

Для этих условий рассмотрим вероятности измене­ ния состояний однолинейной системы расформирования за элементарный отрезок времени dt под влиянием пото­ ка требований и обслуживания. Сумма вероятностей раз­

личных состояний системы как полной группы

событий

за период dt равна единице

 

 

P0(dt)

+ Pt(dt)

+

Pz(dt) + ... +

Pa(dt) =

1,

где P0(dt),

...,Pn(dt)

вероятность

появления

0, 1, 2,

 

 

 

п поездов за малый промежу­

 

 

ток dt.

 

 

В соответствии со свойством ординарности потока ве­ роятность появления двух и более событий за малый про­ межуток времени есть величина бесконечно малая посравнению с этим промежутком. В связи с этим практи­ ческое значение имеют только два слагаемых, а осталь­ ными можно пренебречь и написать

P0(dt) + P1(dt)=l.

53


Д ля стационарных потоков

 

 

 

 

 

 

 

 

где X

 

 

P i (dt)

=

Mt,

 

 

 

 

 

интенсивность

потока прибытия поездов.

 

С учетом

предыдущего

равенства

вероятность

того,

•что за период

dt

не прибудет

поезд,

определится

 

 

 

 

Pa(dt)

=

1 — Mt.

 

 

 

 

Аналогично получим вероятности

изменения

системы

под влиянием потока обслуживания

(расформирования).

Вероятность того, что за период

dt

один

поезд

будет

расформирован, т. е. в системе

станет

на

один

поезд

меньше,

определится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р _ ! (dt)

=

vdt.

 

 

 

 

 

Вероятность того, что

за период dt

не

будет

расформи­

рован ни один поезд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р _ 0

(dt)

=

1 -

vdt.

 

 

 

 

Теперь надо еще определить вероятность того, что под

влиянием

потока

требований

и обслуживания

система

не изменит своего состояния

за

элементарный

отрезок

времени. Это может произойти практически двумя спо­ собами. За это время ни один поезд не прибудет и не будет расформирован или за это время один поезд при­ будет и один будет расформирован, т. е.

Я п п

(dt) =

(1 -

Ш)

(1 -

vdt)

+ (Ш)

(vdt).

 

Вероятность

оставшихся

событий

имеет

порядок

o(dt).

Если раскрыть скобки

и пренебречь квадратами элемен­

тарных отрезков времени (dt)2,

получим вероятность то­

го, что система не

изменит

своего

состояния

 

 

рпп

=

1 \dt

vdt.

 

 

Здесь определены вероятности изменения системы

расформирования

под

влиянием интенсивности

потока

прибытия и интенсивности расформирования за элемен­ тарный отрезок dt.

Вероятности изменения состояний системы за период dt можно представить наглядно в виде графа переходов из одного состояния в другое, показанного на рис. 17. Как видно, под влиянием интенсивности прибытия поез­

дов число их в системе возрастает, а под

влиянием ин­

тенсивности

расформирования — уменьшается. Под

чис­

лом требований в системе подразумевается

как

число

требований,

находящихся в ожидании обслуживания,

54

 

 

 


1-Ш

t-Mt-M

l-Adt-ki

t-м-Ы

H**))ttt

Рис. 17. Граф перехода системы из одного состояния в другое

так и те, которые обслуживаются. В рассматриваемой од­ нолинейной системе расформирования на горке один состав может находиться в процессе роспуска, а ос­ тальные в очереди.

Для нахождения средних значений числа

требований

в системе или в очереди и других показателей

необхо­

димо знать, как распределены

вероятности

различных

состояний системы, т. е. с какой

вероятностью в

систе­

ме будет О, 1, 2,...,п требований.

Аналитически

состоя­

ние системы расформирования в момент t

и изменения"

за период dt можно представить

системой

дифференци­

альных уравнений [ 7 ] . Вероятность того, что в системе расформирования в конце периода t-\-dt не будет ни од­ ного состава

Р0 (t + dt)

= Я 0 ( 0 ( 1 -

МО + Я ; (0 vdt.

 

 

Первое слагаемое

определяет

одновременное

совпаде­

ние вероятности того, что в момент t в системе

было

нуль составов, и вероятности

того, что за период

dt ни

один поезд не прибыл. Второе слагаемое определяет вероятность того, что в момент t был один состав и за период dt один состав был расформирован.

Вероятность того, что в системе расформирования в конце периода t-\-dt будет п составов, может образо­ ваться тремя способами

Pn(t

+ dt) = Pn(t)(l—ldt—vdt)

+ Pn-iWkdt

+

Pn+xiQvdt.

Здесь первое слагаемое — вероятность

того,

что

в мо­

мент t в системе было ровно п поездов

и за

период

dt

не

изменилось состояние

системы; второе слагаемое

вероятность того, что в момент t в системе

было п—1 со­

ставов, но за период dt

поступил один

состав;

третье

слагаемое — вероятность того, что в момент t в систе­ ме было п + 1 составов, но за период dt один состав расформирован.

55.


Если в этих уравнениях раскрыть скобки, перенести соответственно Po(t) и Pn(t) влево и разделить на dt, то получим систему дифференциальных уравнений:

^= - x p 0 ( 0 + VPI(0;

^±р-

= _

(х + v) р„

(t) + Xря_,

(0 + v

(

0 ,

л >

1;

при начальном

условии:

Р о ( 0 ) =

1, Р п ( 0 )

=

0,

л > 1 .

Рас­

сматривая предельный установившийся режим вероятност­ ного процесса, при котором в силу эргодичности процесса

Pn{t)~+PnVi -»-0 (^-»-со), и приравняв производные

нулю, получим для стационарного состояния алгебраичес­ кие уравнения:

ЬРо = v P i ;

(X + v)P„ = X/V-j + v/>„+

Для упрощения разделим оба уравнения на v и получим

Л = Ро^г = Ро?1

Приняв т г = 1 , получим из второго уравнения

 

(1 + Р ) Р 1

= Р 2 + р Р 0 .

 

 

Подставив сюда Рг

из первого уравнения, получим Р 2 = Я 0

р 2

и в общем

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп = Р0?п;

 

(19)

здесь

р = — . = _

=

_ =

Х ^ г < 1 ,

 

где W — число поездов, поступающих в

расформирова­

ние за сутки;

 

 

 

 

 

/ —

средний

интервал

прибытия поездов;

 

tv

средняя

величина

горочного

интервала

на

 

расформирование

одного

состава.

 

Величина р определяет уровень загрузки горки, при­ веденную плотность потока требований, определяющую, сколько поступит поездов за время расформирования одного состава. Эта величина определяет степень опере­ жения темпом расформирования темпа прибытия поез-

.56