ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
№ по пор.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
Наименование допускаемого отклонения |
Величина допускае |
|||
мого отклонения, мм |
||||
|
|
|
||
Отклонение верхних поверхностей фундаментов . . %. |
± 5 |
|||
Смещение осей |
фундаментных блоков относительно раз- |
|||
|
||||
бивочных о с е й .......................................................................... |
|
± 1 0 |
||
Смещение осей |
панелей стен и перегородок в нижнем |
|
||
сечении относительно разбивочных осей |
от ..................вертикали |
± 4 |
||
Отклонение плоскости стен и перегородок |
|
|||
в верхнем сечении .................................................... |
|
± 5 |
||
Разница в отметках панелей перекрытий |
в местах опи- |
|||
|
||||
рання на несущие панели.......................... |
.... |
6 |
||
Размер опорной площадки перекрытия............................... |
|
± 1 0 |
||
Толщина горизонтального ш в а ................................................ |
|
± 1 0 |
||
Разница отметок гребня двух смежных панелей наруж- |
5 |
|||
ных с т е н ................................................................................... |
|
|
||
Толщина вертикальных швов наружных стеновых панелей |
± 5 |
параметров в узлах сопряжения конструкций. Для этого необходи мо контролировать размеры зазоров между соединяемыми конст рукциями и уступов, соосность и площадки опирания конструкций. Этот вид геодезического контроля выполняется путем линейных промеров с помощью металлической линейки, угольника и отвеса.
Допустимая средняя квадратическая ошибка геодезического контроля о™ должна определяться по формуле [31]
0ГК= 0,20Ао, |
(65) |
где До — допускаемое отклонение от проекта в положении |
конст |
рукции, взятое из соответствующей главы СНиП. |
|
В «Информационном сообщении» (вып. 20, 1965, Берлин) Постоянной комиссии по строительству СЭВ рекомендуется точ ность контрольных измерений в строительстве принимать равной 0,1 величины допуска на размер изделия или на положение конст рукции при ее монтаже. Следует отметить, что в этой рекоменда ции не конкретизировано, что надо понимать под точностью изме рений: среднюю квадратическую ошибку (о), допускаемое откло нение (6 = 2а, 6= За) или допуск (А= 26). Это весьма важное обстоятельство для условий строительства, так как при назначении конкретной величины ошибки контрольных измерений надо четко •знать, что мы получаем (о, 6 или А) при умножении коэффициен та 0,1 на строительно-монтажный допуск. Формула же (65) позво ляет однозначно решать вопрос требуемой точности контрольных геодезических измерений.
В табл. 15 приведены рекомендуемые нормы точности контроль ных геодезических измерений при возведении конструкций. Вели чины Огк вычислены по формуле (65), а допускаемые отклонения на положение конструкций приняты из табл. 6, 13 й 14.
4 З а к . 411 |
85 |
Виды геодезического контроля и типы контролируемых конструкций
I.Контроль планового положения конструкций (относи тельно разбнвочных осей):
фундаментных блоков, осей стаканов фундаментов н анкерных болтов .................................................................
колонн металлических н железобетонных, панелей и блоков стен, подкрановых балок стропильных н под
стропильных ферм, ригелей, прогонов, плит покрытия II. Контроль взаимного планового положения конструкций:
подкрановых |
рельсов в одном пролете здания . |
. . |
||||
ферм, балок, |
ригелей по верхнему |
поясу в пределах |
||||
шага колонн здани я .............................. |
............................. |
|
|
|||
подкранового рельса относительно подкрановой балки . |
||||||
подкранового рельса от прямой на участке 40 |
м . . . |
|||||
III. Контроль вертикальности конструкций: |
|
|
||||
панелей и блоков в жилых и общественных зданиях |
||||||
металлических |
и железобетонных |
колонн |
высотой |
|||
Н, м: |
|
|
|
|
|
|
до 5 ................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
от 5 до |
15 ................................................................................... |
|
|
|
|
|
свыше |
15 ....................................... |
|
........................................... |
|
|
|
IV. Контроль высотного положения конструкции (относи |
||||||
тельно проекта): |
|
|
|
|
||
опорных поверхностей фундаментов |
под |
|
|
|||
—железобетонные колонны ................................................ |
панели и блоки . |
|||||
—металлические колонны, стеновые |
||||||
опорных площадок подкрановых балок и рельсов, |
||||||
ригелей, ферм, |
элементов перекрытия .......................... |
|
|
Т а б л и ц а 15
Допустимые средние квадратические ошибки
мм
9
2
4
3
3
1
2
3
0,0002 Н, но не бо лее ±7
2
1
2
§ 16. Контроль вертикальности конструкций при их монтаже
Весьма важным и ответственным является геодезический конт роль вертикальности колонн, стеновых панелей и блоков. Этот контроль должен . обеспечить отвесное положение монтируемых конструкций в пределах заданных допусков.
Геодезический контроль вертикальности стеновых панелей и блоков, элементов колонны высотой до 5 м, подкрановых балок и стропильных ферм осуществляется механической (см. рис. 16, а) либо электрической рейкой-отвесом (см. рис. 16,6).
Геодезический контроль при установке колонн высотой более 5 м в проектное положение по вертикали осуществляется при по мощи двух теодолитов, устанавливаемых один в плоскости про дольной оси, другой — в плоскости поперечной оси здания, путем проектирования осевых рисок (рис. 37). Методика контроля анало гична описанной в § 11.
Для определения максимальных инструментальных ошибок при этом способе контроля следует принимать углы наклона визирной
86
осп трубы теодолита к горизонту при наведении соответственно на
верхнюю и нижнюю осевые риски |
равными аі = 45° и а2=0°. |
В. С. Клочко [17] предложил |
наносить на плоскость грани |
колонны специальную шкалу типа нивелирной рейки, назвав ее визирной маркой (/ на рис. 37). Эту шкалу наносят с помощью специального трафарета и валика и располагают ее перпендику
лярно к геометрической оси ко |
|
|
|
|
||||||||
лонны. Первая |
и вторая пары |
|
|
|
|
|||||||
штрихов смещены по |
вертика |
|
|
|
|
|||||||
ли относительно друг друга, а |
|
|
|
|
||||||||
два средних штриха |
распола |
|
|
|
|
|||||||
гаются по одной |
вертикальной |
|
|
|
|
|||||||
линии |
вдоль |
верхней |
осевой |
|
|
|
|
|||||
риски |
8, |
являющейся |
нуль- |
|
|
|
|
|||||
пунктом этой шкалы. Цена де |
|
|
|
|
||||||||
ления |
шкалы |
и длина |
|
штриха |
|
|
|
|
||||
принимаются |
равными |
10 мм. |
|
|
|
|
||||||
Основным |
|
требованием |
к |
|
|
|
|
|||||
теодолиту при |
работе |
|
полным |
|
|
|
|
|||||
приемом |
(КП и КЛ) |
является |
|
|
|
|
||||||
соблюдение |
горизонтальности |
|
|
|
|
|||||||
оси вращения трубы. |
контроля |
|
|
|
|
|||||||
В литературе для |
|
|
|
|
||||||||
вертикальности |
колонн |
иногда |
|
|
|
|
||||||
рекомендуется |
способ |
|
боково |
|
|
|
|
|||||
го. нивелирования. Однако |
его |
|
|
|
|
|||||||
нельзя |
признать |
целесообраз |
|
|
|
|
||||||
ным для высоких колонн, так |
Рис. 37. Геодезический контроль верти |
|||||||||||
как при |
этом |
|
необходимо |
на |
||||||||
каждой |
колонне |
устраивать |
кальности колони с помощью теодолита: |
|||||||||
/ — наблюдательные |
шкалы на |
гранях |
колон |
|||||||||
подмости для |
|
работы |
|
реечни- |
ны; 2 — теодолит; 3, |
4 — осевой |
знак; |
5, . 6 — |
ка, |
и с точки |
зрения безопас |
разбивочная |
(установочная) ось: 7 — риски |
на |
|||
гранях колонны, фиксирующие геометрическую |
||||||||
ной |
работы |
он |
неприемлем. |
ось колонны |
в ннжнем |
ее сечении; 8 — то |
же, |
|
в верхнем ее |
сечении; |
9 — проектируемый |
ви |
|||||
Следовательно, от |
этого спо |
зирный луч |
теодолита |
|
||||
соба контроля высоких |
колонн |
|
|
|
|
|||
необходимо отказаться |
(если условия строительной площадки поз |
воляют |
применить другой способ), тем более, что он не позволяет |
|
повысить точность и сократить сроки собственно контроля. |
||
Точность геодезического контроля вертикальности колонн спо |
||
собом |
проектирования осевых |
рисок подсчитывается по форму |
ле (45) |
или выбирается из табл. |
11. |
§17. Геодезическое сопровождение при возведении зданий
исооружений в скользящей опалубке и методом подъема этажей
Сейчас в СССР и за рубежом широко применяется прогрессив ный метод бетонирования железобетонных конструкций с использо ванием скользящей опалубки. Этим методом возводятся различные
4 * |
87 |
здания и инженерные сооружения: элеваторы, силосы, многоэтаж ные общественные и жилые здания (несущие стены, ядра жестко сти и др), трубы, радио- и телемачты, маяки, мостовые опоры и др.
Основой этого метода является применение усовершенствован ной инвентарной скользящей опалубки (металлической, из доща тых или фанерных щитов, облицованных листовой сталью или ли стами из бакелита), оборудованной подъемными гидравлическими домкратами, приспособлениями для контроля уровня, датчиками импульсов для регулирования скорости подъема, обеспечивающи ми равномерный, с заданной скоростью, подъем всей скользящей опалубки.
По мере бетонирования стен производится отделка их поверх
ностей и устраиваются |
междуэтажные |
перекрытия |
(монолитной |
|
или сборно-монолитной |
конструкции), |
а |
также монтируются из |
|
сборных элементов лестницы -и другие |
внутренние |
конструкции. |
||
Возведение зданий и сооружений в скользящей опалубке в от |
||||
личие от сборного строительства требует |
повышенной точности |
при геодезическом контроле за движением опалубки.
При возведении зданий и сооружений этим методом возникают погрешности вертикального их положения, размеров строительных элементов, положения закладных деталей. Эти погрешности взаим но связаны между собой.
В отличие от сборного строительства при этом методе возве дения монолитных зданий и сооружений скользящая опалубка в процессе движения получает шесть степеней свободы: смещения по осям х, у и г и кручение Мх, Мѵ, Mz, из которых существенное влияние на вертикальность сооружения оказывают горизонталь ный сдвиг по осям X и у и кручение общей системы М,.
Наряду со сдвигом и кручением, при которых фигура тела опа лубки остается неизменной, могут возникать изменения в положе нии точек вследствие деформации опалубки. Из этого следует, что при возведении зданий и сооружений с применением скользя щей опалубки требуется выполнение обширных геодезических из мерений, так как процесс возведения протекает непрерывно во времени.
Геодезический контроль при возведении зданий и сооружений в скользящей опалубке включает: контроль геометрических пара метров опалубки, нивелировку опалубки в процессе движения ее и бетонного тела, контроль вертикальности сооружения, определение величин скручивания и деформации опалубки.
Особенностью геодезического контроля за возведением зданий и сооружений этим методом является то, что результаты измере
ний, выполняемых при |
этом, должны обрабатываться |
сразу |
же |
|
после их получения с тем, |
чтобы можно было вносить |
изменения |
||
в положение опалубки |
по |
ходу ее движения. Отсюда |
ясно, |
что |
точность возведения здания или сооружения определяется точ ностью движения опалубки. Объем измерений определяется типом здания или сооружения и конструкцией самой опалубки.
88
До начала производства работ по монтажу скользящей опалуб ки производится геодезическая исполнительная съемка конструк ций подземной части здания.
Из результатов нивелирования фундаментной плиты опреде ляется наивысшая точка ее, после чего назначается отметка ниж ней кромки опалубки; она должна быть на 2—3 см выше самой вы сокой отметки плиты.
Короба устанавливают на деревянных прокладках или устраи вают бетонные полосы по всему периметру стен в строго горизон тальном положении. Точность установки проверяется с помощью нивелира.
После нанесения контура стен в переставной опалубке на высо ту 100—150 мм бетонируют маяки, служащие основанием стен сооружения.
После окончания монтажа скользящей опалубки производится проверка вертикальности ее коробов с помощью нитяного отвеса или рейки-отвеса и горизонтальности рабочего пола — нивелиром или гидростатическим нивелиром.
Высотный геодезический контроль при этом' методе возведения зданий или сооружений включает передачу отметок от исходного репера на рабочий пол опалубки, контроль горизонтальности ра бочего пола и нивелировку оконных и дверных балок.
Передача отметок осуществляемся с помощью нивелира и под вешенной рулетки. Следует отметить, что применение рулетки при этом способе возведения зданий из-за сварочных работ и возмож ных падений стройматериалов является неоправданным.
Для устранения этих недостатков в строительной практике ГДР применяют дистанционные штанги из стали, на которых уста навливаются на необходимом расстоянии высотные марки и тем самым фиксируются проектные отметки.
Горизонтальность рабочего пола опалубки контролируется ме тодом геометрического или гидростатического нивелирования. Весьма перспективным для этих целей является применение элек тронных уровней, постоянно закрепляемых на опалубке и пере дающих информацию о действительном высотном положении рабо чего пола опалубки на пульт управления ее движением. Это позво лило бы осуществлять корректировку положения опалубки в про цессе ее движения.
Геодезический контроль кручения и деформации опалубки осу ществляется с помощью линейно-угловых измерений (например, параллактическим методом).
Весьма важным является вопрос геодезического контроля вер тикальности движения опалубки. Геодезический контроль верти кальности движения опалубки может осуществляться с помощью механических отвесов специальной конструкции, теодолита мето дом наклонного проектирования, зенитили надирприборов мето дом вертикального проектирования. В этом случае с точки зре
ния безопасного ведения геодезического контроля |
целесообразнее |
/ |
89 |