Файл: Сытник В.С. Строительная геодезия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кого комплекса составляется исполнительный генеральный план. Он является единственной и окончательной проверкой правиль­ ности перенесения проекта в натуру в соответствии с требова­ ниями строительных допусков.

Исполнительный генеральный план, например большого про­ мышленного предприятия, состоит из целого комплекса дополняю­ щих друг друга документов. Такими документами являются:

1 ) исполнительный генеральный план территории площадки в масштабе 1 :500 на отдельных планшетах стандартного размера; 2 ) исполнительные планы отдельных сложных участков за­

стройки, узлов и установок в масштабе 1 ; 2 0 0 ; 3) сводный план инженерных коммуникационных сетей в мас­

штабе 1 : 1 0 0 0 1 : 2 0 0 0 с приложением каталога координат сетей, эскизов подземных колодцев и опор наземных сетей;

4) сводный план железнодорожных путей в масштабе 1 : 2000;

5)

сводный план автомобильных дорог в масштабе

1 :2000;

6 )

сводный план (с координатами) наземных зданий

и соору­

жений в масштабе

1 : 2 0 0 0

с приложением

альбома обмерных чер­

телеей;

технический

отчет

о геодезических

работах, выполненных

7)

на площадке, с приложением пояснительной записки, схем опорных сетей, каталога координат и высот пунктов геодезического обосно­ вания, альбома зарисовок местоположения геодезических знаков и центров и привязок их к постоянным предметам местности;

8 ) материалы полевых геодезических работ и результаты каме­ ральной обработки.

Для небольших предприятий часть отчетной документации объединяется.

Генеральный исполнительный план составляется в цветных условных знаках по общепринятым инструкциям.

Г л а в а VII

РАСЧЕТ ТОЧНОСТИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

§ 20. Нормы точности в сборном строительстве

При изготовлении строительных конструкций, их установке в проектное положение и выполнении геодезических построений, сопровождающих процесс возведения здания или сооружения, действует большое количество различных факторов, которые вызы­ вают появление разного рода ошибок бг-, вносящих искажения- в проектные размеры, конструктивные формы, взаимное положе­ ние конструкций и узлов сопряжения.

Известно, что размеры конструкций или элементов здания (пролет здания, шаг конструкций, высота этажа и т. д.) назна-

100


чаются на основе конструктивного расчета, в зависимости от на­ значения здания. Эти расчетные размеры называются проектными, или номинальными 10.

Размеры конструкций /*, полученные в результате их изготов­ ления, или размеры отдельных элементов здания, полученные в результате выноса проекта в натуру, называются действительными размерами. Они могут отклоняться от проектного размера в сто-

Рис. 43. Схема допусков:

а — выполнение проектных размеров сборных строительных конструкций: б— детальное геодезическое построение разбнвочных осей; ѳ — смещение сборных строительных кон­ струкций с разбнвочных осей; г — отклонение оси строительной конструкции от верти­

кального положения

рону увеличения (плюсовые отклонения) или в сторону уменьше­ ния (минусовые отклонения). Неравномерность влияния произ­ водственных процессов вызывает различной величины отклонения действительного размера от проектного.

Возможные элементарные отклонения от проектных размеров должны быть ограничены предельными допустимыми отклоне­ ниями*. Зона между наибольшим и наименьшим предельными до­ пустимыми отклонениями размера называется допуском |Д ± |.

Все приведенные выше понятия представлены на рис. 43. Раз­ ность размеров соединяемых конструкций определяет величину зазора между ними С, т. е. большую или меньшую величину относи­ тельного смещения поверхности одной конструкции по отношению

кдругой (рис. 44).

*В дальнейших расчетах для простоты изложения допускаемое отклонение будет называться допуском.

101

Допуск размера определяет требуемую точность выполнения того или иного производственного процесса. Он определяет, на­ сколько действительный размер должен приближаться к проект­ ному.

Нормы точности на выполнение проектных размеров строи­ тельных конструкций, на установку конструкций и их элементов в проектное положение, а также на выполнение некоторых видов

Ш ЗгДопуск на поражение сборных ненс/ярул'ций â

Рис. 44. Схема замыкающих элементов в узлах , сопряжения конструкций

геодезических построений при возведении зданий и сооружений регламентируются соответствующими главами СНиП, указаниями

иинструкциями.

Впериод 1961—1964 гг. в СССР была разработана единая система допусков в строительстве, основные положения которой отражены в СНиП I—А.4—62 «Система допусков. Основные поло­

жения» [25]. Допуски по отдельным видам строительства приве­ дены в соответствующих главах СНиП, основными из которых являются СНиП III—В.З—62 [26]' и СНиП III—В.5—62 [27]. Первый документ содержит основные положения по нормам точ­ ности в строительстве и сами допуски на изготовление строитель­ ных элементов, их монтаж и геодезические разбивочные работы;

второй и третий — допускаемые отклонения в размерах

и

поло­

жении железобетонных и стальных конструкций.

по

принципу

Система

допусков в строительстве

построена

группирования предельных ошибок А

(все главы

СНиП)

или

удвоенного

значения предельных ошибок

(2 А), т. е.

поля рассеи­

102


вания ошибок (только в СНиП I—А.4—62), отдельных строительно­ монтажных и геодезических процессов производства в классы точности.

Класс точности при проектировании зданий и сооружений опре­ деляется в зависимости от их назначения и способов производства строительно-монтажных и геодезических работ. При разработке единой системы допусков было решено связать систему строи­ тельных допусков с системой допусков в машиностроении. С этой целью для размеров строительных конструкций принят ряд классов точности по Международной системе допусков ИСО, начиная с

 

 

 

 

5 ____

5 класса,

с коэффициентом геометрической прогрессии

]/Ю =

= 1,58» 1,7.

В систему допусков на размеры строительных

конст­

рукций включено восемь классов точности

(от 5 до

12).

 

В системе допусков СНиП I—А.4—62

принято,

что допуск в

зависимости от класса точности и размера определяется по фор­ муле

А(1) — с-і,

(67)

где і — единица допуска;

с— коэффициент точности (постоянное число для данного класса точности).

Для размеров конструкции до 10000 мм единица допуска при­ нята по формуле

і = 0,45 у Т + 0 ,0 0 1 /,

(6 8 )

где і — единица допуска на размер элемента в мк;

I — размер элемента в мм.

влияние размера

В формуле (6 8 ) первым членом учитывается

конструкции на точность изготовления, вторым — влияние размера конструкции на точность измерения.

При размерах конструкций, больших 10

000 мм, для

определе­

ния допуска принята формула

 

 

 

і = 0,45

т/Г + 0,1 у Т ,

 

(69)

которая более правильно учитывает влияние размера конструкции

на точность измерения (0,1]/7). Для

размеров стальных кон­

струкций в СНиП I—А.4—62 использованы четыре класса точности

(от 6 до 9). Допуски на линейные размеры

сборных железобетон­

ных элементов установлены соответственно

четырем классам точ­

ности— от 9 до 1 2 . Из анализа норм точности, содержащихся во

всех главах и разделах СНиП, следует, что содержащиеся в них

допуски строительно-монтажных работ можно разделить на сле­

дующие группы:

1 ) допуски, характеризующие плановое положение строитель­

ных

конструкций (смещение осей фундаментов, колонн балок,

ферм,

ригелей, панелей и других элементов с разбивочных осей);

2 )

допуски, характеризующие высотное положение строитель­

103


ных конструкций (отклонение действительных отметок опорных плоскостей конструкций от проектного значения, разность действи­ тельных отметок соседних или любых конструкций в пределах участка здания);

3)допуски, характеризующие вертикальное положение строи­ тельных конструкций (отклонение оси конструкции от вертикали);

4)допуски, характеризующие взаимное плановое положение строительных конструкций (отклонение действительного расстоя­ ния между осями подкрановых рельсов и между фермами от проектного значения).

Впервые в практике промышленного и жилищно-гражданского строительства в 1962 г. была введена система норм точности на геодезические построения (СНиП I—А.4—62).

Этот нормативный документ содержит в себе допуски на де­ тальное построение разбивочных осей сборных зданий и сооруже­ ний в зависимости от расстояния между осями соседних конструк­ ций зданий и классов точности (табл. 16).

Т а б л и ц а 16

Интервалы расстояний между осями соседних конструкций, мм

До

9000

9

000— 15 000

15

000—21 000

21 000—27 000

28

000—33 000

> 3 3 000

П р и м е ч а н и е , п —

ной Л И Н И Н .

 

Допуски для классов точности, мм

 

1-р

2-р

З-р

2

 

5

6

3

 

6

8

4

 

7

10

4

 

8

12

5

ОО

9

14

4 у ' п

*1

11/"п

количество 20-метровых лент или рулеток,

откладываемых на дан-»

Из табл. 16 видно, что в сборном строительстве принято три класса точности геодезических работ. Для осей в пределах 20 м допуски определены по формулам [39]:

1

класс

ДЬр=

1,549

+

0,113/1

(70)

2

класс

Д 2 .р =

3,948 +

0,179/ f

3 класс

А3.р =

3,948

+

0,358/) ’

 

где

I — длина линии (в м), откладываемая в натуре.

 

Допуски для осей, превышающих 20 м, определены по формуле

 

Ар. = А,<„ , / і .

(71)

где

А/С20 — допуски разбивки осей длиной 2 0

м;

 

L — расстояние между конечными точками оси в м.

 

Допуски на разбивку осей следует понимать согласно [25] как

нормы точности детального геодезического

построения осей или

104


линий, им параллельных, для установки конструкций относительно основных осей здания.

Норм точности для высотных детальных геодезических построе­ ний в настоящее время нет.

Табл. 4, приведенная в СНиП I—А.4—62, по существу содер­ жит в себе нормы точности на выравнивание монтажных гори­ зонтов, проектное значение которых нарушается вследствие по­ грешностей в размерах вертикальных конструкций (колонн, пане­ лей и др.), т. е. это допуски на установку конструкций по высоте (табл. 17).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

 

 

Допуски для классов точности, мм

Пределы выравниваемого участка

1-р

2-р

3-Р

 

 

Разность высотных отметок установленных

 

 

 

маяков в пределах

одной станции тех­

 

 

 

нического нивелирования ..........................

6

10

20

То же, для маяков двух соседних кон-

 

 

 

струкций .........................................................

2

4

10

П р и м е ч а н и е .

В качестве маяков могут

служить металлические

прокладки, слой бе­

тонного раствора или закладные детали конструкций.

 

 

§ 21. Теория размерных цепей при расчете

точности сооружений

Надежность и долговечность зданий и сооружений в значитель­ ной степени зависят от точности расчетов, выполняемых при проек­ тировании, и учета реальных условий строительно-монтажного производства, а также условий эксплуатационной работы несущих конструкций. При этом большое значение точность расчетов имеет и для дальнейшего совершенствования конструкций зданий и со­ оружений, создания новых рациональных систем и конструктивных

решений.

1

Наиболее часто встречающийся в практике монтажа тип соеди­ нения сборных конструкций' состоит из цепи последовательно •сопрягаемых элементов. К такому типу сопряжения относятся цепи, состоящие из последовательно соединенных по вертикали колонн (для многоэтажных зданий); система балок, последова­ тельно уложенных на консоли колонн вдоль здания, пли ферм — поперек здания (для одноэтажных зданий). К этому же типу от­ носятся цепи, образованные размерами между осями конструкций и расположенными между ними конструкциями.

Иным сопряжением является соединение конструкций в наклон­ ных транспортных мостах и галереях, соединенных с конечными зданиями под углом, или в кольцевых эстакадах.

Сборные здания или сооружения представляют собой совокуп­ ность конструкций, расположенных в пространстве, которые в со­

5 Зак. Н1

•105.