Файл: Сытник В.С. Строительная геодезия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ектное положение, так как определяющим фактором в этом слу­ чае являются индивидуальные качества и опыт монтажников.

Инженером Я- С. Дейч предложена и разработана новая конст­ рукция монтажного приспособления — рамно-шарнирный индика­ тор (РШИ), в котором осуществлен переход от линейной фиксации

Рис. 33. Контроль точности планового положения конструкций

элементов в одном продольном направлении к контактным цепям в двух измерениях, т. е. к плоскостной фиксации несущих элемен­ тов зданий в плане. Другими словами, данное приспособление позволяет совместить ось низа колонны с разбивочной осью и установить одновременно колонну в вертикальное положение.

Контрольные геодезические измерения для определения плано­ вого положения подстропильных и стропильных ферм выполняются сразу же после их установки. Контроль положения ферм преду­

сматривает приведение плоскости' конструкций в вертикальное положение.

Ѣ о

Определение планового положения подкрановых балок и рель­ сов осуществляется после окончательного закрепления основных несущих конструкций здания.

Плановый геодезический контроль при установке подкрановых балок II рельсов осуществляется путем выноса монтажных осей на кронштейны, прикрепляемые к крайним колоннам, а также через 60—80 м, если здание большой длины — выше уровня подкраново­ го рельса на 0,8—1,0 м. Между рисками на кронштейнах натяги­ вается стальная проволока диаметром 2 мм, на которую у каждой колонны подвешивается нитяной отвес. Проектное плановое поло­ жение подкрановой балки и рельса достигается путем совмещения продольной оси балки или рельса с осью отвеса.

Наиболее целесообразным и экономичным для этих целей является применение прибора ЛВ-5, основанного на применении лазерного луча.

Методика геодезического контроля с применением ЛВ-5 при монтаже подкрановых путей заключается в следующем.

Прибор ЛВ-5 устанавливается в рабочее положение на специ­ альной подставке, закрепляемой на крайней колонне. На другой крайней колонне ряда по створу разбивочной оси для данной нит­ ки пути устанавливается в рабочее положение неподвижная марка. Включив ЛВ-5 в электросеть, луч лазера ориентируют по непо­ движной марке. На монтируемом элементе подкрановой балки или рельса в концах их по установочным рискам закрепляются две марки типа «мишени», которые при монтаже элементов вводятся в створ луча лазера, что и позволяет придать балке или рельсу планово-высотное проектное положение.

Установка панелей и блоков жилых зданий в проектное поло­ жение осуществляется путем совмещения внутренней грани их с параллелями разбивочных осей, нанесенными на плитах между­ этажных перекрытий.

При контроле планового положения низа колонн, подкрановых (балок, стропильных ферм в зданиях и сооружениях, как правило, применяется метод бокового нивелирования с помощью теодолита при двух положениях его вертикального круга (§ 9). Контроль положения низа стеновых панелей и блоков осуществляется от •установочных рисок, смещенных относительно разбивочной оси на 200—250 мм, с помощью линейки или метра по внутренним граням панелей или блоков.

При монтаже подкранового оборудования осуществляется гео­ дезический контроль планового взаимного положения рельсов.

При измерении расстояний между осями двух смежных рель­ сов в одном пролете здания применяется способ непосредственных измерений, т. е. с помощью стальной рулетки или другого линей­ ного мерного прибора. С точки зрения точности этого способа и затрат времени применение его может быть оправдано в дом слу­ чае, если расстояние между осями рельсов не превышает длины широко применяемой двадцатиметровой стальной рулетки.

1 /2 4

Зак. 411

81


Однако в последнее время в связи с унификацией параметровзданий и сооружений возводятся здания, в которых ширина кра­ нового пролета достигает 50 м и более, а в недалеком будущем она достигнет 75 м. Естественно, в таких условиях становится затруднительным применение метода не­

М С

V Л

посредственных

линейных

изме­

 

 

рений. В этом случае целесооб­

 

 

разно применить

способ косвен­

 

 

ных измерений *, сущность кото­

 

 

рого состоит в следующем.

 

 

 

При установке теодолита в то­

 

 

чках А и В (рис. 34)

и при

про­

 

 

извольном положении

визирных

 

 

осей AM и BN расстояние

L; в

Рис. 34.

Определение расстоя­

Рис. 35.

Контактное устрой­

ний между осями двух рельсов

ство

на пятке рейки

способом

косвенных измерений

 

 

і-ом пролете между конструкциями Р] и Рг можно вычислить по формуле

U

=

Lj.— (а, + Ьх) +

+

St + (о, + bf), (62>

где

 

L], Ln — исходные базисы, измеряемые непосред­

аи

 

 

ственно;

 

Ьх, йі, bi, ап, bn — отсчеты по горизонтальной рейке при бо­

 

 

 

ковом нивелировании;

 

 

 

s — расстояние между базисами L\ и Ьп;

Для

Si — расстояние от базиса L\ до і-го пролета.

определения расстояния между осями

конструкций Р\ и

Р2 надо к базису Lj прибавить постоянную величину 2q. Если на рейке установить шаблон, то величину q можно учитывать непо­ средственно при отсчете (рис. 35). При расположении визирных осей АС и ВД параллельно конструкциям Рі и Ро отсчеты по рей­

* В. Н. С о у с т и н. Выверка конструкций большой протяженности по спо­ собу косвенных измерений. «Промышленное строительство», 1969, № 2.

82


ке будут а,\ = ап и b\ = bn. Для

этого случая формула (62) примет

•более простой вид

 

 

к = к + Ln s Ll

Si + (a, + bL) — («! + bx).

(63)

Так как разности (а{—а,)

и (6,—b{) представляют

отклоне­

ния tji осей конструкций от прямых 0 \0 2 и OJO', то

 

 

 

(64)

При этом способе средняя квадратическая ошибка определения расстояния Li составит примерно ±3 мм.

Хороших результатов при косвенном способе можно достичь лишь при большой тщательности выполнения работ и соблюдении определенных правил.

Допускаемые отклонения на положение сборных железобетон­

ных конструкций

при возведении зданий

и

сооружений

СНиП III—В.З—62

приведены в табл. 13, а сборных

элементов

крупнопанельных домов — в табл. 14.

 

 

13 дано

Графическое изображение некоторых допусков из табл.

на рис. 36,6 и в, а из табл. 14 — на рис. 36, а

(цифры на

рисунке

•соответствуют цифрам первой графы таблиц).

 

 

 

Выше рассматривался геодезический контроль высотного, пла­ нового и вертикального положения отдельных конструкций и их элементов. Однако при возведении сборных зданий и сооружений требуется осуществлять геодезический контроль геометрических

V2

4*

83


С.

Наименование допускаемого отклонения

о

%

 

 

 

 

Колонны

 

1

Смещение осей колонн в нижнем

сечении от-

2

носительно разбивочных осей

. . .

Отклонение осей колонн от вертикали в верх-

 

нем сечении при высоте колонн Н, м:

 

до

4.5 .

 

 

 

 

от

4,5

до

15

 

 

 

свыше

1

5 ......................

 

3

Разность отметок верха колонн каждого яруса

 

в пределах

выверяемого .у ч а ст к а ..................

4

Отклонение

отметок

опорных площадок под-

 

крановых балок или ферм одного перекрытия

 

Подкрановые балки и подкрановые пути

5

Смещение продольной

оси подкрановой балки

 

с разбивочной оси

на опорной

поверхности

 

КОЛОННЫ . . .

 

 

6Отклонение отметок верхних полок подкрановых балок на двух соседних колоннах вдоль ряда и на двух колоннах в одном попереч­ ном разрезе пролета

7Отклонение расстояния между осями подкра-

новых рельсов одного пролета . . . . . .

8 Смещение оси подкранового рельса с оси под-

9

крановой

балки . . .

 

Отклонение

оси подкранового

рельса от пря-

10

мой на длине участка 40 м

. . .

Разность отметок головки подкрановых рель-

 

сов в одном разрезе пролета здания:

 

на опорах ..........................

 

11

в пролете

 

Разность отметок подкрановых

рельсов на со-

 

седних колоннах одного ряда

 

Балки, фермы, ригели, прогоны, перекрытия

12Смещение осей элементов относительно разбивочных осей на опорных конструкциях .

13Отклонение отметок опорных узлов ферм и

ригелей . . . . .

14 Отклонения расстояний между осями ферм, балок, ригелей, перекрытия по верхнему поясу . . . .

Т а б л и ц а 13

Величина допускаемого отклонения для здании, мм

одноэтажных многоэтажных

5

5

10

15

0,001 Я, но не более 36 м

±ю

±5

+15

+10

±15

±15

15

20

0,001 Я , но не более 10 мм

± 5

+ 20

10

15

( 12+ 2 /1), где

п—порядковый номер яруса

± 5

_

±2 5

— 14,15.

84