Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ется на подготовленной площадке и раздомкрачивается домкратами. Затем гидродомкратами подымается вышка, выдвигается верхняя секция и крепится оттяжками. Уста навливают насосный прицеп, соединяют насос карданным валом с трансмиссией агрегата и производят сборку гря зевого манифольда. На устье скважины укрепляют ротор. И последний этап—опробование и осмотр всех механиз мов агрегата.
Установка агрегата. Агрегат к устью скважины по дается задним ходом. После этого необходимо:
а) поставить в нейтральное положение рычаги управ ления коробкой передач и раздаточной коробкой авто машины;
б) разгрузить задние рессоры автомашины винтовы ми домкратами;
в) снять с платформ агрегата лишние предметы. Рас тяжки вышки разложить на земле в направлении «мерт вяков» для их крепления;
г) проверить, достаточно ли смазки в механизмах аг регата;
д) включить первую скорость коробки передач авто машины, причем рычаг управления раздаточной коробкой должен находиться в нейтральном (выключенном) поло жении;
е) включить первую скорость коробки отбора мощно сти автомашины, поставить рычаг в положение «на себя». При этом все муфты агрегата должны быть выключены. Любые переключения скоростей или зубчатых муфт дол жны производиться при выключенном сцеплении двига теля автомашины;
ж) проверить давление воздуха в воздухосборниках агрегата. Если давление воздуха меньше 3—4 кгісм2, рукоятку крана, разобщающего воздухосборники авто машины и агрегата, повернуть в положение, при котором обе системы будут соединены. При этом двигатель дол жен работать на оборотах холостого хода.
При достижении в системе давления 4 кгісм2 рукоятку трехходового крана повернуть в положение «выключено»; з) включить компрессорную установку агрегата, для чего электрические выключатели, расположенные на щит ке в кабине автомашины и на пульте управления агрега том, необходимо поставить во включенное положение. (При включенном положении электрических выключате
2 3 8 -4 |
49 |
лей на щитках должны загореться красные лампочки.) Рукоятку крана на пульте управления поставить в поло жение «выключено».
По достижении в системе давления б—7 кг/см2 пере ключить обе коробки на первые скорости.
Выдвижение и опускание верхней секции вышки. Пе ред выдвижением верхней секции вышки ветровые оттяж ки необходимо прикрепить к «мертвякам», врытым в землю, а силовые оттяжки—к переднему буферу -авто машины. При этом стяжные гайки должны быть раздви нуты на максимально возможную величину.
Конечные выключатели необходимо включить и про верить правильность положения троса на роликах на нижнем торце верхней секции и в серьге талевого блока. После этого рукоятку крана муфт барабана поставить в положение «медленно» и поднимать верхнюю секцию на самой малой скорости (первые передачи коробок скоро стей автомашины и отбора мощности).
После того как опорные башмаки верхней секции под нимутся выше затворов нижней секции, поворотом рыча га поставить затворы в рабочее положение и осторожно посадить на них верхнюю секцию.
Убедившись в правильности посадки верхней секции на затворы, силовые оттяжки, прикрепленные к передне му буферу автомашины, вращением стяжных гаек вправо натянуть с усилием 400—500 кг каждую, что соот ветствует затяжке стяжной гайки рычагом длиной 800 мм и усилием 25 кг.
После закрепления вышки трос противозатаскивателя соединить с кранами конечных выключателей. В процессе работы вследствие вытягивания тросов силовые оттяжки надо периодически подтягивать.
Перед опусканием верхней секции вышки все оттяжки ослабляются вращением стяжных гаек влево на макси мально возможную величину, и петля заводится в серьгу талевого блока. Затем подъемом талевого блока на самой малой скорости верхняя секция приподнимается вверх.
После того как затворы откинутся пружинами, верх няя секция на тормозе лебедки осторожно опускается вниз; все ветровые оттяжки должны иметь одинаковое натяжение. В случае работы агрегата с нагрузкой на та левом блоке 30—50 трекомендуется увеличить натяжение в двух передних ветровых оттяжках (со стороны радиа
50
тора автомашины), что исключит опасность опрокидыва ния агрегата при резких торможениях груза.
«Мертвяки» для крепления передних оттяжек должны проверяться особенно тщательно.
Необходимо запомнить, что поднятие и опускание вышки производят на первой скорости автомашины ввиду большой производительности насоса. Перед подъемом вышки заполнить цилиндры маслом, создать давление более 40—50 атм.
Установка насосного прицепа. Насосный прицеп дол жен устанавливаться так, чтобы валы трансмиссии и при вода насоса лежали на одной оси. Допустимое смещение осей валов трансмиссии и привода насоса при условии сохранения параллельности их определяется отклонени ем карданного вала, которое не должно быть более 10°. Для устойчивости во время работы насосный прицеп устанавливают на три винтовых домкрата.
Установка ротора. Ротор горизонтально устанавлива ется на фланце эксплуатационной колонны на специаль ном патрубке, имеющем отвод для промывочной жидко сти. Благодаря наличию в нижнем фланце патрубка ра диальных пазов под болты, он может устанавливаться на различных размеров фланцах эксплуатационных колонн.
В ротор встроено устройство для механизированного свинчивания, развинчивания и автоматического удер жания на весу колонны насосно-компрессорных труб диаметром 60, 73, 89 и 114 мм и бурильных—63,5 мм.
* Для его эксплуатации необходимо удалить вкладыш ротора, закрепить на столе водило, вставить в отверстие стола центратор и клиновую подвеску требуемого раз мера.
Последовательность работы при подъеме и спуске.
1. Захват трубы на устье скважины. Элеватор, подве шенный на серьге талевого блока, надевается на трубу
иего створка захлопывается.
2.Подъем колонны из скважины. При подъеме колон
ны происходит освобождение—расклинивание трубы. При этом необходимо следить за действием автоматиче ского клинового захвата.
3. Заклинивание колонны труб. При выходе из сква жины муфты очередной трубы устанавливают подклад ную вилку на клиновую подвеску механизма под муфту приподнятой трубы так, чтобы рукоятка вилки находи
4 * |
51 |
лась над накладкой основания подвески, осторожно опу скают колонну, вследствие чего происходит ее заклини вание—вывешивание. Затем надевают трубный ключ на
трубу.
4. Развинчивание труб. После того, как колонна закли нилась в клиновом захвате и трубный ключ надет на оче редную трубу, включается гидромотор и развиничиваются трубы. Если при развинчивании трубы будут прово рачиваться в клиньях, то требуется установить на муфту стопорный ключ.
5.Спуск труб производится в обратном порядке.
4.ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПРОМЫВОЧНЫЕ АГРЕГАТЫ
Промывочные агрегаты монтируются на тракторах, автомашинах и служат для нагнетания в скважины раз личных жидкостей, растворов и смесей для промывки песчаных пробок, при гидравлических разрывах пластов, цементировании и других работах.
Процесс промывки песчаных пробок: разрыхление пробки под действием нагнетаемой в скважину жидкости и вынос восходящим потоком жидкости частиц песка, из которых слагаются песчаные пробки.
Рис. 12. Промывочный агрегат «АзИНМАШ-32»
52
В промывочных агрегатах первостепенное значение имеет насос, который должен обеспечить необходимую скорость восходящего потока жидкости и давления. При меняемые на нефтепромыслах промывочные агрегаты ПА8-80 и другие конструктивно устарели. АзИНМАШем разработаны новые передвижные промывочные агрега ты—«АзИНМАШ-32» и «АзИНМАШ-35».
Агрегат «АзИНМАШ-32» (рис. 12) смонтирован на гу сеничном тракторе Т-100М и комплектуется трехплунжер ным насосом 1НП-160, манифольдом, цепным редуктором и 4-скоростной коробкой передач.
Привод агрегата осуществляется тяговым двигателем трактора мощностью 100 л. с. от вала отбора мощности. Всем агрегатом, а также коробкой передач, управляет тракторист из кабины.
|
Техническая характеристика агрегата |
|
|
|
|
Мощность привода, л. с. |
|
— 100 |
|
||
Наибольшее рабочее давление, атм |
— |
160 |
|
||
Наибольшая производительность, л/се:с |
— 14,2 |
|
|||
Диаметр плунжера, мм |
|
— 160 |
|
||
Ход плунжера, мм |
|
— 130 |
|
||
Наибольшее число двойных |
|
— 164 |
|
||
ходов в минуту |
|
|
|||
Число скоростей привода |
|
— |
4 |
|
|
Габаритные размеры, мм: |
|
— 5900 |
|
||
|
длина |
|
|
||
|
ширина |
|
— 2400 |
|
|
|
высота |
|
— 2900 |
|
|
Вес агрегата, т |
|
— |
15,0 |
|
|
Производительность и давление, развиваемые агрега« |
|||||
том, приведены в таблице 19. |
|
Таблица |
19 |
||
|
|
|
|||
Скорость |
Число |
Теоретическая |
Давление, а т м |
||
двойных ходов |
производитель |
||||
|
насоса, м і м и н |
ность, л / с е к |
|
|
|
I |
40,8 |
3,53 |
|
160,0 |
• |
II |
64,5 |
5,56 |
|
101,5 |
|
III |
106,0 |
9,15 |
|
61,5 |
|
IV |
164,0 |
14,20 |
|
39,8 |
|
Насос |
НП-160—трехпл унжерный, горизонтальный, |
одинарного действия. Клапанная коробка сварно-литой конструкции. Клапаны тарельчатые с тремя направляю-
53
щими ножками. Доступ к ним через гнезда клапанных и цилиндровых крышек. Хромированные плунжеры насоса направляются биметаллическими втулками и уплотняют ся резиновыми манжетами. Весь диапазон давлений аг регатов обеспечивается при одном размере плунжера.
Трансмиссионный вал насоса передает вращение ко ренному валу зубчатой передачей, составленной из двух цилиндрических косозубых колес.
Опорами валов и больших (мотылевых) головок ша тунов служат роликоподшипники, опорами малых голо вок шатуна—игольчатые подшипники.
Смазка опор коленного вала, пальцев крейцкопфа, по верхности накладок и цлунжеров—принудительная, от’ шестеренчатого насоса.
Станина сварная с верхними параллелями. Для без опасности гидравлическая часть насоса накрывается спе циальным, легко откидывающимся ограждением. Насос приводится в действие посредством цепного редуктора. Цепь трехрядная, с шагом 31,75 мм. Натягивается цепь специальные натяжнымустройством, легко регулируе мым с платформы агрегата. Цепь работает в масляной, ванне.
Коробка передач трехвальная, 4-скоростная, соединя ется с валом отбора мощности трактора посредством про межуточного вала с цепной муфтой. Опоры валов—роли коподшипники конические. Шестерни цилиндрические с прямым зубом.
Скорости включаются передвижением блоков зубча тых колес по шлицам вторичного вала.
Управляет коробкой передач, как и агрегатом в целом, тракторист из кабины, где расположен также манометр системы смазки насоса.
Агрегат снабжается приемным шлангом и напорным манифольдом. Приемный шланг 101,4 мм, из прорезинен ной ткани, соединен с приемным коллектором насоса.
Напорный манифольд состоит из воздушного колпака с манометром, предохранительного .клапана гвоздевого типа, рабочего углового пробкового крана, контрольного крана с зубчатым сектором. Для соединения напорной линии с трубопроводом, проложенным от скважины, аг регат снабжают гибким металлическим шлангом.
Расположение оборудования агрегата удобно для ос
54
мотра и ухода и отвечает лучшему распределению веса по опорным каткам трактора.
Разборка и сборка насоса могут производиться непо средственно на агрегате. Специальный люк между насо сом и кабиной позволяет подойти к задней части трак тора.
Кабина тракториста, являющаяся рабочим местом и оператора, используется без существенных изменений. Для освещения оборудования агрегата на верху кабины трактора монтируются две фары.
Рис. 13. Промывочный агрегат «АзИНМАШ-35»
Агрегат «АзИНМАШ-35» (рис. 13) смонтирован на шасси 4-т автомобиля ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 350 л. с. и состоит из трехплунжерного насоса 2НП-160, трансмиссии, мерного бака, манифольда, вспомогатель ного трубопровода и контрольно-измерительной аппа ратуры. .
Техническая характеристика |
агрегата |
Гидравлическая мощность, л. с. |
— 113 |
Привод агрегата |
— двигатель |
|
ЗИЛ-130 |
|
8-цилиндровый |
|
карбюратор |
|
ный |
55