Файл: Романов Б.А. Котельные установки предприятий нефтяной и газовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
/ ш -
Рис. 36. Пароперегреватель котла ДКВ-4-13
78
Поддержание температуры перегретого пара в допустимых пре
делах (колебание 10— 15° С) осуществляется |
путем применения |
поверхностных и вспрыскивающих пароохладителей. |
|
Поверхностный пароохладитель состоит из корпуса, в который |
|
поступает пар, и трубок, по которым движется |
питательная вода. |
Регулирование температуры пара производится изменением массы протекающей воды через пароохладитель.
Во впрыскивающем охладителе регулирование осуществляется впрыском воды в поток пара, поступающий в промежуточный кол лектор пароперегревателя, при этом вода, испаряясь, понижает температуру пара.
Можно поддерживать температуру перегретого пара постоянной изменением массы дымовых газов, проходящих через газоход па роперегревателя. Такое регулирование называется газовым; при меняется оно редко.
Глава III
ТЯГОДУТЬЕВЫЕ УСТРОЙСТВА
§ 10. НАЗНАЧЕНИЕ, СХЕМЫ И РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ТЯГОДУТЬЕВЫХ УСТРОЙСТВ
Для осуществления рабочего процесса котельного агрегата не обходимо непрерывно подавать воздух для горения топлива и удалять из котельного агрегата образующиеся газообразные про дукты сгорания.
Внешняя сила, которая совершает работу при подаче воздуха в топку, при движении газообразных продуктов сгорания по газо ходам и дымовой трубе в атмосферу, называется силой тяги или просто тягой.
В зависимости от способа и вида устройства, с помощью кото
рых создается тяга в котельном |
агрегате, различают естественную |
|
и искусственную |
тяги. |
простейшим устройством — дымо |
Естественная |
тяга создается |
вой трубой и возникает вследствие разности давлений (на уровне горелок или форсунок) холодного наружного воздуха и горячих газообразных продуктов сгорания, заполняющих дымовую трубу.
Дымовая труба и фиктивный (мысленно представленный) столб
.наружного воздуха (рис. 37), соединенные через газоходы котель ного агрегата, представляют собой как бы сообщающиеся сосуды. Веса столбов атмосферного воздуха выше устья дымовой трубы слева и справа равны и на силу тяги влияния не оказывают.
Вес столба горячих продуктов сгорания в дымовой трубе (спра ва) меньше веса столба холодного наружного воздуха (слева ниже устья трубы). Поэтому наружный воздух поступает в топку и вы тесняет продукты сгорания по газоходам котельного агрегата и дымовой трубе в атмосферу. Таким образом, чем больше высота
79
трубы, выше температура продуктов сгорания и ниже температу
ра наружного воздуха, |
тем |
сильнее тяга. Следовательно, самая |
|
сильная тяга будет в сухой морозный день, а |
самая слабая — в |
||
летний туманный. |
|
|
железобетонными |
Дымовые трубы выполняются кирпичными, |
|||
и стальными. |
трубы |
устанавливаются |
высотой не более |
Стальные дымовые |
|||
35 м и диаметром 800 мм при сжигании малосернистого мазута. |
|||
|
|
Кирпичные трубы выполня |
|
|
|
ются из красного кирпича вы |
|
|
|
сотой до 70—80 м. При высо |
|
|
|
кой температуре дымовых га |
|
|
|
зов трубы внутри покрываются |
|
|
|
футеровкой |
из огнеупорного |
|
|
кирпича. |
|
|
^ |
Высота |
железобетонных |
|||
|
I- |
труб обычно более 80 м. Тру- |
||||
|
бы такой высоты |
строятся не |
||||
|
§г§ столько для создания сильной |
|||||
|
'§ |
тяги, сколько |
для |
удаления |
||
|
|
запыленных и вредных газов в |
||||
|
|
верхние слои атмосферы. |
||||
|
|
Кирпичные и |
железобетон |
|||
|
|
ные трубы |
большой |
высоты |
||
|
|
являются дорогими |
сооруже |
|||
Рис. |
37. Схема естественном тяги (сече |
ниями, поэтому |
одна |
труба |
||
устанавливается |
на |
2—4 ко |
||||
ния |
столбов воздуха и газов равны) |
тельных агрегата. |
|
|
прохо |
|
|
|
Продукты |
сгорания, |
дя по газоходам котла, водяного экономайзера, воздухоподогре вателя, по дымоходам и по дымовой трубе, встречают на своем пути сопротивления — повороты, сужения, шероховатости обму ровки и т. д. На преодоление этих сопротивлений .движению и за трачивается создаваемая дымовой трубой тяга. Если она недо статочна, то применяется искусственная тяга.
Искусственная тяга создается механическими или пароструй ными устройствами — вентиляторами, дымососами, сифонами. Схе ма котельного агрегата с искусственной тягой показана на рис. 38. В котельных, где котлы оборудованы смесительными или газома зутными горелками, воздух к ним подается под давлением от дутьевых установок. Дутьевая установка состоит из центробеж ного вентилятора, электродвигателя, воздухопровода и ограждения.
На рис. 39 изображена схема центробежного дутьевого венти лятора. Воздух захватывается вращающимися лопатками крыль чатки вентилятора, отбрасывается центробежной силой от центра к краям лопаток и создающимся давлением нагнетается в возду хопровод. В центре крыльчатки создается разрежение, куда бес прерывно поступает наружный воздух.
80
Дымосос устанавливается за котельным агрегатом. Газообраз ные продукты сгорания из последнего газохода засасываются ды мососом и выбрасываются в дымовую трубу. Конструктивно ды мососы сходны с вентиляторами и отличаются от них только более проточными лопатками и корпусом. Общий вид дымососной уста новки с направляющим аппаратом показан па рис. 40.
Рис. 38. |
Схема котельного агрегата с искусственной тягой: |
/ — дутьевой |
вентилятор; 2 — газомазутная горелка; 3 — дымосос; 4 — ды |
|
мовая труба |
В процессе работы котельного агрегата необходимо регулиро вать подачу воздуха и силу тяги. Регулирование осуществляют с помощью газовых и воздушных дроссельных заслонок и шиберов, тем самым уменьшают площадь проходного сечения газохода или. воздухопровода и увеличивают местное сопротивление. При этом уменьшаются сопротивление котельного агрегата и количество проходящих газов. Этот способ регулирования является самым не экономичным. Основным преимуществом дроссельного регулиро вания является простота, что и обусловило его широкое распрост ранение.
Изменяя частоту вращения вентилятора и дымососа, можно ре
гулировать давление (тягу) и количество |
проходящего воздуха |
или газообразных продуктов сгорания. Для |
применения этого спо |
соба необходимо иметь электродвигатель с регулируемой часто той вращения.
Изменение тяги можно производить также специальными на правляющими аппаратами (см. рис. 40), устанавливаемыми у вен тиляторов и дымососов.
81
Й
Рис. 39. Схема центробежного дутьевого вентилятора:
/ — корпус; 2 — лопатки; 3 — рабочее колесо {ро тор); 4 — пал ротора; 5 — нагнетательный патру бок; 6 — всасывающий патрубок
Рис. 40. Общин вид дымососной установки с направляющим аппаратом:
I — электродвигатель; 2 — охлаждение подшипников; |
3 — кожух; 4 — крыльчатка дымососа; 5 — нагнетательный патрубок; б — всасы |
вающий |
патрубок; 7 — направляющий аппарат |
Для создания искусственной тяги применяют также пароструй ное устройство — сифон. Сифон представляет собой согнутое из трубы кольцо с мелкими отверстиями. Если в сифон пустить пар, то он будет вытекать через отверстия и отсасывать дымовые газы. Сифон должен быть установлен точно посередине дымовой трубы в строго горизонтальном положении. В противном случае пар, вы ходящий из сифона, будет ударять в стенку дымовой трубы и те рять значительную часть своей энергии.
Глава IV
ОСНОВЫ ТЕПЛОВОГО И АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА
§ И. БАЛАНС ТЕПЛА ДЛЯ КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА, К. П. Д. И РАСХОД ТОПЛИВА
Балансом тепла котельного агрегата называется равенство ме жду располагаемым количеством энергии и его распределением. Тепловой баланс составляется на 1 кг топлива и записывается так:
Q b = |
Qno.l г Qy "Г QxiiM “Г Q mcx Jr Q o.™> |
( 1 8 ) |
где QE — низшая теплота сгорания 1 кг топлива в кДж/кг; <2Пол — |
||
тепло 1 кг топлива, |
полезно использованное в котельном агрегате, |
|
в кДж/кг; Qy, QX„M, |
Qmcx, Qox.i — потерн тепла на |
1 кг топлива |
с уходящими газами, от химической неполноты сгорания, механи ческой неполноты сгорания и от внешнего охлаждения; или в про
центах от теплоты |
сгорания топлива |
|
100 = |
т\к • 100 + <7У+ <7ХІ1М-і- <7м„ + дохл. |
(18а) |
<7у, <7 хпм, qмех, 9охл — те же потери в процентах от теплоты сгорания
топлива (§ 3); г|к — к. п. д. котельного агрегата «брутто», т. е. без учета служебного расхода пара.
Слагаемые правой части уравнений (18) и (18а) |
связаны между |
собою следующими соотношениями: |
|
7 ѵ = —^ • 100 и т. д. |
(186) |
Q"
Потери тепла с уходящими газами составляют основную часть всех потерь котельных агрегатов. Эти потери связаны с тем, что температура газообразных продуктов сгорания, покидающих ко тельный агрегат, ty выше средней приведенной температуры t0 ис ходных продуктов (топливо, воздух, форсуночный пар и т. д.), подаваемых в агрегат. В связи с этим некоторое количество тепла, которое можно было бы использовать при охлаждении продуктов сгорания от температуры іу до to, теряется
Qy = Ц2уC p t m { t y О > |
(19) |
где niy— масса газообразных продуктов сгорания на выходе из ко тельного агрегата с учетом присоса наружного воздуха на 1 кг топлива в кг/кг; ср. т.— средняя удельная теплоемкость газообраз ных продуктов сгорания при постоянном давлении (для интервала температур ty—/0) в Д ж /(кг-К).
Напвыгодиейшая температура уходящих газов обычно состав ляет fy= 130-М 70° С.
Приведенная температура исходных продуктов близка к темпе
ратуре наружного воздуха, поступающего в котельный |
агрегат, |
t0~ t n.n. |
(19а) |
Потери тепла от химической неполноты сгорания являются ре зультатом неполного сгорания топлива в пределах топки котель ного агрегата.
Продуктами неполного окисления (горения) в общем случае являются окись углерода (СО), водород (Н2), метан (СНЦ) и др.
Эти потери могут быть результатом недостаточного количест ва воздуха, плохого перемешивания воздуха с топливом и низкой температуры в топке.
Потери тепла от механической неполноты сгорания при сжига нии жидкого и газообразного топлива вдеамерных топках
*7мех “ 0-
Потери тепла от наружного охлаждения котельного агрегата вследствие конвекции и излучения зависят главным образом от размера и вида обмуровки, температуры обмуровки и окружаю щего воздуха. При расчетах обычно эти потери принимают по опытным данным в зависимости от паропроизводительности ко тельных агрегатов при номинальной нагрузке (см. рис. 2).
Полезный тепловой поток в котельном агрегате Ф,; в простей шем случае представляет собой поток тепла, воспринятого перегре тым паром (Фп. п). насыщенным паром (Ф„. „) и продувочной во дой (Фпр.в):
Фк = Ф.1 .П-f Фп.п + Фпр.в. |
(20) |
Сообщение тепла в элементах котельного агрегата при получе нии продувочной воды, перегретого и насыщенного пара осущест вляется при постоянном давлении, следовательно, поток тепла Ф в Вт можно подсчитать как произведение расхода теплоносителя D в кг/с на разность его удельных энтальпий Д/ в Дж/кг
Фп.п = |
&п.п (^п.п |
^п.в)» |
(20а) |
Ф[І.П = |
-Оц.П (Іц.п |
^п.в)> |
(206) |
Фпр.в “ |
^пр.в (Аір.в |
*П.в)> |
(20в) |
где Da.п, Ди. п, Дпр. в — масса получаемого перегретого и насыщен ного пара и продувочной воды в единицу времени в кг/с; г'п. п, ін.п, г'пр. в, г'п. в — удельная энтальпия перегретого и насыщенного пара, продувочной и питательной воды в Дж/кг.
84