ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ектное положение, так как определяющим фактором в этом слу чае являются индивидуальные качества и опыт монтажников.
Инженером Я- С. Дейч предложена и разработана новая конст рукция монтажного приспособления — рамно-шарнирный индика тор (РШИ), в котором осуществлен переход от линейной фиксации
Рис. 33. Контроль точности планового положения конструкций
элементов в одном продольном направлении к контактным цепям в двух измерениях, т. е. к плоскостной фиксации несущих элемен тов зданий в плане. Другими словами, данное приспособление позволяет совместить ось низа колонны с разбивочной осью и установить одновременно колонну в вертикальное положение.
Контрольные геодезические измерения для определения плано вого положения подстропильных и стропильных ферм выполняются сразу же после их установки. Контроль положения ферм преду
сматривает приведение плоскости' конструкций в вертикальное положение.
Ѣ о
Определение планового положения подкрановых балок и рель сов осуществляется после окончательного закрепления основных несущих конструкций здания.
Плановый геодезический контроль при установке подкрановых балок II рельсов осуществляется путем выноса монтажных осей на кронштейны, прикрепляемые к крайним колоннам, а также через 60—80 м, если здание большой длины — выше уровня подкраново го рельса на 0,8—1,0 м. Между рисками на кронштейнах натяги вается стальная проволока диаметром 2 мм, на которую у каждой колонны подвешивается нитяной отвес. Проектное плановое поло жение подкрановой балки и рельса достигается путем совмещения продольной оси балки или рельса с осью отвеса.
Наиболее целесообразным и экономичным для этих целей является применение прибора ЛВ-5, основанного на применении лазерного луча.
Методика геодезического контроля с применением ЛВ-5 при монтаже подкрановых путей заключается в следующем.
Прибор ЛВ-5 устанавливается в рабочее положение на специ альной подставке, закрепляемой на крайней колонне. На другой крайней колонне ряда по створу разбивочной оси для данной нит ки пути устанавливается в рабочее положение неподвижная марка. Включив ЛВ-5 в электросеть, луч лазера ориентируют по непо движной марке. На монтируемом элементе подкрановой балки или рельса в концах их по установочным рискам закрепляются две марки типа «мишени», которые при монтаже элементов вводятся в створ луча лазера, что и позволяет придать балке или рельсу планово-высотное проектное положение.
Установка панелей и блоков жилых зданий в проектное поло жение осуществляется путем совмещения внутренней грани их с параллелями разбивочных осей, нанесенными на плитах между этажных перекрытий.
При контроле планового положения низа колонн, подкрановых (балок, стропильных ферм в зданиях и сооружениях, как правило, применяется метод бокового нивелирования с помощью теодолита при двух положениях его вертикального круга (§ 9). Контроль положения низа стеновых панелей и блоков осуществляется от •установочных рисок, смещенных относительно разбивочной оси на 200—250 мм, с помощью линейки или метра по внутренним граням панелей или блоков.
При монтаже подкранового оборудования осуществляется гео дезический контроль планового взаимного положения рельсов.
При измерении расстояний между осями двух смежных рель сов в одном пролете здания применяется способ непосредственных измерений, т. е. с помощью стальной рулетки или другого линей ного мерного прибора. С точки зрения точности этого способа и затрат времени применение его может быть оправдано в дом слу чае, если расстояние между осями рельсов не превышает длины широко применяемой двадцатиметровой стальной рулетки.
1 /2 4 |
Зак. 411 |
81 |
Однако в последнее время в связи с унификацией параметровзданий и сооружений возводятся здания, в которых ширина кра нового пролета достигает 50 м и более, а в недалеком будущем она достигнет 75 м. Естественно, в таких условиях становится затруднительным применение метода не
М С |
V Л |
посредственных |
линейных |
изме |
|
|
|
рений. В этом случае целесооб |
|||
|
|
разно применить |
способ косвен |
||
|
|
ных измерений *, сущность кото |
|||
|
|
рого состоит в следующем. |
|
||
|
|
При установке теодолита в то |
|||
|
|
чках А и В (рис. 34) |
и при |
про |
|
|
|
извольном положении |
визирных |
||
|
|
осей AM и BN расстояние |
L; в |
Рис. 34. |
Определение расстоя |
Рис. 35. |
Контактное устрой |
ний между осями двух рельсов |
ство |
на пятке рейки |
|
способом |
косвенных измерений |
|
|
і-ом пролете между конструкциями Р] и Рг можно вычислить по формуле
U |
= |
Lj.— (а, + Ьх) + |
+ |
St + (о, + bf), (62> |
где |
|
L], Ln — исходные базисы, измеряемые непосред |
||
аи |
|
|
ственно; |
|
Ьх, йі, bi, ап, bn — отсчеты по горизонтальной рейке при бо |
||||
|
|
|
ковом нивелировании; |
|
|
|
s — расстояние между базисами L\ и Ьп; |
||
Для |
Si — расстояние от базиса L\ до і-го пролета. |
|||
определения расстояния между осями |
конструкций Р\ и |
Р2 надо к базису Lj прибавить постоянную величину 2q. Если на рейке установить шаблон, то величину q можно учитывать непо средственно при отсчете (рис. 35). При расположении визирных осей АС и ВД параллельно конструкциям Рі и Ро отсчеты по рей
* В. Н. С о у с т и н. Выверка конструкций большой протяженности по спо собу косвенных измерений. «Промышленное строительство», 1969, № 2.
82
ке будут а,\ = ап и b\ = bn. Для |
этого случая формула (62) примет |
|
•более простой вид |
|
|
к = к + Ln s Ll |
Si + (a, + bL) — («! + bx). |
(63) |
Так как разности (а{—а,) |
и (6,—b{) представляют |
отклоне |
ния tji осей конструкций от прямых 0 \0 2 и OJO', то |
|
|
|
|
(64) |
При этом способе средняя квадратическая ошибка определения расстояния Li составит примерно ±3 мм.
Хороших результатов при косвенном способе можно достичь лишь при большой тщательности выполнения работ и соблюдении определенных правил.
Допускаемые отклонения на положение сборных железобетон
ных конструкций |
при возведении зданий |
и |
сооружений |
|
СНиП III—В.З—62 |
приведены в табл. 13, а сборных |
элементов |
||
крупнопанельных домов — в табл. 14. |
|
|
13 дано |
|
Графическое изображение некоторых допусков из табл. |
||||
на рис. 36,6 и в, а из табл. 14 — на рис. 36, а |
(цифры на |
рисунке |
||
•соответствуют цифрам первой графы таблиц). |
|
|
|
Выше рассматривался геодезический контроль высотного, пла нового и вертикального положения отдельных конструкций и их элементов. Однако при возведении сборных зданий и сооружений требуется осуществлять геодезический контроль геометрических
V2 |
4* |
83 |
С.
Наименование допускаемого отклонения
о
%
|
|
|
|
Колонны |
|
|
1 |
Смещение осей колонн в нижнем |
сечении от- |
||||
2 |
носительно разбивочных осей |
. . . |
||||
Отклонение осей колонн от вертикали в верх- |
||||||
|
нем сечении при высоте колонн Н, м: |
|||||
|
до |
4.5 . |
|
|
|
|
|
от |
4,5 |
до |
15 |
|
|
|
свыше |
1 |
5 ...................... |
|
||
3 |
Разность отметок верха колонн каждого яруса |
|||||
|
в пределах |
выверяемого .у ч а ст к а .................. |
||||
4 |
Отклонение |
отметок |
опорных площадок под- |
|||
|
крановых балок или ферм одного перекрытия |
|||||
|
Подкрановые балки и подкрановые пути |
|||||
5 |
Смещение продольной |
оси подкрановой балки |
||||
|
с разбивочной оси |
на опорной |
поверхности |
|||
|
КОЛОННЫ . . . |
|
|
6Отклонение отметок верхних полок подкрановых балок на двух соседних колоннах вдоль ряда и на двух колоннах в одном попереч ном разрезе пролета
7Отклонение расстояния между осями подкра-
новых рельсов одного пролета . . . . . .
8 Смещение оси подкранового рельса с оси под-
9 |
крановой |
балки . . . |
|
Отклонение |
оси подкранового |
рельса от пря- |
|
10 |
мой на длине участка 40 м |
. . . |
|
Разность отметок головки подкрановых рель- |
|||
|
сов в одном разрезе пролета здания: |
||
|
на опорах .......................... |
|
|
11 |
в пролете |
|
|
Разность отметок подкрановых |
рельсов на со- |
||
|
седних колоннах одного ряда |
|
Балки, фермы, ригели, прогоны, перекрытия
12Смещение осей элементов относительно разбивочных осей на опорных конструкциях .
13Отклонение отметок опорных узлов ферм и
ригелей . . . . .
14 Отклонения расстояний между осями ферм, балок, ригелей, перекрытия по верхнему поясу . . . .
Т а б л и ц а 13
Величина допускаемого отклонения для здании, мм
одноэтажных многоэтажных
5 |
5 |
10
15
0,001 Я, но не более 36 м
±ю
±5
+15
+10
±15
±15
15
20
0,001 Я , но не более 10 мм
± 5
+ 20
10
15
( 12+ 2 /1), где
п—порядковый номер яруса
± 5
_
±2 5 |
— 14,15. |
84