Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
держки нормальной циркуляции катализатора. После прекращения подачи сырья в реактор раздельно оста навливают реакторный и нагревательно-фракционирую щий блок.
Порядок остановки реакторного блока следующий. Циркуляцию катализатора не прерывают до тех пор, пока его температура не снизится до 300—350 °С. Одно временно продолжают регулировать температуру на входе в электрофильтры вспрыском воды в увлажни тель. Открывают выход паров из реактора в атмосферу и закрывают поступление их из реактора в колонну. Перемещают катализатор из реактора в регенератор. Снижают температуру в реакторе со скоростью 50 °С/ч путем уменьшения количества подаваемого пара. По до стижении температуры в реакторе 150°С подачу пара прекращают. Выгружают катализатор из бункеров элек трофильтров и из регенератора в бункер для хранения катализатора. После снижения температуры в регене раторе до 360 °С пар из -змеевика пароподогревателя направляют в линию мятого пара. Затем всю водяную систему освобождают от воды продувкой воздуха.
Выгрузив катализатор, подачу воздуха в регенера тор прекращают. Устанавливают заглушку на трубо проводе из реактора в ректификационную колонну; для удаления катализатора систему реакторного блока про дувают воздухом в течение 24 ч. По окончании продув
ки |
закрывают все-задвижки и снимают напряжение |
с |
электрофильтров. |
Нагревательно-фракционирующий и газовый блоки останавливают в следующем порядке. Продолжают цир куляцию в системе и снижают температуру продукта на выходе из нагревательной печи. После снижения в рек тификационной колонне температуры останавливают насосы циркуляционного и острого орошения и прекра щают подачу пара в отпарные колонны. Поочередно останавливают. газомоторные компрессоры; при этом в газосепараторе поддерживают избыточное давление 0,2—0,3 кгс/см2 . Одновременно с прекращением подачи в реактор сырья останавливают компрессоры. Откачи вают бензин из газосепаратора 14 (см. рис. 34) через блок, стабилизации в резервуариый парк-.
Прекращают подачу острого орошения в стабилиза тор 32 (см. рис. 34). Откачивают легкий бензин из га-
127
зосепаратора 31 и бензин с низа фракционирующего абсорбера 29 и стабилизатора 32, а также из их кипя тильников в емкости для хранения. Перекрывают за движки на линиях подачи сырья на установку и на ли ниях откачки продуктов в емкости для хранения.
Аварийная остановка установки. В процессе эксплуа тации установки может прекратиться циркуляция ката лизатора, подача на установку сырья, электроэнергии, пара, воды, воздуха для КИП, нарушиться герметич ность аппаратуры и трубопроводов, технологический режим, возникнуть неисправность насосов и компрессо ров. В этих случаях на установке создается аварийная ситуация. Для ее ликвидации неисправное оборудова ние отключают. Если это невозможно, приступают к аварийной остановке установки. Способы остановки зависят от -причины, вызвавшей аварию. Ниже изла гаются правила остановки установки при некоторых аварийных ситуациях.
Прекращение подачи сырья на установку вызывает перегрев сырья в трубах нагревательной печи и, как следствие, закоксовывание змеевика печи. Одновремен но слой катализатора осаждается в транспортной линии реактора и в нижней его части; в результате из-за пре кращения подачи паров сырья в реактор объем продук тов крекинга уменьшается. Поскольку газомоторные компрессоры продолжают откачивать газы из системы, установки, давление в реакторе снижается. При этом в реактор может попасть воздух и образовать с нефте продуктами взрывную смесь. Тогда снижают темпера туру в нагревательной печи, увеличивают подачу пара в транспортную линию реактора для предотвращения попадания воздуха из регенератора и останавливают часть газомоторных компрессоров для поддержания из
быточного |
давления в реакторе |
на уровне |
0,5— |
0,6 кгс/см2 . |
Если за короткое время |
восстановить |
пода |
чу сырья невозможно, установку переводят на циркуля цию.
Наиболее часто катализатор перестает циркулиро вать в результате чрезмерного перепада давления на до зирующей задвижке на стояке регенератора, а также если прекращается движение катализатора через дози рующие задвижки на стояках реактора и регенератора. В этом случае дозирующие задвижки на стояках реак-
128
тора и регенератора перекрывают и нагревательно-фрак ционирующий блок переводят на циркуляцию, закрыв задвижку поступления сырья в транспортную линию реактора. Продувают стояк регенератора воздухом, по давая его в точки аэрации в максимальном количестве. Если воздух проходит нормально, подачу воздуха уменьшают до обычной и быстро открывают и за крывают дозирующие задвижки. Если перепад давления восстанавливается до нормального, налаживают цирку ляцию катализатора.
При закупорке катализатором транспортных трубо проводов реактора и регенератора давление в трубопро водах повысится до максимального, а перепад давления на дозирующих задвижках напорных стояков понизится до нуля. Для ликвидации аварийного положения реак тор снимают с потока сырья и продувают транспортные линии до тех пор, пока не установится нормальная про ходимость транспортирующего агента (в данном слу чае воздуха для транспортного трубопровода регенера тора и пара для транспортного трубопровода реакто ра),. Затем восстанавливают нормальную циркуляцию катализатора и включают подачу сырья в реактор.
Если уровень катализатора в отпарной зоне реак тора будет ниже нормы, транспортирующий воздух мо жет прорваться в реактор и образовать взрывоопасную смесь. Поэтому необходимо срочно восстановить уро вень катализатора:' нужно прикрыть дозирующую за движку на стояке реактора, накопить обычное количе ство катализатора в отпарной зоне и обеспечить его нор мальную циркуляцию.
При уровне кипящего слоя в регенераторе ниже нор мы и перепаде давления на дозирующей задвижке ни же 250 мм рт. ст. пары сырья могут прорваться в реге нератор и образовать взрывную концентрацию паров нефтепродуктов. Для предотвращения этого отключают подачу сырья в реактор, повышают уровень катализато ра в регенераторе загрузкой свежей его порции и вос станавливают циркуляцию катализатора.
В случае прекращения подачи электроэнергии обо рудование, приводимое в движение электродвигателями, останавливается; может также прекратиться электро питание осветительных приборов. Тогда в схеме реак торного блока перекрывают следующие задвижки: на
9—2366 |
129 |
трубопроводе |
подачи |
воздуха в транспортную |
линию- |
и воздушные |
короба и на аэрацию; на стояках |
реак |
|
тора и регенератора; |
на трубопроводе подачи |
сырья |
в транспортный трубопровод. Одновременно открывают задвижку на трубопроводе циркуляции сырья в ректи фикационную колонну и на стояках электрофильтров. Затем прекращают подачу шлама в регенератор и уменьшают подачу пара в отпарную секцию реактора. В зимнее время в трубопроводы циркуляции воды по дают водяной пар. В схеме нагревательно-фракциони рующего и газового блока гасят форсунки нагреватель ной печи и перекрывают задвижки на трубопроводах газообразного и жидкого топлива. После прекращения подачи сырья в транспортную линию реактора змеевик нагревательной печи продувают паром, который затем направляют в ректификационную колонну. Закрывают ся задвижки на выкидном трубопроводе остановивших ся насосов и на выводе легкого и тяжелого газойля из ректификационной колонны. Затем останавливают газо моторные компрессоры. Если электроэнергия не подает ся длительное время, реактор пропаривают, отключают от ректификационной колонны и устанавливают в нем постоянное давление выбросом водяного пара в атмо сферу. При возобновлении электроснабжения уста новки продувают катализаторопроводы, восстанавлива ют циркуляцию катализатора и выводят установку на нормальный технологический режим.
Отсутствие |
подачи |
оборотной воды на |
установку |
в течение 5—10 |
мин вызывает необходимость |
аварийной |
|
остановки установки, |
так как прекращается |
охлажде |
ние подшипников воздуходувок, |
компрессоров, |
насосов, |
|||
а |
также |
получаемых |
продуктов. |
Перестают |
подавать |
в |
реактор |
нефтяные |
пары и установку останавливают. |
При остановке воздуходувки прекращается подача воздуха в транспортный трубопровод регенератора и в короба, и, следовательно, катализатор не поступает из реактора в регенератор. В этом случае снижают про изводительность установки по сырью, увеличивают по дачу пара в транспортный трубопровод реактора и пре кращают подачу шлама в реактор. Затем включают ре зервную воздуходувку, восстанавливают циркуляцию катализатора в системе и выводят установку на нор мальный технологический режим.
130
Если в трубе появляется небольшой пропуск, то об разующийся факел имеет ограниченные размеры. По этому перегрева несущих конструкций не возникает. Можно нормально остановить нагревательно-фрак ционирующий и газовый блоки, соблюдая меры пред осторожности. Гасить форсунки, расположенные против места пропуска, запрещается, так как необходимо под держивать горение продукта, вытекающего из трубы. Иначе в камере печи может образоваться взрывоопас ная концентрация паров. После остановки сырьевого насоса и тщательной продувки змеевика печи паром (ко торый затем проходит в ректификационную колонну) можно погасить все форсунки. В реакторно-регенериро- ванном блоке нужно поддерживать циркуляцию катали затора до снятия реактора с потока нефтяных паров, а также после снятия. Дальнейший порядок остановки тот же, что и при нормальной остановке установки.
При пропуске из змеевика печи больших количеств нефтепродукта аварию ликвидируют следующим путем. Останавливают сырьевой насос, прекращают подачу жидкого и газообразного топлива к форсункам печи и перекрывают вход сырья в транспортный трубопровод реактора. Закрывают регистры на форсунках печи, ши беры на дымоходе и в камеру сгорания подают пар для прекращения горения вылившегося продукта. В реак торном блоке поддерживают нормальную циркуляцию катализатора до выгорания на нем кокса. Колонны на гревательно-фракционирующего и газового блоков вы ключают (так же как и при нормальной остановке).
Газомоторные компрессоры останавливают из-за от сутствия топливного газа, при давлении на приеме I сту пени компрессии выше нормы и при неисправности компрессоров. Обычно неисправный компрессор заме
няют резервным. |
Для снижения |
давления |
на |
приеме |
|
I ступени компрессии до нормы |
включают |
резервные |
|||
компрессоры |
или |
временно сбрасывают |
часть |
газа |
|
с приема I |
ступени компрессоров |
на факел. Если ком |
прессоры остановили вследствие отсутствия топливного газа, то газ каталитического крекинга сбрасывают на
факел |
и |
при необходимости снижают производитель |
|
ность |
установки. |
После подачи топливного газа нор |
|
мальную |
работу |
компрессоров и установки продол |
|
жают. |
|
|
|
9* |
|
|
131 |
Нарушение герметичности аппаратов и трубопрово дов может вызвать пожар или взрыв. Для ликвидации пропуска на аварийном аппарате и участке трубопрово да аппарат отключают от источников поступления неф тепродукта задвижками и задержащиеся в нем нефте продукты сбрасывают в факельную линию. В зависимо сти от характера пропуска осуществляют аварийную или нормальную остановку установки.
Утечку катализатора из транспортного трубопрово да регенератора можно устранить наложением на про худившийся участок заплаты. Если это невозможно, то осуществляют нормальную остановку установки.
Если прекращается подача на установку острого па ра, срывается режим отпарки углеводородов от катали затора в отпарной зоне реактора и легких углеводоро дов от керосина и газойлей в отпарных колоннах. Одно временно прекращается распыление жидкого топлива форсунками нагревательной печи. Для предотвращения аварий, возможных в этом случае в реакторно-регенера-
торном блоке, прекращают подачу |
в реактор сырья |
и в нагревательно-фракционирующем |
блоке устанавли |
вают циркуляцию жидких продуктов. Закрывают за движки во всех точках поступления пара и в первую очередь в транспортный трубопровод и отпарную зону реактора. Продолжают циркуляцию катализатора и в регенераторе путем подачи топлива через форсунку поддерживают температуру 550 °С. При длительном от сутствии подачл пара приступают к нормальной оста новке установки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА БЛОКА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА УСТАНОВКИ ГК-3
На крупнотоннажных установках ГК-3 осуществля ют процессы атмосферной и вакуумной перегонки неф
ти, термического |
крекинга |
мазута, каталитического |
||||
крекинга |
газойля |
и вторичной |
перегонки |
бензинов. |
||
В состав |
блока |
каталитического |
крекинга входят реак |
|||
торный |
узел и |
|
системы |
фракционирования |
жидких |
|
и газообразных |
продуктов крекинга. |
|
Технологическая схема блока каталитического кре кинга показана на рис. 38. Сырье нагревается в теп лообменниках легкого и тяжелого газойля и догревает-
132