Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

держки нормальной циркуляции катализатора. После прекращения подачи сырья в реактор раздельно оста­ навливают реакторный и нагревательно-фракционирую­ щий блок.

Порядок остановки реакторного блока следующий. Циркуляцию катализатора не прерывают до тех пор, пока его температура не снизится до 300—350 °С. Одно­ временно продолжают регулировать температуру на входе в электрофильтры вспрыском воды в увлажни­ тель. Открывают выход паров из реактора в атмосферу и закрывают поступление их из реактора в колонну. Перемещают катализатор из реактора в регенератор. Снижают температуру в реакторе со скоростью 50 °С/ч путем уменьшения количества подаваемого пара. По до­ стижении температуры в реакторе 150°С подачу пара прекращают. Выгружают катализатор из бункеров элек­ трофильтров и из регенератора в бункер для хранения катализатора. После снижения температуры в регене­ раторе до 360 °С пар из -змеевика пароподогревателя направляют в линию мятого пара. Затем всю водяную систему освобождают от воды продувкой воздуха.

Выгрузив катализатор, подачу воздуха в регенера­ тор прекращают. Устанавливают заглушку на трубо­ проводе из реактора в ректификационную колонну; для удаления катализатора систему реакторного блока про­ дувают воздухом в течение 24 ч. По окончании продув­

ки

закрывают все-задвижки и снимают напряжение

с

электрофильтров.

Нагревательно-фракционирующий и газовый блоки останавливают в следующем порядке. Продолжают цир­ куляцию в системе и снижают температуру продукта на выходе из нагревательной печи. После снижения в рек­ тификационной колонне температуры останавливают насосы циркуляционного и острого орошения и прекра­ щают подачу пара в отпарные колонны. Поочередно останавливают. газомоторные компрессоры; при этом в газосепараторе поддерживают избыточное давление 0,2—0,3 кгс/см2 . Одновременно с прекращением подачи в реактор сырья останавливают компрессоры. Откачи­ вают бензин из газосепаратора 14 (см. рис. 34) через блок, стабилизации в резервуариый парк-.

Прекращают подачу острого орошения в стабилиза­ тор 32 (см. рис. 34). Откачивают легкий бензин из га-

127

зосепаратора 31 и бензин с низа фракционирующего абсорбера 29 и стабилизатора 32, а также из их кипя­ тильников в емкости для хранения. Перекрывают за­ движки на линиях подачи сырья на установку и на ли­ ниях откачки продуктов в емкости для хранения.

Аварийная остановка установки. В процессе эксплуа­ тации установки может прекратиться циркуляция ката­ лизатора, подача на установку сырья, электроэнергии, пара, воды, воздуха для КИП, нарушиться герметич­ ность аппаратуры и трубопроводов, технологический режим, возникнуть неисправность насосов и компрессо­ ров. В этих случаях на установке создается аварийная ситуация. Для ее ликвидации неисправное оборудова­ ние отключают. Если это невозможно, приступают к аварийной остановке установки. Способы остановки зависят от -причины, вызвавшей аварию. Ниже изла­ гаются правила остановки установки при некоторых аварийных ситуациях.

Прекращение подачи сырья на установку вызывает перегрев сырья в трубах нагревательной печи и, как следствие, закоксовывание змеевика печи. Одновремен­ но слой катализатора осаждается в транспортной линии реактора и в нижней его части; в результате из-за пре­ кращения подачи паров сырья в реактор объем продук­ тов крекинга уменьшается. Поскольку газомоторные компрессоры продолжают откачивать газы из системы, установки, давление в реакторе снижается. При этом в реактор может попасть воздух и образовать с нефте­ продуктами взрывную смесь. Тогда снижают темпера­ туру в нагревательной печи, увеличивают подачу пара в транспортную линию реактора для предотвращения попадания воздуха из регенератора и останавливают часть газомоторных компрессоров для поддержания из­

быточного

давления в реакторе

на уровне

0,5—

0,6 кгс/см2 .

Если за короткое время

восстановить

пода­

чу сырья невозможно, установку переводят на циркуля­ цию.

Наиболее часто катализатор перестает циркулиро­ вать в результате чрезмерного перепада давления на до­ зирующей задвижке на стояке регенератора, а также если прекращается движение катализатора через дози­ рующие задвижки на стояках реактора и регенератора. В этом случае дозирующие задвижки на стояках реак-

128


тора и регенератора перекрывают и нагревательно-фрак­ ционирующий блок переводят на циркуляцию, закрыв задвижку поступления сырья в транспортную линию реактора. Продувают стояк регенератора воздухом, по­ давая его в точки аэрации в максимальном количестве. Если воздух проходит нормально, подачу воздуха уменьшают до обычной и быстро открывают и за­ крывают дозирующие задвижки. Если перепад давления восстанавливается до нормального, налаживают цирку­ ляцию катализатора.

При закупорке катализатором транспортных трубо­ проводов реактора и регенератора давление в трубопро­ водах повысится до максимального, а перепад давления на дозирующих задвижках напорных стояков понизится до нуля. Для ликвидации аварийного положения реак­ тор снимают с потока сырья и продувают транспортные линии до тех пор, пока не установится нормальная про­ ходимость транспортирующего агента (в данном слу­ чае воздуха для транспортного трубопровода регенера­ тора и пара для транспортного трубопровода реакто­ ра),. Затем восстанавливают нормальную циркуляцию катализатора и включают подачу сырья в реактор.

Если уровень катализатора в отпарной зоне реак­ тора будет ниже нормы, транспортирующий воздух мо­ жет прорваться в реактор и образовать взрывоопасную смесь. Поэтому необходимо срочно восстановить уро­ вень катализатора:' нужно прикрыть дозирующую за­ движку на стояке реактора, накопить обычное количе­ ство катализатора в отпарной зоне и обеспечить его нор­ мальную циркуляцию.

При уровне кипящего слоя в регенераторе ниже нор­ мы и перепаде давления на дозирующей задвижке ни­ же 250 мм рт. ст. пары сырья могут прорваться в реге­ нератор и образовать взрывную концентрацию паров нефтепродуктов. Для предотвращения этого отключают подачу сырья в реактор, повышают уровень катализато­ ра в регенераторе загрузкой свежей его порции и вос­ станавливают циркуляцию катализатора.

В случае прекращения подачи электроэнергии обо­ рудование, приводимое в движение электродвигателями, останавливается; может также прекратиться электро­ питание осветительных приборов. Тогда в схеме реак­ торного блока перекрывают следующие задвижки: на

9—2366

129


трубопроводе

подачи

воздуха в транспортную

линию-

и воздушные

короба и на аэрацию; на стояках

реак­

тора и регенератора;

на трубопроводе подачи

сырья

в транспортный трубопровод. Одновременно открывают задвижку на трубопроводе циркуляции сырья в ректи­ фикационную колонну и на стояках электрофильтров. Затем прекращают подачу шлама в регенератор и уменьшают подачу пара в отпарную секцию реактора. В зимнее время в трубопроводы циркуляции воды по­ дают водяной пар. В схеме нагревательно-фракциони­ рующего и газового блока гасят форсунки нагреватель­ ной печи и перекрывают задвижки на трубопроводах газообразного и жидкого топлива. После прекращения подачи сырья в транспортную линию реактора змеевик нагревательной печи продувают паром, который затем направляют в ректификационную колонну. Закрывают­ ся задвижки на выкидном трубопроводе остановивших­ ся насосов и на выводе легкого и тяжелого газойля из ректификационной колонны. Затем останавливают газо­ моторные компрессоры. Если электроэнергия не подает­ ся длительное время, реактор пропаривают, отключают от ректификационной колонны и устанавливают в нем постоянное давление выбросом водяного пара в атмо­ сферу. При возобновлении электроснабжения уста­ новки продувают катализаторопроводы, восстанавлива­ ют циркуляцию катализатора и выводят установку на нормальный технологический режим.

Отсутствие

подачи

оборотной воды на

установку

в течение 5—10

мин вызывает необходимость

аварийной

остановки установки,

так как прекращается

охлажде­

ние подшипников воздуходувок,

компрессоров,

насосов,

а

также

получаемых

продуктов.

Перестают

подавать

в

реактор

нефтяные

пары и установку останавливают.

При остановке воздуходувки прекращается подача воздуха в транспортный трубопровод регенератора и в короба, и, следовательно, катализатор не поступает из реактора в регенератор. В этом случае снижают про­ изводительность установки по сырью, увеличивают по­ дачу пара в транспортный трубопровод реактора и пре­ кращают подачу шлама в реактор. Затем включают ре­ зервную воздуходувку, восстанавливают циркуляцию катализатора в системе и выводят установку на нор­ мальный технологический режим.

130


Если в трубе появляется небольшой пропуск, то об­ разующийся факел имеет ограниченные размеры. По­ этому перегрева несущих конструкций не возникает. Можно нормально остановить нагревательно-фрак­ ционирующий и газовый блоки, соблюдая меры пред­ осторожности. Гасить форсунки, расположенные против места пропуска, запрещается, так как необходимо под­ держивать горение продукта, вытекающего из трубы. Иначе в камере печи может образоваться взрывоопас­ ная концентрация паров. После остановки сырьевого насоса и тщательной продувки змеевика печи паром (ко­ торый затем проходит в ректификационную колонну) можно погасить все форсунки. В реакторно-регенериро- ванном блоке нужно поддерживать циркуляцию катали­ затора до снятия реактора с потока нефтяных паров, а также после снятия. Дальнейший порядок остановки тот же, что и при нормальной остановке установки.

При пропуске из змеевика печи больших количеств нефтепродукта аварию ликвидируют следующим путем. Останавливают сырьевой насос, прекращают подачу жидкого и газообразного топлива к форсункам печи и перекрывают вход сырья в транспортный трубопровод реактора. Закрывают регистры на форсунках печи, ши­ беры на дымоходе и в камеру сгорания подают пар для прекращения горения вылившегося продукта. В реак­ торном блоке поддерживают нормальную циркуляцию катализатора до выгорания на нем кокса. Колонны на­ гревательно-фракционирующего и газового блоков вы­ ключают (так же как и при нормальной остановке).

Газомоторные компрессоры останавливают из-за от­ сутствия топливного газа, при давлении на приеме I сту­ пени компрессии выше нормы и при неисправности компрессоров. Обычно неисправный компрессор заме­

няют резервным.

Для снижения

давления

на

приеме

I ступени компрессии до нормы

включают

резервные

компрессоры

или

временно сбрасывают

часть

газа

с приема I

ступени компрессоров

на факел. Если ком­

прессоры остановили вследствие отсутствия топливного газа, то газ каталитического крекинга сбрасывают на

факел

и

при необходимости снижают производитель­

ность

установки.

После подачи топливного газа нор­

мальную

работу

компрессоров и установки продол­

жают.

 

 

 

9*

 

 

131


Нарушение герметичности аппаратов и трубопрово­ дов может вызвать пожар или взрыв. Для ликвидации пропуска на аварийном аппарате и участке трубопрово­ да аппарат отключают от источников поступления неф­ тепродукта задвижками и задержащиеся в нем нефте­ продукты сбрасывают в факельную линию. В зависимо­ сти от характера пропуска осуществляют аварийную или нормальную остановку установки.

Утечку катализатора из транспортного трубопрово­ да регенератора можно устранить наложением на про­ худившийся участок заплаты. Если это невозможно, то осуществляют нормальную остановку установки.

Если прекращается подача на установку острого па­ ра, срывается режим отпарки углеводородов от катали­ затора в отпарной зоне реактора и легких углеводоро­ дов от керосина и газойлей в отпарных колоннах. Одно­ временно прекращается распыление жидкого топлива форсунками нагревательной печи. Для предотвращения аварий, возможных в этом случае в реакторно-регенера-

торном блоке, прекращают подачу

в реактор сырья

и в нагревательно-фракционирующем

блоке устанавли­

вают циркуляцию жидких продуктов. Закрывают за­ движки во всех точках поступления пара и в первую очередь в транспортный трубопровод и отпарную зону реактора. Продолжают циркуляцию катализатора и в регенераторе путем подачи топлива через форсунку поддерживают температуру 550 °С. При длительном от­ сутствии подачл пара приступают к нормальной оста­ новке установки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА БЛОКА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА УСТАНОВКИ ГК-3

На крупнотоннажных установках ГК-3 осуществля­ ют процессы атмосферной и вакуумной перегонки неф­

ти, термического

крекинга

мазута, каталитического

крекинга

газойля

и вторичной

перегонки

бензинов.

В состав

блока

каталитического

крекинга входят реак­

торный

узел и

 

системы

фракционирования

жидких

и газообразных

продуктов крекинга.

 

Технологическая схема блока каталитического кре­ кинга показана на рис. 38. Сырье нагревается в теп­ лообменниках легкого и тяжелого газойля и догревает-

132