Файл: Сытник В.С. Строительная геодезия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чают нанесение на опорной поверхности фундамента установочных рисок под опалубку.

Детальное построение оси подкранового пути на консолях ко­ лонн выполняется с помощью теодолита методом построения ство­ ра. Здесь можно рекомендовать два варианта этого метода. При первом теодолит устанавливается на специальном кронштейне, закрепляемом на колонне таким образом, чтобы визирная ось тео­ долита находилась в плоскости оси подкранового пути. Труба тео­ долита ориентируется на марку, устанавливаемую на кронштейне

впротивоположном конце здания. Второй вариант этого метода позволяет производить детальное, построение оси подкранового пути при установке теодолита над знаком линии, параллельной разбивочной оси здания, или в любой промежуточной створной точке ее. При этом построение оси пути осуществляется методом наклонного проектирования.

Нормы точности детального построения разбивочных осей на монтажном горизонте для принятого класса точности приведены в табл. 4, а средства ее достижения — в табл. 5.

Детальные высотные геодезические построения, заключающиеся

ввыносе проектных отметок на строительные конструкции от ра­ бочих реперов монтажного горизонта, выполняются по программе технического нивелирования.

Передача проектных отметок от рабочих реперов монтажного горизонта на опорные плоскости возводимых конструкций здания

74

или сооружения должна осуществляться с ошибкой не более ±2 мм.

При производстве детальных геодезических построений на мон­ тажном горизонте обязательно должны выполняться многократные измерения и их математическая обработка с тем, чтобы можно было произвести надежную оценку точности данного вида геодези­ ческих построений.

Г л а в а V

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

§14. Контроль геометрических параметров сборных элементов

иконструкций

Впроцессе изготовления железобетонных элементов не только изменяются их линейные размеры (расстояния между двумя про­

тивоположными точками на параллельных гранях или ребрах), но искажается также и форма самого изделия. При этом возможны перекосы, трапециевидность или клиновидность граней, их выпу­ клость или вогнутость, пропеллерность и т. д.

Все эти факторы, возникающие при выполнении проектных раз­ меров сборных конструкций при их изготовлении, оказывают су­ щественное влияние на точность установки конструкций в проект­ ное положение.

При поступлении сборных конструкций на монтажную площад­ ку выборочному контролю подвергаются их геометрические пара­ метры (размеры, перекос и пропеллерность граней, расположение закладных деталей и т. д.).

Для обеспечения необходимой точности монтажа конструкций зданий допуски их должны быть в пределах установленных норма­ тивов. Контроль тех размеров изделия, которые влияют на каче­ ство сопряжения конструкций, выпѳлняется линейным измеритель­ ным инструментом.

На рис. 30 показана схема измерения плоских железобетонных элементов (наружных и внутренних стен, панелей перекрытий). Целесообразность такой схемы объясняется тем, что размеры 11, 2—2 и 3—3 характеризуют высоту элемента и параллельность гра­

ней, образующих горизонтальный шов;

размеры 44\ 5—5 и

6—6 — ширину элемента и параллельность

других граней,

обра­

зующих вертикальный шов; размеры 1— 1' и 33'— толщину

эле­

мента. Три измерения высоты и ширины дают возможность уста­ новить овальность или корсетность элемента, вызванную кривиз­ ной бортов формы или неточностью их крепления. Размеры 7—7 и 8—8 характеризуют длину диагоналей. Разность диагоналей опре­

75


деляет наличие перекосов, .ведущих к образованию клиновидных швов в панелях наружных стен и панелях перекрытий.

Измерение линейных размеров сборных элементов произво­ дится металлической рулеткой с миллиметровыми делениями, на-

£тянутой между двумя уголы-ш- нами от штырька до риски. Металлическиеугольники не­ трудно изготовить из двух об-, резков алюминиевого уголка сечением 30X30 мм, длиной 150—200 м, скрепленных под прямым углом заклепками (рис. 31). На одном угольнике 1 крепится штырек 2 диамет­ ром 2 мм для укладки рулетки 3, имеющей для этого специ­ альное отверстие, на другом выносится риска, соответст­

 

вующая

внутренней

опорной

Рнс. 30. Схема измерения плоских ж е­

грани

изделия. Для

измерения

лезобетонных элементов

диагоналей в угольниках дела­

 

ется

отверстие.

4

диаметром

 

.25—30 мм, через

которое

про­

 

пускается и крепится на штырь­

 

ке

рулетка. Свободное

крепле­

 

ние

рулетки

обеспечивает

про­

 

стоту, точность и быстроту пе­

 

рехода от измерений длины и

 

ширины к

измерению

диаго­

 

налей. Толщину

изделий реко­

 

мендуется

 

проверять

. стан­

 

дартным

штангенциркулем со

 

штангой длиной

300—500

мм.

 

Пропеллерность

 

плоских

 

элементов

 

проверяется

рей­

 

кой-отвесом (рис. 32), установ­

 

ленным параллельно

боковой

 

грани в 10—15 см от

одного,

 

затем

от другого

конца

изде­

 

лия. Положение отвеса

фикси­

 

руется на шкале отклонений в

Рис. 31. Металлический угольник с ру-

точках а

и Ь.

Пропеллерность

леткой

определяется

произведением

 

разности показаний на

шкале

отклонении на отношение высоты элемента к высоте подвески нити отвеса.

При контроле размеров строительных конструкций их эмпири­ ческие допуски (предельные погрешности), найденные по резуль-

76


тэтам измерения п конструкций как Д= 2а или Д= 3сг, сопостав­ ляются с нормированными допусками, которые в СНиП 1—А.4—62

(25) приняты как поле рассеивания

погрешностей, т. е. |Д|=2£о,

где t

нормированный

множи­

 

 

 

тель,

принимаемый,

как

правило,

 

 

 

равным 3.

 

 

 

автором ис­

 

 

 

По

выполненным

 

 

 

следованиям

допустимую

сред­

 

 

 

нюю

 

квадратическую

 

погреш­

 

 

 

ность

 

геодезического

контроля

 

 

 

геометрических

параметров

сбор­

 

 

 

ных конструкций и их

элементов

 

 

 

■следует определять по формуле

 

 

 

 

 

 

оггк = 0,15Д„

 

 

(61)

 

 

 

•где ДII

 

- допуск

СНиП

на

раз­

 

 

 

 

 

 

мер

сборной

конструк­

 

 

 

 

 

 

ции

или

 

ее

элемента.

 

 

 

Выборочный

периодический

 

 

 

геодезический контроль геометри­

 

 

 

ческих

параметров

сборных

кон­

 

 

 

струкций

и

математическую

об­

 

 

 

работку

результатов

измерения с

 

 

 

целью установления

действитель­

 

 

 

ной

 

точности

их

 

изготовления

 

 

 

должен выполнять геодезист мон­

 

 

 

тажной организации. Поштучный

 

 

 

текущий

контроль

 

геометриче­

 

 

 

ских

параметров

колонн,

стро­

 

 

 

пильных и подстропильных ферм,

 

 

 

подкрановых

балок

и

ригелей

 

 

 

должен выполняться силами мон­

 

 

 

тажников.

 

контрольных

гео­

 

 

 

Результаты

 

 

 

дезических

измерений

 

должны

Рис. 32.

Контроль

пропеллерности

наноситься на копии рабочих чер­

плоских

элементов

рейкой-отвесом

тежей или на специальные схемы

 

 

 

и записываться в полевой журнал. Этот материал должен служить контролем при составлении исполнительной документации по ре­ зультатам исполнительной съемки возведенных конструкций или габаритных обмеров.

§ 15. Планово-высотный контроль монтажа конструкций

Установка конструкций в проектное положение является одним из' основных этапов перенесения в натуру проекта.

Точность установки строительных конструкций в проектное положение характеризуется степенью приближения действительно­

77


го положения конструкции к проектному, т. е. величиной смещения рисок на гранях конструкций относительно рисок разбивочных осей или горизонтов на соединяемых конструкциях.

При возведении зданий и сооружений повышение точности уста­ новки конструкций в проектное положение является необходимым условием обеспечения полной (без подгонок) собираемости их. Фактор точности возведения зданий и сооружений играет исключи­ тельную роль, так как правильная передача усилий в узлах и сты­ ках с незначительными фактическими отклонениями (в пределах нормативных допускаемых отклонений) может обеспечить их дол­ говечность.

Установка конструкций в проектное положение включает сле­ дующие операции:

приведение конструкций в проектное положение;

закрепление конструкций, установленных в проектное поло­ жение;

геодезический контроль положения окончательно закреплен­ ных конструкций.

Ошибки, сопровождающие эти операции, оказывают существен­ ное влияние на изменение проектного положения конструкций & процессе их монтажа.

Геодезический контроль при монтаже конструкций включает

. определение действительного планового, высотного и вертикально­ го положения конструкций относительно проектного положения, а также определение размеров и других геометрических параметров сборных конструкций, поступающих на строительную площадку.

Перед началом монтажа стеновых панелей в жилых зданиях определяется монтажный горизонт для данного этажа — отметка установки низа стеновых панелей. За монтажный горизонт прини­ мается уровень, превышающий наименьшую отметку верха пане­ лей предыдущего этажа не более чем на 10 мм. При этом общая толщина горизонтального шва не должна превышать 30 мм. Это обусловлено тем, что подрубка конструкций запрещена, а подливка бетонным раствором или применение для выравнивания металли­ ческих прокладок допускаются.

Монтажный горизонт для домов протяженностью менее 100 м устанавливается единый на весь дом. При протяженности домов свыше 100 м монтажный горизонт устанавливается единый на уча­ стке между деформационными швами.

Монтажный горизонт определяется по результатам высотного, геодезического контроля, который осуществляется методом геомет­ рического нивелирования от рабочих реперов разбивочной основы,, создаваемой на перекрытии этажа (§ 12). Методика высотногогеодезического контроля монтажа сборных конструкций надземной части зданий и сооружений такая же, как подземной части (§ 9).

После определения монтажного горизонта выставляются маяки на местах установки панелей.

78


В промышленных зданиях исправление положения подкрано­ вых балок по высоте производится с помощью металлических про­ кладок, устанавливаемых между опорной плитой подкрановой консоли и подкрановой балкой.

Контроль высотного положения подкрановых балок осуществ­ ляется с помощью нивелиру. При этом производится нивелировка всех балок в местах их опирания на консоли колонн. Самая высо­ кая отметка принимается за нулевую (исходную), и под эту отметку рихтуются все балки. В таком случае за проектный разби­ вочный горизонт принимается плоскость, проходящая через наи­ большую отметку верха подкрановой балки. Тогда все действитель­ ные отклонения высотного положения подкрановых балок будут иметь отрицательные значения, т. е. все балки необходимо подни­ мать путем введения металлических прокладок между подошвой балки и плоскостью консоли.

Геодезический контроль планового положения конструкций заключается в определении действительного положения продоль­ ных и поперечных осей или граней конструкций относительно разбивочных осей или линий, им параллельных. На рис. 33 схематиче­ ски показан процесс контроля смещения панелей с разбивочной оси и вертикальности их методом бокового нивелирования.

Одним из основных конструктивных элементов каркасов зданий являются колонны, и поэтому они должны весьма точно устанав­ ливаться в плановом отношении.

Если установка колонн в проектное плановое положение осу­ ществляется способом свободного монтажа, то риски на гранях колонны совмещаются с рисками, обозначающими разбивочные оси, или линиями, им параллельными, нанесенными на опорной плоскости фундаментов. Путем совмещения рисок на фундаменте и на гранях колонны достигается проектное положение колонны в плане в нижнем ее сечении.

Установка ригелей в проектное плановое положение осущест­ вляется по рискам, нанесенным на опорные плоскости консолей колонн, и рискам на гранях ригеля или же по центрирующим шты­ рям, заделанным во внутреннюю грань колонны и торец ригеля. При этом должно соблюдаться условие равенства площадок опи­

рания ригелей на консоли колонн.

приспособления

Применяемые в настоящее время монтажные

в виде одиночных или групповых кондукторов,

подкосов и т. д.

построены по принципу регулируемых, не связанных между собой устройств, предназначенных для временного удержания элементов на период установки, а также для выверки подвижными винтами элементов монтируемых конструкций.

Ориентирование и установка конструкций при этом осуществ­ ляются при изменяющихся по величине и направлению отклоне­ ниях от проектного положения путем сочетания рабочих движений крана и действия монтажников. Такой способ монтажа не может обеспечить необходимую точность установки конструкций в про-

79