Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ется на подготовленной площадке и раздомкрачивается домкратами. Затем гидродомкратами подымается вышка, выдвигается верхняя секция и крепится оттяжками. Уста­ навливают насосный прицеп, соединяют насос карданным валом с трансмиссией агрегата и производят сборку гря­ зевого манифольда. На устье скважины укрепляют ротор. И последний этап—опробование и осмотр всех механиз­ мов агрегата.

Установка агрегата. Агрегат к устью скважины по­ дается задним ходом. После этого необходимо:

а) поставить в нейтральное положение рычаги управ­ ления коробкой передач и раздаточной коробкой авто­ машины;

б) разгрузить задние рессоры автомашины винтовы­ ми домкратами;

в) снять с платформ агрегата лишние предметы. Рас­ тяжки вышки разложить на земле в направлении «мерт­ вяков» для их крепления;

г) проверить, достаточно ли смазки в механизмах аг­ регата;

д) включить первую скорость коробки передач авто­ машины, причем рычаг управления раздаточной коробкой должен находиться в нейтральном (выключенном) поло­ жении;

е) включить первую скорость коробки отбора мощно­ сти автомашины, поставить рычаг в положение «на себя». При этом все муфты агрегата должны быть выключены. Любые переключения скоростей или зубчатых муфт дол­ жны производиться при выключенном сцеплении двига­ теля автомашины;

ж) проверить давление воздуха в воздухосборниках агрегата. Если давление воздуха меньше 3—4 кгісм2, рукоятку крана, разобщающего воздухосборники авто­ машины и агрегата, повернуть в положение, при котором обе системы будут соединены. При этом двигатель дол­ жен работать на оборотах холостого хода.

При достижении в системе давления 4 кгісм2 рукоятку трехходового крана повернуть в положение «выключено»; з) включить компрессорную установку агрегата, для чего электрические выключатели, расположенные на щит­ ке в кабине автомашины и на пульте управления агрега­ том, необходимо поставить во включенное положение. (При включенном положении электрических выключате­

2 3 8 -4

49

лей на щитках должны загореться красные лампочки.) Рукоятку крана на пульте управления поставить в поло­ жение «выключено».

По достижении в системе давления б—7 кг/см2 пере­ ключить обе коробки на первые скорости.

Выдвижение и опускание верхней секции вышки. Пе­ ред выдвижением верхней секции вышки ветровые оттяж­ ки необходимо прикрепить к «мертвякам», врытым в землю, а силовые оттяжки—к переднему буферу -авто­ машины. При этом стяжные гайки должны быть раздви­ нуты на максимально возможную величину.

Конечные выключатели необходимо включить и про­ верить правильность положения троса на роликах на нижнем торце верхней секции и в серьге талевого блока. После этого рукоятку крана муфт барабана поставить в положение «медленно» и поднимать верхнюю секцию на самой малой скорости (первые передачи коробок скоро­ стей автомашины и отбора мощности).

После того как опорные башмаки верхней секции под­ нимутся выше затворов нижней секции, поворотом рыча­ га поставить затворы в рабочее положение и осторожно посадить на них верхнюю секцию.

Убедившись в правильности посадки верхней секции на затворы, силовые оттяжки, прикрепленные к передне­ му буферу автомашины, вращением стяжных гаек вправо натянуть с усилием 400—500 кг каждую, что соот­ ветствует затяжке стяжной гайки рычагом длиной 800 мм и усилием 25 кг.

После закрепления вышки трос противозатаскивателя соединить с кранами конечных выключателей. В процессе работы вследствие вытягивания тросов силовые оттяжки надо периодически подтягивать.

Перед опусканием верхней секции вышки все оттяжки ослабляются вращением стяжных гаек влево на макси­ мально возможную величину, и петля заводится в серьгу талевого блока. Затем подъемом талевого блока на самой малой скорости верхняя секция приподнимается вверх.

После того как затворы откинутся пружинами, верх­ няя секция на тормозе лебедки осторожно опускается вниз; все ветровые оттяжки должны иметь одинаковое натяжение. В случае работы агрегата с нагрузкой на та­ левом блоке 30—50 трекомендуется увеличить натяжение в двух передних ветровых оттяжках (со стороны радиа­

50



тора автомашины), что исключит опасность опрокидыва­ ния агрегата при резких торможениях груза.

«Мертвяки» для крепления передних оттяжек должны проверяться особенно тщательно.

Необходимо запомнить, что поднятие и опускание вышки производят на первой скорости автомашины ввиду большой производительности насоса. Перед подъемом вышки заполнить цилиндры маслом, создать давление более 40—50 атм.

Установка насосного прицепа. Насосный прицеп дол­ жен устанавливаться так, чтобы валы трансмиссии и при­ вода насоса лежали на одной оси. Допустимое смещение осей валов трансмиссии и привода насоса при условии сохранения параллельности их определяется отклонени­ ем карданного вала, которое не должно быть более 10°. Для устойчивости во время работы насосный прицеп устанавливают на три винтовых домкрата.

Установка ротора. Ротор горизонтально устанавлива­ ется на фланце эксплуатационной колонны на специаль­ ном патрубке, имеющем отвод для промывочной жидко­ сти. Благодаря наличию в нижнем фланце патрубка ра­ диальных пазов под болты, он может устанавливаться на различных размеров фланцах эксплуатационных колонн.

В ротор встроено устройство для механизированного свинчивания, развинчивания и автоматического удер­ жания на весу колонны насосно-компрессорных труб диаметром 60, 73, 89 и 114 мм и бурильных—63,5 мм.

* Для его эксплуатации необходимо удалить вкладыш ротора, закрепить на столе водило, вставить в отверстие стола центратор и клиновую подвеску требуемого раз­ мера.

Последовательность работы при подъеме и спуске.

1. Захват трубы на устье скважины. Элеватор, подве­ шенный на серьге талевого блока, надевается на трубу

иего створка захлопывается.

2.Подъем колонны из скважины. При подъеме колон­

ны происходит освобождение—расклинивание трубы. При этом необходимо следить за действием автоматиче­ ского клинового захвата.

3. Заклинивание колонны труб. При выходе из сква­ жины муфты очередной трубы устанавливают подклад­ ную вилку на клиновую подвеску механизма под муфту приподнятой трубы так, чтобы рукоятка вилки находи­

4 *

51


лась над накладкой основания подвески, осторожно опу­ скают колонну, вследствие чего происходит ее заклини­ вание—вывешивание. Затем надевают трубный ключ на

трубу.

4. Развинчивание труб. После того, как колонна закли­ нилась в клиновом захвате и трубный ключ надет на оче­ редную трубу, включается гидромотор и развиничиваются трубы. Если при развинчивании трубы будут прово­ рачиваться в клиньях, то требуется установить на муфту стопорный ключ.

5.Спуск труб производится в обратном порядке.

4.ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПРОМЫВОЧНЫЕ АГРЕГАТЫ

Промывочные агрегаты монтируются на тракторах, автомашинах и служат для нагнетания в скважины раз­ личных жидкостей, растворов и смесей для промывки песчаных пробок, при гидравлических разрывах пластов, цементировании и других работах.

Процесс промывки песчаных пробок: разрыхление пробки под действием нагнетаемой в скважину жидкости и вынос восходящим потоком жидкости частиц песка, из которых слагаются песчаные пробки.

Рис. 12. Промывочный агрегат «АзИНМАШ-32»

52

В промывочных агрегатах первостепенное значение имеет насос, который должен обеспечить необходимую скорость восходящего потока жидкости и давления. При­ меняемые на нефтепромыслах промывочные агрегаты ПА8-80 и другие конструктивно устарели. АзИНМАШем разработаны новые передвижные промывочные агрега­ ты—«АзИНМАШ-32» и «АзИНМАШ-35».

Агрегат «АзИНМАШ-32» (рис. 12) смонтирован на гу­ сеничном тракторе Т-100М и комплектуется трехплунжер­ ным насосом 1НП-160, манифольдом, цепным редуктором и 4-скоростной коробкой передач.

Привод агрегата осуществляется тяговым двигателем трактора мощностью 100 л. с. от вала отбора мощности. Всем агрегатом, а также коробкой передач, управляет тракторист из кабины.

 

Техническая характеристика агрегата

 

 

 

Мощность привода, л. с.

 

— 100

 

Наибольшее рабочее давление, атм

160

 

Наибольшая производительность, л/се:с

— 14,2

 

Диаметр плунжера, мм

 

— 160

 

Ход плунжера, мм

 

— 130

 

Наибольшее число двойных

 

— 164

 

ходов в минуту

 

 

Число скоростей привода

 

4

 

Габаритные размеры, мм:

 

— 5900

 

 

длина

 

 

 

ширина

 

— 2400

 

 

высота

 

— 2900

 

Вес агрегата, т

 

15,0

 

Производительность и давление, развиваемые агрега«

том, приведены в таблице 19.

 

Таблица

19

 

 

 

Скорость

Число

Теоретическая

Давление, а т м

двойных ходов

производитель­

 

насоса, м і м и н

ность, л / с е к

 

 

 

I

40,8

3,53

 

160,0

II

64,5

5,56

 

101,5

 

III

106,0

9,15

 

61,5

 

IV

164,0

14,20

 

39,8

 

Насос

НП-160—трехпл унжерный, горизонтальный,

одинарного действия. Клапанная коробка сварно-литой конструкции. Клапаны тарельчатые с тремя направляю-

53


щими ножками. Доступ к ним через гнезда клапанных и цилиндровых крышек. Хромированные плунжеры насоса направляются биметаллическими втулками и уплотняют­ ся резиновыми манжетами. Весь диапазон давлений аг­ регатов обеспечивается при одном размере плунжера.

Трансмиссионный вал насоса передает вращение ко­ ренному валу зубчатой передачей, составленной из двух цилиндрических косозубых колес.

Опорами валов и больших (мотылевых) головок ша­ тунов служат роликоподшипники, опорами малых голо­ вок шатуна—игольчатые подшипники.

Смазка опор коленного вала, пальцев крейцкопфа, по­ верхности накладок и цлунжеров—принудительная, от’ шестеренчатого насоса.

Станина сварная с верхними параллелями. Для без­ опасности гидравлическая часть насоса накрывается спе­ циальным, легко откидывающимся ограждением. Насос приводится в действие посредством цепного редуктора. Цепь трехрядная, с шагом 31,75 мм. Натягивается цепь специальные натяжнымустройством, легко регулируе­ мым с платформы агрегата. Цепь работает в масляной, ванне.

Коробка передач трехвальная, 4-скоростная, соединя­ ется с валом отбора мощности трактора посредством про­ межуточного вала с цепной муфтой. Опоры валов—роли­ коподшипники конические. Шестерни цилиндрические с прямым зубом.

Скорости включаются передвижением блоков зубча­ тых колес по шлицам вторичного вала.

Управляет коробкой передач, как и агрегатом в целом, тракторист из кабины, где расположен также манометр системы смазки насоса.

Агрегат снабжается приемным шлангом и напорным манифольдом. Приемный шланг 101,4 мм, из прорезинен­ ной ткани, соединен с приемным коллектором насоса.

Напорный манифольд состоит из воздушного колпака с манометром, предохранительного .клапана гвоздевого типа, рабочего углового пробкового крана, контрольного крана с зубчатым сектором. Для соединения напорной линии с трубопроводом, проложенным от скважины, аг­ регат снабжают гибким металлическим шлангом.

Расположение оборудования агрегата удобно для ос­

54

мотра и ухода и отвечает лучшему распределению веса по опорным каткам трактора.

Разборка и сборка насоса могут производиться непо­ средственно на агрегате. Специальный люк между насо­ сом и кабиной позволяет подойти к задней части трак­ тора.

Кабина тракториста, являющаяся рабочим местом и оператора, используется без существенных изменений. Для освещения оборудования агрегата на верху кабины трактора монтируются две фары.

Рис. 13. Промывочный агрегат «АзИНМАШ-35»

Агрегат «АзИНМАШ-35» (рис. 13) смонтирован на шасси 4-т автомобиля ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 350 л. с. и состоит из трехплунжерного насоса 2НП-160, трансмиссии, мерного бака, манифольда, вспомогатель­ ного трубопровода и контрольно-измерительной аппа­ ратуры. .

Техническая характеристика

агрегата

Гидравлическая мощность, л. с.

— 113

Привод агрегата

— двигатель

 

ЗИЛ-130

 

8-цилиндровый

 

карбюратор­

 

ный

55