Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Максимальная мощпистг. двигателя, л. с. |
— |
150 |
Диаметр плунжера, мм |
— 130 |
|
Ход плунжера, мм |
— 130 |
|
Наибольшее число двойных |
— 206 |
|
ходов в минуту |
||
Наибольшее рабочее давление, атм |
— |
160 |
Максимально допустимое давление, атм |
— 200 |
|
Коробка отбора мощности |
— двухсту |
|
|
|
пенчатая |
|
|
передаточ |
|
ное отноше |
|
: |
|
ние |
!=2,70;/2=1,0 |
||
Диаметр нагнетательной линии, мм |
— |
50 |
Диаметр приемного трубопровода, мм |
— 100 |
|
Общая длина вспомогательного |
— |
18,2 |
трубопровода, м |
||
Емкость замерного бака, мЭ |
— |
3 |
Габаритные размеры агрегата, мм: |
— 7100 |
|
длина |
||
ширина |
— 2600 |
|
высота |
— 2680 |
|
Вес агрегата, г |
— 7,870 |
В таблице 20 приводятся данные о производительно сти и давлении, развиваемых агрегатом при Пдв =2500
об/мин.
|
|
|
Таблица 20 |
|
Скорость |
Число оборотов |
Теоретическая |
|
|
карданного вала |
производитель- |
атм |
||
|
насоса, обімин |
ность, лісек |
|
|
и |
50,2 |
4,32 |
200,0 |
|
160,0 |
||||
іи |
89,5 |
7,73 |
||
110,0 |
||||
IV - |
140,0 |
12,05 |
||
70,0 |
||||
V |
206,0 |
17,35 |
||
47,6 |
||||
|
|
|
Насос 2НП-160 -трехплунжерный, горизонтальный, одинарного действия. Этот насос унифицирован с насо сом ІНП-160, установленным на агрегате «АзИНМАШ-32», и отличается от него несколько увеличенным числом двойных ходов, а также конструкцией клапанов и прием ного коллектора. Насос 2НП-160 приводится в действие двигателем автомобиля через специальную коробку мощ ности.
Числа ходов насоса изменяются переключением ско ростей коробки передач автомобиля.
Коробка отбора одноходовая, двухступенчатая, с ци линдрическими косозубыми колесами. Она позволяет пе редавать вращение карданному валу заднего моста авто-
56
мобиля или трансмиссионному валу насоса- К ней крепит ся ручной тормоз, такой же, как на коробке передач ав томобиля.
Картер коробки крепится к монтажной раме в трех точках.
Мерный бак емкостью 3 л*3, снабженный наливной ли нией и необходимым запорным устройством, служит акку мулятором, позволяет вести отсчет откачанной жидкости; Манифольд агрегата состоит из всасывающей и на-
.порной линий. Всасывание предусматривается как из' мерного бака, так и со стороны.
Всасывающий трубопровод подводится к средней ча сти приемного коллектора и оканчивается двумя присое динительными концами, один из которых находится непо средственно у коллектора, справа по ходу автомобиля,, другой—за мерным баком. Напорная линия проводится под настилом с правой стороны агрегата. К этой линии у насоса присоединяются воздушный колпак с манометром, предохранительный клапан гвоздевого типа, а также ра бочий и контрольный пробковые краны.
Для присоединения напорной линии к арматуре на устье скважины агрегат снабжается вспомогательным трубопроводом, состоящим из труб с присоединительны ми устройствами и гибких металлических сварных сочле нений.
Пост управления агрегатом—в кабине автомобиляЗдесь же установлены контрольно-измерительные прибо ры: тахометр для определения числа двойных ходов на соса и манометр.
Промывочные агрегаты «АзИНМАШ-32» и «АзИН- МАШ-35» серийно изготавливаются заводом им. Касимо ва (г. Баку). Промышленные испытания агрегатов пока зали хорошую их работоспособность и подтвердили воз можность использования их при различных нефтепромыс ловых работах.
Агрегат «АзИНМАШ-35» выгодно отличается от агре гата «АзИНМАШ-32» повышенной мощностью, производи тельностью и давлением, а также высокой скоростью пе редвижения. Для расширения области применения агре гат снабжен мерным баком с соответствующим ійанифольдом. Вращение передается насосу при помощи кар данных соединений. Этот агрегат отличается также про стотой эксплуатации, ремонта и дешевизной.
ът
Г Л А В А IV
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СПУСКО-ПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Для подземного ремонта скважин ремонтные брига ды должны снабжаться комплектом механизмов и инструмента для свинчивания и развинчивания насоснокомпрессорных труб и насосных штанг при их спуске в скважину и подъеме из скважины. Спуско-подъемные ' операции осуществляются при помощи специальных ме ханизмов, элеваторов, клиновых захватов и ключей.
При спуско-подъемных операциях в подземном ремон-4 те скважин пользуются двумя способами свинчивания и развинчивания резьбовых соединений: ручным и механи зированным. Ручной способ—старый, его применяют реже (35%), а механизированный способ сравнительно новый, чаще применяемый (65%).
Первые попытки механизации процессов свинчивания
иразвинчивания насосно-компрессорных труб относятся
к1938 году; изготовленные и испытанные опытные экзем пляры этих механизмов ввиду их конструктивных недо статков широкого применения на нефтепромыслах не по лучили. Впервые в 1947 году ннж. Г- В. Молчанов предло жил принципиально новый автомат для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб —* автомат
Молчанова или же АПР-1 (автомат подземного ремонта, первый в'ариант). Из-за большого веса и ненадежности электрооборудования эти автоматы также не нашли ши рокого применения в практике. После многократных по пыток лишь в 1957 г. этот автомат был конструктивно усовершенствован бывш. институтом «Гипронефтемаш» (АПР-2).4 В настоящее время бригады по подземному ремонту оснащены автоматами АПР-2, изготавливаемы ми по отраслевой нормали ТУ26-02-70-70.
Применение автомата АПР-2 позволяет производить трудоемкие работы по свинчиванию и развинчиванию на сосно-компрессорных тр^/б одному человеку у устья сква жины. . .
Первым механизмом 'для свинчивания и развинчива ния насосных штанг механизированным способом был автоматический штанговый ключ (АШК), сконструиро
58
ванный также бывш. Гипронефтемашем в 1958 году. Затем в 1959 году в АзИНМАШе сконструировали меха нический штанговый ключ (МШК) для свинчивания и развинчивания насосных штанг всех размеров и насосно компрессорных труб только 48 мм. Однако механизмы АШК и МШК в работе неудобны.
В 1964 году ключ МШК АзИНМАШем же был усо вершенствован в механический штангово-трубный ключ типа 1МШТК-16-60 на все размеры штанг и насосно-ком прессорных труб (60 мм включительно).
^Наиболее важными .инструментами при подземном ремонте скважин являются ключи и элеваторыКлючи нужны для свинчивания и развинчивания резьбовых сое динений труб и штанг, а элеваторы—для их спуска и подъема. Инструменты, применяемые при спуско-подъем ных операциях насосно-компрессорных труб и насосных штанг, должны быть легкими, удобными и надежными в работе. Достаточно сказать, что при ремонте (спускоподъеме) скважин со срСДней глубиной подвески 1400— 1600 ^оператор и его помощник вынуждены нагибаться и раздаваться каждый по 800 раз.
Скорость спуско-подъемных операций при ремонте скважин зависит от качества механизмов и инструментов.
Большинство из применяемых ключей и элеваторов тяжелы и мало удобны в pa6ofe.
f Давно назрел вопрос об изготовлении новых инстру ментов облегченной и удобной конструкции из высоко легированной стали или из легких сплавов для подзем ного ремонта скважин.
Ниже мы рассмотрим конструкции, принцип работы автоматов (механизмов) и инструментов, применяемых при подземном ремонте.
1. АВТОМАТ АПР-2
Автомат (рис. 14) предназначен для механизирован ного свинчивания и развинчивания насосно-компрессор ных труб при спуско-подъемных операциях и автомати ческом удержании колонны труб на весу. Автомат приме няется с элеваторами, подкладными вилками, трубными и стопорными ключами. , -
Привод автомата—электрический, инерционный с пи-
59
танием от промысловой сети. Двигатель привода—пере деланный электродвигатель АСВ 41-4А (3,5 кет; 1350 об/мин; 380 в) со специальным исполнением.
Техническая характеристика
Нагрузка на блок вращателя, т —75 Максимальный крутящий момент на водиле автомата—430 кгс-м Передаточное число червячного редуктора—28,0
|
|
|
АПР-2 ВБ |
АПР-2ЭПН |
АПР-ГП |
Число оборотов водила в ми- |
48 |
48 |
до 80 |
||
нуту |
|
|
|||
Диаметр насосно-компрессор |
48,60 |
60,73 |
60,73,89 |
||
ных труб гладких и с выса |
73,89 |
||||
женными концами, |
мм |
Ю2 м |
|
102,114 |
|
Температура |
окружающего |
114 |
|
|
|
С.± 4J |
|
|
|||
воздуха |
размеры, |
мм |
|
|
|
Габаритные |
950 |
950 |
800 |
||
длина |
|
||||
|
ширина |
|
525 |
525 |
525 |
высота |
|
650 |
1250 |
650 |
|
Вес, кг |
|
|
200 |
330 |
Ш |
автомата в сборе |
|
||||
полного комплекта |
390 |
460 |
370 |
Рис. 14. Автомат АПР-2:
/ —узел электродвигателя; 2—узел блока
Кинематическая схема автомата приведена на рисл15. Автомат для облегчения монтажа и демонтажа состо
ит из отдельных блоков.
6 0
Блок автомата представляет собой корпус клиньевого спайдера с червячным редуктором, защищенным кожу хом, образующим масляную ванну, и водилом, передаю щим вращающее усилие трубному ключу.
Рис. 15. Кинематическая схема автомата АПР-2:„
/ —червячный редуктор; 2—переключатель; 3—электродвигатель; 4—блок; 5—водило
Блок клиньевой подвески (рис. 16) состоит из направ ляющей с кольцевым основанием, к которому шарнирно подвешено три клина. Завод изготовляет клиньевые под вески для 48-, 60-, 73-, 89- и 114-мм труб.
Рис. 16. Блок клиньевой подвески:
/ — корпус 60—73-мм клина; 2 — плашка 60-мм\ 3 — шплинт плашки;
4—89-мм клин; 5—114-мм клин
Клиньевую подвеску соответствующего размера на время работы вставляют в корпус автомата.
61
Блок центратора для 48-, 60-, 73- и 89-мм труб состоит из пьедестала, к которому тремя шпильками крепятся автомат, фиксатор и втулка центратораВтулки центра тора изготовляют 48-, 60-, 73- и 89-мм для насосно-ком прессорных труб с гладкими концами и 78-мм для труб с высаженными концами. Втулку закладывают сверху на бурт пьедестала и при подъеме труб с муфтами «е удер живают фиксатором.
Для ра%)ты со 114-мм трубами применяется специаль ный центратор, вкладыш которого имеет форму колодки. Оба центратора автоматически центрируют колонну спу скаемых или поднимаемых труб относительно автомата.
Блок балансира состоит из балансира и надетого на него груза. Балансир на время работы соединяют с бло ком автомата для перемещения клиньевой подвески вверх-вниз.
Блок привода состоит из двигателя с инерционным устройством. Маховик и муфта включения маховика за крыты кожухом, на котором размещена ручка включения муфты. На приводе смонтировано штепсельное соедине ние, позволяющее подсоединять его к реверсивному пере ключателю.
Блок реверсивного переключателя состоит из воздуш ного взрывоТіепроницаемого реверсивного переключателя и кабеля. Специальным кабелем с нефтестойкой изоля цией привод присоединяется к промысловой электросети. Автомат АПР-2 комплектуется в соответствии с отрасле вой нормалью ТУ 26-02-70-70.
Эксплуатация автомата и уход за ним. Эксплуатация автомата АПР-2 подробно описана в брошюре самого автора этого автомата Г. В. Молчанова [9]. Мы ограни чимся лишь приведением из этих источников основных требований и правил эксплуатации автомата, являющих ся обязательными.
При спуске и подъеме труб все операции по управле нию автоматом, зарядке, съему элеватора и ключей вы полняет оператор или его помощник.
При спуске первых и подъеме последних труб груз с балансира следует снимать, управляя клиньями вручную для исключения самопроизвольного расклинивания колонны.
Возможность повреждения трубной резьбы, а также преждевременного выхода из строя привода автомата де-
62
. \