Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
лают необходимым строго соблюдать следующие прави ла работы:
1. Не допускать лишних включений-отключений при вода. Каждое ненужное включение-отключение двига теля способствует сокращению срока службы контактов переключателя и обмотки электромотора.
2.Развинчивать трубы всех размеров следует только при включенном маховике. Несоблюдение этого правила приводит к дополнительному реверсированию двигателя,
аследовательно, к преждевременному износу привода.
3.Свинчивать трубы необходимо следующим образом: а) 48- и 60-лш трубы с гладкими концами—при отклю
ченном маховике; б) 60-мм трубы с высаженными концами и 73-мм тру
бы с гладкими и высаженными концами—при включен ном маховике;
в) 89- и 114-жж. трубы—при включенном маховике и дополнительных ударах водилом путем реверсирования двигателя и отведения водила от ключа не менее чем на
270—300°.
При остановке двигателя в «упор» необходимо как можно быстрее реверсировать или отключать его, по скольку при этом величина тока в системе привода дости гает предельного значения, что способствует ускорению выхода его из строя.
При свинчивании трубных резьбовых соединений не обходимо применять графитовую смазку.
При спуске или подъеме колонны не допускается захват клиньями за муфту труб, поскольку это приводит к поломке плашек или клиньев.
Для обеспечения бесперебойной интенсивной эксплуа тации автомата уход за ним должен носить профилакти ческий, предупреждающий характер.
Перед каждым подземным ремонтом скважины необ ходимо тщательно проверять состояние автомата. Конт ролю и приведению в исправность подлежат:
а) петли, ушки, направляющие подвесок, крепеж пла шек в клиньях, плашки и клинья;
б) фиксатор и втулки центратора; в) крепеж и отсутствие люфта в ведомой полумуфте;
г) свобода перемещения и надежность фиксаций веду щей полумуфты, а также вилка включения и ее сухари; д) исправность штепсельных соединений, двигателя,
63
реверсивного переключателя и кабеля.. Отсутствие пов реждения токопроводящих и заземляющих линий;
е) наличие смазки в червячном редукторе и других узлах;
ж) надежность крепления всех болтовых соединений автомата и привода.
После каждого подземного ремонта автомат должен быть тщательно очищен, в случае необходимости промыт и смазан, а двигатель и переключатель просушены. Осо бое внимание следует обращать на постоянную чистоту штепсельных соединений, кабеля, переключателя, двига теля и инерционной части привода, эксплуатация кото рых в загрязненном состоянии может привести к аварии.
Реверсивный переключатель привода автомата требу ет особо тщательного контроля. Профилактически необ ходимо заменять сильно пригоревшие контакты, неис правные пружины и тщательно очищать поверхность всех деталей переключателя от пыли, нагара, так как загряз нение их может привести к внутреннему замыканию и порче переключателя. Следует иметь в виду, что выход из строя переключателя может одновременно явиться при чиной преждевременного выхода из строя двигателя. Ориентировочно профилактика переключателя должна осуществляться в начале эксплуатации не реже, чем че рез один-три ремонта.
В последующем же сроки профилактики должны быть
установлены для каждой бригады отдельно. |
*• |
Все работы по сборке-разборке червячного |
редукто |
ра и привода автомата должны производиться квалифи цированно в строгом соответствии с технической докумен тацией на изготовление.
Монтаж и демонтаж автомата на устье скважины.
После того как автомат подтащат к устью, а планшайбу
спервой трубой поднимут из скважины, автомат вместе
сцентратором соответствующего размера при помощи талевой системы устанавливают на фланце колонны и крепят двумя болтами.
Смонтированный на устье автомат должен быть рас положен так, чтобы его балансир был с левой стороны оператора (если он стоит лицом к устью скважины).
Далее в автомат вставляют клиньевую подвеску соот ветствующего размера, колонну труб сажают в клинья. Привод соединяют с автоматом тремя болтами через сое-
6 4
динительную кулачковую муфту, при этом оператор дол жен убедиться, что кулачки одной полумуфты попали в паз другой. В противном случае поломка автомата неиз бежна.
После соединения двигателя с автоматом устанавли вают балансир, для чего его ось оттягивают при помощи кольца, а затем на балансир надевают груз.
Реверсивный переключатель соединяют с двигателем до подключения кабеля к сети.
Особое внимание при каждом монтаже автомата надо обратить на состояние линии заземления, обеспечиваю щей надежный контакт по всей цепи как в направлении к щиту, так и на массу привода автомата.
Пробой изоляции в цепи электропривода на массу может привести к поражению оператора током и несчаст ному случаю.
Демонтаж автомата проводится в обратной последотельности.
2. МЕХАНИЗМ АШК-1
Автоматический штанговый ключ (рис. 17) состоит из ротора с автоматическим захватным устройством, редук тора, электродвигателя, нижней стопорной вилки, пружин ной подвески и реверсивного переключателя с кабелем.
' Все узлы, за исключением реверсивного переключа теля 4 с кабелем и пружинной подвески 3, смонтированы в одном блоке. Реверсивный переключатель и пружинная подвеска к блоку ключа подсоединяются непосредственно ка рабочем месте у скважины.
Захватный орган 6 и нижняя стопорная вилка 2-смен- ные для размеров штанг диаметром 16—19 мм и 22— 25 мм.
Основные технические данные
АШК-1 состоит из двух узлов: 1) ключ с электродви гателем; 2) реверсивный ножной переключатель.
Тип редуктора—шестереночный, с числом оборотов ротора в минуту—ПО.
Вес наиболее тяжелого узла автомата (ключ с элек тродвигателем) — 41 кг.
Общий вес авотомата (без инструментов и приспособ лений)—62 кг.
Перед началом работы АШК-1:
2 3 8 -5 |
65 |
1)обязательно проверить наличие машинного масла
вкожухе высокооборотной пары. Для этого повернуть ключ и отвинтить сливную пробку. Для полной заливки кожуха требуется около 300 г масла;
Рис. 17. Принципиальная схема конструкции» механизма АШК-1
2)смазать машинным маслом пазы основания захва та б и поверхность эксцентрика 8;
3)смазать консистентной смазкой (солидолом) опор ные подшипники и зубья большой шестерни 5.
Затем ключ вместе с пружинной подвеской 3 прицеп ляется специальным замковым устройством к стальному тросу, укрепленному на поясе вышки или мачты. Опера тор надвигает ключ на квадраты штанг и, нажав ногой на педаль реверсивного переключателя 4, включает элек-
66
/
тродвигатель. При этом большая шестерня 5, вращаясь (по часовой стрелке) совместно с эксцентриком 8, дает возможность связанному с последним захватному орга ну 6 под действием пружины 9 надвинуться на свинчивае мую штангу, поскольку в начале вращения большой шестерни 5 захватный орган 6 не вращается вместе с ней, а движется поступательно под действием пружины 9 своими направляющими плоскостями в пазу основания захвата.
Основание захвата связано пальцем /, проходящим через сквозной паз в большой шестерне 5, с тормозным барабаном 11, притармаживающим основание захвата до тех пор, пока большая шестерня 5, преодолевая усилие торможения, не увлечет за собой палец 1, а следовательно, и основание захвата с находящимся в его пазу захватным органом 6, который надйигается на штангу и завинчивает ее. Чтобы снять ключ со свинченной штанги, оператор на жимом на педаль реверсирует электродвигатель.
Большая шестерня 5, вращаясь совместно с эксцен триком 8, отодвигает захватный орган 6 от квадрата штанги и продолжает вращаться совместно с основанием захвата до тех пор, пока не застопорится упором 10, вза имодействующим с хвостовиком захватного органа 6.
При этом прорезь большой шестерни 5 совпадает с прорезью основания захвата и корпуса ключа.
Оператор снимает ключ с квадратов штанг, отводйх его от устья скважины и цикл повторяется.
3. МЕХАНИЗМ ІМШТК-16-60
Механический штангово-трубный ключ (ІМШТК-16- 60) конструкции АзИНМАШа предназначен для меха нического свинчивания и развинчивания резьбовых соеди нений глубиннонасосных штанг диаметром 16-, 19-, 22- и 25-мм и нас^но-компрессорных труб диаметром 33-, 42-, 48- и 60-лш при подземном ремонте скважин.
Механический штангово-трубный ключ типа ІМШТК- 16-60 является усовершенствованной конструкцией, как: уже было сказано выше, механизма МШК. « С помощью этрго механизма можно механизировать, ручные операции при спуске и подъеме как насосно-ком
прессорных труб, так и глубиннонасосных штанг. Применение механизма типа ІМШТК-16-60 позволяет
5* |
67 |
ускорить спуск и подъем труб и штанг, повысить качество крепления резьбы.
Техническая характеристика механизма |
|
||||
Грузоподъемность, т |
|
|
— |
16 |
|
Число оборотов водила в минуту |
— |
55 и ПО |
|||
Вращающий момент на водиле, кг.см |
— |
26000 |
|||
|
а) |
I |
скорость |
||
|
б) |
II |
скорость |
— |
13000 |
Мощность электродвигателя, кет |
— |
1,1 |
|||
Число оборотов электродвигателей в минуту |
— 1410 |
||||
Общий вес комплекта, кг |
— |
140 |
|||
Вес наиболее тяжелого узла |
■— |
60 |
|||
(вращатель с электродвигателем), кг |
|||||
Габаритные размеры, мм: |
— |
456 |
|||
_ |
ширина |
|
|
||
|
высота |
|
|
— |
555 |
|
длина |
|
|
— |
615 |
На рис18. приведена кинематическая схема механиз ма 1МШТК-16-60.
f e i #
Рис. 18. Кинематическая схема механизма ІМШТК-16-60:
—электродвигатель; 2—маховик; 3—фрикционная муфта; 4—рукоятка переклю чателя скоростей; 5—червячная передача; 6—водило
Механический штангово-трубный ключ типа 1МШТК- Т6-60 состоит из:
6 8
1)вращателя с электродвигателем со следующими основ ными узламй:
а) червячная пара;
б) двухскоростная зубчатая передача с реверсивным механизмом;
в) электродвигатель, трехфазный короткозамкнутый, типа АОЛ2-21-4;
2)специального ящика с электроаппаратурой, содержа щего автомат АП-50-ЗМТ с максимальной тепловой
защитой, кабель ШРПСЗ X 1 — І Х І общей длиной 2,0 м, с вилкой типа 5ДК266-ОП и штепсельную ро зетку типа СК;
3)приспособления и инструмента:
а) для работы с глубиннонасосными штангами: элева
тор и ключ штанговые, ключ стопорный^ откидная вйлка, вкладыш Штанговый откидной вилки, сменная втулка, штангодержатель и столик для инструмента;
б) для работы с насосно-компрессорными трубами: трубная подвеска, вкладыш трубной подвески, подклад ная вилка, двухшарнирный трубный ключ, стопорный ключ, фланец установочный и вилка привода подвескы е противовесом.
Вращение электродвигателя передается червячной паре через реверсивный механизм и зубчатую пару.
К червячной шестерне прикреплено водило, которое вращает либо штанговый ключ, надетый на квадрат свин чиваемой или развинчиваемой штанги, либо трубный ключ, надетый на свинчиваемую или развинчиваемую трубу.
Коробка передач реверсивного механизма состоит из 4-х цилиндрических шестерен, сидящих попарно на чер вячном или шлицевом валу, и одной промежуточной uie^ стерни.
На шлицевом валу посажены две чашки, в каждой из которых помещено 18 фрикционных дисков, 9 из них на ходятся в шлицевом соединении с валом, а другие 9 своими выступами заходят в пазы чашек. Эти муфты слу жат для включения I и II скоростей. Когда включена муфта I скорости, муфта II скорости выключена, и на
оборот.
Для передачи наибольшего вращающего момента достаточно нажать на рукоятку, применяя небольшое уси лие—примерно 2 кг.
69
При отключении и включении реверсивного фрикцион ного механизма электродвигатель остается постоянно выключенным и его вал вращается все время в одном направлении. Направление вращения вала меняется толь ко при переходе от подъема штанг или труб к спуску, и наоборот, т. е. один раз за все время подземного ремонта.
Такая система работы смягчает режим работы элек тродвигателя и должна обеспечить его надежную и дли тельную эксплуатацию.
Между шлицевым валом и валом электродвигателя насажен маховик весом 5 кг. Маховик обеспечивает необ ходимый дополнительный вращающий момент при креп лении-раскреплении резьбового соединения.
4. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЗАХВАТА И ПОДВЕШИВАНИЯ КОЛОНН ТРУБ И ШТАНГ
В практике подземного ремонта для захвата и подве шивания колонн из насосно-компрессорных труб приме няют створчатые элеваторы и клиньевые захваты.
Элеваторы служат для захвата и подвешивания ко лонны труб под муфту и удержания ее на весу при спуско-подъемных операциях; клиньевые захваты приме няют для этой же цели, но они захватывают колонны труб при помощи специальных сухарей.
.Для захвата и подвешивания колонны глубиннона сосных штанг под головку и удержания их на весу при спуско-подъемных операциях применяют одноштропные элеваторы с разрезной втулкой для ввода штанги.
Элеваторы для наносно-компрессорных труб
К конструкциям элеваторов согласно нормали Н716-6! предъявляются следующие требования:
1.Элеватор должен обеспечивать возможность спуска
иподъема труб как средствами механизации свинчи вания и развинчивания, так и без них-
2.Элеватор должен обеспечивать работу в сочетании
савтоматами типа АПР со спайдерами или клиньями, т. е. по схеме «элеватор-автомат» (спайдер).
3.Элеватор должен обеспечивать удобство и безопас ность при спуско-подъемных операциях как при укладке
труб на мостки, так и при их установке.
7 0