Файл: Романов Б.А. Котельные установки предприятий нефтяной и газовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/ ш -

Рис. 36. Пароперегреватель котла ДКВ-4-13

78

Поддержание температуры перегретого пара в допустимых пре­

делах (колебание 10— 15° С) осуществляется

путем применения

поверхностных и вспрыскивающих пароохладителей.

Поверхностный пароохладитель состоит из корпуса, в который

поступает пар, и трубок, по которым движется

питательная вода.

Регулирование температуры пара производится изменением массы протекающей воды через пароохладитель.

Во впрыскивающем охладителе регулирование осуществляется впрыском воды в поток пара, поступающий в промежуточный кол­ лектор пароперегревателя, при этом вода, испаряясь, понижает температуру пара.

Можно поддерживать температуру перегретого пара постоянной изменением массы дымовых газов, проходящих через газоход па­ роперегревателя. Такое регулирование называется газовым; при­ меняется оно редко.

Глава III

ТЯГОДУТЬЕВЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 10. НАЗНАЧЕНИЕ, СХЕМЫ И РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ТЯГОДУТЬЕВЫХ УСТРОЙСТВ

Для осуществления рабочего процесса котельного агрегата не­ обходимо непрерывно подавать воздух для горения топлива и удалять из котельного агрегата образующиеся газообразные про­ дукты сгорания.

Внешняя сила, которая совершает работу при подаче воздуха в топку, при движении газообразных продуктов сгорания по газо­ ходам и дымовой трубе в атмосферу, называется силой тяги или просто тягой.

В зависимости от способа и вида устройства, с помощью кото­

рых создается тяга в котельном

агрегате, различают естественную

и искусственную

тяги.

простейшим устройством — дымо­

Естественная

тяга создается

вой трубой и возникает вследствие разности давлений (на уровне горелок или форсунок) холодного наружного воздуха и горячих газообразных продуктов сгорания, заполняющих дымовую трубу.

Дымовая труба и фиктивный (мысленно представленный) столб

.наружного воздуха (рис. 37), соединенные через газоходы котель­ ного агрегата, представляют собой как бы сообщающиеся сосуды. Веса столбов атмосферного воздуха выше устья дымовой трубы слева и справа равны и на силу тяги влияния не оказывают.

Вес столба горячих продуктов сгорания в дымовой трубе (спра­ ва) меньше веса столба холодного наружного воздуха (слева ниже устья трубы). Поэтому наружный воздух поступает в топку и вы­ тесняет продукты сгорания по газоходам котельного агрегата и дымовой трубе в атмосферу. Таким образом, чем больше высота

79


трубы, выше температура продуктов сгорания и ниже температу­

ра наружного воздуха,

тем

сильнее тяга. Следовательно, самая

сильная тяга будет в сухой морозный день, а

самая слабая — в

летний туманный.

 

 

железобетонными

Дымовые трубы выполняются кирпичными,

и стальными.

трубы

устанавливаются

высотой не более

Стальные дымовые

35 м и диаметром 800 мм при сжигании малосернистого мазута.

 

 

Кирпичные трубы выполня­

 

 

ются из красного кирпича вы­

 

 

сотой до 70—80 м. При высо­

 

 

кой температуре дымовых га­

 

 

зов трубы внутри покрываются

 

 

футеровкой

из огнеупорного

 

 

кирпича.

 

 

^

Высота

железобетонных

 

I-

труб обычно более 80 м. Тру-

 

бы такой высоты

строятся не

 

§г§ столько для создания сильной

 

тяги, сколько

для

удаления

 

 

запыленных и вредных газов в

 

 

верхние слои атмосферы.

 

 

Кирпичные и

железобетон­

 

 

ные трубы

большой

высоты

 

 

являются дорогими

сооруже­

Рис.

37. Схема естественном тяги (сече­

ниями, поэтому

одна

труба

устанавливается

на

2—4 ко­

ния

столбов воздуха и газов равны)

тельных агрегата.

 

 

прохо­

 

 

Продукты

сгорания,

дя по газоходам котла, водяного экономайзера, воздухоподогре­ вателя, по дымоходам и по дымовой трубе, встречают на своем пути сопротивления — повороты, сужения, шероховатости обму­ ровки и т. д. На преодоление этих сопротивлений .движению и за­ трачивается создаваемая дымовой трубой тяга. Если она недо­ статочна, то применяется искусственная тяга.

Искусственная тяга создается механическими или пароструй­ ными устройствами — вентиляторами, дымососами, сифонами. Схе­ ма котельного агрегата с искусственной тягой показана на рис. 38. В котельных, где котлы оборудованы смесительными или газома­ зутными горелками, воздух к ним подается под давлением от дутьевых установок. Дутьевая установка состоит из центробеж­ ного вентилятора, электродвигателя, воздухопровода и ограждения.

На рис. 39 изображена схема центробежного дутьевого венти­ лятора. Воздух захватывается вращающимися лопатками крыль­ чатки вентилятора, отбрасывается центробежной силой от центра к краям лопаток и создающимся давлением нагнетается в возду­ хопровод. В центре крыльчатки создается разрежение, куда бес­ прерывно поступает наружный воздух.

80


Дымосос устанавливается за котельным агрегатом. Газообраз­ ные продукты сгорания из последнего газохода засасываются ды­ мососом и выбрасываются в дымовую трубу. Конструктивно ды­ мососы сходны с вентиляторами и отличаются от них только более проточными лопатками и корпусом. Общий вид дымососной уста­ новки с направляющим аппаратом показан па рис. 40.

Рис. 38.

Схема котельного агрегата с искусственной тягой:

/ — дутьевой

вентилятор; 2 — газомазутная горелка; 3 — дымосос; 4 — ды ­

 

мовая труба

В процессе работы котельного агрегата необходимо регулиро­ вать подачу воздуха и силу тяги. Регулирование осуществляют с помощью газовых и воздушных дроссельных заслонок и шиберов, тем самым уменьшают площадь проходного сечения газохода или. воздухопровода и увеличивают местное сопротивление. При этом уменьшаются сопротивление котельного агрегата и количество проходящих газов. Этот способ регулирования является самым не­ экономичным. Основным преимуществом дроссельного регулиро­ вания является простота, что и обусловило его широкое распрост­ ранение.

Изменяя частоту вращения вентилятора и дымососа, можно ре­

гулировать давление (тягу) и количество

проходящего воздуха

или газообразных продуктов сгорания. Для

применения этого спо­

соба необходимо иметь электродвигатель с регулируемой часто­ той вращения.

Изменение тяги можно производить также специальными на­ правляющими аппаратами (см. рис. 40), устанавливаемыми у вен­ тиляторов и дымососов.

81


Й

Рис. 39. Схема центробежного дутьевого вентилятора:

/ — корпус; 2 — лопатки; 3 — рабочее колесо {ро­ тор); 4 — пал ротора; 5 — нагнетательный патру­ бок; 6 — всасывающий патрубок

Рис. 40. Общин вид дымососной установки с направляющим аппаратом:

I — электродвигатель; 2 — охлаждение подшипников;

3 — кожух; 4 — крыльчатка дымососа; 5 — нагнетательный патрубок; б — всасы­

вающий

патрубок; 7 — направляющий аппарат

Для создания искусственной тяги применяют также пароструй­ ное устройство — сифон. Сифон представляет собой согнутое из трубы кольцо с мелкими отверстиями. Если в сифон пустить пар, то он будет вытекать через отверстия и отсасывать дымовые газы. Сифон должен быть установлен точно посередине дымовой трубы в строго горизонтальном положении. В противном случае пар, вы­ ходящий из сифона, будет ударять в стенку дымовой трубы и те­ рять значительную часть своей энергии.

Глава IV

ОСНОВЫ ТЕПЛОВОГО И АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА

§ И. БАЛАНС ТЕПЛА ДЛЯ КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА, К. П. Д. И РАСХОД ТОПЛИВА

Балансом тепла котельного агрегата называется равенство ме­ жду располагаемым количеством энергии и его распределением. Тепловой баланс составляется на 1 кг топлива и записывается так:

Q b =

Qno.l г Qy "Г QxiiM “Г Q mcx Jr Q o.™>

( 1 8 )

где QE — низшая теплота сгорания 1 кг топлива в кДж/кг; <2Пол —

тепло 1 кг топлива,

полезно использованное в котельном агрегате,

в кДж/кг; Qy, QX„M,

Qmcx, Qox.i — потерн тепла на

1 кг топлива

с уходящими газами, от химической неполноты сгорания, механи­ ческой неполноты сгорания и от внешнего охлаждения; или в про­

центах от теплоты

сгорания топлива

 

100 =

т\к • 100 + <7У+ <7ХІ1М-і- <7м„ + дохл.

(18а)

<7у, <7 хпм, qмех, 9охл — те же потери в процентах от теплоты сгорания

топлива (§ 3); г|к — к. п. д. котельного агрегата «брутто», т. е. без учета служебного расхода пара.

Слагаемые правой части уравнений (18) и (18а)

связаны между

собою следующими соотношениями:

 

7 ѵ = —^ • 100 и т. д.

(186)

Q"

Потери тепла с уходящими газами составляют основную часть всех потерь котельных агрегатов. Эти потери связаны с тем, что температура газообразных продуктов сгорания, покидающих ко­ тельный агрегат, ty выше средней приведенной температуры t0 ис­ ходных продуктов (топливо, воздух, форсуночный пар и т. д.), подаваемых в агрегат. В связи с этим некоторое количество тепла, которое можно было бы использовать при охлаждении продуктов сгорания от температуры іу до to, теряется

Qy = Ц2уC p t m { t y О >

(19)


где niy— масса газообразных продуктов сгорания на выходе из ко­ тельного агрегата с учетом присоса наружного воздуха на 1 кг топлива в кг/кг; ср. т.— средняя удельная теплоемкость газообраз­ ных продуктов сгорания при постоянном давлении (для интервала температур ty—/0) в Д ж /(кг-К).

Напвыгодиейшая температура уходящих газов обычно состав­ ляет fy= 130-М 70° С.

Приведенная температура исходных продуктов близка к темпе­

ратуре наружного воздуха, поступающего в котельный

агрегат,

t0~ t n.n.

(19а)

Потери тепла от химической неполноты сгорания являются ре­ зультатом неполного сгорания топлива в пределах топки котель­ ного агрегата.

Продуктами неполного окисления (горения) в общем случае являются окись углерода (СО), водород (Н2), метан (СНЦ) и др.

Эти потери могут быть результатом недостаточного количест­ ва воздуха, плохого перемешивания воздуха с топливом и низкой температуры в топке.

Потери тепла от механической неполноты сгорания при сжига­ нии жидкого и газообразного топлива вдеамерных топках

*7мех “ 0-

Потери тепла от наружного охлаждения котельного агрегата вследствие конвекции и излучения зависят главным образом от размера и вида обмуровки, температуры обмуровки и окружаю­ щего воздуха. При расчетах обычно эти потери принимают по опытным данным в зависимости от паропроизводительности ко­ тельных агрегатов при номинальной нагрузке (см. рис. 2).

Полезный тепловой поток в котельном агрегате Ф,; в простей­ шем случае представляет собой поток тепла, воспринятого перегре­ тым паром (Фп. п). насыщенным паром (Ф„. „) и продувочной во­ дой (Фпр.в):

Фк = Ф.1 .П-f Фп.п + Фпр.в.

(20)

Сообщение тепла в элементах котельного агрегата при получе­ нии продувочной воды, перегретого и насыщенного пара осущест­ вляется при постоянном давлении, следовательно, поток тепла Ф в Вт можно подсчитать как произведение расхода теплоносителя D в кг/с на разность его удельных энтальпий Д/ в Дж/кг

Фп.п =

&п.п (^п.п

^п.в)»

(20а)

Ф[І.П =

-Оц.П (Іц.п

^п.в)>

(206)

Фпр.в “

^пр.в (Аір.в

*П.в)>

(20в)

где Da.п, Ди. п, Дпр. в — масса получаемого перегретого и насыщен­ ного пара и продувочной воды в единицу времени в кг/с; г'п. п, ін.п, г'пр. в, г'п. в — удельная энтальпия перегретого и насыщенного пара, продувочной и питательной воды в Дж/кг.

84