ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
кого комплекса составляется исполнительный генеральный план. Он является единственной и окончательной проверкой правиль ности перенесения проекта в натуру в соответствии с требова ниями строительных допусков.
Исполнительный генеральный план, например большого про мышленного предприятия, состоит из целого комплекса дополняю щих друг друга документов. Такими документами являются:
1 ) исполнительный генеральный план территории площадки в масштабе 1 :500 на отдельных планшетах стандартного размера; 2 ) исполнительные планы отдельных сложных участков за
стройки, узлов и установок в масштабе 1 ; 2 0 0 ; 3) сводный план инженерных коммуникационных сетей в мас
штабе 1 : 1 0 0 0 —1 : 2 0 0 0 с приложением каталога координат сетей, эскизов подземных колодцев и опор наземных сетей;
4) сводный план железнодорожных путей в масштабе 1 : 2000;
5) |
сводный план автомобильных дорог в масштабе |
1 :2000; |
|||
6 ) |
сводный план (с координатами) наземных зданий |
и соору |
|||
жений в масштабе |
1 : 2 0 0 0 |
с приложением |
альбома обмерных чер |
||
телеей; |
технический |
отчет |
о геодезических |
работах, выполненных |
|
7) |
на площадке, с приложением пояснительной записки, схем опорных сетей, каталога координат и высот пунктов геодезического обосно вания, альбома зарисовок местоположения геодезических знаков и центров и привязок их к постоянным предметам местности;
8 ) материалы полевых геодезических работ и результаты каме ральной обработки.
Для небольших предприятий часть отчетной документации объединяется.
Генеральный исполнительный план составляется в цветных условных знаках по общепринятым инструкциям.
Г л а в а VII
РАСЧЕТ ТОЧНОСТИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
§ 20. Нормы точности в сборном строительстве
При изготовлении строительных конструкций, их установке в проектное положение и выполнении геодезических построений, сопровождающих процесс возведения здания или сооружения, действует большое количество различных факторов, которые вызы вают появление разного рода ошибок бг-, вносящих искажения- в проектные размеры, конструктивные формы, взаимное положе ние конструкций и узлов сопряжения.
Известно, что размеры конструкций или элементов здания (пролет здания, шаг конструкций, высота этажа и т. д.) назна-
100
чаются на основе конструктивного расчета, в зависимости от на значения здания. Эти расчетные размеры называются проектными, или номинальными 10.
Размеры конструкций /*, полученные в результате их изготов ления, или размеры отдельных элементов здания, полученные в результате выноса проекта в натуру, называются действительными размерами. Они могут отклоняться от проектного размера в сто-
Рис. 43. Схема допусков:
а — выполнение проектных размеров сборных строительных конструкций: б— детальное геодезическое построение разбнвочных осей; ѳ — смещение сборных строительных кон струкций с разбнвочных осей; г — отклонение оси строительной конструкции от верти
кального положения
рону увеличения (плюсовые отклонения) или в сторону уменьше ния (минусовые отклонения). Неравномерность влияния произ водственных процессов вызывает различной величины отклонения действительного размера от проектного.
Возможные элементарные отклонения от проектных размеров должны быть ограничены предельными допустимыми отклоне ниями*. Зона между наибольшим и наименьшим предельными до пустимыми отклонениями размера называется допуском |Д ± |.
Все приведенные выше понятия представлены на рис. 43. Раз ность размеров соединяемых конструкций определяет величину зазора между ними С, т. е. большую или меньшую величину относи тельного смещения поверхности одной конструкции по отношению
кдругой (рис. 44).
*В дальнейших расчетах для простоты изложения допускаемое отклонение будет называться допуском.
101
Допуск размера определяет требуемую точность выполнения того или иного производственного процесса. Он определяет, на сколько действительный размер должен приближаться к проект ному.
Нормы точности на выполнение проектных размеров строи тельных конструкций, на установку конструкций и их элементов в проектное положение, а также на выполнение некоторых видов
Ш ЗгДопуск на поражение сборных ненс/ярул'ций â
Рис. 44. Схема замыкающих элементов в узлах , сопряжения конструкций
геодезических построений при возведении зданий и сооружений регламентируются соответствующими главами СНиП, указаниями
иинструкциями.
Впериод 1961—1964 гг. в СССР была разработана единая система допусков в строительстве, основные положения которой отражены в СНиП I—А.4—62 «Система допусков. Основные поло
жения» [25]. Допуски по отдельным видам строительства приве дены в соответствующих главах СНиП, основными из которых являются СНиП III—В.З—62 [26]' и СНиП III—В.5—62 [27]. Первый документ содержит основные положения по нормам точ ности в строительстве и сами допуски на изготовление строитель ных элементов, их монтаж и геодезические разбивочные работы;
второй и третий — допускаемые отклонения в размерах |
и |
поло |
|||
жении железобетонных и стальных конструкций. |
по |
принципу |
|||
Система |
допусков в строительстве |
построена |
|||
группирования предельных ошибок А |
(все главы |
СНиП) |
или |
||
удвоенного |
значения предельных ошибок |
(2 А), т. е. |
поля рассеи |
102
вания ошибок (только в СНиП I—А.4—62), отдельных строительно монтажных и геодезических процессов производства в классы точности.
Класс точности при проектировании зданий и сооружений опре деляется в зависимости от их назначения и способов производства строительно-монтажных и геодезических работ. При разработке единой системы допусков было решено связать систему строи тельных допусков с системой допусков в машиностроении. С этой целью для размеров строительных конструкций принят ряд классов точности по Международной системе допусков ИСО, начиная с
|
|
|
|
5 ____ |
5 класса, |
с коэффициентом геометрической прогрессии |
]/Ю = |
||
= 1,58» 1,7. |
В систему допусков на размеры строительных |
конст |
||
рукций включено восемь классов точности |
(от 5 до |
12). |
|
|
В системе допусков СНиП I—А.4—62 |
принято, |
что допуск в |
зависимости от класса точности и размера определяется по фор муле
А(1) — с-і, |
(67) |
где і — единица допуска;
с— коэффициент точности (постоянное число для данного класса точности).
Для размеров конструкции до 10000 мм единица допуска при нята по формуле
і = 0,45 у Т + 0 ,0 0 1 /, |
(6 8 ) |
где і — единица допуска на размер элемента в мк; |
|
I — размер элемента в мм. |
влияние размера |
В формуле (6 8 ) первым членом учитывается |
конструкции на точность изготовления, вторым — влияние размера конструкции на точность измерения.
При размерах конструкций, больших 10 |
000 мм, для |
определе |
|
ния допуска принята формула |
|
|
|
і = 0,45 |
т/Г + 0,1 у Т , |
|
(69) |
которая более правильно учитывает влияние размера конструкции
на точность измерения (0,1]/7). Для |
размеров стальных кон |
струкций в СНиП I—А.4—62 использованы четыре класса точности |
(от 6 до 9). Допуски на линейные размеры |
сборных железобетон |
ных элементов установлены соответственно |
четырем классам точ |
ности— от 9 до 1 2 . Из анализа норм точности, содержащихся во |
|
всех главах и разделах СНиП, следует, что содержащиеся в них |
|
допуски строительно-монтажных работ можно разделить на сле |
дующие группы:
1 ) допуски, характеризующие плановое положение строитель
ных |
конструкций (смещение осей фундаментов, колонн балок, |
ферм, |
ригелей, панелей и других элементов с разбивочных осей); |
2 ) |
допуски, характеризующие высотное положение строитель |
103
ных конструкций (отклонение действительных отметок опорных плоскостей конструкций от проектного значения, разность действи тельных отметок соседних или любых конструкций в пределах участка здания);
3)допуски, характеризующие вертикальное положение строи тельных конструкций (отклонение оси конструкции от вертикали);
4)допуски, характеризующие взаимное плановое положение строительных конструкций (отклонение действительного расстоя ния между осями подкрановых рельсов и между фермами от проектного значения).
Впервые в практике промышленного и жилищно-гражданского строительства в 1962 г. была введена система норм точности на геодезические построения (СНиП I—А.4—62).
Этот нормативный документ содержит в себе допуски на де тальное построение разбивочных осей сборных зданий и сооруже ний в зависимости от расстояния между осями соседних конструк ций зданий и классов точности (табл. 16).
Т а б л и ц а 16
Интервалы расстояний между осями соседних конструкций, мм
До |
9000 |
9 |
000— 15 000 |
15 |
000—21 000 |
21 000—27 000 |
|
28 |
000—33 000 |
> 3 3 000 |
П р и м е ч а н и е , п —
ной Л И Н И Н .
|
Допуски для классов точности, мм |
|
1-р |
2-р |
З-р |
2 |
|
5 |
6 |
3 |
|
6 |
8 |
4 |
|
7 |
10 |
4 |
|
8 |
12 |
5 |
ОО |
9 |
14 |
4 у ' п |
*1 |
11/"п |
|
количество 20-метровых лент или рулеток, |
откладываемых на дан-» |
Из табл. 16 видно, что в сборном строительстве принято три класса точности геодезических работ. Для осей в пределах 20 м допуски определены по формулам [39]:
1 |
класс |
ДЬр= |
1,549 |
+ |
0,113/1 |
(70) |
2 |
класс |
Д 2 .р = |
3,948 + |
0,179/ f |
||
3 класс |
А3.р = |
3,948 |
+ |
0,358/) ’ |
|
где |
I — длина линии (в м), откладываемая в натуре. |
|
|
Допуски для осей, превышающих 20 м, определены по формуле |
|
|
Ар. = А,<„ , / і . |
(71) |
где |
А/С20 — допуски разбивки осей длиной 2 0 |
м; |
|
L — расстояние между конечными точками оси в м. |
|
|
Допуски на разбивку осей следует понимать согласно [25] как |
|
нормы точности детального геодезического |
построения осей или |
104
линий, им параллельных, для установки конструкций относительно основных осей здания.
Норм точности для высотных детальных геодезических построе ний в настоящее время нет.
Табл. 4, приведенная в СНиП I—А.4—62, по существу содер жит в себе нормы точности на выравнивание монтажных гори зонтов, проектное значение которых нарушается вследствие по грешностей в размерах вертикальных конструкций (колонн, пане лей и др.), т. е. это допуски на установку конструкций по высоте (табл. 17).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
|
|
Допуски для классов точности, мм |
||
Пределы выравниваемого участка |
1-р |
2-р |
3-Р |
|
|
|
|||
Разность высотных отметок установленных |
|
|
|
|
маяков в пределах |
одной станции тех |
|
|
|
нического нивелирования .......................... |
6 |
10 |
20 |
|
То же, для маяков двух соседних кон- |
|
|
|
|
струкций ......................................................... |
2 |
4 |
10 |
|
П р и м е ч а н и е . |
В качестве маяков могут |
служить металлические |
прокладки, слой бе |
|
тонного раствора или закладные детали конструкций. |
|
|
||
§ 21. Теория размерных цепей при расчете |
точности сооружений |
Надежность и долговечность зданий и сооружений в значитель ной степени зависят от точности расчетов, выполняемых при проек тировании, и учета реальных условий строительно-монтажного производства, а также условий эксплуатационной работы несущих конструкций. При этом большое значение точность расчетов имеет и для дальнейшего совершенствования конструкций зданий и со оружений, создания новых рациональных систем и конструктивных
решений. |
1 |
Наиболее часто встречающийся в практике монтажа тип соеди нения сборных конструкций' состоит из цепи последовательно •сопрягаемых элементов. К такому типу сопряжения относятся цепи, состоящие из последовательно соединенных по вертикали колонн (для многоэтажных зданий); система балок, последова тельно уложенных на консоли колонн вдоль здания, пли ферм — поперек здания (для одноэтажных зданий). К этому же типу от носятся цепи, образованные размерами между осями конструкций и расположенными между ними конструкциями.
Иным сопряжением является соединение конструкций в наклон ных транспортных мостах и галереях, соединенных с конечными зданиями под углом, или в кольцевых эстакадах.
Сборные здания или сооружения представляют собой совокуп ность конструкций, расположенных в пространстве, которые в со
5 Зак. Н1 |
•105. |